Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ'

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
537
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональное выгорание / модели / этапы / изучение / emotional burnout / models / stages / study

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зима Светлана Александровна, Иванова Наталья Георгиевна

На современном этапе развития общества организации повышают запросы к профессионализму специалистов, отсюда, не все специалисты могут приспособиться к повышенным требованиям начальства, от чего появляются негативные психические состояния и увеличивается риск формирования эмоционального выгорания. Проблемой эмоционального выгорания личности психологи занимаются с 1974 года. Исследования велись с 70-х годов и по сей день. В статье представлены симптомы эмоционального выгорания и множество трактовок, методов, моделей и подходов к его выявлению, которые предложили: М. А. Воробьева, Е. Махер и К. Кондо, А.Г. Абрумова и другие авторы. В ходе анализа психологической литературы сделан вывод о том, что в настоящее время не существует единой точки зрения на данность психического выгорания, так как проблема изучения данного синдрома связана с неопределенностью и многокомпонентностью описательных характеристик, так как исследования носят в основном только описательный характер, что препятствует изучению синдрома эмоционального выгорания в психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зима Светлана Александровна, Иванова Наталья Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL BURN OUT IS AS A STUDY PROBLEM IN PSYCHOLOGY

At the present stage of society development, organizations increase the demands for the specialists’ professionalism, hence, not all specialists can adapt to the increased requirements of their superiors, from which negative mental states appear and the risk of emotional burnout formation increases. Psychologists have been dealing with the problem of emotional burnout since 1974. Research has been carried out from the 70th to the present day. The article presents the symptoms of emotional burnout and many interpretations, methods, models and approaches to its identification, which were proposed by: M.A. Vorobyova, E. Maher and K. Kondo, A.G. Abrumova and other authors. In the course of the psychological literature analysis, it was concluded that at present there was no single point of view on the reality of mental burnout, since the problem of studying this syndrome was associated with the uncertainty and multicomponent nature of descriptive characteristics, as the studies were mainly only descriptive, which prevented the study of burnout syndrome in psychology.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ»

УДК 159.9

DOI 10.38163/978-5-6046739-8-0_2021_134

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

В ПСИХОЛОГИИ

Зима Светлана Александровна.

Россия, г. Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, студент магистратуры, svetlana.zima@list.ru.

Иванова Наталья Георгиевна.

Россия, г. Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, кандидат психологических наук, доцент, научный руководитель.

Аннотация. На современном этапе развития общества организации повышают запросы к профессионализму специалистов, отсюда, не все специалисты могут приспособиться к повышенным требованиям начальства, от чего появляются негативные психические состояния и увеличивается риск формирования эмоционального выгорания. Проблемой эмоционального выгорания личности психологи занимаются с 1974 года. Исследования велись с 70-х годов и по сей день. В статье представлены симптомы эмоционального выгорания и множество трактовок, методов, моделей и подходов к его выявлению, которые предложили: М. А. Воробьева, Е. Махер и К. Кондо, А.Г. Абрумова и другие авторы. В ходе анализа психологической литературы сделан вывод о том, что в настоящее время не существует единой точки зрения на данность психического выгорания, так как проблема изучения данного синдрома связана с неопределенностью и многокомпонентностью описательных характеристик, так как исследования носят в основном только описательный характер, что препятствует изучению синдрома эмоционального выгорания в психологии.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, модели, этапы, изучение.

EMOTIONAL BURN OUT IS AS A STUDY PROBLEM IN PSYCHOLOGY Zima Svetlana Alexandrovna.

Russia, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Master's student, svetlana.zima@list.ru. Ivanova Natalia Georgievna.

Russia, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Academic Supervisor.

Abstract. At the present stage of society development, organizations increase the demands for the specialists' professionalism, hence, not all specialists can adapt to the increased requirements of their superiors, from which negative mental states appear and the risk of emotional burnout formation increases. Psychologists have been dealing with the problem of emotional burnout since 1974. Research has been carried out from the 70th to the present day. The article presents the symptoms of emotional burnout and many interpretations, methods, models and approaches to its identification, which were proposed by: M.A. Vorobyova, E. Maher and K. Kondo, A.G. Abrumova and other authors. In the course of the psychological literature analysis, it was concluded that at present there was no single point of view on the reality of mental burnout, since the problem of studying this syndrome was associated with the uncertainty and multicomponent nature of descriptive characteristics, as the studies were mainly only descriptive, which prevented the study of burnout syndrome in psychology.

Key words: emotional burnout, models, stages, study.

На современном этапе развития общества в условиях социально-экономической нестабильности, общественных стрессов, организации повышают запросы к профессионализму специалистов. Из-за того, что не каждый специалист может приспособиться к предъявляемым требованиям в их сторону, продуктивно исполнять свою социальную роль и профессиональные обязанности, увеличивается риск формирования негативных психических состояний: одним из них является синдром эмоционального выгорания (СЭВ).

