Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ СУЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИНЦИПА ПОЛЬЗЫ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ ИЕРЕМИИ БЕНТАМА'

НЕКОТОРЫЕ СУЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИНЦИПА ПОЛЬЗЫ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ ИЕРЕМИИ БЕНТАМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / МОРАЛЬ / ДЕОНТОЛОГИЯ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЗАКОНОПОСЛУШНОСТЬ / УТИЛИТАРИЗМ / ПОЛИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чимаров С.Ю., Чимаров Н.С.

В статье представлен анализ отдельных теоретических выводов английского мыслителя Иеремии Бентама в отношении понимания содержания принципа пользы. Выявляя сущностные аспекты указанного принципа, авторы выдвигают гипотезу о целесообразности: во-первых, поддержания баланса интересов между интересами общества и интересами отдельных его членов; во-вторых, более углубленного изучения личным составом органов внутренних дел отдельных положений мировой мысли, имеющих прямое отношение к осмыслению правоохранительной миссии отмеченной государственной институции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME JUDGMENTS REGARDING THE PRINCIPLE OF USE IN THE CONTEXT OF THE LEGAL DOCTRINE OF JEREMIAH BENTAM

The article presents an analysis of individual theoretical conclusions of the English thinker Jeremiah Bentham regarding the understanding of the content of the principle of utility. Revealing the essential aspects of this principle, the authors put forward a hypothesis about the expediency of: firstly, maintaining a balance of interests between the interests of society and the interests of its individual members; secondly, a more in-depth study by the personnel of the internal affairs bodies of certain provisions of world thought that are directly related to the understanding of the law enforcement mission of the noted state institution.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ СУЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИНЦИПА ПОЛЬЗЫ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ ИЕРЕМИИ БЕНТАМА»

НЕКОТОРЫЕ СУЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИНЦИПА ПОЛЬЗЫ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ ИЕРЕМИИ БЕНТАМА

С.Ю. Чимаров1, д-р ист. наук, профессор Н.С. Чимаров2, канд. юрид. наук 1Санкт-Петербургский университет МВД России

2Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-2-165-167

Аннотация. В статье представлен анализ отдельных теоретических выводов английского мыслителя Иеремии Бентама в отношении понимания содержания принципа пользы. Выявляя сущностные аспекты указанного принципа, авторы выдвигают гипотезу о целесообразности: во-первых, поддержания баланса интересов между интересами общества и интересами отдельных его членов; во-вторых, более углубленного изучения личным составом органов внутренних дел отдельных положений мировой мысли, имеющих прямое отношение к осмыслению правоохранительной миссии отмеченной государственной институции.

Ключевые слова: право, мораль, деонтология, справедливость, законопослушность, утилитаризм, полиция.

Многогранная область теоретико-правовых воззрений английского мыслителя, идеолога деонтологической концепции на роль личности в обществе и правоведа-моралиста Иеремии Бентама (17481832) характеризуется апеллированием указанного ученого к проблеме соотношения права и морали, а также его осмыслением морального аспекта поведенческой реакции индивида по вопросу аксиологии правовой целесообразности конкретных шагов социальной деятельности [1]. Отмеченное корреспондирует общему замыслу разработанных И. Бентамом концептов утилитаризма (от лат. «utiHtas»-польза), в наиболее концентрированном виде оформленных в одноименной работе «Утилитаризм», которую в 1863 г. подготовил английский философ и политический деятель Дж.С. Милль (1806-1873) [2]. Следует заметить, что в лапидарном выражении предложенная И. Бентамом формула утилитаризма сводится к признанию блага в качестве основы морали, что в конечном итоге приводит к наступлению состояния максимального уровня счастья для наибольшего числа людей. В этой связи мы считаем актуальным акцентировать внимание на следующем постулате теории

утилитаризма, который прямо сопряжен как с теорией права так и с феноменом «юстиция» в смысле его корреляции со справедливостью, обеспечивающей «торжество» утилитаристского принципа полезности. В данном случае речь идет о постулировании справедливости и о том выводе, к которому пришел Дж.С. Милль: «Справедливость («Justice») остается подходящим названием для определенных социальных полезностей, которые гораздо важнее и, следовательно, более абсолютны и императивны, чем любые другие как класс; и которые, следовательно, должны охраняться чувством, не только различным по степени, но и по характеру; отличается от более мягкого чувства, связанного с простой идеей содействия человеческому удовольствию или удобству, одновременно более определенным характером его приказов и более строгим характером его санкций» [2, p. 61].

