Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ'

ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАДАЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ / УСТАНОВЛЕНИЕ ФАКТА РЕГИСТРАЦИИ РОЖДЕНИЯ / ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомичева А. К.

В статье рассматриваются предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, позволяющие использовать судебную процедуру для установления факта рождения совершеннолетних граждан. Предлагается внесение изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», нацеленного на преодоление существующего пробела в законодательстве в виде отсутствия процедуры установления факта рождения неизвестных граждан, достигших совершеннолетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ»

А.К. Фомичева

ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

В статье рассматриваются предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, позволяющие использовать судебную процедуру для установления факта рождения совершеннолетних граждан. Предлагается внесение изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», нацеленного на преодоление существующего пробела в законодательстве в виде отсутствия процедуры установления факта рождения неизвестных граждан, достигших совершеннолетия.

Ключевые слова: Лица, страдающие психическими расстройствами, установление факта регистрации рождения, психиатрическая больница, уполномоченный по правам человека, права человека.

Некоторые люди, страдающие психическими заболеваниями, практически не могут говорить, не помнят свое прошлое, не могут сказать собственное имя. Когда таких людей обнаруживают без документов, удостоверяющих личность, полиса обязательного медицинского страхования и каких-либо других документов, они поступают в больницу, которая инициирует проведение Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствующем субъекте предусмотренных для таких случаев оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, личность человека удается установить, но не всегда.

Проблема документирования лиц, пребывающих длительное время в психиатрических (психоневрологических) больницах, является крайне актуальной, поскольку в связи с особенностью заболевания при поступлении в учреждение пациенты сообщают о себе противоречивые либо недостоверные сведения, затрудняются назвать персональные данные (фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, наличие гражданства и так далее). Присвоение юридического статуса лицам, которые утратили социальные связи, личность которых не установлена и которые в силу ряда причин не могут предоставить о себе сведения для идентификации, необходимо для реализации их прав, обеспечения возможности их дальнейшего жизнеустройства, поддержания социальных связей, дальнейшей реабилитации и социализации. Отсутствие каких-либо правоустанавливающих документов, сведений, подтверждающих факт рождения, неурегулированность правового статуса ставит под сомнение способность с позиции закона защитить права и интересы человека. Как минимум, такие люди лишены возможности получения социальной помощи от государства, права на социальное, медицинское и пенсионное обеспечение. При этом люди, страдающие психическими расстройствами, особенно нуждаются в защите своих прав, свобод и законных интересов, так как зачастую они не понимают, что их права нарушаются.

Защита прав пациентов, находящихся в государственных учреждениях здравоохранения психиатрического профиля, является одним из направлений деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. В 2019 году при посещении уполномоченным по правам человека в Курганской области Государственного казенного учреждения «Курганская областная психоневрологическая больница» к нему обратился главный врач с просьбой оказать содействие в решении крайне неординарного вопроса, связанного с пребыванием в больнице на протяжении длительного времени (более десяти лет) лиц, личности которых не удалось установить посредством исчерпывающих оперативно-розыскных мероприятий и которые не имеют медицинских показаний для пребывания в лечебном учреждении данного типа.

В силу своего психического состояния сами лица не могут проинформировать о своей личности, в бытовом плане беспомощны, не в состоянии удовлетворить простые жизненные потребности. В связи с этим выписать их куда-либо без документов, без средств к существованию не представляется возможным. Медицинские показания для их пребывания в больнице отсутствуют, и они должны быть переведены в психоневрологический интернат, что, однако, не может быть сделано в силу отсутствия идентифицирующих их личность документов.

В ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий личности вышеуказанных неизвестных так и не были установлены, в отношении некоторых дела по установлению личности были прекращены по

© Фомичева А.К., 2021.

срокам давности. Таким образом, никакими имеющимися способами установить их личности оказалось невозможным.

Указанные лица в силу отсутствия какого-либо правового статуса фактически лишены возможности законодательной защиты и каких-либо гражданских прав. При этом у проблемы есть и совершенно практический аспект. Данные лица в силу своего психического состояния не нуждаются в медикаментозном лечении в психиатрическом стационаре, однако они не могут быть выписаны или переведены в психоневрологический интернат, так как для этого необходимы удостоверяющие личность документы.

