Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА КАДРОВОГО ДЕФИЦИТА ВРАЧЕЙ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ'

ПРОБЛЕМА КАДРОВОГО ДЕФИЦИТА ВРАЧЕЙ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
375
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВРАЧ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ / ДОЛЖНОСТЬ ВРАЧА / УКОМПЛЕКТОВАННОСТЬ / КОЭФФИЦИЕНТ СОВМЕСТИТЕЛЬСТВА / DOCTOR FOR MEDICAL PREVENTION / DOCTOR POSITION / STAFFING LEVEL / COMBINATION RATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бантьева М. Н., Маношкина Е. М., Кукушкин С. К.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определил приоритет профилактики в сфере охраны здоровья (статья 12). Однако ряд проблем в штатном обеспечении системы медицинской профилактики остается нерешенным. Цель: изучить динамику численности должностей (штатных, занятых, физических лиц), укомплектованности и коэффициента совместительства врачей по медицинской профилактике в Российской Федерации в целом и в ее субъектах с 2014 по 2017 годы; на основе анализа источников литературы по проблеме определить возможные причины низкой укомплектованности и высокого коэффициента совместительства данных врачей. Методы: проанализированы кадры врачей по медицинской профилактике, согласно таблицы 1100 формы № 30 федерального статистического наблюдения в Российской Федерации, федеральных округах и субъектах за 2014-2017 гг. Результаты: В целом по Российской Федерации в отношении врачей по медицинской профилактике отмечается низкая укомплектованность должностей, которая за период исследования уменьшилась еще больше с 73,2 до 64,0% (на 12,5%). Это объясняется, как увеличением штатных должностей данных врачей в стране с 1031 до 1526 (на 48,0%) (при этом число занятых должностей увеличилось лишь на 29,50% (с 754,25 до 976,75)), так и одновременным снижением коэффициента совместительства с 2,1 до 1,7 (на 19,0%), который продолжает оставаться высоким. Одновременно уменьшилось число регионов со 100,0% укомплектованностью данными кадрами с 13 до 3 (на 76,9%). Выводы: низкая укомплектованность (64,0%) и высокий коэффициент совместительства должностей врачей по медицинской профилактике (1,7) в Российской Федерации по состоянию на 2017 г. свидетельствуют о дефиците физических лиц врачей по медицинской профилактике - основных работников на занятых должностях и предполагаемом их замещении врачами-совместителями других специальностей, что, во многом, может объясняться отсутствием специальности «медицинская профилактика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бантьева М. Н., Маношкина Е. М., Кукушкин С. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of personnel shortage of the doctors for medical prevention

The Federal Law of November 21, 2011 № 323-FL «About the basis of the protection of public health in the Russian Federation» defined the priority of prevention in the field of health protection (Article 12). However, a number of problems in staffing of the system of medical prevention remain. Aim: to investigate the dynamics of the number of posts for doctors for medical prevention (positions, occupied positions, individuals), as well as their staffing level and combination rate for the period from 2014 until 2017 in the Russian Federation and its regions. Methods: based on the data of the Federal Statistic (form № 30), the article presents a statistic analysis of the number of posts for doctors for medical prevention for the period from 2014 until 2017 in the Russian Federation and its regions. Results: There is a low staffing level for doctors for medical prevention in the Russian Federation, which decreased even more over the study period: from 73.2% to 64.0% (by 12.5%). This is explained both by an increase in the staff positions of these doctors in the country from 1031 to 1526 (by 48.0%), while the number of occupied posts increased only by 29.50% (from 754.25 to 976.75), and by a simultaneous decrease in the part-time combination rate from 2.1 to 1.7 (19.0%), which continues to be high. At the same time, the number of regions with 100.0% staffing level of these personnel decreased by 76.9% (from 13 to 3). Conclusion: The low staffing level (64.0%) and the high part-time combination rate of doctors for medical prevention (1.7) in the Russian Federation in2017 indicate a shortage of individuals for doctors for medical prevention - the main workers in the occupied positions and their replacement by doctors - co-workers of other specialties. This largely takes place due to the absence of the specialty«medical prevention», which necessity of the introduction needs to be discussed by the medical community.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА КАДРОВОГО ДЕФИЦИТА ВРАЧЕЙ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ»

М.Н. Бантьева,

к.м.н., ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: ba.mani@yandex.ru Е.М. Маношкина,

к.м.н., ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: manoshkina@mednet.ru С.К. Кукушкин,

к.м.н., ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства Здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия, e-mail: 5854712@mail.ru

ПРОБЛЕМА КАДРОВОГО ДЕФИЦИТА ВРАЧЕЙ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ

УДК 614.2: 314.4: 616-053.8-084

Бантьева М.Н, Маношкина Е.М., Кукушкин С.К. Проблема кадрового дефицита врачей по медицинской профилактике

(ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства Здравоохранения РФ, г. Москва, Россия)

Аннотация. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определил приоритет профилактики в сфере охраны здоровья (статья 12). Однако ряд проблем в штатном обеспечении системы медицинской профилактики остается нерешенным. Цель: изучить динамику численности должностей (штатных, занятых, физических лиц), укомплектованности и коэффициента совместительства врачей по медицинской профилактике в Российской Федерации в целом и в ее субъектах с 2014 по 2017 годы; на основе анализа источников литературы по проблеме определить возможные причины низкой укомплектованности и высокого коэффициента совместительства данных врачей. Методы: проанализированы кадры врачей по медицинской профилактике, согласно таблицы 1100 формы № 30 федерального статистического наблюдения в Российской Федерации, федеральных округах и субъектах за 2014-2017 гг. Результаты: В целом по Российской Федерации в отношении врачей по медицинской профилактике отмечается низкая укомплектованность должностей, которая за период исследования уменьшилась еще больше с 73,2 до 64,0% (на 12,5%). Это объясняется, как увеличением штатных должностей данных врачей в стране с 1031 до 1526 (на 48,0%) (при этом число занятых должностей увеличилось лишь на 29,50% (с 754,25 до 976,75)), так и одновременным снижением коэффициента совместительства с 2,1 до 1,7 (на 19,0%), который продолжает оставаться высоким. Одновременно уменьшилось число регионов со 100,0% укомплектованностью данными кадрами с 13 до 3 (на 76,9%). Выводы: низкая укомплектованность (64,0%) и высокий коэффициент совместительства должностей врачей по медицинской профилактике (1,7) в Российской Федерации по состоянию на 2017 г. свидетельствуют о дефиците физических лиц врачей по медицинской профилактике - основных работников на занятых должностях и предполагаемом их замещении врачами-совместителями других специальностей, что, во многом, может объясняться отсутствием специальности «медицинская профилактика».

