Научная статья на тему 'Врач по медицинской профилактике: основные кадровые проблемы'

Врач по медицинской профилактике: основные кадровые проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1181
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА" / PHYSICIAN FOR MEDICAL PROPHYLAXIS / SPECIALTY - MEDICAL PROPHYLAXIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маношкина Е.М., Бантьева М.Н., Кукушкин С.К.

Актуальность. Несмотря на приоритет превентивных мер в сфере охраны здоровья, в штатном обеспечении системы медицинской профилактики существуют некоторые проблемы. Цель - изучить динамику показателей кадрового обеспечения должностей врачей по медицинской профилактике в медицинских организациях Российской Федерации в целом и в ее субъектах с 2014 по 2017 годы, а также определить возможные причины дефицита врачей по медицинской профилактике. Материал и методы. Проведен анализ показателей обеспеченности врачами по медицинской профилактике на основании таблицы 1100 формы Федерального статистического наблюдения № 30 в Российской Федерации, федеральных округах и субъектах за 2014-2017 гг. Результаты и обсуждение. Обеспеченность населения России врачами по медицинской профилактике в период с 2014 по 2017 годы существенно выросла - с 0,031 до 0,049 на 10 000 взрослого населения (на 58,1%), однако при этом продолжает оставаться крайне низкой. Отмечено снижение укомплектованности должностей врачей по медицинской профилактике с 73,2 до 64,0% (на 12,5%) на фоне увеличения штатных должностей данных врачей на 48,0% и занятых должностей - на 29,50%. При этом коэффициент совместительства снизился с 2,1 до 1,7 (на 19,0%). Заключение. Полученные данные свидетельствуют о дефиците физических лиц врачей по медицинской профилактике - основных работников на занятых должностях, и возможном их замещении врачами-совместителями других специальностей, что может быть обусловлено отсутствием специальности «медицинская профилактика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маношкина Е.М., Бантьева М.Н., Кукушкин С.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICIAN FOR MEDICAL PROPHYLAXIS: GENERAL PROBLEMS OF PERSONNEL SELECTION

Actuality - there were several problems in personnel provision of medical prophylaxis system in spite of the priority of preventive measures in the sphere of health care management. Objective - to study the dynamics of personnel selection in the field of medical prevention in medical institutions of the Russian Federation and its regions from 2014 to 2017 and to determine possible causes of personnel deficiency in the field of medical prophylaxis. Material and methods . The indices of personnel provision in the field of medical prevention were analyzed according to Table 1100 of form № 30 in the Russian Federation, federal districts and regions in 2014-2017. Results and discussion. The provision of Russian population with specialists in medical prophylaxis increased greatly from 2014 to 2017 namely from 0,031 to 0,049 in 10000 adult population (more than 58,1%) but still it was rather low. The decreased making up the staff in the field of medical prophylaxis was noted from 73,2 to 64,0 (12,5%) at the background of enumeration of staff positions by 48,0% and that of occupied positions by 29,50%. The pluralism coefficient was decreased from 2,1 to 1,7 (by 19,9%). Conclusion. The obtained data testified to the deficiency of physical persons - medical personnel - the main workers on occupied positions - and the possible filling the office with doctors - pluralists of other specialties; it might be stipulated by the absence of specialty - «medical prophylaxis».

Текст научной работы на тему «Врач по медицинской профилактике: основные кадровые проблемы»

Организация здравоохранения

УДК 614.2

ВРАЧ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ: ОСНОВНЫЕ КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Е. М. Маношкина1*, кандидат медицинских наук, М. Н. Бантьева1, кандидат медицинских наук, С. К. Кукушкин2, кандидат медицинских наук

1 ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, 127254, Россия, г. Москва, ул. Добролюбова, д. 11

2 ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России, 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1

РЕЗЮМЕ Актуальность. Несмотря на приоритет превентивных мер в сфере охраны здоровья, в штатном обеспечении системы медицинской профилактики существуют некоторые проблемы.

