Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА МОББИНГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМА МОББИНГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моббинг / буллинг / психологический террор / прессинг / психологическое давление / проблемы образования / педагогический коллектив / коллективный террор / mobbing / bullying / psychological terror / pressing / psychological pressure / problems of education / pedagogical team / collective terror

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокина Алина Евгеньевна

В статье рассказывается о проявлении такого феномена, как моббинг в современной системе образования в России. Дается анализ российских исследований, посвященных проблеме травли в профессиональной среде, и особое внимание этой проблеме уделяется в условиях педагогического коллектива. Рассмотрено понятие «моббинг», характеристика и особенности явления, причины и последствия его проявлений. Автором также представлен собственный опыт и продемонстрированы возможные пути решения проблемы в условиях педагогического коллектива современной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MOBBING IN THE PEDAGOGICAL TEAM OF A MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATION: WAYS OF SOLUTION

The article tells about the manifestation of such phenomenon as mobbing in the modern educational system in Russia. It contains the analysis of Russian researches devoted to the problem of bullying in professional environment, especially in the conditions of pedagogical team. The concept of “mobbing”, its characterization and special features, causes and consequences of its manifestations are under consideration. The author also presents his own experience and demonstrates possible ways of solving the problem in the conditions of the pedagogical team of a modern educational organization.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА МОББИНГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ»

УДК 159.922.27+37.015.325

ПРОБЛЕМА МОББИНГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:

ПУТИ РЕШЕНИЯ

Сорокина Алина Евгеньевна

преподаватель истории, Алтайский политехнический техникум, г. Барнаул, Российская Федерация E-mail: aysorok24@yandex. ru

THE PROBLEM OF MOBBING IN THE PEDAGOGICAL TEAM OF A

MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATION: WAYS OF SOLUTION

Sorokina Alina Evgenievna

teacher of history, Altai Polytechnic Technical College, Barnaul, Russian Federation E-mail: aysorok24@yandex. ru

Аннотация. В статье рассказывается о проявлении такого феномена, как моббинг в современной системе образования в России. Дается анализ российских исследований, посвященных проблеме травли в профессиональной среде, и особое внимание этой проблеме уделяется в условиях педагогического коллектива. Рассмотрено понятие «моббинг», характеристика и особенности явления, причины и последствия его проявлений. Автором также представлен собственный опыт и продемонстрированы возможные пути решения проблемы в условиях педагогического коллектива современной образовательной организации.

Abstract. The article tells about the manifestation of such phenomenon as mobbing in the modern educational system in Russia. It contains the analysis of Russian researches devoted to the problem of bullying in professional environment, especially in the conditions of pedagogical team. The concept of "mobbing", its characterization and special features, causes and consequences of its manifestations are under consideration. The author also presents his own experience and demonstrates possible ways of solving the problem in the conditions of the pedagogical team of a modern educational organization.

Ключевые слова: моббинг, буллинг, психологический террор, прессинг, психологическое давление, проблемы образования, педагогический коллектив, коллективный террор.

Keywords: mobbing, bullying, psychological terror, pressing, psychological pressure, problems of education, pedagogical team, collective terror.

Введение

Несмотря на активное обсуждение проблемы буллинга среди учащихся и ее активное освещение в СМИ, информация о подобной проблеме в профессиональной среде остается недостаточно изученной и практически табуированной. Между тем, проблема психологического террора внутри коллектива, которому подвергаются работники разных профессиональных сфер, является достаточно распространенной. Согласно данным исследований [2, 6], с этой проблемой чаще сталкиваются именно представители педагогических коллективов в образовательных организациях: детских садах, школах, учреждениях профессионального образования и других. Целью настоящего исследования является попытка выявить и осветить проблему моббинга в педагогическом коллективе и продемонстрировать возможные пути ее решения. Непосредственными задачами исследования являются: определение понятия моббинга и его особенностей в педагогическом коллективе, анализ видов моббинга, их характеристика, изучение последствий

моббинга для педагогов и образовательного процесса, а также поиск возможных путей решения этой проблемы. Информационной базой исследования являются статьи последних лет, посвященные проблеме, их анализ. Эмпирической базой исследования является анализ результатов экспериментов, опросов и наблюдений последних лет, а также личный профессиональный опыт.

