Научная статья на тему 'Проблема легитимного регулирования исламского банкинга на территории Российской Федерации'

Проблема легитимного регулирования исламского банкинга на территории Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
285
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / ПРОЦЕНТ / ОТСУТСТВИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / РИБА / ШАРИАТСКИЙ СОВЕТ / МУШАРАКА / МУДАРАБА / МУРАБАХА / СУКУК / СОБЛЮДЕНИЕ ШАРИАТА / ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гасаналиев А., Абачараева З.

Статья посвящена проблеме становления и развития исламского банкинга на территории Российской Федерации, которая приобрела на сегодняшний день особую актуальность в связи с общественно-политической и экономической ситуацией, санкциями, направленными против Российской Федерации рядом государств. При написании статьи использовались различные методы исследования: сравнительно-правовой, формально-юридический, логический и др. Целью статьи является раскрытие основных подходов к решению проблемы правового регулирования деятельности кредитных организаций, которые ведут ее, основываясь на правовых нормах ислама, а также предполагаемые пути ее решения. В статье автор характеризует исламский банкинг, основной особенностью которого является соответствие базовым принципам шариата, как альтернативу классическому (традиционному) банкингу. Выявлена и обоснована необходимость правового регулирования исламского банкинга. На основе проведенного исследования авторы предлагают ввести отдельное лицензирование кредитных организаций, ведущих свою деятельность в соответствии с нормами ислама, создать в рамках Банка России центральный шариатский совет, который будет определять соответствие операций банков принципам ислама. Формулируются основные выводы о внесении ряда корректив в законодательство Российской Федерации с целью становления и развития кредитных организаций, ведущих свою деятельность в соответствии с принципами исламского финансирования. «Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3. Общественные науки», Махачкала, 2016 г., т. 31, вып. 1, с. 56-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема легитимного регулирования исламского банкинга на территории Российской Федерации»

МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

А. Гасаналиев, З. Абачараева (Дагестанский государственный университет) ПРОБЛЕМА ЛЕГИТИМНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме становления и развития исламского банкинга на территории Российской Федерации, которая приобрела на сегодняшний день особую актуальность в связи с общественно-политической и экономической ситуацией, санкциями, направленными против Российской Федерации рядом государств. При написании статьи использовались различные методы исследования: сравнительно-правовой, формально-юридический, логический и др. Целью статьи является раскрытие основных подходов к решению проблемы правового регулирования деятельности кредитных организаций, которые ведут ее, основываясь на правовых нормах ислама, а также предполагаемые пути ее решения. В статье автор характеризует исламский банкинг, основной особенностью которого является соответствие базовым принципам шариата, как альтернативу классическому (традиционному) банкингу. Выявлена и обоснована необходимость правового регулирования исламского банкинга. На основе проведенного исследования авторы предлагают ввести отдельное лицензирование кредитных организаций, ведущих свою деятельность в соответствии с нормами ислама, создать в рамках Банка России центральный шариатский совет, который будет определять соответствие операций банков принципам ислама. Формулируются основные выводы о внесении ряда корректив в законодательство Российской Федерации с целью становления и развития кредитных организаций, ведущих свою деятельность в соответствии с принципами исламского финансирования.

Ключевые слова: исламский банкинг, процент, отсутствие правового регулирования, риба, шариатский совет, мушарака, мудараба, мурабаха, сукук, соблюдение шариата, опыт зарубежных стран.

Исламский банкинг можно охарактеризовать как альтернативу классическому (традиционному) банкингу. Основной особенностью данного направления банковской деятельности является соответствие базовым принципам шариата. Шариат - это закон жизни мусульманской общины [1, с. 97]. Согласно шариату, воспрещается инвестирование в предприятия, которые предоставляют товары или услуги, считающиеся запрещенными, такие как производство и реализация алкоголя, торговля оружием, деятельность букмекерских контор и т.д. Основополагающим отличием «исламского банкинга» от классического является запрет на выплату гарантированных процентов как за выдачу кредита, так и по вкладам, так называемая «риба». Риба в переводе с арабского означает «приращение», т.е. надбавка к сумме основного долга, получаемая кредитором по представленным займам [2, с. 85]. Под «рибой» понимается любой процент по финансовым операциям, когда одна сторона получает доход за счет другой. Извлечение прибыли от финансово-экономической деятельности в исламе всегда должно быть связано с принятием на себя инвестиционного риска. Проценты по вкладу напрямую зависят от итогов деятельности банка, а выплаты по кредиту - от успешности реализации инвестиционного проекта, который финансируется за счет предоставления кредитов. Таким образом, фундаментальным аспектом исламского банкинга является сотрудничество между клиентом и банком. Предполагается, что банк выполняет агентские функции, аккумулируя средства клиентов, а затем инвестируя их. Иными словами, любая заблаговременно установленная процентная ставка, зависящая от сроков и величины займа и не зависящая от успешности инвестиций, именуется «рибой» и считается запретной.