Цель - изучить динамику показателей кадрового обеспечения должностей врачей по медицинской профилактике в медицинских организациях Российской Федерации в целом и в ее субъектах с 2014 по 2017 годы, а также определить возможные причины дефицита врачей по медицинской профилактике.

Материал и методы. Проведен анализ показателей обеспеченности врачами по медицинской профилактике на основании таблицы 1100 формы Федерального статистического наблюдения № 30 в Российской Федерации, федеральных округах и субъектах за 2014-2017 гг.

Результаты и обсуждение. Обеспеченность населения России врачами по медицинской профилактике в период с 2014 по 2017 годы существенно выросла - с 0,031 до 0,049 на 10 000 взрослого населения (на 58,1%), однако при этом продолжает оставаться крайне низкой. Отмечено снижение укомплектованности должностей врачей по медицинской профилактике с 73,2 до 64,0% (на 12,5%) на фоне увеличения штатных должностей данных врачей на 48,0% и занятых должностей - на 29,50%. При этом коэффициент совместительства снизился с 2,1 до 1,7 (на 19,0%).

Заключение. Полученные данные свидетельствуют о дефиците физических лиц врачей по медицинской профилактике - основных работников на занятых должностях, и возможном их замещении врачами-совместителями других специальностей, что может быть обусловлено отсутствием специальности «медицинская профилактика».

Ключевые слова: врач по медицинской профилактике, специальность «медицинская профилактика».

* Ответственный за переписку (corresponding author): manoshkina@mednet.ru

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определил приоритет профилактики в сфере охраны здоровья (ст. 12) [14]. Существенным сдвигом в развитии системы медицинской профилактики послужила диспансеризация взрослого населения, которая проводится с января 2013 г. в соответствии с приказом Минздрава России от 03.12.2012 № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» [10]. Для осуществления диспансеризации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, стали создаваться отделения/кабинеты медицинской профилактики, число которых возросло с 2978 в 2013 г. до 4094 - в 2016 г. (на 37,5%) [2].

Массовое создание структур медицинской профилактики поставило задачу их обеспечения соответствующими медицинскими кадрами. Однако, несмотря на рост числа отделений (кабинетов) медицинской профилактики, показатель обеспеченности населения России врачами, работающими в данных структурах, за период с 2010 по 2016 гг. даже несколько снизился и составил 0,44 и 0,43 на 10 000 взрослого населения соответственно [2], что в 2,3 раза ниже норматива, приведенного в штатном расписании (0,5 должности врача кабинета медицинской профилактики на 5 000 взрослого населения) (приказ МЗ РФ от 15 мая 2012 г. № 543н [9]), и свидетельствует о дефиците данных врачей. При этом кроме должностей врачей по медицинской профилактике в отделении (кабинете) медицинской профилактики предусмотрены также должности

заведующего отделением (кабинетом) и врача-психотерапевта или медицинского психолога [11].

Несмотря на то что уже разработана методика подготовки и обучения врачей и среднего медицинского персонала для системы медицинской профилактики [4, 5], ряд нерешенных вопросов в этой области сохраняют свою актуальность. Одним из них является отсутствие врачебной специальности «медицинская профилактика»: согласно приказу Минздравсоцраз-вития РФ от 30.03.2012 № 302н «О внесении изменений в Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Минздравсоцразвития России от 25 июля 2011 г. № 801н» [8] определена должность врача по медицинской профилактике, однако в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 7 октября 2015 г. № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» [12] в перечне специальностей «медицинская профилактика» отсутствует. Должность врача по медицинской профилактике может занимать врач-специалист, имеющий высшее профессиональное образование, прошедший обучение в соответствии с дополнительными профессиональными программами повышения квалификации по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни [11].

