ФИЛОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 2. С. 204-206.
УДК 070
Е.А. Андреева
ПРОБЛЕМА ИМПЕРСКОГО СОЗНАНИЯ В ОЧЕРКАХ А. ПРОХАНОВА
Рассматривается очерковая проза А. А. Проханова в контексте имперской позиции публициста, анализируется идея государственности, раскрывается мировоззренческая основа творчества очеркиста, своеобразие национальной идеи.
Ключевые слова: отечественная журналистика, имперское сознание, оппозиция, русская идея, духовность.
В последнее время в различных слоях российского общества вновь обострилась идея национального возрождения России. Этому предшествовали как политические события, так и социальный кризис, который обозначился в нашем обществе. Свое видение национальных задач и пути выведения страны из состояния кризиса предлагает писатель и публицист Александр Проханов. В 2014 г. в серии «Московская коллекция» были напечатаны очерки А. Проханова «Замковый камень». В сборник вошли три авторских цикла: «Симфония “Пятой империи”», «Пасхальный свет русской истории» и «Замковый камень государства российского». Целью настоящей статьи является рассмотрение концепции национального возрождения в очерках А. Проханова в контексте имперской идеи.
Заметим, что позиция, которую высказывает Проханов, вызывает в критике ожесточенные споры. «Потрёпанный советский графоман, в котором вдруг узнали большого писателя», - так отзывается о Проханове и его произведениях современный литературный критик С. Беляков. Он считает очеркистику А. Проханова официозной, а самого автора старомодным. «Проханов витийствует о русском прорыве и “пятой империи”, а все вокруг говорят о доступной ипотеке. В наши дни это противоречие кажется уже трагическим, непреодолимым» [1]. Критик рассматривает русскую национальную идею как «сбережение народа», сформулированную И. Шуваловым и повторенную А. Солженицыным. Проханов - патриот и государственник, который «не обманывает и в самом деле верит в свой миф» [1].
Критикующий имперскую позицию А. Проханова Л. Данилкин обвиняет автора одновременно в «антисемитизме и образованности, вопиющем дурновкусии и расчетливой, холодноватой мудрости, склонности к позерству» [2].
В то же время книга Л. Данилкина «Человек с яйцом. Жизнь и мнения Александра Проханова», по мнению рецензентов, окончательно закрывает возможность воспринимать Проханова как «дрессированного медведя, как общенациональный жупел или профессионального клоуна от патриотических сил». Сознательным авторским движением книга зачем-то возвращает «советского графомана» в зону адекватного восприятия и безусловной «рукопожатности». В одном из интервью Л. Данилкин подчеркнул, что «Проханов остается фигурой по-настоящему крупной -сложной, порой комической и гротескной, но при всем том в высшей степени значимой и заметной» [2].
Исследователь творчества писателя М. Ерофеева концентрируется по большей части на стилевых характеристиках авторских текстов. По её мнению, проза в творчестве Проханова имеет определённые стилевые особенности, главная из которых - метафоричность текстов. «Для очерков Проханова действительно характерно усложненное восприятие действительности, ощущение возрастающего трагизма» [3].
© Е.А. Андреева, 2015
Проблема имперского сознания в очерках А. Проханова
205
Писатель отчетливо сформулировал свое понимание национальной идеи. Для него она заключается в возрождении имперского сознания, духовном оздоровлении нации, органичности русского бытия. Такое видение русской идеи логически вытекает из его понимания России как особого имперского мира. «Первая Киевско-Новгородская русская империя озарена именем Владимира Святого. Вторая империя - Московское царство -была создана радениями великого царя Ивана Васильевича Грозного. Третья, романовская империя - это империя Петра Великого. Четвёртая красная империя - империя великого Сталина. Сегодняшняя, пятая империя, незавершённая, зыбкая, неуклонно возводимая, связана с именем Путина» [4].
