Научная статья на тему 'Проблема конфликтов в этногеографии'

Проблема конфликтов в этногеографии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
248
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Приказчикова О. Ф.

Изучена типология, природа, сущность, факторы, мотивы возникновения конфликтов, закономерности их протекания и развития на основе взаимодействия с пространственными факторами, предложены варианты урегулирования конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема конфликтов в этногеографии»

ников, так и для краеведов, специалистов различных отраслей народного хозяйства.

Атлас представляет собой систему взаимосвязанных многокрасочных карт природы, населения, хозяйства региона. 130 цветных карт - объективное отражение современного многообразия жизни родного края, в том числе природных условий и ресурсов, экологических и природоохранных проблем, производственной базы, социальной инфраструктуры, места губернии в культурном наследии страны.

Особенность атласа - его комплексность, объемность, новизна основных разделов, оригинальная структура, удачное полиграфическое исполнение.

В отличие от предыдущих атласов в нем уделено значительно больше внимания социальной сфере; впервые выполнены карты за разные годы, что позволяет выявлять тенденции развития губернии с конца 20 до начала 21 веков, определять правильные направления региональной политики в области экологии, демографии, экономики.

Раздел «Природа» включает традиционные тематические карты и карты экологического и природоохранного характера.

В разделе «Население» впервые представлены разнообразные демографические карты по рождаемости, смертности, естественному приросту, миграциям населения, возрастному составу, бракам и разводам, этническому составу, а также уровню жизни населения.

Один из главных в атласе - раздел «Экономика». Обращают на себя внимание новые карты, характеризующие уровень развития промышленности и сельского хозяйства в целом и карты душевого производства отдельных видов продукции. Вызы-

вают интерес карты продуктивности аграрного сектора. Актуальны карты производства сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств и диаграммы, посвященные фермерским хозяйствам области.

Весьма представителен в атласе раздел «Социальная сфера», включающий здравоохранение и образование, культуру и туризм. на картах нашли отражение многие новые явления в жизни губернии, в том числе создание социокультурных центров. Повышенный интерес общественности вызывает карта действующих православных храмов, мечетей, святых источников, а также «Имена выдающихся людей», которыми область заслуженно гордится. Атлас удачно дополняет краткий экономико-географический обзор губернии современного периода.

Народнохозяйственное значение нового «бизнес-атласа» особенно важно на этапе реформирования экономики в связи с возрастающей ролью региональных (местных) факторов. Знание региональной экономической и демографической ситуации позволяет решать проблемы отечественного и иностранного инвестирования, развивать, прогнозировать экономику, повышать уровень жизни населения.

Познавательное значение атласа также неоценимо. Ведь только карты позволяют «охватить» все пространственное многообразие природных, социальных, экономических, демографических условий на территории нашей области.

Географический атлас Пензенской области и монографию И.И. Курицына «Население и хозяйство Пензенской области» можно рассматривать в качестве географической «визитной» карточки Пензенского края.

УДК 338:39:91

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТОВ В ЭТНОГЕОГРАФИИ

О.Ф. ПРИКАЗЧИКОВА Пензенский государственный педагогический университет, кафедра экономической и социальной географии

Изучена типология, природа, сущность, факторы, мотивы возникновения конфликтов, закономерности их протекания и развития на основе взаимодействия с пространственными факторами, предложены варианты урегулирования конфликтов.

Понятие конфликт в переводе с латинского означает «столкновение». Признаки конфликта проявляются в столкновении сторон и интересов. В качестве объекта конфликта могут выступать как социально-политические или духовные требования, так и территория, ее недра, социальный статус, распределение власти, язык и культурные ценности. В первом случае формируется социальный конфликт, во втором — территориальный.

Конфликты, связанные с обострением межнациональных взаимоотношений, стали непременным атрибутом современного мира. Они вспыхивают во всех

уголках нашей планеты: в странах как развитых, так и развивающихся, в областях распространения любых религиозных учений, в районах с разным уровнем достатка и образования.

Многочисленные очаги этнических конфликтов — от глобальных (курдский, палестинский, косовский) до локальных и точечных (бытовые противоречия между людьми разных национальностей в пределах одного населенного пункта) — рождают нестабильность. В противостояния этнических групп почти всегда в той или иной степени вовлекаются соседние этносы, а зачастую и такие масштабные

геополитические игроки, как США, Россия, Великобритания, Франция или Китай.

