УДК 008 ТАМАЗЯН А.Г
КОНЦЕПЦИЯ «ВЫЗОВ-ОТВЕТ» А. ТОЙНБИ В АСПЕКТЕ АНАЛИТИКИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В КОНТИНУУМЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Тамазян Асмик Гарниковна, студентка Липецкого государственного педагогического университета
Аннотация. В статье анализируются концепция Арнольда Тойнби применительно к аналитике социокультурных трансорфмаций в континууме европейской культуры. В работе показано, что эти явления имеют много общего. В частности, ситуация «вызов-ответ» и социокультурные трансмации, рассматриваемые в рамках европейской культуры, возникают в переходные периоды развития культуры. В этой связи концепция английского исследователя открывает новые возомжности для более детаельной проработки аналитики социокультурных трансформаций.
Ключевые слова: социокультурная трансформация, А. Тойнби, кризис культуры, европейская культура.
Арнольд Тойнби создал одну из наиболее оригинальных вариантов концепции локальных цивилизаций. Концепция А. Тойнби была изложена им в двенадцатитомном труде «Исследование истории». Свою работу ученый посвятил обозрению всемирной истории, которое он выстраивает на основе представления о самозамкнутых, отдельных образованиях - цивилизациях. Истинными объектами истории, утверждает Тойнби, являются общества, цивилизации. Концепция исследователя позволяет открыть новые аспекты в аналитике социокультурных трансформаций в континууме европейкой культуры [10-17].
Согласно Тойнби, цивилизация представляет собой общность людей, которые проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни. Другими словами цивилизация - это та среда, в которой живет человек, среда его обитания и творческой деятельности. Культура это то, что создано руками человека, это основная часть цивилизации. Она изменяется, как цивилизация и развивается по тем же законам. Из этого можно сделать вывод, что в своей концепции Арнольд Тойнби как бы объединяет два этих понятия. Изучая в своей работе цивилизацию, он изучает культуру.
Истинными объектами истории, по утверждению А. Тойнби, являются общества, цивилизации. Он выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо
существовавшую на Земле. В настоящее время их осталось пять, не считая две реликтовые:
- западная христианская цивилизация;
- православная христианская цивилизация;
- исламская цивилизация;
- дальневосточная цивилизация;
- индуистская цивилизация.
Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения. Кроме этого, цивилизации взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга.
Арнольд Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации он отличал тем, что они оказали заметное влияние на другие цивилизации и ход мировой истории в целом. К ним относятся шумерская, вавилонская, эллинская и некоторые другие.
Локальными цивилизациями А.Тойнби называл те, которые характеризуются замкнутостью в национальных рамках. К ним он относил русскую, немецкую, американскую и другие цивилизации.
Каков же жизненный цикл цивилизаций в концепции Тойнби? Каждая цивилизация проходит на своем жизненном пути следующие стадии:
Тойнби выделяет два пути возникновения цивилизаций: через мутацию примитивного общества и через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших цивилизаций. В обоих случаях Тойнби объясняет генезис с помощью концепции «Вызов и Ответ». Замечая, что природные условия могут влиять на характер цивилизации, он говорит, что для успешного зарождения необходимо появление Вызова - стимула. Тойнби выделяет пять основных стимулов, которые могут положительным образом повлиять на успешный генезис цивилизации.
• Стимулы природной среды:
- Стимул бесплодной земли
- Стимул новой земли
• Стимулы окружения:
- Стимул удара (реакция на нападение)
- Стимул давления («форпост»)
- Стимул ущемления (бедность, рабство,национальная дискриминация).
Именно появление стимулирующего воздействия со стороны природы
или окружающих народов способно вывести примитивное общество из стационарного состояния и заставить его начать развиваться. Доказывая свое предположение, Тойнби анализирует большое количество различных цивилизаций и в каждом случае находит такой стимул.
Что касается зарождения цивилизации из недр материнской цивилизации, то здесь Тойнби также использует концепцию «Вызов и Ответ». Правящее меньшинство не способно дать ответ на вызов, стоящий перед обществом и разрушающий его. Тогда в среде пролетариата возникает новое творческое меньшинство, действительно способное дать ответ. Постепенно
мимесис народных масс перенаправляется на новое творческое меньшинство, что в дальнейшем приводит к зарождению новой цивилизации.
