Научная статья на тему 'Проблема гражданско-патриотического воспитания в диссертационных исследованиях гражданской идентичности: дискурсивный анализ'

Проблема гражданско-патриотического воспитания в диссертационных исследованиях гражданской идентичности: дискурсивный анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
484
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ "ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ" / DISCURSIVE ANALYSIS / CIVIL IDENTITY / CONTENT ANALYSIS / PERIODIZATION OF DEVELOPMENT OF THE CONCEPT "CIVIL IDENTITY"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Янковская Наталья Ивановна

Итогом современного гражданско-патриотического воспитания с точки зрения нормативных государственных документов является гражданская идентичность. Рассмотрены диссертации, в названии которых встречается концепт «гражданская идентичность». Целью работы является выявление степени изученности гражданской идентичности в гуманитарных науках в период с 1991 по 2016 г. К используемым методам относятся дис курсивный метод и метод контент-анализа, в результате применения которых автор предпринял попытку разработать методику дискурсивного анализа диссертационных исследований гражданской идентичности. Результатом разработанной методики является составление периодизации развития понятия «гражданская идентичность». Полученные результаты могут быть применены в педагогических и иных исследованиях, где применение дискурсивного метода является оправданным. Гражданская идентичность исследована с точки зрения таких наук, как социология, философия, политология, педагогика, история, психология, почти все они носят фрагментарный характер и посвящены частным вопросам. Подчеркивается необходимость интеграции знаний о гражданской идентичности из разных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION IN THE DISSERTATION RESEARCH OF CIVIL IDENTITY: DISCURSIVE ANALYSIS

The result of the modern civil-patriotic education from the point of view of public documents is the civil identity. The article considers the theses in the titles of which the concept “civil identity” occcurs. The purpose of the work is the identification of degree of study of civil identity in the humanities during the period from 1991 to 2016. The discursive method and the method of content analysis as a result of application of which the author made an attempt to develop a technique of the discursive analysis of dissertation researches of civil identity belong to the used methods. The result of the developed technique is the creation of periodization of the development of the concept “civil identity”. The received results can be applied in pedagogical and other researches where application of the discursive method is justified. The author of the article came to the following conclusions: in development of the concept “civil identity” during the period from 1991 to 2016 it is possible to allocate three stages. The first period of 1991–2000 is a stage of the reflection of public consciousness, scientific community concerning the processes happening in society, connected with its crisis, reorganization of consciousness, values, etc. The second period of 2000–2010 is a stage of historical and sociopolitological studying of a concept, understanding of a problem of civil identity of the Russians in the Russian reality; there is a studying of civil identity from the point of view of its crisis in society. The third period of 2010–2016 is a stage for which psychology and pedagogical and philosophical judgment of a concept of civil identity, studying from the point of view of the importance of civil identity is characteristic of the personality, of its self-implementation, and also methods of its forming in different social groups. Civil identity is studied from the point of view of such sciences as sociology, philosophy, political science, pedagogics, history, psychology, to a lesser extent of the last two. Due to the lack of the research system, almost all of them have fragmentary character and are devoted to private questions.

Текст научной работы на тему «Проблема гражданско-патриотического воспитания в диссертационных исследованиях гражданской идентичности: дискурсивный анализ»

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 4 (181)

УДК 37.011.33

00! 10.23951/1609-624Х-2017-4-34-38

ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ

Н. И. Янковская

Омский государственный педагогический университет, Омск

Итогом современного гражданско-патриотического воспитания с точки зрения нормативных государственных документов является гражданская идентичность. Рассмотрены диссертации, в названии которых встречается концепт «гражданская идентичность». Целью работы является выявление степени изученности гражданской идентичности в гуманитарных науках в период с 1991 по 2016 г. К используемым методам относятся дискурсивный метод и метод контент-анализа, в результате применения которых автор предпринял попытку разработать методику дискурсивного анализа диссертационных исследований гражданской идентичности. Результатом разработанной методики является составление периодизации развития понятия «гражданская идентичность». Полученные результаты могут быть применены в педагогических и иных исследованиях, где применение дискурсивного метода является оправданным. Гражданская идентичность исследована с точки зрения таких наук, как социология, философия, политология, педагогика, история, психология, почти все они носят фрагментарный характер и посвящены частным вопросам. Подчеркивается необходимость интеграции знаний о гражданской идентичности из разных наук.