Возрастающие различия интересов и возможностей отдельных стран и групп населения приводят подчас к драматическим последствиям. Практика дискриминации этнических групп, попытки их форсированной ассимиляции влекут за собой взрыв зачастую неконтролируемых национальных эмоций, которые могут в зависимости от конкретных обстоятельств, приобретать различные формы национального самоутверждения или агрессивного национализма. В результате возникают межэтнические противоречия и конфликты.

Национально-этнические общности - большие социальные группы с характерными признаками (культура, язык, территория проживания, религия, особенности психического склада, самосознания и др.). Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциональность, символизм, малая обоснованность рациональными доводами. В силу этих особенностей, возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеют свою специфику. Специфичны и типы этнических конфликтов в зависимости от признака, положенного в основу их классификации.

Классификацию этнических конфликтов следует проводить по нескольким направлениям. В зависимости от территории проживания, наличия или отсутствия государственных или административных границ, можно выделить следующие типы этнических конфликтов:

1. межгосударственные, внешние конфликты;

2. региональные конфликты между различными этносами, разделенными границей в рамках единого государства;

3. конфликты между Центром и регионом; этот тип является внутри государственным, но с позиции региона он может рассматриваться как внешний, если субъект стремится к полной государственной независимости;

4. местные конфликты - между различными этническими образованиями, проживающими в рамках единых государственных, федеральных или административных границ.

В зависимости от мотивов возникновения, этнические конфликты можно классифицировать на следующие типы: территориальные, экономические, политические, исторические, конфессиональные, социально-бытовые, ценностные и др.

В зависимости от целей национально-этнических движений выделяют типы конфликтов:

1. социально-экономические - борьба за перераспределение части общественного продукта;

2. культурно-языковые - защита родного языка и национальной культуры;

3. территориально-статусные - стремление к изменению границ, увеличению прав этноса;

4. сепаратистские - борьба за выход из состава федерации и образование собственного независимого государства.

По формам и методам противодействия этнические конфликты можно подразделить на насильственные и ненасильственные. При этом насильственные могут быть локальными или предполагающими развернутые боевые действия сторон. К ненасильственным можно отнести политические (без применения физической силы), дипломатические, юридические и экономические.

В зависимости от времени и интенсивности развития этнического конфликта можно выделить краткосрочные и долгосрочные, перманентные и спонтанные, более интенсивные и менее интенсивные.

ТИПОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Типы этнических конфликтов во многом определяются причинами их возникновения. Одной из основных причин возникновения этнических конфликтов являются взаимные территориальные притязания этносов. Такие конфликты возникают на разных уровнях.

Мотивы территориальных притязаний могут быть разными, например:

• историческое прошлое этносов, т.е. наличие исторических, культурных и других памятников этноса на определенной территории;

• нечеткость демаркации существующих границ или проведение новой демаркации;

• возвращение на историческую родину ранее депортированного этноса;

• произвольное изменение границ;

• насильственное включение территории этноса в соседнее государство;

• расчленение этноса между разными государствами.

Причины возникновения политических конфликтов и предполагаемые цели также весьма многообразны, например:

• политическая борьба за власть между различными этническими группами на всех уровнях (местном, региональном, государственном);

• борьба этноса за свой политический статус в рамках единого государства;

• борьба за полную политическую независимость и др.

• неравенство этносов в обладании, распоряжении и потреблении материальных ресурсов;

• нарушение баланса экономических интересов между Центром и этническим регионом;

• изменения в политической структурно-функциональной системе производства, распределении и потреблении товаров и услуг (например, в результате перераспределения собственности или миграции населения, традиционные виды деятельности от одного этноса переходят к другому);

• конфликты между нормами и ценностями разных культур, особенно в регионах с высокой миграцией населения, где переселенцы, как правило, не учитывают социокультурных особенностей местных жителей, чем вызывают негативное отношение «аборигенов». Кроме того, не обремененные «грузом» ни своей, ни местной культуры (моральными нормами, ограничениями), «чужаки» часто достигают значительных успехов в бизнесе, коммерции, предпринимательстве и тем самым еще больше обостряют взаимоотношения с местным населением;

• неравномерное протекание реформ (экономических, политических, социокультурных) в отдельных регионах, а также различная политика по отношению к ним. М. Лебедева (2000) выделяет их как процедурные факторы развития конфликтов, включая сюда также соотношение односторонних и совместных действий по урегулированию межэтнических конфликтов.

