Научная статья на тему 'Проблема материального обеспечения приходского духовенства второй половины XIX - начала XX века в дореволюционной Российской историографии'

Проблема материального обеспечения приходского духовенства второй половины XIX - начала XX века в дореволюционной Российской историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
579
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ЕПАРХИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ / ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДУХОВЕНСТВА / ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иконников С.А.

Проблема материального обеспечения приходского духовенства была актуальной на протяжении всего синодального периода истории Православной Российской Церкви. Низкий уровень жизни клириков, зависимость от прихожан, нестабильность основных источников содержания вызывали критику не только священнои церковнослужителей, но и светской общественности. 28 июня 1862 г. император Александра II подписал указ о создании Присутствия по делам православного духовенства, положивший начало масштабному обсуждению бытовой стороны жизни служителей алтаря. Трудности в материальном обеспечении духовенства стали не только предметом общественного внимания, но и научного анализа. В статье рассматриваются достижения дореволюционной российской исторической науки в области изучения проблемы материального обеспечения приходского духовенства второй половины XIX начала XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Иконников С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема материального обеспечения приходского духовенства второй половины XIX - начала XX века в дореволюционной Российской историографии»

УДК271.2(470.324)

ПРОБЛЕМА МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

© 2019 С. А. Иконников

канд. историч. наук, доц. каф. гуманитарных дисциплин, гражданского и уголовного права e-mail: ikonnikovsergey88@mail. ru

Воронежский государственный аграрный университет им. императора

Петра I

Проблема материального обеспечения приходского духовенства была актуальной на протяжении всего синодального периода истории Православной Российской Церкви. Низкий уровень жизни клириков, зависимость от прихожан, нестабильность основных источников содержания вызывали критику не только священно- и церковнослужителей, но и светской общественности. 28 июня 1862 г. император Александра II подписал указ о создании Присутствия по делам православного духовенства, положивший начало масштабному обсуждению бытовой стороны жизни служителей алтаря. Трудности в материальном обеспечении духовенства стали не только предметом общественного внимания, но и научного анализа. В статье рассматриваются достижения дореволюционной российской исторической науки в области изучения проблемы материального обеспечения приходского духовенства второй половины XIX - начала XX века.

Ключевые слова: Православная Церковь, Российская империя, епархии Центрального Черноземья, приходское духовенство, материальное положение духовенства, дореволюционная российская историография.

Материальное положение приходского духовенства Православной Российской Церкви второй половины XIX - начала XX века еще ни разу не становилось предметом отдельного комплексного научного исследования, однако некоторые аспекты обозначенной проблемы отражены в отечественной исторической науке. Дореволюционный период историографии социальной истории духовенства привнес в российскую науку много важных достижений, анализ которых позволит существенно расширить представление современных исследователей о жизни служителей алтаря в пореформенный период.

Проблема материального обеспечения священно- и церковнослужителей стала активно обсуждаться с началом правления императора Александра II, когда необходимость преобразований в порядке и строе церковной жизни сделалась очевидной не только для духовных лиц, но и светской общественности. Правительство дало понять, что в череде преобразований будут предприняты меры к улучшению положения приходского духовенства. По сути, власть впервые предоставила возможность для широкой и свободной дискуссии по целому ряду внутрицерковных проблем. Открытость, с которой правительство подошло к реформам, удивляла современников. С. Арсеньев в сочинении «О нынешнем состоянии духовенства», адресованном в письме от 27 февраля 1862 г. на имя калужского губернатора, одного из видных деятелей

эпохи Великих реформ В. А. Арцимовича, писал: «Нет надобности доказывать, что общее невыгодное для него (духовенства - С.А.) мнение всех сословий укоренилось с давних пор, но доселе не выражалось, или выражалось робко, по невозможности в прошлое время затрагивать те щекотливые вопросы, которые теперь, благодарение Богу, могут быть гласно обсуждаемыми»1.

