Научная статья на тему 'Проблема создания списков публичных должностных лиц в целях под/ФТ на основе технологии распределенных реестров'

Проблема создания списков публичных должностных лиц в целях под/ФТ на основе технологии распределенных реестров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
314
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / БЛОКЧЕЙН / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ / ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / POLITICALLY EXPOSED PERSONS (PEP) / BLOCKCHAIN / AML/CFT / ANTI-CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лоскутов И.Н., Иванов Ф.К.

В работе обобщаются проблемы использования специализированных программных решений для выявления публичных должностных лиц в целях исполнения организациями требований международных и национальных стандартов в сфере ПОД/ФТ. Делается вывод о необходимости создания простого, но эффективного решения для указанных целей. В качестве варианта подобного решения предлагается создание децентрализованного реестра публичных должностных лиц на основе технологии блокчейн, и обосновывается целесообразность такого метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лоскутов И.Н., Иванов Ф.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article summarizes the problems of using specialized software solutions to identify politically exposed persons in order to fulfill the requirements of international and national standards in the field of AML/CFT. It is concluded that it is necessary to create a simple but effective solution for these purposes. As a variant of such a solution, a decentralized register of public officials based on blockchain technology is proposed and the expediency of such a method is justified.

Текст научной работы на тему «Проблема создания списков публичных должностных лиц в целях под/ФТ на основе технологии распределенных реестров»

Лоскутов И.Н.,

руководитель МРУ Росфинмониторинга по СЗФО, заведующий базовой кафедрой « Финансовый мониторинг» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета им. Петра Великого (СПбГПУ) E-mail: loskutov.in@gmail.com Иванов Ф.К.,

заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО, преподаватель Санкт-Петербургского государственного политехнического университета им. Петра Великого (СПбГПУ) E-mail: fedor-ivanov@mail.ru

ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СПИСКОВ ПУБЛИЧНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

В ЦЕЛЯХ ПОД/ФТ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ РЕЕСТРОВ

В работе обобщаются проблемы использования специализированных программных решений для выявления публичных должностных лиц в целях исполнения организациями требований международных и национальных стандартов в сфере ПОД/ФТ. Делается вывод о необходимости создания простого, но эффективного решения для указанных целей. В качестве варианта подобного решения предлагается создание децентрализованного реестра публичных должностных лиц на основе технологии блокчейн, и обосновывается целесообразность такого метода.

Ключевые слова: публичные должностные лица, блокчейн, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, противодействие коррупции.

I.N. Loskutov, F.K. Ivanov

PROBLEMS OF CREATING LISTS OF POLITICALLY EXPOSED PERSONS FOR AML/CFT PURPOSES ON THE BASIS OF BLOCKCHAIN TECHNOLOGY

The article summarizes the problems of using specialized software solutions to

identify politically exposed persons in order to fulfill the requirements of international and national standards in the field of AML/CFT. It is concluded that it is necessary to create a simple but effective solution for these purposes. As a variant of such a solution, a decentralized register of public officials based on blockchain technology is proposed and the expediency of such a method is justified.

Keywords: Politically exposed persons (PEP), blockchain, AML/CFT, anticorruption.

Основой как российского, так и международного антиотмывочного законодательства является принцип «знай своего клиента». Стандарты о проведении надлежащей проверки клиентов (далее - НПК) для соответствия международным требованиям по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее -ПОД/ФТ) содержит десятая рекомендация ФАТФ1, а непосредственно в Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) устанавливает эти обязанности как одни из первоочередных для организаций - субъектов национального антиотмывочного законодательства.

Противодействие отмыванию преступных доходов тесно связано с противодействием коррупции. Коррупция и взяточничество являются преступлениями, в том числе согласно межударным антиот-мывочным стандартам, а термин «отмывание преступных доходов» упоминается в ст. 6 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, ст. ст. 7 и 8 которой посвящены борьбе с коррупцией и противодействию коррупционным преступлениям.

В свою очередь, Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003 г. устанавливает категории лиц с коррупционными рисками, куда входят публичные долж-

1 Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force)

ностные лица международных организаций, государственные и иностранные публичные должностные лица.

Согласно Конвенции к публичному должностному лицу относится любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица, а также любое другое лицо, выполняющее какую-нибудь публичную функцию1.

Требования по идентификации публичных должностных лиц, установление источника их дохода, будь то сам клиент или конечный бенефициар, а также учет данного статуса при обслуживании содержатся и в рекомендации ФАТФ № 12.

В России для целей противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, ст. 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ также устанавливает обязанность принимать все возможные меры по выявлению среди находящихся на обслуживании клиентов публичных должностных лиц, в том числе иностранных и публичных должностных лиц международных организаций.

