Научная статья на тему 'Проблема импортозамещения продовольственных товаров на примере кондитерской промышленности Белгородской области'

Проблема импортозамещения продовольственных товаров на примере кондитерской промышленности Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ / КОНДИТЕРСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ЭМБАРГО / СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ИМПОРТОЗА-МЕЩЕНИЯ В РЕГИОНЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубровина Т.А.

В данной статье рассматриваются проблема разработки механизма повышения конкурентоспособности промышленного предприятия при импортозамещении товаров. Особое внимание автора уделяется кондитерской промышленности на примере Белгородской области. После введения продовольственного эмбарго против украинской кондитерской продукции, экономическая ситуация кондитерской промышленности Российской Федерации изменилась, что повело за собой некоторые проблемы роста конкурентоспособности отечественных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дубровина Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема импортозамещения продовольственных товаров на примере кондитерской промышленности Белгородской области»

Дубровина Т.А., аспирант

Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова

ПРОБЛЕМА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НА ПРИМЕРЕ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

t.kos92@mail.ru

В данной статье рассматриваются проблема разработки механизма повышения конкурентоспособности промышленного предприятия при импортозамещении товаров. Особое внимание автора уделяется кондитерской промышленности на примере Белгородской области. После введения продовольственного эмбарго против украинской кондитерской продукции, экономическая ситуация кондитерской промышленности Российской Федерации изменилась, что повело за собой некоторые проблемы роста конкурентоспособности отечественных предприятий.

Ключевые слова: импортозамещение товаров, кондитерская промышленность, конкурентоспособность промышленного предприятия, продовольственное эмбарго; система развития импортоза-мещения в регионе.

Введение. В настоящее время термин им-портозамещения звучит в речи каждого политика Российской Федерации, так как этот процесс является наиболее важным для каждой отрасли промышленности страны. В предыдущих работах мною были рассмотрены понятия «конкурентоспособности промышленного предприятия» и «импортозамещения» [1], после чего я пришла к выводу, что проблема импортозаме-щения товаров влечет за собой еще ряд проблем, которые необходимо решать параллельно. После того как наша страна ввела продовольственное эмбарго против некоторых стран Евросоюза, наш рынок стал ориентированным на внутреннюю экономику. Это и понятно, так как первой проблемой импортозамещения является: направленность промышленных предприятий на внутренний рынок, что соответственно ведет к прекращению экспортной политики предприятия. Конечно, не стоит утверждать, что вся промышленность Российской Федерации направлена исключительно на политику импортозамеще-ния, но нужно учитывать и тот факт, что с каждым кварталом импортозаменяемой продукции становится все больше.

После того, как 20 марта 2014 г. США расширили список российских высокопоставленных должностных лиц, против которых они ввели санкции, а также ввели санкции против банка «Россия», и крупных российских бизнесменов, которых сочли связанными деловыми отношениями с президентом В.В. Путиным (Г.Н. Тимченко, братья А.Р. и Б.Р. Ротенберг, Ю.В. Ко-вальчук). Позже, 27 марта США приостановили сотрудничество с Россией в сфере борьбы с наркотиками, а также приостановили выдачу американским компаниям лицензий на экспорт в Россию «потенциально опасной продукции» [6].

Направленность отечественных предприятий на импортную политику непосредственно ведет за собой к снижению конкурентоспособности самого предприятия, а, следовательно, есть риск, что и выпускаемая продукция станет также низкокачественной, что повлечет за собой ее низкую конкурентоспособность.

Изучив зарубежный опыт политики импортозамещения, можно сделать вывод, что прибегая к использованию такой политики, выявляются следующие проблемы:

1. Реализация производимой продукции направлена только на внутреннюю экономику.

2. Конкурентоспособность предприятия снижается, в итоге на плаву остаются только фирмы-монополисты, а малый и средний бизнес исчезают.

3. Снижение эффективности национальной экономики.

Целью данной работы является изучение проблемы импортозамещения кондитерских товаров в Белгородской области и предложения по разработке механизма повышения конкурентоспособности промышленного предприятия в современных экономических условиях.

С проблемой импортозамещения работали многие как российские, так и зарубежные авторы, вот некоторые из них: Алтухов А.И., Боев В.Р., Клюкач В.А., Борхунов H.A., Буздалов И.Н., Крылатых Э.Н., Водянов A.A., Гордеев

A.B., Гончаров В.Д., Киселев С.В, Коровкин

B.П., Серков А.Ф., Тарасов В.И., Ушачев И.Г., Агирбов Ю.И., Фаминског И.П., Хлебутин Е.Б., Шмелев Г.И. и др., Линдсей Д.Е., Долан Э.Дж. и

др. [2].

Исследовав работы перечисленных ученых, можно сделать вывод, что в них был разработан механизм обеспечения продовольственной безопасности, а также в их работах были разрабо-

таны методы повышения конкурентоспособности промышленных отечественных предприятий, что привело к улучшению ситуации с продовольственным обеспечением российского населения.[3]

Импортозамещение можно рассматривать как один из механизмов повышения конкурентоспособности отечественного промышленного предприятия.

