Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ АВИАТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ'

ПРОБЛЕМА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ АВИАТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
413
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аэропорт / экология / авиатранспорт / химическое загрязнение / шумовое загрязнение / нефтепродукты / технологии / экологичный дизайн / экоматериалы / окружающая среда / airport / ecology / air transport / chemical pollution / noise pollution / oil products / technology / eco-friendly design / eco-materials / environment

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — А.В. Решетникова, А.В. Лебедева

Актуальность проблемы обусловлена тяжелой экологической обстановкой во всем мире. Интересен вопрос сравнения старых и новых воздушных компаний: учитывают ли последние проблему загрязнения биосферы и шумового воздействия при строительстве самолетов, и как уменьшают негативное воздействие на окружающую среду современные аэропорты? Что еще можно сделать в решении этой проблемы? Какие аэропорты можно назвать самыми зелеными в мире? Входят ли аэропорты России в их число? Какие экологические проблемы можно решить при помощи дизайнерских находок? Цель статьи – найти ответы на эти и некоторые другие вопросы. В ходе работы авторы опирались на литературные исследования, а также на ту информацию, которую современные аэропорты предоставляют на сайтах своих компаний. Выводы авторов могут быть полезны владельцам авиакомпаний и аэропортов, чтобы они обратили внимание на современную проблему и нашли способы ее решения, а также организациям, заботящимся об окружающей среде, в запуске более масштабной проверки аэропортов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE NEGATIVE IMPACT OF AIR TRANSPORT ON THE ENVIRONMENT

The urgency of the problem is due to the difficult environmental situation around the world. The question of comparing old and new air companies is interesting: do the latter take into account the problem of biosphere pollution and noise impact during the construction of aircraft, and how do modern airports reduce the negative impact on the environment. What else can be done to solve this problem? Which airports can be called the greenest in the world? Are Russian airports among them? What environmental problems can be solved with the help of design finds? The purpose of this article is to find answers to these and some other questions. In the course of the work, there is a reliance on literary research, as well as on the information that modern airports provide on the websites of their companies. The author's conclusions can be useful for owners of airlines and airports to look at the current problem and find ways to solve it, as well as for organizations that care about the environment to launch a larger-scale inspection of Russian airports.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ АВИАТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ»

DOI

THE PROBLEM OF THE NEGATIVE IMPACT OF AIR TRANSPORT ON THE

ENVIRONMENT

A.V. Reshetnikova, A.V. Lebedeva

Ufa State Petroleum Technological University, 450064, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Abstract. The urgency of the problem is due to the difficult environmental situation around the world. The question of comparing old and new air companies is interesting: do the latter take into account the problem of biosphere pollution and noise impact during the construction of aircraft, and how do modern airports reduce the negative impact on the environment. What else can be done to solve this problem? Which airports can be called the greenest in the world? Are Russian airports among them? What environmental problems can be solved with the help of design finds? The purpose of this article is to find answers to these and some other questions. In the course of the work, there is a reliance on literary research, as well as on the information that modern airports provide on the websites of their companies. The author's conclusions can be useful for owners of airlines and airports to look at the current problem and find ways to solve it, as well as for organizations that care about the environment to launch a larger-scale inspection of Russian airports.

Key words: airport, ecology, air transport, chemical pollution, noise pollution, oil products, technology, eco-friendly design, eco-materials, environment.

УДК 574/7.05

ПРОБЛЕМА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ АВИАТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

А.В. Решетникова, А.В. Лебедева

Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450064, г. Уфа (Республика Башкортостан), Россия.

Аннотация. Актуальность проблемы обусловлена тяжёлой экологической обстановкой во всем мире. Интересен вопрос сравнения старых и новых воздушных компаний: учитывают ли последние проблему загрязнения биосферы и шумового воздействия при строительстве самолётов, и как уменьшают негативное воздействие на окружающую среду современные аэропорты? Что ещё можно сделать в решении этой проблемы? Какие аэропорты можно назвать самыми зелёными в мире? Входят ли аэропорты России в их число? Какие экологические проблемы можно решить при помощи дизайнерских находок? Цель статьи - найти ответы на эти и некоторые другие вопросы. В ходе работы авторы опирались на литературные исследования, а также на ту информацию, которую современные аэропорты предоставляют на сайтах своих компаний. Выводы авторов могут быть полезны владельцам авиакомпаний и аэропортов, чтобы они обратили внимание на современную проблему и нашли способы её решения, а также организациям, заботящимся об окружающей среде, в запуске более масштабной проверки аэропортов России.

Ключевые слова: аэропорт, экология, авиатранспорт, химическое загрязнение, шумовое загрязнение, нефтепродукты, технологии, экологичный дизайн, экоматериалы, окружающая среда.

