УДК 301.172
ПРОБЛЕМА ИЗМЕРЕНИЯ ЛИДЕРСКОЙ ОДАРЕННОСТИ © А. Н. Ильин
Альметьевский государственный нефтяной институт Россия, Республика Татарстан, 423450 г. Альметьевск, ул. Ленина, 2а.
Тел.: +7 (8553) 31 00 04.
E-mail: alexeyilyin. [email protected]
В статье поднимается проблема выявления природы лидерской одаренности, анализируется ряд теорий, созданных в XX веке, обращается внимание на опыт истории для понимания проявления лидерской одаренности, ее выявления, измерения и развития. Решается актуальный вопрос, как дать лидерской одаренности свободу действия в деле управления экономическими, социальными и политическими процессами, от которых зависит качество жизни и благополучие народов России.
Ключевые слова: лидерство, лидерская одаренность, измерение лидерской одаренности, энергия влияния на людей.
В наше время инициатива и творческие способности личности становятся основным из важнейших факторов общественного развития. Демократия и предпринимательство пробудили новые силы и слои населения к активной самостоятельной деятельности. Появились новые типы лидеров. Многие из них функционируют не только в пределах России, но и за рубежом. В реальную жизнь и систему управления экономикой вошла всемирная сеть INTERNET. Изменился диапазон деятельности и образ мысли руководителя. Но опыт и система подготовки кадров остаются прежними, несущими следы бюрократического мышления и управления людьми, подавляющие свободу творческой мысли.
Все это побуждает научную и философскую мысль к исследованию проблемы измерения лидерской одаренности (т. е. степени выраженности лидерских качеств человека и количества его энергии в организации совместной деятельности людей). Наша статья ставит своей задачей выявить природу этого явления, проанализировать ряд теорий, созданных в XX веке, обратить внимание на опыт истории, чтобы понять, как проявляется лидерская одаренность, как ее выявлять, измерять и развивать, а главное, как дать лидерской одаренности свободу действия в деле управления экономическими, социальными, политическими процессами, от которых зависит качество жизни и благополучие народов России.
Природе лидерской одаренности и качествам лидера уделяли внимание многие ученые, философы и мыслители прошлого. С античных времен и до середины XX века разрабатывалась теория черт, выявляющая особенности лидера как выдающейся личности. Исследователи описывали присущие лидерам характеристики, а лидерская одаренность рассматривалась как качество выдающейся личности и воспринималась как дар природы или как результат воспитания.
При изучении феномена лидерской одаренности нужно анализировать различные подходы к данной проблеме, имеющие философский, биологический, психологический, социальный характер.
У истоков отечественной психологии стояли прославленные физиологи И. М. Сеченов [1], И. П. Павлов [2], психологи В. Д. Небылицын [3] и Б. М. Теплов [4], изучавшие психофизиологические основы индивидуальных различий. Огромное влияние на современную концепцию индивидуальных различий оказали американские психологи Г. Ол-порт, Р. Кеттелл [5] и английский психолог немецкого происхождения Г. Айзенк [6]. Ими разработана структурно-динамическая теория черт, которая по праву считается одной из основных общепсихологических теорий.
Логика рассуждений при разработке теорий черт сводилась к следующему: если попытаться установить основные характеристики, по которым люди существенно отличаются друг от друга, то станет возможной система тестов, позволяющих определять количественные значения выявленных параметров для каждого человека и сравнивать эти параметры между собой.
При разработке теории черт были выдвинуты три основные задачи:
1. Установить основные параметры, по которым люди существенно отличаются друг от друга.
2. Убедиться, что эти параметры остаются достаточно постоянными от ситуации к ситуации.
3. Выявить, как и почему возникают эти индивидуальные различия.
При этом важно отметить, что обусловленность лидерской одаренности носит и объективный, и субъективный характер. Но главную роль при этом играет способность превращать объективную обусловленность в силу деятельности людей. Как это происходит и какие качества необходимы для личности лидера? В этом самая суть проблемы измерения лидерской одаренности.
