Научная статья на тему 'ВТОРИЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ'

ВТОРИЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
915
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вторичное использование / апсайклинг / ресайклинг / ЖКХ-арт / 3D-технологии / дизайн / upcycling / recycling / housing and communal services art / 3D-technologies / design

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Крейтор А.А., Матусевич М.А., Шустрова А.А.

Статья посвящена исследованию апсайклинга и ресайклинга в дизайне окружающей среды и интерьера. Рассматривается эволюция технологий вторичного использования, а также изменения в экологическом сознании людей с течением времени. Приводятся примеры вторичного использования на начальных этапах его применения. Особое внимание уделяется феномену ЖКХ-арта как одной из форм апсайклинга. Рассматриваются достоинства данного явления и его недостатки с точки зрения экологичности. В статье приводятся примеры инновационных апсайкл- и ресайкл-проектов, в частности, использующих в производстве технологию 3D-печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REUSE OF MATERIALS IN ENVIRONMENTAL DESIGN

The article is devoted to the study of upcycling and recycling in environmental and interior design. The evolution of recycling technologies is considered, as well as changes in the ecological consciousness of people over time. Examples of secondary use at the initial stages of its application are given. Particular attention is paid to the phenomenon of the HCS-art (Housing and communal services art), as one of the forms of upcycling. The advantages and disadvantages of this phenomenon from the point of view of environmental friendliness are considered. The article provides examples of innovative upcycling and recycling projects, in particular, those who use 3D-printing technology in production.

Текст научной работы на тему «ВТОРИЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ»

9. Аэропорт vs Экология [Электронный ресурс]. - URL: https://tatlin.ru/articles/aeroport_vs_ekologiya (дата обращения: 28.01.2022).

10. Аэропорт Сеймур - EMMEDUE SpA [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mdue.it/rus (дата обращения: 28.01.2022).

References

1. Wordstat Yandex JSTOR, https://wordstat.yandex.ru/

2. Climate and environment JSTOR, https://news.un.org/en/story/2019/12/1368681

3. Harmful environmental factors in the area of airports and methods of dealing with them JSTOR, https://scienceforum.ru/2018/article/2018009836

4. Protection from increased noise and vibration JSTOR, http://media.noisetp.com/filer_public/8b/dd/8bdd6ff1-5384-4acd-9fb4 c28ad71b2f86/v_vserossiiskaia_konferentsiia_-_2015.pdf

5. Ecological problems and sustainable development of regions JSTOR, https://kpfu.ru/portal/docs/F1185361429/A.V..Poddubnyj.Ekologicheskie.problemy.i.ustojchivoe.razvitie.regiono v._1_.pdf

6. 200 SSJ 100 and SSJ New JSTOR, https://neftegaz.ru/news/aviatehnika/631147-200-ssj-100-i-ssj-new-proekt-sukhoi-superjet-prodolzhaet-svoe-razvitie/

7. Seymchan (airport) JSTOR, https://ru.wikipedia.org/wiki/Seimchan_(airport)

8. Princess Juliana Airport JSTOR, https://ru.wikipedia.org/wiki/Princess_Yuliana_Airport

9. Airport vs Ecology JSTOR, https://tatlin.ru/articles/aeroport_vs_ekologiya

10. Seymour Airport - EMMEDUE SpA JSTOR, https://www.mdue.it/rus

DOI

REUSE OF MATERIALS IN ENVIRONMENTAL DESIGN

Kreytor A.A. , Matusevich M.A. , Shustrova A.A.

National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, 197101, Saint Petersburg, Russia

The article is devoted to the study of upcycling and recycling in environmental and interior design. The evolution of recycling technologies is considered, as well as changes in the ecological consciousness ofpeople over time. Examples of secondary use at the initial stages of its application are given. Particular attention is paid to the phenomenon of the HCS-art (Housing and communal services art), as one of the forms of upcycling. The advantages and disadvantages of this phenomenon from the point of view of environmental friendliness are considered. The article provides examples of innovative upcycling and recycling projects, in particular, those who use 3D-printing technology in production.