Ключевые слова: дискурсивный анализ, гражданская идентичность, контент-анализ, периодизация развития понятия «гражданская идентичность».

Актуальность исследования гражданской идентичности связана с тем, что понятие «гражданская идентичность» является относительно новым понятием в отечественной гуманитаристике. Необходимость его осмысления привела к появлению ряда диссертаций в разных науках: социологии, политологии, философии, педагогике и других, однако до сих пор данное понятие вызывает дискуссии.

Поэтому для выявления степени изученности и трактовки гражданской идентичности в гуманитарных науках в период с 1991 по 2016 г был применен метод дискурсивного анализа. Его суть заключается в проведении качественного анализа текста, речи (дискурса) на основе выделения определенного концепта. Как пишет А. С. Роботова, «то, что дискурс отражает особую социальную реальность, конструирует свой способ видения мира и имеет особую семантику, свидетельствует его словоупотребление» [1, с. 19-25]. «Рассмотрение научно-педагогического дискурса дает возможность ощутимо представить целый ряд процессов, происходящих в науке и отраженных в речи и языке» [1, с. 22]. Целью дискурсивного анализа является выявление педагогического научного контекста, стоящего за письменной речью, исследование взаимосвязи между языком и процессами, происходящими в педагогике. Трактовка языка как дискурса включает отношение к нему как к форме социального действия, непосредственным образом укорененного в социальных условиях его реализации.

Провести количественный анализ текстов позволил метод контент-анализа, который дает воз-

можность установить связи между названием текстов и их количественным выражением. При количественной обработке используются следующие показатели: общее количество диссертаций по выбранной тематике, количество работ по областям научного знания, количество работ по годам (с 1991 по 2016 г.).

Период 1991-2016 гг. выбран не случайно. С 1991 г. в России начинается коренная ломка советской системы образования, связанная с социально-политическими и экономическими изменениями в нашей стране. Изменению подвергаются цели, содержание, структура, принципы, формы и ориентиры образования. Все эти преобразования законодательно были закреплены в Указе Президента РФ № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования РСФСР» [2], в Законе «Об образовании» (1992 г) [3], «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» (1996 г.) [4].

Верхние рамки исследования определены 2016 г. - это время пересмотра достигнутых результатов современного этапа развития образования, который начался в 2011 г. Задачи образования в этот период характеризуются ориентацией на формирование творческой социально ответственной личности, обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Как следует из нормативных документов, формирование гражданской идентичности является одной из важнейших задач современного образования.

Н. И. Янковская. Проблема гражданско-патриотического воспитания в диссертационных исследованиях..

Предметом внимания стали диссертационные работы, название которых включает понятие «гражданская идентичность». По результатам работы на портале Научной электронной библиотеки еЫ-Ьгагу и dslib.net был сформирован список из 26 диссертаций различных специальностей. Авторы, специальность и год защиты отражены в табл. 1.

