Возникновение и развитие полинезийской цивилизации в концепции «Вызов-
ответ» А. Тойнби
The genesis and growth of the Polynesian civilization within the concept «challenge and
response» by Arnold J. Toynbee
Иванов В. О.
Студент 4 курса, кафедра «Философия и социальные коммуникации», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет),
РФ, г. Москва e-mail:[email protected]
Ivanov V.
4thyear student,
Philosophy and social communications department Moscow Aviation Institute (National Research University) Russian Federation, Moscow e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье ставится задача исследования процессов, происходивших при возникновении и развитии полинезийской цивилизации в рамках концепции «вызов-ответ», выдвинутой в труде «Постижение истории» английского философа Арнольда Тойнби, было дано описание данной концепции, рассмотрена предложенная Тойнби классификация цивилизаций по уровням их исторического развития. Проведено исследование причин, по которым Тойнби причислил полинезийскую цивилизацию к категории, названной им «задержанные цивилизации». На основании анализа истории современных стран и зависимых территорий Океании (таких, как Федеративные Штаты Микронезии, республика Палау, территория Гуам, республика Кирибати и республика Науру) автор статьи доказывает справедливость данного вывода и описывает последствия задержки развития полинезийской цивилизации. Учитывая описанный исторический процесс, нельзя не согласиться с выводом Тойнби.
Annotation.
This article is focusing on processes occurring at the time of genesis and growth of the Polynesian civilization within the concept of " Challenge and Response", which was put forward in the work "A Study of History" by the British historian Arnold J. Toynbee, there is the description of the concept and there is the review of the Toynbee's classification of civilizations by levels of their historical evolution. This article investigates the reasons why Toynbee listed the Polynesian civilization as a category called "arrested civilizations". Based on the analysis of the history of some Oceanian modern countries and dependent territories (such as Federative States of Micronesia, Republic of Palau, Territory of Guam, Republic of Kiribati and Nauruan Republic), the author of the article proves the validity of this conclusion and describes the consequences of the arrested development of the Polynesian civilization. Given the described historical process, we can not disagree with the conclusion of Toynbee.
Ключевые слова: А. Тойнби, цивилизация, Океания, Полинезия
Key words: A. Toynbee, civilization, Oceania, Polynesia
С точки зрения философской науки, цивилизация - это социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); а культура - система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих
1
воспроизводство и изменение социальной жизни по всех основных направлениях, сфера свободной самореализации личности.
Понятия культуры и цивилизации часто определяют как синонимы. Но на самом деле, это не соответствует действительности. Появилась тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности. С этой точки зрения культура является внутренним духовным содержанием цивилизации, а сама цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.
Немецкий философ истории Освальд Шпенглер, идеи которого очень повлияли на Тойнби, считал, что всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию. Цивилизация, - писал он, - есть судьба, рок культуры. Умирая, культура перерождается в цивилизацию, а цивилизация обычно кончается смертью, ибо она есть начало смерти, истощение творческих сил культуры. Философия, искусство существуют лишь в культуре, в цивилизации они невозможны и не нужны. Культура органична, цивилизация же механична. [5]
Концепция «вызов-ответ» - закономерность, найденная английским ученым Арнольдом Тойнби, согласно которой рождение и развитие цивилизаций происходит в результате адекватного по силе вызова, на который общество, для своего выживания и оформления как цивилизации, должно дать адекватный ответ. Под таким «вызовом» могут выступать как природные факторы (их Тойнби разделил на два типа: вызов бесплодной земли и вызов новой земли), так и факторы, связанные с окружением (нападение, давление, ущемление). Например, появление цивилизации майя ученый объяснил как следствие «ответа на вызов, брошенного тропическим лесом» - тяжелые природные условия требовали от народа майя высокого уровня организации своих действий и создания целостной общественной системы для покорения природных условий. При этом способов ответов на такие вызовы перед обществом - бесконечное множество, т.е. развитие человечества по Тойнби не является предопределенным.
