Научная статья на тему 'Проблема информационной открытости органов муниципальной власти на примере сайтов администраций городов Челябинска и Магнитогорска'

Проблема информационной открытости органов муниципальной власти на примере сайтов администраций городов Челябинска и Магнитогорска Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
391
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная открытость / органымуниципальной власти / сайт администраJ ции / г. Челябинск / г. Магнитогорск / information transparency / the municipal authorities / the site of administration / Chelyabinsk / Magnitogorsk.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нурмухаметова Мария Ильдаровна, Павлова Галина Геннадьевна

В данной статье рассмотрена проблема информационной открытости органов муниципальной власти на примере сайтов администраций городов Челябинска и Магнитогорска. Проанализирована их функциональность, наполненность полезным и актуальным контентом. Был выявлен ряд проблем, связанных с вышеназванными параметрами. На основе проведенного исследования авторами предлагается несколько путей для решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INFORMATION OPENNESS OF BODIES MUNICIPAL AUTHORITIES ON THE EXAMPLE OF SITES ADMINISTRATIONS OF THE CITIES OF CHELYABINSK AND MAGNITOGORSKSK

This article discusses the problem of information openness of municipal authorities on the example of sites of administrations of the cities of Chelyabinsk and Magnitogorsk. Analyzed their functionality, content useful and relevant content. A number of problems related to the above parameters were identified. Based on the conducted research, the authors propose several ways to solve the revealed problems.

Текст научной работы на тему «Проблема информационной открытости органов муниципальной власти на примере сайтов администраций городов Челябинска и Магнитогорска»

УДК 352.075.31 ББК 6/8

DOI 10.24411/2618-9852-2020-15104

ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ САЙТОВ АДМИНИСТРАЦИЙ ГОРОДОВ ЧЕЛЯБИНСКА И МАГНИТОГОРСКА

М. И. Нурмухаметова, Г. Г. Павлова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В данной статье рассмотрена проблема информационной открытости органов муниципальной власти на примере сайтов администраций городов Челябинска и Магнитогорска. Проанализирована их функциональность, наполненность полезным и актуальным контентом. Был выявлен ряд проблем, связанных с вышеназванными параметрами. На основе проведенного исследования авторами предлагается несколько путей для решения выявленных проблем.

Ключевые слова: информационная открытость, органымуниципальной власти, сайт администрации, г. Челябинск, г. Магнитогорск.

THE PROBLEM OF INFORMATION OPENNESS OF BODIES MUNICIPAL AUTHORITIES ON THE EXAMPLE OF SITES ADMINISTRATIONS OF THE CITIES OF CHELYABINSK AND MAGNITOGORSKSK

M.I. Nurmukhametova, G.G. Pavlova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

This article discusses the problem of information openness of municipal authorities on the example of sites of administrations of the cities of Chelyabinsk and Magnitogorsk. Analyzed their functionality, content useful and relevant content. A number of problems related to the above parameters were identified. Based on the conducted research, the authors propose several ways to solve the revealed problems.

Keywords: information transparency, the municipal authorities, the site of administration, Chelyabinsk, Magnitogorsk.

Одним из прав гражданина Российской Федерации является право свободно искать и получать информацию (ст. 29)1. Оно является одним из важнейших прав для становления института гражданского общества. Закрепляя это право, государство обязывает себя всячески содействовать его реализации. Более того, по Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить каждому гражданину страны возможность изучить законы и подзаконные акты, напрямую касающиеся его прав и свобод (ст. 24)2.

1 Конституция Российской Федерации. Гимн, герб и флаг Российской Федерации / сост. А. Б. Таранин. Москва : АСТ, 2019. С. 9.

2 Там же. С. 8.

В современном мире это демократическое право помогают реализовать информационные технологии, развитие которых поставило перед властью цель — развить информационную открытость и прозрачность всех государственных и муниципальных органов через СМИ, в первую очередь через Интернет.

В современном мире степень открытости власти на федеральном, региональном и местном уровнях является одним из важных показателей эффективности работы органов управления. Однако наиболее важен этот показатель на местном уровне, так как именно органы муниципального управления наиболее близки к населению.

Тема информационной открытости органов власти всех уровней стала весьма популярна для изучения. Так, данную тему изучали: О. В. Афанасьева [1], С. Е. Гасумова [2], А. А. Кривоухов [4],

Э. Ю. Майкова [5], А. С. Петречук [6], Хомяков [8] и др.

