Переход российской экономики на инновационный путь развития признан федеральными и региональными органами государственной власти главной стратегической задачей. Ключевой составляющей национальной инновационной системы должна стать инновационная деятельность малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), которая состоит в создании технологий на основе исследований и разработок и в рыночном применении различного рода инноваций, динамичном реагировании на изменение
потребительского спроса [1, 6].
Гурунян Т.В.
доцент кафедры финансов и кредита,
Сибирская академия государственной службы (СибАГС),
г. Новосибирск
что делать?
поддержка инноваций в сфере
малого и среднего предпринимательства
в условиях кризиса
Федеральными и региональными органами государственной власти разрабатываются антикризисные меры по поддержке сектора МСП. Подготовлена антикризисная федеральная программа поддержки МСП, реализуемая Минэкономразвития России (3). В условиях экономического кризиса требуются специальные меры по поддержке инновационной деятельности МСП, особенно на региональном и муниципальном уровнях.
В рамках исполнения в октябре-декабре 2008 г. исследовательского проекта «Эффективность государственной поддержки инноваций в
системе малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области», в ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной службы» по заданию Департамента науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области проведено интервьюирование 166-ти представителей МСП в Новосибирской области. Цель интервьюирования - оценить потребности в ресурсах, выявить факторы, противодействующие инновационной деятельности и наиболее эффективные, с точки зрения предпринимателей, мер поддержки инновационной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
еативная экономика, 2010, № 1
Эффективность государственной поддержки предпринимательства в Новосибирской области подтверждает диплом и Кубок победителя конкурса «Лучший регион (субъект) Российской Федерации» при подведении итогов работы «Дней малого и среднего бизнеса России-2008».
Тем не менее, наличие потребности в информационных и финансовых ресурсах для инновационной деятельности указали все респонденты. При этом, по мнению 33 % опрошенных, именно информационные ресурсы имеют стратегическое значение для развития инновационной деятельности. В качестве самых необходимых финансовые ресурсы назвали 30 % предпринимателей, кадровые ресурсы - 20 %, инфраструктурные ресурсы - 21 % .
Существенным сдерживающим фактором развития инновационной деятельности МСП, как доказано во многих исследованиях (4, 2, 5] и подтверждается результатами опроса в Новосибирской области, выступает ограниченность доступа к финансовым ресурсам. Но не менее противодействует инновационной активности субъектов МСП недостаточное информационное сопровождение по возможностям государственной поддержки, управлению интеллектуальной собственностью, успешным практикам внедрения инноваций, методам и принципам хозяйствования. Кроме того, мешают инновационной активности высокая степень контроля крупными хозяйствующими субъектами по напряженным ресурсам территории (энергоресурсам, основным фондам и др.),
недостаточный доступ к инфраструктурным ресурсам. В связи с этим предложено дополнить перечень программных мероприятий областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства Новосибирской области на 20092013 годы» специальными мерами по развитию инновационной деятельности МСП:
1. Формирование подпрограммы (раздела) поддержки инновационной деятельности МСП, включая создание регионального агентства по поддержке инновационной деятельности и содействию защиты прав интеллектуальной собственности.