Ключевые слова: врач по медицинской профилактике, должность врача, укомплектованность, коэффициент совместительства.

Введение

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определил приоритет профилактики в сфере охраны здоровья (статья 12) [1].

Существенным толчком в развитии системы медицинской профилактики послужила диспансеризация взрослого населения, проводимая с января 2013 г. в соответствии с Приказом Минздрава России от 03.12.2012 г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» [2]. Для осуществления диспансеризации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, стали создаваться отделения/кабинеты медицинской профилактики, число которых возросло с 2978 в 2013 г. до 4094 в 2016 г. (на 37,5%).

Массовое создание структур медицинской профилактики поставило задачу их обеспечения соответствующими медицинскими кадрами. Однако, несмотря на рост числа отделений/кабинетов медицинской профилактики, показатель

© М.Н. Бантьева, Е.М. Маношкина, С.К. Кукушкин, 2019 г.

Менеджер №9

здравоохранения 2019

62 Ш

обеспеченности населения России врачами, работающими в данных структурах, за период с 2010 по 2016 гг. даже снизился и составил 0,44 и 0,43 на 10 000 взрослого населения, соответственно [3], что в 2,3 раза ниже норматива, приведенного в штатном расписании (0,5 должности врача кабинета медицинской профилактики на 5000 взрослого населения) (Приказ МЗ РФ от 15 мая 2012 г. № 543н [4]) и свидетельствует о дефиците данных врачей. При этом, кроме должностей врачей по медицинской профилактике, в отделении (кабинете) медицинской профилактики предусмотрены также должности заведующего отделением (кабинетом) и врача психотерапевта или медицинского психолога [5].

Несмотря на то, что методика подготовки и обучения врачей и среднего медицинского персонала для системы медицинской профилактики разработана [6, 7], ряд нерешенных вопросов в этой области сохраняют свою актуальность. Одним из них является отсутствие врачебной специальности «медицинская профилактика»: согласно приказу МЗ и СР РФ от 30.03.2012 г. № 302н «О внесении изменений в Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Минздравсоцразвития России от 25 июля 2011 г. № 801н» [8], определена должность врача по медицинской профилактике, однако в соответствии с приказом МЗ РФ от 7 октября 2015 г. № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» [9] в перечне специальностей «медицинская профилактика» отсутствует. Должность врача по медицинской профилактике может занимать врач-специалист, имеющий высшее профессиональное образование, прошедший обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни [5].

Цель исследования - изучить динамику численности должностей (штатных, занятых, физических лиц), укомплектованности и коэффициента совместительства врачей по медицинской профилактике в Российской Федерации в целом и в ее субъектах с 2014 по 2017 годы; на основе анализа источников литературы по проблеме определить возможные причины низкой укомплектованности и высокого коэффициента совместительства данных врачей.

Материал и методы

Исходя из данных раздела 2 «Штаты медицинской организации» формы Федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации», проанализировано число должностей врачей по медицинской профилактике: штатных, занятых, а также физических лиц - основных работников на занятых должностях, на основании которых рассчитан показатель укомплектованности и коэффициент совместительства должностей врачей по медицинской профилактике в Российской Федерации в целом, а также в восьми федеральных округах и в 85 субъектах Российской Федерации в течение периода с 2014 по 2017 годы. Статистический анализ и подсчет показателей проводился с помощью электронных таблиц Excel. Результаты исследования

Число штатных врачебных должностей по медицинской профилактике за период с 2014 по 2017 гг. в целом по России выросло на 48,0% (с 1031 до 1526), при этом число занятых должностей увеличилось лишь на 29,50% (с 754,25 до 976,75), а физических лиц врачей по медицинской профилактике -основных работников на занятых должностях - на 59,4% (с 360 до 574) (таблица !}.

Число штатных должностей врачей по медицинской профилактике увеличилось за период наблюдения во всех федеральных округах (на 10-146,5%), кроме Дальневосточного, где оно снизилось с 81 до 62,75 (на 22,5%). Число занятых должностей врачей по медицинской профилактике увеличилось за тот же период во всех федеральных округах (на 18,586,4%), кроме Дальневосточного, где оно снизилось с 59,25 до 44 (на 25,7%) и Уральского - снижение с 70,75 до 65,75 (на 7,1%). Число физических лиц врачей по медицинской профилактике увеличилось за период исследования во всех федеральных округах без исключения (на 25,0-128,0%), что является благоприятным признаком.

В Северо-Кавказском округе произошёл наиболее значительный прирост как штатных (на 146,5%) и занятых должностей врачей по медицинской профилактике (на 86,4%), так и физических лиц (на 128%).