При этом российское законодательство о ПОД/ФТ трактует понятие публичного должностного лица существенно уже, нежели определено в Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 г., ограничивая их государственными должностями Российской Федерации, должностями членов Совета директоров ЦБ РФ, федеральной государственной службы, назначаемых Президентом РФ и Правительством РФ, должностями в ЦБ РФ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом РФ.

В полном соответствии с требованиями 12-й рекомендации ФАТФ от субъектов антиотмывочного законодательства

требуется уделять повышенное внимание операциям, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации публичным должностным лицам и их род-ственникам2

Таким образом, несмотря на существенно ограниченный круг лиц, которые подпадают под определение публичного должностного лица, для полноценного исполнения законодательства о ПОД/ФТ организациями - субъектам антиотмывочно-го законодательства необходимо иметь в распоряжении актуальную информацию о лицах, которые так или иначе могут быть расценены как ПДЛ или ИПДЛ и иметь возможность оперативного выявления их родственников, в том числе не ближайших.

Борьба с коррупцией, как и борьба с отмыванием преступных доходов, является комплексной задачей, успешное решение которой напрямую зависит от функционирования всех элементов системы. Процедуры НПК неразрывно связаны с полноценным и неформальным выявлением публичных должностных лиц, однако, в отличие от лиц, причастных к экстремистской деятельности и терроризму, перечень которых ведет Росфинмониторинг, в России не существует какого-либо установленного законом списка публичных должностных лиц. Это связано с различной правовой природой требований к особому контролю за указанными лицами, т.к. попадание в перечень, причастных к экстремистской деятельности и терроризму возможно лишь на основании решения суда и влечет за собой существенное ограничение прав.

Ввиду отсутствия установленных законом или иным нормативно-правовым актом списков публичных должностных лиц, организации вынуждены прибегать к имеющимся на рынке коммерческим ре-

1 Конвенция Организации Объединенных Наций

против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.), ст. 2.

Под родственниками понимаются супруги, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц, в случае если они находятся на обслуживании в кредитной организации.

шениям, предлагаемым как российскими, так и зарубежными компаниями или же вести собственные списки. Современные ЛМЬ-решения уже включают модули по выявлению клиентов из списков «особого контроля».

На данный момент на рынке представлены как комплексные AML-решения, так и специфические продукты, упрощающие проведение идентификации клиентов и представляющие организациям списки лиц особого контроля.

Все указанные системы характеризуются модульностью и расширяемостью. Стоимость эксплуатации и функционал (а также эффективность) напрямую зависят от количества модулей. При этом, как показывает практика, организации, относящиеся к малому бизнесу, указанными программными продуктами не пользуются, ввиду их дороговизны и неочевидности выгоды от использования, ведь Федеральный закон № 115-ФЗ предписывает лишь принимать все доступные в сложившихся обстоятельствах меры, направленные на выявление указанных лиц, а какие конкретно меры должны применяться, решает сама организация.

Ввиду указанной неоднозначности Банк России издал 27.06.2017 г. Методические рекомендации № 13-МР по выявлению подобных лиц и выполнению требований Федерального закона № 115-ФЗ при их приеме на обслуживание и обслуживании, где в том числе указал на необходимость использования при этом информации, размещаемой органами государственной власти России или иностранных государств на их официальных сайтах в сети Интернет.

Одним из основных недостатков представленных на рынке продуктов является отсутствие оперативного обновления списков особого внимания, ввиду того что списки обновляются в плановом порядке администратором системы и могут не быть актуальными в конкретный период. Данный факт, который очевиден пользователям, сильно снижает привлекательность систем с точки зрения важности их внедрения и приводит к риску формального ис-

полнения обязанности по выявлению ПДЛ и ИПДЛ организациями, что снижает эффективность национальной антиотмывоч-ной и антикоррупционной систем.

Необходимо отметить, что повышать уровень выявления ПДЛ необходимо не только путем наложения установленных законом обязанностей, но и путем вовлечения организаций и их сотрудников в процесс борьбы с коррупцией и отмыванием денег.

Прием на обслуживание лиц особого контроля без проведения надлежащих процедур установления источников происхождения денежных средств и применения мер повышенного внимания к их операциям может повлечь за собой наступление нежелательных последствий и для обслуживающей такое лицо финансовой организации, репутационных и финансовых издержек. Именно поэтому во всем мире ком-плаенс процедурам уделяется все больше и больше внимания со стороны финансовых и нефинансовых институтов.

