Научная статья на тему 'Проблема места и роли семьи в социальных контекстах жизнедеятельности личности'

Проблема места и роли семьи в социальных контекстах жизнедеятельности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
519
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ГРУППА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / ДЕТСТВО / СЕМЕЙНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / FAMILY / GROUP / SOCIAL INSTITUTION / FUNCTIONS OF FAMILY / CHILDHOOD / FAMILY IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукьянченко Наталья Владимировна

В статье даётся панорама подходов к определению значимости семьи в жизнедеятельности человека. Значимость семьи определяется конкретными примерами из истории общества, результатами массовых опросов населения и теоретическими взглядами представителей гуманитарного знания. Показано, что в исследованиях семейной проблематики прослеживается смена фокусов рассмотрения: семья как общественный институт; семья как группа, реализующая свои функции как по отношению к обществу, так и по отношению к индивиду; семья как группа самореализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF PLACE AND ROLE OF FAMILY IN SOCIAL CONTEXTS OF INDIVIDUALITY

The article analyzes the range of approaches to determining the significance of family in the life of a person. The significance of a family is determined by specific examples from the history of society, from mass surveys and theoretical views of the experts in Humanities. The research shows family issues from different points of view: family as a social Institute; family as a group implementing its functions both towards society and towards an individuality; family as a group of personal fulfilment.

Текст научной работы на тему «Проблема места и роли семьи в социальных контекстах жизнедеятельности личности»

ПРОБЛЕМА МЕСТА И РОЛИ СЕМЬИ

В СОЦИАЛЬНЫХ КОНТЕКСТАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Семья, группа, социальный институт, функции семьи, детство, семейная идентичность.

Если рассматривать проблематику семьи в широких контекстах гуманитарного знания, то, говоря метафорическим языком, она является чем-то сродни улыбке Чеширского кота. Она выплывает в любой точке научного пространства и кажется вполне определённой, но, едва утвердишься в её реалистичной понятности, снова растворяется в воздухе. Словно фантом, она существует везде и нигде в точности. Фактически в каждом проблемном вопросе человековедения в той или иной мере можно обнаружить её присутствие. Трудности фокусирования семейной проблематики схожи с проблемой границ предмета социальной психологии. Психика человека социальна по своей сути, всё психическое в той или иной мере социально, и определение границ этой отрасли науки всегда спорно и является скорее волюнтаристской конвенцией учёных, чем отражением реальной феноменологии. И на всех этажах социального бытия человека — от первого акта младенческого сосания до высот гражданского самоопределения (не случайно слово «Родина» ассоциируется со словом «мать») с неизменностью проступает семейная атрибутика. Семья, как узловая станция, связывает макро-, мезо- и микроуровни бытия. Не будет поэтому преувеличением сказать, что семья является объектом человековедения в целом, а её понимание — важным аспектом эволюции гуманитарного знания.

Следует отметить, что предметный ракурс рассмотрения семейной проблематики напрямую связан с пониманием значения семьи. Определяя это понимание, соответствующие аргументы мы находим, по крайней мере, в двух плоскостях. Первая из них построена на логике исключения, т. е. рассмотрения возможных последствий отсутствия семьи. Вторая — на логике мнения, как на уровне общественного сознания, так и на уровне научных построений.

Итак, что, если бы семьи не было. В историческом контексте семья имеет столь же длительное существование, как и человечество. И тем не менее в линии исторического развития мы находим локальные отрезки, когда семья оказывалась социальной падчерицей. В советский период истории нашей страны были попытки дискредитации семейных форм и возложения функций, выполняемых семьей, на социальные структуры. Семья выжила, несмотря на мощный прессинг официальной идеологии. Но нивелирование семейных связей в годы строительства социализма, примат классового над личным и семейным, разрыв семейных уз и преемственности семейной истории не прошли бесследно. Их отдалёнными последствиями стали тотальная невротизация, паранояльность российского сознания, слабость либо чрезмерная, компенсаторно гипертрофированная выраженность личностного начала, субъективная дискомфортность социального бытия. «Удивительно, — пишет Н. Аккерман, — что важнейшая роль семьи в жизни человека воспринимается как нечто само собой разумеющееся. С одной стороны, прошедшие тыся-

челетия — вполне достаточный срок, чтобы свыкнуться с данным фактом. С другой стороны, каждое поколение заново это осознаёт» [Аккерман, 2002, с. 18].