Укомплектованность врачами по медицинской профилактике отделений/кабинетов медицинской профилактики в 2014 г. в Российской Федерации в целом составила 73,2% (таблица 2}. В 34 регионах (40,0%) данный показатель был менее среднего значения по России, в 7 регионах (8,2%) штатные должности врачей по медицинской профилактике отсутствовали (в Костромской

С

#хс

Менедже,

Таблица 1

Число должностей врачей по медицинской профилактике (штатных, занятых, физических лиц) в Российской Федерации, ее округах в динамике за 2014-2017 годы

г

к#

Абсолютное число должностей врачей по медицинской профилактике

Территориальная единица штатных занятых Число физических лиц — основных работников на занятых должностях

годы годы годы

2014 2015 2016 2017 2014 2015 2016 2017 2014 2015 2016 2017

Российская Федерация 1031 994,25 1 297 1 526 754,25 696,5 866 976,75 360 332 465 574

Темп прироста/убыли 2017/2014 (%) 48,0 29,5 59,4

Центральный ФО 245 220 291,25 339,25 177,25 161,25 208,75 235,5 74 63 100 119

Темп прироста/убыли 2017/2014 (%) 38,5 32,9 60,8

Северо-Западный ФО 109,5 119,25 174 172,5 68,75 73,5 104,75 97,25 44 44 67 55

Темп прироста/убыли 2017/2014 (%) 57,5 41,5 25,0

Южный ФО * 118 117,75 182,25 212 86,75 85 107,5 134,25 44 38 52 83

Темп прироста/убыли 2017/2014 (%) 79,7 54,8 88,6

Северо-Кавказский ФО 50,5 76,75 109,5 124,5 44 54,25 75,75 82 25 27 42 57

Темп прироста/убыли 2017/2014 (%) 146,5 86,4 128,0

Приволжский ФО 212,75 178,75 213,5 319,5 151,25 119,25 137,75 179,25 90 59 77 115

Темп прироста/убыли 2017/2014 (%) 50,2 18,5 27,8

Уральский ФО 77,25 59,25 80,75 85 70,75 44,25 65,5 65,75 19 14 39 35

Темп прироста/убыли 2017/2014 (%) 10,0 -7,1 84,2

Сибирский ФО 137 142,5 183,5 210 96,25 102 122,5 138,25 44 55 65 84

Темп прироста/убыли 2017/2014 (%) 53,3 43,6 90,9

Дальневосточный ФО 81 68,25 62,25 62,75 59,25 52,25 43,5 44 20 29 23 26

Темп прироста/убыли 2017/2014 (%) -22,5 -25,7 30,0

Примечание* - состав Южного федерального округа приведен по состоянию на 2017 г, т.е. с включенными регионами Республика Крым и г. Севастополь, которые с 2014 до 2016 г. составляли самостоятельный Крымский федеральный округ.

области, Ненецком АО, Республике Крым, г. Севастополе, Республике Северная Осетия-Алания, Республике Марий Эл и Чукотском АО). В 44 регионах (51,8%) укомплектованность данными врачами выше средней по России. В 13 регионах данный показатель равнялся 100,0%, а в 2 регионах (2,4%) при наличии штатных должностей занятые должности отсутствовали (Ивановская область, Архангельская область).

В 2015 г. укомплектованность врачами по медицинской профилактике в Российской Федерации в целом ухудшилась по сравнению с 2014 г. и составила 70,1%. Данный показатель стал менее

среднего значения по России уже в 45 регионах (52,9%), но вовсе отсутствовали штатные врачебные должности по медицинской профилактике всего в 4 регионах (4,7%) (в Ненецком АО, Республике Марий Эл, Еврейской АО и Чукотском АО). Всего в 36 регионах (42,4%) укомплектованность данными врачами была выше средней по России (против 44 и 51,8% - в 2014 г.), а в 10 регионах (11,8%) (против 13 - в 2014 г.) она составила 100,0%.

В 2016 г. укомплектованность врачебными кадрами по медицинской профилактике в Российской Федерации в целом продолжила снижаться по сравнению с 2014 и 2015 годами, и составила 66,8%.

енеджер № 9

здравоохранения 2019

Таблица 2

Укомплектованность и коэффициент совместительства должностей врачей по медицинской профилактике в Российской Федерации и в ее субъектах

в динамике за 2014-2017 годы

Укомплектованность врачами по медицинской профилактике (%) Коэффициент совместительства должностей врачей по медицинской профилактике

Территориальная единица годы годы

2014 2015 2016 2017 2014 2015 2016 2017

Российская Федерация 73,2 70,1 66,8 64,0 2,1 2,1 1,9 1,7

Центральный ФО 72,4 73,3 71,7 69,4 2,4 2,6 2,1 2

Белгородская область 67,9 87,5 76,0 76,9 1,6 1,8 2,4 2,3

Брянская область 78,3 82,4 61,5 92,9 4,5 3,5 0 6,5

Владимирская область 71,4 57,1 46,2 50,0 2,5 0 0 2,5

Воронежская область 58,3 69,6 60,9 79,2 0 8 1,8 2,4

Ивановская область 0,0 40,0 0,0 100,0 0 1 0 0

Калужская область 98,2 84,6 68,6 75,7 2,7 1,7 1,4 1,8

Костромская область - 100,0 50,0 75,0 0 1 1 1,5

Курская область 89,3 84,9 75,4 60,4 3,1 3,5 2,2 1,7

Липецкая область 85,7 60,7 63,4 67,4 3 4,3 3,3 2,1

Московская область 62,8 68,8 79,0 71,8 3,7 3,1 2,2 2

Орловская область 93,1 63,6 61,1 64,7 2,3 3,5 2,8 2,8

Рязанская область 59,0 64,9 72,3 55,6 1,9 1,9 1,7 1,4

Смоленская область 43,0 44,8 50,0 55,4 3,3 3,8 3,2 2,1

Тамбовская область 100,0 83,3 72,7 84,6 1 1,3 1,3 1,8

Тверская область 67,4 65,3 64,2 47,4 8,3 8 4,3 3,4

Тульская область 50,0 92,7 73,1 84,6 0 9,5 9,5 3,4

Ярославская область 93,9 100,0 88,2 79,5 2,2 2 1,4 1,3

г. Москва 88,8 80,0 100,0 0,0 1,4 1 1 0

Северо-Западный ФО 62,8 61,6 60,2 56,4 1,6 1,7 1,6 1,8

Республика Карелия 33,3 60,0 81,8 94,4 0 1,5 1,1 1,4

Республика Коми 25,0 66,7 63,0 47,1 1 0 3,6 3

Архангельская область без АО 0,0 25,0 11,1 36,4 0 0 0 1

Ненецкий АО 0,0 0,0 100,0 0,0 0 0 1 0

Вологодская область. 82,4 78,1 61,1 48,5 1,4 1,3 1,4 2

Калининградская область. 84,6 69,8 60,4 60,9 1,5 1,7 1,5 1,5

Ленинградская область 35,7 81,0 66,7 32,6 0 1,4 0 3,5

Мурманская область 75,0 35,7 43,8 38,9 1,5 2,5 1,8 1,2

Новгородская область 90,9 100,0 73,1 51,9 2,5 2,5 1,9 2,3

Псковская область 85,7 69,0 28,1 37,5 1,2 2,5 4 0

г. Санкт-Петербург 55,6 56,3 66,0 63,7 1,7 1,4 1,4 1,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Южный ФО* 73,5 72,2 59,0 63,3 2 2,2 2,1 1,6

