Научная статья на тему 'Легальность оборота древесины'

Легальность оборота древесины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожевникова А.О., Катанаева М.А.

The problem of illegal turnover of timber products in Russian Federation is analysed and ways of timber legality confirmation on the market are considered in the given paper.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Легальность оборота древесины»

ЛЕГАЛЬНОСТЬ ОБОРОТА ДРЕВЕСИНЫ

Кожевникова А.О., Катанаева М.А. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)

The problem of illegal turnover of timber products in Russian Federation is analysed and ways of timber legality confirmation on the market are considered in the given paper.

Лесная отрасль России является одной из наименее прозрачных и наиболее криминализированных составляющих отечественной промышленности. Незаконные рубки стали настоящим бичом лесных областей России, а в особенности Дальневосточного, Сибирского и Северо-Западного федеральных округов. Впрочем, проблема нелегального оборота древесины не ограничивается незаконными рубками, но включает также незаконную транспортировку, нарушения в процессе торговли и экспорта, нарушения административного и уголовного законодательства, правил налогообложения. В целом выделяют следующие разновидности незаконного оборота лесной продукции:

- незаконные лесозаготовки в национальных парках и заповедниках;

- лесозаготовки без разрешения или сверх ограничений по концессии;

- сокрытие информации о лесозаготовках с целью ухода от налогов;

- нарушение правил международной торговли (например, таких, как Конвенция о международной торговле исчезающими видами флоры и фауны.);

- недекларирование или недостоверное декларирование вывозимой продукции, а именно - занижение объемов или «пересортица» - экспорт ценных пород под видом обычных;

- неравноценный внешнеторговый бартер ценных древесных пород на древесину меньшей ценности;

- неправомерное применение неаттестованных методик измерений объемов, позволяющих исказить реальные объемы перевозимой продукции и сократить таможенные пошлины.

Рассматривая вопросы легальности древесины в широком смысле в этот список следует также занести вопросы, связанные с лесовосстановлением, нарушением биоразнообразия, утилизацией отходов, а также социальными аспектами (охрана и безопасность труда).

Всемирный фонд дикой природы оценивает объем нелегальных рубок в Российской Федерации на уровне 30 %, а в отдельных регионах - до 70 %. В Красноярском крае в ежегодно незаконно заготавливается порядка 50-80 тыс.

3

м леса. В результате государство недополучает около половины всех положенных налоговых поступлений, что составляет порядка 1,5 млрд. руб. в год (некоторые исследователи называют цифру 5,5 млрд. руб.). Еще большие суммы «теряются» при экспорте древесины из-за различных нарушений таможенного законодательства. По данным Сибирского таможенного управления более 80 % нарушений при перевозке продукции через границу приходится именно на лесоэкспорт.

Однако неполнотой отчислений в бюджет не исчерпывается ущерб, наносимый государству нелегальным оборотом древесины. Не поддаются учету эколо-

гические потери российских лесов, а также убытки бизнеса в силу упавшего имиджа российского ЛПК и низкой конкурентоспособности отечественного леса на мировой арене. Современные потребности рынка таковы, что легальность происхождения лесной продукции является теперь одним из основных критериев при выборе поставщиков. Например, Япония с 1 апреля 2006 г. законодательно запретила ввоз нелегальной древесины в страну, аналогичные инициативы приняты и рядом других государств, в частности, Европейский союз уже разрабатывает политику закупок для предотвращения ввоза на его территорию сырья и продукции, легальность которых не подтверждена. Впрочем, эта тенденция справедлива не для всех: Китай - один из крупнейших импортеров российского дальневосточного леса - не предъявляет особых требований к происхождению ввозимого леса, закупая его в больших количествах по высоким ценам, что является дополнительным стимулом для недобросовестных заготовителей.

Все возрастающая ориентация мирового рынка на законность древесной продукции заставила всерьез задуматься над проблемой и российский бизнес, ранее мало интересовавшийся происхождением древесины. Теперь можно надеяться, что усилия предпринимателей, экологов и государства объединятся и в скором времени принесут свои плоды.

Наиболее эффективный путь подтверждения легальности древесины на рынке - лесная сертификация. Сертификат, гарантирующий законность всех операций на цепочке от рубки леса до конечного потребителя, становится мощным оружием в конкурентной борьбе и необходимым условием выживания на мировом рынке. Какая система сертификации может выдать такое подтверждение? На сегодняшний день наиболее популярной является международная система добровольной сертификации ББС, признанная более чем в 60 странах мира. ББС позволяет подтвердить устойчивое лесоуправление по 10 принципам, а также сертифицировать производственную цепочку продукции. Последнее дает возможность быть уверенным, что данная продукция поступает из сертифицированного леса. Проверка цепочки от производителя к потребителю в ББС включает оценку систем контроля на предприятии, их применение и ведение отчетности.

Помимо сертификации в ББС некоторые российские предприятия имеют возможность подтвердить легальность своей продукции с помощью различных международных проектов.

Например, в связи с новыми требованиями японских потребителей к просле-живаемости древесной продукции в 2005 г. Дальневосточный центр добровольной лесной сертификации совместно со швейцарской аудиторской компанией БОБ предложил программу подтверждения легальности лесопродукции УЬТ.

