УДК 323.1
ПРОБЛЕМА КОНСОЛИДАЦИИ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ОБЩИН В США В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ДИАСПОРАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
© Тамара Владимировна Сорокина
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, соискатель, e-mail: S.tamara@rambler.ru
Данная статья посвящена исследованию проблемы консолидации российских соотечественников в США в контексте российской диаспоральной политики. Рассматривается характер становления и специфика современных российских общин в США, дается анализ наиболее значимых факторов, обусловивших их выраженную разобщенность. В заключение анализируется возможность разрешения проблемы разобщенности российских общин в США на современном этапе посредством скорректированной диаспоральной политики Российской Федерации.
Ключевые слова: диаспоральная политика; соотечественники, проживающие за рубежом; русскоязычные общины в США.
Современные проблемы российской эмиграции невозможно понять в отрыве от породивших ее исторических условий, от специфических особенностей развития страны и ее зарубежья. ХХ век российской политической истории, как известно, оказался чрезвычайно насыщенным и ознаменовался неоднократной кардинальной сменой режимов власти. Это предопределило исторически обусловленный «волновой» характер эмиграции, надолго разделивший между собой российских соотечественников, в т. ч. и в США. Существует несколько точек зрения на проблему периодизации российской эмиграции в Соединенные Штаты.
Как полагает авторитетный специалист в области истории иммиграции в США
Э.Л. Нитобург, следует выделять три волны массового отъезда граждан из Российской империи, Советской России и СССР. Первая волна, по его оценке, прибыла в период с конца XIX в. до 1915 г.; вторая - с 1918 г. до начала 1940-х гг.; третья - с 1947 до конца 1950-х гг. [1]. Однако, по мнению других исследователей, сегодня необходимо говорить все же как минимум о четырех этапах рос-
сийской иммиграции в США. Первая волна эмигрантов в Северную Америку в XVIII-
XIX вв. была представлена многочисленными религиозными группами (староверами, сектантами), основавшими поселения вдоль побережья Тихого океана. Второй этап проходил в конце XIX - начале XX в. и был представлен сторонниками «белого движения», а также евреями. Третья - небольшая по численности волна - состояла в основном из политэмигрантов (в основном также евреев) из СССР в конце 60-х - начале 70-х гг. Четвертая и самая многочисленная волна была связана с падением железного занавеса и всего Советского Союза в конце 1980-х -начале 1990-х гг., когда в США прибыли не только многочисленные группы евреев, но также русские и представители других этнических групп [2].
Существует иной взгляд на иммиграционные волны в США, предусматривающий еще более дробное деление переселенческого процесса на временные этапы. Предложенная, например, О.Н. Батановой классификация включает семь волн эмиграции, и во многом из-за своей конкретики данный под-
ход импонирует нам более всего. Наряду с этапами эмиграции, перечисленными выше, автор выделяет волну беженцев в результате политических чисток (1927-1944 гг.), высылку диссидентов и массовый отъезд евреев в связи с принятой поправкой Джексона-Веника о возможности их беспрепятственного выезда, этническую эмиграцию (19871990 гг.) и, наконец, экономическую эмиграцию с 1991 г., которая породила явление «утечки мозгов» и продолжалась, хотя и не столь масштабно, до начала 2000-х гг. [3].
Помимо принадлежности к конкретным временным этапам российскую эмиграцию в США также разделяют по этническому составу, религиозному признаку, социальному статусу, мотивации выезда и характеру политических убеждений [4]. Нередко эти мотивы тесно переплетались между собой, и выделить конкретный характер эмиграции достаточно сложно. Тем не менее принято считать, что именно разделение соотечественников согласно данным признакам и обусловило низкую степень консолидации русскоязычной общины в США, ее разобщенность и раздробленность. В результате представители каждой волны российской эмиграции в США сохраняют в своей памяти образ той России, которую они покидали в конкретный период истории. Сохранившиеся воспоминания об утраченной Родине не только влияют на характер и интенсивность отношений эмигрантов с современной Россией, которая оказывается для большинства из них далекой и непонятной, но и усиливают разобщенность внутри русскоязычной общины.
Необходимо отметить, что «волновой» характер эмиграции является, несомненно, важным, но не определяющим фактором выраженной разобщенности российских эмигрантов в США. Гораздо более важную роль в данной проблеме сыграло отсутствие диас-поральной политики со стороны Российского государства в отношении своих соотечественников, что проявилось в традиционно негативном отношении России к покинувшим ее эмигрантам фактически на протяжении всего
ХХ в. Не случайно в донесении консула
Н.В. Богоявленского вопрос о русской эмиграции еще в начале прошлого столетия именовался не иначе как «больной вопрос» [5].