В начале 1850-х гг. появляются работы, авторы которых ставили перед собой задачу «беспристрастно» описать быт и материальные нужды приходских священников, показать, в каких непростых условиях клирикам приходилось нести свое служение. Настоящий шок среди общественности вызвало появление в 1858 г. книги священника И. С. Беллюстина «Описание сельского духовенства» [Беллюстин 1858], изданной по инициативе М. П. Погодина [Леонтьева 2012]. Автор впервые открыто охарактеризовал самые «печальные» стороны жизни и быта белого духовенства. Описанию материальных трудностей в сочинении уделено большое внимание. Основные мысли автора по этому вопросу можно свести к следующему утверждению: «Трудно себе представить что-нибудь менее обеспеченное, более подверженное всем возможным случайностям в средствах жизни, чем сельское духовенство» [Беллюстин 1858: 68]. Книга оставляет тяжелое впечатление. Складывается представление о крайне плачевном материальном положении духовенства, выход из которого найти было не возможно. Сочинение священника И. С. Беллюстина не является научным исследованием, но оно дало толчок как широкой дискуссии о состоянии духовенства, так и научному изучению проблемы материального обеспечения клириков.

Многие современники не соглашались с резкими оценками Беллюстина. Одним из первых на них возразил чиновник Министерства народного просвещения и известный духовный писатель Н. В. Елагин. В 1859 г. вышел в свет подготовленный им сборник [Русское духовенство 1859], призванный «разоблачить клевету» на русское духовенство. В книге также указывались проблемы в материальном обеспечении духовных лиц, но вместе с тем ситуация не выглядела столь безысходной. Обозначенные в сочинении И. С. Беллюстина негативные стороны жизни и быта священнослужителей имели место быть, но не касались всего духовенства. «Автор прав, если будут понимать его описание, как попытку изобразить те мрачные стороны, которые встречаются иногда, и только иногда, в воспитании и службе сельского священника. Но его описание будет совершенно ложно, если захотят видеть в нем изображение воспитания и судьбы сельского духовенства вообще в России», - отмечали составители сборника [Русское духовенство 1859: 3]. Подобные идеи Н. В. Елагин будет развивать и в более поздних работах.

В ходе полемики 1860-х гг. определилась черта, ставшая характерной особенностью отечественной историографии материального положения приходского духовенства. Современники, как в дальнейшем и историки, разделились на два лагеря: одни утверждали, что уровень жизни приходских клириков был крайне низок, а их бытовые условия нуждались в серьезных переменах к лучшему. Другие, наоборот, заявляли о вполне благополучном положении духовенства и даже о его зажиточности. Голоса о необходимости защиты и поддержки клириков рассматривались ими как преувеличение проблемы. Противоречиям в оценках реального положения дел в духовном сословии значительное внимание уделил Д. И. Ростиславов, посвятив этому

1 Государственный архив Российской Федерации. Ф. 815. Оп. 1. Д. 283. Л. 1-1 об.

вопросу отдельный раздел своего труда [Ростиславов 1866: 1-9]. Практически всегда, при анализе уровня жизни духовенства, приходится сталкиваться с совершенно противоположенными оценками. Многие крестьяне, купцы, мещане, горожане, чиновники высказывались о зажиточности священно - и церковнослужителей, о том, что их положение составляло предмет зависти всех сословий, «что жалобы на его бедственное положение несправедливы» [Ростиславов 1866: 5].

Подобные расхождения во мнениях, с точки зрения автора, объяснялись разными подходами к рассмотрению вопроса. Суждения о духовенстве очень часто высказывали лица знакомые лишь с внешней, официальной стороной жизни Церкви. Они видели священников на крестных ходах, в формальной обстановке, рядом с чиновниками и наиболее влиятельными людьми. Складывалось впечатление о приближенности клириков к элите общества. Однако, стоило лишь изменить «standpunkt» (исходная точка, с которой ведется наблюдение) своих наблюдений, как сразу же выяснялось, что положение и быт клириков были далеко не безоблачными [Ростиславов 1866: 5-6].

Как бы там ни было, но отмеченные Д. И. Ростиславовым совершенно разные, подчас противоречащие оценки одного и того же предмета исследования - уровня жизни духовенства - наблюдаются в отечественной историографии вплоть до сегодняшнего дня.