Теория черт создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам-героям. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами личности. Превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству [7].
1056
раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
Для проверки теории черт были проведены конкретные исследования. Они в значительной мере опровергли эту теорию, так как оказалось, что при детальном анализе индивидуальные качества лидера почти полностью совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще. Кроме того, в некоторых сферах деятельности, прежде всего в области предпринимательства, высокие интеллектуальные и моральные качества являются, скорее, препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха. На протяжении многих лет, а часто и всей жизни, многие выдающиеся способности людей оказываются невостребованными, не находят применения.
В 50-х годах XX века «теорию черт лидера» сменила концепция «лидерства как функции группы» (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория лидерства как функции ситуации» (Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе).
Теория «лидерства как функции группы» исходила из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития, все члены группы - в той или иной степени - участники этого процесса, а лидер - это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы.
«Теория лидерства как функции ситуации» -это в настоящее время самая распространенная теория. Наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли, привели исследователей к выводу, что лидерство - это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.
В ситуационной теории взаимодействие лидера и подчиненных рассматривалось в контексте ситуации, при этом лидер был, скорее, ее инструментом, чем творцом. Самостоятельность личности лидера оказывалась второстепенной, проявление лидерских качеств и их развитие зависело от определенной ситуации. Лидерство в ситуации изменения условий деятельности стало основным объектом исследований в трудах М. Вебера, Дж. Дьюи,
Ч. Кули, Г. Лебона, Г. Тарда, В. Парето, в теории «социального действия» Т. Парсонса. Вклад в ситуационную теорию внесли М. Белбин, Дж. Бернс, С. Джибб, П. Друкер, Р. Стогдилл, Ф. Фидлер и некоторые другие исследователи. Все эти теории развивались на основе практики, эксперимента и исследований социальной и организационной обусловленности лидерства [8].
На наш взгляд, наиболее отвечающими задачам воспитания лидеров и измерения их лидерской одаренности в новом тысячелетии являются мотивационные и ситуационные психологические концепции. Мотивационный подход в управлении (концепции А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Макклелланда) [9] учитывает потребности и интересы субъ-
ектов управления, способствует достижению их целей через систему организации. Ситуационные теории (Ф. Фидлер, П. Херси, К. Бланчард) можно рассматривать в русле концепции личностноориентированного образования. Термин появился в американской литературе в противовес образованию, ориентированному на задачу. В России концепцию личностно-ориентированного образования развивают И. С. Якиманская и В. А. Беликов. В соответствии с этими теориями сама ситуация «создает» лидера, когда находят применение его знания, умения и навыки, оказываются востребованными его деловые и личностные качества. В российской истории можно легко найти этому показательные примеры [10].
Опираясь на концепцию лидерского облика, отметим, что лидер появляется там и тогда, где и когда ситуация оказывается адекватной условиям формирования его предрасположенностей к практике лидерства.
В связи с этим заслуживает внимания определение лидера, данное Б. Д. Парыгиным: «Лидер -это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели» [11]. Однако и это определение не замечает роли лидерской одаренности, которая зависит от природных особенностей человека. В этом проявилась слабость всех теорий лидерства, созданных в XX веке. Все они носили описательный и умозрительный характер, ограничиваясь уровнем индивидуальной и групповой психологии.
Лидерство всегда рассматривалось как один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство проявляется как социально-психологический феномен, в котором определенным образом фиксируются основные характеристики группового развития, имеющие не только психологическую или эмоционально-психологическую, но, в первую очередь, социальную значимость человека.
Попытки вывести лидерство из чисто психологических отношений между членами малых групп и противопоставить его руководству как процессу, имеющему социальную и политическую природу, характерны для современной американской социальной психологии. Она рассматривает малые группы в основном в качестве эмоционально-психологической общности людей. Этой односторонностью подхода к проблеме лидерской одаренности отличалась и марксистская наука управлять. Для нее было характерно различать лидерство и руководство и не придавать большого значения природной одаренности человека. Его рассматривали как социальное существо, как продукт истории.
