Научная статья на тему 'Проблема кадрового дефицита для инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства'

Проблема кадрового дефицита для инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND MEDIUM BUSINESSES / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ПОТРЕБНОСТЬ В КАДРОВЫХ РЕСУРСАХ / PERSONNEL RESOURCE NEED / ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FORMAL AND INFORMAL EDUCATION / ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INNOVATIVE COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / EDUCATIONAL MANAGEMENT / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ECONOMY OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурунян Татьяна Валентиновна

В институциональной системе «новой экономики» одно из центральных мест принадлежит инновационной активности малого и среднего предпринимательства (МСП). Значимая причина низкой инновационной активности МСП – недостаток кадровых ресурсов и инновационных компетенций самих предпринимателей. На основе проведенных исследований автор предлагает комплекс мер по совершенствованию системы кадрового обеспечения МСП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гурунян Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Personnel Deficit for Innovative Activities of Small and Medium Businesses

In an institutional system of “new economy” one of the central places belongs to innovative activities of small and medium businesses (SMB). A significant cause of the innovative activity of SMB is lack of personnel resources and innovative competence of businessmen themselves. On the basis of performed researches the Author proposes the set of measures aimed at improvement of a personnel provision system of SMB.

Текст научной работы на тему «Проблема кадрового дефицита для инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства»

инкубатор знаний

проблема кадрового дефицита

для инновационной деятельности

малого и среднего предпринимательства1

_Аннотация

В институциональной системе «новой экономики» одно из центральных мест принадлежит инновационной активности малого и среднего предпринимательства (МСП). Значимая причина низкой инновационной активности МСП - недостаток кадровых ресурсов и инновационных компетенций самих предпринимателей. На основе проведенных исследований автор предлагает комплекс мер по совершенствованию системы кадрового обеспечения МСП.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, инновационная деятельность, потребность в кадровых ресурсах, формальное и неформальное образование, инновационные компетенции, образовательный менеджмент, экономика знаний

Руководство страны и научное сообщество прекрасно понимают, что переход к инновационной экономике - абсолютно необходимое требование обеспечения развития России на период до 2020 года и в более отдаленной перспективе. При этом преимуществом национальной инновационной системы (НИС) России остается качество человеческого капитала. Однако сегодня растет разрыв между структурой и уровнем подготовки профессиональных кадров и потребностями инновационной экономики [1].

1 Статья подготовлена на основе доклада автора «Подготовка кадров для малого и среднего предпринимательства (МСП)» на VII межрегиональной конференции по вопросам развития малого и среднего предпринимательства «Малый бизнес в современной экономике города», 5 декабря 2012 г., Новосибирск.

Гурунян Татьяна Валентиновна

канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и кредита,

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]

тор

удручающе

с европейскими

странами

Люди - главное богатство!

Если система подготовки и переподготовки кадров не отвечает вызовам рынка, то становится невозможным целенаправленно развивать предприятие, отрасль, регион и государство в целом в инновационном ключе.

Сложившаяся в российской экономике ситуация требует системного рассмотрения вопросов управления обучением предпринимателей и персонала для малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), в том числе для ведения инновационной деятельности.

Россия находится на 18 месте из 60 стран по привлечению и подготовке квалифицированных кадров, и согласно прогнозам международного исследовательского проекта «Глобальный индекс талантов», такая ситуация не изменится к 2015 г. [2]. Россия выглядит удручающе в исследованиях кадровой ситуации по сравнению с европейскими странами. В рейтингах кадрового благополучия, включающих 31 страну, Россия - явный аутсайдер [3]. Нехватка квалифицированных кадров - значимый барьер развития МСП.

По данным исследовательского проекта «Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010-2011», рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний ни в квалифицированных инженерах технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих. Представители высокотехнологического бизнеса и предприниматели традиционных отраслей отмечают низкую доступность кадровых ресурсов (табл. 1).

Реальность и ее отражение

Многочисленные исследования показывают необходимость активного развития системы подготовки и повышения квалификации персонала в сфере МСП.