Одним из первых исторических исследований, касающихся темы материального обеспечения духовенства, является работа священника ораниенбаумской придворной церкви Г. М. Любимова [Любимов 1851]. Автор анализирует способы содержания православного духовенства от апостольских времен до XVIII века. Проблеме обеспечения приходского духовенства Русской Церкви в работе уделяется лишь небольшой раздел. Священник Г. М. Любимов рассмотрел основные источники обеспечения священнослужителей, не давая никаких оценочных характеристик положению дел в духовном сословии и реальным проблемам, вытекающими из способов получения доходов. В книге делался лишь «беглый взгляд» на уровень благосостояния духовенства, содержание которого оценивались как «самое скудное» [Любимов 1851: 163].

Среди работ, изданных в 1860-е гг. обращает на себя внимание труд чиновника синодальной канцелярии Н. И. Григоровича [Григорович 1867]. В работе проанализированы законодательные акты, касавшиеся материального обеспечения белого духовенства начиная со штатов, введенных императрицей Екатериной II указом от 26 февраля 1764 г. и до 1863 г. Труд позволяет увидеть развитие российского законодательства по вопросу обеспечения клириков в синодальный период.

Еще одной работой посвященной анализу законодательной политики правительства по отношению к духовенству, является довольно обширная статья П. Г. Веденяпина [Веденяпин 1865]. Автор рассматривает положение духовенства, останавливаясь в том числе на проблемах материального состояния, в годы правления императрицы Елизаветы Петровны. В публикации совершенно справедливо отмечалось, что полноценно исполнять свои духовные и просветительские задачи священнослужителями могли лишь при твердом финансовом обеспечении, «дабы гнетущая нужда и бедность не подавляли духа и не расстраивали потребного для пастырского служения настроения» [Веденяпин 1865: 267]. П. Г. Веденяпин актуализировал проблему материального обеспечения клириков в период деятельности Присутствия по делам православного духовенства, отмечая в своей статье, что мысль о

необходимости улучшения быта служителей алтаря «не скоро вошла в сознание нашего общества и правительства» [Веденяпин 1865: 267].

В 1860-е гг. появляются первые научные публикации выдающегося историка, профессора Казанской духовной академии П. В. Знаменского, посвященные изучению самых разных аспектов прошлого российского духовенства [Липаков 2009]. Среди ранних работ ученого обращает на себя внимание статья «О способах содержания русского духовенства в ХУП-ХУШ столетии» [Знаменский 1865]. Автор со всей скрупулезностью остановился на проблеме обеспечения священно- и церковнослужителей ХУП-ХУШ веках, проанализировал основные источники их содержания, в том числе плату за требы, землепользование, жалованье, ругу, остановился на мероприятиях, предпринятых Петром I, Екатериной II для преобразования церковной жизни в стране и улучшения уровня благосостояния пастырей. Публикацию отличают привлечение широкого числа источников и глубокий анализ поставленной проблемы. Работа П. В. Знаменского является первым полноценным исследованием, посвященным изучению основных источников материального обеспечения приходского духовенства в России.

Результатом кропотливой и многолетней работы П. В. Знаменского стала знаменитая монография по истории белого духовенства, изданная в Казани в 1873 г. [Знаменский 1873]. Книга была первой крупной работой, характеризовавшей правовое и социальное положение духовенства в России. Особое внимание в ней уделено изучению способов содержания приходского духовенства. Автор тщательно рассмотрел основные источники обеспечения причтов, раскрыв их положительные и негативные стороны, а также проанализировал меры правительства, направленные на улучшение уровня жизни клириков. Материальное положение духовенства П. В. Знаменским характеризовалось как одна из самых главных проблем в жизни Православной Российской Церкви. По мысли автора, как во времена Древнерусского государства, так и в синодальную эпоху основные принципы обеспечения служителей Церкви не менялись, их благосостояние зависело исключительно от «доброхотства» прихожан [Знаменский 1873: 669]. Добровольный характер платы за требы, самоустраненность правительства и общества от кардинального решения проблемы зависимости пастырей от прихожан приводили к печальным последствиям - злоупотреблениям священнослужителями своим положением и падению авторитета духовенства. По поводу платы за требы возникали конфликты как внутри причтов так и с прихожанами. На протяжении своего обширного исследования профессор П. В. Знаменский неоднократно подчеркивал «очень дурное» влияние на священнослужителей основного источника обеспечения - требоисполнения [Знаменский 1873: 706]. Преодолеть сложившуюся ситуацию было возможно путем установления твердого жалованья. Монография П. В. Знаменского - важнейшее исследование по истории приходского духовенства, не потерявшее свою научную значимость вплоть до сегодняшнего дня.