Введение

Как влияет авиатранспорт на экологическую обстановку в мире? Многие любят летать на самолётах, а те, кто не любит, то осознает плюсы от возможностей, которые открывают полёты в небе. Но мало кто задумывается о том, сколько вреда наносит природе один такой полет.

Например, по данным Вордстат от Яндекс, покупкой авиабилета интересовались 1 060 682 человека за январь 2022 года, проблемой экологии аэропортов - всего 92 человека [1]. Очевидно, что большинство землян летают, не задумываясь. Между тем аэропорты и авиатранспорт отрицательно воздействуют на природу. Это химическое, гидро- и шумовое загрязнение.

К чему приведёт увеличение полётов в мире? 120 тысяч перелётов совершается ежедневно. Десять лет назад было меньше в среднем на 35 тысяч перелётов [2]. Если посмотреть статистику двадцатилетней давности, то она будет ещё меньше. Именно тогда воздушные судна анонсировали как самый экологически чистый вид транспорта. Перелётов было немного, следовательно, и вреда немного. Сегодня ситуация изменилась. Если посмотреть на карту движения самолётов в программе Flightradar24, то можно увидеть, что в настоящие дни одновременно в небе летают около 10 тысяч самолётов. А авиакомпании помалкивают о своём «зелёном» следе в небе. Количество перелётов и дальше будет расти.

1. Влияние авиасферы на планету

Рассмотрим подробнее, как авиасфера влияет на планету. Кроме пассажирских, зафиксирован рост грузовых авиаперевозок. Такие перевозки вредны из-за сгорания топлива, которое делает негативный выброс в атмосферу. И больше всего этого выброса на территории самого аэропорта: в зоне посадки и взлёта, а также в местах ожидания. Процесс, когда в атмосферу выделяются продукты сгорания топлива, называется эмиссией, что в переводе с латинского - испускание. В окружающую среду попадает много оксида углерода и углеводородных соединений, а в процессе полёта - оксида азота.

Знали ли вы, что самолету, чтобы совершить перелёт через Атлантический океан, необходимо 100 тонн кислорода? Человек мог бы спокойно дышать этим целый год. Чем больше двигатели сжигают топлива, то есть чем больше часовой расход топлива, тем больше загрязняющих веществ судно выбрасывает в атмосферу.

Авиация загрязняет не только атмосферу, но и воду. Нефтепродукты попадают в подземные воды из-за утечки топлива или из-за ошибки при транспортировке и хранении.

Тяжёлые соединения опускаются на дно. Для большинства морских и речных обитателей токсичные соединения либо смертельны, либо порождают мутации. Кроме того, жидкие газообразные продукты топлива образуются всякий раз при посадке и взлёте. Они накапливаются в почве возле аэропорта, за 5 месяцев проникая глубоко под землю (более 700 метров). Это вредно для почвы, так как из-за этого происходит склеивание грунта и образуется твёрдая корочка, а при длительном или сильном воздействии и вовсе образуется мёртвая зона.

Можно наблюдать пагубное воздействие нефтепродукта на почву на примере бывшей советской республики. Азербайджан славится своей нефтяной промышленностью. Нефти в стране очень много, и там, где её добывают, там, где работают нефтекачки, не растут ни трава, ни деревья. Сплошная земля с той самой твердой корочкой.

Шумовое загрязнение нарушает жизнедеятельность живых организмов и человека.

На территории аэропорта не только самолёты издают шум, но и специальный автотранспорт, помещения технического обслуживания и ремонта воздушных судов. Внутри залов ожидания шум достигает 75 дб, а на перроне и вовсе 100 дб. Шумовое загрязнение нарушает ориентацию в пространстве у животных и птиц.

Как можно снизить негативное влияние аэропортов на окружающую среду? Для защиты атмосферы современные аэропорты осуществляют профилактические меры по защите природы с самого начала строительства. В состав инженерных решений должны входить следующие меры:

- ограничение и регулирование развития криогенных процессов;

- организация и регулирование снежного покрова, ливневых и технологических стоков (на аэропорту и лайнерах оседает топливная пыль, которую смывают дожди);

- биологическая рекультивация растительного покрова;

- ограничение и регулирование термоабразии [3].

Для контроля качества подземных вод ежегодно бурятся скважины - такая мера защиты относится к предупредительным. При аварийном выбросе нефти загрязнение из воды откачивают. Для защиты от шума самый эффективный способ уменьшить акустическое загрязнение - это построение аэропортов за городской чертой. Кроме того, современные авиалайнеры должны соблюдать требования ИКАО по предельному уровню шума. В построении современных аэропортов и авиатранспорта активно внедряют шумопонижающие технологии и материалы [4].

