Научная статья на тему 'Проблема и модель организации эргономичной предметно-пространственной среды современного вуза'

Проблема и модель организации эргономичной предметно-пространственной среды современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРГОНОМИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ERGONOMICS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT / HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шенцова О.М.

В статье рассматривается проблема организации эргономичной предметно-пространственной среды современного вуза. Основное внимание автор акцентирует на принципах этой организации, которые легли в разработанную модель организации эргономичной предметно-пространственной среды вуза. А также останавливается на характеристиках стиля функционализм, который, по его мнению, является выходом для расширения и максимальной загруженности образовательных пространств в условиях финансового кризиса и оптимизации современных российских вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem and model of the organization of the ergonomic objective-spatial environment of a modern universityuniversities

The article deals with the problem of organizing the ergonomic objective-spatial environment of a modern university. The author focuses on the principles of this organization, which formed the developed model of the organization of the ergonomic subject-spatial environment of the university. He also dwells on the characteristics of the functionalism style, which, in his opinion, is a way out for expanding and maximally utilizing educational spaces in the context of the financial crisis and optimizing modern Russian universities

Текст научной работы на тему «Проблема и модель организации эргономичной предметно-пространственной среды современного вуза»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 3, 2019: 410-419

Проблема и модель организации эргономичной предметно-пространственной среды современного вуза

О.М. Шенцова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 69

South Ural State Humanitarian Pedagogical University

Lenin avenue, 69, Chelyabinsk 454080 Russia

e-mail: shenolga@yandex.ru

Ключевые слова: эргономика, образовательная среда, предметно-пространственная среда, высшее учебное заведение.

Key words: ergonomics, educational environment, subject-spatial environment, higher education institution.

Резюме: В статье рассматривается проблема организации эргономичной предметно-пространственной среды современного вуза. Основное внимание автор акцентирует на принципах этой организации, которые легли в разработанную модель организации эргономичной предметно-пространственной среды вуза. А также останавливается на характеристиках стиля функционализм, который, по его мнению, является выходом для расширения и максимальной загруженности образовательных пространств в условиях финансового кризиса и оптимизации современных российских вузов. Abstract: The article deals with the problem of organizing the ergonomic objective-spatial environment of a modern university. The author focuses on the principles of this organization, which formed the developed model of the organization of the ergonomic subject-spatial environment of the university. He also dwells on the characteristics of the functionalism style, which, in his opinion, is a way out for expanding and maximally utilizing educational spaces in the context of the financial crisis and optimizing modern Russian universities.

[Shentsova O.M. The problem and model of the organization of the ergonomic objective-spatial environment of a modern universityuniversities]

Сегодня в стремительно-меняющейся образовательной российской системы на ряду с изменением в системах высшего, среднеспециального и дополнительного образования профессионального содержания образовательных программ, разработки все новых актуальных компетенций, методических подходов, технологической модернизации на передний план выходит эстетически и функционально организованная предметно-пространственная среда российских вузов. Глобализация рынка образовательных услуг и сокращение федеральных субсидий диктуют условия оптимизации

популярной до недавнего времени системы университетских кампусов и интеграция образовательных учреждений в городскую среду.

Это происходит еще и потому, что «полноценный процесс профессионального развития вместе с тем предусматривает обогащение молодёжи ценностями культуры, создание соответствующих условий для просветительской деятельности педагога и развития мотивации на личностный и профессиональный рост» (Беккерман, 2018).

И в этой области ориентация в первую очередь идет на профессиональную архитектурно-дизайнерскую проектную деятельность архитекторов-дизайнеров, в задачу которой входит создание комфортного, эстетически-привлекательного образовательного пространства с учетом потребностей субъектов образовательного процесса в определенных условиях.

Одна из характеристик архитектурно-дизайнерского проектирования заключается в решении поставленных проектных задач и проблем. Итогом этой деятельности является понимание содержания проектирования эргономических, эстетических и функциональных объектов, которые в своем единстве организуют окружающую среду для людей. Существуют четыре группы требований к проектированию данных объектов: социальные, экономические,

функциональные, эргономические и эстетические.

Эргономические - требования, обеспечивающие соответствие среды возможностям человека и обуславливающие оптимизацию всей физической и психической нагрузки, а также затрат времени, связанных с получением полезного эффекта (Студопедия, 2017).

В архитектурно-дизайнерском формообразовании важно учитывать не только назначение предмета, но и характер его эксплуатации. В отличие от эргономики технического дизайна, где изучаются человек и его деятельность в условиях производства и где рассматривается система «человек-машина», для нас объектом изучения является система «изделие-человек-среда», где среда - это тот, предметный мир, который постоянно окружает человека и вне которого не может быть его существования (Усатая, Шенцова, 2008).

