Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Профессиональная идентичность / становление профессиональной идентичности / нарушение профессиональной идентичности / маргинальность / профессиональный маргинализм. / Professional identity / formation of professional identity / destruction of professional identity / marginality / professional marginalism.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чарина Елена Вячеславовна

В статье ставится проблема изучения профессиональной идентичности в связи с наличием множества моделей профессионального сообщества. Сосуществование профессиональных сообществ с разными ценностями в рамках одной профессии ставит вопрос о том, что можно считать адекватной моделью профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чарина Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF STUDYING PROFESSIONAL IDENTITY IN MODERN CONDITIONS

The article raises the problem of studying professional identity in connection with the presence of many models of the professional community. The coexistence of professional communities with different values within the same profession raises the question of what can be considered an adequate model of professional identity.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

«Научные исследования и инновации»

УДК 159.9

Чарина Елена Вячеславовна Charina Elena Viacheslavovna

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных и гуманитарных наук Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of social and humanitarian Sciences Северо-Восточный государственный университет (г.Магадан)

North-Eastern State University (Magadan)

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

THE PROBLEM OF STUDYING PROFESSIONAL IDENTITY

IN MODERN CONDITIONS

Аннотация: В статье ставится проблема изучения профессиональной идентичности в связи с наличием множества моделей профессионального сообщества. Сосуществование профессиональных сообществ с разными ценностями в рамках одной профессии ставит вопрос о том, что можно считать адекватной моделью профессиональной идентичности.

Abstact: The article raises the problem of studying professional identity in connection with the presence of many models of the professional community. The coexistence of professional communities with different values within the same profession raises the question of what can be considered an adequate model of professional identity.

Ключевые слова: Профессиональная идентичность, становление профессиональной идентичности, нарушение профессиональной идентичности, маргинальность, профессиональный маргинализм.

Key words: Professional identity, formation of professional identity, destruction of professional identity, marginality, professional marginalism.

Проблема идентичности является междисциплинарной. В психологии давно и успешно изучаются этапы и механизмы этого процесса, описывается психологическое содержание переживания наличия, отсутствия, утраты идентичности, личностные и социальные последствия обретения или потери идентичности при разной степени глубины этого процесса.

VМеждународная научно-практическая конференция

В социальной психологии разделили процессы личностной идентичности

(термин Э.Эриксона) - как идентификации физических, интеллектуальных и нравственных качеств, и социальной идентичности - как идентификации с конкретной общностью. [1] Несмотря на различия в подходах, сутью идентичности является соотнесение субъектом себя с какой-либо системой ценностей. Для соотнесения необходимо категоризовать реальность и соотнести себя с какой-либо из категорий. Психологические механизмы, факторы, трудности, результаты процессов соотнесения описываются в разных сферах человеческого бытия, в описаниях гендерной, этнической, профессиональной и др. идентичности.

Обретение идентичности по психологическому механизму есть процесс идентификации - то есть процесс объединения субъектом себя с другими индивидом или группой на основании устоявшейся связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов. [2]

Таким образом для определения понятия идентичности вводится понятие общности для соотнесения. Этой общностью в случае определения профессиональной идентичности по умолчанию является профессиональное сообщество.

Вопрос о категориях соотнесения не всегда рассматривается отдельно, а чаще имплицитно содержится в описании процессов идентичности. А в современном толерантном мире, которому присуще более мягкое отношение к границам нормы, их «размывание», проблемой, скорее, является, содержание категорий, с которыми субъекту нужно идентифицироваться (в положительном или отрицательном аспектах) субъекту. То есть начальный вопрос «как обрести адекватную идентичность» трансформируется в вопрос «с чем (с какой системой ценностей)/ с кем (каким человеком или сообществом) идентифицироваться», что считать адекватным. Данное утверждение справедливо и при изучении профессиональной идентичности в психологии.

Определяя профессиональную идентичность как принятие ценностей, образцов профессионального сообщества, процесс идентификации должен

«Научные исследования и инновации» включать согласование (достижение конгруэнтности) требований профессии к

человеку и его желаний и возможностей. [1]

Мы традиционно рассматриваем профессиональное сообщество как некое

целостное образование с единой системой ценностей. Однако в настоящее время

в профессиональном сообществе сосуществует множество моделей профессии,

множество профессиональных парадигм и моделей. Единство

профессионального пространства не существует. В профессиональных

сообществах присутствует множество моделей профессионализма. То есть в

нынешней ситуации нет однозначности и согласованности этих требований и

ценностей. Дополнительно к этому динамичность рынка профессией и скорость

изменения профессиональных функций в рамках одной профессии , даже в

рамках одной модели, таковы, что современным актуальным профессиональным

навыком (особенно в социальных и гуманитарных профессиях) являются не

только профессиональные знания, а способность быстро адаптироваться к

переменам - гибкость, толерантность, активность (soft skills). И проблема

идентичности заключается, скорее, в выборе модели.

