Научная статья на тему 'Проблема культа личности В. И. Ленина (историографический анализ)'

Проблема культа личности В. И. Ленина (историографический анализ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2880
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
В.И. ЛЕНИН / ВЛАСТЬ / РЕВОЛЮЦИЯ / КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ИСТОРИОГРАФИЯ / V.I. LENIN / POWER / REVOLUTION / CULT OF PERSONALITY / SOVIET STATE / HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шалаева Надежда Владимировна

В статье на основе анализа работ отечественных и зарубежных исследователей рассматривается проблема формирования культа В.И. Ленина в Советской России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the problem of forming the V.I. Lenin’s cult in Soviet Russia is considered on the basis of the analysis of Russian and foreign researcher’s studies.

Текст научной работы на тему «Проблема культа личности В. И. Ленина (историографический анализ)»

Надежда ШАЛАЕВА

ПРОБЛЕМА КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ В.И. ЛЕНИНА (историографический анализ)

В статье на основе анализа работ отечественных и зарубежных исследователей рассматривается проблема формирования культа В.И. Ленина в Советской России.

In the article the problem of forming the V.I. Lenin’s cult in Soviet Russia is considered on the basis of the analysis of Russian and foreign researcher’s studies.

Ключевые слова:

В.И. Ленин, власть, революция, культ личности, Советское государство, историография; V.I. Lenin, power, revolution, cult of personality, Soviet state, historiography.

ШАЛАЕВА Надежда Владимировна — к.и.н., доцент кафедры социальногуманитарных наук СГАУ им. Н.И. Вавилова nаdejdа-hist@ yandex.ru

Механизм воздействия власти на культурные процессы к началу 1920 -х гг. еще не был выработан в результате ее слабости и неразвитости, необходимости вести борьбу за выживание в условиях Гражданской войны. Это привело к тому, что в целом культура продолжала развиваться по своим законам и обла дала определенной самостоятельностью и независимостью, несмо -тря на стремление власти взять ее под контроль. Но после 1921 г. политическая ситуация стала меняться. «Культурная революция», начавшаяся в 1920 -х и получившая активное развитие в 1930 -х гг., была призвана создать «в разительном противоречии с повседнев -ным опытом вымышленный мир, в который должны были уверо -вать советские люди»1.

Тенденции развития культуры нашли свое отражение в пред -ставлениях о власти, не всегда отвечавших ее интересам и потреб ностям. Поэтому советская власть, ее представительные органы стремились к созданию собственных образов, отражавших идеоло -гию марксизма и идеи господства мирового пролетариата. В годы Гражданской войны образ власти носил достаточно абстрактный характер. В обществе шли споры скорее о задачах культуры, о ее предназначении, в рамках которых все более четко проступал ути литарный подход. Но постепенно новая власть стала приобретать реальные черты, и начался процесс ее конкретизации, персони фикации и ритуализации. Если к началу 1920 -х гг. власть ассоции -ровалась со многими лидерами Советского государства, то уже к 1922 г. самым непререкаемым авторитетом в сознании рабочих и крестьян становится В.И. Ленин. В этот период начал формиро -ваться культ В.И. Ленина, в котором мы можем увидеть и черты культа И.В. Сталина, и элементы традиционного русского мента литета — веры в доброго «царя - батюшку», заступника Отечества и простого люда, что связано с архетипами русского национального сознания и сакрализацией революции в ранней советской куль -туре2. Несмотря на авторитет других лидеров Советского государ -ства, именно культ В.И. Ленина сознательно начинает связываться

1 Пайпс Р. Русская революция. В 3 ч. Ч. 3. Россия под большевиками. 1918— 1924. - М., 2005, с. 365.

2 Левченко М. Капля крови Ильича: Сотворение мира в советской поэзии 1920-х годов // Независимая газета, 1998, 5 нояб.; Шатин Ю.В. Эстетика агио -графического дискурса в поэме В.В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» // Дискурс, 1996, № 2, с. 24-30; Подлубнова Ю.С. Метажанры в русской литературе 1920-х — начала 1940-х годов (Коммунистическая агиография и европейская сказка-аллегория) : дис. ... к.филол.н. — Екатеринбург, 2005.