Республика Адыгея 80,0 62,5 71,2 66,0 7 7,5 2,3 2,1

Республика Калмыкия 72,7 69,0 82,1 83,6 2,4 2,5 2,3 1,6

Республика Крым - 33,3 60,0 86,4 0 1,4 1,8 1,3

Краснодарский край 35,4 58,8 32,7 40,1 1,1 1,6 4 2,5

Астраханская область 90,8 84,3 80,3 81,8 1,5 1,8 2 1,5

Волгоградская область 89,4 83,4 76,7 75,3 2,4 2,6 1,7 1,5

Ростовская область 100,0 50,0 37,5 60,0 2 1 1,5 1,5

г. Севастополь - 57,1 47,6 43,8 0 2 1,7 1,3

Северо-Кавказский ФО 87,1 70,7 69,2 65,9 1,8 2 1,8 1,4

Республика Дагестан 45,5 45,5 66,7 71,4 1,3 1,9 1,5 1,9

Республика Ингушетия 92,3 74,8 67,1 59,8 1,7 2 1,4 1,2

№ 9 Менеджер

2019 здравоохранения

Продолжение таблицы 2

О

о

Кабардино-Балкарская Республика 100,0 56,5 68,8 78,5 2,3 1,1 2,8 1,8

Карачаево-Черкесская Республика 70,0 53,9 52,9 56,3 3,5 0 2,3 1,5

Республика Северная Осетия -Алания - 100,0 66,7 60,9 0 0,8 1 1

Чеченская Республика 91,8 66,7 68,6 65,9 1,4 1,6 2,3 1,6

Ставропольский край 100,0 92,3 82,1 66,7 2,1 3 2 1,4

Приволжский ФО 71,1 66,7 64,5 56,1 1,7 2 1,8 1,6

Республика Башкортостан 60,2 68,0 68,4 59,4 1,3 1,4 1,6 2

Республика Марий Эл 0,0 0,0 0,0 0,0 0 0 0 0

Республика Мордовия 82,5 55,6 60,0 72,7 1 1 1,1 1,3

Республика Татарстан 60,0 66,7 80,0 87,5 0 1 1 1,8

Удмуртская Республика 86,4 77,0 90,4 87,3 2,1 2 4,1 4,3

Чувашская Республика 75,0 60,7 78,6 93,3 1,3 1,4 1,8 1,2

Пермский край 80,9 74,4 57,6 57,7 1,5 1,8 1,1 1,3

Кировская область 67,4 52,9 39,0 34,0 1,7 6,8 2 2

Нижегородская область 79,0 78,7 75,8 58,9 3,1 3,3 2,8 2

Оренбургская область 66,4 66,7 39,1 44,0 1,1 1,8 1,2 1,1

Пензенская область 100,0 100,0 100,0 43,0 2 1 1 1,1

Самарская область 60,2 35,2 60,3 54,6 2,8 2,4 1,5 1,2

Саратовская область 25,0 50,0 66,7 41,7 1 0 0 1,9

Ульяновская область 50,0 58,5 63,6 52,1 1,3 6 3,5 3,1

Уральский ФО. 91,6 74,7 81,1 77,4 3,7 3,2 1,7 1,9

Курганская область 75,0 28,1 32,1 25,8 1,1 2,3 2,3 2

Свердловская область 70,4 92,7 95,3 91,1 1,6 1,8 1,3 1,2

Тюменская область без АО 98,1 45,8 81,8 61,9 8,7 1,8 1,6 2

Ханты-Мансийский АО 100,0 100,0 84,8 73,5 3,5 2,5 1,6 2,5

Ямало-Ненецкий АО 100,0 88,5 92,3 88,2 1,5 0 6 7,5

Челябинская область 100,0 93,9 80,3 98,5 11 7,8 1,8 2

Сибирский ФО 70,3 71,6 66,8 65,8 2,2 1,9 1,9 1,6

Республика Алтай 100,0 90,0 50,0 81,8 1 2,3 1,5 0

Республика Бурятия 49,6 71,2 74,4 72,3 1,3 1,2 1,5 1,2

Республика Тыва 86,7 81,8 100,0 100,0 3,3 1,5 1,8 1,1

Республика Хакасия 100,0 66,7 75,0 83,3 0 1,5 1,5 2,5

Алтайский край 28,6 50,0 36,8 68,7 1 1,5 1,8 3,8

Забайкальский край 61,5 61,5 79,0 60,6 2 1,4 2 1,3

Красноярский край 91,2 89,2 74,1 66,0 3,1 2,3 1,8 1,4

Иркутская область 74,1 82,6 82,1 63,6 2,2 3,2 2,9 2,8

Кемеровская область 96,7 100,0 92,4 89,6 7,3 9,3 5,1 5,8

Новосибирская область 46,6 37,7 31,5 41,8 4,3 1,7 2,1 1,9

Омская область 100,0 90,9 69,2 90,5 1,75 1,3 1,1 1,1

Томская область 68,0 39,5 20,3 26,4 1,1 0,9 1,3 1

Дальневосточный ФО 73,2 76,6 69,9 70,1 3 1,8 1,9 1,7

Республика Саха (Якутия) 86,8 100,0 96,4 93,1 1,4 1,4 1,5 1,1

Камчатский край 95,0 94,1 78,6 64,3 0 4 2,8 2,3

Приморский край 63,9 62,1 64,0 55,1 2,8 1,8 2,9 2,7

Хабаровский край 35,3 56,0 44,4 42,9 0 1,8 1 1,5

Амурская область 52,9 52,9 40,0 63,6 2,3 1,1 1 1,8

Магаданская область 100,0 100,0 100,0 100,0 4,8 0 3,8 3,8

Сахалинская область 82,1 100,0 77,8 72,7 1,9 1,4 1,8 2

Еврейская АО 100,0 0,0 0,0 83,3 0 0 0 1,3

Чукотский АО - - - - 0 0 0 0

Примечание* - состав Южного Крым и г. Севастополь, которые

федерального округа приведен по состоянию на 2017 г, т.е. с включенными регионами Республика с 2014 до 2016 г. составляли самостоятельный Крымский федеральный округ.

енеджер № 9

здравоохранения 2019

Уже в 40 регионах (47,1%) данный показатель был менее среднего значения по России, однако вовсе отсутствовали штатные врачебные должности по медицинской профилактике только в 2-х регионах (2,35%) (Республике Марий Эл и Чукотском АО). Укомплектованность данными врачами стала выше средней по России в большем количестве регионов (43 или 50,6%, вместо 36 или 42,4% - в 2015 г.), однако только в 5 регионах (5,9%) она составила 100,0%. В 2 субъектах (2,35%) данный показатель составил 0,0% при наличии штатных единиц (в Ивановской области и в Еврейской АО).

