Юриспруденция
УДК 34
РС! 10.21661/Г-466373 А.К. Елманова, К.И. Гобрусенко
Проблема идентификации иностранных публичных должностных лиц в сфере ПОД/ФТ
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы организации оптимизации идентификации иностранных публичных должностных лиц в интересах противодействия легализации (отмывания) преступных доходов, а также способы улучшения идентификации иностранных публичных должностных лиц на территории Российской Федерации с учетом Российского законодательства.
I Ключевые слова: противодействие легализации (отмыванию) доходов, иностранное публичное должностное лицо, финансовое расследование, законодательные акты, база данных.
A.K. Elmanova, K.I. Gobrusenko
The problem of identification of foreign public officials in combating the legalization (laundering) of the proceeds of crime and the financing of terrorism
Abstract
This article discusses the issues of optimization organization of identification of foreign public officials with the aim of countering legalization (laundering) of criminal proceeds as well as the ways to improve identification of foreign public officials on the territory of the Russian Federation taking into account the Russian legislation.
I Keywords: countering legalization (laundering) criminal proceeds, foreign public officials, financial investigation, legislative acts, data base.
В настоящее время в связи с глобальными переменами экономического, правового, идеологического и политического характера проблема борьбы с коррупционной деятельностью и противодействием легализации доходов, полученных приступ-ным путем, приобрела значительные масштабы, как на территории Российской Федерации, так и во всем мире.
Обращаясь к международному законодательству, а именно к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, коррупция определяется, как злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях.
В соответствии с Российским законодательством, а именно федеральным законом №273 от 25.12.2008, кор-
рупция определяется, как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, либо от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие отмыванию преступных доходов, полученных в результате совершения коррупционных
94
Интерактивная наука | 12 (22) • 2017
Legal studies
действии, является одной из приоритетных задач, стоящих перед всеми странами мирового сообщества.
Множество международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций (ООН), Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), группа ЭГМОНТ и другие, приняли конвенции и правовые акты, а также выпустили методические пособия, связанные с противодействием коррупции и отмыванием денежных средств, полученных незаконным путем.
Коррупцию и легализацию доходов, полученных незаконным путем, связывает то, что это взаимосвязанные действия, в связи с тем, что коррупция может выступать первоначальным источником денежных средств, которые в последствии необходимо легализовывать.
Коррупционные проявления, порождают опасные в социально-экономическом и политическом смысле последствия - «теневую экономику».
По нашему мнению, в целях активизации борьбы с коррупцией на общероссийской уровне, в первую очередь, необходимо выработать и принять меры по созданию межгосударственной (межведомственной) системы обеспечения сохранности бюджетных средств и средств компаний с государственным участием, которая призвана:
- не допустить участия в системе государственных закупок и выполнения крупных инвестиционных проектов организаций, аффилированных с должностными лицами, компаний - посредников, не располагающих средствами и ресурсами, замешанными в мошеннических действиях или участвующих в «теневых» схемах;
- обеспечить постоянный контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;
- в случае противоправных действий с бюджетными средствами, совместными действиями контрольных и правоохранительных органов обеспечить выявление виновных лиц, в том числе должностных, локализовать и минимизировать ущерб, установить места размещения похищенных активов и осуществить возврат в бюджет похищенных средств в максимально короткий срок.
Основу такой системы составляют межведомственные группы из числа представителей правоохранительных, контрольных и отраслевых органов исполнительной власти, которые позволяют в кратчайший срок осуществить координацию действий и минимизировать риски или последствия незаконных действий с бюджетными средствами. Вопросы антикоррупционной защиты неоднократно рассматривались Межведомственной рабочей группой по противодействию незаконным финансовым операциям под руководством помощника Президента Российской Федерации Е.М. Школова.
Отдельно хотелось бы обратить ваше внимание на то, что создаваемая система, должна нести в себе, в первую очередь, превентивный, профилактический характер, не позволяющий допускать незаконных действий со стороны должностных лиц.