Цель настоящего исследования - изучить динамику численности должностей (штатных, занятых, физических лиц), укомплектованности и коэффициента совместительства врачей по медицинской профилактике, а также обеспеченность данными врачами населения Российской Федерации в целом и ее субъектов с 2014 по 2017 годы; определить возможные причины низкой обеспеченности и укомплектованности, и высокого коэффициента совместительства данных врачей.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Исходя из данных раздела 2 «Штаты медицинской организации» формы Федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации», проанализировано число должностей врачей по медицинской профилактике: штатных, занятых, а также физических лиц - основных работников на занятых должностях. Рассчитаны обеспеченность населения врачами по медицинской профилактике на 10 000 взрослого населения, показатель укомплектованности и коэффициент совместительства должностей врачей по медицинской профилактике в Российской Федерации в целом, а также в восьми федеральных округах и в 85 субъектах Российской Федерации в период с 2014 по 2017 годы.

Статистический анализ и подсчет показателей проводился с помощью электронных таблиц Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Обеспеченность населения России врачами по медицинской профилактике в период с 2014 по 2017 годы существенно выросла с 0,031 до 0,049 на 10 000 взрослого населения (на 58,1%), однако при этом продолжает оставаться крайне низкой: в 10,2 раза меньше норматива обеспеченности данными врачами только одних кабинетов (отделений) медицинской профилактики без учета центров здоровья и центров медицинской профилактики (одна должность врача по медицинской профилактике отделения (кабинета) медицинской профилактики на 20 000 взрослого населения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 сентября 2015 года № 683н [11]).

Число штатных врачебных должностей по медицинской профилактике за период с 2014 по 2017 гг. в целом по России возросло на 48,0% (с 1031 до 1526), при этом число занятых должностей увеличилось лишь на 29,50% (с 754,25 до 976,75), а физических лиц врачей по медицинской профилактике - основных работников на занятых должностях - на 59,4% (с 360 до 574) (табл.).

Число штатных должностей врачей по медицинской профилактике увеличилось за период наблюдения во всех федеральных округах (на 10-146,5%), кроме Дальневосточного, где оно снизилось с 81 до 62,75 (на 22,5%). Число занятых должностей врачей по медицинской профилактике увеличилось за тот же период во всех федеральных округах (на 18,5-86,4%), кроме Дальневосточного, где оно снизилось с 59,25 до 44 (на 25,7%), и Уральского - с 70,75 до 65,75 (на 7,1%). Число физических лиц врачей по медицинской профилактике увеличилось за период исследования во всех федеральных округах без исключения (на 25,0128,0%), что является благоприятным признаком.

В Северо-Кавказском округе произошёл наиболее значительный прирост как штатных (на 146,5%) и занятых должностей врачей по медицинской профилактике (на 86,4%), так и физических лиц (на 128%).

Укомплектованность врачами по медицинской профилактике отделений (кабинетов) медицинской профилактики в 2014 г. в Российской Федерации в целом составила 73,2%. В 34 регионах (40,0%) данный показатель был менее среднего значения по России, в семи регионах (8,2%) штатные должности врачей по медицинской профилактике отсутствовали (в Костромской области, Ненецком АО, Республике Крым, г. Севастополе, Республике Северная Осетия-Алания, Республике Марий Эл и Чукотском АО). В 44 регионах (51,8%) укомплектованность данными врачами выше средней по России; в 13 - данный показатель равнял-

Территориальная единица Абсолютное число должностей врачей по медицинской профилактике

штатных занятых число физических лиц - основных работников на занятых должностях

годы годы годы

2014 2015 2016 2017 2014 2015 2016 2017 2014 2015 2016 2017

Российская Федерация 1031 994,25 1 297 1 526 754,25 696,5 866 976,75 360 332 465 574

Темп прироста/убыли 2017/2014, %

48,0 29,5 59,4

Центральный ФО 245 220 291,25 339,25 177,25 161,25 208,75 235,5 74 63 100 119

Темп прироста/убыли 2017/2014, %

38,5 32,9 60,8

Северо-Западный ФО 109,5 119,25 174 172,5 68,75 73,5 104,75 97,25 44 44 67 55

Темп прироста/убыли 2017/2014, %

57,5 41,5 25,0

ЮжныйФО* 118 117,75 182,25 212 86,75 85 107,5 134,25 44 38 52 83

Темп прироста/убыли 2017/2014, %

79,7 54,8 88,6

Северо-Кавказский ФО 50,5 76,75 109,5 124,5 44 54,25 75,75 82 25 27 42 57

Темп прироста/убыли 2017/2014, %

146,5 86,4 128,0

Приволжский ФО 212,75 178,75 213,5 319,5 151,25 119,25 137,75 179,25 90 59 77 115

