Научная статья на тему 'Проблема исторических особенностей русской культурыв аспекте аналитики социокультурных трансформаций'

Проблема исторических особенностей русской культурыв аспекте аналитики социокультурных трансформаций Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
146
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Свинцова А. С.

В статье анализируются особенности отечественной культуры, формировавшиеся исторически. Очевидно, что современная отечественная культура переживает кризисные явления, которые можно характеризовать как трансформационные, т.е. кардинальные, ведущие к замене одной культурной парадигмы на иную. В статье показано, что проблематика аналитики социокультурных трансформаций позволяет понят сущностные особенности происходящих изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема исторических особенностей русской культурыв аспекте аналитики социокультурных трансформаций»

УДК 008 СВИНЦОВА А.С.

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В АСПЕКТЕ АНАЛИТИКИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ

ТРАНСФОРМАЦИЙ

Свинцова Анастасия Сергеевна, студентка Липецкого государственного педагогического университета

Аннотация. В статье анализируются особенности отечественной культуры, формировавшиеся исторически. Очевидно, что современная отечественная культура переживает кризисные явления, которые можно характеризовать как трансформационные, т.е. кардинальные, ведущие к замене одной культурной парадигмы на иную. В статье показано, что проблематика аналитики социокультурных трансформаций позволяет понят сущностные особенности происходящих изменений.

Ключевые слова, социокультурная трансформация, русская культура, современная культура.

Современная отечественная культура находится в полосе кардинальных изменений, которые всё чаще и чаще определяются как социокультурная трансформация [3-9]. Действительно, изменения происходящие сегодня значительны и кардинальны. Исследователи выявляют различные аспекты бытования современной культуры [1, 2, 24-26], предлагают возможные теоретико-методологические подходы к её оценке [12-17], расширяют категориально-понятийный аппарат современного культурологического знания [18]. По нашему убеждению, именно аналитика социокультурных трансформаций с учётом исторической специфики, может помочь найти ключ к выходу современной отечественной культуры на пути антропогенной направленности [19].

Восточная специфика русской культуры - есть результат ее истории. Русская культура, в отличие от западноевропейской, формировалась на иных путях: она росла на земле, по которой не проходили римские легионы и не пылали костры инквизиции. Ее развитие было связано с событиями другого ряда — с отражением набегов кочевников, принятием христианства и освобождением от завоевателей.

Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла православная церковь. Приняв христианство, князь Владимир совершил великий исторический выбор, определивший историческую судьбу Российского государства, а, можно сказать, всей мировой истории.

Этот выбор, во-первых, был шагом к Западу, к цивилизации европейского типа. Он отделил Русь от Востока и от тех вариантов культурной эволюции, которые связаны с буддизмом, индуизмом, мусульманством. Во-вторых, выбор христианства в его православной, греко-византийской форме

позволил Руси остаться независимой от духовно-религиозной власти римского папства..

Русь оказалась в противостоянии с католической Западной Европой. Православие явилось духовной силой, которая толкала русский народ к объединению.

Крещение Руси в 988 г. принесло вместе с православием богатые культурные традиции Византии.Началась эра развития просвещения и учености. Церковь вела борьбу с пережитками языческого быта: многоженством, кровной местью, варварским обращением с рабами. В то же время древнее язычество не исчезло бесследно. Следы его сохранились в русской культуре до сего времени в некоторых старых народных обычаях, в фольклоре — сказках, былинах, песнях, в виде народных поверий и суеверий. Некоторые элементы язычества вошли и в русское христианство.

Политический подъем Руси связан с возвышением и развитием Московского княжества. На рубеже XV—XVI вв. родилась гордая теория, объявлявшая Москву «третьим Римом». Так в конце XV в. была сформулирована национально-государственная идеология, на многие столетия вперед определившая ход российской истории. Российское государство стало расширяться и превратилось в могущественную империю. Все силы тратились на овладение громадными территориями, а на обеспечение экономического прогресса и культурное развитие народа сил уже не оставалось. Целостность обширной страны держалась на централизованной самодержавной власти, а не на единстве культуры.

В XIX столетии публицистика возвышенно говорила о русском народе как о богоизбранном носителе особой духовной силы, призванном сыграть миротворческую и объединительную роль в построении будущего всемирного сообщества народов. Возникли горячие споры вокруг вопроса о том, каковы цель и смысл существования русского народа. Эти споры продолжаются и поныне, главным образом в связи со стремлением определить особый, «третий» (не западный и не восточный) путь развития России.