Ислам одобряет извлечение дохода, но порицает использование процента в целях получения дохода. Социальная справедливость требует, чтобы заемщики и кредиторы получали вознаграждение или несли убытки на паритетных началах и чтобы процесс накопления и создания богатства отражал реальный вклад в экономическое развитие. Исламский банк имеет три основных разрешенных источника прибыли: банковские операции, основанные на принципах исламской экономики, операции на финансовых рынках и комиссионные операции.

Основными видами банковских операций, соответствующими принципам исламской модели финансирования, являются следующие виды банковских договоров.

Мудараба - договор, согласно которому владелец свободного капитала доверяет его лицу, способному продуктивно использовать его. Мурабаха (араб. «перепродажа») - договор купли-продажи товаров по заранее оговоренной стоимости, включающей прибыль от реализации товара. Мушарака (араб. «партнерство») -договор товарищества. Согласно договору мушарака, полученный доход делится между клиентом и банком в предварительно оговоренных долях. Потери распределяются пропорционально взносам.

Сукук - облигации, которые отвечают нормам шариата. В простейшей форме сукук представляет собой право собственности на актив или на пожизненное пользование активом и доходами от него. Сукук дает право не просто на долю в потоке наличных денежных средств, но и право собственности. Это отличает сукук от традиционных облигаций, поскольку последние являются просто процентными ценными бумагами, тогда как сукук - это, по сути, инвестиционные сертификаты, подтверждающие право на долю в поле активов [3, с. 124].

Вопрос легитимного регулирования исламского банкинга возник относительно недавно. Он является не единственным, но основополагающим. Существует целый ряд преград на пути развития кредитных учреждений, ведущих свою деятельность, основываясь на принципах ислама. В их числе недостаток подготовленных специалистов в этой области, неосведомленность граждан об «исламских банковских» продуктах и наличие правовых преград на пути становления исламского банкинга как полновесного игрока на финансовом рынке. Становление исламского банкинга на территории РФ приобрело особую актуальность в связи с общественно-политической и экономической ситуацией в стране. Все это заставляет Россию искать внутренние резервы и новые источники иностранных инвестиций. Внутренними резервами могут послужить ныне неиспользуемые средства граждан-мусульман РФ, а также иностранных граждан из республик Средней Азии, находящихся на территории РФ. В качестве источников внешних инвестиций весьма привлекательны государства Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, с которыми Российская Федерация поддерживает дружеские взаимоотношения.

С целью интенсификации этих процессов разумным и своевременным представляется развивать альтернативную исламскую модель экономических отношений, предоставив ей поддержку на государственном уровне. Провозглашенная государством идея развития финансовых институтов, функционирующих на принци-

пах ислама, сразу же найдет отклик у мусульман как внутри страны, так и за ее пределами, что, в свою очередь, привлечет существенные ресурсы в российскую экономику, позволив восполнить отток денежных средств, стимулированный санкциями. По мнению Р.И. Беккина, на примере Судана (единственной в мире страны с исламизированной финансовой системой) можно наблюдать, как государство не только занимается регулированием деятельности исламских финансовых институтов, но и может выступать в качестве активного участника финансовых отношений. При этом оно также использует исламские методы финансирования как при привлечении, так и при расходовании бюджетных средств [4, с. 138].