Темп прироста/убыли 2017/2014, %

50,2 18,5 27,8

Уральский ФО 77,25 59,25 80,75 85 70,75 44,25 65,5 65,75 19 14 39 35

Темп прироста/убыли 2017/2014, %

10,0 -7,1 84,2

Сибирский ФО 137 142,5 183,5 210 96,25 102 122,5 138,25 44 55 65 84

Темп прироста/убыли 2017/2014, %

53,3 43,6 90,9

Дальневосточный ФО 81 68,25 62,25 62,75 59,25 52,25 43,5 44 20 29 23 26

Темп прироста/убыли 2017/2014, %

-22,5 -25,7 30,0

Примечание. *- Состав Южного федерального округа приведен по состоянию на 2017 г., т. е. с включенными регионами Республика Крым и г. Севастополь, которые с 2014 до 2016 г. составляли самостоятельный Крымский федеральный округ.

ся 100,0%, а в двух (2,4%) при наличии штатных должностей занятые должности отсутствовали (Ивановская и Архангельская области).

В 2015 г. укомплектованность врачами по медицинской профилактике в Российской Федерации в целом ухудшилась по сравнению с 2014 г. и составила 70,1%. Данный показатель стал менее среднего значения по России уже в 45 регионах (52,9%), но вовсе отсутствовали штатные врачебные должности по медицинской профилактике всего в четырех регионах (4,7%) (в Ненецком и Чукотском АО, Республике Марий Эл, Еврейской АО). Всего в 36 регионах (42,4%) укомплектованность данными врачами была выше средней по России (против 44 и 51,8% - в 2014 г), а в 10 регионах (11,8%) (против 13 - в 2014 г.) она составила 100,0%.

В 2016 г. укомплектованность врачебными кадрами по медицинской профилактике в Российской Федерации в целом продолжила снижаться по сравнению с 2014 и 2015 гг. и составила 66,8%. Уже в 40 регионах (47,1%) данный показатель был менее среднего по России, однако вовсе отсутствовали штатные врачебные должности по медицинской профилактике только в двух регионах (2,35%) (Республике Марий Эл и Чукотском АО). Укомплектованность данными врачами стала выше средней по России в большем количестве регионов (43, или 50,6%, вместо 36, или 42,4% -в 2015 г.), однако только в пяти регионах (5,9%) она равнялась 100,0%. В двух субъектах (2,35%) данный показатель составил 0,0% при наличии штатных единиц (в Ивановской области и в Еврейской АО).

В 2017 г. укомплектованность врачебными кадрами по медицинской профилактике в Российской Федерации в целом снизилась еще больше по сравнению с предыдущими годами и составила 64,0%. В 39 регионах (45,88%) данный показатель был менее среднего по России, вовсе отсутствовали штатные врачебные должности по медицинской профилактике уже в трех регионах (3,53%) (в Ненецком и Чукотском АО, Республике Марий Эл). В 43 субъектах (50,6%) укомплектованность данными врачами была выше средней по России и в пяти (5,9%) составила 100,0%. В одном регионе (1,2%) данный показатель составил 0,0% при наличии штатных единиц (г. Москва).

Укомплектованность врачебными кадрами по медицинской профилактике за период исследования в Российской Федерации снизилась на 12,5% (с 73,16% - в 2014 г. до 64,01% - в 2017 г.). Одновременно уменьшилось и число регионов со 100,0% укомплектованностью данными кадрами на 76,9% (с 13 - в 2014 г. до 3 - в 2017 г.), что свидетельствует о дефиците врачебных кадров по медицинской профилактике в большинстве субъектов Российской Федерации. Во всех федеральных округах за период исследования отмечается та же тенденция.