Другим примером может служить российско-датский проект «Подтверждение легальности российской древесины», который уже второй год действует в четырех регионах нашей страны (Архангельская, Вологодская, Иркутская области и Красноярский край). Проект преследует двойную цель: во-первых, дать уверенность датским покупателям в законном происхождении приобретаемой продукции, а, во-вторых, способствовать созданию благоприятного имиджа российский производителей, упрочению их конкурентных позиций. В рамках данного проекта уже работают пять пилотных компаний, для которых проведен анализ существующего по-

ложения, выявлены критические точки в жизненном цикле продукции и разработаны рекомендации по улучшению системы отслеживания древесины, а также проведено обучение персонала. В дальнейшем проект предусматривает разработку руководства по подтверждению легальности происхождения древесины.

Другой аналогичный проект, начатый еще в 2002 г., - «На пути к прозрачности российско-шведской торговли древесиной» - позволил провести мониторинг деятельности лесопромышленных компаний, участвующих в российско-шведской лесной торговле, по результатами которого был составлен рейтинг «прозрачных» организаций, которые руководствуются минимальным набором цивилизованных методов торговой политики. Такие компании будут рекомендованы как хорошие партнеры на лесном российско-шведском рынке.

Кроме участия в различных международных проектах лесные предприятия могут подтвердить законное происхождение своей продукции с помощью процедур проверки, разработанных их потребителями. На сегодняшний день многие крупные потребители лесопродукции (в основном зарубежные) имеют свои процедуры проверки легальности закупаемого сырья. В частности, такие процедуры уже разработаны компаниями IKEA, Home Depot, UPM-Kymmene, Catalogue House, Stora Enso и др.

Всего в России на сегодняшний день инициированы и ведутся более 80 различных программ в 35 регионах. Не смотря на эту позитивную статистику, все они страдают одним существенным недостатком - ограниченностью, так как охватывают лишь отдельные регионы страны и отдельных зарубежных партнеров. Кроме этого, в России, к сожалению отсутствует и национальная система сертификации, которая могла бы подтвердить легальность происхождения продукции лесного комплекса. Решением этой проблемы в настоящее время занимается Российский Национальный Совет по лесной сертификации, разработавший проект национальной системы добровольной лесной сертификации FCR.

В рамках этой системы разработан ряд документов, в том числе и в области легальности лесопродукции: FCR ST 02 2005 Система прослеживания происхождения продукции «от производителя к потребителю» и FCR PR 06 2005 Порядок оценки системы прослеживания происхождения продукции «от производителя к потребителю». Все эти документы согласованы со стандартами ISO 9001:2000 и ISO 14001:2004; их принципы, критерии, индикаторы гармонизированы также с рамочным национальным стандартом FSC. Такой подход позволит организациям облегчить работу по согласованию или интегрированию системы прослеживания происхождения продукции «от производителя к потребителю» с другими системами менеджмента.

Предприятие, желающее соответствовать требованиям системы прослеживания происхождения продукции, в первую очередь, должно определить группы сертифицированной продукции, входящие в систему, пеосле чего собирать и анализировать всю необходимую информацию по этим группам. Начиная с идентификации происхождения входящего сырья, предприятие на протяжении всего технологического цикла должно вести учет и контроль продукции продукции в управляемых условиях. Готовая продукция должна иметь маркировку, гарантирующую соответствие требованиям стандарта, иметь всю идентификационную

информацию в товаросопроводительной документации и счет-фактурах.

Летом прошлого года проекты документов Национальной системы добровольной лесной сертификации России прошли первую проверку на практике. Апробация была проведена на лесных предприятиях и лесхозах Архангельской области, республики Карелия и Красноярского края. По результатам апробации экспертами Национального Совета по лесной сертификации была проведена доработка стандатртов и организован форум по их обсуждению.

Свой вариант системы лесной сертификации предложил Фонд «LesTest»; оценка лесопромышленных предприятий в рамках этой системы проводится на соответствие двум стандартам: SD 14-01-2004 «Легальность происхождения древесины» и SD 15-01-2004 «Экологическая ответственность». Стандарт подтверждения легальности происхождения древесины содержит 7 критериев, учитывающих аспекты экологического, налогового законодательства, права собственности и прослеживаемость цепочки движения продукции. Этот стандарт уже внедрен на предприятиях в нескольких регионах России, а в настоящее время проводятся консультации с различными группами заинтересованных организаций в целях его улучшения.

Программа подтверждения легальности происхождения древесины развивается совместно с международной группой по инспекции и сертификации Control Union (Нидерланды), что обеспечивает ей международное признание. Для продвижения сертифицированной продукции своих клиентов «LesTest» использует Систему электронного информирования и подтверждения сертификатов, которая охватывает потребителей в десятках стран мира.

Таким образом, современные тенденции рынка ставят перед российскими лесопромышленными предприятиями жесткие требования к легальности оборота ле-сопродукции. Уже сейчас выполнение этих требований является важнейшим преимуществом в конкурентной борьбе, а со вступлением России в ВТО это станет жизненной необходимостью. В этих условиях подтверждение легальности древесины третьей независимой стороной (сертификация) дает возможность российским предприятиям упрочить свое положение как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В связи с этим распространение различных систем лесной сертификации и развитие национальной системы является важнейшим фактором роста отечественной лесной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.