В 2017 г. укомплектованность врачебными кадрами по медицинской профилактике в Российской Федерации в целом снизилась еще больше по сравнению с предыдущими годами и составила 64,0%. В 39 регионах (45,88%) данный показатель был менее среднего значения по России, вовсе отсутствовали штатные врачебные должности по медицинской профилактике уже в 3-х регионах (3,53%) (в Ненецком АО, Республике Марий Эл и Чукотском АО). В 43 регионах (50,6%) укомплектованность данными врачами была выше средней по России, и в 5 регионах (5,9%) составила 100,0%. В 1 субъекте (1,2%) данный показатель составил 0,0% при наличии штатных единиц (г. Москва).

Показатель укомплектованности врачебными кадрами по медицинской профилактике за период исследования в Российской Федерации снизился на 12,5% (с 73,16% в 2014 г. до 64,01% в 2017 г.). Одновременно уменьшилось и число регионов со 100,0% укомплектованностью данными кадрами на 76,9% (с 13 в 2014 г. до 3 в 2017 г.) (таблица 2). Это свидетельствует о дефиците врачебных кадров по медицинской профилактике в большинстве субъектов Российской Федерации. Во всех Федеральных округах за период исследования отмечается та же тенденция к снижению укомплектованности врачами по медицинской профилактике.

Коэффициент совместительства врачебных должностей по медицинской профилактике в среднем по Российской Федерации в 2014 г. был высоким и составлял 2,1 (таблица 2). В 36 регионах (42,3%) данный показатель был ниже среднего по России, в 2-х регионах (2,4%) - равен среднему показателю, в 29 регионах (34,1%) - выше среднего значения, в 18 регионах (21,2%) отсутствовали основные сотрудники - физические лица на занятых должностях врачей по медицинской профилактике, а в 7 из них (8,2%) отсутствовали штатные должности врачей по медицинской профилактике.

Значения показателя коэффициента совместительства колебались в широких пределах: от 1 до 11.

В 2015 г значение коэффициента совместительства должностей врача по медицинской профилактике в среднем по Российской Федерации не изменилось и составило 2,1. Уже в большем количестве регионов - в 46 (54,1%) данный показатель был ниже среднего по России, в 28 регионах (33,0%) - выше среднероссийского значения. В 2015 г. по сравнению с 2014 уменьшилось количество регионов, где отсутствовали основные сотрудники - физические лица на занятых должностях врачей по медицинской профилактике (11 (12,9%) и 18 регионов (21,2%), соответственно), и уже только в 4-х из них (4,7%) вовсе отсутствовали штатные должности врачей по медицинской профилактике. Максимальное значение показателя стало меньше по сравнению с 2014 г. и составило 9,5.

В 2016 г. коэффициент совместительства должностей врача по медицинской профилактике в Российской Федерации снизился до 1,9. В 44 регионах (51,8%) данный показатель был ниже среднего по России, в одном регионе (1,2%) - равен среднему показателю, в 31 регионе (36,5%) - выше среднего значения, в 9 регионах (10,6%) отсутствовали основные сотрудники - физические лица на занятых должностях врачей по медицинской профилактике, а в 2-х из них (2,4%) штатные должности врачей по медицинской профилактике отсутствовали. Максимальное значение показателя не отличалось от такового в 2015 г. и составило 9,5.

В 2017 г. средний по Российской Федерации коэффициент совместительства должностей врача по медицинской профилактике продолжил снижаться и составил 1,7. Число регионов, где данный показатель был ниже среднего по России уменьшилось до 34 (40,0%), в 2-х регионах (2,4%) он был равен среднероссийскому показателю, а уже в 42 регионах (49,4%) стал выше среднего значения, в 7 регионах (8,2%) отсутствовали основные сотрудники - физические лица на занятых должностях врачей по медицинской профилактике, а в 3 из них (3,5%) отсутствовали штатные должности врачей по медицинской профилактике. Максимальное значение показателя снизилось по сравнению с 2014-2016 гг. и составило 7,5.