После крушения Византийской империи русское православное государство оказалось со всех сторон окруженным странами с иной верой. Данная ситуация способствовала сплочению русских княжеств и укреплению единой централизованной державы. Понятия «православное» и «русское» отождествлялись. Любая война с другой страной становилась войной с иноверцами, войной за святыни — «за веру, царя и отечество». Но вместе с тем православие являлось фактором, обособлявшим русский народ от других народов Европы и Азии. Так, разрыв с Западом вел к культурной отсталости России. К концу XVII в. Отставание России превратилось в серьезную проблему, от решения которой зависело, по какому пути она пойдет : по восточному или западному. Петр I повернул на второй путь. Прорубив «окно в Европу», он положил начало приобщению России к мировой культуре.

Проникновение западноевропейской культуры в Россию было сложным и противоречивым процессом, наталкивавшийся на сопротивление приверженцев старины. Новый тип культуры стал складываться среди сравнительно узкого круга людей. В него входили представители элиты. Большинству же населения страны новая, впитавшая в себя соки европейского просвещения, культура осталась чужой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Возник разрыв между старой и новой культурами. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути. Культура не выдержала создавшегося напряжения и разошлась по швам. Появилась этническая культура и русская национальная, ставшая в итоге одной из богатейших в мире. Разрыв между двумя культурами (этнической и национальной) наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на социально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества.

Исторический путь, пройденный народом, откладывается в его социальной памяти и формирует традиционные установки его культуры. Сила традиции придает этим установкам стабильность и сохраняемость в течение долгого времени. Поэтому они кажутся заложенными в народе «от века». Их иногда называют «особенностями народной души». Оглядываясь из современности назад в поисках черт, характерных для русской культуры на протяжении многих веков и сохраняющихся у нее доныне, можно по-разному обобщать исторический материал. Однако выводы, к которым приходят исследователи, во многом совпадают. Для русской культуры характерны такие установки, как : коллективизм, бескорыстие, духовность, непрактичность, экстремизм и русский патриотизм.

Вековое существование России в религиозном противостоянии языческому Востоку и католическому Западу не прошло даром. Окруженный со всех сторон «иноверцами» русский народ выработал ощущение своей единственности, уникальности, исключительной несхожести с другими народами.

Современная русская культура находится на перепутье, на стадии социокультурной трансформации. В сознании русских людей сегодня сталкиваются противоречивые нормы и стереотипы поведения. Расшатываются вековые традиции, и пока трудно сказать, что из них устоит, а что падет жертвой на алтарь нового расцвета культуры, однако нужно понимать, что это естественный закономерный процесс в динамике любой культуры, это понимание, возможно [10, 11, 20-23], и даст на некоторые вопросы, связанные с выходом отечественной культуры на путь антропогенной направленности.

Литература:

1. Тарасов А.Н. Сущность концепта «социокультурная

трансформация» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7-2. С. 211-213.

2. Тарасов А.Н. Теоретико-методологические аспекты аналитики

социокультурной трансформации // Исторические, философские,

политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8-2. С. 204-206.

3. Тарасов А.Н. Философские истоки художественной культуры постмодернизма: постфрейдизм // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 12-1. С. 59-63.

4. Тарасов А.Н. Категориально-понятийный аппарат аналитики

социокультурной трансформации // Исторические, философские,

политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 1-1. С. 189-191.

5. Тарасов А.Н. Экономическая культура общества в условиях современной социокультурной трансформации евроатлантической цивилизации: философский аспект // Фундаментальные исследования. 2012. № 9-1. С. 182-185.

6. Тарасов А.Н. Периоды социокультурных трансформаций в континууме европейской культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 10-1. С. 185-192.

7. Т арасов А.Н. Философский анализ развития религии в континууме европейской культуры в периоды социокультурной трансформации // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. С. 314.

8. Тарасов А.Н. Концепт «культур-система» в аспекте аналитики социокультурных трансформаций в континууме европейской культуры // Фундаментальные исследования. 2013. № 4-1. С. 190-193.

9. Тарасов А.Н. Н.А. Бердяев о роли искусства в отражении процесса социокультурной трансформации // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 298.

10. Тарасов А.Н. Манифесты футуристов как культурфилософская основа III социокультурной трансформации в континууме европейской культуры // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 396.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.