Согласно теории, изложенной в историческом труде «Постижение истории» на протяжении всего исторического развития человечества можно выделить 30 цивилизаций, среди которых 21 имеет уровень «развившихся», 4 цивилизации - «неродившихся» и 5 оных, являющихся «задержанными» цивилизациями.
Развившиеся цивилизации - это те, которые в период своей жизни имеют (помимо стадии рождения) стадии роста, надлома и разложения - к таким может быть отнесена вышеупомянутая майянская, а также египетская, китайская и др. Основным критерием роста цивилизации Тойнби видел в способности «творческого меньшинства» находить разумные решения на возникающие перед обществом проблемы. Если ведущие за собой все остальное общество творцы находят такое решение, то оно получает улучшение качества жизни в нем, переступая на следующий уровень своего развития. В противном случае, цивилизация претерпевает ухудшение качества жизни, которое, в свою очередь, приводит к ее надлому, а затем и к упадку.
Неродившимися цивилизациями по Тойнби можно считать такие, которые «создали свою специфическую конфигурацию элементов культуры, но не развили ее, будучи поглощенными более развитой цивилизацией». Такими, по его мнению, можно считать цивилизацию христианизированных кельтов (дальнезападную христианскую), скандинавскую (эпоху викингов), несторианскую (дальневосточную христианскую), сирийскую (эпохи гикосов).
Особенным классом цивилизаций являются «задержанные» цивилизации, таких Тойнби выделял пять:
1. Эскимосы
2. Кочевники
3. Османы
4. Спартанцы
5. Полинезийцы
Задержанные цивилизации возникли благодаря грамотному и разумному ответу со стороны общества на возникший вызов, но, по определенным причинам, общество не смогло продолжить свое развитие. Оно оказалось в ситуации, при которой любое дальнейшее движение в стремлении развиваться будет означать ухудшение имеющейся позиции - что, в целом, аналогично цугцвангу в шахматной партии. Общество в таком положении будет стоять на месте. «В конце концов они [задержанные цивилизации] гибнут либо потому, что отважились все-таки двинуться, либо потому, что окоченели, застыв в неудобной позе», - отметил Тойнби. [3]
Рассмотрим один из примеров такого уникального явления на примере последней в вышеуказанном перечне задержанных цивилизаций - полинезийской.
Специфика состояния сознания полинезийцев обусловлена их развитой духовной культурой, выражающийся в представлении о едином Боге. Центральными понятиями всей религиозной и общественной жизни полинезийцев были представления о табу и мане. Мана - особая сверхъестественная сила, безличная и бесплотная. Она рассеяна по всему миру и соприкасается со всеми, кто живет на Земле, но при этом, достается она всем в разных количествах. В представлении полинезийцев, иметь много маны - значит быть очень способным, умелым. Большим количеством маны обладают вожди. [4]
Мана тесно взаимодействует с табу. Весь мир, согласно их философии, делится на моа (святое) и ноа (обыденное). Все, что является моа, обладает маной, и, соответственно, представляет собственность богов. Именно поэтому оно должно охраняться системой запретов и указаний, которая называется табу.
Как отмечает Тойнби, условия в Полинезии далеки от представлений европейцев о них - в частности, представлений о райской и беспечной жизни тихоокеанских островитян. Их положение действительно имеет серьезную отрицательную составляющую, выражающуюся в окруженности океаном, что представляет собой серьезный природный вызов. Вследствие зачастую больших расстояний между островами (например, островная тихоокеанская республика Кирибати, состоящая из 33 атоллов с суммарной площадью суши в 812 квадратных километров, простирается в Тихом океане на площади, примерно равной трем с половиной миллионам квадратных километров), передвигаться между ними являлось очень трудной задачей для жителей островов.