Невозможно проектировать предметный мир в отрыве от потребителя, в нашем случае студента, педагога, административного персонала и родителя, которым он должен соответствовать. Субъекты образовательной среды и сама среда не должны рассматриваться изолированно друг от друга, так как в субъектах проявляется предметность - навыки, привычки, стереотипы проходящей деятельности в образовательной среде, а в предметах проявляется очеловеченность - система свойств, которыми их наделяют субъекты, вовлекая в свою деятельность.

Поэтому основой архитектурно-дизайнерского проектирования образовательной среды является целостность системы «изделие-человек-среда». Для создания полноценной пространственно-предметной образовательной среды необходимы знания о самих субъектах этой среды, о том как они воспринимают окружающий мир, что воздействует на их чувства и что обеспечивает приспособленность окружения к потребностям субъектов. В решении этих вопросов помогает эргономика, предметом исследования которой является изучение соответствия свойств и качеств предметно-пространственной среды особенностям и потребностям человека (Усатая и др., 2016).

Эргономика - комплексная наука, она совмещает в себе несколько компонентов, которые могут выступать и как отдельные научные дисциплины. Среди таких компонентов можно выделить:

- психологию, которая совмещает в себе два раздела -психологию деятельности человека, изучающую условия работы в различных ситуациях (производство, быт); и психологию восприятия среды, которая изучает процесс воздействия среды на органы чувств человека;

- антропометрию - систему измерений человеческого тела в различных положениях, моторику движений человека, точность, направление;

- гигиену и санитарию условий обитания человека -необходимо обеспечить безвредные условия существования человека, защитить его от шума, грязи, пыли, токсичности материалов и прочих неблагоприятных факторов.

Систему «изделие-человек-среда» необходимо

комплексно анализировать, чтобы максимально учесть все человеческие факторы проектирования предметно-пространственной среды.

Под пространственно-предметным компонентом мы имеем ввиду взаимосвязь градостроительных, функциональных, объемно-планировочных и архитектурно-художественных параметров с элементами средового наполнения.

Принципы организации предметно-пространственной образовательной среды вузов:

- комплексность пространственной организации вуза: но комплексный характер не должен исключать самостоятельное территориальное расположение в структурном единстве образовательного пространства различных по профилю структурных (факультетов, кафедр, администрации, обслуживающих структурных подразделений);

- свобода внутреннего пространства, цель которой является активная коммуникация между участниками образовательного процесса (преподавателями, студентами, администрации вуза, родителями и др.), беспрепятственное проведение разного рода деятельности (образовательной, научной, производственной, общественной, социальной, творческой, трудовой, досуговой, оздоровительной и т.п.), легкая трансформируемость пространств, с целью организации образовательной среды для конкретного вида деятельности;

- наличие многофункциональных помещений в сооружении, в том числе центрального рекреационного пространства (холла) для активного общения участников образовательного процесса;

- связанность функциональных зон пространств, которая позволит участникам образовательного процесса беспрепятственно переходить от одного вида деятельности к другому или совмещать их;

- управляемость пространственно-предметной средой вуза субъектами образовательного процесса, которая позволяет функционально изменять различных предметы, в зависимости от условий образовательного процесса;

- организация среды как носителя символического сообщения, который связан с предоставлением дополнительной

актуальной информации субъектам образовательного процесса; наличие современных информационных и инновационных технических устройств в пространстве, удобство коммуникаций;

- экологичный и современный дизайн внутреннего пространства, включая предметно-вещевое наполнение и современное технологическое оборудование;

- преобладание функциональности пространственных и предметных "единиц" (оборудования, мебели и т.п.) над количественным показателем;

- индивидуализированность (персонализация) пространственно-предметной образовательной среды, которая дает право участникам образовательной среды на индивидуальную территорию в пространственно-предметной среде вуза;

- аутентичность пространственно-предметной образовательной среды обеспечивает функционирование субъектов образовательного процесса в наиболее благоприятном для них ритме, в соответствии с возрастом, полом, индивидуальными особенностями;

- разнообразие и сложность, которые предусматривают создание возможностей пространственного и предметного выбора всеми субъектами образовательного процесса;

- автономность среды, которая обеспечивает для всех субъектов образовательного процесса возможность жизнедеятельности в наиболее благоприятном для них ритме, соответствующем возрастным, индивидуальным и другим особенностям (Давыдов, Переверзев, 1976; Ковалев, Абрамова, 1996; Шенцова, Веремей, 2018).

