5. Культурная самоидентификация личности - это отождествление себя с культурой, ее ценностями, идеалами. Сохранение своей культурной идентичности в процессе общения с Другими культурами является важным условием поликультурности, когда человек уважает другие культуры, стремится к пониманию иных ценностных оснований, но при этом выбирает, какие культурные образцы являются его собственными. Если человек научился понимать и уважать свою культуру, осознавать ее ценность, он будет способен уважать те же качества в другой культуре.
Таким образом, мы видим, что поликультурность - это интегративное качество личности, которое базируется на общей культуре и проявляется в межкультурном взаимодействии путем осознания, преодоления негативных культурных стереотипов.
Список использованной литературы:
1. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. - М.: Мысль, 2000. - Т. 4. - С. 75.
2. Степанов П.В. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. - 2001. - №6. - С. 153.
Колбинцева А.С.
ФГУ ВПО «Оренбургский ГАУ» Научный руководитель - д.п.н. профессор Шаповал И.А
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
Развитие профессионального самосознания находится в неразрывной связи с самоопределением личности. Степень сформиро-ванности профессионального самосознания выпускника ВУЗа может служить показателем успешности и завершенности его профессионального самоопределения.
При отборе методик и техники их использования, с целью выявления изменений в профессиональном самосознании, было установлено, что для оценки профессионального самосознания используются следующие диагностические инструкции:
1. Тесты достижений (на оценку интеллекта т.д.)
2. Методы изучения мотивации.
3. Тесты личностных и психофизических свойств необходимых для выбора профессии (КОС)
В нашем исследовании использовались методики относящиеся ко 2 и 3 типу.
Первая методика - тест Голланда. В нем студентам попарно представлены различные профессии (всего 42 пары). В каждой паре профессий нужно найти ту, которой более отдается предпочтение. Цель теста: выявить принадлежность студентов к одному из типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический.
Вторая методика - «Мотивы выбора профессии» (модификация методики К. Зам-фир). В ней студентам предлагаются утверждения, характеризующие любую профессию. Нужно оценить, в какой мере каждое из них повлияло на их выбор профессии. Цель теста: определить соотношение и влияние внутренних и внешних мотивов студентов влияющих на выбор профессии.
Третья методика - «Самооценки уровня профессионально-значимых качеств». Студентам предлагается перечислить 10 качеств, необходимых для профессионала-эколога. Затем предлагается проранжировать их в порядке значимости. После, еще раз проранжиро-вать эти качества, но уже как они выражены в нем самом. Цель: Выявить профессионально значимые качества необходимых для профессиональной деятельности экологов. Определить уровень самооценки на основе выявления представления человека о качествах своего идеала и своих собственных качествах
Четвертая методика - определения критериев эффективности профессионального самоопределения (была использована часть анкеты Н.М. Аксенова). Вопросы были направлены на: выявление мотивов выбора профессии; определение степени удовлетворенности выбором профессии; выявление степени осведомленности о будущей профессии и требований к будущей работе определение желания работать в дальнейшем по специальности и целей будущей профессиональной деятельности. Цель: выявить временную перспективу процесса формирова-
ния профессионального самосознания сту-дентов-экологов.
В качестве пятой методики, для объективизированной оценки использовалась внешняя экспертная оценка - (отзывы других преподавателей).
Использование вышеперечисленных методик позволяет нам получить более полную и достоверную информацию о состоянии развития профессионального самосознания.
Колесникова И.В.
генеральный директор ООО «КАРЗ»
ПРОБЛЕМА ГРАНИЦЫ И ПОГРАНИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
Проблема границы актуальна для каждого поколения людей, поскольку затрагивает различные аспекты человеческого бытия. Но особую значимость она обретает в переходное время, когда рвется «историческая нить», рушатся сложившиеся границы, формируется новая система ценностей.
К сожалению, современное общество не позволяет человеку в полной мере реализовывать глубоко укоренившуюся идею консолидации. Не все люди готовы и способны принять новую систему ценностей как в силу своих индивидуальных особенностей, так и по причине царящего в обществе хаоса, неразберихи, раздробленности.
В современном обществе слишком много случайного, возрастает роль финансовой олигархии, бюрократический аппарат преимущественно занят реализацией своих целей. Границы человеческого бытия становятся неустойчивыми.
Чтобы «снять» возникшее отчужденное состояние между отдельными индивидами и обществом, необходимо пересмотреть все ценности и символы. Человек должен научиться отличать поверхностные символы от значимых, опирающихся на фундаментальные ценности. При этом не следует забывать, что многие ценности, вновь возникающие, становятся общезначимыми и выражают планетаризацию человеческого
сознания, способствуют упрочению границ его бытия. Россияне, отказавшись от уз тоталитаризма, сознательно выбирают интеграцию в «сверхличное целое».
Исследование границ человеческого бытия способствует успешному протеканию интеграции, позволяет понять свободу человека как многоступенчатый процесс, обусловленный множеством выборов и действий.
Понятие границы является «кристаллом» диалектики, раскрывающим взаимоотношения внешнего и внутреннего, своего и иного, конечного и бесконечного и др. Оно тесно сопряжено с другими категориями: «мера», «предел», «середина» и др.
Проблемы границы и пограничных отношений человеческого бытия требует решения следующих задач:
- исследовать феномен границы в историко-философском плане, определить категориальный аппарат, позволяющий вычленить различные аспекты пограничного;
- показать определенность границ человеческого бытия;
- изучить, каким образом граница соединяет и разъединяет существующие противоположности;
- выявить развивающийся и развивающий характер границ;
- рассмотреть пограничные проблемы человеческой свободы.
Ларина Е.Н.
ФГОУ ДПОС «ОРИППКРКСАПК» Научный руководитель -доктор психологических наук, профессор Маликова В.А.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Анализ состояния проблемы становления подростка как субъекта саморазвития показал, что проблема формирования способнос-