В. В. ПИСКУНОВА
109
Вестник Прикамского социального института. 2024. № 2 (98). С. 109–112.
Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. No. 2 (98). Pp. 109-112.
Научная статья
УДК 159.9
EDN: RFFMAR
ПРОБЛЕМА КОНФОРМНОСТИ СТУДЕНТОВ
ИТ-НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Виктория Валентиновна Пискунова
Пермский государственный аграрно-технологический университет
имени академика Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия, [email protected], http://orcid.org/0000-0002-1956-4549
Аннотация. В статье рассматривается проблема конформности как лакмуса профессиональной
направленности личности, как социально-психологической характеристики личности, имеющей от-личительные черты в различные исторические периоды. Проведен анализ личностных особенностей
обучающихся среднего профессионального и высшего образования – будущих специалистов инфор-мационной сферы деятельности. Представлен результат психодиагностического исследования по определению уровня конформности и внушаемости обучающихся по программам подготовки, связан-ным с ИТ-сферой.
Ключевые слова: социальные группы, обучающиеся, информационные технологии, конформность, внушаемость
Для цитирования: Пискунова В. В. Проблема конформности студентов ИТ-направления подготовки // Вестник Прикамского социального института. 2024. № 2 (98). С. 109–112. EDN: RFFMAR.
Original article
THE PROBLEM OF STUDENT CONFORMITY IT AREAS OF TRAINING
Viktoriya V. Piskunova
Perm State Agro-Technological University named after academician D. N. Prianishnikov, Perm, Russia, [email protected], http://orcid.org/0000-0002-1956-4549
Abstract. The article examines the problem of conformity as a litmus test of the professional orienta-tion of an individual, as a socio-psychological characteristic of an individual with distinctive features in different historical periods. An analysis of the personal characteristics of students of secondary vocational and higher education – future specialists in the information sphere of activity is conducted. The result of a psy-chodiagnostic study to determine the level of conformity and suggestibility of students in training programs related to the IT sphere is presented.
Keywords: social groups, students, information technology, conformity, suggestibility For citation: Piskunova V. V. The problem of student conformity IT areas of training. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 2 (98), pp. 109-112. (In Russ.). EDN: RFFMAR.
Деятельность человека на протяжении всего жизненного пути в той или иной степени
зависит от включения в различные социальные группы. Принятие групповых норм и ценнос-тей как обязательных характеристик группы оказывает влияние на процесс взаимодействия и
© Пискунова В. В., 2024
110
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
формирование контакта личности с группой. Удовлетворение одной из базовых потребнос-тей (по А. Маслоу, «принадлежности к социальной группе») лежит в плоскости стремления
идентификации личности к различным группам [1]. Так, профессиональная идентификация
как один из значимых и длительных процессов предопределяет развитие личностных и профессиональных характеристик, удовлетворяющих требованиям профессиональной среды, профессионального сообщества, конкретного трудового коллектива. Другим немаловажным
условием формирования эффективного взаимодействия личности и группы представляется
отношение к нормам и ценностям исторического периода существования личности. Так, со-временные условия жизнедеятельности субъекта отличаются высокой скоростью информационного потока, вовлеченностью субъекта в различные виды реальной и виртуальной дей-ствительности, необходимостью быстрой адаптации в кардинально меняющихся обстоятель-ствах окружающей среды.
Смысловая нагрузка понятия «конформность» тесно связана с определением понятия
«конформизм». Согласно психологическому словарю, конформизм представляет собой один
из вариантов социального воздействия, характеризующийся стремлением соответствовать
мнению большинства как в негативном его проявлении (безоговорочное неосмысленное
подчинение другому мнению), так и в социально желательном (признание норм обществен-ного поведения и подчинение им) [2].
Анализ исторических трансформаций понятия «конформизм» представлен в работе
В. С. Мухиной: от средневекового европейского подчинения англиканской церкви до «следования за мнением других» в ХХ в. Причем учеными данная проблема исследовалась и с
социальной стороны – проблема влияния на людей, и с психологической – проблема личностных особенностей особо внушаемых индивидов, чье личностное качество склонности к
конформизму стало называться конформностью [3]. Более поздние социально-психологиче-ские исследования середины ХХ в. – теория неформального социального обучения и теория
социального сравнения Л. Фестингера, изучение информационного и социального влияния
М. Дойча и Г. Джерорда, экспериментальные исследования конформного поведения
С. Аша – раскрыли этиологию и патогенез конформности как социально-психологического
феномена [4].