Кроме того, необходимо развитие и совершенствование профессиональных, управленческих и инновационных компетенций самих субъектов МСП.

В соответствии с проведенными исследованиями в СИУ-филиале РАНХ и ГС большая часть предпринимателей районов Новосибирской области испытывают сложности в работе с интернетом и

Таблица 1

Мнения респондентов относительно доступности кадровых ресурсов

Исследование МСП Доступность кадровых ресурсов Процент (доля) респондентов

Исследовательский проект «Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010-2011», 2011 г. Низкая доступность персонала. Не хватает инженеров, управленческого персонала и квалифицированных рабочих 68% представителей МСП

НИР «Институциональная поддержка инноваций в системе малого и среднего предпринимательства и оценка ее эффективности»: Сибирский институт РАНХиГС при Президенте, 2011 г. Низкая доступность персонала. Высокая потребность в финансовых менеджерах, инновационных менеджерах, юристах, программистах; рабочих специальностях: газосварщиках, электромонтерах и др. 80 % субъектов МСП средне- и низкотехнологичных отраслей, ведущих инновационную деятельность

Опрос слушателей Летней школы (ЛШ) новосибирского Академгородка (Академ-парк), 2011 Проблема поиска квалифицированных специалистов для проекта, сложности при создании команды разработчиков Чаще всего упоминается как сложность при разработке и продвижении собственных продуктов и программ

Составлено автором по: [3, 4, 5].

-1. Работа с ресурсами сети Интернет -2. Работа с правовыми системами

Рис. 1. Оценка субъектами МСП степени сложности использования интернет-ресурсов

многочисленные

исследования

показывают

необходимость

активного развития системы подготовки

_и повышения

_квалификации

персонала

в сфере МСП

правовыми системами или не пользуется данными ресурсами вообще (рис. 1).

Необходимо развитие инновационной культуры представителей МСП, а также совершенствование информационного пространства Новосибирской области, в том числе расширение пунктов доступа к интернету.

Система бизнес-образования в России включает как государственные, так и негосударственные образовательные учреждения. В ее состав входят учреждения и организации вузовской и послевузовской подготовки управленческих кадров. Предпринимателям доступны бесплатные учебные мероприятия: семинары, тренинги, круглые столы. Мероприятия проводятся структурами поддержки. В Новосибирске это местный Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства, Министерство промышленности и предпринимательства, ТПП и др.

Но тем не менее, согласно экспертным оценкам, ежегодный спрос на подготовку и переподготовку специалистов для МСП оценивается в 20-25% от существующего спроса на высшее образование. Это предполагает создание системы устойчивых учебно-консультационных структур, имеющих базовое региональное значение.

По мнению экспертов, в современных условиях резко возрастает значение неформального образования [6].

Трудоемкость и необходимость неформального обучения наглядно демонстрируется тем, что новосибирские фирмы зачастую отказываются брать на свои рабочие места выпускников профильных для своей отрасли вузов, не имеющих стажа работы.

Это связано со следующим: формальное образование исходит из идеальной модели взаимодействия фирм и их инфраструктурного окружения[6]. А в процессе реальной деятельности используется ряд теневых практик (двойная бухгалтерия, «откаты» при проведении тендеров, таможенные конфликты, «откуп» от проверок правоохранительных органов и др.). Формальное образование не дает знаний по этим проблемам.

Кроме того, у российских субъектов МСП все еще нет заинтересованности ставить перед собой цели

долговременного стратегического развития. Одна из наиболее приоритетных задач - увеличение прибыли в краткосрочном периоде. Именно поэтому в итоге у российских предприятий нет запроса на серьезные инновации.

