Научная статья на тему 'Проблема классификации сленговых единиц с учетом регионального аспекта'

Проблема классификации сленговых единиц с учетом регионального аспекта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
817
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ СЛЕНГ / ЯЗЫК РЕГИОНА / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛЕНГА / STUDENT'S SLANG / LANGUAGE OF REGION / SLANG LEXICAL SETS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Милованова Марина Васильевна, Малеева Дарья Александровна

Статья посвящена описанию студенческого сленга в региональном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of Classification of Slang Units Taking into Account in Regional Aspect

The article is devoted to the description of students’ slang in regional aspect.

Текст научной работы на тему «Проблема классификации сленговых единиц с учетом регионального аспекта»

Lingua mobilis № 3 (36), 2012

ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ СЛЕНГОВЫХ ЕДИНИЦ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО АСПЕКТА

М. В. Милованова, Д. А. Малеева

Статья посвящена описанию студенческого сленга в региональном аспекте.

Ключевые слова: студенческий сленг, язык региона, тематические группы сленга.

В последние десятилетия большой интерес у исследователей вызывает проблема взаимодействия языка и общества, в рамках которой также рассматриваются особенности молодежного сленга. Но, следует отметить, что немногие лингвистические работы последних лет, посвященные проблемам молодежного сленга, исследуют сленговые единицы в региональном аспекте. Различные характеристики сленговых единиц описаны в работах Е. Н. Гуц (г. Омск), А. И. Ма-рочкина (г. Воронеж), Т. Г. Никитиной (г. Москва), С. В. Хвосты-лева (г. Якутск), А. И. Головановой (г. Челябинск), Е. В. Любицкой (Ставропольский край) и др.

В рамках статьи остановимся на проблеме классификации сленговых единиц. Сопоставим тематические группы сленга, выделенные Е. В Любицкой, А. И. Головановой и предложим свою классификацию.

Е. В. Любицкая1 выделяет в составе сленговых единц следующие тематические группы:

• наименование лиц мужского и женского пола (типок, под-ружака);

• основные действия и состояния человека (шибануться «сойти с ума», задраться «устать от чего-либо);

• части тела человека (жбан, чердак, тыква «голова»);

• алкоголь (бухало «спиртной напиток», квасить, жахнуть);

• драка (мочилово, махна, замес «драка»);

• речь (втирать, бакланить, вякать);

• интимные отношения (телефонить, мутить «заниматься сексом»);

• эмоциональная оценка предметов, действий, ситуаций. В рамках данной группы выделены слова, имеющие негативную оценку

74

Языкознание

(занюханный, чухня), позитивную оценку (рулез, зыканско), оценку какого-либо объекта, знак которой определяется из контекста и выражается с помощью интонации, невербальных средств (чума — вос-хищение/негативное отношение).

А. И. Голованова2 дает более широкий спектр тематических групп:

• обозначение вузов, отдельных факультетов, специальностей: универ, пед; матфак, иняз; психи (психологи), юрики (юристы);

• названия учебных предметов и дисциплин: матан (математический анализ), основы (основы журналистики);

• обозначения преподавателей и некоторых категорий обучаемых: препод (преподаватель), физручка, абитура (абитуриенты);

• предметные составляющие студенческой жизни: зачетка (зачетная книжка);

• значение временных отрезков и элементов расписания: пара, окно, мигалка (по мигалке);

• пространственные обозначения: общага (общежитие), стекляшка (застекленная аудитория);

• названия, связанные с контрольными мероприятиями: хвост (несданный экзамен или зачет), неуд, банан (двойка);

• названия различных студенческих «мероприятий»: тусовка/ тусняк, денюха.

В особую группу исследователь выделяет экспрессивные обозначения (стопудово, реально «наверняка»); прикид, бодяга, фигня; вмазать, хавать.