Keywords: upcycling, recycling, housing and communal services art, 3D-technologies, design

УДК 7.05

ВТОРИЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ

Крейтор А.А., Матусевич М.А., Шустрова А.А.

Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 197101, г. Санкт-Петербург, Россия

Статья посвящена исследованию апсайклинга и ресайклинга в дизайне окружающей среды и интерьера. Рассматривается эволюция технологий вторичного использования, а также изменения в экологическом сознании людей с течением времени. Приводятся примеры вторичного использования на начальных этапах его применения. Особое внимание уделяется феномену ЖКХ-арта как одной из форм апсайклинга. Рассматриваются достоинства данного явления и его недостатки с точки зрения экологичности. В статье приводятся примеры инновационных апсайкл- и ресайкл-проектов, в частности, использующих в производстве технологию SD-печати.

Ключевые слова: вторичное использование, апсайклинг, ресайклинг, ЖКХ-арт, SD-технологии, дизайн.

Введение

В последние годы, вследствие глобального экологического кризиса, остро встал вопрос необходимости осознанного потребления ресурсов. По данным ООН, человечество потребляет в разы больше возобновляемых ресурсов, которые планета может воспроизводить за этот же период. Более того,

по оценкам экспертов, ежегодно в океан попадает 11 миллионов тонн пластика, и в ближайшие 20 лет эти объемы утроятся, если не предпринять меры. Экосистема не успевает восстанавливаться, что приводит к вымиранию некоторых видов животных, экстремальным погодным условиям и другим природным катаклизмам.

Многие люди и компании обеспокоены проблемой загрязнения окружающей среды, поэтому стараются предпринимать действия для замедления или предотвращения нарастающего экологического кризиса. Актуальность исследования заключается в важности переработки отходов и вторичного использования ресурсов в текущих реалиях, где вопрос загрязнения окружающей среды стал глобальной проблемой человечества. Целью работы стали изучение и анализ истории использования вторичных материалов в благоустройстве окружающей среды, деятельности современных дизайнеров, разбор основных направлений устойчивого развития в дизайне и их истоков. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: проанализировать существующие исследования, посвященные теме экологии и дизайна. При создании работы были использованы следующие методы научного исследования: изучение и анализ литературы, онлайн-ресурсов, описание. В качестве объектов изучения были выбраны направления устойчивого развития - апсайклинг и ресайклинг, такое явление, как ЖКХ-арт, а также деятельность брендов Print Your City!, 99Recycle, Eburet, Artek 2nd Cycle, которые работают в этой сфере.

Основная часть

Апсайклинг (от англ. upcycling) - деятельность, направленная на создание новой мебели и других предметов из старых, уже бывших в употреблении вещей, материалов или отходов производства [1]. При апсайклинге творчески дорабатывается внешний вид предмета [14].

Ресайклинг (от англ. recycling) - переработка отходов, процесс производства сырья из вторичных отходов. При этом материалы могут проходить полную трансформацию через дробление, плавление, гранулирование и так далее. Каждый материал, за некоторым исключением, может быть переработан определенное количество раз [14].

Благоустройство окружающей среды является важной составляющей жизни человека: уют повышает чувство комфорта и безопасности, определенный дизайн помогает создать необходимую атмосферу. Изначально люди не задумывались об экологии и их действия исходили из простого человеческого желания украсить быт вокруг себя, используя самые доступные материалы и подручные средства. Очутившийся в условиях бедности и дефицита человек неосознанно следовал современным трендам апсайклинга и ресайклинга, украшая свои дворы посредством ЖКХ-арта, делясь с соседями ненужной старой мебелью или сдавая бумагу и бутылки на переработку. Стесненные рамками скудности выбора, люди стремились внести разнообразие в вещи и, сами того не замечая, спасали планету от дополнительного мусора. После привлечения внимания общественности к глобальным проблемам появился тренд на осознанное потребление, принявший различные формы. Появляются пункты сбора и переработки пластика и ткани, создаются компании, которые скупают использованную мебель и дарят ей вторую жизнь, а стеклянные бутылки превращают в елочные игрушки. Апсайклинг и ресайклинг внедрились в привычки многих людей и повлияли как на внешний вид самого человека, так и на дизайн в интерьере его жилища. Все это наводит на мысли, что каждому доступен способ влияния на экологическую ситуацию планеты Земля, обставляя квартиры и дома вторичной мебелью.