с образом власти и ее задачами, с комму нистическим будущим. «Культ отвечал нуждам молодого Советского государства: это был, в сущности, строго регламенти рованный набор символов и мероприя тий, старательно разработанный партией и правительством для привлечения к себе неграмотных масс»1.

На вопрос о том, кто и когда начал про цесс формирования культа В.И. Ленина, сегодня нельзя дать однозначный ответ. Так, например, Н. Тумаркин в своей работе, написанной еще в 1980 -х гг., одно -значно говорит о том, что возникновению культа способствовал сам В.И. Ленин, хотя и не все элементы его возвеличива ния нравились вождю2. Она доказывает это на примере поведения вождя, его уча стия в активной пропаганде идей совет ской власти и т.д. Исследовательница говорит о том, что он сознательно принял на себя роль высшего авторитета власти, стремясь сохранить его до конца жизни. Становление культа личности Н. Тумаркин связывает с традиционностью русского сознания и сакральностью понимания власти. Близкую к ней позицию занял другой исследователь советской исто рии — Ю. Фельштинский, утверждавший, что В.И. Ленину «важно было совершить мировую революцию под своим непосред ственным руководством и сохранить за собою лидерство в Интернационале»3.

Советской власти, сформировавшейся в сложный, кризисный для России период, необходима была поддержка со стороны общества. Но если рабочий класс всегда был опорой партии большевиков, то для других слоев общества, особенно для мно -гочисленного крестьянства, необходима была доказательная база. Легитимность власти, дающая определенную устойчи вость и стабильность, имеет сложный и многосторонний механизм формиро вания. Основой легитимации являются историко- культурные и политические традиции общества, ценностная ориента ция, авторитет власти и т.д. Для советской власти стало характерным инициирование легитимности со стороны самого государ

1 Тумаркин Н. Ленин жив! Культ Ленина в Советской России. — СПб., 1997, с. 14.

2 Там же, с. 98.

3 Фельштинский Ю. Крушение мировой рево -люции. Брестский мир: октябрь 1917 — ноябрь 1918 // http://lib.ru/HISTORY/FELSHTINSKY/ brestskij_mir.txt (дата обращения 21.01.2012).

ства, использование имеющихся ресурсов, в т.ч. и культурных.

Одновременно с легитимацией для русской политико- культурной тради -ции характерен и процесс персонифика ции власти, которая «предполагает вос приятие власти не как политического института, а как конкретной личности... Личным качествам представителя власти придается большее значение, чем зако нотворчеству, устройству и функциони рованию госаппарата»4. Легитимация власти в Советской России строилась на основе формирования механизма культа личности, который, как и многие другие существовавшие до него культы различ ных политических лидеров5, призван был «вызвать как у непосредственных участ ников, так и у зрителей благоговейное чувство, необходимое для установления эмоциональной связи между ними и пар тией, олицетворением которой выступал Ленин»6. При этом Н. Тумаркин отмечает, что максимальное свое развитие культ личности В.И. Ленина получил уже после его смерти. Поэтому она связывает его с культом мертвых, существовавшим в раз ных культурных традициях и эпохах.

Обращаясь к теории культа личности, Ф. Бурлацкий выделяет 3 составляющих его формирования: жажду власти, нали -чие политической воли, способной вести к борьбе, и наличие окружения политика, способного формировать определенный образ вождя или политического лидера7. Если применить эту теорию к пониманию культа В.И. Ленина, то, безусловно, со вторым положением даже не приходится спорить. Первое положение скорее дока зывает, что Ленин стремился не столько к личной власти, сколько к власти коллек тивной, власти партии. В.И. Ленин вос -принимал партию как собственное детище. Преданность партии одновременно озна чала преданность делу революции, что доказывалось соблюдением требований партии, выполнением Устава, соблюде -нием партийной дисциплины и т.д. По этой причине В.И. Ленину неоднократно приходилось пользоваться и личным вли

4 Романович Н. К вопросу о персонификации власти в России // Власть, 2009, № 9, с. 13.

5 В качестве примера Тумаркин Н. приводит культ Дж. Вашингтона в США.

6 Тумаркин Н. Указ. соч., с. 14.

7 Бурлацкий Ф. Культ личности: как это делается // Культ личности, 1998, № 2.

