Научная статья на тему 'Выявление предметно-пространственных предпочтений студентов вузов в образовательной среде'

Выявление предметно-пространственных предпочтений студентов вузов в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕРЬЕРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL DESIGN / INTERIOR PSYCHOLOGY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шенцова Ольга Михайловна

Статья посвящена исследованиям в области психологии дизайна, влиянию предметно-пространственной образовательной среды на психологическое состояние человека. В рамках исследования было проведено анкетирование обучающихся Магнитогорского государственного технического университете им. Г.И. Носова (МГТУ им. Г.И. Носова) с целью выявления предметно-пространственных предпочтений, представлены результаты и их анализ. Проанализировав мировой опыт образовательного дизайна вузов, предпочтения потребителей образовательного процесса различных психологических типов, нами выявлены основные принципы предметно-пространственной организации образовательной среды вузов, которые были применены в процессе проектирования внутренних пространств МГТУ им. Г.И. Носова. Использование данных принципов, по нашему мнению, приведет к тому, что предметно-пространственная образовательная среда будет эмоционально-комфортной, функционально удобной и защищенной для всех потребителей образовательного процесса, а также будет стимулировать внутренние силы и творческий потенциал субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шенцова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification of subject-spatial preferences of university students in the educational environment

The article is devoted to research in the field of design psychology, the influence of the subject-spatial educational environment on the psychological state of a person. As part of the study, a survey of students from Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov (MSTU named after G.I. Nosov) in order to identify spatial preferences, presents the results and their analysis. After analyzing the world experience of educational design of universities, the preferences of consumers of the educational process of various psychological types, we identified the basic principles of the subject-spatial organization of the educational environment of universities, which were applied in the design process of the internal spaces of MSTU named after G.I. Nosov. The use of these principles, in our opinion, will lead to the fact that the subject-spatial educational environment will be emotionally comfortable, functionally convenient and protected for all consumers of the educational process, as well as stimulate the internal forces and creative potential of the subjects of the educational process aimed at high learning outcome activities.

Текст научной работы на тему «Выявление предметно-пространственных предпочтений студентов вузов в образовательной среде»

Педагогика и психология образования. 2019. № 3 DOI: 10.31862/2500-297Х-2019-3-167-179

О.М. Шенцова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 454080 г. Челябинск, Российская Федерация

Выявление

предметно-пространственных предпочтений студентов вузов в образовательной среде

Статья посвящена исследованиям в области психологии дизайна, влиянию предметно-пространственной образовательной среды на психологическое состояние человека. В рамках исследования было проведено анкетирование обучающихся Магнитогорского государственного технического университете им. Г.И. Носова (МГТУ им. Г.И. Носова) с целью выявления предметно-пространственных предпочтений, представлены результаты и их анализ. Проанализировав мировой опыт образовательного дизайна вузов, предпочтения потребителей образовательного процесса различных психологических типов, нами выявлены основные принципы предметно-пространственной организации образовательной среды вузов, которые были применены в процессе проектирования внутренних пространств МГТУ им. Г.И. Носова. Использование данных принципов, по нашему мнению, приведет к тому, что предметно-пространственная образовательная среда будет эмоционально-комфортной, функционально удобной и защищенной для всех потребителей образовательного процесса, а также будет стимулировать внутренние силы и творческий потенциал субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: предметно-пространственная среда, психологический дизайн, психология интерьера, образовательная среда, образовательное пространство

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Шенцова О.М. Выявление предметно-пространственных предпочтений студентов вузов в образовательной среде // Педагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 167-179. DOI: 10.31862/2500-297Х-2019-3-167-179

© Шенцова О.М., 2019

® I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License K^k^HS^^B The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

4 g

Ф и

I _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3

DOI: 10.31862/2500-297X-2019-3-167-179 O. Shentsova

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, 454080, Russian Federation

Identification of subject-spatial preferences

of university students

in the educational environment

The article is devoted to research in the field of design psychology, the influence of the subject-spatial educational environment on the psychological state of a person. As part of the study, a survey of students from Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov (MSTU named after G.I. Nosov) in order to identify spatial preferences, presents the results and their analysis. After analyzing the world experience of educational design of universities, the preferences of consumers of the educational process of various psychological types, we identified the basic principles of the subject-spatial organization of the educational environment of universities, which were applied in the design process of the internal spaces of MSTU named after G.I. Nosov. The use of these principles, in our opinion, will lead to the fact that the subject-spatial educational environment will be emotionally comfortable, functionally convenient and protected for all consumers of the educational process, as well as stimulate the internal forces and creative potential of the subjects of the educational process aimed at high learning outcome activities.