В течение периода с 2014 по 2017 гг. отмечается снижение коэффициента совместительства должностей врача по медицинской профилактике на 19,0% (с 2,1 до 1,7, соответственно). Одновременно количество регионов, в которых отсутствуют

С

#хс

Менедже,

основные сотрудники - физические лица на занятых должностях врачей по медицинской профилактике, сократилось на 61,1% (с 18 в 2014 г. до 7 в 2017 г.). Однако число регионов с коэффициентом совместительства выше среднего значения по России за этот период увеличилось на 44,8% (с 29 в 2014 г. до 42 в 2017 г.). В 2017 г. отмечается уменьшение максимального значения коэффициента совместительства с 11,0 (Челябинская область) в 2014 г. до 7,5 (Ямало-Ненецкий АО) в 2017 г. Коэффициент совместительства снизился за исследуемый период во всех Федеральных округах, за исключением Северо-Западного, где он вырос с 1,6 до 1,8.

Прослеживающееся за период изучения снижение коэффициента совместительства свидетельствует о положительных тенденциях в кадровом составе -увеличении доли основных сотрудников - врачей по медицинской профилактике на занятых должностях. Однако сохраняющиеся высокими показатели коэффициента совместительства свидетельствуют об отсутствии преодоления дефицита основных сотрудников - врачей по медицинской профилактике -и вероятной занятости значительного числа данных врачебных ставок врачами - совместителями.

Обсуждение

Анализ динамики показателей укомплектованности и коэффициента совместительства должностей врачей по медицинской профилактике в Российской Федерации за период 2014-2017 гг. показал, что как в целом по России, так и в большинстве регионов страны существует дефицит кадров - основных сотрудников - врачей по медицинской профилактике, что подтверждается данными аналогичных исследований [10, 11, 12]. Несмотря на то, что в 2017 г. по сравнению с 2014 г. отмечается положительная тенденция уменьшения коэффициента совместительства врачебных должностей по медицинской профилактике с 2,1 до 1,7 (на 19,0%), что свидетельствует об увеличении числа основных сотрудников - врачей по медицинской профилактике, дефицит данных врачей продолжает оставаться высоким; укомплектованность данными врачами составляет всего 64%.

Показатель обеспеченности населения России врачами всех должностей, работающих в отделениях/кабинетах медицинской профилактики, за период с 2010 по 2016 гг. даже снизился и составил 0,44 и 0,43 на 10 000 взрослого населения соответственно [3], что в 2,3 раза ниже норматива, приводимого в штатном расписании (0,5 должности врача кабинета медицинской профилактики на 5000

взрослого населения) (Приказ МЗ РФ от 15 мая 2012 г. № 543н) [4]. Показатель обеспеченности населения врачами центров медицинской профилактики, несмотря на отсутствие норматива, очень низкий во всех федеральных округах: так, в большинстве из них (76 из 85) данный показатель не превышает 0,1 врача на 10 000 населения, чего крайне недостаточно для ведения эффективной профилактической деятельности в регионах [12]. В то же время, согласно Порядку организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях (Приказ МЗ РФ от 30 сентября 2015 г. № 683н) обеспеченность только врачами по медицинской профилактике, работающих в кабинетах и отделениях медицинской профилактики, должна составлять 1 должность на 20 000 взрослого населения [5]. В соотвествии с этим же документом норматив обеспечения населения врачами по медицинской профилактике, работающих в центрах здоровья, должен составлять 1 должность на 40 000 населения, а при наличии в структуре центра здоровья кабинета здорового питания предусмотрено введение дополнительной должности врача по медицинской профилактике [5].

В соответствии с Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н средний медицинский персонал кабинета медицинской профилактики (фельдшер, медицинская сестра, акушерка) выполняет работу отсутствующего врача по медицинской профилактике [4]. В связи с этим высокий показатель обеспеченности населения средним медицинским персоналом, работающим в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики, может служить косвенным свидетельством дефицита врачей по медицинской профилактике: в 2013 и в 2016 гг. данный показатель составил 1,16 и 1,13 на 10 000 взрослого населения соответственно [3], в то время как по штатным нормативам полагается 0,5 должности на 5000 взрослого населения [4]. Подобное замещение врача средним медицинским персоналом не может являться равноценным и влечет за собой снижение качества оказания профилактической помощи.

С юридической точки зрения сложилась парадоксальная ситуация: должность врача по медицинской профилактике не привязана к одноименной специальности, специальность отсутствует, занятие

енеджер № 9

здравоохранения 2019

должности требует тематического дополнительного профессионального образования в форме повышения квалификации, что представляется ошибочной правовой конструкцией, так как новая квалификация может быть получена путем прохождения ординатуры или путем дополнительного профессионального образования в форме профессиональной переподготовки, но никак не через повышение квалификации. Такая должность требует введения отдельной специальности «Медицинская профилактика» [13].

Низкая мотивация медицинских работников с высшим профессиональным образованием занимать должность врача по медицинской профилактике может быть обусловлена отсутствием специальности «медицинская профилактика». Во-первых, врачи не заинтересованы в работе на должности, по которой не предусмотрено получение сертификата специалиста, а также право на получение врачебной категории, обеспечивающей профессиональный рост и, как следствие, увеличение заработной платы. Во-вторых, медицинские ВУЗы формально не могут заниматься подготовкой кадров по данной специальности в рамках дополнительного профессионального образования. В-третьих, подготовке к профилактической деятельности учащихся высших и средних медицинских учебных заведений, в силу отсутствия специальности, также не может быть уделено достаточного внимания: в основном констатируется необходимость профилактики заболеваний, но отсутствует конкретное наполнение этого процесса знаниями, умениями и навыками [6, 7, 14, 15]. В-четвертых, отсутствие специальности «медицинская профилактика» привело к «обеднению» отделений и кабинетов медицинской профилактики кадрами - основными сотрудниками [10], и к заполнению штатных должностей врачей по медицинской профилактике врачами-совместителями других специальностей, которые, в силу естественных причин, могут относиться к работе по совместительству без полной отдачи и должного внимания - лишь как к средству для получения дополнительного дохода. Как правило, и квалификация таких совместителей в области медицинской профилактики оставляет желать лучшего. В связи с вышеописанным, широкое обсуждение медицинским сообществом необходимости введения специальности «медицинская профилактика» представляется целесообразным.