С древнейших времен люди, в основном по причине недостатка материалов и бедности, прибегали к вторичному использованию, полностью переосмысляя назначение того или иного предмета. Вплоть до конца XVIII века, когда мир всколыхнула промышленная революция, наиболее простым и дешевым способом облагородить свое жилище было именно вторичное использование. Существует множество примеров очень удачной «переделки» вещей совершенно различного толка, будь то одежда, предметы быта или мебель.

Так, еще в эпоху неолита люди повторно использовали глиняную посуду, имеющуюся тогда в изобилии. Керамику измельчали в порошок и использовали для создания новых горшков и сосудов. На минойском Крите этот керамический порошок также использовался для изготовления глинобитных блоков, из которых строились дома [2].

В средние века кусочки ранее использованной ткани применялись для пошива лоскутных одеял. Одним из примеров является «одеяло Тристана» («The Tristan quilt») (рис.1), на котором изображены сцены из легенды о Тристане и Изольде [3].

В послевоенное время в Советском Союзе, вследствие экономической нестабильности, разрухи и дефицита товаров, случился настоящий расцвет апсайклинга. Типовая застройка спальных районов пробуждала в людях стремление индивидуализировать придомовые территории. Из старых труб и бочек изготавливались книжные стеллажи и кофейные столики. Кормушки для птиц и рукомойники делали из пластиковых бутылок, отслужившие автомобильные шины стали использоваться для создания садовых украшений и качелей, а также в качестве ограждений для клумб [4]. Эти традиции живы до сих пор, кроме

того, они стали настолько массовыми, что превратились в уникальное течение, которое позже получило название ЖКХ-арт. Его мы рассмотрим подробнее.

Рис.1. Одеяло Тристана / The Tristan quilt

ЖКХ-арт или ЖЭК-арт - относительно молодой, мало исследованный с точки зрения науки феномен. Даже сам термин впервые появился в названии одноименного паблика в социальной сети «Вконтакте» в 2014 году. В группе публиковались фотографии дворов, которые жители спальных районов украшали доступными им способами: делали мухоморы из старых мисок, вырезали лебедей из шин, привязывали к деревьям плюшевые игрушки. Тем не менее, данное явление нельзя назвать исключительно российским. Подобные конструкции из подручных бытовых материалов можно встретить во многих странах мира. Например, Идеальный Дворец почтальона Шеваля во Франции, построенный из камней, найденных на дороге или Райские сады Говарда Финстера, собранные из случайных предметов, и мусорный Храм Хлама Винса Ханнемана в Америке. Но ни в одной из этих стран данный феномен не обрел такую массовость и не стал частью культурного кода страны, как это произошло в России. Как заметила одна из создателей первого музея ЖЭК-арта, участница креативного бюро «Золотые тигры» Таня Коэн, «российские дворы многоэтажек — это точка пересечения личного и общественного».

Рис.2. ЖКХ-арт лебедь

Все характерные черты подобного способа визуальной коммуникации проистекают именно из отечественных реалий. Например, тяготение к «бедному искусству», которое присуще данному феномену, выражено в использовании покрышек, шин, одноразовой посуды и прочего бытового мусора. ЖКХ-арт тесно связан с советской традицией «сделай сам», вызванной дефицитом и некоторыми деревенскими рудиментами. Помимо этого, ЖЭК-арт становится воплощением идеи права на город: это способ местных

жителей обращать внимание муниципальных органов на недостаток официального благоустройства. И тридцать лет спустя появляются новые объекты народного творчества, несмотря на тотальную смену эстетических стандартов, что свидетельствует о ностальгической специфике российского менталитета.