Несмотря на эту трудность, островитяне очень умело отвечали на вызов морской стихии, мастерски передвигаясь на большие расстояния по океану в маленьких и хрупких каноэ. Многие современные исследователи выражают удивление настолько развитым способностям древних полинезийцев сплавляться на большие расстояния. Как пример, известна история транспортировки арагонитового и кальцитового известняка (для использования его с целью изготовления денег) жителями тихоокеанского архипелага Яп (в н.в. является частью Федеративных Штатов Микронезии) с островов Палау и острова Гуам, находящихся от них на расстоянии около 470 километров. К сожалению, несмотря на виртуозное владение способами передвижения, подобный путь сопровождался большим количеством гибелей. В связи с этим интересен факт, что единица изготовленных япцами известняковых денег, имевших форму большого диска с отверстием посередине (япцы называют их «камни раи»), не имеют обменного курса и по своей ценности стали приравниваться к человеческой жизни.
На протяжении продолжительного периода времени полинезийцы «оставались в состоянии строгого равновесия с Тихим океаном». Уровень безопасности при передвижении был крайне низок. Это являлось основной причиной задержки развития полинезийской цивилизации, рассуждение Тойнби по которой можно описать следующим образом: вследствие большого риска полинезийцы решили обезопасить себя и предпочли тихую и спокойную жизнь на острове. Океан оказался слишком опасной стихией, поэтому местные жители вынуждены были обречь себя на спокойное и оседлое существование на райских островах, дожидаясь прихода западных мореплавателей.
В дальнейшем, приход колонизаторов привел к разрушению многих сторон их культуры, во
многих регионах были установлены капиталистические отношения, хотя, конечно, традиции и некоторые элементы первобытного уклада были сохранены, а некоторые регионы и вовсе не стремятся подвергаться вестернизации, как, например, вышеупомянутый архипелаг Яп. Но в большинстве случаев многие традиции были забыты вследствие сильного западного влияния.
Во многом влияние западных колонизаторов было негативным: на острова было завезено множество болезней, вызвавших большое количество летальных исходов среди местного населения, появилась работорговля на созданных колонизаторами плантациях, некоторые народы были обложены налогами со стороны метрополии.
В постколониальный период, во время Холодной войны, некоторым странам Океании был навязан Соединенными Штатами ряд договоров, по которым первые имели право хранить и испытывать на островах ядерное оружие, что привело к высокой заболеваемости островитян, как, например, это произошло с жителями атолла Бикини, являющимся сейчас частью ассоциированной с США республикой Маршалловы Острова.
Особенно примечательно развитие событий в республике Науру, состоящей из одного острова, где в начале XX в. были обнаружены большие залежи фосфоритов. Совместная британо-австралийско-новозеландская компания занялась их добычей, что привело к разрушению рельефа острова, уничтожению леса и экологической загрязненности.
Тойнби описал состояние полинезийской цивилизации после ее возникновения так: «жизнь замирает, но все-таки теплится, пока не появятся, в конце концов, западный мореход и не начнет их уничтожать, как арктические охотники уничтожают моржей, а охотники прерий - бизонов». [3]
Учитывая описанный исторический процесс, нельзя не согласиться с выводом ученого.
Список используемой литературы:
1. Тойнби А. Постижение истории. - 2010 изд. - М: Айрис-пресс, 2010.
2. Тамазян А. Концепция «вызов-ответ» А.Тойнби в аспекте аналитики социокультурных трансформаций в континууме европейской культуры // Аналитика культурологии. - 2014. - №28.
3. Полинезийской Океании цивилизация // Цивилизациум URL: https://sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/polinezijskaa-civilizacia (дата обращения: 27.11.2016).
4. Полинезийская культура // Лоцман URL: http://www.turlocman.ru/french-polynesia/7358 (дата обращения: 28.11.2016).
5. Шпенглер Освальд. Закат Европы // Lib.ru. Классика URL: http://az.lib.ru/s/shpengler_o/text_1922_zakat_evropy.shtml (дата обращения: 20.07.2017).
6. Цивилизация // Викинаука URL: http://ru.science.wikia.com/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1 %86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 20.07.17).
7. Основы философии / Карпушин, Сергеева, Под ред. Ермакова, Колганова, Сидорова. - ISBN 978-593271-402-7 изд. - М: МАТИ, 2007.