Мы предлагаем расширенную и дополненную классификацию тематических групп на основании принадлежности сленговых единиц к той или иной части речи (существительное, прилагательное, глагол) для того, чтобы систематизировать по группам весь широкий спектр сленговых единиц, функционирующих в речи студентов. Такая классификация отражает также региональные особенности, в частности, специфику сленговых единиц студентов, обучающихся в различных вузах г. Волгограда:

• наименование субъекта-объекта учебного процесса:

1. вузы, отдельные факультеты, специальности (Горхоз «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет», мехфак «механизаторы»);

2. учебные предметы и дисциплины (почка «почвоведение», эка «экономика»);

75

Lingua mobilis № 3 (36), 2012

3. контрольные мероприятия (пекеш «неудачная сдача проекта», висячка «задолженность»);

4. временные отрезки и элементы расписания (числитель/зна-менатель, мигалка «обозначение учебных недель, сменяющих друг друга»);

5. пространственные обозначения (клетка «кабинет», лига справедливости «кафедра правоведения»);

6. преподаватели и некоторые категории обучаемых (мать «подруга», главвред «главныйредактор»);

7. предметные составляющие студенческой жизни (птаха «тахеометр», джинса «заказная статья»);

8. учебные и внеучебные мероприятия (бухч «праздничное мероприятие», день живописи «день, когда архитекторы собираются и употребляют алкогольные напитки»).

• качественные характеристики субъекта и деятельности в учебном/ неучебном процессе:

1. положительное экспрессивное обозначение (ништячный «отличный, превосходный», фигасе «выражение восторга, удивления»);

2. отрицательное экспрессивное обозначение (не айс «плохо, неприятно», неварик «невозможность выполнения чего-либо, «нет»»);

3. нейтральное экспрессивное обозначение (исяр «немного», фиолетово «всё равно»).

• обозначение деятельности в учебной/неучебной сфере:

1. действие, направленное на субъект (зарядить «сильно ударить кого-либо», мутить «встречаться с молодым человеком (девушкой) с каким-либо умыслом»);

2. действие, направленное на объект (схавать «съесть что-либо», нарулить «организовать, создать что-либо»);

3. действие, направленное на самого себя (раздуплить «понять», ХЗ «не знаю»).

При сопоставлении тематических групп сленга, выделенных исследователями, мы приходим к выводу о том, что у А. И. Головановой ядро студенческого сленга составляют номинации, связанные с обучением, представленные дифференцированно и системно. В тематической классификации, разработанной Е. В. Любицкой, достаточно широко показана внеучебная сфера, ограниченная лексическими единицами, отражающими область интересов молодежи.

В отдельную тематическую группу исследователями не выделяются сленговые единицы, связанные с действием, они либо распро-

76

Языкознание

странены по всем номинативным группам (как у Е. В. Любицкой), либо относятся к экспрессивным обозначениям (как у А. А. Головановой).

Как отмечала Е. В. Любицкая, «сленг молодежи Ставропольского края полностью сосредоточен на человеке - сферах его бытия, отношениях с другими людьми. При этом мир человека в сленге лишен сферы духа, - это прежде всего материальный мир, но и он довольно ограничен» [1. С. 5]. В центре внимания молодежи г. Челябинска находится персона обучаемого в системе внутри- и вневузовских отношений. Предложенные нами тематические группы систематизируют материал и дают широкое представление о сленговых единицах студентов г. Волгограда. С учетом предложенных тематических групп мы приходим к выводу о том, что в речи студентов преобладают существительные группы «субъект-объект». Преобладающая категория отражает специфические черты высших учебных заведений, за счет которых можно определить место обучения студента. Причем особое внимание студенты волгоградских вузов уделяют именно учебному процессу и связанному с ним предметным миром.

Примечания

1 Любицкая, Е. В. Сленг: региональные черты и процессы англи-зации : автореф. дис ... д-ра филол. наук. Ставрополь, 2005. 24 с.

2 Голованова, А. И. Студенческий сленг как функциональная разновидность русского языка // Материалы межвузовской студенческой интернет-конференции. 2003.

Notes

1 Ljubickaja, E. V. Sleng: regional'nye cherty i processy anglizacii : avtoref. dis ... d-ra filol. nauk. Stavropol', 2005. 24 s.

2 Golovanova, A. I. Studencheskij sleng kak funkcional'naja raznovidnost' russkogo jazyka // Materialy mezhvuzovskoj studencheskoj internet-konferencii. 2003.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.