Начало информационной открытости было положено в конце XX в. на международном уровне1. В России конкретные шаги в этом направлении были сделаны в начале XXI в. Был принят ряд законов и нормативных правовых актов на федеральном уровне, которые устанавливали общий алгоритм доступа граждан и организаций к информации о деятельности органов власти на всех уровнях, определяли права и обязанности пользователей информацией, органов власти, регламентировали процедуру предоставления информации по запросу пользователя, определяли формы предоставления информации2.

1 Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию // Организация Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 10.09.2019); Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция) // Организация Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/ declconv/conventions/orhus.shtml (дата обращения: 10.09.2019).

2 Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления : Федер. закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 84602 (дата обращения: 01.10.2019); Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям : Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 424 г. Москва // Российская газета. URL: https:// rg.ru/2009/05/22/seti-dok.html (дата обращения: 8.10.2019); О внесении изменений в Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти : Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. № 936. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/96636 (дата обращения: 08.10.2019); О внесении изменений в Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти : Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. № 936. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96636 (дата обращения: 08.10.2019); Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти : Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. № 953 (с изм. и доп.). URL: https:// base.garant.ru/196682 (дата обращения: 08.10.2019); О Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления : Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 60 (с изм. и доп.). URL: https://base.garant.ru/6733682/ (дата обращения: 08.10.2019); Об утверждении Требований по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных

Субъекты РФ также издали локальные правовые акты. К примеру, в Челябинской области был издан закон, устанавливающий требования к перечню информации о деятельности Законодательного Собрания Челябинской области, Контрольно-счетной палаты Челябинской области, Правительства Челябинской области, губернатора Челябинской области, органов избирательной власти, избирательной комиссии Челябинской области и территориальных избирательных комиссий3. В связке с ним был принят ряд постановлений Законодательного Собрания4 и губернатора Челябинской области5.

С принятием Постановления губернатора по всей Челябинской области началась активная деятельность по созданию сайтов органов государственной и муниципальной власти. В пункте 5 постановления министерства информационных технологий и связи Челябинской области отмечается, что необходимо проводить ежеквартальный мониторинг сайтов администраций городских округов, муниципальных районов и органов исполнительной власти. Кроме того, по поручению главы области была разработана особая методика под названием «О методических положениях оценки официальных интернет-сайтов

систем общего пользования : Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.08.2009 № 104 // Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/3014/ (дата обращения: 08.10.2019); О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти : Приказ Минэкономразвития России от 16.11.2009 № 470 (ред. от 29.11.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_96333 (дата обращения: 08.10.2019).

30 порядке утверждения перечней информации о деятельности государственных органов Челябинской области, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет». URL: http://mininform74.ru/LegalActs/Show/103 (дата обращения: 09.10.2019)

4 О Перечнях информации о деятельности Законодательного Собрания Челябинской области и Контрольно-счетной палаты Челябинской области, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» : Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 24 июня 2010 г. 2391. URL: https://base.garant. ru/8774670/#friends (дата обращения: 08.10.2019).

5 Об обеспечении доступа к информации о деятельности Губернатора Челябинской области, Правительства Челябинской области и органов исполнительной власти Челябинской области, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет». URL: http://mininform74.ru/ LegalActs/Show/105 (дата обращения: 09.10.2019).

Правительства Челябинской области и органов исполнительной власти Челябинской области». Все результаты мониторингов должны выкладываться на сайте министерства. Однако ни одного результата мониторинга в открытых источниках найти не удалось.

На местах прослеживается гражданская пассивность населения, некомпетентность в правовых вопросах как глобального, так и бытового характера. Это вполне объяснимо, если проанализировать причины. Во-первых, имеет место значительное экономическое расслоение. Как следствие — складывается неравномерность обеспеченности населения современной техникой и навыками работы с ней. Во-вторых, личные характеристики населения (возраст, место жительства, профессия и т. д.) находят отражение в показателе доступа населения к Интернету.

Например, в Челябинской области, по данным статистики, в 2017 г. было зарегистрировано 72,1 абонентов фиксированного широкополосного доступа к Интернету в расчете на 100 человек населения [4]. Стоит отметить, что это достаточно высокий показатель, однако основной причиной неиспользования Интернета называется нежелание пользоваться или отсутствие интереса со стороны населения [4].