Если говорить о банковском секторе Российской Федерации, то в соответствии с законодательными актами
установлено, что банки обязаны запрашивать необходимую информацию для идентификации иностранных публичных должностных лиц. Но проблема заключается в том, что в связи с различиями в законодательных актах различных государств нет единого конкретного определение публичного должностного лица, вследствие чего достаточно сложно отследить относится гражданин той или иной страны к этой категории лиц. Более того, иностранное публичное лицо может не сообщить о том, что оно таковым является. Это приводит к тому, что достаточно сложно произвести идентификацию самого лица и в том числе его ближних родственников.
В соответствии с рекомендациями Комитета Ассоциации Российских Банков по вопросам противодействия отмывания денег и финансирования терроризма, организации, осуществляющие операции с денежным средствами или иным имуществом, должны использовать для идентификации клиента документы и сведения, полученные от самого клиента, сведения, полученные в результате персонализированного изучения в сети интернет, официальные списки, если такие списки будут разработаны и доведены до организаций Росфинмони-торингом, Банком России и/или иными государственным органом, а так же возможно использование таких списков, созданных третьими лицами.
Учитывая тот факт, что на данный момент банковская сфера опирается на выше изложенные рекомендации в вопросах идентификации ИПДЛ, нельзя отрицать острую необходимость в создании уполномоченным органом - четкого регламента и единой базы по иностранным публичным должностным лицам.
На данный момент на рынке представлено несколько аналогичных продуктов, разработанных иностранными фирмами, которые не могут в полной мере учитывать специфику российского законодательства в порядке и параметрах определения категорий должностных лиц. В большей части данные существующие продукты ориентированы на специфику законодательства страны - разработчика и могут содержать не совсем корректную и не полную информацию, необходимую для идентификации лица с учетом специфики нашего законодательства. Кроме того подобные продукты, как правило, весьма дорогостоящие и лицензируемые, а необходимость использования большого количества копий данного программного продукта неизбежно приведет к большим бюджетным расходам.
Таким образом, разработка и интеграция отечественного подобного решения, точно настроенного на специфику российского законодательства, позволит при внедрении его в государственные организации и частный банковский сектор с целью обеспечения превентивных мер в сфере ПОД ФТ.
Данная база поможет создать необходимые списки по иностранным публичным должностным лицам для организаций, проводящих операции с денежными средствами или иным имуществом, а так же поможет проводить более точную идентификацию, как самого лица, так и его ближайших родственников.
Interactive science | 12 (22) • 2017
95
Юриспруденция
В предлагаемой единой базе по иностранным должностным лицам может быть собрана информация в соответствии с законодательными актами различных стран, что позволит собрать точную информацию о родах деятельности, попадающих под определение публичное
должностное лицо с учетом специфики данного определения в разных странах. Более того, так как во многих странах информация о публичных лицах не носит конфиденциальный характер, то возможно дополнение данной базы декларациями о доходах этих лиц.
Литература
1. Федеральный закон от 25.12.2008 №°273-Ф3 (ред. От 03.04.2017) «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 22.10.2017).
2. Рекомендации Комитета АРБ ПОД/ФТ «О реализации требований Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части выявления и контроля операций иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://arb.ru/b2b/docs/komitet_arb_pod_it_rekomendatsii_quot_o_ realizatsii_trebovaniy_federalnogo_zakon-411960/ (дата обращения: 22.10.2017).
References
1. Federal'nyi zakon ot 25.12.2008 273-FZ (red. Ot 03.04.2017) "O protivodeistvii korruptsii". Retrieved from http://www.consultant.ru/document/
2. Rekomendatsii Komiteta ARB POD. Retrieved from https://arb.ru/b2b/docs/komitet_arb_pod_ft_rekomendatsii_ quot_o_realizatsii_trebovaniy_federalnogo_zakon-411960/
^^^^^ 96 Интерактивная наука | 12 (22) • 2017