Об этом же свидетельствуют и менее масштабные варианты бессемейности, в первую очередь практика общественного воспитания детей-сирот. Данные исследований показывают, что развитие детей вне семьи идёт по особому пути и имеет ряд качественных негативных особенностей, таких как недоразвитие внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения, преобладание зависимого, реактивного поведения; слабая сформированость внутреннего психического плана действий и собственной мотивации [Прихожан, Толстых, 1991]. Фактически речь идёт о недостаточной выраженности личностного начала. Получается, что семья — необходимое условие для полноценного формирования личности, её способности быть субъектом своей жизни.

Обратившись к аргументам в логике мнения, обнаружим, что многочисленные социологические опросы демонстрируют высокие рейтинги значимости семьи, причём не только у взрослой части населения, но и у подрастающего поколения. Например, проведённый центром «Генезис» опрос по выявлению ценностных ори-ентаций подростков Москвы и Московской области показал, что семейное благополучие занимает в их ценностных иерархиях одно из первых мест. Причём в классификации ценностных ориентаций М. Рокича, с помощью методики которого и проводился опрос, счастливая семейная жизнь относится к «терминальным» ценностям, определяющим смыслообразующие векторы жизнедеятельности человека [Кривцова и др., 1997].

Научная мысль также свидетельствует о значимости семьи, но акценты авторами расставляются очень по-разному. К. Ойстер в учебнике по социальной психологии групп, обозначая основные функции, которые в истории человечества группы выполняли, иллюстрирует их на примере именно семьи [Ойстер, 2004]. Тем самым семье практически придаётся статус «первогруппы». Исторически семья в её родовой форме и была первым «социумом» человека. Потом она стала определять положение человека в социуме через принадлежность к макрогруппам: этническим, сословным, классовым. Ни один из общественных институтов не может быть изолирован от семьи. Изменение форм общественных отношений, как показали ещё Л. Морган, Э. Тэйлор, Ф. Энгельс, прямо отражается на семейном укладе. Философы и социологи определяют роль семьи в структуре общества. Семья рассматривается учёными как общественный институт, как социальный способ организации жизнедеятельности человека, как посредник между социумом и личностью. Некоторые авторы настолько материалистичны в своих воззрениях, что переносят идеи экономической и политической борьбы на семейные отношения, рассматривая их как аналогичную социально-экономической модель конкуренции вкладов, распределения ресурсов и власти в семейном пространстве. Полоролевое распределение в семье при таком понимании является своего рода матрицей такой конкуренции. Эта позиция основывается не только на «кабинетных» рассуждениях, но имеет определённые эмпирические подтверждения. Выявлено, например, что в настоящее время в социальных слоях с низким уровнем дохода за распределением материальных средств следит не добытчик-мужчина, он скорее в данном случае «отчётное» лицо, а жена, которая и реализует эти средства на хозяйственные нужды. В семьях же с высоким уровнем дохода, в случае если их обеспечивает муж, он же и является главным распределителем материальных благ [Лыткина, 2004].

Особый пласт научной мысли, определяющей место семьи в качестве связующего звена общества и личности, составляют теории развития, в которых особенности

Психология

детства связываются с характером общественных отношений. К таким теориям можно отнести эпигенетическую теорию Э. Эриксона [Эриксон, 1996] и психоисторию Л. Демоза [Демоз, 2000] и, согласно характеристике Б.Ф. Зейгарник, в определённой мере психоанализ 3. Фрейда [Зейгарник, 1982]. Согласно воззрениям этих авторов, детство, с одной стороны, является отражением состояния широкого социума, своего рода снятой моделью господствующих типов отношений в обществе, с другой — оно само задает установочные перспективы формирующегося общества. Семья в этих теориях выступает преимущественно со стороны детско-роди-тельских отношений. Интроецированные в детстве отношения со значимыми людьми становятся матрицей всей системы отношений взрослых субъектов в целом. Взрослая жизнь человека в широких социальных, а не только собственно семейных контекстах является проекцией сформированных в детские годы психических структур, характер которых зависит от внутрисемейных отношений. Семейные отношения и социальные отношения едва ли не зеркально отражаются друг в друге. М. Боуэн, например, основываясь на собственной терапевтической практике, утверждает, что, только выстроив субъективно гармоничные отношения с родителями, взрослый человек способен стать функционально полноценным членом общества [Боуэн, 2008].