Наиболее болезненны и эмоционально насыщены конфликты, возникающие в результате изменения ценности этноса. Более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов. Например, главным мотивом гражданской войны в бывшей Югославии, по мнению специалистов, стала религия, которая в силу определенных исторических причин, разделила народ с едиными этническими корнями на несколько религиозных субкультур (православную, католическую и мусульманскую).

На бытовом уровне могут возникнуть этнические конфликты, вызванные социо-психологически-ми факторами, общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. Исторические причины связаны с прошлыми обидами, которые хранятся в памяти этноса на подсознательном уровне. Сами по себе они, как правило, не являются непосредственными причинами конфликта. Но если конфликт назревает или уже имеет место, то прошлые обиды «извлекаются» в реальную действительность и становятся дополнительными факторами в развитии конфликта.

Выразителем этнических интересов является не весь этнос, а лишь небольшая его часть, элитные группы, которые преследуют зачастую личные интересы.

Надо иметь в виду, что чисто межэтнических причин конфликтов в реальной жизни фактически не существует. Этническая самоидентификация и

солидарность - лишь способ защиты своих интересов, целей, ценностей и т.д. Причины возникновения межэтнических конфликтов оказывают определенное влияние на его развитие.

Любому конфликту присуще неравномерное развитие во времени. Периоды латентного (скрытого) его развития сменяются отрезками открытого противостояния участников конфликта; в это время происходит его актуализация, когда резко возрастает активность противоборствующих сторон, многократно увеличивается количество политических акций, случается и переход к вооруженным действиям. По мнению российского исследователя конфликтов В.Авксентьева, переход латентного периода в актуализированный начинается обычно с высказывания одной из сторон по поводу неудовлетворенности своим положением и намерения его изменить. Оглашение неудовлетворенности и является первой фазой актуализированного конфликта. За ней следуют фаза отказа, то есть отрицания, по крайней мере, одной из сторон конфликта самого существования проблемы, фаза нагнетания конфликта, фаза встречи (начало консультаций и переговоров) и фаза урегулирования конфликта. Последние фазы фиксируются только в угасающих конфликтах.

По образному сравнению В.А. Михайлова (1993), межэтнический конфликт развивается по принципу «воронки». На первом этапе происходит образование «воронки противостояния», начинается накопление обид, формируется «образ врага»; на втором этапе стороны плодят своих антидвойников (закон «заразного» причинения), «одномерных человеков» или «недочеловеков»; на третьем этапе противостояние перерастает в антагонизм, и события разворачиваются по принципу «зеркального отражения», когда практически все дела и поступки возвращаются бумерангом. В этой «войне двойников» действие всегда равно противодействию. Здесь уже окончательно пропадают правые и виноватые, остаются лишь бедствующие.

Таким образом, в конфликтах можно выделить различные фазы: первую - «завязывание» конфликта и вторую - развязку конфликта, его урегулирование. Между этими фазами явно проступает еще одна - кульминация конфликта. Подобное трехфазное деление конфликта предлагается многими исследователями. В частности, Д.Прюитт и Дж.Рубин (2005) сравнивают жизненный цикл конфликта с развитием сюжета в пьесе, состоящей из трех действий. В первом действии определяется суть конфликта, во втором - он достигает своего максимума, а затем и пата. Наконец, в третьем действии происходит спад конфликтных отношений.

Межэтнический конфликт проходит те же стадии развития, что и любой другой вид конфликта, но имеет свои специфические особенности. Если субъектами противостояния, независимо от причин

возникновения конфликта, являются представителями различных этнических групп, то в своем развитии этот конфликт будет приобретать этническую окраску и на определенном этапе этнические различия могут приобрести доминирующее значение. В развитии межэтнического конфликта большую роль играет определенная идеология (национализм, сепаратизм, коммунизм, фашизм, панисламизм и др.). Завышенная самооценка «своих» и необъективно низкая оценка «чужих»; двойной стандарт в подходах к «своим» и «чужим».