На сегодняшний день у органов местного самоуправления (МСУ) имеется перечень источников и инструментов для обеспечения доступа граждан к информации. Среди основных — печатные СМИ, новостные блоги либо сайты, местные телевизионные каналы, а также официальные сайты органов МСУ.

Однако, изучив предпочтения современного общества, можно сделать вывод о том, что основными источниками информации стали социальные сети и новостные интернет-порталы. Газеты, журналы, телевидение и радио постепенно теряют популярность. Поэтому органы МСУ должны поставить перед собой цель развить официальные сайты администраций муниципальных образований и соответствующие группы в социальных сетях. Постепенное достижение этой цели станет большим шагом к обеспечению информационной открытости МСУ.

Для оценки степени информационной открытости МСУ в Челябинской области нами были проанализированы два сайта самых крупных городов — Челябинска и Магнитогорска. Отбор информации проводился по следующим критериям: структура сайта, информация о формировании бюджета и о его исполнении, обратная связь, информация о представительных органах местного самоуправления, иностранные версии сайта, версия для слабовидящих, информация о развитии предпринимательства, муниципальных

учреждениях и о муниципальном заказе и дополнительные особенности сайта [3].

Проанализировав содержание сайтов администраций обоих городов, были выявлены несколько проблем:

Первая проблема — это недостаточная информативность и наглядность содержания сайта администрации г. Челябинска в ряде разделов. Данную проблему рассмотрим на примере содержания раздела «Администрация города». Структура управления представлена в виде схемы, где каждое подразделение не привязано к конкретному руководителю. Стоит отметить, что руководители представлены в отдельном подразделе, но здесь нет информации об адресе, приёмных часах, электронной почте приемной, зато отражено, чем тот или иной руководитель увлекается в нерабочее время. Также нет ссылок на подведомственные определённому руководителю отделы.

Вторая проблема — недостаточно актуальная информация. На сайте администрации г. Челябинска количество актуализированной информации меньше, чем на сайте администрации г. Магнитогорска (табл. 1).

Третья проблема — интерфейс и функциональность сайта администрации г. Челябинска. Чтобы найти информацию нужно постоянно прокручивать изображение на экране.

Четвертая проблема — функциональность и полезность информации на сайте. Основная масса информации сделана на обоих сайтах «для галочки». Только на сайте администрации г. Магнитогорска это не так очевидно из-за интересного интерфейса и большого количества переходных ссылок на сторонние ресурсы.

Пятая проблема — минимальное количество информации на сайте администрации г. Челябинска о туризме (табл. 2).

Шестая проблема — отсутствие (администрация г. Магнитогорска) или минимум информации (администрация г. Челябинска) о представительных органах власти (табл. 3).

Седьмая проблема — оба сайта не продвигаются в информационном пространстве как удобные платформы для получения полезной и нужной информации. На сайтах нет ссылок на страницы администраций в социальных сетях.

Таким образом, можно сделать вывод, что функционал сайта администрации г. Магнитогорска имеет некоторое преимущество над сайтом администрации г. Челябинска. Однако проблемы есть у обоих.

По итогам рассмотрения структуры и организации вышеназванных сайтов нами были разработаны следующие рекомендации для устранения выявленных недостатков:

Таблица 1

Сравнительный анализ содержания сайтов администраций г. Челябинска и г. Магнитогорска:

общая информация

Сайт администрации г. Челябинска Сайт администрации г. Магнитогорска

Раздел «Город Челябинск», содержащий информацию об административном делении, городской символики, городском уставе, истории Челябинска, почетных гражданах и современном Челябинске не обновлялся с 2016 г. В разделе «Администрация города»: • перечень структурных подразделений, местами не обновлён с 2012 и 2015 гг.; • регламент Администрации города не обновлялся с 2016 г.; • оценка регулирующего воздействия — нет обновлений с 2014 г. Раздел «Инвестиционная деятельность»: • подраздел «Новости» для предпринимателей обновлялся посланий раз в апреле 2019 г.; • сведения об инвестиционном климате города представлены инвестиционным паспортом за 2018 г.; • перечень инвестиционных проектов, реализуемых в Челябинске обновлен в 2018 г.; информация для помощи инвесторам обновлялась с 2016 до 2019 гг.; • планы создания инфраструктуры, где представлены графические планы создания транспортной и социальной инфраструктуры, создания энергетической и инженерной инфраструктуры не обновлялись с 2015 г. В разделе «Официальная информация»: •подраздел «Туризм»: туристский паспорт Челябинска на 2018 г., список гостиниц не обновлялся с 2016 г., туристические достопримечательности город также не обновлялся с 2016 и 2017 гг. Информация в разделах «Администрация города», «Социальная сфера», «Экономика и финансы», Бизнес и инвестиции» обновлена в 2018—2019 гг.