Проявление конформности у представителей различных профессиональных сообществ
и носителей различных социальных статусов рассмотрено в работах М. М. Адуховой и
Л. Д. Шахмардановой [5], М. Н. Кожевниковой [6], М. И. Кошеновой [7], А. Г. Михайло-вой [8], Д. С. Овчаренко [9] и др.
Изучение внутригруппового поведения обучающихся в студенческой группе будущих
специалистов ИТ-сферы обусловлено отнесением профессионального взаимодействия к типу
«человек – знак», где объектом труда являются цифры, алгоритмы, коды программ, исключающие эмоциональный отклик, но не исключающие эмоциональный ответ субъекта профессиональной деятельности. Как период обучения, так и профессиональная деятельность
специалистов сферы информационных технологий подразумевает автономную деятельность
и работу в команде, то есть эффективное взаимодействие с членами учебной / рабочей группы играет немаловажную роль в результативности индивидуального и (или) совместного
труда.
Крайняя востребованность специалистов ИТ-направления в последнее время обуслов-лена такими объективными требованиями экономики, как значительный технический прог-ресс, внедрение высокотехнологичных процессов, требующих введения, развития, обнов-ления и обслуживания программного обеспечения. Данная социально-экономическая реаль-ность привела к востребованности образовательных учреждений высшего и среднего
профессионального образования, занимающихся подготовкой специалистов в сфере информационных технологий. Это, в свою очередь, является основанием научного интереса и
В. В. ПИСКУНОВА
111
практического применения результатов психодиагностических исследований личностного
развития, межличностных отношений, влияния учебной группы на субъекта образовательной
среды – обучающегося.
В целях решения одной из вышеперечисленных проблем проведено собственное иссле-дование по определению уровня конформности и внушаемости обучающихся ИТ-направления. Выборка представлена обучающимися пермских вуза и колледжа (Пермский государственный аграрно-технологический университет, направления подготовки «Информационные
системы» и «Прикладная информатика», 2 курс, 42 человека; Пермский гуманитарно-технологический колледж, специальность «Информационные системы и программирова-ние», 2 курс, 34 человека) в количестве 76 человек, из них 71 – мужского и 5 – женского по-ла, возраст от 17 до 28 лет. Метод исследования – тестирование, тест «Конформность-внушаемость» Клаучека – Деларю.
По результатам тестирования респонденты делились на три категории:
– «слабая конформность» – от 0 до 5 баллов;
– «умеренная конформность» – от 6 до 14 баллов;
– «сильная конформность» – от 15 до 20 баллов.
Исследование проведено с апреля по сентябрь 2024 г.
По результатам тестирования выявлено, что:
– у 9 % респондентов – слабая конформность;
– 91 % респондентов – умеренная конформность.
Ни у одного обучающегося из выборки вуза и колледжа не выявлена сильная конформность – признак безоговорочного подчинения мнению большинства. В то же время каждый
десятый респондент – «одиночка» в принятии решения, для которого мнение группы не име-ет особого значения; в целом большинство респондентов прислушиваются к мнению группы, принимают ее нормы и ценности.
Результаты проведенного исследования необходимо использовать в учебно-воспита-тельной работе с обучающимися ИТ-направлений, а именно: при вовлечении в групповые
методы работы вопреки сложившемуся мнению о личностных особенностях специалистов в
области информационных технологий.
Список источников
1. Маслоу А. Х. Мотивация и личность. М. [и др.] : Питер, 2014. 600 с.
2. Кордуэлл М. Психология. А–Я : слов.-справ. М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999. 448 с.
3. Мухина В. С. Рефлексия на себя и других: сорок лет фильму «Я и другие» // Развитие личности. 2011. № 1. С. 166–180.
4. Рыбалкина А. А. Методологические аспекты исследования конформности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2007. Вып. 2. Ч. 2. С. 121–125.
5. Адухова М. М., Шахмарданова Л. Д. Психологическая структура профессионально важных
качеств медицинских работников онкологических центров // Молодой ученый. 2023. № 17 (464).
С. 274–276. URL: https://moluch.ru/archive/464/101748/ (дата обращения: 01.10.2024).
6. Кожевникова М. Н. Социальность учителей: внешние и внутренние условия // Знание. Пони-мание. Умение. 2017. № 2. С. 237–248.
