Научная статья на тему 'Поддержка инноваций в сфере малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса'

Поддержка инноваций в сфере малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ / NEED FOR RESOURCES / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / INFORMATION SUPPORT / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / FINANCIAL SUPPORT / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурунян Т.В.

Переход российской экономики на инновационный путь развития признан федеральными и региональными органами государственной власти главной стратегической задачей. Ключевой составляющей национальной инновационной системы должна стать инновационная деятельность малого и среднего предпринимательства (далее МСП), которая состоит в создании технологий на основе исследований и разработок и в рыночном применении различного рода инноваций, динамичном реагировании на изменение потребительского спроса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гурунян Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a national innovation system requires the development of innovative activity of small and medium businesses. The most common causes of low innovation activity are the lack of financial resources. On the basis of the study the author points to the importance of information and other types of support and offers measures to improve them.

Текст научной работы на тему «Поддержка инноваций в сфере малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса»

Переход российской экономики на инновационный путь развития признан федеральными и региональными органами государственной власти главной стратегической задачей. Ключевой составляющей национальной инновационной системы должна стать инновационная деятельность малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), которая состоит в создании технологий на основе исследований и разработок и в рыночном применении различного рода инноваций, динамичном реагировании на изменение

потребительского спроса [1, 6].

Гурунян Т.В.

доцент кафедры финансов и кредита,

Сибирская академия государственной службы (СибАГС),

г. Новосибирск

Taniagur64@mail.ru

что делать?

поддержка инноваций в сфере

малого и среднего предпринимательства

в условиях кризиса

Федеральными и региональными органами государственной власти разрабатываются антикризисные меры по поддержке сектора МСП. Подготовлена антикризисная федеральная программа поддержки МСП, реализуемая Минэкономразвития России (3). В условиях экономического кризиса требуются специальные меры по поддержке инновационной деятельности МСП, особенно на региональном и муниципальном уровнях.

В рамках исполнения в октябре-декабре 2008 г. исследовательского проекта «Эффективность государственной поддержки инноваций в

системе малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области», в ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной службы» по заданию Департамента науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области проведено интервьюирование 166-ти представителей МСП в Новосибирской области. Цель интервьюирования - оценить потребности в ресурсах, выявить факторы, противодействующие инновационной деятельности и наиболее эффективные, с точки зрения предпринимателей, мер поддержки инновационной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

еативная экономика, 2010, № 1

Эффективность государственной поддержки предпринимательства в Новосибирской области подтверждает диплом и Кубок победителя конкурса «Лучший регион (субъект) Российской Федерации» при подведении итогов работы «Дней малого и среднего бизнеса России-2008».

Тем не менее, наличие потребности в информационных и финансовых ресурсах для инновационной деятельности указали все респонденты. При этом, по мнению 33 % опрошенных, именно информационные ресурсы имеют стратегическое значение для развития инновационной деятельности. В качестве самых необходимых финансовые ресурсы назвали 30 % предпринимателей, кадровые ресурсы - 20 %, инфраструктурные ресурсы - 21 % .

Существенным сдерживающим фактором развития инновационной деятельности МСП, как доказано во многих исследованиях (4, 2, 5] и подтверждается результатами опроса в Новосибирской области, выступает ограниченность доступа к финансовым ресурсам. Но не менее противодействует инновационной активности субъектов МСП недостаточное информационное сопровождение по возможностям государственной поддержки, управлению интеллектуальной собственностью, успешным практикам внедрения инноваций, методам и принципам хозяйствования. Кроме того, мешают инновационной активности высокая степень контроля крупными хозяйствующими субъектами по напряженным ресурсам территории (энергоресурсам, основным фондам и др.),

недостаточный доступ к инфраструктурным ресурсам. В связи с этим предложено дополнить перечень программных мероприятий областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства Новосибирской области на 20092013 годы» специальными мерами по развитию инновационной деятельности МСП:

1. Формирование подпрограммы (раздела) поддержки инновационной деятельности МСП, включая создание регионального агентства по поддержке инновационной деятельности и содействию защиты прав интеллектуальной собственности.

