Научная статья на тему 'Проблема нелегальной заготовки древесины в Красноярском крае'

Проблема нелегальной заготовки древесины в Красноярском крае Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
172
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Данилова А.О., Катанаева М.А.

The problem of illegal turnover of timber products in Krasnoyarskiy kray is analysed and ways of timber legality confirmation on the market are considered in the given paper.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема нелегальной заготовки древесины в Красноярском крае»

ПРОБЛЕМА НЕЛЕГАЛЬНОЙ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

Данилова А.О., Катанаева М.А. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)

The problem of illegal turnover of timber products in Krasnoyarskiy kray is analysed and ways of timber legality confirmation on the market are considered in the given paper.

На территории России основные запасы деловой древесины расположены в Сибири. Сибирский климат отличается суровостью, и бореальный лес вырастает стойким, прочным и высоким, что обуславливает его ценность на мировом рынке.

Красноярский край - один из самых лесных регионов России, на его территории находится около 15 % лесных угодий страны. По данным Агентства лесно-

-5

го хозяйства общий запас древесины по краю оценивается в 7,4 млрд. м , причем основную его долю, более 80 %, составляет древесина хвойных пород (6 млрд.

-5

м ). Леса имеют эксплуатационное значение, в основном заготавливается высококачественная хвойная древесина [1].

К сожалению, богатые запасы лесов ценных хвойных пород привлекают в край не инвесторов с долгосрочными проектами, а команды «черных лесорубов». Единого мнения о масштабах незаконных рубок в Красноярском крае у специалистов нет; называют цифры от десятых долей процента [2] до 30 % от общего оборота лесной отрасли [3]. Даже наиболее пессимистичные цифры выглядят не столь незначительными по сравнению с данными других регионов, где незаконные рубки достигают 70-80 %, однако за ними скрываются немалые убытки для краевого бюджета [4]. Лишь в 2006 году ущерб от браконьеров-заготовителей древесины превысил 200 млн. рублей [5]. В то же время, вред от незаконной заготовки древесины не ограничивается только уменьшением налоговых поступлений в бюджет, нелегитимные рубки влекут за собой также ряд экологических проблем - нарушение лесных экосистем, потерю биоразнообразия и обезлесение. При этом от самовольной заготовки страдают, в основном, наиболее ценные хвойные леса. Помимо этого, нелегальные рубки леса с его последующей продажей нарушают рыночные механизмы лесной отрасли - заготовители дешевой нелегальной древесины получают конкурентные преимущества, ослабляя при этом стабильность и устойчивое развитие всего лесопромышленного комплекса.

Таким образом, незаконная заготовка высококачественной хвойной древесины влечет за собой целый ряд взаимосвязанных проблем, затрагивающих интересы органов государственной власти, экологических организаций, предприятий-лесозаготовителей, предприятий лесопереработки и всего общества в целом.

Как показывает практика многих стран-экспортеров леса, ужесточение наказания для недобросовестных заготовителей - не приносит желаемого эффекта. Это связано с тем, что экономическая выгода от нелегальной заготовки древесины, в особенности ценных пород, в любом случае значительно превышает риск недобросовестного заготовителя. Кроме того, существует проблема безнаказанности: на практике выявить незаконную заготовку не просто, так как единствен-

ный оперативный путь - поймать нарушителя за руку в момент рубки. Но даже из выявленных нарушений, по статистике, лишь четверть оформляются в уголовные дела и доходят до судов [6].

Борьба с нелегальными рубками со стороны органов государственной власти (от Министерства природных ресурсов до таможенных управлений) ведется давно и включает в себя целый ряд мероприятий, таких как: патрулирование участков леса межведомственными оперативными группами; ограничение числа погрузочных площадок (терминалов) и открытая погрузка древесины система дистанционного мониторинга лесов с использованием новейших спутниковых систем; материальное вознаграждение работникам лесной службы за сохраненный лес; разработка единой методики выполнения измерений объемных показателей древесины; предоставление участков лесного фонда крупным компаниям-переработчикам с длительными сроками аренды; система маркировки вырубаемых деревьев штрих-кодами и другие [7].