Что надо делать

Для приведения с соответствие с требованиями инновационной экономики системы кадрового обеспечения МСП автор предлагает следующие меры институционального регулирования:

1. Совершенствовать обучение в вузах для преодоления недостатка в инновационно компетентных кадрах:

• привлекать в качестве консультантов специалистов-практиков;

• усиливать «инновационную компоненту» образовательных стандартов. Внедрять преподавание для всех специальностей дисциплин «Основы предпринимательской деятельности», «Безопасность предпринимательской деятельности» «Инновационный менеджмент», «Управление интеллектуальной собственностью»;

• вовлекать студентов в МИП и бизнес-инкубаторы в вузах, проектную деятельность.

2. Трансформировать неформальное обучение менеджеров и предпринимателей:

• широко осваивать методы неформального обучения, применяемые в практике ведущих стран: «mentoring», «coaching», «networking» и др. Организовывать обмен опытом неформального обучения между менеджерами российских и зарубежных фирм;

• использовать телекоммуникационные каналы неформального обучения: чаты профессионалов-специалистов, веб-собрания экспертов, блоги профессионалов-специалистов, внутренние социальные сети;

• развивать долгосрочные гибридные формы объединения формального и неформального образования менеджеров и предпринимателей, которые были практически апробированы и дали положительные результаты: президентская программа, бизнес-кампус. А также краткосрочные: курсы, конференции, семинары, тренинги, деловые игры, распространяющие опыт применения продвинутых практик менеджмента.

в современных_

условиях резко_

возрастает значение неформального образования_

-:-V

человеческий капитал

л

_важно проводить

_мониторинговые

_исследования

сектора МСП региона

_для уточнения

_потребностей

_в кадровых ресурсах

_и актуализации

_направлений

_обучения

3. Проводить мониторинговые исследования сектора МСП региона для уточнения потребностей в кадровых ресурсах и актуализации направлений обучения.

4. Развивать систему дистанционного бизнес-образования:

• при помощи интернета можно обучаться бесплатно без отрыва от производства, выбирая направления более чем из 60 учебных модулей. Возможна разработка долгосрочной целевой программы;

• использовать СМИ для дистанционного обучения. Например, можно запустить на телеканале ОТС передачу «Час предпринимателя», в рамках которой давать необходимые разъяснения владельцам малого бизнеса, устранять какие-то пробелы в их знаниях.

5. Разрабатывать государственные программы по субсидированию образовательных кредитов для субъектов МСП региона.

6. Внедрять профессиональные стандарты.

Реа

тш i

Вывод

Реализация предложенных мер по развитию системы формального и неформального образования особно привести к укреплению предпринима-ьского потенциала региона и совершенствова-ию человеческого капитала.

Литература

1. Стратегия 2020: Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика» [Электронный ресурс]. - URL: http://2020strategy.ru.

2. Глобальный индекс талантов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.globaltalentindex.com/.

3. Исследовательский проект «Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010-2011» [Электронный ресурс]. - URL:http://opora.ru/legal/ analysis/research/.

4. Валиева О.В. Кадровые ресурсы для инновационных компаний: ценности и ориентиры // ЭКО.-2012, № 5.

5. Институциональная поддержка инноваций в системе малого и среднего предпринимательства

1,2013, № 6

и оценка ее эффективности: Отчет о науч.-исслед. работе / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Сибирский институт; руководитель темы Т.В. Гурунян. - Новосибирск, 2011. 6. Сарно А. Рост инновационного потенциала менеджеров (на примере промышленности Санкт-Петербурга) // Инновации.-2012, № 6.

Tatyana V. Gurunyan

Candidate of Economic Sci, Associate Professor of the Academic Department of Finance and Credit,

Siberian Institute of Management - the Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

The Problem of Personnel Deficit for Innovative Activities of Small and Medium Businesses

_Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In an institutional system of'new economy" one of the central places belongs to innovative activities of small and medium businesses (SMB). A significant cause of the innovative activity of SMB is lack of personnel resources and innovative competence of businessmen themselves. On the basis of performed researches the Author proposes the set of measures aimed at improvement of a personnel provision system of SMB.

Key words: small and medium businesses, innovative activity, personnel resource need, formal and informal education, innovative competence, educational management, economy of knowledge

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.