Термин «моббинг» происходит от английского слова «to mob» - нападать, окружать толпой. Это понятие предполагает коллективный террор или травлю работника со стороны коллег, начальства или подчиненных. Цель этого явления - провокация, стремление продвинуться выше за счет принижения заслуг коллеги, в отдельных случаях - вынуждение покинуть место работы. Эта цель чаще всего достигается путем распространения слухов, запугивания или унижения. Нередко к этому процессу привлекаются ученики.

Современное понимание термина «моббинг» ввел шведский психолог Хайнц Лейманн в 1991 году. Его исследование охватило порядка 3,5 тысяч работников разных сфер в возрасте от 18 до 65 лет. Результаты этого исследования показали, что с проблемой травли со стороны коллектива сталкивался каждый четвертый человек [3]. При этом чаще ему были подвержены именно преподаватели: об этом заявили 14,1% респондентов, работающих в образовательной организации, и этот показатель оказался в два раза выше, чем во всех других сферах [6]. Лейманн выделил 45 вариаций поведения, типичных для проблемы моббинга, разделив их на 5 категорий в зависимости от направленности: способность самовыражения и взаимодействия, репутация, профессиональная деятельность, социальная изоляция, физическое здоровье.

В научной литературе выделяют три основных вида моббинга [6]:

1) вертикальный моббинг: осуществляется со стороны руководства (сверху), либо подчиненных (снизу), чаще всего с целью психологического доминирования, либо устранения более успешного конкурента. В контексте

образовательной организации моббинг снизу может идти также от учащихся или их родителей;

2) горизонтальный моббинг: ситуация психологического давления со стороны коллег, равных по профессиональному статусу, наиболее распространен в педагогических коллективах;

3) сендвич-моббинг: прессинг с обеих сторон, как со стороны начальства и коллег, так и со стороны подчиненных. Среди других видов считается наиболее жестким [11].

В данной статье наиболее подробно будет рассмотрен вид горизонтального моббинга, представляющий психоэмоциональное давление, оказываемое среди равных по статусу коллег и наиболее распространенный в педагогических коллективах [2].

Горизонтальный моббинг может проявляться в самых разных формах. Среди самых распространенных: вмешательство в профессиональную деятельность, создание слухов и сплетен, доносительство (нередко с использованием ложных сведений), распространение порочащих сведений среди учеников, их родителей и администрации. Формы такой травли нередко бывают скрытыми. То есть агрессор не пытается вступить в открытую борьбу со своей жертвой, а такой способ моббинга сложно заметить на этапах его первого проявления. Такому моббингу еще сложнее противостоять, не находясь лицом к лицу с агрессором.

Среди других форм горизонтального моббинга в коллективе может считаться и открытый, такой как порча имущества, сравнение достижений на общих собраниях (при этом агрессор нередко преувеличивает свои достижения), бойкот, слежка в соцсетях и в реальной жизни. В ситуации открытого горизонтального моббинга агрессор обычно нуждается в публике, в худших и самых частых случаях этой публикой является малая группа внутри коллектива, частью которой является агрессор и в которой получает одобрение и поддержку [4].

Одним из существенных недостатков в системе современного

образования является отсутствие реальной правовой защиты в конфликтах педагога с учащимися и их родителями. Хотя в последние годы были предприняты попытки изменить ситуацию. Например, были внесены изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющие за педагогами право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. В пункте 3.1 статьи 47 указано, что педагог в праве «направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к обучающимся указанной организации, нарушающими и (или) ущемляющими права педагогических работников, дисциплинарных взысканий» [12]. Данные изменения вступили в силу с 1 сентября 2024 года. Однако в ситуации моббинга в педагогическом коллективе все гораздо сложнее.

На основе анализа исследований последних лет [4, 6], а также личной педагогической практики, можно выделить несколько факторов, способствующих возникновению моббинга в педагогических коллективах:

Ориентация на количественные, а не на качественные показатели работы. Это способствует возникновению прессинга со всех сторон и негативно сказывается на результатах образовательного процесса.

Пример: финансовое обеспечение образовательной организации зависит от выполнения государственного задания. Такая ситуация приводит к необходимости сохранять большую часть состава групп студентов (например, в техникумах), тянуть самых слабых за счет формального выставления оценок, иногда без проверки знаний вообще. Как результат - определенная доля выпускников не обладает даже базовыми навыками полученной специальности. Объективная же оценка знаний студента и попытка изменить сложившуюся ситуацию приводит к осуждению и давлению со стороны администрации, а затем и части коллектива.

Непрозрачная система материальных вознаграждений. В российском законодательстве нет четких критериев, устанавливающих размер заработной платы педагогов, особенно это касается премий и стимулирующих выплат.