Несмотря на то, что авиатранспорт называют самым «зелёным» видом транспорта, воздушные судна и аэропорты для их отправки оставляют негативный отпечаток на мировой экологии. А именно:

1) образуют токсичные отходы;

2) токсичные отходы попадают в окружающую среду;

3) ухудшают свойства окружающей природной среды;

4) ухудшают, под воздействием изменения свойств окружающей среды, условия жизнедеятельности;

5) ухудшают условия производства и различные показатели качества жизни;

6) снижают показатели производительности труда из-за ухудшения качества жизни [5].

2. Аэропорты мира

По данным Росстата, в России 82 аэропорта и 1764 авиалайнера. Самый популярный самолёт -SSJ100. После распада СССР это первый сконструированный в России лайнер. Его выпускают по 25 машин в год (на сегодняшний день 2014 единиц техники SSJ100). Как заявляют производители, выброс СО2 в атмосферу у SSJ 100 на 1,5 тонны ниже, чем у конкурентов. Учтены требования ИКАО [6].

Самый старый аэропорт в России построен во время Великой Отечественной войны Сеймчан. Он находится в Магаданской области. С 1942 года он практически без изменений. Естественно, ни о какой

программе ACI (Международный совет аэропортов), целью которой является переход аэропортов к нулевому балансу выбросов углекислого газа, у них и речи не идет [7].

Другой пример плохого аэропорта - аэропорт Принцессы Юлианы, остров Святого Мартина. Этот аэропорт в десятке самых опасных в мире, и вот почему. Он расположен в Карибском бассейне на маленьком острове между Францией и Нидерландами. ВВП аэропорта начинается практически на пляже, к восхищению и ужасу отдыхающих. Самолеты пролетают в 10-20 метрах над головами туристов. На лицо все нарушения по шуму [8].

Во всем мире насчитывается около 8400 аэропортов и только 49 из них по-настоящему проявляют заботу о природе. Они обладают статусом нулевого выброса углекислого газа. К слову, ни один российский аэропорт не попал в программу ACI.

Самый первый чистый аэропорт Арланда находится в Стокгольме. Начиная с 2005 года, данный аэропорт сократил выброс углекислого газа на 70%. Система отопления в Арландо полностью работает на биотопливе.

Интересен в экологическом плане аэропорт в Хельсинки. Он развивается по принципу города-аэропорта. Для сокращения выбросов аэропорт использует следующие методы:

- энергия возобновляемых источников (солнце, ветер);

- светодиодное освещение;

- использование биотоплива;

- строительство инфраструктуры по программе BREEEM [9].

Заключение

Россия в настоящий момент, можно сказать, игнорирует мировую тенденцию заботы об окружающей среде. Ни один из 82 аэропортов не заботится о ней так, как в Хельсинки или Стокгольме. Хотя попытки начинают предприниматься. Например, в Шереметьево установили контейнеры для сбора батареек, а по терминалу стали курсировать электромобили. Правда, пользуются ими пока только пассажиры с детьми и маломобильные граждане.

Надо добиться того, чтобы при строительстве новых и реконструкции старых терминалов использовался экологический дизайн. Это такой вид дизайна, когда при строительстве и дальнейшем функционировании учитывается, то чтобы как можно менее негативно воздействовать на окружающую среду. Сочетание эстетики и экологии - главная черта экологического дизайна.

Интересен в этом плане опыт аэропорта на Галапагосских островах. Это первый в мире экологичный аэропорт. При его строительстве использовалось только вторсырье - строительные материалы от здания старого аэропорта. Кроме того, на нем установлены солнечные батареи и ветрогенераторы [10].

А может ли обычный россиянин как-то повлиять на негативное воздействие сферы авиаперелетов на окружающую природу? Да! Например, перейти к осознанному потреблению вещей. Ведь на грузоперевозки тоже приходится много выхлопов. Сократив потребление вещей, мы сократим количество перелётов, связанных с перевозкой грузов, и тем самым сократим количество негативного воздействия на природу.

Список литературы:

1. Wordstat Yandex - Яндекс [Электронный ресурс]. - URL: https://wordstat.yandex.ru/ (дата обращения: 28.01.2022).

2. Климат и окружающая среда [Электронный ресурс]. - URL: https://news.un.org/ru/story/2019/12/1368681 (дата обращения: 28.01.2022).

3. Вредные экологические факторы в районе аэропортов и методы борьбы с ними [Электронный ресурс]. - URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018009836 (дата обращения: 28.01.2022).

4. Защита от повышенного шума и вибрации [Электронный ресурс]. - URL: http://media.noisetp.com/filer_public/8b/dd/8bdd6ff1-5384-4acd-9fb4 c28ad71b2f86/v_vserossiiskaia_konferentsiia_-_2015.pdf (дата обращения: 28.01.2022).

