ния профессионального самосознания сту-дентов-экологов.
В качестве пятой методики, для объективизированной оценки использовалась внешняя экспертная оценка - (отзывы других преподавателей).
Использование вышеперечисленных методик позволяет нам получить более полную и достоверную информацию о состоянии развития профессионального самосознания.
Колесникова И.В.
генеральный директор ООО «КАРЗ»
ПРОБЛЕМА ГРАНИЦЫ И ПОГРАНИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
Проблема границы актуальна для каждого поколения людей, поскольку затрагивает различные аспекты человеческого бытия. Но особую значимость она обретает в переходное время, когда рвется «историческая нить», рушатся сложившиеся границы, формируется новая система ценностей.
К сожалению, современное общество не позволяет человеку в полной мере реализовывать глубоко укоренившуюся идею консолидации. Не все люди готовы и способны принять новую систему ценностей как в силу своих индивидуальных особенностей, так и по причине царящего в обществе хаоса, неразберихи, раздробленности.
В современном обществе слишком много случайного, возрастает роль финансовой олигархии, бюрократический аппарат преимущественно занят реализацией своих целей. Границы человеческого бытия становятся неустойчивыми.
Чтобы «снять» возникшее отчужденное состояние между отдельными индивидами и обществом, необходимо пересмотреть все ценности и символы. Человек должен научиться отличать поверхностные символы от значимых, опирающихся на фундаментальные ценности. При этом не следует забывать, что многие ценности, вновь возникающие, становятся общезначимыми и выражают планетаризацию человеческого
сознания, способствуют упрочению границ его бытия. Россияне, отказавшись от уз тоталитаризма, сознательно выбирают интеграцию в «сверхличное целое».
Исследование границ человеческого бытия способствует успешному протеканию интеграции, позволяет понять свободу человека как многоступенчатый процесс, обусловленный множеством выборов и действий.
Понятие границы является «кристаллом» диалектики, раскрывающим взаимоотношения внешнего и внутреннего, своего и иного, конечного и бесконечного и др. Оно тесно сопряжено с другими категориями: «мера», «предел», «середина» и др.
Проблемы границы и пограничных отношений человеческого бытия требует решения следующих задач:
- исследовать феномен границы в историко-философском плане, определить категориальный аппарат, позволяющий вычленить различные аспекты пограничного;
- показать определенность границ человеческого бытия;
- изучить, каким образом граница соединяет и разъединяет существующие противоположности;
- выявить развивающийся и развивающий характер границ;
- рассмотреть пограничные проблемы человеческой свободы.
Ларина Е.Н.
ФГОУ ДПОС «ОРИППКРКСАПК» Научный руководитель -доктор психологических наук, профессор Маликова В.А.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Анализ состояния проблемы становления подростка как субъекта саморазвития показал, что проблема формирования способнос-
ВЕСТНИК ОГУ №13/ДЕКАБРЬ'2006 13