Автор полагает, что у России свой особый путь. «Метафизика русской истории говорит нам, что с приходом Путина в Кремль обнаружили себя синусоида русского возрождения, выход России из чёрной дыры, обретение исторического времени, в котором разгромленная Россия вновь проявляет себя как государство. Дух, что вновь влетел в русскую историю, свет, который вновь пронзил тёмную ночь крушения, этот божественный дух нёс в себе проект очередного русского возрождения» [4]. Во-вторых, антирусская политика западного мира и российских олигархов вызывает активное неприятие простого русского народа. И в-третьих, понимание национальной задачи сохранения нации связано у Проханова с «привнесением в порченое бытие, в оглохший и ослепший мир идеи божественной справедливости. Той, которой так не хватает русскому государству и по сей день. Справедливости, без которой государство, его вожди и правители оказываются отсечёнными от божественных замыслов, от райских смыслов, ради которых и созданы русская цивилизация, русский народ и русский человек, выполняющий всем народом и каждой отдельной жизнью великую заповедь построения справедливого, по небесным чертежам, бытия [4].
Проханов сознательно отказывается от принятого в теории журналистики деления на путевой, портретный и проблемный очерки. Называя свои тексты религиознофилософскими, он тем самым подчеркивает их значение для современной российской истории. Действительно, в своих очерках Проханов повторяет беллетристику, где соседствует реальное и вымышленное. Мировоззренческая позиция Проханова во многом смыкается с почвеннической позицией славянофилов, чьи работы дали обществу богатейший материал для восстановления чисто русского православного мировоззрения. Россия, русская нация, как считает Проханов, есть живой организм, созданный по замыслу Творца. В ее существовании ви-
дит он живейшее образование, доступное всем нравственным чувствам. Нация как организм нерукотворный и неповторимый есть замысел Творца, а не временный плод социальных формаций. В очерке «Пасхальный свет русской истории» одноименного цикла А. Проханов пишет: «Россия - мессианская страна», и «второй (наряду с еврейским) мессианский народ - это русский народ». Вместе с тем русская миссия - это евангельская мечта, провозглашенная старцем Филофеем в «Послании великому князю Василию», известная как теория и образ «Москва - третий Рим» [4]. Основными положениями концепции служат: христианская вера, неразрывность государства и церкви, концентрация имперской власти в руках монарха, персональная ответственность монарха за соблюдение евангельских заповедей. В «Пасхальном свете» у Проханова появляется новое словосочетание «божественная евангельская мечта». Идея са-кральности русской нации позволяет по-новому оценить духовную жизнь России, которая на протяжении всей истории была связана с православием.
Процессы нравственного оскудения в России, как считает Проханов, связаны с утратой государственной объединяющей идеи. При всех перекосах эта идея была основой русской государственности и в XIX в., и в сталинскую эпоху. Добавим, что даже в так называемую застойную эпоху все же прослеживались какие-то общие черты, цементирующие нацию.
Так, национальный концепт США ‘американская мечта’, унаследованный американцами от предыдущих столетий, по сей день эксплуатируется политиками и литераторами, оставаясь стержневой мировоззренческой концепцией современной духовной жизни США, «предоставляющей каждому американцу обоснованную надежду на равенство возможностей в стремлении к индивидуальному успеху и счастью» [5].
Простая на первый взгляд идеологическая модель, сулящая «каждой кухарке открытую дорогу в Белый Дом», несколько столетий неизменно объединяет вокруг себя потомков людей разного этнического происхождения. Свое документальное оформление понятие «американская мечта» получило в тексте Декларации независимости США XVII в. Этот официальный документ провозгласил неотъемлемые права личности «на жизнь, на свободу и стремление к счастью», опираясь на теорию англичанина Дж. Локка.
Так, А. Проханов предлагает закрепить за доктриной имперского государства идеологическое превосходство, а за Россией - образ «Пятой империи» с характерной для империи политико-территориальной системой. Понятие, отдаленно созвучное с концепцией национальной «американской мечты».