Таблица 1

Диссертации 1991-2016 гг. с концептом «гражданская идентичность» в названии

№ Ф.И.О. автора диссертации Область знаний Год

1 Гришина Е. А. Социология 2000

2 Гафуров А. М. История 2000

3 Журавлева В. Ю. Политология 2003

4 Арутюнова Е. М. Социология 2007

5 Конода И. В. Политология 2007

6 Юшин М. А. Политология 2007

7 Рыжова С. В. Социология 2008

8 Папян В. Ю. Политология 2009

9 Шикова Р. Ю. Социология 2010

10 Ефремова М. В. Психология 2010

11 Логинова А. А. Педагогика 2010

12 Николаева А. А. Социология 2010

13 Чурин В. В. Философия 2011

14 Анисимов Р. И. Социология 2011

15 Витенко Н. П. Педагогика 2011

16 Семенова Ю. А. Философия 2012

17 Крадецкая С. В. История 2012

18 Черных Е. А. Социология 2012

19 Нургалиева Ж. К. Социология 2012

20 Голикова С. Н. Педагогика 2012

21 Помозова Н. Б. Социология 2012

22 Усманова З. Р. Политология 2013

23 Махинин А. Н. Педагогика 2014

24 Егоров О. Е. Философия 2015

25 Ахметшина Г. Х. Педагогика 2015

26 Халиков И. Ю. Педагогика 2015

Количественный анализ данных таблицы позволяет сделать несколько выводов. Самое большое количество диссертаций защищено в 2012 г. (6 работ), что подтверждает рост научного интереса к этой проблеме. Наибольшее количество диссертаций по гражданской идентичности защищено по социологии (табл. 2), и это вполне объяснимо, так как социология является наукой, которая достаточно быстро реагирует на происходящие изменения в обществе и начинает их изучение, а также тенденций развития общества в целом и отдельных социальных групп в частности. Изучением гражданской идентичности, как показывает таблица, занимаются социология, философия, политология, педагогика, история и психология.

Таблица 2

Количество диссертаций 1991-2016 гг. с концептом «гражданская идентичность» в названии по областям научного знания

№ Область знания Количество диссертаций

1 Социология 9

2 Политология 5

3 Философия 3

4 Педагогика 6

5 История 2

6 Психология 1

Всего 26

Дискурсивный анализ позволяет сделать вывод, что в названиях диссертаций понятие «гражданская идентичность» используется наряду с такими понятиями, как «этнонациональная идентичность», «национальная идентичность», «общероссийская гражданская идентичность», «этническая идентичность», «государственно-гражданская идентичность», «этнокультурная идентичность». Это указывает на неясность терминов, отсутствие их четкой дифференцированности, что стало причиной их терминологического сближения и даже отождествления.

Социологические исследования рассматривают в основном проблемы гражданской идентичности молодежи, при этом слабо изучена гражданская идентичность других социальных групп. Диссертации раскрывают процессы формирования (конструирования, трансформации) гражданской идентичности через символы (социальную активность), в условиях социальной неопределенности (в национализирующемся государстве, в контексте межэтнической толерантности).

В диссертациях по педагогике исследуются различные аспекты гражданской идентичности педагогов, учащейся молодежи, школьников, старшеклассников, современной учащейся молодежи. Ученые-педагоги разрабатывают средства формирования или развития гражданской идентичности (патриотическое воспитание, интернет-проекты, внеучебная деятельность, духовно-нравственные ценности, образовательные проекты). Анализируя названия диссертационных работ, можно сделать вывод о том, что в педагогике под гражданской идентичностью понимают результат неких воздействий, в отличие от социологии, где изучается данное состояние гражданской идентичности определенных социальных групп (российской молодежи, современной российской студенческой молодежи, молодежи, современной молодежи).

Политологи изучают гражданскую идентичность современного российского общества, молодежи в современной России, россиян, россиян в

Вестник ТГПУ (1&РиВи1Шт). 2017. 4 (181)

1920-е и 1990-е гг., общероссийскую. Исследования в области политологии раскрывают становление, развитие, формирование гражданской идентичности в нашей стране.

Историки рассматривают гражданскую идентичность феминисток и национальностей Башкортостана. В исторических работах не поднимаются темы развития гражданской идентичности российского общества, отдельных социальных групп на разных этапах общества, раскрывающих, как она изменялась, какие факторы оказывали влияние на нее.

В философии две из трех работ посвящены гражданской идентичности в условиях глобализации, что указывает на их актуальность в современном глобальном постиндустриальном обществе.

Оригинальный взгляд на проблему представляет работа по психологии, в которой автор показывает взаимосвязь гражданской идентичности с экономическими установками и представлениями.