В 1880-е гг. было опубликовано несколько работ, в которых уделялось внимание вопросам церковных преобразований Александра II, в частотности в области улучшения быта духовного сословия. Немалый интерес представляет анализ основных правительственных реформ в ведомстве православного исповедания, проведенный экстраординарным профессором Казанской духовной академии В. В. Миротворцевым [Миротворцев 1880]. Сочинение

позволяет наглядно увидеть правительственные мероприятия, направленные на улучшение быта духовенства.

Немалое значение для исследования проблемы материального положения духовенства имеет труд канониста и писателя, преподавателя Киевской духовной семинарии П. П. Забелина [Забелин 1885]. Основное внимание автор уделил описанию правового положения клириков. Однако в третьей части работы имеется раздел «О материальном обеспечении священно-церковнослужителей и их семейств по церковно-гражданским постановлениям Русской Церкви» [Забелин 1885: 53-90], в которой автор приводит законы о местных способах содержания клириков, штатном жалованье, пенсиях и единовременных пособиях, а также о способах социального призрения духовенства.

Обзор церковно-гражданских законоположений, касающихся приходского духовенства, проведен также в работе Я. И. Ивановского [Ивановский 1893].

1890-е гг. ознаменованы выходом в свет подготовленного магистром богословия, служащим синодальной канцелярии И. В. Преображенским статистического обзора, характеризовавшего положение отечественной Церкви в XIX веке [Преображенский 1897]. Сочинение создано главным образом на основе ежегодных отчетов обер-прокуроров Святейшего Синода, а также других официальных изданий. Работа состоит и пяти глав. Последняя - пятая глава посвящена обзору материальных средств духовного ведомства: синодальным капиталам и епархиальным доходам. Уделено в обзоре внимание и изменению материального положения духовенства, в частности увеличению государственных ассигнований на выплату жалованья священно- и церконослужителям. Работа была призвана «языком цифр» рассказать, насколько значительно за 50 лет с 1841 по 1891 гг. укрепилось положение Церкви, и что современное (на момент издания книги) ее состояние «характеризуется таким же быстрым и многосторонним прогрессом» [Преображенский 1897: 9]. Издание содержит богатый статистический материал, позволяющий увидеть рост кружечных, кошельковых сборов, жалованья и вспомогательных средств обеспечения причтов.

Значительный интерес представляет магистерская диссертация Н. П. Руновского, посвященная анализу правительственных мер, направленных на улучшение положения Церкви в годы правления императора Александра II [Руновский 1898]. Исследование является достаточно глубоким и обширным осмыслением церковных преобразований царя-освободителя. Внимание уделяется изменениям в правовом и социальном положении священно- и церковнослужителей, в церковном судопроизводстве, штатном расписании, образовании, анализируется отношение духовной и светской печати к церковным реформам. В отдельной (шестой) главе работы рассматривается вопрос обеспечения приходского духовенства. Автор анализирует высказанные преосвященными архиереями, клириками, а также представителями светской общественности мнения, озвученные в ходе широкой дискуссии 1860-1870 гг., изучает историю создания церковно-приходских попечительств, реформу штатов 16 апреля 1869 г., деятельность епархиальных попечительств о бедных духовного звания и другие значимые вопросы.

Изучению церковных преобразований эпохи Александра II также посвящена работа А. А. Папкова [Папков 1902]. Автор известен серией публикаций по приходской проблематике. В указанном сочинении

возрождению религиозной жизни в империи, ее оживлению, истории учреждения первых братств уделено немало внимания. Однако тема материального обеспечения также получила определенное освещение. В исследовании рассматривается история и деятельность Присутствия по делам православного духовенства, а также анализируются оценки уровня жизни клириков церковными иерархами и видными представителями светской общественности.