Очевидно, что перечисленные мероприятия, в основном, нацелены на усиление оперативного контроля за отраслью и не являются частью единой экономической стратегии по развитию лесопромышленного комплекса, поэтому и приносимые ими результаты оказались не столь масштабны, как предполагалось.

Развитые страны импортеры и экспортеры леса, такие как Финляндия, Швеция, Канада, США, Япония и другие пошли по пути добровольного подтверждения легальности древесины. Законность происхождения лесопродукции становится одним из наиболее значимых критериев при оценке поставщиков и конкурентным преимуществом в борьбе за рынки сбыта. В этих условиях заготовитель древесины сам стремится доказать легальность происхождения своей продукции, чтобы завоевать доверие потребителя.

Сегодня движение мирового сообщества по пути к легальному лесному бизнесу наиболее явно выражает Министерский процесс «Правоприменение, управление и торговля в лесном секторе Европы и Северной Азии» (ENA FLEGT). Процесс ENA FLEGT направлен на построение взаимосвязей партнерства между различными заинтересованными сторонами лесозаготовительной и лесопромышленной деятельности. Россия присоединилась к переговорному процессу в рамках FLEGT в феврале 2005 года [8]. В отличие от многих инициатив последних лет, которые были направлены на развитие механизмов устойчивого лесопользования, План действий ENA FLEGT направлен именно на подтверждение легальности, что является более достижимой целью и первым шагом на пути к устойчивому лесоуправлению. Процесс FLEGT, призван помочь различным государствам унифицировать термины, понятия и ввести единый подход к мерам наказания лесных браконьеров. Странам импортерам предлагается заключать со своими поставщиками Добровольное партнерское соглашение о том, что ввоз в страну будет возможен только для продукции, чья легальность подтверждена. И, хотя каждое соглашение должно заключаться индивидуально, все они обязаны содержать четыре основных элемента, составляющих Систему гарантирования легальности древесины: определение понятия «легальность», система прослеживаемости движения продукции, порядок выдачи лицензий и независимый мониторинг.

Ориентация мирового рынка на законную древесину уже сейчас сказывается на работе российских предприятий, экспортирующих лес. Например, Япония с

апреля 2006 г. законодательно запретила ввоз нелегальной древесины в страну [9]. Впрочем, и на внутреннем рынке России можно уже наблюдать тенденцию к легитимизации оборота древесины. А в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию эта тенденция станет актуальной для всех предприятий лесного комплекса страны.

Таким образом, легальность продукции становится одной из основ деятельности любого предприятия лесного комплекса. Наиболее эффективным способом её подтверждения признана проверка третьей независимой стороной - сертификация. Значение лесной сертификации для развития отрасли признается государством на самом высоком уровне. Руководитель Рослесхоза Валерий Рощупкин подчеркнул, что распространение добровольной лесной сертификации в лесном комплексе РФ напрямую влияет на сокращение объемов незаконного деревообо-рота.

На сегодняшний день в мире нет единых требований и даже единого определения легальности. Государства разрабатывают национальные стандарты, свои стандарты устанавливают компании-покупатели лесной продукции и органы по лесной сертификации. В настоящее время существует несколько систем лесной сертификации. При выборе системы приоритетом служит её признаваемость и доверие к ней на мировом рынке лесопродукции. Наиболее значимыми международными системами лесной сертификации, распространенными как во всём мире, так и на территории России являются системы FSC (Forest Stewardship Counsil -Лесной попечительский совет) и PEFC (Pan European Forest Certification), которые предлагают полную сертификацию цепочки поставок [10].