Объекты ЖКХ-арта зачастую типичны и универсальны. Причиной однотипных произведений народного украшательства может быть ограниченность в выборе материала: чаще всего это утилизация старых покрышек, упаковок, бутылок и других ненужных продуктов быта. На основе анализа команды Антона Польского была создана и составлена шкала наиболее часто используемых материалов и объектов:

— манекены;

— деревянные скульптуры;

— мягкие игрушки;

— росписи стен;

— мухоморы;

— пластиковые бутылки;

— лебеди из шин;

— шины.

Изначально ЖКХ-арт совершенно не рассматривался через призму экологической осознанности, он являлся в некоторой степени вынужденной мерой, одним из немногочисленных вариантов обустройства территории дома в условиях дефицита. Уже сейчас, когда загрязнение окружающей среды стало глобальной проблемой человечества, мы можем оценивать вторичное использование мусора и старых вещей в виде ЖКХ-арта как форму осознанного потребления. Однако его экологичность все же весьма спорная тема, поскольку автомобильные шины - один из основных атрибутов ЖКХ-арта отнесены к опасным отходам из-за токсичного химического состава. В начале июля 2021 года во всей России запретили использовать автомобильные покрышки для украшения дворов: теперь независимо от региона за это полагаются штрафы. С другой стороны, некоторые произведения ЖЭК-арта служат дополнением для детских площадок или зон для выгула и тренировки собак. Из-за отсутствия в некоторых населенных пунктах необходимой инфраструктуры местные жители прибегают к созданию игровых площадок из подручных средств (рис.3). В таких местах дети могут играть и развивать свою фантазию. Создателями подобных объектов зачастую являются сами родители, хорошо знающие интересы своего ребенка.

Рис.3. ЖКХ-арт на детской площадке

До появления конвейеров производства не носили такого масштабного характера, как сейчас, предложение было гораздо ниже спроса. Более того, многие вещи были предметом роскоши и выполнялись на заказ, поэтому даже в высших слоях общества мебель, посуда передавались по наследству и служили многие годы, иногда застав несколько поколений семьи. С ростом темпов производства предметы благоустройства стали более доступны, но также снизилось и их качество из-за удешевления производства и материалов более низкого качества. Для обычного потребителя стало легче купить что-то подешевле и заменить через несколько лет, чем отдать большую сумму денег. Все это вызвало чрезмерное потребление и увеличило количество затрачиваемых ресурсов и объемы производимых отходов, вследствие чего возникла проблема попадания большого количества отходов в океан.

Так, в середине XX века увеличивается объем использования пластика. Согласно данным программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), с 1950 г. до 2017 г. человечество произвело 9.2 миллиарда тонн пластика, большая часть из которого - 7 миллиардов тонн - превратилась в отходы и оказалась на свалках [6].

Вопрос защиты окружающей среды и необходимости переработки отходов более остро встает лишь к концу 20 века. И только в 1990-х годах вопросы переработки бытовых отходов в Европе были зафиксированы и начали регулироваться на законодательном уровне [12], хотя раздельный сбор существовал и ранее.

С развитием исследований этой сферы использование вторичных материалов в дизайне окружающего человека мира вышло на совершенно новый уровень. Теперь основной идеей стало устойчивое развитие и осознанное потребление, а в качестве основного ресурса начали использоваться пластиковые отходы. Помимо нового вида ресурсов появились и новые технологии изготовления предметов интерьеров из вторичных материалов, например, роботизированная SD-печать. Более того, из любительского народного ремесла это переросло в профессиональную коммерческую деятельность, в которой задействованы полномасштабные производства, большие штаты сотрудников и новые технологии.

Благодаря этому в последние годы появляется все больше дизайнеров и брендов, которые при создании своих вещей опираются на концепцию устойчивого развития, экологичности и этичности. В своей деятельности они используют новые технологии ресайклинга - переработки отходов и создания из них новых материалов и продуктов, которые пользуются немалым спросом. Так, уже насчитываются десятки производств, создающих предметы повседневного использования из вторсырья, которое раньше было пластиковыми бутылками, крышечками или пакетами.