Характерно, что еще в период существования Российской империи эмиграция счита-
лась противозаконной и нелегальной, что находило отражение в законодательных документах. Переселение относилось к «категории недозволенного оставления отечества, за этим следовала уголовная санкция в лишении всех прав и предусматривалось состояние вечного изгнания из пределов государства» [6]. Эмигрантам, как бы в наказание за какое-то преступление, запрещалось возвращение в Россию.
Тот факт, что эмиграция долгое время относилась к категории преступных деяний, объясняет полное и совершенное бездействие Российского государства в данном вопросе. За исключением кратких периодов истории эмиграционная политика в российском законодательстве никак не регламентировалась. Игнорируя эмиграцию как правовое явление, «государство, конечно, совершенно не считает нужным определять свои права или обязанности в отношении тех граждан, которые вынуждены эмигрировать» [7].
Российские дипломаты в Англии, Германии, США и других странах, давно наблюдавшие за жизнью и положением российских эмигрантов за рубежом, осуждали отсутствие в России нормального эмиграционного законодательства и предлагали привести его в соответствие с аналогичными законодательствами большинства европейских стран. Так, в июне 1906 г. при министерстве торговли и промышленности была образована межведомственная комиссия для составления законопроекта об упорядочении эмиграции из России. Комиссия была образована при отделе торгового мореплавания. Однако представленный на комиссию отделом торгового мореплавания проект «Положения об эмиграции» так и не был принят из-за возникших разногласий по вопросу о том, в чьем ведомстве должна находиться эмиграция [8]. В итоге документ так и остался в проектной стадии.
Впоследствии приход к власти большевиков ознаменовал еще более негативное отношение советского государства к соотечественникам, хотя именно в водовороте тогдашних событий за пределами России образовалась обширная группа российских эмигрантов, многие из которых навсегда потеряли Родину по своему гражданскому статусу, но остались патриотами по своим убеждениям. Советские эмигранты подозревались в
измене, считались потенциально виновными и должны были «получить прощение у народа и родины». Соответственно, поддерживать связи с эмигрантами считалось равносильным «предательству интересов рабочекрестьянского государства». В этой связи советские представительства за рубежом, советские культурные и общественные организации делили выходцев из России на тех, кто «за коммунизм» и тех, «кто против», поддерживая связи лишь с первой немногочисленной категорией [9].
Спецификой политики СССР по отношению к российским эмигрантам на протяжении всего советского периода стало намеренное исключение из государственного обихода понятия «соотечественники». Его, фактически, заменили обозначением категории лиц, лишенных советского гражданства по идеологическим причинам. Лишь в преамбуле последнего советского законодательного акта о гражданстве времен перестройки уже говорилось, что никто не может быть лишен гражданства или права изменить гражданство произвольно [10]. Таким образом, политика поддержки соотечественников со стороны российского правительства берет свое начало лишь с середины 1990-х гг., в то время как на протяжении всего ХХ в. развитие иммиграционного процесса проходило без участия Российского государства и не находило отражения в стратегии выстраивания двусторонних отношений с российским зарубежьем.
Вместе с тем диаспоральная политика государства традиционно призвана играть ведущую роль в укреплении внутренней консолидации, структурной организации и потенциала влияния общины или диаспоры на властные органы страны проживания. При этом диаспоральная политика по поддержке соотечественников за рубежом способна преодолеть многие факторы, способствующие их разобщенности. Одним из наиболее явных и очевидных из таких факторов в среде русскоязычных общин в США является фактор этнического многообразия, определяющий отсутствие внутреннего единства бывших соотечественников. Это обусловлено, прежде всего, спецификой многообразия этнического состава самой Российской Федерации, что проецируется и на российские общины за рубежом. Примечательно, что
численно самой значимой оказалась продолжительная еврейская эмиграция из Российской империи и Советского Союза. В итоге порядка 70 % проживающих в США «русских» в действительности являются этническими евреями [11]. Вместе с тем ошибочно относить фактор этнической разобщенности к особенностям формирования исключительно российских общин за рубежом. Практика большинства диаспор мира также свидетельствует о неоднородном составе их участников. Примером может послужить состоящая из множества мелких этнических групп китайская диаспора или японская диаспора, представленная по вероисповеданию буддистами и синтоистами. Однако и китайская, и японская общины являют пример исключительной сплоченности, ибо основой их всеобщего единения выступает выраженный патриотизм и привязанность к родному национальному государству.