7. Кошенова М. И. Конформизм управленцев организаций разного типа // Наука. Мысль : элект-рон. период. журн. 2016. № 6-2. С. 88–97. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konformizm-upravlentsev-organizatsiy-raznogo-tipa/viewer (дата обращения: 30.09.2024).
8. Михайлова А. Г. Социально-психологическая адаптация личности в рамках формирования
коммуникативной готовности будущих инженеров // Педагогика: история, перспективы. 2020. Т. 3.
№ 2. С. 66–89. http://doi.org/10.17748/2686-9969-2020-3-2-66-89.
112
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
9. Овчаренко Д. С. Конформизм в жизнедеятельности трудового коллектива // Акмеология.
2015. № 1 (53). С. 83–87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konformizm-v-zhiznedeyatelnosti-trudovogo-kollektiva (дата обращения: 30.09.2024).
References
1. Maslow A. H. Motivatsiya i lichnost’ [Motivation and personality]. Moscow et al, Piter, 2014, 600 p. (In Russ.).
2. Cardwell M. Psikhologiya. A–Ya. [A–Z. Psychology]. Moscow, FAIR-PRESS, 1999, 448 p. (In Russ.).
3. Mukhina V. S. Refleksiya na sebya i drugikh: sorok let fil’mu “Ya i drugie” [Reflection on oneself and others: forty years of the film “Me and Others”]. Development of Personality, 2011, no. 1, pp. 166–180.
(In Russ.).
4. Rybalkina A. A. Metodologicheskie aspekty issledovaniya konformnosti [Methodological aspects of conformity research]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6. Filosofiya, politologiya, sotsi-ologiya, psikhologiya, pravo, mezhdunarodnye otnosheniya, 2007, iss. 2, part 1, pp. 121–125. (In Russ.).
5. Adukhova M. M., Shakhmardanova L. D. Psikhologicheskaya struktura professional’no vazhnykh kachestv meditsinskikh rabotnikov onkologicheskikh tsentrov [The psychological structure of professionally important qualities of medical workers in cancer centers]. Young Scientist, 2023, no. 17 (464), pp. 274–276.
(In Russ.). Available at: https://moluch.ru/archive/464/101748/ (accessed 01.10.2024).
6. Kozhevnikova M. N. Sotsial’nost’ uchiteley: vneshnie i vnutrennie usloviya [Teachers’ sociality: external and internal conditions]. Knowledge. Understanding. Skill, 2017, no. 2, pp. 237–248. (In Russ.).
7. Koshenova M. I. Konformizm upravlentsev organizatsiy raznogo tipa [Conformism of managers of different types of organizations]. Nauka. Mysl’, 2016, no. 6-2, pp. 88–97. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/konformizm-upravlentsev-organizatsiy-raznogo-tipa/viewer (accessed
30.09.2024).
8. Mikhaylova A. G. Sotsial’no-psikhologicheskaya adaptatsiya lichnosti v ramkakh formirovaniya kommunikativnoy gotovnosti budushchikh inzhenerov [Acmeological approach as a me.ans of future engi-neers’ communicative readiness formation]. Pedagogy: history, prospects, 2020, vol. 3, no. 2, pp. 66–87. (In Russ.). http://doi.org/10.17748/2686-9969-2020-3-2-66-89.
9. Ovcharenko D. S. Konformizm v zhiznedeyatel’nosti trudovogo kollektiva [Conformism in vital activity of labor collective]. Akmeologiya, 2015, no. 1 (53), pp. 83–87. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/konformizm-v-zhiznedeyatelnosti-trudovogo-kollektiva (accessed 30.09.2024).
Информация об авторе
В. В. Пискунова – кандидат медицинских наук,
доцент кафедры техносферной безопасности, физики и математики
Пермского государственного аграрно-технологического университета
имени академика Д. Н. Прянишникова.
Information about the author
V. V. Piskunova – Candidate of Medical Sciences,
Associate Professor at the Department of Technosphere Safety, Physics and Mathematics, Perm State Agro-Technological University named after academician D. N. Prianishnikov.
Статья поступила в редакцию 18.09.2024; одобрена после рецензирования 03.10.2024; принята к публикации 04.10.2024.
The article was submitted 18.09.2024; approved after reviewing 03.10.2024; accepted for publication 04.10.2024.