Одним из ярких примеров ресайкл-проекта является Print Your City!, инициированный роттердамской студией The New Raw [7]. С помощью использования технологии SD-печати из вторичного пластика они создают удобную и многофункциональную мебель причудливой формы (рис.4). Студия считай своей миссией превращение пластиковых отходов в элементы общественного пространства. К участию в создании своих продуктов они привлекают граждан, тем самым мотивируя их перерабатывать локально произведенный мусор. Более того, компания запустила онлайн-платформу, где люди могут стать творцами, придав новую форму своим отходам, и создать максимально комфортный для них дизайн окружающего пространства.

Все больше распространяют экологичные тренды и в России. Петербургский бренд 99Recycle, создающий экологичные предметы интерьера из переработанного пластика, имеет широкий ассортимент предметов интерьера - начиная от столов и декоративных листов из переработанного пластика, из которых собраны кассовые зоны (рис.5), заканчивая шторами для примерочных из пакетов [8]. Уникальность их продукции состоит в том, что изделия бренда почти на 100% состоят из вторичного сырья - основным материалом, из которого изготовлена мебель, являются переработанные крышечки под маркировкой HDPE (2). Продукцию 99Recycle уже можно встретить в некоторых шоурумах, что говорит о спросе на экологичные изделия и заинтересованности общества в следовании вектору устойчивого развития.

Рис.4. Коллекция мебели Print You r City! Рис.5. Мебель из панелей 99Recycle

Проект также имеет свою мебельную студию - EBURET Studio, которая создает дизайнерские предметы интерьера с помощью SD-печати (рис.6), позволяющей придавать изделиям необычные формы [9]. Основой для них является вторичный полистирол под маркировкой PS (6) - остатки от йогуртового производства, которые гранулируют и пускают в печать.

Рис.6. Eburet из переработанного пластика

Развитие и научно-технический прогресс также не обошли и апсайклинг. С прошлого века эта отрасль устойчивого производства изменила свой вектор развития с экономии, вызванной недостатком ресурсов, на приверженность осознанному потреблению и экологичному образу жизни. Инновационные технологии позволяют не только давать предметам новую жизнь, продлевая срок их службы, но и находить свежие дизайнерские решения, улучшать качество, физические свойства вещей.

Финская платформа Artek 2nd Cycle закупает старую мебель, предметы освещения и другие вещи повседневного пользования [10]. Студия продуманно подходит к восстановлению мебели и сохранению ее свойств, давая ей новую жизнь (рис.7).

Рис.7. Кресло Artek 2nd Cycle, изготовленное из стула 1960-х годов

Помимо коммерческих инициатив, люди со всего мира продолжают создавать предметы интерьера из старых вещей, значительно продлевая срок их службы. На онлайн-платформах по продаже изделий ручной работы в большом количестве представлены изделия мастеров, созданные из винтажных вещей - отреставрированные и переделанные тумбы, шкафы, столы. Также в сети интернет можно найти множество мастер-классов по апсайклингу вещей - от мебели и посуды до одежды. Все это -экологические инициативы, продвигающие ценности устойчивого развития.

Заключение

Таким образом, мы видим, что предметы интерьера, изготовленные из вторичных материалов, позволяют не только благоустроить окружающую среду, но и существенно повысить цикличность

ресурсов производства, а значит, в разы снизить количество попадаемых в океан пластиковых и других отходов. Апсайклинг и ресайклинг предметов - это новый уровень дизайна интерьеров, позволяющий создавать не только интересные и функциональные пространства, но и вносящий большой вклад в борьбу с выбросами отходов человечества в окружающую среду. Переработанные материалы дают возможность создавать практичные и удобные предметы интерьера, которые могут прослужить еще десятки лет. Технологический прогресс не стоит на месте, и с большой вероятностью в ближайшем будущем мы увидим новые способы переработки и вторичного использования ресурсов, а спрос и предложение на товары из них будет расти.

Список литературы

1. Upcycling — Текст : электронный // Cambridge Dictionary : [сайт]. — URL: https: //dictionary. cambridge.org/ru /словары/английский/upcycling (дата обращения: 19.07.2022).