5. Экологические проблемы и устойчивое развитие регионов [Электронный ресурс]. - URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F1185361429/A.V..Poddubnyj.Ekologicheskie.problemy.i.ustojchivoe.razvitie.regiono v._1_.pdf (дата обращения: 28.01.2022).

6. 200 SSJ 100 и SSJ New. [Электронный ресурс]. - URL: https://neftegaz.ru/news/aviatehnika/631147-200-ssj-100-i-ssj -new-proekt-sukhoi-superjet-prodolzhaet-svoe-razvitie/ (дата обращения: 28.01.2022).

7. Сеймчан (аэропорт) [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сеймчан_(аэропорт) (дата обращения: 28.01.2022).

8. Аэропорт Принцессы Юлианы [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аэропорт_принцессы_Юлианы (дата обращения: 28.01.2022).

9. Аэропорт vs Экология [Электронный ресурс]. - URL: https://tatlin.ru/articles/aeroport_vs_ekologiya (дата обращения: 28.01.2022).

10. Аэропорт Сеймур - EMMEDUE SpA [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mdue.it/rus (дата обращения: 28.01.2022).

References

1. Wordstat Yandex JSTOR, https://wordstat.yandex.ru/

2. Climate and environment JSTOR, https://news.un.org/en/story/2019/12/1368681

3. Harmful environmental factors in the area of airports and methods of dealing with them JSTOR, https://scienceforum.ru/2018/article/2018009836

4. Protection from increased noise and vibration JSTOR, http://media.noisetp.com/filer_public/8b/dd/8bdd6ff1-5384-4acd-9fb4 c28ad71b2f86/v_vserossiiskaia_konferentsiia_-_2015.pdf

5. Ecological problems and sustainable development of regions JSTOR, https://kpfu.ru/portal/docs/F1185361429/A.V..Poddubnyj.Ekologicheskie.problemy.i.ustojchivoe.razvitie.regiono v._1_.pdf

6. 200 SSJ 100 and SSJ New JSTOR, https://neftegaz.ru/news/aviatehnika/631147-200-ssj-100-i-ssj-new-proekt-sukhoi-superjet-prodolzhaet-svoe-razvitie/

7. Seymchan (airport) JSTOR, https://ru.wikipedia.org/wiki/Seimchan_(airport)

8. Princess Juliana Airport JSTOR, https://ru.wikipedia.org/wiki/Princess_Yuliana_Airport

9. Airport vs Ecology JSTOR, https://tatlin.ru/articles/aeroport_vs_ekologiya

10. Seymour Airport - EMMEDUE SpA JSTOR, https://www.mdue.it/rus

DOI

REUSE OF MATERIALS IN ENVIRONMENTAL DESIGN

Kreytor A.A. , Matusevich M.A. , Shustrova A.A.

National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, 197101, Saint Petersburg, Russia

The article is devoted to the study of upcycling and recycling in environmental and interior design. The evolution of recycling technologies is considered, as well as changes in the ecological consciousness ofpeople over time. Examples of secondary use at the initial stages of its application are given. Particular attention is paid to the phenomenon of the HCS-art (Housing and communal services art), as one of the forms of upcycling. The advantages and disadvantages of this phenomenon from the point of view of environmental friendliness are considered. The article provides examples of innovative upcycling and recycling projects, in particular, those who use 3D-printing technology in production.

Keywords: upcycling, recycling, housing and communal services art, 3D-technologies, design

УДК 7.05

ВТОРИЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ

Крейтор А.А., Матусевич М.А., Шустрова А.А.

Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 197101, г. Санкт-Петербург, Россия

Статья посвящена исследованию апсайклинга и ресайклинга в дизайне окружающей среды и интерьера. Рассматривается эволюция технологий вторичного использования, а также изменения в экологическом сознании людей с течением времени. Приводятся примеры вторичного использования на начальных этапах его применения. Особое внимание уделяется феномену ЖКХ-арта как одной из форм апсайклинга. Рассматриваются достоинства данного явления и его недостатки с точки зрения экологичности. В статье приводятся примеры инновационных апсайкл- и ресайкл-проектов, в частности, использующих в производстве технологию SD-печати.

Ключевые слова: вторичное использование, апсайклинг, ресайклинг, ЖКХ-арт, SD-технологии, дизайн.

Введение

В последние годы, вследствие глобального экологического кризиса, остро встал вопрос необходимости осознанного потребления ресурсов. По данным ООН, человечество потребляет в разы больше возобновляемых ресурсов, которые планета может воспроизводить за этот же период. Более того,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.