Таким образом, проведенный анализ названий диссертационных исследований показывает, что в исследуемый период происходит активное изучение данного понятия, расширяется научное представление о сущности гражданской идентичности, особенностях ее протекания у разных социальных групп. Но при этом необходимо отметить, что не хватает фундаментальных исследований в области гражданской идентичности. Можно сделать вывод об отсутствии комплексной программы исследований, большинство из них носит фрагментарный характер, они посвящены частным вопросам. Только в социологии и политологии в этот период вышли работы фундаментального характера. Все это указывает на необходимость изучения данного феномена за счет интеграции всех научных достижений, объединенных концептом «гражданская идентичность», проведения междисциплинарных исследований. Как показал дискурсивный анализ, есть необходимость в работах, направленных на выявление тенденций, противоречий, закономерностей развития гражданской идентичности. Остаются слабо изученными подходы к формированию гражданской идентичности, принципы и методы формирования гражданской идентичности, определение функций и содержания компонентов гражданской идентичности и др.

Проведенное исследование позволило выделить периоды развития понятия «гражданская идентичность», основанием которой выбрана степень изученности гражданской идентичности в гуманита-ристике, предполагающей постепенное расширение области научного знания, занимающейся гражданской идентичностью. Взяв за основу методологические принципы составления периодизации, предложенные Н. В. Назаровым [5, с. 8], В. Г. Храп-

ченковым [6, с. 20], А. И. Кравченко [7, с. 16-23], была предложена следующая периодизация:

первый период 1991-2000 гг. - этап, когда идет рефлексия общественного сознания, научной общественности по поводу процессов, происходивших в обществе, связанных с его кризисом, перестройкой сознания, ценностей и т. д. За этот период не написано ни одного серьезного труда (диссертации, монографии), посвященной гражданской идентичности. Происходит осознание того, что прежнее советское общество перестало существовать и появляется новая общность людей с другими ценностями, жизненными ориентирами, другими потребностями и т. д.

Второй период 2000-2010 гг. - этап, на котором происходит историческое и социолого-политологи-ческое изучение понятия, осознание проблемы гражданской идентичности россиян в российской действительности, идет изучение гражданской идентичности с точки зрения ее кризиса в обществе. Появляются первые диссертации в социологии, политологии и истории по гражданской идентичности. На этом этапе изучается практическое состояние гражданской идентичности россиян.

Третий период 2010-2016 гг. - этап, для которого характерно психолого-педагогическое и философское осмысление понятия гражданской идентичности, изучение с точки зрения значимости гражданской идентичности для личности, для ее самоосуществления, а также способов ее формирования у разных социальных групп. Расширяется область научного знания, занимающаяся изучением гражданской идентичности.

Таким образом, на каждом новом этапе происходило уточнение сущности гражданской идентичности за счет появления исследований в рамках той или иной области социогуманитарного знания.

На основе положений статьи А. С. Роботовой [1, с. 19-25], посвященных современному педагогическому дискурсу, методики изучения истории развития дидактической терминологии, предложенной в работе Е. А. Кошкиной [8, с. 26-35], была разработана методика исследования названий работ по одной тематике или близким проблемам, в основе которой лежат идеи дискурсивного анализа. Этапы методики представляются следующие:

• Выявление работ, посвященных выбранному концепту.

• Ограничение временными рамками выбранных работ.

• Составление таблицы, построенной по хронологическому принципу, в которой будут отражены темы исследований.

• Определение содержания терминов, входящих в концепт.

Н. И. Янковская. Проблема гражданско-патриотического воспитания в диссертационных исследованиях...

• Выявление «доминирующих проблем, в которых заинтересованы участники педагогического дискурса» (ученые-педагоги, авторы диссертационных работ).

• Выявление «выраженности позиции субъекта в дискурсе, что позволит сделать вывод о самостоятельности позиции исследователя».

• Перечисление «направлений исследовательской тематики».

• Выявление «совокупного научного вклада по данной теме, вопросу в теорию и практику».