янием, вплоть до давления на соратников по партии. Третий элемент доказывает, что не столько В.И. Ленин сам формиро вал свой культ, сколько его окружение, что особенно ярко проявилось уже в период его болезни и после смерти. «Большевики по доброй воле признали и даже чтили Ленина как своего вождя. Его особое положение в партии не регулировалось законодательно, подобно американскому президентству. Он, по существу, исполнял роль неформального лидера. И, тем не менее, в партийной практике и в коллек тивном сознании, т.е. в том, что сегодня назвали бы политической культурой, роли Ленина отводилось вполне определенное и чрезвычайно важное место. Роль Ленина в партии обрела свои конкретные черты за четверть века существования большевизма как революционного движения, которое он создал и направлял»1.

Соратники В.И. Ленина способствовали формированию культа еще при его жизни2. Уже в 1918 г. Л.Д. Троцкий и Г.Е. Зиновьев наделяли В.И. Ленина титулами «провидца», «апостола мировой революции», а определение американ ского фантаста Г. Уэллса — «кремлевский мечтатель» — стало символом устремлений советской власти, сконцентрированной в воле одного человека.

В то же время В.И. Ленин был не един -ственным вождем революции. Не менее яркая личность, стоявшая во главе пере ворота в октябре 1917 г., — Л.Д. Троцкий

— также претендовал на роль лидера. Великолепный оратор, военный авторитет и политик, он прекрасно осознавал необ ходимость создания собственного образа вождя. Уже в 1917—1918 гг. Л.Д. Троцкий воспринимался как один из лидеров пар тии. М. Горький в газете «Новая жизнь» часто упоминал имена В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого вместе, говоря о них как о вождях партии. Еще летом 1917 г., по сло -вам А.В. Луначарского, «близкие Троцкому люди даже склонны были видеть в нем подлинного вождя русской революции»3.

1 Такер Р. Сталин. Путь к власти. История и личность. — М., 1991, с . 154.

2 Энкер Б. Начало становления культа Ленина // Отечественная история, 1992, № 5.

3 Луначарский А., Радек К. Троцкий Л. Силуэты: политические портреты. - М., 1991; Луначарский А. Лев Троцкий // Троцкий Л. Перманентная рево люция. — М., 2005, с. 558; Дойчер И. Вооруженный пророк. В 2 кн. Кн. 1. 1879—1921. — М., 2006, с. 278.

Р. Такер подчеркивает, что у В.И. Ленина, несмотря на его выдающуюся роль в про цессе создания партии и захвата власти большевиками, отсутствовал какой -либо определенный пост в партии. Руководство РСДРП(б)—РКП(б)—ВКП(б) осуществля -лось ЦК партии и Политбюро, куда кроме В.И. Ленина входили еще 35 человек (25

— в ЦК и 10 — в Политбюро)4.

Другой вопрос, который неизбежно встает перед исследователями: формиро вал ли сам В.И. Ленин свой культ? Прежде чем попытаться дать ответ на этот вопрос, необходимо разобраться в понятии «культ» и трактовках культа личности, которые даются в современной историографии. Понятие «культ» традиционно использу ется в религиозной трактовке как почи тание святых или священных предметов. «Культ личности» — слепое преклонение перед авторитетом какого -либо деятеля, чрезмерное преувеличение его действи тельных заслуг, фетишизация историче ской личности5. В другом определении культ личности рассматривается как воз величивание отдельной личности (госу дарственного деятеля) средствами пропа ганды, в произведениях культуры, государ -ственных документах, законах. Оба опре деления только частично можно соотнести с именем В.И. Ленина. Во всяком случае, все исследователи феномена культа лич -ности сходятся в мысли, что расцвет культа личности В.И. Ленина начинается после его смерти в 1924 г. При этом Н. Тумаркин, исследуя проблему культа В.И. Ленина, дает положительный ответ на поставлен ный вопрос. «Предмет созданного культа

— бессмертный вождь, олицетворяющий Коммунистическую партию, проложив ший столбовую дорогу к социализму, — на самом деле представляет собой отражение образа, несомненно, присутствующего в ленинских трудах, в его деятельности по созданию партии, которую он возглавлял и деятельность которой он направлял, в самом стиле ленинского руководства»6.