1. Для увеличения ежедневной полезности сайта для жителей города на стартовую страницу нужно добавить информацию, связанную с ограничениями движения на определённых участках дорог, пробках, а также поместить переходную ссылку на сайт Государственных услуг для записи к врачу.

2. Создать или возродить сообщество администрации города в социальных сетях, добавить переходную ссылку на официальный сайт в сообществе, разместить рекламу сайта и сообщества в социальных сетях, разместить ссылки на сообщество на сайте. Всё это позволит сделать их более популярными и привлечь молодежь.

3. Разместить на сайте полезную для жителей и гостей города информацию: афишу культурно-массовых мероприятий, достопримечательности города, расписание транспорта и прочее.

4. Для сайта администрации Челябинска — изменить интерфейс сайта, сделать его более удобным для использования, а также повысить популярность у пользователей.

5. Для развития туризма (сайт администрации г. Челябинска) стоит разработать интерактивные туристические карты, аудиогиды, составить список интересных достопримечательностей города с кратким описанием каждого, добавить ссылки на интересные видео о г. Челябинске, разместить перечень проверенных туристических агентств со ссылками на их сайты.

6. Обновить информацию на сайтах.

Выполнение этих рекомендаций позволит

сделать сайты администраций г. Челябинска и г. Магнитогорска более популярными, функциональными и эффективными, привлечет внимание жителей к городским новостям, повысит информационную открытость органов МСУ и уровень доверия населения к ним.

Таблица 2

Сравнительный анализ содержания сайтов администраций г. Челябинска и г. Магнитогорска: туризм

Сайт администрации г. Челябинска Сайт администрации г. Магнитогорска

В разделе «Официальная информация»: • перечень избирательных участков на территории города; • туризм (туристические и культурные объекты, доступные для посещения детьми в летний период 2019 г., туристский паспорт Челябинска на 2018 г., гостиницы Челябинска (нет обновлений с 2016 г.), туристические достопримечательности города Челябинска (нет обновлений с 2016,2017 гг.), инвесторам (не указано за какой год данные), детский туризм на Южном Урале (буклет не открылся)) В раздел «О городе»: • видео-ролики о городе; • интерактивная карта города; • ссылка на сайт бронирования отелей (booking.com); • сылка на сторонний специализированный сайт; • список компаний, предоставляющих услуги трансфера; «детский туризм на Южном Урала» — красочный буклет на 2019 г.; • туристическая карта Магнитогорска с краткими справками по его достопримечательностям, адресами заведений, которые будут интересны туристу, а также путеводитель по городу; • красочная презентация об экскурсиях как в самом городе, так и в его ближайших окрестностях); • перечень памятников (с фото) и фотогалерея. В разделе «Бизнес и инвестиции» есть подраздел «Точки роста бизнеса в сфере туризма и отдыха», содержащий: • систему взаимодействия органов местного самоуправления с инициаторами инвестиционных проектов в сфере туризма; • соглашение о сотрудничестве в сфере туризма, заключенное между администрацией города Магнитогорска, Магнитогорской городской общественной организацией по туризму «ПрофиТур» и ФГУП «Магнитогорское авиапредприятие» (нет обновлений с 2017 г.)

Таблица 3

Сравнительный анализ содержания сайтов Администраций г. Челябинска и г. Магнитогорска:

представительные органы власти

Сайт администрации г. Челябинска Сайт администрации г. Магнитогорска

Внизу страницы есть переходная ссылка на сайт Городской Думы Отсутствует

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьева, О. В. Информационная открытость и проблема устойчивого развития / О. В. Афанасьева // Вопросы философии. — 2012. — № 5. — С. 47—59.

2. Гасумова, С. Е. К проблеме информационной открытости органов местного самоуправления / С. Е. Гасунова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. — 2012. — № 1 (9). - С. 92-102. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17681129 (дата обращения: 14.10.2019).