Исламская модель экономики представляет собой концепцию хозяйствования, источником которой являются нормы и принципы мусульманского права [5, с. 4]. Однако в противоположность мусульманскому праву, которое регулирует отношения преимущественно в мусульманском обществе, исламская экономическая модель может использоваться представителями различных религиозных сообществ, а не только представителями сообщества мусульман. Основной принцип исламской экономической модели заключается в поиске альтернативы процентному финансированию. Хотелось бы отметить, что принципы исламского банкинга в настоящее время широко распространены не только в мусульманских государствах, но также в Европе и Америке. Среди западных банков существует тенденция к открытию и поддерживанию так называемых «исламских окон» (отделения банка, предоставляющие услуги согласно нормам ислама). Даже ведущие банки претерпевают «исламскую лихорадку». К примеру, СШсогр, Бе^сИе Вапк, НЗВС, АБК Ашго открыли отделения, деятельность которых базируется на принципах ислама [6, с. 81]. Профессор Л.Р. Сюкияйнен отмечает, что целый ряд институтов исламского предпринимательского права (исламские облигации, банковские продукты, формы основанного на взаимных гарантиях страхования) уже нашли признание в европейской правовой практике. Современное исламское право именно под влиянием тесного контакта с европейской правовой культурой формулирует решения, которые указанная культура берет себе на вооружение. При этом нормы шариата остаются незыблемыми, но и положения европейского права не игнорируются [7, с. 163].

Еще одним доводом в поддержку создания «исламского банкинга» на территории РФ, как ни странно, может послужить и то,

что о создании подобного банкинга заговорила уже и православная церковь. На сайте «Интерфакса» в ноябре 2014 г. появилось интервью главы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ протоиерея Всеволода Чаплина. Он сделал заявление о возможности создания «православного банкинга», в котором предложил подумать над тем, «может ли Россия предложить православную систему банкинга без ростовщичества, входящую в прямые отношения с Китаем, исламским миром, иными возрастающими в мире центрами влияния» [8]. В этом высказывании собственно и содержится концепция православного банкинга -отказ от ростовщичества, т.е. от взимания процентов. Как было отмечено выше, исламский банкинг в силу религиозных запретов полностью отвергает ростовщичество.

Что же касается опыта формирования исламского банкинга на территории РФ, как банков, работающих только на принципах шариата, так и исламских «окошек» в традиционных банках, то надо признать, что такого опыта практически не имеется. Регулирование «исламских банков» целиком базируется на классическом подходе к банковскому делу и никак не предусматривает специфичность исламских банков. Известно лишь о существовании небольшого числа всецело исламских банков, а также о существовании небольшого ряда банков, которые попытались внедрить окно исламского банкинга. К их числу можно отнести: Казанский «Амаль» и «Булгар Банк» (ЗАО), предоставляющие услуги в абсолютном соответствии с требованиями исламского права и действующим законодательством РФ, банк «Ак Барс», входящий в тридцатку крупнейших банков РФ.

Одной из основных проблем является отсутствие в правовом поле РФ юридически закрепленной терминологии по исламскому банкингу, аналогов понятий, применяемых в рамках деятельности банков, соответствующей исламским принципам в международной практике. В российской юридической документации не прописано, что представляет собой понятие «исламский финансовый институт» или «банк», действующий с соблюдением исламских финансовых принципов, мудараба, мушарака, мурабаха и т.п. Одни эксперты приходят к выводу, что для развития исламского банкинга на территории РФ необходимо принятие отдельного федерального закона. Такого мнения, к примеру, придерживается магистр исламских финансов, советник правления ОАО «Банк "Зенит"» Ильяс Зарипов [9]. Первый основатель «исламского банка» на территории России Адалят Джабиев заявляет, что решение проблемы

лежит на поверхности: государство должно создавать условия, чтобы деньги мусульман выходили из неформального обращения и максимально вовлекались в хозяйственный оборот страны через различные официально зарегистрированные, легитимные структуры [10].

Итак, главная проблема состоит в том, что деятельность исламских финансовых институтов подразумевает наличие соответствующей среды, учитывающей исламские основы. В ряде немусульманских стран существует нормативная основа, регулирующая деятельность исламских финансовых институтов. По нашему мнению, преградой на пути к формированию аналогичных структур в России является российское законодательство, в частности отдельные положения Гражданского кодекса, Налогового кодекса, Закона о банках и банковской деятельности, а также множество положений и инструкций Банка России, которые не только регулируют, но и поощряют исключительно ростовщическую банковскую деятельность.

Свидетельством того, что вопрос урегулирования исламского банкинга на территории России довольно актуален, является и тот факт, что Центральный Банк России заинтересовался данной проблемой. В ходе выступления в ноябре 2014 г. в Совете Федерации Председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина заявила, что Банк России исследует вопрос внедрения регулирования для исламского банкинга [11]. Хотя ранее первый зампред Банка России Сергей Швецов говорил, что необходимость введения особого регулирования исламского банкинга отсутствует.