Система добровольной сертификации FSC была учреждена в 1993 году представителями 130 торговых, экологических и правозащитных организаций с целью создания системы международных стандартов для выявления лесов с экологически ответственной системой лесоуправления как приемлемых источников лесной продукции. На сегодняшний день система FSC признана в 73 странах мира. Существуют два вида сертификации по системе FSC: по качеству ведения лесного хозяйства (проверка качества лесоуправления) и по качеству отслеживания источников происхождения продукции (путь продукции от сырья, получаемого в лесу, к потребителю, включая все последовательные стадии переработки). В FSC разработаны два стандарта для проверки происхождения древесины - для FSC-сертифицированой и несертифицированной древесины (FSC STD-40-004 Стандарт FSC цепочки поставок для предприятий, поставляющих и производящих FSC-сертифицированную продукцию; FSC-STD-40-005 Стандарт FSC для контролируемой древесины, не сертифицированной по системе FSC). Стандарты предусматривают, что предприятие должно иметь и регулярно обновлять перечень всей поступающей древесины и (или) древесного волокна и вести учёт источников поступающей древесины или древесного волокна на уровне страны и района. Проверка цепочки от производителя к потребителю в FSC включает: оценку системы поставок и маркировки продукции; оценку выполнения требований для порогового и кредитного расчета объема FSC-сертифицированного материала; оценку систем сбора информации, учета материалов и ведения отчетности, систем оценки риска и оценки источников [11, 12].

Активная работа FSC в России началась еще в 1998 году, а сегодня это са-

мая быстроразвивающаяся система лесной сертификации в России. За последний год ее применение увеличилось на одну треть. Сейчас уже 38 российских компаний имеют сертификат на цепочку поставок, подтверждающий законность происхождения древесины. В процессе сертификации находятся еще десятки лесопромышленных компаний [13].

В совете FSC создана и аккредитована российская национальная рабочая группа (в задачи которой входит разработка российских стандартов FSC), ряд региональных рабочих групп, национальный офис, аккредитован первый российский орган по сертификации «Европартнёр» и успешно работают несколько зарубежных.

Панъевропейская система лесной сертификации PEFC была оформлена в 1999 г. в Париже. PEFC - это зонтичная система, которая складывается из общеевропейских и национальных организаций. В настоящее время участниками процесса PEFC являются Национальные советы 22 стран - членов Совета PEFC, всего же система PEFС признана в 32 странах. В России система PEFC распространена в меньшей степени, чем FSC [14].

Стандарт PEFC «Цепочка прослеживания лесной продукции - Требования» устанавливает единые процедуры прослеживания для всех видов лесной продукции. Процедура прослеживания может базироваться либо на методе физического разделения сертифицированной и несертифицированной продукции, либо на процентном методе, позволяющем смешивать сертифицированную и несертифи-цированную продукцию в технологическом процессе. Стандарт описывает также минимальные требования к системе менеджмента предприятия, гармонизированные с международными стандартами ISO 9001:2000 и ISO 14001:2004.

Анализ российского опыта лесной сертификации в международных системах приводит многих специалистов к мнению, что России нужна национальная система добровольной лесной сертификации. Эта тенденция нашла своё отражение в Плане действий по предотвращению незаконных рубок и нелегального оборота древесины, который на ряду с другими мерами предусматривает развитие национальной системы добровольной лесной сертификации, разработку стандартов ле-соуправления и цепи поставок древесины и лесоматериалов.

На сегодняшний день в России существуют 2 совета по национальной лесной сертификации:

1) Национальный совет по добровольной лесной сертификации, созданный по инициативе Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров, возглавляемый Н.С. Еремеевым.

2) Российский национальный совет по лесной сертификации, созданный под эгидой Министерства природных ресурсов, возглавляемый академиком РАН А.С. Исаевым.

Национальный совет по добровольной лесной сертификации в 2001 г. начал разработку системы добровольной сертификации лесопользования (РССЛ), включающую и «цепочку прослеживания». В 2002 г. была проведена апробация проекта РССЛ в производственных условиях и выполнена его корректировка. Система прошла широкое обсуждение на семинарах по лесной сертификации в Архангельске, Вологде, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге и практическую апробацию на предприятиях Владимирской, Вологодской и Свердловской

областей. В ходе работы над проектом часть материала была извлечена из документов другой популярной системы - FSC, учтены требования международных стандартов (ISO), а часть принципов PEFC, противоречащих отечественным традициям лесопользования, напротив, была исключена и добавлены принципы, учитывающие социальные аспекты системы. В апреле 2005 г. система получила государственную регистрацию в соответствии с действующим российским законодательством.