Данный выбор должен осуществляться на каких-либо основаниях, иначе

он будет случайным, подчиненным несущественным признакам (форма, престиж

и др.), не соотнесенным с личностными особенностями субъекта. Последствия

такого выбора могут быть деструктивны и для субъекта, и для социума. Человек

в данной профессии начинает искажать профессиональные функции,

прагматически, утилитарно использовать профессию, что сказывается на

социально- значимом результате.

Содержательно становление идентичности представляет собой три линии

процесса: инструментальная (обретение специальных знаний по профессии),

личностная (обретение позиции субъекта -профессионала, способного к

принятию решений) и социальная (обретение ценностно-ориентационного

единства с профессиональным сообществом). [3]

Описывая процесс профессионального становления, Ермолаева Е.П. (2010)

отмечет смену критериев соотнесения себя с профессией. Первоначальное

VМеждународная научно-практическая конференция освоение в процессе целенаправленного обучения знаний, умений, навыков

(компетенций - не принципиально) формирует нормативный «образец»

профессионального поведения (идентичность как «вещью в себе», не

проверенный на практике и достаточно обезличенный потенциал). Нарушения

идентификации на данной стадии могут представлять собой неполное освоение

базовых образцов.

Далее эти нормы индивидуализируются в процессе накопления опыта и идентичность отражает самосознание профессионала («вещь для себя»). Уже на этой стадии происходит смена оснований идентификации. На данной стадии возможны два вида нарушений идентификации: недооценка себя (когда положение человека в профессии уже изменилось, но в его сознании все еще остается по-прежнему и это препятствует профессиональному росту) и переоценка себя (когда возникает ложное чувство абсолютной уверенности в себе, которое может снизить бдительность и стать причиной неадекватных профессиональных решений, провоцирующих серьезные нарушения и аварийные ситуации).

Далее формируется социальная идентичность, отражающая понимание профессии как «вещи для других». Социальная идентичность, согласно Е.П. Ермолаевой - это наименее контролируемый, спонтанно формируемый компонент профессиональной идентичности, отражающий ценностно-нравственные и морально-этические жизненные установки профессионала и задающий основу его социального поведения. «В полном смысле профессиональная идентичность складывается на поздних стадиях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование всех трех компонентов в реализации профессиональных функций.» [3, С.34]

В исследовании, проведённом нами в 2017 г., обнаруживались нарушения профессиональной идентичности как раз за счет снижения социальных компонентов. В группе фельдшеров скорой помощи при исследовании эмоционального выгорания было выявлено, что большинство испытуемых не являются идентичными профессионалами. Из профессионалов с этими

«Научные исследования и инновации» нарушениями идентичности, часть имеют сформированный синдром

эмоционального выгорания (СЭВ) и уровень маргинализма у них значимо выше,

чем у подгруппы без выраженного СЭВ. Формирование маргинальных

тенденций идет за счет аспекта, фиксирующего связь вида «профессионал и

социум» указывает на дисбаланс роли, который характеризуется тем, что

личностная значимость труда отделяется от его социальной функции,

профессионалы, подверженные деструктивным изменениям не ощущают

принятия обществом. Значимый вклад в формирование маргинализма аспектов,

искажающих связь «человек-профессия» указывает на то, что для профессионала

профессия субъективно не представляет ценности, воспринимается как средство

удовлетворения материальных потребностей, выбор профессии обусловлен

определенными внешними мотиваторами. При внешней формальной

причастности к профессии этой группе профессионалов свойственна внутренняя

непринадлежность к профессиональной этике и ценностям данной сферы

профессионального труда как в плане идентичности самосознания

(самоотождествления со всем грузом ответственности должностных

обязанностей и морали), так и в сфере реального поведения (действие не в рамках

профессиональных функций и этики, а под влиянием иных мотивов и целей).

Отсутствие высоких показателей по аспектам, указывающим на связь вида

«общество и профессия», свидетельствует о том, что профессионал фиксирует,

признание необходимости профессии социумом, однако внутри профессии, а

также в отношениях профессионала с обществом происходит нарушение связей,

ведущих к маргинализации. [4]

На наш взгляд, разногласия сегодня формируются уже на стадии

формирования инструментальной идентичности: не совсем ясно, что же входит

в «минимальный набор профессионала». Если в профессиях, связанных с

точными и естественными науками, данный набор частично задан объективно,

то в группах социально-значимых профессий он неразрывно связан с решением

вопроса о ценности человека и затрагивает ценностно-ориентационное единство

профессиональной группы.