Нельзя не упомянуть, что в сложившейся ситуации врачи клинических специальностей, организаторов здравоохранения и медико-профилактического дела, как правило занимающие должности врачей по

медицинской профилактике не стремятся проходить повышение квалификации, о чем свидетельствуют данные проведенных ранее исследований. Так, за 5 лет не имели повышения квалификации в области медицинской профилактики хронических неинфекционных заболеваний: 73% опрошенных врачей центров медицинской профилактики, 40% врачей отделений медицинской профилактики, 60% врачей кабинетов медицинской профилактики и 80% руководящего состава центров медицинской профилактики [11]. Отсутствие регулярного повышения квалификации в области профилактической медицины не может не уменьшать эффективность мероприятий по медицинской профилактике. Здесь в качестве выхода из создавшейся ситуации на первоначальном этапе можно предложить обязательное повышение квалификации всех врачей, работающих в системе медицинской профилактики по единой унифицированной программе дополнительного профессионального образования в объеме не менее 144 академических часов. Учитывая протяженность территории нашей страны, такое обучение возможно проводить с максимальным использованием дистанционных образовательных технологий. Все предпосылки для такого образовательного процесса есть: создан и действует Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, который через личные кабинеты врачей позволяет проводить такие учебные мероприятия.

Выводы

В течение периода с 2014 по 2017 гг. в Российской Федерации в целом, несмотря на увеличение числа штатных должностей врачей по медицинской профилактике на 48,0%, число занятых должностей выросло лишь на 29,5%, что привело к уменьшению показателя укомплектованности врачебными кадрами по медицинской профилактике на 12,5%.

В 2017 г. по сравнению с 2014 г. наряду с ростом числа занятых должностей врачей по медицинской профилактике на 29,5%, отмечено увеличение числа физических лиц врачей по медицинской профилактике - основных работников на занятых должностях на 59,4%. Вследствие этого, в течение периода с 2014 по 2017 гг. отмечается снижение коэффициента совместительства должностей врача по медицинской профилактике на 19,0% (с 2,1 до 1,7, соответственно), что свидетельствует о положительной тенденции роста кадрового обеспечения врачами - основными сотрудниками отделений/кабинетов медицинской профилактики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

#хс

Менедже,

Низкая укомплектованность врачебными кадрами по медицинской профилактике в Российской Федерации (64,0%) и высокий коэффициент совместительства должностей врачей по медицинской профилактике - ( 1,7) по состоянию на 2017 г. свидетельствуют о дефиците физических

лиц врачей по медицинской профилактике - основных работников на занятых должностях и возможном замещении их врачами-совместителями других специальностей, что может быть обусловлено отсутствием специальности «медицинская профилактика».

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Ссылка активна на 07.07.2019. [Federal Law of November 21, 2011 № 323-ф3 «About bases of protection of public health in the Russian Federation» (in Russ)]. URL: https://www.rosminzdrav. ru/documents/7025-federalnyy-zakon-ot-21-noyabrya-2011-g-323-fz-ob-osnovah-ohrany-zdorovya-grazhdan-v-rossiyskoy-federatsii.

2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03 декабря 2012 года № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения». Ссылка активна на 07.07.2019. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of December 03, 2012 № 1006n «About the approval of the procedure for conducting clinical examination of certain groups of the adult population» (in Russ)]. URL: https://static-1.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/015/069/ original/prikaz_1006n_chasty_2.pdf?1389768414 https://static-2.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/ 000/015/068/original/prikaz_1006n_chasty_1.pdf?1389768413.

3. Евдаков В.А., Маношкина Е.М., Бантьева М.Н., Кузнецова В.П. Кадровые ресурсы отделений и кабинетов медицинской профилактики в Российской Федерации и пилотных субъектах. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2017; № 4: 77-93. Сшлка активна на 07.07.2019. [Evdakov V.A., Manoshkina E.M., Banteva M.N., Kuznetsova V.P. Employment of offices and rooms of medical prevention in the Russian Federation and pilot regions. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki. 2017; № 4: 77-93 (in Russ)]. URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=148.

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению». Зарегистрировано в Минюсте России 27 июня 2012 г. № 24726. Ссылка активна на 07.07.2019. [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of May 15, 2012 № 543n «About the approval of the Regulations on the organization of the primary health care to adults». Registered in the Ministry of Justice of Russia on June 27, 2012 № 24726. (in Russ)]. URL: www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132071/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/.

5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 сентября 2015 года № 683н «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях». Ссылка активна на 07.07.2019. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of September 30, 2015 № 683n «About the approval of the procedure for organizing and implementing the prevention of non-communicable diseases and taking measures for the formation of a healthy lifestyle in Medical Organizations» (in Russ)]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=189542&fld=134&dst=1000000 001,0&rnd=0.5525052430822388#07496560056762558.

6. Кукушкин С.К., Харитонов А.Ю., Бойцов С.А. Подготовка медицинских кадров в рамках развития медицинской профилактики. Профилактическая медицина. 2014; Т. 17. № 5: 73-75. Ссылка активна на 07.07.2019. [Kukushkin S.K., Kharitonov A. Yu., Boytsov S.A. Training of medical stuff in the development of medical prevention. Profilakticheskaya meditsina. 2014; T. 17. № 5: 73-75 (in Russ)]. URL: https://www. mediasphera.ru/issues/profilakticheskaya-meditsina/2014/5/031726-61302014513.

7. Кукушкин С.К., Харитонов А.Ю., Бойцов С.А. Место бакалавра по направлению подготовки «сестринское дело» в области медико- профилактической деятельности. Главная медицинская сестра. 2015; № 4: 103-110. Ссылка активна на 07.07.2019. [Kukushkin S.K., Kharitonov A. Yu., Boytsov S.A. Place of bachelor in the direction of training "nursing" in the field of medical and preventive activities. Glavnaya meditsinskaya sestra. 2015; № 4: 103-110 (in Russ)]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23734077.