2. Circular Economy: How the Ancients Pioneered the Idea of Recycling Waste. — Текст : электронный // Ancient Origins : [сайт]. — URL: https://www.ancient-origins.net/news-history-archaeology/circular-economy-0011311 (дата обращения: 19.07.2022).

3. The Tristan quilt. — Текст : электронный // V&A Explore The Collections : [сайт]. — URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O98183/bed-cover-the-tristan-quilt/the-tristan-quilt-bed-cover-unknown/ (дата обращения: 19.07.2022).

4. Горсткова, Е. И. Мини-дом: народная архитектура / Е.И. Горсткова, О.В. Колпакова. — Текст : непосредственный // Инновации и инвестиции. — 2021. — № 3. — С. 249-252 (дата обращения: 23.07.2022).

5. Музей ЖЭК-арта: теория. — Текст : электронный // Музей ЖЭК-арта : [сайт]. — URL: https://dvor.digital/theory (дата обращения: 25.07.2022).

6. Пластиковое загрязнение. — Текст : электронный // Программа ООН по окружающей среде (UNEP) : [сайт]. — URL: https://www.unep.org/ru/plastikovoe-zagryaznenie (дата обращения: 20.07.2022).

7. Sheth, S. THESE DESIGNERS ARE USING 3D-PRINTING ROBOTS TO TURN THE CITY'S PLASTIC WASTE INTO BEAUTIFUL PUBLIC FURNITURE / S. Sheth. — Текст : электронный // Yanko Design : [сайт]. — URL: https://www.yankodesign.com/2021/11/23/these-designers-are-using-3d-printing-robots-to-turn-the-citys-plastic-waste-into-beautiful-public-furniture/ (дата обращения: 26.07.2022).

8. Галерея бренда 99Recycle. — Текст : электронный // 99Recycle : [сайт]. — URL: https://99recycle.ru/interior (дата обращения: 26.07.2022).

9. Григалашвили, A. Знакомьтесь, это Eburet — табурет, стол и подставка для журналов одновременно / A. Григалашвили. — Текст : электронный // Vogue : [сайт]. — URL: https: //www .vogue.ru/lifestyle/znakomtes-eto -eburet-taburet-stol-i -podstavka-dlya-zhurnalov-odnovremenno (дата обращения: 26.07.2022).

10. About Artek 2nd Cycle. — Текст : электронный // Artek 2nd Cycle : [сайт]. — URL: https://www.artek.fi/2ndcycle/en/about (дата обращения: 27.07.2022).

11. От загрязнения к решению. — Текст : электронный // Программа ООН по окружающей среде (UNEP) : [сайт]. — URL: https://www.unep.org/interactive/pollution-to-solution/?lang=RU (дата обращения: 20.07.2022).

12. Когда появился раздельный сбор мусора в Европе. — Текст : электронный // Коммерсантъ : [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4004877 (дата обращения: 04.08.2022).

13. ЖКХ-арт. — Текст : электронный // pikabu : [сайт]. — URL: https://pikabu.ru/story/shinozavriki_mozhet_vyi_popryatalis_v_afrike_9253879 (дата обращения: 04.08.2022).

14. Ресайклинг, даунсайклинг, апсайклинг: в чем разница. — Текст : электронный // Второе дыхание : [сайт]. — URL: https://vtoroe.ru/2019/08/09/recyling-definitions/ (дата обращения: 04.08.2022).

DOI

THE USE OF HUMAN HAIR AS AN ECO-FRIENDLY SECONDARY RAW MATERIAL

A.V. Kozlova

Samara University of Public Administration «International Market Institute», Samara, Russia

In the modern world, the problem of limiting raw materials is becoming more urgent. In this regard, it becomes necessary to modify the position of consumption and unconscious production, the transformation of this position into a moral and environmental one. The article presents the concept of " environmentally ideal production", the theses of which were expressed by students aged 18-23, and also aims to find out whether human hair is an ecological resource suitable for such production. The results of a brief analysis of

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.