Key words: subject-spatial environment, psychological design, interior psychology, educational environment, educational space

^ 2

<v u

CITATION: Shentsova O.M. Identification of subject-spatial preferences of university students in the educational environment. Pedagogy and Psychology of Education. 2019. No. 3. Pp. 167-179. DOI: 10.31862/2500-297X-2019-3-167-179

Введение

Проблема влияния предметно-пространственной среды на психическое состояние человека всегда была и остается актуальной и обусловлена следующими обстоятельствами. Впечатление от интерьер-ного пространства различных по назначению помещений во многом зависит от атмосферы окружающей потребителя этого пространства среды. Наряду с практичностью и функциональностью важное значение при создании интерьерного пространства имеет то, как себя чувствует потребитель, находясь в этом пространстве, т.к. от этого зависит результативность функциональных процессов.

Цель данного исследования - выявить основные принципы предметно-пространственной организации образовательной среды вуза, влияющие на психологическое восприятие этой среды.

Интерьерное пространство достаточно редко является объектом психологических исследований. Начинателем в этой области по праву считают голландца Питера Ван Гога с его идеей «жизненного климата», формировать который следует во взаимосвязи психологии, физиологии, экономики и социума. Существует небольшое количество исследовательских работ по проблеме восприятия интерьерного пространства. Восприятие цвета в интерьере и влияние его на психику человека изучал Н.Н. Степанов [10]. Восприятию освещения инте-рьерного пространства, художественным особенностям света, влиянию цвета и отделочных материалов на восприятие интерьера посвятил свое исследование Л.А. Воронец [3]. И. Квасников занимался вопросом размещения предметов мебели в интерьерном пространстве. Весь спектр взаимодействия архитектуры и психологии анализируют в своем труде А.В. Степанов, Г.И. Иванова и Н.Н. Нечаев [9]. Сегодня эти исследования могут служить базой для дальнейших научных разработок в области психологии пространств, т.к. ученые, дизайнеры и архитекторы все чаще обращаются к психологической стороне восприятия интерьерного пространства.

Понятие «психодизайн» в России впервые было дано исследователем в области создания интерьеров для экстремальных сред В. Ружейнико-вым и профессором Государственной академии театрального искусства ее И. Поповичем, запатентовано в 2000 г. И в этом же году был выпущен g первый курс специалистов по психодизайну. Если говорить понятным | Е для обывателя языком, психодизайнеров. Это направление быстро раз- 2 § вивается, и скоро консультация психодизайнера при обустройстве ин- g" б терьеров войдет в наше общество как консультация психолога.

' 2500-297Х

Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3

Предметно-пространственный подход в организации образовательной среды

Образовательная среда вузов сегодня все чаще становится инструментом развития обучающихся, и ее влияние на них в первую очередь обусловлено психологическим восприятием архитектурного пространства вуза и включенностью обучающихся в процесс создания и совершенствования этого пространства. Образовательная среда может быть как эмоционально-насыщенной, «яркой», так и эмоционально бедной - «сухой» [15].

Одним из компонентов образовательной среды исследователи выделяют физическое окружение - архитектуру учебного заведения [6]. В своей работе мы определили его как предметно-пространственный компонент - взаимосвязь градостроительных, функциональных, объемно-планировочных и архитектурно-художественных параметров с элементами средового наполнения. Предметно-пространственный подход «обеспечивает возможность необходимого для обучения, развития, социализации пространственных действий и включает в себя архитектурные особенности образовательного учреждения и прилегающие к нему пространства, их предметную наполненность, интерьер, оборудование, особую атрибутику» [1].

Сегодня в вопросе организации образовательной среды в вузах предметно-пространственному компоненту уделяется недостаточно внимания. Чаще всего на этот факт влияет малое финансирование российских вузов и недооценивание административным аппаратом министерства образования и вузов важности данного компонента [12]. К тому же в Федеральных государственных образовательных стандартах не прописаны требования к предметно-пространственному наполнению образовательной среды.

Однако исследования отечественных и зарубежных ученых (Г.Ю. Авдиенко, Ю.Г. Абрамова, К. Вайнштайн, Р. Гиффорд и др.) и существующая международная практика показывают, что предметно-пространственная среда учебного заведения влияет на развитие, поведение и результаты обучения обучающихся и психологическое состояние, работоспособность преподавателей [4; 5; 8 и др.].

В Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова (МГТУ им. Г.И. Носова) было проведено анкетирование 243 обучающихся разных курсов с целью выявления предмет-си к но-пространственных предпочтений (табл. 1). Анкета содержала шесть Е о блоков вопросов:

ш и с с

1) месторасположение вуза в городской среде;

2) пространственные свойства среды с точки зрения контакта субъектов обучения;

170

1

3) величина пространства;

4) возможность трансформируемости пространства;

5) функциональность пространства;

6) дизайн и стиль пространства.

Таблица 1

Предметно-пространственные предпочтения студентов вуза

Блоки вопросов Характер и стиль пространства Количество ответов, %

1 Местоположение здания вуза в центре города, в непосредственной близости от кинотеатров, театров, музеев, выставочных комплексов и т.п. 18,3

Местоположение здания вуза в черте города, в удалении от центра 37,0

Местоположение здания вуза за пределами города (студенческие городки, кампусы) 44,7

2 Пространства, обеспечивающие свободу перемещения (спортзал, холл, рекреация и т.п.) 47,0

Приватные пространства (тихие зоны отдыха, библиотека, читальный зал) 40,0

Пространства человеческой стесненности (коридоры, переходы, буфеты, столовые и т.п.) 13,0

3 Малые учебные пространства (учебные аудитории, рассчитанные на малые группы) 65,4

Большие учебные пространства (лекционные аудитории, лаборатории и учебные аудитории, рассчитанные на большие группы студентов) 34,6

4 Легко трансформируемые пространства за счет перегородок и мобильной мебели 81,0

Учебные пространства с традиционной стационарной расстановкой мебели 19,0

5 Пространства со сдержанным, деловым стилем дизайна 30,0

Пространства с ярким, современным и динамичным стилем дизайна 23,0

Пространства, дизайн которых соответствует функциональному назначению 47,0

ч 2

ш и

ISSN 2500-297Х Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3 _)

Окончание табл. 1

Блоки вопросов Характер и стиль пространства Количество ответов, %

6 Пространства с элементами экостиля (растения, зеленые насаждения, преобладающий материал - дерево) 28,4

Пространства в стиле минимализм с большим количеством информационного и технологического оборудования (информационные и цифровые табло, терминалы, видеоаппаратура, интерактивная реклама и т.п.) 42,0

Пространства в современных стилях лофт, хай-тек (с элементами граффити, современной мебелью и яркими акцентами) 29,6

Анкетирование показало, что современные студенты предпочитают относительную изолированность учебного заведения от активной городской среды (44,7%). Сегодня существует «тенденция выноса вузов либо за пределы города, в пригородные зоны, где происходит тесная связь с природой и ландшафтом, либо их расположение в непосредственной близости с рекреационным компонентом (парковая зона, наличие водоема и пр.). С этим связана организация учебной и рекреационно-выставочной зон на открытом воздухе и их использование в качестве экспериментально-выставочных площадок» [7].

Также предпочтения отдаются пространствам, обеспечивающим свободу передвижения и общения (44,7%), легко трансформируемым (81%), с дизайном, который соответствует функциональному назначению пространств (47%), с современным информационно-технологическим оборудованием (42%). Функционализм является одним из краеугольных подходов к дизайну, сущность которого заключается в выделении элементов социального взаимодействия и определении функций дизайна [14, с. 75].

При этом студенты, обучающиеся по творческим направлениям, предпочитают расположение здания вуза по соседству с культурными сооружениями города, т.к. образовательные программы таких вузов предусматривают эстетические практикумы студентов. Приватные прок странства и малые учебные пространства предпочитают студенты стар-б к ших курсов, пространства с элементами экостиля в большинстве своем

1 | предпочитают девушки. Но как мы видим, предпочтения студентов раз-

2 § нятся, поэтому при предметно-пространственной организации среды 3" 5 вуза очень важно найти стилевой компромисс, чтобы учесть предпочтения всех потребителей образовательной среды.