А. Улам в своем исследовании, посвя -щенном причинам и последствиям рево люции 1917 г., замечает, что о культе В.И. Ленина в революционный период

4 Такер Р. Указ. соч., с. 163.

5 Философский словарь // http://www. philosophydic.ru/kult-lichnosti (дата обращения 7.06.2012).

6 Тумаркин Н. Указ. соч., с. 33.

говорить не приходится1. Причину фор -мирования культа личности он видит в специфике управления революционной Россией, структуре ее власти и в СНК — исполнительном органе власти. Реальная политическая власть на момент форми рования Советского государства при надлежала Исполнительному комитету съезда партии, возглавляемому первоначально Л.Б. Каменевым, а впослед -ствии Я.М. Свердловым. Другой орган, обладавший реальной властью, — ЦК партии, решения которого были обяза тельны для членов РСДРП(б)—РКП(б)— ВКП(б). Опыт подготовки и проведения Октябрьской революции показал идей ную неоднородность ЦК, наличие в нем различных течений и позиций.

Наличие трех властных центров созда вало ситуацию, которая не позволяла воз -выситься одному из руководителей, лишая возможности развиваться культу личности. Эта структура власти в Советской России приводила к тому, что, несмотря на высо кий авторитет В.И. Ленина в партийных кругах, его позиция не была абсолютной, а слово — непререкаемым. Достаточно вспомнить ситуацию с Брестским миром, когда позиция В.И. Ленина взяла верх над позицией Л.Д. Троцкого и Н.И. Бухарина только на третьем голосовании.

После заключения Брест Литовского мира и переезда в Москву советского пра вительства в марте 1918 г. начался процесс политической эволюции В.И. Ленина от профессионального революционера, жившего за границей, зачастую инког нито, к политику, главе первого рабоче крестьянского правительства, который должен был осознавать проблемы обще ства и уметь их решать. А. Улам отмечает, что именно в этот период В.И. Ленин становится абсолютным вождем партии, его положение «настолько упрочилось, что теперь никто не посмел бы сказать, что “мы можем перейти к власти без Ленина”»2.

О.В. Великанова на основе изучения материалов ОГПУ Ленинградской обл., а также писем крестьян и рабочих утверж дает, что образ В.И. Ленина в них не при -сутствовал вплоть до 1920 г. «Впервые он появляется только в дни Кронштадтского

1 Улам А. Большевики. Причины и последствия переворота 1917 г. — М., 1994, с. 346.

2 Там же, с. 379.

восстания 1921 г.»3 Но анализ писем сол -дат, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), сви -детельствует о том, что В.И. Ленин как лидер большевиков был уже известен. Все письма относятся к лету—осени 1917 г. и объединены в одно дело под заголовком «Сведения клеветнического характера»4. Содержание некоторых писем полно стью противоречит тому образу, который был сформирован в дальнейшем. В них В.И. Ленин и большевики — враги, преда -тели, сеющие смуту и братоубийство5.

Обращения крестьян к В.И. Ленину начинаются чуть позже, в 1918 г., в связи с покушением на него и началом проведения политики военного комму низма, на что указывают письма в газету «Беднота» и «Крестьянская газета», хра -нящиеся в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ)6. Эти письма

— отражение проблем легитимации вла -сти. Письма обращены непосредственно к В.И. Ленину, авторы в них четко пони -мают, что обращаются к человеку номер один в государстве. Но содержание писем и отношение в них к В.И. Ленину отнюдь не совпадают с официальными устремлениями государственной власти

— в них нет восхищения или прослав -ления вождя. В письмах ярко выражено стремление быть услышанными вла -стью в лице вождя революции. Конечно, после X съезда РКП(б) в 1921 г. в резуль -тате активного агитационного и социо культурного воздействия на массовое сознание общества, в первую очередь крестьянства, образ В.И. Ленина приоб -рел более возвышенное звучание.

Н. Тумаркин первая из исследовате -лей ставит вопрос о том, участвовал ли

В.И. Ленин в создании собственного культа. В своем исследовании она дает двойственный ответ на этот вопрос. С одной стороны, В.И. Ленин был челове -ком скромным и не любил привлекать к себе лишнее внимание. С другой стороны, он как председатель СНК, как политик понимал необходимость создания опреде ленного политического образа, что было продиктовано поиском сценариев власти

3 Великанова О.В. Образ Ленина в массовом сознании // Отечественная история, 1994, № 2, с. 178.