Ситуация, когда в нескольких образовательных организациях, работающих в условиях одного города, заработные платы сотрудников различаются, говорит о том, что она выплачивается согласно внутренним правилам отдельной организации. В перечне поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, состоявшегося 29 февраля 2024 года, среди других поручений значится введение новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций и внедрение таких систем с 2027 года [8]. То есть, проблема очевидна и обсуждаема, но проект решения еще находится лишь в стадии разработки, поэтому на сегодняшний день кардинальных изменений в системе оплаты труда учителей не было проведено.

Пример: основной частью заработной платы педагога являются стимулирующие выплаты, а также премирование по результатам работы. Все они устанавливаются индивидуально. Это порождает ситуацию соперничества и потребность в устранении конкурентов. В контексте проблемы современной системы оплаты труда педагогов такая ситуация является одной из самых распространенных.

Конфликты с администрацией. Приводят к негативному настрою между членами коллектива и к давлению на тех, кто не разделяет общую позицию.

Пример: нередко материальные или нематериальные поощрения коллег воспринимаются враждебно, вызывают ситуацию недоверия и порождают слухи. Ситуация, очевидно, приводит к моббингу. Особенно если в коллективе принято противостоять требованиям руководства.

Формирование группировок внутри коллектива. В большинстве образовательных организаций коллектив, как правило, делится на несколько малых групп. Это нередко приводит к развитию конфликтов и обсуждению/осуждению деятельности коллег, не входящих в сформированную группировку.

Пример: малые группы внутри коллективов практически всегда создаются в условиях соперничества. В таких условиях особенно уязвимы

молодые специалисты [10]. В составе большинства педагогических коллективов чаще всего можно встретить сотрудников предпенсионного или пенсионного возраста, а значит, такой коллектив уже давно сформирован и имеет сложившиеся правила. И нередко приход нового человека воспринимается как потенциальная опасность. Это является частой причиной увольнений в течение первого года работы, как следствие - острой нехватки молодых специалистов.

Последствия моббинга могут проявляться в различных формах эмоционального истощения, выгорания и депрессии. Часто наблюдается снижение мотивации и повышение утомляемости. Моббинг также имеет своеобразный эффект домино, поскольку влияет не только на жертву, но и на ее окружение, что в профессии преподавателя может стать решающим фактором [4]. Учитывая, что профессия педагога требует применения творческих подходов, включения в огромное количество задач в условии ненормированного рабочего дня, и самое главное - работу с детьми, психологическое состояние педагога особенно важно. Атмосфера внутри коллектива играет если не решающую, то одну из ключевых ролей. В условиях снижения престижа профессии учителя в глазах общественности (что даже находит отражение в культурных произведениях последних десятилетий, таких как «Географ глобус пропил», роман, написанный Алексеем Ивановым в 1995 году, и фильм, снятый по мотивам произведения в 2013 году), а также по причине определенной коммерциализации образовательной системы, образование превратилось в услугу, внутри которой действуют рыночные отношения.

Обобщая всю вышеизложенную информацию, можно привести несколько возможных путей решения проблемы моббинга:

На государственном уровне: добавление в трудовое законодательство понятий: «моббинг», «буллинг» и «травля», предусматривающих наказание, а также выделение понятия «психологическое здоровье», которое будет рассматриваться в судебных спорах [9].

В условиях отдельного педагогического коллектива: Активная роль администрации. Своевременное выявление и устранение любого минимального проявления моббинга в коллективе, а также подготовка руководителей к эффективному управлению и разрешению конфликтных ситуаций.

Создание благоприятной атмосферы в коллективе. Ключевой шаг в профилактике моббинга. Вовлечение сотрудников в процесс принятия общих решений и учет мнений каждого сотрудника является достаточно эффективным подходом, создающим условия для возникновения сплоченного коллектива.

Создание условий получения обратной связи от сотрудников. В случае, когда руководству не удается самостоятельно выявить и устранить моббинг в коллективе, это могут сделать сотрудники. И если у коллектива будет возможность анонимно донести информацию до руководства, это существенно повысит шансы на разрешение ситуации.

Основные способы предотвращения моббинга для конкретного работника включают в себя:

Интеграция в коллектив. Нахождение баланса между сохранением личного достоинства и гармоничным сосуществованием с коллективом. Сотрудник, который вежлив, доброжелателен и имеет поддержку общественности, реже подвергается моббингу.