Методика. Конкурентоспособность предприятия зависит от своего окружения, как внешнего, так и внутреннего. Некоторые элементы внешнего окружения частично могут находиться под контролем самого предприятия, и завесить от целей и стратегий предприятия. В то время как другие (внутренние) элементы не зависят от какой-либо деятельности предприя-

тия, поэтому к ним необходимо приспосабливаться. Все внешнее окружение можно разделить на следующие факторы: общегосударственные, региональные и отраслевые.

Для более подробного определения, каким образом импортозамещения может повысить конкурентоспособность промышленного предприятия, можно составить механизм. Данный механизм преследует основную цель - повешение конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях введения ответных санкций. Для достижения поставленной цели необходимо провести ряд исследований, в ходе которых выявятся проблемы. Решения этих проблем приводятся в комплексе мероприятий, описанных в представленном механизме.

Цель: повышение конкурентоспособности предприятия

Анализ и выявление про-

Маркетинговое исследование

SWOT-анализ

Разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности

РБ8Т-анализ

Использование полных мощностей производства предприятия

Анализ конкурентов

Соответствие выпускаемой продукции требованиям ГОСТ

Исследование внутренней среды

Использование федеральных программ поддержки импотрозаме-

Использование ряда мероприятий социальной рекламы

Рис. 1. Механизм повышения конкурентоспособности предприятия

Способность промышленного предприятия соответствовать или превышать по каким-либо либо показателям своих конкурентов можно оценить с помощью экономических величин. Основными направлениями к управлению конкурентоспособностью предприятия являются привлечение новых инвесторов, ресурсов, а также непосредственно удовлетворение потребностей, а в настоящее время важной потребностью является социально-экономическая, в виде производимой продукцией предприятия. При условии выполнения вышеперечисленных направлений возникает возможность оценить

организационно-экономическую основу промышленного предприятия.

Основная часть. После введения западными странами санкции против Российской Федерации, что повело за собой ответные санкции в виде продовольственного эмбарго, многие российские банки стали активнее использовать политику кредитования импортозамещающих отраслей, таких как пищевая и сельскохозяйственная. Но существует и такие отрасли в кредитовании которым российские банки стали уделять меньшее внимание по сравнению с прошлыми годами. К таким отраслям относятся туристиче-

ская сфера и сфера авторынка. В целом можно сделать вывод, что политика кредитования переориентировалась с одних видов отраслей на другие, в связи с изменениями во внешней экономики. Данные о смене приоритетов приводит ИТАР ТАСС, которые были получены в ходе маркетингового исследования в виде опроса банкиров, а также при изучении отчетности по международным стандартам 50 крупнейших банков Российской Федерации. Несколько лет банками приоритет отдавался нефтяной отрасли, металлургии, финансовому сектору и телекоммуникациям, после введения экономических санкций и продовольственного эмбарго приоритеты изменились [4].

Проанализировав ситуацию на Белгородском рынке, можно увидеть, не значительные изменения. Так правительством Белгородской области было принято решение, еще задолго до введения против Российской Федерации экономических санкций западными странами, о направлении политики в сторону импортозаме-щения. Благодаря дальновидности Белгородских депутатов, рынок продовольственных товаров Белгородской области насыщен большим количеством ассортимента отечественной продукции.

Белгородским руководством было принято решение о создании комплексов животноводства с высокой производственной мощностью. Поэтому не удивительно, что нашу область называют «мясной столицей России».

Большинство таких документов в Белгородской области приняты и успешно действуют. Сельскохозяйственная отрасль региона уже сегодня готова работать в условиях введённых санкций и обеспечить другие регионы России продукцией белгородских сельхозтоваропроизводителей. По данным органов статистики, в 2013 году доля Белгородской области в общероссийском объёме произведённой продукции составила 4,27 %. При этом регион занял уверенное первое место по производству скота и птицы на убой в живом весе (12,3 %) и производству комбикормов (18 %).

В рамках экономического Совета состоялась встреча заместителя мэра — начальника департамента экономического развития Виталия Чехунова с предпринимательским сообществом Белгорода. Участники обсудили вопросы, связанные с инвестиционной деятельностью в областном центре и импортозамещением продукции белгородскими товаропроизводителями.

Заместитель начальника департамента -начальник управления экономического развития Игорь Русинов проинформировал, что Белгородская область на протяжении многих лет вхо-

дит в число первых десяти регионов с наименьшими инвестиционными рисками. Высокий уровень инвестиционной привлекательности показывает и Белгород как областной центр.