206
Е.А. Андреева
Духовное возрождение России и российского социума невозможно и неотделимо, по мысли писателя, от проблемы возрождения русского национального сознания. Он подчеркивает, что национально-культурные ценности есть составляющая часть общечеловеческих ценностей. Русский народ - исторически сложившееся государственное ядро, его судьба определяет судьбу России. За многие века определение «русский» срослось с «российским». Но именно русская нация в историческом прошлом государства была наиболее страдающей. Более того, полагает он, весь XX в. шло уничтожение русской нации, а также ее духа и нравственного здоровья. Возрождение национального самосознания невозможно, по мысли
А. Проханова, без патриотизма - чувства органического и естественного. Не случайно в книге «Симфония "Пятой империи”» Проханов подчеркивает значение патриотического самосознания для возрождения России, называя новые патриотические силы «садовниками “Пятой империи”». «Их надо
искать в национальном бизнесе, который, вопреки произволу чиновников, использует сверхсовременные технологии, строит предприятия в городах и селах, восстанавливая рухнувшую экономику. Эта элита появляется в патриотических партиях, провозглашающих “проекты сбережения народа”... В культуре, где сильны патриотические веяния, возникают писатели-державники, режиссеры - певцы страны, художники - носители имперского сознания. Церковь все смелее осеняет крестом все созидательные тенденции общества. Наука, “вырабатывающая концепцию развития”, рождает молодую когорту ученых-патриотов. Сама
власть, обремененная наследием прошлого, нерешительная, “повязанная” семьей и Америкой, несет в себе тенденции возрождения, обнаруживает в противоречивой политике зерна державности» [6].
Огромное значение в возрождении национального сознания А. Проханов отводит православной церкви. Не случайно он обращается к идеям русского философа Н. Фёдорова, в частности, к его «Философии общего дела». В основе философии Фёдорова
лежит категория родства, семейственность. Человечество мыслится как братство сынов, помнящих отцов. При этом именно сынов-ство является здесь фундаментальным отношением, ибо «только по отцу люди братья». Этому отношению сыновства Фёдоров придаёт космическое значение, усматривая его в Триедином Боге - Святой Троице (где Бог Сын и Святой Дух стоят в отношениях сыновних к Богу Отцу), которому должно уподобиться человечество. Человек для Фёдорова - не автономная личность, но «сын человеческий», сущностно связанный с родом, предками. В современном «общем деле» найдется место «инженеру и пастырю, художнику и педагогу, воину и лидеру партии», ибо эта идея является «гарантом выживания и развития. Охранителем священной “русской цивилизации”» [6].
Таким образом, концепция национального возрождения А. Проханова в контексте русской идеи может быть определена как имперский национальный патриотизм. Ее основное содержание сводится к нескольким ключевым положениям. Это понимание России как самобытной цивилизации. Это духовно-нравственное исцеление русского народа и оздоровление общества на основе возрождения русского имперского сознания.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Беляков С. Проханов. Апология злодея. URL: http://www.chaskor.ru/article/prohanov_apologiya_ zlodeya_8243 (дата обращения: 22.02.2015).
[2] Данилкин Л. Пинг-понг не по правилам. URL: http://www.rg.ru/2007/09/26/danilkin.html (дата обращения: 22.02.2015).
[3] Ерофеева М. Проза А.А. Проханова (Проблематика и поэтика). URL: http://www.dissercat. com/content/proza-aa-prokhanova (дата обращения: 22.02.2015).
[4] Проханов А. Замковый камень. URL: http:// newsland.com/news/detail/id/1297166/ (дата обращения: 22.02.2015).
[5] Проханов А. Алюминиевое лицо. Замковый камень. М. : Центрполиграф, 2014. С. 56.
[6] Проханов А. Симфония «Пятой империи». URL: http://forum-msk.org/material/society/11610. html (дата обращения: 24.02.2015).