Тщательное изучение законодательства показало, что готового алгоритма действия применительно к имеющейся ситуации в нем нет. При этом действующим законодательством предусмотрено документирование граждан по месту жительства,[4] которое производится в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», Приказа МВД России от 16 ноября 2020 года № 773 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Заявителями являются граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста, или законные представители признанных в установленном порядке недееспособными граждан Российской Федерации, обратившиеся с заявлением о выдаче (замене) паспорта.[5]

Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги в виде получения паспорта по достижении 14-летнего возраста или в иных случаях получения паспорта впервые, включает в себя, в том числе, свидетельство о рождении; документы, необходимые для проставления отметок в паспорте; документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации и другие. Соответствующие документы у рассматриваемых лиц отсутствуют.

Актуальной проблемой при документировании данной категории лиц является установление личности и принадлежности к гражданству Российской Федерации. В обязательный перечень документов для оформления паспорта гражданина Российской Федерации входит свидетельство о рождении, его отсутствие является причиной для отказа в оказании государственной услуги.

В то же время законодательством регулируется близкая по юридическому содержанию ситуация, а именно: определен порядок государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка. Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусмотрен порядок получения документа государственной регистрации рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более, на основании решения суда об установлении факта его рождения, в случае если такой документ отсутствует. [6]

Согласно нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установление фактов, имеющих юридическое значение, рассматривается судом в порядке особого производства.

В статье 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержится перечень дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в том числе суд рассматривает дела об установлении:

- родственных отношений;

- факта нахождения на иждивении;

- факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;

- факта признания отцовства;

- факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;

- и другие имеющие юридическое значение факты.[3]

При этом суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Согласно статье 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим данный факт, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

В соответствии со статьей 74 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» восстановление записей актов гражданского состояния производится органом ЗАГСа по месту составления утраченной записи акта гражданского состояния на основании решения суда, вступившего в законную силу.[1]

Руководствуясь пунктом 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.[2] Таким образом, установление юридического факта рождения повлечет юридические последствия для лица.

Следовательно, решение суда, вступившее в законную силу, об установлении факта рождения может служить основанием для государственной регистрации рождения лица и выдачи ему свидетельства о рождении.

В связи с тем, что заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, а конкретно рассматриваемые лица являются пациентами психоневрологической больницы, подать заявление в суд для установления факта рождения и факта постоянного проживания на территории субъекта Российской Федерации должно лечебное учреждение. На основании судебного решения отдел органа записи актов гражданского состояния по месту нахождения данных лиц вносит запись акта о рождении.

В случае отказа суда в принятии такого заявления, оно может быть подано прокуратурой соответствующего субъекта Российской Федерации в рамках прокурорского реагирования, как органа, осуществляющего надзор за исполнением федерального законодательства и соблюдением прав и свобод граждан.

Итак, проблема идентификации лиц, страдающих психическими расстройствами и неспособных сообщить о себе, в отношении которых выявлена невозможность идентификации личности посредством оперативно--розыскных мероприятий, может быть решена посредством осуществления предложенного алгоритма действий, который позволяет восстановить юридический статус таких лиц и вытекающие из него права, вернуть их под защиту закона. Однако следует отметить, что рассматриваемый алгоритм основан на применении к сложившейся ситуации аналогии закона, а именно: при отсутствии сведений о первичной государственной регистрации факта рождения был применен порядок государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка.

Преодолеть существующий пробел в виде отсутствия процедуры установления факта рождения неизвестных граждан, достигших совершеннолетия, позволит принятие соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Так, согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», при отсутствии оснований для государственной регистрации рождения, государственная регистрация рождения ребенка производится на основании решения суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной.[1] На основании изложенного предлагаем дополнить указанную статью частью 5, позволяющей использовать судебную процедуру для установления факта рождения совершеннолетних граждан.

Кроме того, предлагаем дополнить статью 14 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» частью 5.1, позволяющей произвести в случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, государственную регистрацию рождения лиц, страдающих психическими заболеваниями и находящихся на лечении в учреждениях здравоохранения психиатрического профиля, на основании судебного решения, устанавливающего факт рождения с присвоением условных персональных данных, факт проживания на территории Российской Федерации.

Библиографический список

1. Об актах гражданского состояния: Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ // Собрание законодательства. - 1997. - № 47. - Ст. 5340.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства. -1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.

4. Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828 // Собрание законодательства. - 1997. - № 28. - Ст. 3444.

5. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации: Приказом МВД России от 16 ноября 2020

г. № 773 [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской Федерации [сайт]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/documents/Reglaments (дата обращения 22.01.2021).

6. О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 16 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 7. - 2017.

ФОМИЧЕВА АННА КОНСТАНТИНОВНА - магистрант, Тюменский государственный университет, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.