В августе 2014 г. президент Ассоциации региональных банков России Г. А. Тосунян адресовал письмо директору Департамента банковского надзора Банка России Р.В. Амирьянцу, в котором в ряду основных причин, отрицательно воздействующих на развитие исламского банкинга на территории Российской Федерации, было отмечено отсутствие его правового регулирования. В этом письме было предложено внести ряд корректив в законодательство РФ с целью регулирования исламского банкинга на территории России и ввести отдельный федеральный закон, к примеру назвав его «Об исламских финансах» [12].

Вышеуказанный фактор является весьма существенным и находит свое выражение прежде всего в отсутствии комплексного законодательства, а также в ряде ограничений, возникающих в правовом поле РФ. Говоря о правовом положении исламского банкинга, хотелось бы отметить, что в настоящее время он стоит

в одном ряду с классическим банкингом. Положения, приемлемые для банков, ведущих свою деятельность на традиционных началах, являются весьма затруднительными для соблюдения исламским банкингом, а иногда и невыполнимыми. Так, Гражданский кодекс РФ предусматривает уплату процентов за пользование кредитом, ссылаясь на то, что процент является инструментом прироста капитала не только кредитных организаций, но и их клиентов [13]. Процентная политика гражданского законодательства основана на взимании процента в части применения мер ответственности в отношении лиц, не исполняющих взятые на себя обязательства. Применение процентов - квалификационный признак деятельности классических банков. В этой связи их интеграция с исламским банком является проблемой, так как, согласно принципам исламского банкинга, процент по предоставленным средствам может взиматься только с прибыли, а банк и клиент несут риски за предприятие на равных условиях, т. е. если проект окажется убыточным, то убытки нести должны оба участника, и речь ни о каких процентах на сумму идти не может. Всё это противоречит нормам исламского права, в связи с чем предлагается признать доходы, полученные от деятельности с соблюдением исламских принципов, процентными по форме, внеся соответствующие изменения в действующее законодательство, или предусмотреть возможность беспроцентного кредитования и депонирования.

В связи с этим предлагаем:

- внести соответствующие изменения в ст. 819 Гражданского кодекса РФ [13], предусмотреть иные меры, кроме уплаты процентов за пользование кредитом;

- ст. 29 Закона № 395-1 [14] дополнить положением о том, что настоящая статья не распространяется на операции, осуществляемые банками, действующими с соблюдением исламских принципов.

Кроме того, ряд статей Налогового кодекса РФ также препятствует развитию исламского банкинга на территории РФ. Было бы справедливо налогообложение операций по продаже товаров в рассрочку с наценкой в целях финансирования привести к сопоставимому уровню налогообложения аналогичных банковских операций. Например, освободить от НДС премию на перепродажу актива в целях финансирования, т.е. признать исламские доходы при учете, отчетности и налогообложении процентными по форме, а именно: если сделка признается регулятором совершенной в рамках «специальной» лицензии, то многократный переход права

собственности должен рассматриваться как технический, налогом облагается только финальный акт перехода собственности к конечному покупателю.

В связи с этим предлагаем:

- дополнить ст. 5 Федерального закона № 395-1 нормой следующего содержания: «Передача имущества банками, действующими с соблюдением исламских принципов, освобождается от налога на добавленную стоимость в части дохода, подлежащего получению исламским банком в рамках финансирования торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита в соответствии с банковским законодательством Российской Федерации»;

- подпункт третий пункта третьего ст. 149 НК РФ дополнить положением следующего содержания: «Передача имущества исламскими банками клиенту в части дохода, подлежащего получению банком, действующим с соблюдением исламских принципов, в рамках финансирования торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита»;

- по организации выпуска сукук (исламских облигаций) внести изменения в законодательство по ценным бумагам, которые позволят приравнять выплаты инвесторам по сукук к режиму выплат по ценным бумагам (отмены лишних оплат НДС).

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, для того чтобы исламские финансовые институты успешно развивались на территории РФ и вносили свой вклад в процветание экономики России, нет острой необходимости во введении отдельного федерального закона, регулирующего исламский банковский сектор. Однако необходимо создание соответствующей среды путем внесения корректив в Гражданский кодекс РФ [13] в части 1 ст. 819, где предусмотрена уплата процентов за пользование кредитом, ст. 395, где предусмотрена ответственность лица за неисполнение денежных обязательств в виде процентов от суммы обязательств, а также в Закон о банках и банковской деятельности, где ст. 5 и 29 [14] предусмотрены проценты как единственно возможный инструмент приращения средств как кредитной организации, так и ее клиентов. Это противоречит нормам шариата, в связи с чем предлагается признать доходы, полученные от деятельности с соблюдением исламских принципов, процентными по форме, внеся соответствующие изменения в действующее законодательство.