2. Создание дополнительных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам для развития инновационной деятельности:
1) создание паевых инвестиционных фондов (в районах области фермеры уже объединяются для инновационной деятельности), сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
2) развитие регионального венчурного фонда. Стимулирование создания частых венчурных фондов на основе партнерства госу-
Ключевые слова:
малое и среднее предпринимательство, инновационная деятельность, инновационная активность, потребность в ресурсах, информационная поддержка, финансовая поддержка
дарственного и частного капитала. Поддержка бизнес-ангельского инвестирования;
3) субсидирование государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей из средств Фонда развития малого предпринимательства Новосибирской области;
4) предоставление льготы по ресурсосберегающим технологиям при кредитовании банками и при налогообложении («налоговые каникулы» на период внедрения);
5) оказание содействия субъектам МСП (в реальном секторе экономики) по внедрению и сертификации систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ISO серии 9000;
7) обеспечение передачи субъектам МСП не завершенных строительством и пустующих объектов. 3. Для повышения инновационной активности представителей МСП предложено включить в качестве дополнений в областную целевую программу меры по интенсивному развитию информационного пространства поддержки инновационной деятельности: • формирование информационно-консультационной сети, не менее 25 консультационных пунктов. Здесь должно проводиться консультирование и обеспечение свободного доступа субъектов МСП к массивам необходимой информации об источниках финансирования и других мерах поддержки инновационной деятельности, о защите прав интеллектуальной собственности, о конкурсах, грантах, тендерах, государственных заказах, о формирующихся кластерах, о внедрении
и сертификации систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ISO серии 9000 и др., возможностях обучения и т.п.;
• создание Интернет-портала по проблемам инноваций в сети Интернет;
• создание базы данных об инновационных разработках предприятий малого предпринимательства в Новосибирской области (распространение лучшей практики);
• информационное освещение вопросов кластерной политики в Новосибирской области, информации о формирующихся кластерах и возможностях участия в них субъектов МСП;
• создание базы данных о свободных площадях, незагруженных мощностях, объектах незавершенного строительства, предприятиях и организациях, предоставляющих оборудование на условиях лизинга субъектам МСП;
• создание и наполнение Интернет-сайтов по проблемам поддержки инновационной МСП; защиты интеллектуальных прав, по возможностям обучения и т. д.;
• развитие Интернет-выставок инновационных разработок предприятий МСП в Новосибирской области;
• разработка муниципальных программ (подпрограмм) поддержки инновационной деятельности, предусматривающих проведение семинаров, выставок и ярмарок инновационной деятельности и т. д.
4. Налоговое стимулирование инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства: предоставление «нало-
реативная экономика, 2010, № 1
говых каникул» на период внедрения инноваций и снижение налоговой нагрузки по системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства, ведущих инновационную деятельность.
5. Развитие молодежной инновационной инфраструктуры: создание студенческих бизнес-инкубаторов и центров подготовки (и переподготовки) кадров для инновационной деятельности. Необходимо также более широкое освещение в прессе выгод технопарковой структуры для развития инновационной деятельности.
6. Расширение подготовки в вузах Новосибирска инновационных менеджеров, специалистов по управлению интеллектуальной собственностью. Введение в школьную программу факультатива «Основы инновационной деятельности».
7. Создание общественных объединений субъектов МСП для совершенствования взаимодействия государственных и негосударственных структур в сфере поддержки инновационной деятельности МСП (сейчас в Новосибирске функционируют ассоциации высокотехнологичных компаний: «СибАкадемИнновация» и др.).
8. Проведение конкурсов на лучшие публикации и телепередачи по вопросам инновационной деятельности МСП Новосибирской области.
Реализация данных рекомендаций по регулированию инновационной деятельности МСП
будет способствовать ускорению экономического роста, поддержанию и повышению конкурентоспособности предприятий Новосибирской области, что особенно важно в условиях кризиса.
Литература
1. Плигина Н. А. Малый бизнес в инновационной системе России / Н. А. Плигина // Экономика и упр. собственностью. - 2009. - № 1. - С. 50-52.
2. Сидорчук Р. Р. Некоторые проблемы малого бизнеса / Р. Р. Сидорчук // ЭКО. - 2009. - № 1. - С. 174-187.
3. Попова А. В. Создать задел для развития малого бизнеса в посткризисное время: выступление на совещ. «Доступность фин. ресурсов для малого и сред. бизнеса в условиях экон. Кризиса» в ГУ-ВШЭ, Москва, 10 фев. 2009 г. / А. В. Попова // Вопр. мест. самоупр. - 2009. -№ 2. - С. 65-67.
4. Валиева О. В. Наука и бизнес стратегический альянс // ЭКО -2007. - № 7.
5. Виленский А. В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства / Рос. акад. наук, Ин-т экономики. - М.: Наука, 2007. - 236 с. -(Экономическая теория и стратегия развития).
6. Жуков А. Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса: интервью с зам. Пред. Правительства РФ А. Жуковым / подгот. П. Шинкаренко / А. Жуков // Пробл. теории и практики упр. - 2007. - № 4. - С. 8-14.