За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру. Приступая к анализу стадии роста в цивилизации Тойнби, необходимо понять, что он считает критерием роста. Прежде всего, территориальная экспансия ни в коей мере не является показателем развития цивилизации. Территориальное расширение обычно сопровождается кровопролитными войнами и свидетельствует скорее не о росте цивилизации, а о регрессе. Захватывание чужих территорий зачастую говорит о неспособности общества справиться с внутренним вызовом. Тойнби отказывается также в качестве признака роста принимать и рост власти над природой.
Начало распада Тойнби называет надломом. Надлом может произойти по различным причинам. Возможно, что на очередной вызов активная часть просто не сможет дать адекватный ответ. Другой причиной надлома А. Тойнби называет потерю инициативы. Энергия общества уходит лишь на поддержание ранее достигнутого положения, а для движения вперед нет ни стимула, ни внутренних ресурсов. Симптомом Надлома цивилизации является идолопоклонство. А. Тойнби определяет его как «интеллектуальное, морально-ущербное и слепое обожествление». Как видно, спектр опасностей, подстерегающих цивилизацию на пути ее развития, весьма широк. Однако наступление надлома и гибели не является неизбежным. Всегда есть шанс выхода из тупиковой ситуации. Основной критерий и причина надломов цивилизации заключается во внутреннем взрыве, который обусловливает утрату свойств самоорганизации. Так Надлом приводит к Распаду цивилизации.
Стадия распада, по Тойнби, является серией неудачных ответов на один и тот же вызов, который привел к надлому цивилизации. В социальном плане на стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие:
- Правящее меньшинство, больше не являющееся творческой силой общество, но усиленно цепляющееся за власть. С целью удержания власти оно создает универсальное государство.
- Внутренний пролетариат, не доверяющий больше правящему меньшинству. Его ответной реакцией является создание вселенской церкви.
- Внешний пролетариат. Он проявляет себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизацию.
В духовной сфере распад общества приводит к расколу в душе. «Раскол в душах людей проявляется в самых разнообразных формах. Он затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом. В период распада общества каждый вызов встречает в душах людей прямо противоположный отклик - от абсолютной пассивности до крайних форм активности. Разложение общества сопровождается полным распадом правящей верхушки и появлением нового творческого меньшинства, вышедшего из пролетариата. Именно это меньшинство способно образовать новую цивилизацию. Единственный положительный выход - «преображение», то есть создание пролетариатом
новой религии, опирающейся на принципиально иную систему ценностей, нежели разлагающаяся цивилизация. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство). Согласно А. Тойнби в этом жизненном цикле нет предопределенности развития. Поэтому развитие цивилизации зависит от состояния и способностей людей отвечать на негативные события в среде их существования.
Концепция «вызов-ответ» Арнольда Тойнби дает ключ к пониманию творческой природы и возможной альтернативности культурноисторического процесса [1-9], дальнейшей аналитике социокультурных трансформаций [18, 20, 22-25]. Развитие культуры осуществляется как серия ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека, что представляется совершенно естественным в динамике культуры, знаменуя тем самым период качественных изменений, социокультурных трансформаций [19, 21]. При этом всегда возможны различные варианты развития, ибо возможны разные Ответы на один и тот же Вызов. Ответом на вызов может быть либо рост - переход в более высокое и более совершенное состояние, либо распад.
Литература:
1. Тарасов А.Н. Аналитика культуры авангарда как социокультурной трансформации в континууме европейской культуры: философский аспект // Аналитика культурологии. 2013. № 25. С. 9-14.
2. Тарасов А.Н. Влияние социокультурной трансформации на изменение сущностных границ искусства // Аналитика культурологии. 2011. № 21. С. 193-197.
3. Тарасов А.Н. Социокультурная трансформация и мировоззрение // Аналитика культурологии. 2013. № 27. С. 72-76.
4. Тарасов А.Н. Детерминация культуры позднего эллинизма как социокультурной трансформации: философский анализ // В мире научных открытий. 2013. № 1-3. С. 276-293.
5. Тарасов А.Н. Категориально-понятийный аппарат аналитики социокультурной трансформации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 1-1. С. 189-191.