История развития имущественных прав Православной Церкви в России освещается в фундаментальном сочинении А. А. Завьялова [Завьялов 1900]. Несмотря на то, что работа посвящена преимущественно изучению вопроса о церковных имениях в годы правления Екатерины II, в ней рассматривается целый ряд смежных проблем: происхождение имущественного права в Русской Церкви, содержание епархиальных управлений, церквей и приходского духовенства, попытка создания пенсионной системы для духовенства и целый ряд иных вопросов.

Развитие имущественного права церквей и монастырей в России рассматривается также в сочинении авторитетного канониста, присяжного поверенного Н. Д. Кузнецова, подготовленном для доклада на заседаниях IV отдела Предсоборного Присутствия [Кузнецов 1907]. Проблемы улучшения быта, правового и социального положения духовенства в связи с обсуждением повестки заседаний Поместного Собора Православной Российской Церкви рассматриваются и в других работах автора.

Анализируя дореволюционную историографию, следует упомянуть о синодальном издании, посвященном рассмотрению церковных преобразований императора Александра III [Обзор 1901]. Книга была издана по поручению обер-прокурора К. П. Победоносцева. Издание отличают официальный характер, отсутствие критических замечаний. На протяжении всего обширного труда приводятся данные, цифры, факты, подтверждающие один единственный тезис: «Царствование императора Александра Александровича по отношению к делам Церкви с самого начала и до конца исполнено непрестанного внимания и забот, благоволения и милостей» [Обзор 1901: 1]. Однако, несмотря на безапелляционность и отсутствие критического подхода, книга представляет значительный интерес, так как является масштабным обзором предпринятых правительством царя-миротворца мер, направленных на преобразование положения Церкви в империи. В ней приводится статистическая характеристика Православной Российской Церкви до начала правления Александра III и в конце его царствования, анализируется правительственные меры в области духовного управления, суда, образования, цензуры. Материал в издании располагается в хронологическом порядке, что существенно упрощает ознакомление с ним. Анализу мер, направленных на улучшение обеспечения православного духовенства, отведен отдельный раздел [Обзор 1901: 387-410].

Книга получила положительные оценки современников. Профессор Киевской духовной академии священник Ф. И. Титов посвятил ее выходу специальную статью, повторив изложенные в ней тезисы [Титов 1902].

Анализ церковной политики императора Александра III приводится также в работах богослова и миссионера И. Г. Айвазова [Айвазов 1913; Айвазов 1914]. Автор сосредоточил свое внимание на рассмотрении церковного законодательства, однако некоторое внимание уделено и правительственным мероприятиям по улучшению быта духовного сословия.

Вопросы материального положения духовенства затрагиваются в сочинении обер-секретаря Святейшего Синода, приват-доцента Санкт-Петербургской духовной академии С. Г. Рункевича [Рункевич 1901]. Работа ученого представляет собой обзор российской церковной истории XIX века. Автор касается вопросов управления, образования и судопроизводства. К проблеме быта и финансового благополучия клириков автор обращается несколько раз, анализируя особенности материального положения причтов в период правления Николая I, затем рассматривая деятельность Присутствия по делам православного духовенства и иные мероприятия эпохи царя-освободителя, а также описывая преобразования конца XIX века. Работу С. Г. Рункевича отличает официальный характер изложения материала. Это неудивительно, ведь автор трудился синодальным чиновником. Вместе с тем указанное сочинение весьма полезно, так как позволяет в рамках одной работы проследить развитие государственной политики по отношению к Церкви и духовенству в синодальный период.

В начале XX века к истории быта и жизни православного духовенства обращался исследователь и публицист А. И. Лотоцкий [Лотоцкий 1906]. Однако его работы касаются прошлого Православной Церкви в XVIII веке, в частности, преобразований Петра I и Екатерины II.