Образовательные пространства вузов можно сгруппировать в следующие функциональные зоны (Пучков, 2019)

1. Учебные пространства, учитывающие специфику образовательного процесса и профессиональный профиль направлений подготовки (помещения для индивидуальных занятий и консультаций, малые аудитории, аудитории для семинаров, поточные аудитории, компьютерные классы и классы для дистанционного обучения, видеомостов, видеоконференций, многофункциональные трансформируемые

помещения, спецаудитории, т. п.).

2. Научно-исследовательские и научно-организационные пространства (лаборатории, экспериментальные

производственные помещения, помещения для проведения спецсеминаров и переговоров, кабинеты научных сотрудников, руководителей направлений, аспирантов и докторантов, информационные центры, библиотеки и хранилища и т.п.);

4. Административные и обслуживающие пространства (кабинеты руководителей, офисы отделов, комнаты переговоров, помещения для обеспечения функционирования и эксплуатации здания);

5. Социальные пространства (помещения для обеспечения питания, конференц-залы, актовые (концертные) залы, конгресс-холлы, выставочные центры и т.п.);

6. Коммуникационные пространства (холлы, коммуникационные и рекреационные пространства: крытые дворы, внутренние сады, коридоры помещения для организации активного отдыха и т.п.).

В условиях финансового кризиса и оптимизации современных российских вузов, для расширения и максимальной загруженности образовательных пространств мы видим выход в изменения стиля пространственно-предметной среды вуза по принципам функционализма:

1. Единство. Образовательные пространства должны создаваться как единая пространственно-предметная среда. Все элементы среды должны быть эстетически полноценными не за счет украшательства, а по своей сути.

2. Подчинение формы функции помещения, оборудования, предмета, соответствующей бытовым и производственным условиям жизни человека. Структурно-планировочное пространство вузов включает в себя разнофункциональные зоны. Поэтому организация пространства и форма предметного его наполнения должны соответствовать функции этих зон.

3. Практичность и долговечность. Так как вуз -общественное массово посещаемое учреждение рекомендуется в организации его пространственно-предметной среды использовать материал проверенный временем: камень, бетон,

кирпич, металл, дерево, стекло.

4. Неперегруженность пространства предметным наполнением. Помещения вуза должны быть светлыми, просторными с минимальным функциональным наполнением, что даст возможность увеличить функциональное использование пространства.

5. Минимальное декоративное оформление. С целью разгрузки пространства и концентрации внимания потребителей образовательных услуг на деятельности, проходящей в помещениях, пространственно-предметная среда вуза либо не должна содержать совсем, либо в минимальном количестве декоративные, украшающие элементы дизайна.

6. Функциональная трансформируемая мебель. Трансформируемая и мобильная учебная мебель позволяет создавать в одном помещении разные сценарии в соответствии с проходящими в нем мероприятиями и дает возможность многофункционального использования одного помещения.

7. Правильные пропорции, простая геометрия в пространстве. Детали интерьера должны быть пропорционально соизмеримы как друг с другом так и со всем пространством в целом.

8. Сдержанное цветовое оформление. Используют сдержанные пастельные тона или монохромию. Лишь могут появляться некоторые акцентные включения желтого, оранжевого, красного, черного, индиго цветов.

9. Эргономичность и экологичность. С целью создания удобства и безопасности пребывания студентов, преподавателей и административно-обслуживающего персонала в пространстве вуза, оно и его предметное наполнение должны соответствовать требованиям экологической безопасности.

10. Достаточная освещенность. В образовательном процессе свет имеет важное значение. Если естественного света недостаточно, необходимо компенсировать достаточными источниками искусственного освещения. Размещать источники искусственного освещения необходимо согласно функциональным зонам пространства, чтобы они максимально выполняли свою функцию: освещение рабочих зон, зон релаксации и т.д. (Шенцова, 2015).

Данный анализ проблемы позволил нам сформировать

следующую модель организации эргономичной предметно-пространственной среды вуза (схема 1.)

ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Шшвма пнл - ЯЗуЧ^-СБ дгнзддлгнд дбишс

ОбргагаНШЕОП!

