Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФИИ ПРАВА ГЕОРГА ГЕГЕЛЯ'

ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФИИ ПРАВА ГЕОРГА ГЕГЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
813
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЕДЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ЗАКОН / ПОЛИЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чимаров С.Ю., Чимаров Н.С.

В статье проводится исследование отдельных суждений немецкого философа Георга Гегеля на процесс формирования гражданского общества. Уточняя некоторые концептуальные положения данного ученого на ряд моментов, характеризующих феномен гражданского общества, авторы акцентируют внимание на целесообразности интегрирования в систему подготовки государственных служащих правоведческих аспектов, в части осмысления роли потребностей каждого отдельного человека и его обязательности соблюдать общественные интересы как залог поддержания индивидуальности самого человека и государства, гражданином которого он является.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CIVIL SOCIETY IN THE SYSTEM OF GEORGE HEGEL'S PHILOSOPHY OF LAW

The article studies individual judgments of the German philosopher Georg Hegel on the process of formation of civil society. Clarifying some of the conceptual provisions of this scientist on a number of points that characterize the phenomenon of civil society, the authors focus on the feasibility of integrating legal aspects into the system of training civil servants, in terms of understanding the role of the needs of each individual and his obligation to comply with public interests as a guarantee of maintaining the individuality of the person himself and state of which he is a citizen.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФИИ ПРАВА ГЕОРГА ГЕГЕЛЯ»

ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

ГЕОРГА ГЕГЕЛЯ

С.Ю. Чимаров1, д-р ист. наук, профессор Н.С. Чимаров2, канд. юрид. наук 1Санкт-Петербургский университет МВД России

2Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-2-171-173

Аннотация. В статье проводится исследование отдельных суждений немецкого философа Георга Гегеля на процесс формирования гражданского общества. Уточняя некоторые концептуальные положения данного ученого на ряд моментов, характеризующих феномен гражданского общества, авторы акцентируют внимание на целесообразности интегрирования в систему подготовки государственных служащих правоведческих аспектов, в части осмысления роли потребностей каждого отдельного человека и его обязательности соблюдать общественные интересы как залог поддержания индивидуальности самого человека и государства, гражданином которого он является.

Ключевые слова: правоведение, философия права, гражданское общество, государство, закон, полиция, потребности.

В кругу философских воззрений немецкого мыслителя Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) на область государственного права особое значение имеют его размышления применительно к выявлению природы гражданского общества и месту отмеченной конструкции социального взаимодействия различного рода индивидов в общественной организации людей. Предвосхищая свое определение гражданского общества, Г. Гегель констатирует о природной предопределенности целеполагания феномена «гражданское общество», что, по мысли философа, предопределено объективностью существования ареала потребностей человека, имеющих прочное сопряжение с фактором «природной необходимости и произвола» [1, с. 227]. Исходя из логики гегелевских суждений, каждое лицо общественной корпорации может достигнуть полноты реализации спектра своих потребностей только в процессе социального сотрудничества с другими людьми и их организациями.

Презентуя гражданское общество в качестве «дифференциации, выступающей между семьей и государством» и возникшей в более позднее время по отношению

ко времени учреждения самого государства, Г. Гегель исходит из того, что «в гражданском обществе каждый для себя -цель, все остальное для него ничто» [1, с. 228]. Вместе с тем, данный мыслитель признает социальную значимость общественного взаимодействия отдельного индивида с другими акторами своего сотрудничества, что выступает условием максимально полного достижения им своих целей «во всем их объеме». По нашему представлению, указанная научная позиция Г. Гегеля корреспондирует общему замыслу практической реализации принципа пользы, исследованного в работе английского ученого И. Бентама (1748-1832) [2].

Наделяя каждого индивида как члена гражданского общества признаком персонального целеполагания, Г. Гегель придерживается смысла разработанного им методологического принципа, содержание которого сводится к следующей формуле: «суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением» [3, с. 9]. Отмеченная методологическая установка приводит немецкого ученого к выводу относительно того, что «особенная цель по-

средством соотношения с другими придает себе форму всеобщего и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем стремление других к благу» [1, с. 228].