Среди работ дореволюционных авторов обращает на себя внимание сборник, подготовленный земским статистом, членом партии эсеров, а впоследствии участником Учредительного собрания В. А. Кильчевским [Кильчевский 1908]. Автор сделал попытку краткого статистического анализа церковного землевладения, церковных и монастырских капиталов, благотворительности, государственных расходов по ведомству Святейшего Синода, местных епархиальных средств, храмовой документации. В работе отмечаются серьезные недостатки церковной финансовой отчетности.

Однако обобщающие выводы делаются лишь из отдельных эпизодов церковной жизни, факты, идущие в разрез с мнением автора, попросту не учитываются. Например, в подтверждение недостоверности информации, содержавшейся в церковных приходно-расходных книгах, Кильчевский привел слова протоиерея Т. И. Буткевича, сказанные на заседании Предсоборного Присутствия 12 декабря 1906 г.: «В церковных приходно-расходных книгах правды никогда не бывает ни одного слова» [Кильчевский 1908: 23]. Старосты и причты задним числом записывали неверные сведения в документы, желая скрыть истинные доходы. Протоиерей поделился с присутствовавшими воспоминанием о том, как однажды во время его беседы по поводу ведения церковной отчетности с архиепископом Харьковским Амвросием (Ключаревым), последний заявил, что в его бытность в Москве он в течение 32 лет вел приходно-расходные книги своей церкви и там действительно не было ни слова правды. И далее Кильчевский пишет, что «это заявление протоиерея Т. И. Буткевича не вызвало возражения со стороны других членов Предсоборного Присутствия» [Кильчевский 1908: 23].

На самом деле, позиция протоиерея Т. И. Буткевича вызвала возражение, например, архиепископа Димитрия (Ковальницкого), утверждавшего, что приведенные факты злоупотреблений старост и настоятелей - это лишь частные примеры нарушения российского законодательства и канонического права Церкви. По мнению архиерея, всякие попытки к кардиальному обновлению приходской жизни, к отстранению старост от ведения отчетности, не привели бы ни к чему положительному [Журналы 2014: 991-992].

При анализе причтовых доходов Кильчевский, очевидно не слишком хорошо знакомый с изучаемым предметом, утверждал, что «доходы, получаемые за исполнение треб от прихожан, не могут быть учтены, никакого отчета о них причты не дают, никаких книг и записей вести не обязаны» [Кильчевский 1908: 28]. Однако согласно инструкции благочинным приходских церквей причты должны были исправно вести, а благочинные внимательно за этим следить, специальные тетради для записи братских требных доходов (богослужебно-братские журналы) [Устав 1871: 413]. Благочинные при решении конфликтов руководствовались именно этими документами, и, как показало проведенное нами исследование, точность записей сумм редко вызывала претензии, так как контролировалась всеми членами причта. К тому же по закону причты должны были тщательно заполнять клировые ведомости [Устав 1900: 33], в которых следовало указывать информацию о каждом члене причта, в том числе: «сколько получает содержания из казны и из других источников, и каких именно»2.

Следует заменить, что труд Кильчевского и не претендовал на глубокую научность и широкий охват источников, являясь лишь небольшим справочным пособием. Вместе с тем издание оказало определенное влияние на осмысление проблемы материального положения духовенства. Многие его тезисы повторяются в работах советских и российских историков.

В целом дореволюционная историография успела лишь наметить пути изучения проблемы материального обеспечения приходского духовенства. Быт и условия жизни клириков, как правило, рассматривались в связи с их общественным обсуждением во второй половине XIX - начале XX века. Полноценного исследования уровня благосостояния служителей алтаря историками так и не было проведено.

Библиографический список

Айвазов И. Г. Законодательство по церковным делам в царствование императора Александра III. Москва : печ. А.И. Снегиревой, 1913. 222 с.

Айвазов И. Г. Церковные вопросы в царствование императора Александра III. Москва : печ. А.И. Снегиревой, 1914. 85 с.

Беллюстин И. С. Описание сельского духовенства. Berlin : A. Asher et C°, 1858. 171 с.

Веденяпин П. Г. Законодательство императрицы Елизаветы Петровны относительно православного духовенства // Православное обозрение. 1865. Вып. 5. С. 69-117; Вып. 6. С. 296-334.