Подобное отношение членов диаспоры к родине, как правило, формирует само «материнское государство», осуществляющее ди-аспоральную политику поддержки в отношении проживающих за рубежом соотечественников. При этом ключевым фактором образования диаспоры выступает не этническая общность, а национальное государство, способствующее внутренней консолидации зарубежных общин [12]. В качестве стимула к объединению выступают общие национальные ценности, история национального государства и традиции, чувство патриотизма к исторической родине, стремление к укреплению ее международного авторитета и оказание необходимой поддержки. Таким образом, рациональная диаспоральная политика по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, способна преодолеть проблему неоднородного этнического и религиозного состава и содействовать консолидации зарубежных общин.
От характера и интенсивности поддержки этнической диаспоры со стороны материнского государства напрямую зависит успех ее продвижения в политической сфере страны-резиденции и возможность создания лоббистских структур. Как показывает практика, наиболее влиятельные диаспоры в США имеют тесную взаимосвязь с этнической родиной, которая, как правило, либо принимает форму государственной поддерж-
ки диаспоры со стороны родины, либо заключается в поддержке самого материнского государства со стороны более влиятельной этнической диаспоры. Однако и в первом, и во втором случае между диаспорой и страной ее происхождения осуществляется тесное взаимодействие и взаимовыгодное сотрудничество, призванное, с одной стороны, обеспечить влиятельный статус диаспоры за рубежом и расширить возможности ее политического давления, а с другой стороны, реализовать таким образом политические и экономические интересы государства исхода. Подобную диаспоральную политику эффективно применяют в Китае и Японии, ежегодно выделяя существенную долю средств из государственного бюджета на поддержку своих зарубежных диаспор, позиционируя их в качестве национального представительства или политического агента [13]. Характерно, что и диаспоры в результате укрепления своего положения в иноэтническом обществе призваны содействовать продвижению и лоббированию политических интересов своей этнической родины в стране нынешней резиденции. Таким образом, диаспоральная политика традиционно предполагает двусторонне выраженный процесс взаимовыгодного сотрудничества.
Отсутствие по объективным причинам диаспоральной политики зачастую способствует укреплению внутренней самоорганизации. Яркими примерами тому служат диаспоры евреев и армян. Однако политика намеренного игнорирования соотечественников за рубежом ведет лишь к снижению дееспособности диаспоры, ослаблению ее связей с родиной и слабой институциональной организованности. Подобный опыт характерен для русскоязычных эмигрантов в США, оставшихся без поддержки родного Российского государства, которое при происходившей неоднократно резкой смене политических режимов объективно не имело возможности уделять должное внимание соотечественникам, оказавшимся за рубежом. Как следствие, русскоязычные эмигранты в США на сегодняшний день не имеют единой диаспоры, образуя лишь многочисленные разрозненные общины, возможности политического влияния которых крайне ограничены. Таким образом, отсутствие в США российской диаспоры, а следовательно, и структуры рос-
сийского лобби, в действительности, следует признать «серьезным упущением российского государства» [14].
Как показывает опыт мировых диаспор, именно участие родины в судьбе своих зарубежных соотечественников способствует их мобилизации и укреплению внутреннего единства, что находит отражение в консолидированном проживании, низком процентном соотношении смешанных браков и ориентацией на сохранение этнокультурной идентичности. Вместе с тем отсутствие диаспоральной политики приводит к постепенной адаптации и интеграции эмигрантов в иноэтническое общество, их дальнейшей ассимиляции и отрыву от исторических корней [15]. Таким образом, именно планомерная диаспоральная политика российского государства способна восстановить и укрепить связи членов российской общины с Родиной, поддержать стремление к сохранению этнокультурной идентичности и воспрепятствовать интеграции в американское общество.
Последние тенденции в расстановке приоритетов в российской внешней политике свидетельствуют о том, что Российская Федерация, работая над реализацией главной современной внешнеполитической задачи -укреплением международного авторитета, стала рассматривать российские зарубежные общины и диаспоры в качестве важных внешнеполитических партнеров. Подтверждением тому служат структурные изменения в российской диаспоральной политике, которая сегодня является одним из приоритетных направлений во внешнеполитической стратегии.
Как видится, современная государственная политика в отношении соотечественников происходит с очевидным запозданием, и, представляется, для российских соотечественников, проживающих в США, она, очевидно, уже не столь необходима и значима, какой могла быть, скажем, несколько десятилетий назад. Вместе с тем современное политическое руководство России пришло к пониманию необходимости укрепления влияния зарубежных общин, вклад которых в политику может быть поистине существенным. На сегодняшний день России необходима поддержка зарубежных соотечественников, и в особенности проживающих в США, т. к. именно Соединенные Штаты являются не
только чрезвычайно важным стратегическим партнером России, но и общепризнанным мировым лидером, способным воздействовать на современные международные отношения.