Проанализировав мировой опыт, мы выявили основные принципы

предметно-пространственной организации образовательной среды

вузов, оказывающие влияние на психологическое восприятие этой

среды [12]:

- комплексность - образовательный процесс имеет многофункциональность (организация, спорт, культура, искусство, учеба, обслуживание и т.п.), но при этом каждое подразделение определенной направленности (факультеты, кафедры, администрация, обслуживающие структурные подразделения) должно иметь определенное место в структурном единстве образовательного пространства;

- пространственная свобода - свобода перемещения в образовательном пространстве с целью активного общения и сотрудничества между субъектами образовательного процесса (преподавателями, студентами, администрацией вуза и др.), при этом легкая трансформируемость пространств с целью организации среды для конкретного вида деятельности;

- многофункциональность - наличие многофункциональных помещений в конструктивной структуре вуза, в том числе центрального рекреационного пространства (холла), определенного количества рекреаций для активного общения субъектов образовательного процесса;

- взаимосвязь пространств - связанность функциональных зон пространств, которая позволит субъектам образовательного процесса беспрепятственно переходить от одного вида деятельности к другому или совмещать их [4];

- управляемость пространством - возможность управлять пространственно-предметной средой вуза субъектами образовательного процесса (в том числе студентами), которая делает возможным производить функциональные изменения различных объектов среды, в зависимости от конкретных условий образовательного процесса;

- информационность и технологичность пространства - наличие в пространстве современных информационных и инновационных технических устройств, технологического оборудования, удобство коммуникаций;

- экологичность и современность пространства - применение современных стилей и экостиля в дизайне внутреннего пространства, включая к экологические материалы предметно-вещевого наполнения и совре- и к менное технологическое оборудование; 1 |

- функциональность пространства - преобладание функциональности 2 о предметного наполнения пространства (оборудования, мебели и т.п.) 3" 5 над количественным показателем;

I _

ISSN 2500-297Х Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3

- индивидуализированность пространства - персонализация предметно-пространственной образовательной среды, которая дает право субъектам образовательной среды на индивидуальную территорию (приватные зоны);

- аутентичность - обеспечение субъектам образовательного процесса возможности функционирования в наиболее благоприятном для них ритме, в соответствии с возрастом, полом, индивидуальными особенностями [5];

- художественная образность пространства - через образные и цветовые ассоциации передача функционального назначения отдельных пространств и художественная целостность единого пространства вуза, наличие фирменного стиля.

Немаловажное значение имеет средовое наполнение, которое проектируется по определенным принципам (рис. 1).

Рис. 1. Принципы проектирования средового наполнения

Психологический дизайн образовательной среды вуза

Психологический дизайн исследует комплекс взаимодействий между ^ человеком и средой и включает в свою структуру цветосветопсихоло-^ к гию, видеоэкологию, психологию формы, материаловедения, компози-^ ^ ции, индивидуальных различий и пр.

§ § Применение психологического дизайна в формировании среды обра-3" 5 зовательного пространства развивает нестандартность и самостоятельность мышления обучающихся, креативность, широту взгляда.

Обучающемуся открываются новые источники для творчества, обучение становится яснее, осмысленнее, ярче, интереснее, качество его повышается во много раз [11].

Конечно, градостроительные, функциональные, объемно-планировочные параметры пространственной среды вуза имеют первостепенное значение. Но нельзя забывать и об архитектурно-художественном компоненте. Из двух классификационных видов интерьерного пространства: гармонизирующего (учет индивидуальных вкусов и предпочтений) и стимулирующего (интерьера, который будет воздействовать на человека, подталкивать его к изменениям, усиливать положительные черты характера и ослаблять отрицательные), - остановимся на втором, т.к. специфика и многофункциональность образовательного учреждения подразумевает сочетание интерьеров открытого и закрытого типов и наличия объединяющего пространства (холл, рекреация), что характерно для стимулирующего интерьера. К тому же потребителями образовательной среды являются люди различных психологических типов. Рассмотрим их особенности (табл. 2).

Таблица 2

Психологические типы потребителей образовательного процесса и средовое наполнение интерьерного пространства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психологический тип Психоэмоциональная характеристика Предпочтения в интерьере

Экстраверты (холерик, сангвиник) - сильная подвижная нервная система; - впечатлительность, импульсивность (холерик); - активность и динамичность; - большая работоспособность; - целеустремленность; - смелые стилистические решения (урбанизм, хай-тек, авангардная эклектика); - максимально гибкая планировка и обширные открытые пространства; - теплые и светлые тона (оттенки оранжевого, желтого); - компактная модульная мебель строгого и элегантного дизайна