8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.03.2012 № 302н «О внесении изменений в Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Минздравсоцразвития России от 25 июля 2011 г. № 801н (зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2012 № 24085) ». Ссылка активна на 07.07.2019. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of Much 30, 2012 № 302n «About the amendments to the nomenclature of posts of medical and pharmaceutical personnel and specialists with higher and secondary professional education

енеджер № 9

здравоохранения 2019

of health care institutions, approved by order of the Ministry of Health and Social Development of Russia dated July 25, 2011 № 801n (registered in the Ministry of Justice of Russia 05.05.2012 № 24085)» (in Russ)] URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rossii-ot-30032012-n-302n/.

9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 07 октября 2015 года № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование». Ссылка активна на 07.07.2019. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of October 07, 2015 № 700n «About the nomenclature of specialties of specialists with higher medical and pharmaceutical education» (in Russ)]. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/16930?items=1&page=1.

10.Фомичева М.Л., Жиленко Е.Л., Евдаков В.А. Система медицинской профилактики: основные проблемы. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2018; № 4: 85-95. Ссылка активна на 07.07.2019. [Fomicheva M.L., Zhilenko E.L., Evdakov V.A. The system of medical prevention: the main problems. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki. 2018; № 4: 85-95 (in Russ)]. URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=215.

11.Потемкина Р.А., Соловьев Д.А., Усова Е.В., Муромцева Г.А., Землякова М.Ю. Структуры и кадры медицинской профилактики. Презентация ФГУ Главного научно-исследовательского центра медицинской профилактики. 2011: 1-44. Ссылка активна на 07.07.2019. [Potemkina R.A., Solov'yev D.A., Usova Ye.V., Muromtseva G.A., Zemlyakova M.YU. Structures and stuff of medical prevention. Presentation of FSI General research center for preventive medicine. 2011: 1-44 (in Russ)] URL: http://www.myshared.ru/slide/687092/.

12.Соболева Н.П., Савченко Е.Д. Характеристика кадрового потенциала центров медицинской профилактики. Профилактическая медицина. 2017; 20(6): 14-20. Ссылка активна на 07.07.2019. [SOBOLEVA N.P., SAVCHENKO E.D. Characteristics of the personnel potential of medical prevention centers. Profilakticheskaya meditsina. 2017; 20(6): 14-20 (in Russ)] https://doi.org/10.17116/profmed201720614-20.

13.Габай П.Г. «Правовая формула» квалификационных требований к врачам-специалистам: корректность, проблемы, пути решения. Медицинское право. 2016; 4: 11-23. [Gabay P.G. «Legal formula» of qualification requirements to specialist doctors: correctness, problems, ways of solution. Meditsinskoye pravo. 2017; 4: 11-23. (in Russ)].

14.Кукушкин С.К., Калинина А.М., Маношкина Е.М., Харитонов А.Ю. Повышение квалификации участковых врачей-терапевтов по вопросам диспансерного наблюдения больных с хроническими неинфекционными заболеваниями. Профилактическая медицина. 2015; Т. 18. № 2-1: 64-66. Ссылка активна на 07.07.2019. [Kukushkin S.K., Kalinina A.M., Manoshkina E.M., Kharitonov A. Yu. Improving the qualification of the physicians in the medical observation of patients with chronic non-communicable diseases. Profilakticheskaya meditsina. 2015; 18(2-1): 64-66 (in Russ)]. https://doi.org/10.17116/profmed201518164-66.

15.Евдаков В.А., Маношкина Е.М., Бантьева М.Н., Кузнецова В.П. Деятельность отделений и кабинетов медицинской профилактики в Российской Федерации в целом и в отдельных субъектах РФ в 2005, 2010, 20132016 гг. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2017; № 4. Ссылка активна на 07.07.2019. [Evdakov V.A., Manoshkina E.M., Banteva M.N., Kuznetsova V.P. The activities of departments and offices of medical prevention in the Russian Federation and in selected regions of the Russian Federation in 2005, 2010, 2013-2016 years. Sovremennyye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki. 2017; № 4 (in Russ)] URL: http://healthproblem.ru/magazines? Text=166.

UDC 614.2: 314.4: 616-053.8-084

Banteva M.N., Manoshkina E.M., Kukushkin S.K. The problem of personnel shortage of the doctors for medical

prevention (Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation; Russian national research medical University named after N.I. Pirogov» Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia)

Abstract. The Federal Law of November 21, 2011 № 323-FL «About the basis of the protection of public health in the Russian Federation» defined the priority of prevention in the field of health protection (Article 12). However, a number of problems in staffing of the system of medical prevention remain. Aim: to investigate the dynamics of the number of posts for doctors for medical prevention (positions, occupied positions, individuals), as well as their staffing level and combination rate for the period from 2014 until 2017 in the Russian Federation and its regions. Methods: based on the data of the Federal Statistic (form № 30), the article presents a statistic analysis of the number of posts for doctors for medical prevention for the period from 2014 until 2017 in the Russian Federation and its regions. Results: There is a low staffing level for doctors for medical prevention in the Russian Federation, which decreased even more over the study period: from 73.2% to 64.0% (by 12.5%). This is explained both by an increase in the staff positions of these doctors in the country from 1031 to 1526 (by 48.0%), while the number of occupied posts increased only by 29.50% (from 754.25 to 976.75), and by a simultaneous decrease in the part-time combination rate from 2.1 to 1.7 (19.0%), which continues to be high. At the same time, the number of regions with 100.0% staffing level of these personnel decreased by 76.9% (from 13 to 3). Conclusion: The low staffing level (64.0%) and the high part-time combination rate of doctors for medical prevention (1.7) in the Russian Federation in 2017 indicate a shortage of individuals for doctors for medical prevention - t he main workers in the occupied positions and their replacement by doctors - co-workers of other specialties. This largely takes place due to the absence of the specialty «medical prevention», which necessity of the introduction needs to be discussed by the medical community. Keywords: doctor for medical prevention, doctor position, staffing level, combination rate.

С

#xc

Менедже1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.