По мнению М.А. Воробьевой, СЭВ развивается от ситуаций интенсивности профессионального общения и представляет собой симптомокомплекс характеристик психики, отражающих взаимодействие со средой под воздействием факторов, как правило, объективных и субъективных.

В настоящее время не существует единой точки зрения на данность психического выгорания. Е. Махер и К. Кондо рассматривают синдром эмоционального выгорания как разновидность стресса, где клиенты выступают в качестве стрессогенных побуждений. А.Г. Абрумова рассматривает СЭВ не как разновидность стресса и стрессогенных побуждений, а как результат комплексного влияния стрессогенных факторов. В.В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как механизм психологической защиты, выработанный личностью, в форме исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. По исследованиям С.А. Бабанова, Ю.А. Пионтковской и И.Б. Русаковой СЭВ - это многомерный процесс, набор психологических переживаний, истощение от длительных воздействий напряжения, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью. В работе Н.С. Пряжникова, Е.Г. Ожоговой, об эмоциональном выгорании и личностным деформациям делается вывод о том, что большое влияние на развитие СЭВ имеют смысложизненные ориентации. По изучению авторов, у большинства людей на фоне повышенного уровня психоэмоционального напряжения

проявляются нравственные деформации, циничное отношение к труду, ограничение репертуара рабочих действий и осознание своей неуспешности в сочетании с признаками профессионального застоя.

Проблемой эмоционального выгорания личности психологи занимаются с 1974 года. В 70-х годах ХХ столетия исследовалась сущность и условия выгорания личности. Исследования проводились при помощи таких методов как: интервью, мониторинг и анализ определенных сгорания и сформулировала выгорание личности как результат продолжительного стресса в трудовой деятельности. Эмоциональное выгорание формируется под воздействием 6-ти групп стрессовых воздействий: «рабочие нагрузки», «контроль и автономность сотрудника», «восприятие вознаграждения», «психологическая совместимость сотрудника с деятельностью и коллегами», «восприятие справедливости» и «конгруэнтность ценностей работника с декларируемыми/скрытыми ценностями организации»[1, с.43]. Выгорающая личность чувствует симптом душевной потери из-за длительного эмоционального напряжения или сложных ситуаций взаимодействия с коллегами. После чего появляется субъективное и физиологическое неблагополучие. Проблемы изучения данного синдрома связаны из-за неопределенности и многокомпонентности описательных характеристик, так как исследования носят в основном только описательный характер, что по сей день становится актуальным.

Ранее существовали специальные модели, которые обосновывали низкую самооценку, тревогу, состояния депрессии. Исследователи Р.Т. Голембиевский и Р.Ф. Голембиевский выделяют динамическую фазовую модель. Данная модель позволяет определить средний уровень выгорания, при котором наблюдается высокий уровень истощения. До этого уровня эмоционально-энергетический ресурс препятствует деперсонализации. Д.В. Дайрендонк, У.Б. Шефли предлагают двухфакторный подход, согласно которому в синдром эмоционального выгорания входит: эмоциональное истощение (плохое физическое самочувствие, нервное напряжение), что является аффективным фактором; деперсонализация (изменение отношения к себе или другим),что является установочным фактором.

Также Дж. Гринберг рассматривает эмоциональное выгорание как прогрессирующий процесс, который проходит в 5 этапов:

1. «Медовый месяц». Здесь сотрудник доволен своей деятельностью и относится к ней воодушевляюще. По мере поступления и продолжения стресса на работе трудовая активность начинает снижаться, и работник становится менее заинтересованным.

2. «Недостаток топлива». Возникает чувство утомленности, равнодушие, проблемы со сном. Заинтересованность проявляется только тогда, когда появляется вспомогательная мотивация или поощрения. В случае высокой заинтересованности сотрудник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, однако, во вред собственному здоровью [2,с.119].

3. Хронические симптомы. Появляется изнурение и склонность к болезням, а также психологические переживания в виде нервозности, озлобленности и угнетенности.

4. Кризис. Происходит нарастание недовольства своей деятельностью и качеством жизни из-за постоянных и продолжительных болезней.

5. «Пробивание стены». Психологические проблемы вместе с физиологическими приобретают острую форму и могут вызывать серьезные болезни, на фоне которых профессиональная деятельность находится под угрозой.

Таким образом, на данный момент развития науки, изучения эмоционального выгорания ведутся не только в психологии стрессовых состояний, но и в рамках психологии профессиональной деятельности и экзистенциальной психологии. На нынешнем этапе, несмотря на различие в подходах и моделях, которые из-за своих многозначительных характеристик препятствуют изучению СЭВ, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание представляет собой деформацию личности из-за эмоционально трудных и стрессовых взаимоотношений в профессиях типа «человек-человек». Эмоциональное выгорание может выражаться как в психосоматических, так и в психологических личностных изменениях, что оказывает большое влияние на здоровье личности.

Библиографический список.

1. Введение в психологию [Текст] : учеб. для студентов вузов ; под ред. А.В. Петровского. - М. : Академия, 2005. - 380 с.

2. Изард К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2010. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.