Во-вторых, следует устранить отсутствие в правовом поле РФ юридически закрепленной терминологии по исламскому банкингу, аналогов понятий, применяемых в рамках деятельности банков, соответствующей исламским принципам в международной практике.

В-третьих, во избежание фактов возникновения риска введения в заблуждение потребителей недобросовестными игроками рынка, которые могут «маскировать» свои операции под «соответствующие шариату», но на деле не приводить их в соответствие, предлагается ввести отдельное лицензирование кредитных организаций, ведущих свою деятельность в соответствии с нормами ислама, создать в рамках Банка России центральный шариатский совет, который будет являться арбитром последней инстанции, определяющим соответствие операций банков принципам ислама.

В-четвертых, отсутствие правового регулирования «исламского банкинга» провоцирует возникновение ситуации, когда финансовые ресурсы уходят в тень и остаются вне закона, а при наличии такого регулирования есть возможность вывести их из тени.

И наконец, недостаток инструментов финансирования обусловливает концентрацию рисков в исламских финансовых институтах. Следовательно, бесконтрольное формирование исламских финансовых институтов в рамках традиционной финансовой системы чревато снижением ее устойчивости и ростом финансовой нестабильности. Именно поэтому правовое регулирование исламского банкинга в РФ должно стать одним из ключевых вопросов, решение которого должно исходить от законодательных органов.

Литература

1. Газизова Р.Г. Теоретические начала мусульманского права как основа правового регулирования финансовой системы ближневосточных стран // Вестник экономики, права и социологии. - 2010. - № 4.

2. Газизова Р.Г. Некоторые аспекты правового регулирования финансовых отношений нормами шариата и их роль в мировой финансовой системе // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2010. -Т. 152, № 4.

3. Гордеева О.Е., ЛьвоваН.А. Исламская финансовая система // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5: Экономика. - 2009. - № 3.

4. Беккин Р.И. Исламское финансовое право и его роль в регулировании исламских финансов // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2013. - Т. 155. - Кн. 3. - Ч. 2.

5. Беккин Р.И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: Особенности и перспективы развития; автореф. дис. д-ра экон. наук. - М., 2006.

6. Ахмадуллин Р.М. Принципы функционирования исламской финансовой системы // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2011. -№ 6.

7. Сюкияйнен Л.Р. Правовые основы исламской экономики: Взаимодействие исламской и европейской правовых культур // Pax Islamica. - 2010. - № 4.

8. Чаплин В. Сайт Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru (Дата обращения: 20.03.2014.)

9. Зарипов И. Исламские финансы - альтернативный вид низкорискового банковского бизнеса // VI Международный банковский форум «Corporate banking: кредитование и риски». - Вена, 8-11 июня 2015 г.

10. Джабиев А.Н. 21-я WIBC (Всемирная конференция по исламскому банкингу. 1-3 декабря 2014 г.). Сайт ТОО «Msm^ Соrpоrаtiоn». URL: http://www. istism.kz/rus (Дата обращения: 09.09.2015.)

11. В ЦБ не исключили введения регулирования для исламского банкинга. URL: http://www.forbes.ru/news (Дата обращения: 26.11.2014.)

12. Тосунян Г.А. Письмо Ассоциации региональных банков России (Ассоциация «Россия») от 08.08.2014 г. [Официальный сайт Ассоциации российских банков]. URL: http://аrb.ru / (Дата обращения: 20.08.2014.)

13. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Часть вторая // Собр. законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. -Ст. 410.

14. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1: в ред. от 13.07.2015 г. // Собр. законодательства РФ. - 1996. -№ 6 - Ст. 492.

«Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3. Общественные науки», Махачкала, 2016 г., т. 31, вып. 1, с. 56-64.

О. Сенюткина,

доктор исторических наук (Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова) МЕЧЕТИ ПОВОЛЖЬЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Поволжье - это тот регион России, для которого многокон-

фессиональность является объективной данностью: и исторически,

и применительно к современности. В этом конфессиональном

многоцветье свое место, наряду с церквями, синагогами, занимают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.