процесса.;

- шт. уоазнй раяаты,

аЕрЯЯВШШаШ Гр5Д-±

Б г] 1'П?, ГНОСТЬ- Г ЕГЕгЕГп П ГПШГГ Гп[ПЧ

-швдшмбеншжии уаишн

дмдтеггъжастн (нсшэочежне ж др^тфездаседдзг-сс; озЕгарл, затярн:^ ид^тприз^ггл ьтрзныак'Е

- кп^де бьддвдвш устав™

= цюцессэ

^хгзюч^нх^ -л пр^дудрвдд^-н-з ^р-т--г---у Запоров, «ю-торжнагут Егэ&шыэшжц)

Лпрошяпрш -^ПрШЩШЕ

чнивечнаига таи

попа ими;

- учет наторшя дзка^-дй ч-змззг,

1ШШ1 напрашннжд

Грвд-П ГГР-ЖТЕДЬН = ;■ EKEE5Hri.lt к: Е

ые параметры ]5Е|ГрЭЕлЕ|[г

- ьаши-гкпюстъ -уч-ггны^

рЗЕИНЦШНЗ праг^алкгти;

стртпурвнх

- НМуЧН-З-

■согадгагепит

- акщлва к научла-

другой арганЕзаднаннк^:

протезиста;

саарулендшд

{цасгр-Еин. - ¿х нхнгтр зткзнь:^

ЕЫГТ-ЕЫЧН^Ы -л олглуэлз^нкиск

зал-шн. т-згтргин прогтражти;

-л;."

- оадд

- тралпнртн^ пронтражтш;

ЦСКТ1, ЛК-Э-П|

- : с- 1унжпащ] ншй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прог^аж-тт

КДпНДрЭЕЭЧНЬСг

"] инцишд

- ОаОТЕеТСТЕНЕ В0(1ЫЗТКЕК1£Е

даЕгиннтки; ииагафунщиа

- ид™™

ДМ -ни;

-упрашиемаеть гр^дэй;

[ОШИКВфОК

- эгкшаыж] гть -грады:

- рэз носбрл НЕ Н

спазэнс^ьгр^дь:

л

£

г В 71

Ё е

? Е н т

=

=

А|Щ[С1](Н1

Ь[ЕППрП>[Е1р1[ ПЭДВКИДЫ ПрЕЗ>[ЕТНОГЭ ХпЮЛПсШГЛ

--арт-Ехкзащи: ■псолднчгп^г

- лшшгнчнкй нса^ныйлнзё

дхзон;

- ктенинасть

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ

Схема 1. Модель организации современной эргономичной предметно-пространственной среды вуза.

Еще одна проблема - устаревшее оборудование. Замена

существующего устаревшего предметного наполнения на новое эргономичное функциональное, мобильное оборудование даст возможность трансформировать образовательные пространства в зависимости от протекающего вида деятельности в образовательном процессе.

Основной структурной единицей образовательного пространства в любом учебном заведении является рабочее место обучающегося. Это не просто стул или стол, но и их размещение в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся и вида происходящей деятельности.

Очень важно при размещении рабочих мест в учебном помещении учитывать форму коммуникации между участниками образовательного процесса (монолог преподавателя, диалог между участниками процесса).

ЛИТЕРАТУРА

Беккерман П.Б. 2018. Дополнительное образование как важный фактор достижения профессионально-творческого роста учащейся молодежи. - Мировоззрение в XXI веке. 1 (2): 10-12. Давыдов В.В., Переверзев Л.Б. 1976. К исследованию предметной среды для

детей. - Техническая эстетика. 2-3: 4-6. Ковалев Г.А., Абрамова Ю.Г. 1996. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы. В сб.: Учителю об экологии детства. М. С.189-199. Методическая организация архитектурно-дизайнерского проектирования. Основные этапы дизайн-проектирования среды. - Студопедия [Электронный ресурс]. - URL: https://studopedia.org/8-196295.html (04.11.2017)

Пучков М.В. Опыт пространственной организации современных университетских комплексов [Электронный ресурс] - URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/52774/1/UM_2011_2_005.pdf (22.02.2019)

Усатая Т.В., Шенцова О.М. 2008. Основы проектирования архитектурной

среды. - Магнитогорк. 150 с. Усатая Т.В., Шенцова О.М., Казанева Е.К. 2016. Основы теории формирования

среды. М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр». № гос. рег. 0321603092. Шенцова О.М. 2015. Геометрический вид, как свойство архитектурно-пространственных форм. - Архитектура. Строительство. Образование. 2 (6): 46-52.

Шенцова О.М., Веремей О.М. 2018. Формирование образовательной среды вузов творческой направленности включая предметно-

пространственный компонент. - Альма матер (Вестник высшей школы). 9: 115-120.

Shentsova O.M., Bekkerman P.B., Besedina I.V., Demenev D.N., Tolpinskaya T.P. 2018. Psychological-pedagogical aspect of creative self-realization in the context of personal and professional formation of a specialist in the field of culture and art. -The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. 8 (S-SPTMSPCL): 2024-2031.

Получена /Received: 28.02.2019 Принята/Accepted: 06.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.