Разрабатывая идейные основы принципа полезности, И. Бентам исходил из природного управления поведением человечества двух его «верховных властителей»: 1) страдания и 2) удовольствия. По мнению указанного философа, «к их престолу привязаны с одной стороны образчик хороше-

го и дурного и с другой-цепь причин и действий» [3, с. 1]. Констатируя об извечной подчиненности отмеченным природным началам мотивационной сферы человека, определяющим всю палитру его деятельности, идеолог утилитаризма свидетельствует о действии принципа полезности, квинтэссенция которого сводится к достижению величайшего счастья или благоденствия, в свою очередь достигаемого «руками разума и закона». В свою очередь, все то, что не соответствует действию принципа полезности пребывает в состоянии «звука вместо смысла, каприза вместо разума и мрака вместо света» [3, с. 2]. Размышляя над содержанием принципа пользы, И. Бентам утверждает, что его смысл сводится к одобрению или неодобрению любого действия, соответственно направленного на увеличение или уменьшение счастья по интересующему человека и общество вопросу. Другими словами, результирующий вектор проявления принципа пользы направлен на содействие или препятствие в достижении необходимого счастья. По И. Бентаму, указанное замечание имеет непосредственное отношение не только применительно к частному лицу, но и в отношении комплекса мер со стороны правительства. Уточнив содержание принципа пользы, английский ученый обращает особое внимание на смысл понятия «польза», под которым он понимает свойство предмета, по которому он имеет стремление: во-первых, приносить благодеяние, выгоду, удовольствие, добро или счастье; или, во-вторых, предупреждать вред, страдание, зло или несчастье.

В учении И. Бентама о принципе пользы поводится важная мысль относительно существования неразделимой связи между интересом общества (определяемым как фиктивное тело) и интересом каждого отдельного человека, выступающего в качестве члена конкретного общества. «Напрасно толковать об интересе общества, не понимая, что такое интерес отдельного человека», - справедливо заключает указанный мыслитель [3, с. 2]. Основывая свои последующие размышления на основе выявления: 1) содержания принци-

па польза; 2) смысла понятия польза и 3) взаимообусловленности интереса каждого человека в отдельности и общества в целом, И. Бентам подтверждает о целесообразности применения правительственных мер как особенного рода действия исключительно в целях достижения общественного счастья, выраженного в счастье отдельных членов общества.

По нашему мнению, в своде суждений И. Бентама относительно практического проявления принципа пользы принципиально значимым является утверждение философа о недопустимости абстрактного понимания указанного принципа и профанации общеупотребительного значения термина «польза». Как следует из последующих рассуждений указанного автора, отмеченные негативные аспекты понимания пользы должны быть преодолены посредством внешнего оформления общепризнанных правил пользы в форме закона, юридическая сила которого предписывает сообразовывать действия человека с закрепленными в тексте закона нормативными установлениями [3, с. 3].

На наш взгляд, рассмотренные положения принципа пользы имеют непосредственное отношение к пониманию общественной миссии полиции Российской Федерации, действия которой безусловно должны соответствовать содержанию принципа законности, а правоохранительная сущность отвечать канонам универсальных правил полицейской деятельности, что может быть проиллюстрировано, к примеру, принципами правоприменения известного полицеиста Р. Пиля (17881850). В частности, в соответствии с пятым принципом Р. Пиля, «Поиск и сохранение полицией общественной поддержки осуществляются не благодаря общественному мнению, а в силу постоянной демонстрации полицией абсолютно беспристрастного служения закону» [4, с. 34].

Таким образом, фактор обращения к теоретическому наследию английского мыслителя И. Бентама, в части осмысления правового и нравственного содержания принципа пользы, свидетельствует о несомненной важности учета в системе подготовки государственных служащих

вообще и личного состава российской по- сами каждого ее члена, что, в свою оче-лиции, в частности, наиболее значимых редь предопределяет поддержание в обще-выводов мировой мысли относительно стве должных: спокойствия; гармонии и взаимосвязи интересов общества с интере- порядка.

Библиографический список

1. Утилитаризм - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bigenc.ru/philosophy/text/4703405 (дата обращения: 20.08.2022).

2. Mill J.S. Utilitarianism. 1863. - Kitchener: Batoche Books, 2001. - 63 с.

3. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства / Избранные сочинения Иеремии Бентама: Том 1. - М.: Книга по требованию, 2014. - 315 с.

4. Чимаров С.Ю. К вопросу о «Принципах правоприменения» Роберта Пиля // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - №3 (75). - С. 33-34.

SOME JUDGMENTS REGARDING THE PRINCIPLE OF USE IN THE CONTEXT OF THE LEGAL DOCTRINE OF JEREMIAH BENTAM

S.Yu. Chimarov1, Doctor of Historical Sciences, Professor N.S. Chimarov2, Candidate of Legal Sciences

1St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ^Northwestern Institute of Management - branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article presents an analysis of individual theoretical conclusions of the English thinker Jeremiah Bentham regarding the understanding of the content of the principle of utility. Revealing the essential aspects of this principle, the authors put forward a hypothesis about the expediency of: firstly, maintaining a balance of interests between the interests of society and the interests of its individual members; secondly, a more in-depth study by the personnel of the internal affairs bodies of certain provisions of world thought that are directly related to the understanding of the law enforcement mission of the noted state institution.

Keywords: law, morality, deontology, justice, law-abidingness, utilitarianism, police.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.