Коэффициент совместительства врачебных должностей по медицинской профилактике в среднем по Российской Федерации в 2014 г. был высоким и составил 2,1. В 36 регионах (42,3%) данный показатель был ниже среднего по России, в двух субъектах (2,4%) равнялся среднему значению, в 29 (34,1%) был выше среднего, в 18 (21,2%) отсутствовали основные сотрудники - физические лица на занятых должностях врачей по медицинской профилактике, а в 7 из них (8,2%) не было штатных должностей врачей по медицинской профилактике. Коэффициент совместительства колебался в широких пределах - от 1 до 11.

В 2015 г коэффициент совместительства должностей врача по медицинской профилактике в среднем по Российской Федерации не изменился и составил 2,1. Уже в большем количестве регионов - в 46 (54,1%) -данный показатель был ниже среднего по России, в 28 (33,0%) - выше среднероссийского. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. уменьшилось количество регионов, где отсутствовали основные сотрудники - физические лица на занятых должностях врачей по медицинской профилактике (11 (12,9%) и 18 (21,2%) регионов соответственно), и уже только в четырех из них (4,7%) вовсе отсутствовали штатные должности врачей по медицинской профилактике. Максимальный показатель стал меньше по сравнению с 2014 г. и составил 9,5.

В 2016 г. коэффициент совместительства должностей врача по медицинской профилактике в Российской Федерации снизился до 1,9. В 44 регионах (51,8%) был ниже среднего по России, в одном (1,2%) - равен среднему, в 31 (36,5%) - выше среднего, в 9 субъектах (10,6%) отсутствовали основные сотрудники - физические лица на занятых должностях врачей по медицинской профилактике, а в двух из них (2,4%) не было штатных должностей врачей по медицинской профилактике. Максимальный показатель не отличался от такового в 2015 г. и составил 9,5.

В 2017 г. средний по Российской Федерации коэффициент совместительства должностей врача по медицинской профилактике продолжил снижаться и составил 1,7. Число регионов, где данный показатель был ниже среднего по России, уменьшилось до 34 (40,0%), в двух (2,4%) был равен среднероссийскому, а уже в 42 (49,4%) стал выше среднего, в 7 субъектах (8,2%) отсутствовали основные сотрудники - физические лица на занятых должностях врачей по медицинской профилактике, а в трех из них (3,5%) не было штатных должностей врачей по медицинской профилактике. Максимальный показатель снизился по сравнению с 2014-2016 гг. и составил 7,5.

В период с 2014 по 2017 гг. наблюдалось снижение коэффициента совместительства должностей врача по медицинской профилактике на 19,0% (с 2,1 до 1,7,

соответственно). Одновременно количество регионов, в которых отсутствовали основные сотрудники -физические лица на занятых должностях врачей по медицинской профилактике, сократилось на 61,1% (с 18 - в 2014 г. до 7 - в 2017 г.). Однако число субъектов с коэффициентом совместительства выше среднего по России за этот период увеличилось на 44,8% (с 29 - в 2014 г. до 42 - в 2017 г.). В 2017 г. отмечается уменьшение максимального коэффициента совместительства с 11,0 (Челябинская область) - в 2014 г. до 7,5 (Ямало-Ненецкий АО) - в 2017 г. За исследуемый период показатель снизился во всех Федеральных округах, за исключением Северо-Западного, где он вырос с 1,6 до 1,8.

Тенденция к снижению коэффициента совместительства свидетельствует о положительных переменах в кадровом составе - увеличении доли основных сотрудников - врачей по медицинской профилактике на занятых должностях. Однако сохраняющийся высокий коэффициент совместительства указывает на то, что дефицит основных сотрудников - врачей по медицинской профилактике не преодолен и значительное число данных врачебных ставок занято врачами-совместителями.