В наши дни в Кремле всецело осознают необходимость укрепления двустороннего сотрудничества с Соединенными Штатами: с одной стороны, в целях укрепления взаимовыгодного двустороннего политического и экономического сотрудничества, что было обозначено в Послании Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ [16], с другой стороны, для усиления международного политического влияния и авторитета России в целом. Ведущую роль в осуществлении данного процесса, как показывают последние события, могут приобрести российские общины в США, политический потенциал которых до сих пор остается в значительной степени не реализованным и представляет собой важный внешнеполитический ресурс для Российского государства. Россия рассматривает их в качестве равноправного внешнеполитического партнера, предлагая им сотрудничество. Призыв к содействию продвижения российского влияния в мире может стать тем важным стимулом к объединению российских соотечественников в США, который на волне подъема патриотизма и чувства солидарности к России обеспечит их общины необходимой внутренней консолидацией. Иными словами, диаспо-ральная политика поддержки соотечественников в США и их содействие в деле продвижения международного влияния России действительно приобретает черты взаимовыгодного двустороннего процесса. Таким образом, систематизация диаспоральной политики в отношении российских соотечественников, проживающих в США, является одной из наиболее важных и актуальных задач современной российской внешнеполитической стратегии.
1. Нитобург Э.Л. Русские в США: История и судьбы, 1870-1970: Этноисторический очерк. М., 2005. С. 5.
2. Баграмов Л.А. Иммигранты в США. М., 1957. С. 59.
3. Батанова О.Н. Русский мир и проблемы его формирования: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2009.
4. Пушкарева Н.Л. Возникновение и формирование русской диаспоры за рубежом // Отечественная история. 1996. № 1. С. 53-69.
5. Россия и США: дипломатические отношения. 1900-1917 / под ред. А.Н. Яковлева; сост. Ю.В. Басенко, В.И. Журавлева, Е.Ю. Сергеев. М., 1999. С. 475-478.
6. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Законодательство первой половины XIX века (п. 1-3) // Российское законодательство. Х-ХХ вв. М., 1988. Т. 6. С. 220-264.
7. Жуков А.Ф. Отечественная история. Российская эмиграция. 1917-1930-е. СПб., 2002. С. 59.
8. Ахиезер А. Эмиграция из России: культурноисторический аспект // Свободная мысль. 1993. № 7. С. 70-78.
9. Культурная миссия Российского Зарубежья: История и современность / отв. ред. Э.А. Шу-лепова. М., 1999. С. 126.
10. О гражданстве СССР: федеральный закон от 23.05.1990 г. № 1518-1. иРЬ: Шр://™^. zaki.ru/pagesnew.php?id=1713. Загл. с экрана.
11. Иванов Е. Почему в США нет пророссийско-го лобби и нужно ли оно России? иРЬ: http://old.fondsk.ru/article.php?id=2777 (дата обращения: 13.02.2010 г.).
12. Яценко Е. Диаспоральный капитал России: ключевые игроки и условия создания. иРЬ: http://www.eurasianhome.Org/xml/t/expert.xml?! ang=ru&nic=expert&pid=1347 (дата обращения: 30.11.2007 г.).
13. Ларин А.Г. Китай и зарубежные китайцы. М., 2008. С. 52-59.
14. Лозанский Э.Д. Есть на кого опереться в Америке // Российская газета. 2003. 18 сент.
15. Полоскова Т.В. Современны диаспоры. Внутриполитический и международный аспекты. М., 1999. С. 92.
16. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 1.12.2010 г. иРЬ: http://www. rg.ru/2010/11/30/poslanie-tekst.html. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 15.02.2011 г.
UDC 323.1
CONSOLIDATION PROBLEM OF RUSSIAN SPEAKING COMMUNITY IN THE USA IN CONTEXT OF RUSSIAN DIASPORA POLITICS
Tamara Vladimirovna Sorokina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Competitor, email: S.tamara@rambler.ru
The article is devoted to the research of a problem of consolidation of the Russian compatriots in the USA in a context of Russian Diaspora politics. Character of formation and specificity of the modern Russian communities in the USA is considered, the analysis of the most important factors caused a significant dissociation is given. In summary, a possibility of overcoming of the Russian communities’ dissociation in the USA by means of the upgraded Diaspora politics of the Russian Federation is analyzed.
Key words: Diaspora politics; compatriots living abroad; Russian-speaking communities in the USA.