Разработанные в РССЛ «Правила контроля движения лесоматериалов по цепочке поставок» созданы на основе аналогичного документа Пан-Европейской системы лесной сертификации и содержат требования к органам по сертификации, к организации контроля происхождения сырья, приемке и учету сырья и полуфабрикатов и контролю их движения, а также порядок проведения сертификации.

Российский национальный совет по лесной сертификации (РН СЛС) разработал ряд документов, в том числе и в области легальности лесопродукции: FCR ST 02 2005 Система прослеживания происхождения продукции «от производителя к потребителю» и FCR PR 06 2005 Порядок оценки системы прослеживания происхождения продукции «от производителя к потребителю». Все эти документы, изначально ориентированные на систему PEFC, также согласованы со стандартами ISO 9001:2000 и ISO 14001:2004; а их принципы, критерии, индикаторы гармонизированы с рамочным национальным стандартом FSC. Такой подход позволит организациям облегчить работу по согласованию или интегрированию системы прослеживания происхождения продукции «от производителя к потребителю» с другими системами менеджмента.

Согласно стандартам РН СЛС легальность лесной продукции обеспечивается следующими мерами: предприятие должно определить группы сертифицированной продукции, входящие в систему, собирать и анализировать всю необходимую информацию по этим группам, начиная с идентификации происхождения входящего сырья и на протяжении всего технологического. Готовая продукция должна иметь маркировку, гарантирующую соответствие требованиям стандарта, иметь всю идентификационную информацию в товаросопроводительной документации и счет-фактурах.

В октябре 2006 г. Российский национальный совет по лесной сертификации зарегистрировал в Российском Агентстве по техническому регулированию, метрологии и стандартизации Российскую национальную систему добровольной лесной сертификации.

Оба совета по добровольной лесной сертификации с самого начала были ориентированы на аккредитацию в системе PEFC - одной из ведущих системы добровольной лесной сертификации в мире, по своим масштабам даже несколько превосходящей FSC. В результате сложилась довольно неопределенная ситуация: система PEFC предполагает, что в стране существует лишь одна национальная система лесной сертификации, которая будет представлять страну. Совет PEFC предложил двум системам объединиться, однако в течение нескольких лет оба совета никак не могли прийти к компромиссу - в результате это сильно тормозило развитие PEFC в России. Лишь недавно после многочисленных консультаций была достигнута договоренность и подписано трехстороннее соглашение о соз-

дании единой зонтичной организации, которая будет выполнять представительские функции России в Совете PEFC. Оба совета по лесной сертификации подчеркивают, что речь идет лишь о сотрудничестве, а не об объединении систем.

Следует отметить, что Российский национальный совет по лесной сертификации стремится получить признание своей национальной системы лесной сертификации не только в PEFC, но и в FSC. На сегодняшний день уже достигнута принципиальная договоренность о таком признании и о возможности размещения обоих товарных знаков FSC и PEFC на сертифицируемой продукции.

Помимо описанных советов по лесной сертификации свои стандарты по легальности древесины предлагают Ассоциация ответственных лесопромышленников России совместно со Всемирным Фондом Дикой Природы с помощью Центра стандартизации и сертификации лесоматериалов ООО «Лесэксперт», а также Фонд «LesTest», которые, впрочем не претендуют на статус национальных.

Подводя итог, отметим, что сложившаяся ситуация в лесном секторе, характеризуется значительной долей нелегальной заготовки ценной древесины. Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы представляется добровольная лесная сертификация, опирающаяся на рыночные конкурентные механизмы. Анализ существующих систем сертификации показывает, что в России наиболее распространена сертификация по системе Лесного попечительского совета. Национальные системы находятся пока лишь в стадии становления и не имеют практического опыта применения, соответственно, не получила широкого распространения, представляемая ими система PEFC. Таким образом, наиболее вероятно, что в ближайшие несколько лет единственной реально действующей системой добровольной лесной сертификации в России останется сертификация по системе FSC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.