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОВ

Как и любое другое общественно-политическое явление, этнический конфликт развивается по определенным законам и инициируется специфичными факторами, в числе которых можно выделить структурные и процедурные. В качестве наиболее типичных для развития конфликтов структурных факторов необходимо отметить следующие: этно-конфессиональный, социально-экономический, геополитический, природный, исторический, фактор организующего и управляющего субъекта, фактор общественной мобилизации.

Важную, решающую роль в процессах возникновения конфликтов играет этноконфессиональный фактор. Основной составляющей любого этнического конфликта является кризис этнического самосознания. Политологи и конфликтологи называют его кризисом идентичности. Он проявляется в изменении этнической, конфессиональной, политической самоидентификации людей, в усилении влияния националистических группировок и объединений, нарастании их политической активности.

Многие государства мира заинтересованы в создании единой наднациональной общегосударственной идентичности, которая на основе единого языка, единых символов и традиций смогла бы консолидировать все этнические, конфессиональные и социальные группы страны. В однонациональных государствах, таких как япония, норвегия или Португалия, эта проблема практически решена. Названные страны уже с конца XIX в. находятся на таком уровне этнической консолидации, который получил на Западе название «национальное государство» (nation-state), то есть в них наблюдается практически полное совпадение этнической и государственной самоидентификации. Население страны определяется как единая нация, не имеющая этнических различий в рамках единого государства. лозунг, под которым протекает этот процесс, гласит: «Каждой нации — государство. Каждому государству — национальную сущность». Следует заметить, что эта идея далека от повсеместного воплощения. Как справедливо отмечают многие исследователи, в том числе Д.В. Заяц (1998), этнически однородное национальное государство — это идеальное представление, так

как в реальности почти каждое государство имеет более или менее выраженные меньшинства и в современном этнически перемешанном мире задачу построения хрестоматийной модели национального государства можно назвать утопичной.

Наибольшую сложность межэтнические отношения имеют в многонациональных (полиэтнич-ных) государствах. В одних — централизованных, некоторые этнические группы столь велики, что постоянно пребывают в центре общественно-политической жизни, диктуют свои интересы, выдвигают стандартизированную культуру, построенную на своем национально-культурном фундаменте, пытаются ассимилировать меньшинства. Именно в таких государствах складывается наибольший потенциал для конфликтов, так как доминирующая группа выдвигает претензии на исключительный контроль общегосударственных институтов, что вызывает ответную реакцию у национальных меньшинств. Указанная модель межэтнических отношений господствует в Иране, Индонезии, Мьянме и др.

При дисперсном типе многонационального государства население состоит из небольшого числа этнических групп, каждая из которых слишком слаба или малочисленна, чтобы доминировать. В результате единственный приемлемый для всех вариант — достижение межэтнического согласия (правда, временами довольно хрупкого и часто нарушаемого). Такая система сформировалась, например, во многих африканских странах, где крайне разнородный этнический состав — наследие колониальных границ (Нигерия, Танзания, Гвинея, Демократическая Республика Конго и др.).

Тесно взаимодействует с этноконфессиональ-ным социально-экономический фактор. В чистом виде он не способен привести к возникновению серьезного этнического конфликта, иначе бы любой ареал, отличающийся в экономическом отношении, был бы очагом межэтнического противостояния.

Зависимость интенсивности конфликта от уровня экономического развития не определить однозначно.

В мире существуют очаги этнических конфликтов как сравнительно экономически развитые (Каталония, Квебек, Приднестровье), так и хозяйственно депрессивные (Чечня, Косово, Курдистан, Чьяпас, Корсика).

Мотивировка высказываемого этносом неудовлетворения своим экономическим положением может быть разной. Этносы, живущие в относительном достатке и благополучии, зачастую выказывают неудовольствие сложившейся практикой неоправданно высоких отчислений из их региона в общегосударственный бюджет. При этом, чем заметнее экономические диспропорции между наиболее и наименее развитыми областями страны, тем большие суммы изымаются из хозяйственно благополучных регио-

нов, что вызывает резкое неприятие ими «регионов-нахлебников».

Этносы, населяющие экономически отстающие ареалы, высказывают претензии по поводу того, что управляющие организации не считаются с плачевным положением в их хозяйстве, не дают кредитов на его развитие, не видят нужды простого населения.

Социально-экономический фактор играет немаловажную роль в формировании и развитии баскского конфликтного узла, ярко выражен в индийском Ассаме.