3. Дубровская, Ю. В. Информационная открытость органов власти как важнейший критерий эффективности государственного и муниципального управления / Ю. В. Дубровская, К. С. Жаворон-кова // Государственное управление. — 2016. — № 55. — С. 58—75. — URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=25897253 (дата обращения: 09.10.2019).

4. Кривоухов, А. А. Доступ граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления / А. А. Кривоухов // Ученые записки Курского государственного университета. — 2013. — № 4 (28). - С. 1-3. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21197603 (дата обращения: 15.10.2019).

5. Майкова, Э. Ю. Тенденции развития местного самоуправления / Э. Ю. Майкова, Е. В. Симонова II Власть. — 2013. — № 6. — С. 130—133. — URL: https://www.isras.ru/index.php7page_ id=2384&id=1931&printmode (дата обращения: 16.10.2019).

6. Петречук, А. С. Правовое регулирование доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления / А. С. Петречук// Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2014. — Т. 14. — № 3. — С. 102—105. — URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=22024859 (дата обращения: 16.10.2019).

7. Сабельникова, М. А. Информационное общество в Российской Федерации. 2018 : стат. сб. / М. А. Сабельникова, Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова [и др.]. — Москва : Росстат : Высш. шк. экономики, 2018// Федеральная служба государственной статистики. — URL: https://www. gks.ru/free_doc/doc_2018/info-ob2018.pdf (дата обращения: 16.10.2019).

8. Хомяков, Э. Г. К вопросу об информационной открытости государственных органов и органов местного самоуправления / Э. Г. Хомяков // Вестник Удмуртского университета. — 2010. — № 2 (4). — С. 125-130. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15630775 (дата обращения: 13.10.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Нурмухаметова Мария Ильдаровна — магистрант факультета управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия, m_nurmukhametova@mail.ru

Павлова Галина Геннадьевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. galina.pavlova.7878@mail.ru

REFERENCES

1. Afanas'eva O.V. Informacionnaya otkrytost' i problema ustojchivogo razvitiya [Information openness and the problem of sustainable development]. Vopros filosofii [Questions of philosophy], 2012, no. 5, pp. 47-59. (In Russ.).

2. Gasumova S.E. К probleme informacionnoj otkrytosti organov mestnogo samoupravleniya [On the problem of information openness oflocal authorities]. VestnikPermskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya [Bulletin of the Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology], 2012, no. 1 (9), pp. 92—102. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17681129, accessed 14.10.2019. (In Russ.).

3. Dubrovskaya Yu.V. Informacionnaya otkrytost' organov vlasti kak vazhnejshij kriterij effektivnosti gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya [Information transparency of government as the most important criterion for the effectiveness of state and municipal government]. Gosudarstvennoe upravlenie [Public Administration], 2016, no. 55, pp. 58—75. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25897253, accessed 09.10.2019 (In Russ.).

4. Krivoukhov A.A. Dostup grazhdan k informacii о deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya [Access of citizens to information about the activities of local authorities]. Uchenye zapiski Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Uchenye zapiski. Electronic scientific journal ofKursk State University], 2013, no. 4 (28), pp. 1—3. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21197603, accessed 15.10.2019 (In Russ.).

5. Maykova E.Yu. Tendencii razvitiya mestnogo samoupravleniya [Local development trends self-government]. Vlast' [Power], 2013, no. 6, pp. 130—133. Available at: https://www.isras.ru/index.php7page_ id=2384&id=1931&, accessed 16.10.2019. (In Russ.).

6. Petrechuk A.S. Pravovoe regulirovanie dostupa k informacii о deyatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti i mestnogo samoupravleniya [Legal regulation of access to information about the activities of state authorities and local self-government]. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the South Ural State University], 2014, vol. 14, no. 3, pp. 102—105. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=22024859, accessed 16.10.2019. (In Russ.).

7. Sabel'nikova M.A. Informacionnoe obshchestvo v Rossijskoj Federacii. 2018 [Information Society in the Russian Federation. 2018]. Moscow, NIU VSHE Publ., 2018,195 p. Available at: https://www.gks.ru/free_doc/ doc_2018/info-ob2018.pdf, accessed 16.10.2019. (In Russ.).

8. Khomyakov E.G. К voprosu ob informacionnoj otkrytosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravleniya [On the issue of information openness of state bodies and local authorities]. Vestnik Udmurtskogo universiteta [Bulletin of the Udmurt University], 2010, no. 2 (4), pp. 125—130. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15630775, accessed 13.10.2019. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.