Анализ динамики укомплектованности и коэффициента совместительства должностей врачей по медицинской профилактике за период 2014-2017 гг. показал, что как в целом по России, так и в большинстве регионов существует дефицит кадров - основных сотрудников - врачей по медицинской профилактике, что подтверждается данными аналогичных исследований [7, 13, 15]. Несмотря на то что в 2017 г. по сравнению с 2014 г. имеется положительная тенденция к уменьшению коэффициента совместительства врачебных должностей по медицинской профилактике с 2,1 до 1,7 (на 19,0%), свидетельствующая об увеличении числа основных сотрудников - врачей по медицинской профилактике, дефицит данных врачей продолжает оставаться высоким, а укомплектованность этими кадрами составляет всего 64%.

Обеспеченность населения врачами по медицинской профилактике в период с 2014 по 2017 годы по России в целом существенно выросла, однако при этом она продолжает оставаться крайне низкой: в 10,2 раза меньше норматива. Обеспеченность врачами всех должностей, работающих в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики, в 2016 г. составила 0,43 на 10 000 взрослого населения [2], что в 2,3 раза ниже норматива, приводимого в штатном расписании (0,5 должности врача кабинета медицинской профилактики на 5 000 взрослого населения). Укомплектованность врачами центров медицинской профилактики также очень низка во всех федеральных округах: так, в 76 из 85 данный показатель не превышает 0,1 врача на 10 000 населения, чего недостаточно для ведения эффективной профилактической

деятельности в регионах [13], поскольку согласно Порядку организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях (приказ МЗ РФ от 30 сентября 2015 г. № 683н) норматив составляет одну должность на 20 000 взрослого населения [11], в центрах здоровья - одна должность на 40 000, а при наличии в структуре центра кабинета здорового питания предусмотрено введение дополнительной должности врача по медицинской профилактике [11].

В соответствии с Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н, средний медицинский персонал кабинета медицинской профилактики (фельдшер, медицинская сестра, акушерка) выполняет работу отсутствующего врача по медицинской профилактике [9]. В связи с этим высокий показатель обеспеченности населения средним медицинским персоналом, работающим в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики, может служить косвенным свидетельством дефицита врачей по медицинской профилактике: в 2013 и в 2016 гг. данный показатель составил 1,16 и 1,13 на 10 000 взрослого населения соответственно [2], в то время как по штатным нормативам полагается 0,5 должности на 5 000 взрослого населения [9]. Подобное замещение врача средним медицинским персоналом не может являться равноценным и влечет за собой снижение качества оказания профилактической помощи.

С юридической точки зрения, сложилась парадоксальная ситуация: должность врача по медицинской профилактике не привязана к одноименной специальности, специальность отсутствует, занятие должности требует тематического дополнительного профессионального образования в форме повышения квалификации, что представляется ошибочной правовой конструкцией, так как новая квалификация может быть присвоена после прохождения ординатуры или получения дополнительного профессионального образования в форме профессиональной переподготовки, но никак не через повышение квалификации. Такая должность требует введения отдельной специальности - «Медицинская профилактика» [1].

Низкая мотивация медицинских работников с высшим профессиональным образованием занимать должность врача по медицинской профилактике может быть обусловлена отсутствием такой специальности. Во-первых, врачи не заинтересованы в работе на должности, по которой не предусмотрено получение сертификата специалиста, а также право на получение врачебной категории, обеспечивающей профессиональный рост и, как следствие, увеличе-

ние заработной платы. Во-вторых, медицинские вузы формально не могут заниматься подготовкой кадров по данной специальности в рамках дополнительного профессионального образования. В-третьих, подготовке к профилактической деятельности в высших и средних медицинских учебных заведениях в силу отсутствия специальности также не может быть уделено достаточного внимания: происходит констатация необходимости профилактики заболеваний, но обучающиеся не получают конкретные знания, умения и навыки по дисциплине [3-6]. В-четвертых, отсутствие специальности «медицинская профилактика» привело к «обеднению» соответствующих отделений и кабинетов кадрами - основными сотрудниками [2, 15] и к заполнению штатных должностей врачей по медицинской профилактике врачами-совместителями других специальностей, которые в силу естественных причин могут относиться к работе по совместительству лишь как к средству для получения дополнительного дохода, т. е. без полной отдачи. Как правило, и квалификация таких совместителей в области медицинской профилактики оставляет желать лучшего. В связи с вышеописанным широкое введение специальности «медицинская профилактика» представляется целесообразным.