• Составление «иерархии общих и частных вопросов в проблемной области».

• Описание слов-определений, которые добавляются к концепту.

• Определение, какими понятиями дополнен концепт (какие понятия употребляются как близкие по смыслу с концептом).

На авторский взгляд, предложенная методика может использоваться в любых научных исследо-

ческих исследованиях она может применяться для определения приоритетов развития педагогической теории и практики. Дискурс позволяет анализировать понятийно-терминологический состав педагогики или языка педагогики в контексте современного научного знания [9, с. 3-4; 10].

Таким образом, применение методики, разработанной на основе комплекса исследовательских методов (дискурсивного метода и метода контент-анализа), удалось выявить степень изученности гражданской идентичности в гуманитаристике в период с 1991 по 2016 г. В результате апробации методики на материале названий диссертаций, содержащих концепт «гражданская идентичность», было составлено представление о закономерностях развития научного понимания данного феномена и предложена периодизация развития понятия «гражданская идентичность». Но сохраняется необходимость проведения комплексных, междисципли-нарых исследований, которые позволят собрать фрагментарное знание о данном понятии.

ваниях для анализа научного дискурса. В педагоги-

Список литературы

Роботова А. С. Современный педагогический дискурс // Вестник Герценовского университета. 2008. № 12. С. 19-25. Указ Президента РФ от 11.07.1991 № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования РСФСР» // Правовая справочно-информа-ционная система «Гарант».

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» // Правовая справочно-информационная система «Гарант». Закон РФ от 13.01.1996 № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» // Правовая справочно-инфор-мационная система «Гарант».

Назаров Н. В. Вопросы периодизации в деятельности исследователя истории педагогики (методологический аспект). Орск: Изд-во Ор-ского пед. института, 1995. С. 8.

Храпченков В. Г. Научно-педагогические основы всеобщего обязательного среднего образования в Казахстане: дис. ... д-ра пед. наук, Алматы, 1997. С. 20.

Кравченко А. И. Три капитализма в России // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 16-23.

Бордовская Н. В., Кошкина Е. А. Методика изучения истории развития дидактической терминологии // Педагогика. 2014. № 10. С. 26-35. Пичугина В. К. Явные и скрытые дискурсы педагогики // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 4 (12). 11^: Мр:// www.sisp.nkras.ru, свободный.

Шевченко Е. С. Диалектика дискурса и текста в современной социогуманитарной парадигме: дис. ... канд. филос. наук. Владивосток, 1997.

7.

10

Янковская Наталья Ивановна, аспирант, Омский государственный педагогический университет (Набережная им. Тухачевского, 14, Омск, Россия, 644043). Е-шаП: chuviz@list.ru

Материал поступил в редакцию 18.01.2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI 10.23951/1609-624X-2017-4-34-38

PROBLEMS OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION IN THE DISSERTATION RESEARCH OF CIVIL IDENTITY: DISCURSIVE ANALYSIS

N. I. Yankovskaya

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation

The result of the modern civil-patriotic education from the point of view of public documents is the civil identity. The article considers the theses in the titles of which the concept "civil identity" occcurs. The purpose of the work is the identification of degree of study of civil identity in the humanities during the period from 1991 to 2016. The

EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2017. 4 (181)

discursive method and the method of content analysis as a result of application of which the author made an attempt to develop a technique of the discursive analysis of dissertation researches of civil identity belong to the used methods. The result of the developed technique is the creation of periodization of the development of the concept "civil identity". The received results can be applied in pedagogical and other researches where application of the discursive method is justified. The author of the article came to the following conclusions: in development of the concept "civil identity" during the period from 1991 to 2016 it is possible to allocate three stages. The first period of 1991-2000 is a stage of the reflection of public consciousness, scientific community concerning the processes happening in society, connected with its crisis, reorganization of consciousness, values, etc. The second period of 2000-2010 is a stage of historical and sociopolitological studying of a concept, understanding of a problem of civil identity of the Russians in the Russian reality; there is a studying of civil identity from the point of view of its crisis in society. The third period of 2010-2016 is a stage for which psychology and pedagogical and philosophical judgment of a concept of civil identity, studying from the point of view of the importance of civil identity is characteristic of the personality, of its self-implementation, and also methods of its forming in different social groups.