Несмотря на относительно узкий перечень ПДЛ согласно положениям Федерального закона № 115-ФЗ, Конвенция ООН против коррупции относит к указанным лицам намного более широкий спектр различных служащих. В России все чаще случаются коррупционные скандалы, в которые, скорее всего, вовлекаются и обслуживающие коррупционеров финансовые организации. Для кредитных организаций становятся неприятным сюрпризом случаи раскрытия информации о клиентах крупных офшорных регистраторов на подобие Mossack Fonseca и Appleby, когда выясняется, что офшорные контрагенты подконтрольны публичным должностным лицам.

При этом продукта, который мог бы существенно снизить риски организации при приеме на обслуживание лица, не подпадающего под дефиниции Федерального закона № 115-ФЗ, но тем не менее подпадающего под сферу действия Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» не существует ввиду большого количества таких лиц.

Следовательно, можно сделать вывод об устаревании текущего подхода к веде-

нию списка ПДЛ и ИПДЛ, как концептуальному, так и технологическому, согласно которому списки доводятся до организаций компаниями, которые, зачастую не в состоянии оперативно обновить базы данных и представить сведения о лицах за пределами нормативных определений национального законодательства, которые тем не менее могут представлять риски для обслуживающих организаций и финансового сектора в целом.

2017 год ознаменовался взрывным ростом внимания общественности к крип-товалютам и технологии «блокчейн», на которой они основаны. Технология «блокчейн» - технология распределенных реестров. Впервые термин был использован в связи с криптовалютой «Биткоин» и в дальнейшем получил широкое распространение для обозначения технологии распределенных реестров.

База данных, основанная на подобной технологии, состоит из постоянно растущего списка упорядоченных записей -блоков. Каждый блок содержит ссылку на предыдущий блок. Применяемое шифрование гарантирует невозможность несанкционированной подмены блоков. Взломать такую систему теоретически возможно, однако на практике - фактически невы-

полнимо, из-за необходимости получения доступа ко всем блокам одновременно. Соответственно, доход от атаки вряд ли покроет огромные расходы на ее проведение.

Таким образом, технология «блок-чейн» дает возможность хранить данные о финансовых операциях, правах собственности, обязательствах, при наличии прозрачности и доступности для обозрения, надежно защищая от взлома и подделки.

Перспективность технологии подтверждается расширением сфер ее применения и лавинообразным ростом разработок с ее использованием, осуществляемых как бесчисленным количеством стартапов, так и крупнейшими 1Т-компаниями.

Данная технология как нельзя лучше подходит для создания единого реестра лиц особого контроля, т.к. позволяет создать систему «прозрачного» обмена информацией между ее участниками.

Плюсы подобного реестра на «блок-чейн» сводятся к возможности обновления информации о ПДЛ и ИПДЛ онлайн, не только силами администратора системы, но и с помощью ее участников.

Как уже говорилось выше, предлагаемые пользователям системы стоят дорого ввиду высоких затрат на их обслуживание, но при этом не до конца эффективны.

Классическая модель

Перспективная «Блокчейн» - модель

«Администратор»

Пользователь Пользователь

1 2

Пользователь 3

«Ад министратор»

Рисунок 1

Система, основанная на технологии распределенных реестров, имеет следующие плюсы:

- низкая стоимость внедрения, хранения информации и обслуживания;

- моментальное обновление информации у всех пользователей без необходимости скачивать периодические обновления;

- возможность добавлять записи самим пользователям, которые могут быть видны всем одновременно еще до момента утверждения «администратором»;

- полная отказоустойчивость, т.к. функционирование базы данных и ее восстановление после краха не зависит от «администратора» ввиду отсутствия централизованного хранилища данных;

- устойчивость ко взлому и подмены информации на недостоверную.

Таким образом, технология «блок-чейн», на которой основаны криптовалю-ты, можно с успехом использовать для создания базы данных ПДЛ и ИПДЛ в целях борьбы с коррупцией и легализацией денежных средств, полученных преступным путем.

Вовлечение организаций - субъектов законодательства о ПОД/ФТ в наполнение базы данных лиц особого контроля позволит существенно повысить качество функ-

ционирования национальной антиотмы-вочной системы, в части существенного повышения количества выявляемых лиц, имеющих риски совершения коррупционных правонарушений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.).

2. 40 рекомендаций ФАТФ.

3. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

4. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. United Nations Convention Against Corruption (adopted by the United Nations General Assembly on 31 October 2003 by Resolution 58/4).

2. FATF 40 Recommendations.

3. Federal law no. 115-FZ of august 7, 2001 on countering the legalisation of illegal earnings (money laundering) and the financing of terrorism.

4. Federal law no. 273-FZ of December 25, 2008 on combating corruption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.