4 ГАРФ, ф. Р -1244, оп. 2, д. 36.

5 Там же, л. 5, 8, 21(об), 30, 34.

6 РГАЭ, ф. 396.

и формированием механизмов ее восприя -тия. Отсюда активное участие В.И. Ленина в первом субботнике, который имел еще одно значение — стал символом единства пролетарского труда, в основе которого лежал энтузиазм. Отсюда и отказ от тело -хранителей, чтобы не быть отдаленным от народа, его простота и доступность в общении.

Начиная с 1990 - х гг. в отечественной историографии возникает интерес к теме покушения Ф. Каплан на В.И. Ленина. Исследования материалов дела привели историков к мысли не только о поспешно сти расследования дела о покушении, но и к мысли, что само покушение было инс ценировано в высших партийных кругах. В частности, все исследователи называют Я.М. Свердлова в качестве если не руко -водителя заговора против Ленина, то, во всяком случае, вполне заинтересованного лица1. Особую роль в этом деле сыграла ЧК и Ф.Э. Дзержинский. Ю. Фельштинский обращает внимание на то, что отправлен ного после ранения в Горки В.И. Ленина Я.М. Свердлов старался задержать там как можно дольше. «Основной задачей Свердлова было продемонстрировать пар тактиву, что советская власть вполне обхо дится без Ленина. Весь сентябрь и пер вую половину октября Я.М. Свердлов и

А. Рыков по очереди председательствовали в Совнаркоме»2. Историк одной характер -

1 Войнов В., Кудряшов С. Отравленные пули. Версии покушения на В.И. Ленина // Комсомольская правда, 1990, 29 авг.; Данилов Е. Три выстрела в Ленина // Нева, 1992, № 5—6; он же. Покушение на вождя: сигнал к террору // Огонек, 1993, № 35—36; Костин Н.Д. Кто стрелял в Ленина? // Родина, 1993, № 10; он же. Суд над террором. — М., 1990; Тополянский В. Кто стрелял в Ленина? Изнанка покушения // Литературная газета, 1993, № 45, 10 нояб.; Литвин А.Л. В Ленина «стрелял» Дзержинский? // Родина, 1995, № 7; Гусев К.В. Рыцари террора. — М., 1992.

2 Фельштинский Ю. Вожди в законе. — М., 1999, с. 179.

ной фразой обращает внимание на то, что Я.М. Свердлов стремился к концентра -ции власти в своих руках. «Все остальные руководящие посты: председателя ВЦИК и секретаря ЦК, председателя Политбюро и председателя ЦК — у Свердлова уже были»3.

Тема покушения и причастности выс шего партийного руководства к этим событиям признана Ю. Фельштинским как гипотеза. Но, учитывая всю степень сложности и противоречивости ситуации, быстроту расследования дела о покушении на В.И. Ленина, поспешность расстрела Ф. Каплан и отсутствие доказательств ее вины, такое развитие событий не исклю -чено. Ю. Фельштинский утверждает, что

В.И. Ленин осенью 1918 г. быстро теряет власть в партии и государстве4. Но чем дальше был В.И. Ленин от управления государством и партией, тем более усили -вались меры по укреплению его культа в сознании общества.

Появление ленинского культа было связано со стремлением не столько под черкнуть знаковость личности, но созна тельно сформировать в сознании общества ассоциацию и связь имени В.И. Ленина с образом власти. Ленин — олицетворе ние революции, вождь рабочего класса и мирового пролетариата, отражение леги тимации власти, ее персонификатор. Со временем, после его смерти, формирую щийся культ вождя стал использоваться как средство борьбы за власть и способ устранения политических противников. В этой борьбе каждый доказывал не столько свою близость к Ленину, сколько право преемственности вождю.

3 Там же.

4 Фельштинский Ю.Г. Крушение мировой рево -люции. Брестский мир: октябрь 1917 — ноябрь 1918 // http://lib.ru/HISTORY/FELSHTINSKY/ brestskij_mir.txt (дата обращения 21.01.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.