VМеждународная научно-практическая конференция Исследования идентичности студентов ФГБОУ ВО «Северо-Восточный

государственный университет» в 2016-2019 гг. показали, что у выпускников

специальности «Горное дело» и направления «Прикладная информатика» более

высокие показатели профессиональной идентичности, чем у студентов

филологов и психологов. Возможно, источниками высокой идентичности по

сравнению с другими студентами, обучающимися на явился как раз прочный

«инструментальный» компонент». [5]

Нарушением профессиональной идентичности как системного

образования является формирование профессионального маргинализма -

социально-психологическое явления, связанного с фактической утратой

человеком или группой людей своей профессиональной идентичности. Это не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

просто недостаточность или неадекватность профессиональных знаний и умений

(то есть не «операциональный» непрофессионализм); это личностная позиция

непричастности и ментальная непринадлежность к общественно- приемлемой

для данной профессии профессиональной морали, внутреннее отнесение себя к

морали другой среды, профессиональной или внепрофессиональной.

Р. Парка ввел в социологии в активное употребление понятие маргинальности, которое использовалось для характеристики положения индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур, и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов и других лиц на грани культур и субкультур. В рамках социальной психологии идеи Р.Парка развил Т. Шибутани и рассмотрел маргинальность в контексте социализации личности в изменяющемся обществе. Основой формирования маргинальности он считал социальные изменения, трансформации социальных структур, в результате которых человек оказывается перед лицом нескольких эталонных групп с различными, часто противоречащими друг другу требованиями, которые одновременно удовлетворить невозможно. [6] Эта же идея развита Е. Стариковым применительно к российскому обществу: маргинальность в современном российском обществе он считает главной характеристикой размытой,

«Научные исследования и инновации» неопределенной его социальной структуры. Автор считает, что понятие

маргинальности теряет свой дифференцирующий характер. То есть

маргинальные состояния становятся в некоторым роде нормой.[7]

Таким образом изучение процесса обретения профессиональной идентичности в настоящее время должно акцентироваться не столько на ценностях профессионального сообщества и механизмах процессе их усвоения, сколько на проблемах причин выбора среди множества моделей для идентификации. Так как в настоящее время в каждой профессии сосуществует несколько профессиональных культур с разными ценностями.

Что может выступить основанием формирования идентичности в таком обществе, при условии, что модели профессии изменчивы, первичные выборы осуществляются еще в не очень зрелом возрасте? На наш взгляд - это некое общее отношение к труду как ценности, и ответственность за результаты своего труда. Единственной несомненной ценностью в нестабильных профессиональных сообществах является персональная ответственность за результаты своего труда.

Библиографический список:

1. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности. [Электронный ресурс] // СПЖ. 2006. № 24. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soderzhanie-professionalnoy-identichnosti (дата обращения: 08.02.2021).

2. Психология: Словарь. Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.

3. Ермолаева Е.П. Принцип превентивной оценки профессиональной идентичности специалистов в процессе обучения и переподготовки. [Электронный ресурс] // Вестник ННГУ. 2010. №1. - Режим доступа: Ы^:// cyberleninka.ru/article/n/printsip-preventivnoy-otsenki-professionalnoy-identichnosti-spetsialistov-v-protsesse-obucheniya-i-perepodgotovki (дата обращения: 08.02.2021).

VМеждународная научно-практическая конференция

4. Чарина Е.В. Согласованность проявлений профессионального маргинализма и профессионального выгорания (на примере выборки фельдшеров скорой помощи). // Сборник статей VII Международной научно-практической конференции «Исследования социально-экономических и политических процессов, психологии и педагогики» 16 ноября 2017 - СПб: Научно-издательский центр «Litallianice», 2017. С.36-45.

5. Charina, E.V. (2019). Formation of Professional Identity During the Studying Period at the University. [Электронный ресурс] // Proceedings of III International theoretical and practical conference "The Crossroads of the North and the East (methodologies and practices of regional development)", 10-17. - Режим доступа: https://doi.org/10.32743/nesu.cross.2020.10-17.

6. Маргинальность в современной России. Коллективная монография. -М., 2000.

7. Стариков Е. Социальная структура переходного общества (опыт инвентаризации) // Полис. 1994. № 4. С. 88.

©Е.В.Чарина, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.