Григорович Н. И. Обзор общих законоположений о содержании православного приходского духовенства в России со времени введения штатов по Духовному ведомству. (1764-1863 г.). Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1867. 114, 33 с.

Журналы и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного присутствия (1906 г.). Кн. 56: Журналы заседаний Пятого и Шестого отделов и общего собрания Присутствия. Москва : О-во любителей церковной истории : Изд-во Новоспасского монастыря, 2014. 1088 с.

2 Государственный архив Воронежской области. Ф. И-84. Оп. 1. Д. 1951А2ч1. Л. 328 об.

Забелин П. П. Права и обязанности пресвитеров по основным законам христианской Церкви и церковно-гражданским постановлениям Русской Церкви. Ч. 1-3. Киев : тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1885.

Завьялов А. А. Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II / А. А. Завьялов. Санкт-Петербург : Тип. А. П. Лопухина, 1900. 402 с.

Знаменский П. В. О способах содержания русского духовенства в XVII-XVIII столетии // Православный собеседник. 1865. Ч. 1. С. 145-188.

Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра : Унив. тип., 1873. 855 с.

Ивановский Я. И. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству, (применительно к уставу духовных консисторий и своду законов) : С истор. прим. и прил. : Справ. кн. 2-е изд. Санкт-Петербург : Синод. тип., 1893. XII, 386 с.

Кильчевский В. А. Богатства и доходы духовенства. 2-е изд., знач. доп. Санкт-Петербург : тип. «Работник», 1908. 46 с.

Кузнецов Н. Д. К вопросу о церковном имуществе и отношении государства к церковным недвижимым имениям в России: [Доклад IV отделу Предсоборного Присутствия] // Богословский вестник. 1907. Т. 2. № 7/8. С. 592648; Т. 3. № 9. С.61-88; № 10. С. 203-266.

Леонтьева Т. Г. Священник Иоанн Беллюстин: биография в документах. Москва-Тверь: ООО «СФК-офис», 2012. 411 с.

Липаков Е. В. Знаменский Петр Васильевич // Православная энциклопедия. Москва, 2009. Т. 20. С. 297-300.

Лотоцкий А. И. Из быта старого духовенства // Русская старина. 1904. Т. 120. С. 102-129.

Любимов Г. М., свящ. Историческое обозрение способов содержания христианского духовенства от времен апостольских до XVП-XVШ в. Санкт-Петербург : Тип. воен.-учеб. заведений, 1851. VIII, 183 с.

Миротворцев В. В. Меры правительства к преобразованию быта православного белого духовенства, в царствование государя императора Александра II. Казань : тип. Имп. Ун-та, 1880. 43 с.

Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III. Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1901. XVIII, 8, 727 с.

Папков А. А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. (1855-1870). Санкт-Петербург : Типография А. П. Лопухина, 1902. [4], IV, 184 с.

Преображенский И. В. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840-41 по 1890-91 годы. Санкт-Петербург : Тип. Э. Арнгольда, 1897. IV, 236 с.

Ростиславов Д. И. О православном белом и черном духовенстве в России. Т. 1. Лейпциг : Ф. Вагнер, 1866. Т. 1. XVIII, 602 с.

Рункевич С. Г. Русская церковь в XIX веке : исторические наброски С. Г. Рункевича. Санкт-Петербург : Тип. А. П. Лопухина, 1901. 232 с.

Руновский Н. П. Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II. Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1898. 332, IX с.

Русское духовенство : Сборник / Сост. Н.В. Елагин. Берлин : тип. К. Шультце, 1859. XIII, 375 с.

Титов Ф. И., свящ. Император Александр III и Русская Православная Церковь в его время. (По поводу книги под заглавием: «Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III». Спб. 1901.). Киев : Типография И. И. Горбунова, 1902. 22 с.

Устав духовных консисторий с дополнениями и разъяснениями Святейшего Синода и Правительствующего Сената / Сост. М. Н. Палибин. Санкт-Петербург : Юрид. кн. маг. Н.К. Мартынова, 1900. 232 с.

Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами Святейшего Синода... : С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей... : Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений : Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. Санкт-Петербург : тип. М. Хана, 1871. XXVI, 192, [40], 31, [7] с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.