Интроверты (флегматик, меланхолик) - инертная и неуравновешенная нервная система; - пассивность; - стабильность; - слабость к общепризнанным стандартам; - замкнутость и спокойствие - приглушенные пастельные и темные тона; - отделка с оригинальной фактурой или рисунком; - стимулирование за счет разбавления основной палитры более теплыми и живыми красками; - легкая эклектика в убранстве помещений («антикварный магазин», «мастерская художника»)

ч 2

ш и

ISSN 2500-297Х Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3

Стимулирующий интерьер способен в ровный темперамент сангвиника привнести характеристики холерика путем добавления в интерьер контрастов или характеристики флегматика, сделав интерьер более холодным. Кроме этого, психологический дизайн диктует все настроения пространства и изменяет также настроения групп людей, находящихся в этом пространстве.

При проектировании пространства образовательного учреждения необходимо учитывать также сенсорные эффекты восприятия:

- визуальный - важен при входе человека в образовательное учреждение или в его отдельное помещение, вызывая определенные эмоции от увиденного; он включает в себя свет и цвет, форму и линию, может влиять на настроение, внимание и память;

- тактильный - может увеличить производительность и активную мыслительную деятельность обучающегося при использовании текстур, линий и рисунков, активирующих деятельность на рабочем месте, смягчить жесткость линий; инклюзивный дизайн, включающий использование тактильных элементов в пространстве и обеспечивающий оптимальную инклюзию и взаимодействие инвалидов с окружающим миром без их маркировки по признаку инвалидности, играет очень важную роль [2];

- аудиальный - влияет на создание определенной атмосферы образовательных мероприятий, на настроение студенческой аудитории (музыка, аудиолекции и т.п.);

- обонятельный - все чаще дизайнерами-практиками запахи используются для подчеркивания определенной атмосферы, оказания влияния на отношения между людьми.

Таким образом, проведенное анкетирование и анализ опыта мировой практики организации образовательного пространства позволил нам выявить основные принципы организации предметно-пространственной образовательной среды высших учебных заведений, на которые надо опираться при проектировании. На наш взгляд, соблюдение данных принципов при организации образовательного пространства должно привести к тому, что предметно-пространственная образовательная среда будет эмоционально-комфортной, функционально удобной и защищенной для всех потребителей образовательного процесса; будет вдохновлять и мотивировать на эффективное решение образовательных задач; развивать личность обучающегося, его образное и пространствен-о ное мышление; стимулировать внутренние силы и творческий потенци-си ал субъектов образовательного процесса; нести положительные эмоции и энергетику, уверенность в себе; будет современной, мобильной

о

и легко трансформируемой под новые задачи образования и реализацию ФГОС.

Результаты нашего исследования легли в основу разработанных студентами МГТУ им. Г.И. Носова под руководством преподавателей пилотных проектов дизайна образовательной среды структурных подразделений вуза - Института строительства, архитектуры и искусства и планирующейся к открытию на базе университета общеобразовательной проектной школы. Были учтены все перечисленные выше принципы организации образовательной среды.

Библиографический список / References

1. Бушманова С.И. Комфортная образовательная среда как фактор

и условие обучения и развития детей. URL: https://infourok.ru/statya_

komfortnaya_obrazovatelnaya_sreda_kak_faktor_i_uslovie_obucheniya_i_ razvitiya_detey-426735.htm (дата обращения: 27.08.2018). [Bushmanova S.I. Comfortable educational environment as a factor and condition

of children's education and development. URL: https://infourok.ru/statya_

komfortnaya_obrazovatelnaya_sreda_kak_faktor_i_uslovie_obucheniya_i_ razvitiya_detey-426735.htm (In Russ.)]

2. Вильчинская-Бутенко М.Э., Уваров Н.Ю. От концепции полезности человека к философии независимой жизни: социальная инклюзия средствами дизайна // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 4 (25). С. 81-88. [Wilchinsky-Butenko M.E., Uvarov N.Y. From the concept of human utility to the philosophy of independent life: Social inclusion by means of design. International Journal of Cultural Research. 2016. No. 4 (25). Рр. 81-88. (In Russ.)]

3. Воронец Л.А. Искусственное освещение помещений. Киев, 1979. [Voronets L.A. Iskusstvennoe osveshchenie pomeshcheniy [Artificial lighting of premises]. Kiev, 1979. (In Russ.)]