Civil identity is studied from the point of view of such sciences as sociology, philosophy, political science, pedagogics, history, psychology, to a lesser extent of the last two. Due to the lack of the research system, almost all of them have fragmentary character and are devoted to private questions.

Key words: discursive analysis, civil identity, content analysis, periodization of development of the concept "civil identity".

References

1. Robotova A. S. Sovremennyy pedagogicheskiy diskurs [Modern pedagogical discourse]. Vestnik Gertsenovskogo universiteta - Universum: Bulletin of Herzen State Pedagogical University of Russia, 2008, no. 12, pp. 19-25 (in Russian).

2. Ukaz Prezidenta RF ot 11.07.1991 no. 1 "O pervoocherednykh merakh po razvitiyu obrazovaniya RSFSR" [The decree of the Russian President from 7.11.1991 No. 1 "About prime measures for development of education of RSFSR"]. Pravovaya spravochno-informatsionnaya sistema "Garant" [Legal reference and information system "Garant"] (in Russian).

3. Zakon RF ot 10.07.1992 no. 3266-1 "Ob obrazovanii" [The act of the Russian Federation of 10.07.1992 No. 3266-1 "About education"]. Pravovaya spravochno-informatsionnaya sistema "Garant" [Legal reference and information system "Garant"'] (in Russian).

4. Zakon RF ot 13.01.1996 no. 12-FZ "O vnesenii izmeneniy i dopolneniy v zakon RF "Ob obrazovanii" [The act of the Russian Federation of 13.01.1996 No. 12-FZ "About modification and additions in the act of the Russian Federation "About education"]. Pravovaya spravochno-informatsionnaya sistema "Garant" [Legal reference and information system "Garant"] (in Russian).

5. Nazarov N. V. Voprosy periodizatsii v deyatel'nosti issledovatelya istorii pedagogiki (metodologicheskiy aspekt) [Issues of periodization in the activity of researchers of History of pedagogy (methodological aspect)]. Orsk, Orsk pedagogical institute Publ., 1995. 85 p. (In Russian).

6. Khrapchenkov V. G. Nauchno-pedagogicheskiye osnovy vseobshchego obyazatel'nogo srednego obrazovaniya v Kazakhstane. Avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Scientific and pedagogical bases of universal compulsory secondary education in Kazakhstan. Abstract of thesis cand.ped. sci.]. Almaty, 1997. 20 p. (in Russian).

7. Kravchenko A. I. Tri kapitalizma v Rossii [Three of capitalism in Russia]. Sotsiologicheskiye issledovaniya - Sociological studies, 1999, no. 6, pp. 16-23 (in Russian).

8. Bordovskaya N. V., Koshkina E. A. Metodika izucheniya istorii razvitiya didakticheskoy terminologii [Technique of studying of history of development of didactic terminology]. Pedagogika - Pedagogy, 2014, no. 10, pp. 26-35 (in Russian).

9. Pichugina V. K. Yavnye i skrytye diskursy pedagogiki [Obvious and hidden discourses of pedagogics]. Sovremenniye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal) - Society of Russia: historical space, linguistic structures and philosophical values (Modern Research of Social Problems), 2012, no. 4 (12). URL: http://www.sisp.nkras.ru (in Russian).

10. Shevchenko E. S. Dialektika diskursa i teksta v sovremennoy sotsiogumanitarnoyparadigme. Dis. kand. filos. nauk [Dialectics of discourse and text in modern socio-humanistic paradigm. Diss. of cand. philos. sci.]. Vladivostok, 1997 (in Russian).

Yankovskaya N. I., Omsk State Pedagogical University (Naberezhnaya im. Tukhachevskogo, 14, Omsk, Russian Federation, 644043). Е-mail: mail@omgpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.