Соблюдение традиций коллектива. Активное участие в совместных мероприятиях и следование сложившимся нормам организации - является частью интеграции в коллектив.

Отказ от распространения слухов и сплетен. Профессионализм и этика существенно повышают статус сотрудника в глазах общественности. Распространение слухов как внутри педагогического коллектива, так и внутри коллектива школьников или студентов будет являться лишь еще одним поводом к агрессии со стороны.

Защита личных границ. В случае, если предотвратить моббинг не удалось, необходимо применять навыки противодействия агрессии.

Демонстрация силы характера, отстаивание личных границ, значительно сокращает последствия моббинга [7].

Таким образом, исследования [10, 11 и др.], описанные в научной литературе, свидетельствуют о том, что проблема моббинга не является только следствием индивидуального поведения конкретного работника, а лишь выступает индикатором структурных недостатков определенной организации. Углубленное освещение проблемы моббинга в средствах массовой информации, в сети Интернет, а также на специализированных форумах, конференциях и круглых столах может значительно повысить общественную осведомленность о данной проблеме. Это, в свою очередь, может способствовать улучшению атмосферы в образовательных учреждениях и в системе образования в России в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батаева Е.В. Моббинг на рабочем месте (междисциплинарные аспекты изучения). - Социологический журнал. - 2016. - № 3. - С. 49-66. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobbing-na-rabochem-meste-mezhdistsiplinarnye-aspekty-izucheniya/viewer.

2. Булгаков А.В., Булгакова Е.А., Шумский Д.А. Вертикальный и горизонтальный моббинг в государственных компаниях и организациях среднего профессионального образования. - Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. -2021.- № 2. - С. 79-91. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vertikalnyy-i-gorizontalnyy-mobbing-v-gosudarstvennyh-kompaniyah-i-organizatsiyah-srednego-professionalnogo-obrazovaniya/viewer.

3. Даурова Н.З., Тлехурай-Берзегова Л.Т., Бюллер Е.А., Водождокова З.А. Моббинг, как элемент социального конфликта. - The scientific heritage. - 2020. - № 52. - С. 21-23. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobbing-kak-element-sotsialnogo-konflikta/viewer.

4. Малеев В.А., Безпальченко В.М. Моббинг: причины, таксономия,

последствия. - Вестник Херсонского национального технического университета. - 2016. - № 2 (57). - С. 209-214. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mobbing-prichiny-taksonomiya-posledstviya/viewer.

5. Малий Д.В., Медведев П.Н., Бобровникова Н.С. Психологическая безопасность образовательной среды как условие предупреждения моббинга и буллинга. - Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. -№ 7 (109). - С. 81-84. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-kak-uslovie-preduprezhdeniya-mobbinga-i-bUllinga/viewer.

6. Нижегородова Л.А., Кудинов В.В. Моббинг в системе образования. Влияние моббинга на сферу профессиональной деятельности и психофизическое состояние педагога. - Научно-теоретический журнал. -2011. - № 4 (9). - С. 58-63. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobbing-v-sisteme-obrazovaniya-vliyanie-mobbinga-na-sferu-professionalnoy-deyatelnosti-i-psihofizicheskoe-sostoyanie-pedagoga-1/viewer.

7. Орлова К.М., Базык Е.Ф. Моббинг на работе или как бороться с грубостью. - Форум молодых ученых. - 2017. - № 11 (15). - С. 738-741. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobbing-na-rabote-ili-kak-borotsya-s-grubostyu/viewer.

8. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (Пр-616) от 30 марта 2024 года. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/73759.

9. Рабаданов Р.М., Савин А.А. Проблема травли, моббинга и дискриминации в трудовом коллективе: пути решения. - Образование и право. - 2023. - № 12. - С. 491-494. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-travli-mobbinga-i-diskriminatsii-v-trudovom-kollektive-puti-resheniya/viewer.

10. Семиздралова О.А. Психологический террор на рабочем месте. Как его предотвратить? - Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 135-142. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-terror-na-rabochem-meste-kak-ego-

predotvratit/viewer.

11. Сорокина Ю.В., Горностаева Ж.В., Лазарева Н.В. Моббинг и боссинг в управлении персоналом. Причины возникновения, типология участников. - Экономические науки. - 2017. - № 4 (25). - С. 263-266. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobbing-i-bossing-v-upravlenii-personalom-prichiny-vozniknoveniya-tipologiya-uchastnikov/viewer.

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3. - СПС «Консультант-Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.