4. Давыдов В.В., Переверзев Л.Б. К исследованию предметной среды для детей // Техническая эстетика. 1976. № 2-3. С. 4-6. [Davydov V.V., Inverzev L.B. To explore the subject environment for children. Tekhnicheskaya estetika. 1976. No. 2-3. Рр. 4-6. (In Russ.)]

5. Ковалев Г. А. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы // Ковалев Г.А., Абрамова Ю.Г. Учителю об экологии детства / Под ред. В.П. Лебедевой, В.П. Панова. М., 1996. [Kovalev G.A. Spatial factor of the school environment: Alternatives and prospects. G.A. Kovalev, Yu.G. Abramova. Uchitelyu ob ekologii detstva. V.P. Lebedeva, V.P. Panova (eds.). Moscow, 1966. (In Russ.)]

6. Ковалев Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13-23. [Kovalev G.A. Psychological development of the child and life environment. Voprosy Psychologii. 1993. No. 1. Pp.13-23. (In Russ.)]

ч g

Ф и

I _

ISSN 2500-297Х Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3

7. Рябова В.К. Архитектурное формирование образовательной среды зданий творческих вузов: Автореф. дис. ... канд. арх. Екатеринбург, 2012. [Ryabova V.K. Arkhitekturnoe formirovanie obrazovatelnoy sredy zdaniy tvorcheskikh vuzov [Architectural formation of educational environment of creative university buildings]. PhD thesis. Yekaterinburg, 2012. (In Russ.)]

8. Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология). СПб., 2010. [Smolova L.V. Psikhologiya vzaimodeystviya s okruzhayushchey sredoy (ekologicheskaya psikhologiya) [Psychology of interaction with the environment (Ecological psychology)]. St. Petersburg, 2010. (In Russ.)]

9. Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология: Учебное пособие для академического бакалавриата. 2-е изд. М., 2018. [Stepanov A.V., Ivanov G.I., Nechayev N.N. Arkhitektura i psikhologiya [Architecture and Psychology]. Textbook. 2 ed. Moscow, 2018. (In Russ.)]

10. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. Киев, 1985. [Stepanov N.N. Tsvet v interere [Color in the interior]. Kiev, 1985. (In Russ.)]

11. Токарева А.В. Психологический дизайн как структурная единица педагогического дизайна, отвечающая за формирование среды образовательного учреждения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 5-2. С. 187-191. [Tokareva A.V. Psychological design as a structural unit of pedagogical design, responsible for formation of the educational institution environment. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2009. No. 5-2. Pp. 187-191. (In Russ.)]

12. Шенцова О.М. Развитие интереса к обучению путем создания эмоционально-комфортной образовательной среды // Открытое образование. 2017. № 6. С. 92-104. DOI: 10.21686/1818-4243-2017-6-92-104 [Shentsova O.M. Developing interest in learning by creating an emotionally comfortable educational environment. Open Education. 2017. No. 6. Рр. 92-104. DOI: 10.21686/1818-4243-2017-6-92-104 (In Russ.)]

13. Шенцова О.М. Профессиональное становление архитектора в условиях российского образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 7. С. 85-90. DOI: 10.20339/AM.07-17.085 [Shentsova O.M. Professional formation of architect in conditions of Russian education. Alma Mater. 2017. No. 7. Рр. 85-90. DOI: 10.20339/AM.07-17.085 (In Russ.)]

14. Шенцова О.М. Функционализм и минимализм в проектной культуре // Архитектура. Строительство. Образование. 2014. № 1 (3). С. 72-77. [Shentsova O.M. Functionalism and minimalism in project culture. Architecture. Construction. Education. 2017. No. 6. Рр. 92-104. (In Russ.)]

15. Шенцова О.М. Творческая образовательная среда как платформа личностей ного роста студента // Новые идеи нового века: Материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. Хабаровск, 2016. Т. 2. С. 477-483.

g ^ [Shentsova O.M. Creative educational environment as a platform of personal

о § growth of a student. The new Ideas of New Century - 2016: The Sixteenth

™ x International Scentific Conference Proceedings. Khabarovsk, 2016. Т. 2.

^ | Рр. 477-483. (In Russ.)]

Статья поступила в редакцию 12.02.2019, принята к публикации 07.06.2019 The article was received on 12.02.2019, accepted for publication 07.06.2019

Об авторе / About the author

Шенцова Ольга Михайловна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры социально-педагогического образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Olga M. Shentsova - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Social Pedagogical Education, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

E-mail: shenolga@yandex.ru

ч g

Ф и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.