В процессах зарождения и эволюции этнических конфликтов немаловажное значение имеет природный фактор. В основном его действие проявляется в виде природных границ, в качестве которых могут выступать горные хребты, крупные реки, морские проливы, труднопроходимые участки суши (пустыни, болота). С одной стороны, природные границы минимизируют контакты между враждующими этносами, что снижает конфликтность взаимоотношений, с другой стороны, способствуют психологической отчужденности этнических групп, проживающих по разные стороны барьера. В сравнении с другими конфликтогенными факторами природные границы наименее пластичны и практически неизменны.

В формировании крупных очагов этнических конфликтов велика роль геополитического фактора. Основная форма его проявления — геополитические разломы между протяженными цивилизационно-ис-торическими и военно-политическими массивами. Концепции геополитических разломов различного направления и конфигурации стали в последнее время популярными в научной среде. Наибольшую известность получила модель американца С.Хантингтона. Зоны разломов характеризуются политической нестабильностью, противостоянием стратегических интересов крупнейших геополитических сил, здесь часто возникают конфликты. Наглядным примером действия этого фактора служит балканский мегаконфликт и его составляющие — этнические конфликты в Косово, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Западной Македонии, Черногории. Уникальность балканского узла состоит в том, что через него проходят сразу три геополитических разлома: между православно-славянской и исламской цивилизациями (в настоящее время наиболее конфликтогенный), между православно-славянской и европейско-като-лической цивилизациями и между европейско-като-лической и исламской цивилизациями.

В каждом крупном этническом конфликте противостоящие стороны соблюдают коллективные интересы, выработка которых возможна лишь при наличии организующего и управляющего субъекта. Таким субъектом может быть национальная элита, более или менее крупная общественная организация, вооруженные формирования, политическая партия.

Такие тесно вовлеченные в конфликт политические организации существуют во многих странах мира. Это, например, Курдская рабочая партия в Турецком Курдистане, «Тигры освобождения Тамил-Илама» на тамильском севере Шри-Ланки, Армия освобождения Косово, Организация освобождения Палестины и др.

Лидер национального движения — это потенциальный глава новообразованного государства. Роль такой личности в конфликте порой очень велика. В некоторых странах сепаратистские движения проходят скорее не под флагами тех или иных этнических либо конфессиональных групп, а под боевыми лозунгами того или иного громкого имени.

Среди факторов, способствующих развитию сепаратизма, нельзя не упомянуть исторический фактор. Если этническая группа, выдвигающая требования о самоопределении или автономии, прежде имела свою государственность или самоуправляющиеся институты, то у нее гораздо больше моральных оснований их возродить. Во многом именно по этой причине балтийские республики бывшего СССР за все время своего существования были районом наиболее четко оформленных националистических процессов. Похожие проблемы теперь могут встать и перед Российской Федерацией, ряд субъектов которой, например Татарстан, Тыва, Дагестан (последний в виде раздробленных феодальных владений), ранее имели свою государственность. Аналогичны примеры с Шотландией в рамках Великобритании и с Тибетом в составе Китая.

Ни один из факторов сепаратизма не имеет такого определяющего значения для перехода конфликта из латентной в актуализированную форму, как фактор общественной мобилизации. Без активного участия населения любой район проявления конфликта вряд ли имеет основания стать очагом сепаратизма. Под мобилизацией населения понимается способность определенных политических групп к активным действиям по достижению своих экономических, политических и национальных интересов. Чем выше политическое самосознание в обществе, тем выше и его мобилизация. Рост мобилизации влечет за собой и рост политической активности населения, показателями которой являются увеличение числа демонстраций, митингов, забастовок, пикетирований и других политических акций. В итоге высокая мобилизация населения может привести к дестабилизации политической жизни и даже к вспышкам насилия.

Немаловажное значение имеют процедурные факторы: отрегулированная избирательная система; законодательная база; судебная система; наличие административных органов, способных реализовать решения. Процедурные факторы поддаются анализу сложнее. Во-первых, разная политика может вести к

одинаковым результатам. Во-вторых, процесс принятия политического решения подвержен различным, плохо просчитываемым влияниям, что крайне затрудняет проведение анализа. И, тем не менее, в любой конфликтной ситуации стороны могут действовать либо в одностороннем порядке, либо согласовывать свои решения и действия друг с другом.