Рассматривая посредническую роль семьи, многие авторы обсуждают её функциональное предназначение одновременно в двух контекстах — по отношению к обществу и по отношению к индивиду. В описании Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстиц-киса: «Эмоциональная функция семьи — удовлетворение её членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья» [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 21]. Фактически семья воспринимается как посредник между индивидом и обществом. Такой «функционально-параллельный» подход, с одной стороны, отражает меру своего рода социальной ответственности семьи, с другой — несколько ограничивает ситуацию, сводя предназначение семьи к набору рядопо-ложенных функций. Но при таком понимании те функции, которые семья выполняет, могут быть реализуемы за счёт множества других групп. В итоге оказывается, что многие приписываемые семье функции могут выполнять различные социальные институты, и небезосновательным становится мнение, что единственной полноценно семейной функцией является репродуктивная [Харчев, Мацковский, 1993]. Определённой альтернативой такого рода постановке вопроса является мнение Г. Навайтиса. Автор утверждает: дело не в том, какие функции по отдельности могут быть изъяты у семьи и разобраны разными социальными институтами, а в том, что семья уникальна в своей возможности удовлетворять сразу множество потребностей, реализовывать множество функций [Навайтис, 1999]. На наш взгляд, при этом нельзя не учитывать сложный мир личности, его глубину, иерархичность и несводимость ни к какому номотетическому набору. Семья в этом контексте призвана не только к симметричному «отыгрыванию» запросов индивида и общества, но и к удовлетворению потребностей глубоко личностно-экзистенциальных [Барканова, 2010]. Ещё П. Флоренский говорил о том, что только семья может дать чувство родства с прадедами, необходимого для формирования личности порядочного человека. В переводе на язык психологии, речь идёт о таких базовых потребностях, как «потребность в корнях» (Э. Фромм), потребность в индивидуальной любви и привязанности, потребность иметь «свою группу», членство в которой не определяется ситуативными изменениями. Психологическая практика показыва-

ет, что семья, будучи группой принадлежности, не только структурирует жизнь человека, но и делает его более защищенным и свободным. Если семья удовлетворяет базовые потребности, то выбор человеком других социальных образований уже менее связывает зависимостью от них.

Л.В. Карцева пишет, что на протяжении всей своей истории институт семьи служил в большей степени обществу, чем индивиду, и только в наши дни семья как малая группа становится структурой, жизненно необходимой для отдельной личности. Характеризуя современную российскую семью, автор говорит о том, что она находится в процессе модернизации, суть которого в переносе «центра тяжести» в системе взаимодействия «социум — семья — индивид» с общества на индивида. Иными словами, иерархия соподчинения внутри взаимосвязи «общество — семья — индивид» приобрела противоположный вид, и теперь это взаимосвязь «индивид-семья - общество» [Карцева, 2004].

Таким образом, можно говорить о том, что фокус исследований семьи меняется по мере того, как меняется её место в диалектике социального и индивидуально-личностного. И в настоящее время назрела необходимость системной разработки проблемы семейной идентичности современного человека, его субъективного самоопределения в реализации себя как семьянина.

Библиографический список

1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица // Психология семьи: хрестоматия / ред. Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2002. С. 17-23.

2. Барканова О.В. Половые различия самоактуализации молодых родителей // Школа и личность / Краснояр. гос. ун-т им. В.П. Астафьева». Красноярск, 2010. С. 63-68.

3. Боуэн М. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика. М.: Когито-Центр, 2008. 496 с.

4. Демоз Л. Психоистория. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 512 с.

5. Зейгарник Б.Ф. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982.

6. Карцева Л.В. Семья в трансформирующемся обществе // Вестник Московского университета. Сер.18: Социология и политология. 2004. № 1. С. 65-72.

7. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрёстке эпох: проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М.: Генезис, 1997. 288 с.

8. Лукьянченко Н.В., Аликин И.А. Теория семейных систем М. Боуэна: учеб.-метод, пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. 96 с.

9. Лыткина Т.С. Домашний труд и тендерное разделение власти в семье // Социс. 2004. № 9. С. 85-90.

10. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 1999. 224 с.

11. Ойстер К. Социальная психология групп. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 224 с.

12. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Развитие личности в условиях психической деприва-ции // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. С. 78-79; 99-104.

13. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М.: Статистика, 1993. 217 с.

14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. 656 с.

15. Эриксон. Детство и общество. СПб.: Ленато; АСТ; Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.