2. Создание дополнительных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам для развития инновационной деятельности:

1) создание паевых инвестиционных фондов (в районах области фермеры уже объединяются для инновационной деятельности), сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;

2) развитие регионального венчурного фонда. Стимулирование создания частых венчурных фондов на основе партнерства госу-

Ключевые слова:

малое и среднее предпринимательство, инновационная деятельность, инновационная активность, потребность в ресурсах, информационная поддержка, финансовая поддержка

дарственного и частного капитала. Поддержка бизнес-ангельского инвестирования;

3) субсидирование государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей из средств Фонда развития малого предпринимательства Новосибирской области;

4) предоставление льготы по ресурсосберегающим технологиям при кредитовании банками и при налогообложении («налоговые каникулы» на период внедрения);

5) оказание содействия субъектам МСП (в реальном секторе экономики) по внедрению и сертификации систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ISO серии 9000;

7) обеспечение передачи субъектам МСП не завершенных строительством и пустующих объектов. 3. Для повышения инновационной активности представителей МСП предложено включить в качестве дополнений в областную целевую программу меры по интенсивному развитию информационного пространства поддержки инновационной деятельности: • формирование информационно-консультационной сети, не менее 25 консультационных пунктов. Здесь должно проводиться консультирование и обеспечение свободного доступа субъектов МСП к массивам необходимой информации об источниках финансирования и других мерах поддержки инновационной деятельности, о защите прав интеллектуальной собственности, о конкурсах, грантах, тендерах, государственных заказах, о формирующихся кластерах, о внедрении

и сертификации систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ISO серии 9000 и др., возможностях обучения и т.п.;

• создание Интернет-портала по проблемам инноваций в сети Интернет;

• создание базы данных об инновационных разработках предприятий малого предпринимательства в Новосибирской области (распространение лучшей практики);

• информационное освещение вопросов кластерной политики в Новосибирской области, информации о формирующихся кластерах и возможностях участия в них субъектов МСП;

• создание базы данных о свободных площадях, незагруженных мощностях, объектах незавершенного строительства, предприятиях и организациях, предоставляющих оборудование на условиях лизинга субъектам МСП;

• создание и наполнение Интернет-сайтов по проблемам поддержки инновационной МСП; защиты интеллектуальных прав, по возможностям обучения и т. д.;

• развитие Интернет-выставок инновационных разработок предприятий МСП в Новосибирской области;

• разработка муниципальных программ (подпрограмм) поддержки инновационной деятельности, предусматривающих проведение семинаров, выставок и ярмарок инновационной деятельности и т. д.

4. Налоговое стимулирование инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства: предоставление «нало-

реативная экономика, 2010, № 1

говых каникул» на период внедрения инноваций и снижение налоговой нагрузки по системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства, ведущих инновационную деятельность.

5. Развитие молодежной инновационной инфраструктуры: создание студенческих бизнес-инкубаторов и центров подготовки (и переподготовки) кадров для инновационной деятельности. Необходимо также более широкое освещение в прессе выгод технопарковой структуры для развития инновационной деятельности.

6. Расширение подготовки в вузах Новосибирска инновационных менеджеров, специалистов по управлению интеллектуальной собственностью. Введение в школьную программу факультатива «Основы инновационной деятельности».

7. Создание общественных объединений субъектов МСП для совершенствования взаимодействия государственных и негосударственных структур в сфере поддержки инновационной деятельности МСП (сейчас в Новосибирске функционируют ассоциации высокотехнологичных компаний: «СибАкадемИнновация» и др.).

8. Проведение конкурсов на лучшие публикации и телепередачи по вопросам инновационной деятельности МСП Новосибирской области.

Реализация данных рекомендаций по регулированию инновационной деятельности МСП

будет способствовать ускорению экономического роста, поддержанию и повышению конкурентоспособности предприятий Новосибирской области, что особенно важно в условиях кризиса.

Литература

1. Плигина Н. А. Малый бизнес в инновационной системе России / Н. А. Плигина // Экономика и упр. собственностью. - 2009. - № 1. - С. 50-52.

2. Сидорчук Р. Р. Некоторые проблемы малого бизнеса / Р. Р. Сидорчук // ЭКО. - 2009. - № 1. - С. 174-187.

3. Попова А. В. Создать задел для развития малого бизнеса в посткризисное время: выступление на совещ. «Доступность фин. ресурсов для малого и сред. бизнеса в условиях экон. Кризиса» в ГУ-ВШЭ, Москва, 10 фев. 2009 г. / А. В. Попова // Вопр. мест. самоупр. - 2009. -№ 2. - С. 65-67.

4. Валиева О. В. Наука и бизнес стратегический альянс // ЭКО -2007. - № 7.

5. Виленский А. В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства / Рос. акад. наук, Ин-т экономики. - М.: Наука, 2007. - 236 с. -(Экономическая теория и стратегия развития).

6. Жуков А. Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса: интервью с зам. Пред. Правительства РФ А. Жуковым / подгот. П. Шинкаренко / А. Жуков // Пробл. теории и практики упр. - 2007. - № 4. - С. 8-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.