Проведем соотношение влияния структурных и процедурных конфликтогенных факторов в зависимости от стадий развертывания противостояния. Говоря о завязке конфликта, следует отметить, что преимущественное значение играют структурные факторы, которые задают определенный порог, являющийся критическим при развитии конфликтных отношений. Наличие этой группы факторов необходимо как для развития конфликта вообще, так и для реализации его вооруженной формы. Весьма сомнительно, чтобы конфликт, тем более, вооруженный возник на пустом месте.

В кульминационной точке развития конфликтов особую роль начинает играть ориентация политических лидеров на односторонние или совместные действия по преодолению конфликта, т.е. решающая роль отводится процедурным факторам.

Третья фаза развития конфликтных отношений наступает с момента, когда кульминационная фаза миновала, конфликт получил свое разрешение, и речь идет о построении мира. Многие авторы подчеркивают, что наличие развитых демократических институтов и механизмов способствует мирному разрешению конфликтов.

Подводя итог, следует предположить, что чем сильнее воздействие каждого из факторов и чем большее число их подключено, тем более критической оказывается конфликтная ситуация и тем сильнее она тяготеет к эскалации и насильственным формам разрешения.

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ

Поскольку межэтнические конфликты являются одной из главных проблем современности, следует рассмотреть способы их разрешения.

Окончательно разрешить тот или иной межэтнический конфликт невозможно. Пока существуют этносы, будут периодически возникать противоречия в их взаимодействиях. К тому же сложность решения происходит из столкновения 4-х императивов: во-первых, принципа нерушимости границ; во-вторых, права наций на самоопределение; в-третьих, права национальных меньшинств на самостоятельное существование; в-четвертых, необходимости достижения стабильности при соблюдении прав личности.

Поэтому проблема состоит в том, чтобы выявить межэтнические противоречия, не допустить применения насилия, найти эффективные способы урегулирования спорных вопросов. Речь, по сути, идет об управлении межэтническими конфликтами в полиэтническом обществе.

Для того чтобы выработать стратегию управления этническими отношениями, необходимо на всем многоэтническом пространстве найти взаимоприемлемые ценности и нормы. Нужно выработать общие правила игры, которые, с одной стороны, были бы достаточно универсальными, чтобы охватить все общество, а с другой стороны, не ущемляли бы частных традиций, обычаев, ценностей и интересов, входящих в полиэтническое пространство этносов. Поэтому возникает вопрос о заключении своего рода «общественного договора» между государством и всеми входящими в состав государства этносами. Такой договор не может регламентировать все детали межэтнического взаимодействия, но он должен содержать основополагающие нормы и принципы: гарантии безопасности личности и этноса, равноправие, запрет на применение насилия при возникновении противоречий, решение конфликтов мирными способами и т.д. При этом необходимо отдавать предпочтение одному из участников конфликта. Только в этом случае действия будут эффективными. Роль верховного арбитра в решении спорных проблем и гаранта в выполнении договора должна быть делегирована федеральному центру (или специально созданному для этих целей институту власти) с безусловным признанием его полномочий (легитимности).

Для самореализации этнических групп в рамках своей субкультуры им необходимо передать часть федеральной власти при условии соблюдения всеми общих принципов общественного договора. Но чтобы делиться властью, государство должно быть достаточно сильным (желательно и экономически), чтобы при необходимости иметь возможность силовыми методами пресекать сепаратистские и экстремистские претензии в межэтнических отношениях.

Если межэтнический конфликт не удалось выявить на стадии зарождения, то первостепенной задачей является прекращение насилия (если оно имело место). Далее необходимо перевести конфликтное взаимодействие сторон в форму диалога. Существуют два уровня диалога: диалог как цель взаимодействия и диалог как средство достижения цели. Если диалог между субъектами конфликта по тем или иным причинам невозможен, то возникает необходимость привлечения посредников.

Конфликты с применением силы могут быть предотвращены путем умелого использования дипломатических мер, которые обеспечиваются посредством деятельности международной организации, заслуживающей доверия и строящей свою работу на общепринятых нормах эффективного управления. Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКДНМ) осуществил вклад в предотвращение насильственных конфликтов в Центральной и Восточной Европе, что явилось реализацией на практике одного из механизмов Организации безопасности Совета Европы (ОБСЕ), направленного на обеспечение безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.