Нельзя не упомянуть, что в сложившейся ситуации врачи клинических специальностей, организаторов здравоохранения и медико-профилактического дела, как правило, занимающие должности врачей по медицинской профилактике, не стремятся проходить повышение квалификации, о чем свидетельствуют данные проведенных ранее исследований. Так, за пять лет не прошли повышение квалификации в области медицинской профилактики хронических неинфекционных заболеваний: 73% врачей центров медицинской профилактики, 40% специалистов отделений медицинской профилактики, 60% врачей кабинетов медицинской профилактики и 80% руководящего состава центров медицинской профилактики [7]. Отсутствие регулярного повышения квалификации не может не уменьшать эффективность мероприятий по медицинской профилактике. В качестве выхода из создавшейся ситуации на первоначальном этапе можно предложить обязательное повышение квалификации всех врачей, работающих в системе медицинской профилактики по единой

унифицированной программе дополнительного профессионального образования в объеме не менее 144 академических часов. Учитывая протяженность территории нашей страны, обучение можно осуществлять с максимальным использованием дистанционных образовательных технологий. Все предпосылки для этого есть: создан и действует Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, который через личные кабинеты врачей позволяет проводить такие учебные мероприятия.

ВЫВОДЫ

1. В период с 2014 по 2017 гг., несмотря на увеличение числа штатных должностей врачей по медицинской профилактике на 48,0%, в Российской Федерации число занятых должностей возросло лишь на 29,5%, что привело к уменьшению укомплектованности врачебными кадрами по медицинской профилактике на 12,5%.

2. В 2017 г. по сравнению с 2014 г. отмечено увеличение числа физических лиц врачей по медицинской профилактике на 59,4% и, как следствие, снижение коэффициента совместительства должностей врача по медицинской профилактике на 19,0% (с 2,1 до 1,7, соответственно), что свидетельствует о положительной тенденции к росту кадрового обеспечения врачами - основными сотрудниками отделений (кабинетов) медицинской профилактики.

3. Низкая укомплектованность врачебными кадрами по медицинской профилактике в Российской Федерации (64,0%) и высокий коэффициент совместительства соответствующих должностей врачей (1,7 - по состоянию на 2017 г.) наряду с низкой обеспеченностью населения данными врачами (0,049 на 10 000 взрослого населения, т. е. более чем в 10 раз ниже норматива) свидетельствуют о дефиците физических лиц врачей по медицинской профилактике - основных работников на занятых должностях и возможном замещении их врачами-совместителями других специальностей, что может быть обусловлено отсутствием специальности «медицинская профилактика».

ЛИТЕРАТУРА

1. Габай, П. Г. «Правовая формула» квалификационных требований к врачам-специалистам: корректность, проблемы, пути решения / П. Г. Габай // Медицинское право. - 2016. - № 4. - С. 11-23.

2. Кадровые ресурсы отделений и кабинетов медицинской профилактики в Российской Федерации и пилотных субъектах / В. А. Евдаков, Е. М. Маношкина, М. Н. Бантьева, В. П. Кузнецова // Современные пробл.

здравоохранения и медицинской статистики. - 2017. -№ 4. - С. 77-93.

3. Деятельность отделений и кабинетов медицинской профилактики в Российской Федерации в целом и в отдельных субъектах РФ в 2005, 2010, 20132016 гг. / В. А. Евдаков, Е. М. Маношкина, М. Н. Бантьева, В. П. Кузнецова // Современные пробл. здравоохранения и медицинской статистики. -2017. - № 4. - С. 220-223.

4. Кукушкин, С. К. Подготовка медицинских кадров в рамках развития медицинской профилактики / С. К. Кукушкин, А. Ю. Харитонов, С. А. Бойцов // Профилактическая медицина. - 2014. - Т. 17, № 5. - С. 73-75.