В прошлом году сумма инвестиций в основной капитал города превысила 30 млрд. рублей. Наблюдается рост инвестиций в химическом производстве, производстве пищевых продуктов, транспорте и связи, образовании. Анализ источников финансирования инвестиций показал, что основную их часть составляют собственные средства белгородских организаций. В 2013 году их объём достиг 13,9 млрд. рублей. Объём же привлечённых средств уменьшился на 7 млрд. рублей. В этой связи, подчеркнул Игорь Русинов, особое значение приобретает программа импортозамещения продукции. В 2013 году сумма ввезённых в область потребительских товаров составила более 20 млрд. рублей. Среди них молочная и мясная продукция, безалкогольные напитки, кондитерские изделия, растительное масло. Аналогичные товары с успехом производятся и на территории Белгорода.

Своё мнение о том, как увеличить объём белгородской продукции на местных рынках, высказали руководители Белгородского молочного комбината Раиса Костомицкая, ОАО «Колос» Игорь Фатьянов, кондитерской фабрики «Белогорье» Сергей Сиротенко, Белгородского хладокомбината Георгий Бузиашвили. Среди основных сдерживающих факторов они назвали дефицит качественного сырья, малый объём дотаций из областного и федерального бюджетов.

Продовольственный аспект современного социально-экономического общественного развития нашел особое отражение в Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности. В ней содержится прямое указание на необходимость обеспечивать каждому гражданину права на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание.

Так как кондитерская продукция является неотъемлемой частью продуктового портфеля современных потребителей, необходимо, чтобы продукция соответствовала не только требованиям сертификации систем менеджмента (ТУ, ГОСТ, ИСО 9001), но и социальным аспектам общества [5].

Выводы. Итак, подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что проблема им-портозамещения продовольственных товаров имеет место быть не только на региональных рынках, но также и на всем российском рынке. При изучении этой проблемы, выявляется еще несколько проблем немало важных для экономики Российской Федерации. К ним относятся

снижении конкуренции на внутреннем рынке, для решения этой проблемы был разработан механизм повышения конкурентоспособности промышленного предприятия, с учетом всех изменений на внешнем и внутреннем рынке пищевой и сельскохозяйственной отрасли. Следую-

щая проблема, к которой приводит политика импортозамещения - это снижение эффективности национальной экономики. Решение этой проблемы будет приведено и рассмотрено в других работах.

Этапы создания ценности предложения

Формирование социально-ценностного предложения потребителю -У -1 Трансляция социально-ценностного предложения потребителю —к —* Закрепление осознанной убежденности потребителя в социальной ценности предложения

Этапы потребительской мотивации

Эмоциональный аспект отношения потребителя к предприятию и его продукции -К -* Когнитивный аспект отношения потребителя к предприятию —к —У Поведенческий аспект потребителя, его намерения

Этапы потребительской лояльности

Удовлетворенность потребителя продукцией предприятия -У -1 Закрепление доверия потребителя к предприятию и продукции -У -1 Приверженность потребителя к предприятию и продукции

Направления социально- рыночной политики предприятия в контексте его функциональных

Рис. 2. Блоки социально-рыночной политики предприятия кондитерской промышленности

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Филип Котлер. Основы маркетинга. Перевод с английского В. Б. Боброва. Общая редакция и вступительная статья Е. М. Пеньковой. М.: Изд. Прогресс, 2011. 496 с.

2. Сучкова Н. А. Импортозамещение в продовольственном секторе России: диссертация кандидата экономических наук: М.. 2009. С. 5759.

3. Максимчук Е.В., Суворова А.А. Некоторые экономические аспекты импортозамещения // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 6. С. 109-112.

4. Банки РФ начали кредитовать импортозамещающие отрасли пищевой промышленности и сельского хозяйства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zol.ru/znews/showlinks (дата обращения: 24.09.2015)

5. Щетинина Е.Д., Дубровина Т.А. Социально-рыночная политика предприятий кондитерской промышленности // Белгородский экономический вестник. 2014. №4(76). С. 60-66.

6. Глаголев С.Н., Моисеев В.В. Сущность и основное содержание антироссийских санкций запада // Наукоемкие технологии и инновации: сб. докладов Юбилейной Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 60-летию БГТУ им.

B.Г. Шухова. Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. Ч. 7.

C.81-95.

Dubrovina T.A.

THE PROBLEM OF IMPORT SUBSTITUTION OF FOOD PRODUCTS ON THE EXAMPLE OF CONFECTIONERY INDUSTRY OF THE BELGOROD REGION

This article discusses the problem of the development of the mechanism of increase of competitiveness of industrial enterprises in import substitution products. Great attention is paid to the confectionery industry on the example of the Belgorod region. After the introduction of the food embargo against Ukrainian confectionery products, the economic situation of the confectionery industry of the Russian Federation has changed that led to some problems of competitiveness of domestic enterprises.

Key words: import substitution products, confectionery industry, industrial competitiveness, food embargoes; the system of development of import substitution in the region.

Дубровина Татьяна Александровна, аспирант кафедры маркетинга. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Адрес: Россия, 308012, Белгород, ул. Костюкова, д. 46. E-mail: t.kos92@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.