На самом же деле лидерство - это сложный природный и социально-психологический процесс индивидуального и группового развития, в результате которого происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и совершенствование. Ошибочно отождествлять лидерство и руководство, не следует и противопоставлять их, особенно в областях, требующих профессиональной подготовки лидера.
С середины XX столетия возникла проблема изучения лидера как человека, обладающего способностью видеть ресурсы людей, позволяющие им справляться с возникающими проблемами. Проблема лидерства выделилась в самостоятельную область психологии, разработка ее началась с изучения руководителей. Исследователи обратили внимание на то, что успешные руководители отличаются от неуспешных не своими интеллектуальными свойствами, а некими личностными особенностями, которые у одних руководителей присутствуют, а у других - нет [12].
Таким образом, наметился подход к лидерству как к качеству личности. Был предпринят ряд попыток определить и измерить это качество. Выдвигалась гипотеза о том, что лидер должен быть хорошим профессионалом в своей области и обладать хорошими коммуникативными способностями. Таким образом, сочетание профессионализма с коммуникативными способностями могло обеспечить появление лидера нового типа.
Лидер - это человек, обладающий властью в социальной группе, ведущий за собой людей, принимающий ответственность не только за себя, но и за отдельные неудачи ведомых им людей. Кроме того, он контролирует коллектив, направляет его. Лидера поддерживают массы, он выражает общие идеи (и предлагает их), на него можно положиться в любой ситуации. Это человек, с которым хочется общаться, находящий наиболее правильное решение проблемы, не ущемляя ничьих интересов. Это сильный, всегда находящийся в центре событий, уважаемый, авторитетный человек, которого либо
любят, либо боятся. Лидер - это одаренный человек, увлекающийся и увлекающий за собой людей, умеющий организовывать их деятельность. В этом сила личности лидера.
Подводя итог, можно отметить, что эти концепции, хотя их и нужно учитывать, не дают полной картины причин, порождающих лидера. Наряду с психологическими концепциями необходим глубокий философский анализ природных, социальных и духовных сил и способностей, которые дают лидеру власть над людьми. Лидер создает образ вождя или руководителя, входит в свою роль и глубоко верит в свое призвание. При измерении лидерской одаренности необходимо учитывать, что лидер превращает свои природные, социальные и духовные силы в энергию влияния на людей, в силу своего обаяния и оправдания власти, дарованной ему самой природой, историей и доверием народа. Его самосознание опирается на веру в свое призвание и ту идеологию, которая порождается эпохой и становится содержанием его мировоззрения, идеалов и убеждений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. -375 с.
2. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. -450 с.
3. Небылицын В. Д. Жизнь и научное творчество М.: Ладо-мир, 1996. -384 с.
4. Теплов Б. М. Способности и одаренность. Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М., 1985. -540 с.
5. Cattell R. B. // Intelligence: genetic and environmental influences. N.-Y.: Grune & Stratton. 1971. С. 17-33.
6. Eysenck H. J. The biological basic of personality. Springfield, 1967. -325 с.
7. Хабутдинов А. Ю. Лидеры нации. Казань: Татарское книжное издательство, 2003. -159 с.
8. Кудряшова Е. В., Суханов В. Н. // Философия и образование - пространство диалога. Архангельск, 2000. С. 23.
9. Ананченко М. Ю. Овсянкин П. Е. Курс «Лидерство в школе». Архангельск. 2005. С. 117-122.
10. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Эксмо, 2006. -1024 с.
11. Парыгин Б. Д. Руководство и лидерство. Л., 1973. С. 5-12.
12. Филонович С. Р. // Рос. журнал менеджмента. 2003. №2. С. 3-24.
Поступила в редакцию 08.10.2008 г.