5. Кукушкин, С. К. Место бакалавра по направлению подготовки «сестринское дело» в области медико-профилактической деятельности / С. К. Кукушкин, А. Ю. Харитонов, С. А. Бойцов // Главная медицинская сестра. - 2015. - № 4. - С. 103-110.

6. Повышение квалификации участковых врачей-терапевтов по вопросам диспансерного наблюдения больных с хроническими неинфекционными заболеваниями / С. К. Кукушкин, А. М. Калинина, Е. М. Маношкина, А. Ю. Харитонов // Профилактическая медицина. -2015. - Т. 18, № 2-1. - С. 64-66.

7. Структуры и кадры медицинской профилактики [Электронный ресурс] / Р. А. Потемкина [и др.] // Презентация ФГУ «Государственный научно-исследовательский центр медицинской профилактики». - 2011. - С. 1-44. -Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/687092/.

8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.03.2012 № 302н «О внесении изменений в Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Минздравсоцразвития России от 25 июля 2011 г. № 801н (зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2012 N 24085)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsraz-vitija-rossii-ot-30032012-n-302n/.

9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению». Зарегистрировано в Минюсте России 27 июня 2012 г. № 24726 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132071/2ff7a8 c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/.

10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03 декабря 2012 года № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://static-1.rosminzdrav.ru/system/attach-ments/attaches/000/015/069/original/prikaz_1006n_ chasty_2.pdf?1389768414 https://static-2.rosminzdrav. ru/system/attachments/attaches/000/015/068/original/ prikaz_1006n_chasty_1.pdf?1389768413.

11. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 сентября 2015 года № 683н «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=LAW&n=189542&fld=134&dst=1000000 001,0&rnd=0.5525052430822388#07496560056762558.

12. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 07 октября 2015 года № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/ documents/16930?items=1&page=1.

13. Соболева, Н. П. Характеристика кадрового потенциала центров медицинской профилактики / Н. П. Соболева, Е. Д. Савченко // Профилактическая медицина. -

2017. - № 20(6). - С. 14-20.

14. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/documents/7025-federal-nyy-zakon-ot-21-noyabrya-2011-g-323-fz-ob-osnovah-ohrany-zdorovya-grazhdan-v-rossiyskoy-federatsii

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Фомичева, М. Л. Система медицинской профилактики: основные проблемы / М. Л. Фомичева, Е. Л. Жиленко, В. А. Евдаков // Современные пробл. здравоохранения и медицинской статистики. -

2018. - № 4. - С. 85-95.

PHYSICIAN FOR MEDICAL PROPHYLAXIS: GENERAL PROBLEMS OF PERSONNEL SELECTION E. M. Manoshkina, M. N. Bantieva, S. K. Kukushkin

ABSTRACT Actuality - there were several problems in personnel provision of medical prophylaxis system in spite of the priority of preventive measures in the sphere of health care management.

Objective - to study the dynamics of personnel selection in the field of medical prevention in medical institutions of the Russian Federation and its regions from 2014 to 2017 and to determine possible causes of personnel deficiency in the field of medical prophylaxis.

Material and methods. The indices of personnel provision in the field of medical prevention were analyzed according to Table 1100 of form № 30 in the Russian Federation, federal districts and regions in 2014-2017.

Results and discussion. The provision of Russian population with specialists in medical prophylaxis increased greatly from 2014 to 2017 namely from 0,031 to 0,049 in 10000 adult population (more than 58,1%) but still it was rather low. The decreased making up the staff in the field of medical prophylaxis was noted from 73,2 to 64,0 (12,5%) at the background of enumeration of staff positions by 48,0% and that of occupied positions by 29,50%. The pluralism coefficient was decreased from 2,1 to 1,7 (by 19,9%).

Conclusion. The obtained data testified to the deficiency of physical persons - medical personnel - the main workers on occupied positions - and the possible filling the office with doctors - pluralists of other specialties; it might be stipulated by the absence of specialty - «medical prophylaxis».

Key words: physician for medical prophylaxis, specialty - medical prophylaxis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.