Определяя персональную цель индивида как «эгоистическую цель», сосуществование которой отвечает духу всеобщности и подпитывает существование системы всесторонней зависимости, Г. Гегель придает этой системе облик «внешнего государства, как государства нужды и рассудка» [1, с. 228]. По мнению данного ученого, цивилизованный характер гражданского общества определяется неким распадом между признанием особенности интересов индивида и всеобщностью общественных целей. Тем не менее, пребывая в состоянии определенного дистанцирования, индивидуальность и всеобщность обуславливают друг друга. Указанный тезис Г. Гегеля подкрепляется его примером относительно требования своевременной уплаты определенных налогов, что расценивается отдельными индивидами как посягательство на индивидуальность того или иного человека. Вместе с тем, бесспорно, и то, что ослабление налогового бремени на множество людей может привести к ослаблению индивидуальности самого государства.

Как следует из последующих утверждений Г. Гегеля, апофеоз гражданского общества воплощается в органическом единстве целей индивида и государства, то есть достижении такого состояния, при котором индивиды «сами определяют свои желания, воление и действование всеобщим образом и делают себя звеном этой связующей цепи» [1, с. 231]. В этой связи, решение задачи формирования гражданского общества предполагает формирование сознания его членов в таком направлении, при котором может быть обеспечен подъем их единичности и природности «через произвол потребностей до формальной свободы и формальной всеобщности знания и воления, чтобы формировать субъективность в ее особенности» [1, с. 231].

Резюмируя изложенное в отношении гражданского общества, Г. Гегель заключает о действии следующей триады моментов применительно к его сущности:

1) опосредствование потребности и удовлетворение единичного посредством

его труда и посредством труда и удовлетворения потребностей всех остальных, систему потребностей;

2) действительность содержащегося в этом всеобщего свободы, защиты собственности посредством правосудия;

3) забота о предотвращении остающейся в этих системах случайности и внимание к особенному интересу как к общему с помощью полиции и корпораций [1, с. 233].

Отмеченное третье замечание Г. Гегеля, в части констатации правоохранительной миссии полиции в последующем нашло свое воплощение в так называемых девяти «Пилианских принципах» правоприменения полиции, разработанных британским полицеистом Р. Пилем (1788-1850). В частности, согласно положениям седьмого принципа: «В отношениях с населением всегда придерживаться исторической традиции «полиция - это общество, а общество - это полиция». Полиция включает в себя полномочных и полноправных представителей населения, получающих жалование за полное посвящение своего внимания обязанностям каждого гражданина по защите интересов общественного благосостояния и направленных на выживание общества» [4, с. 34].

Таким образом, процесс исследования сущностных аспектов философско-правовых воззрений Г. Гегеля на роль гражданского общества и процесс формирования личности сотрудника российской полиции, в контексте осознанного понимания им значимости персональной сферы потребностей каждого индивида в отдельности, неотделим от системы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел, в которой вопросам правоведческой подготовки должно уделяться особое внимание, что в свою очередь призвано обеспечить действенность реализации правоохранительной миссии полицейских, на деле обеспечивающей проявление в обществе подлинной законности и поддержание необходимого уровня правопорядка, отвечающего канонам демократического правового государства.

Библиографический список

1. Гегель Г. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

2. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства / Избранные сочинения Иеремии Бентама: Том 1. - М.: Книга по требованию, 2014. - С. 1-315.

3. Гегель Г. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000. - 495 с.

4. Чимаров С.Ю. К вопросу о «Принципах правоприменения» Роберта Пиля // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - №3 (75). - С. 33-34.

THE PROBLEM OF CIVIL SOCIETY IN THE SYSTEM OF GEORGE HEGEL'S

PHILOSOPHY OF LAW

S.Yu. Chimarov1, Doctor of Historical Sciences, Professor N.S. Chimarov2, Candidate of Legal Sciences

1St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ^Northwestern Institute of Management - branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article studies individual judgments of the German philosopher Georg Hegel on the process offormation of civil society. Clarifying some of the conceptual provisions of this scientist on a number of points that characterize the phenomenon of civil society, the authors focus on the feasibility of integrating legal aspects into the system of training civil servants, in terms of understanding the role of the needs of each individual and his obligation to comply with public interests as a guarantee of maintaining the individuality of the person himself and state of which he is a citizen.

Keywords: jurisprudence, philosophy of law, civil society, state, law, police, needs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.