Научная статья на тему 'Методы оценки уровня профессионального самосознания'

Методы оценки уровня профессионального самосознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1591
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы оценки уровня профессионального самосознания»

5. Культурная самоидентификация личности - это отождествление себя с культурой, ее ценностями, идеалами. Сохранение своей культурной идентичности в процессе общения с Другими культурами является важным условием поликультурности, когда человек уважает другие культуры, стремится к пониманию иных ценностных оснований, но при этом выбирает, какие культурные образцы являются его собственными. Если человек научился понимать и уважать свою культуру, осознавать ее ценность, он будет способен уважать те же качества в другой культуре.

Таким образом, мы видим, что поликультурность - это интегративное качество личности, которое базируется на общей культуре и проявляется в межкультурном взаимодействии путем осознания, преодоления негативных культурных стереотипов.

Список использованной литературы:

1. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. - М.: Мысль, 2000. - Т. 4. - С. 75.

2. Степанов П.В. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. - 2001. - №6. - С. 153.

Колбинцева А.С.

ФГУ ВПО «Оренбургский ГАУ» Научный руководитель - д.п.н. профессор Шаповал И.А

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

Развитие профессионального самосознания находится в неразрывной связи с самоопределением личности. Степень сформиро-ванности профессионального самосознания выпускника ВУЗа может служить показателем успешности и завершенности его профессионального самоопределения.

При отборе методик и техники их использования, с целью выявления изменений в профессиональном самосознании, было установлено, что для оценки профессионального самосознания используются следующие диагностические инструкции:

1. Тесты достижений (на оценку интеллекта т.д.)

2. Методы изучения мотивации.

3. Тесты личностных и психофизических свойств необходимых для выбора профессии (КОС)

В нашем исследовании использовались методики относящиеся ко 2 и 3 типу.

Первая методика - тест Голланда. В нем студентам попарно представлены различные профессии (всего 42 пары). В каждой паре профессий нужно найти ту, которой более отдается предпочтение. Цель теста: выявить принадлежность студентов к одному из типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический.

Вторая методика - «Мотивы выбора профессии» (модификация методики К. Зам-фир). В ней студентам предлагаются утверждения, характеризующие любую профессию. Нужно оценить, в какой мере каждое из них повлияло на их выбор профессии. Цель теста: определить соотношение и влияние внутренних и внешних мотивов студентов влияющих на выбор профессии.

Третья методика - «Самооценки уровня профессионально-значимых качеств». Студентам предлагается перечислить 10 качеств, необходимых для профессионала-эколога. Затем предлагается проранжировать их в порядке значимости. После, еще раз проранжиро-вать эти качества, но уже как они выражены в нем самом. Цель: Выявить профессионально значимые качества необходимых для профессиональной деятельности экологов. Определить уровень самооценки на основе выявления представления человека о качествах своего идеала и своих собственных качествах

Четвертая методика - определения критериев эффективности профессионального самоопределения (была использована часть анкеты Н.М. Аксенова). Вопросы были направлены на: выявление мотивов выбора профессии; определение степени удовлетворенности выбором профессии; выявление степени осведомленности о будущей профессии и требований к будущей работе определение желания работать в дальнейшем по специальности и целей будущей профессиональной деятельности. Цель: выявить временную перспективу процесса формирова-

ния профессионального самосознания сту-дентов-экологов.

В качестве пятой методики, для объективизированной оценки использовалась внешняя экспертная оценка - (отзывы других преподавателей).

Использование вышеперечисленных методик позволяет нам получить более полную и достоверную информацию о состоянии развития профессионального самосознания.

Колесникова И.В.

генеральный директор ООО «КАРЗ»

ПРОБЛЕМА ГРАНИЦЫ И ПОГРАНИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Проблема границы актуальна для каждого поколения людей, поскольку затрагивает различные аспекты человеческого бытия. Но особую значимость она обретает в переходное время, когда рвется «историческая нить», рушатся сложившиеся границы, формируется новая система ценностей.

К сожалению, современное общество не позволяет человеку в полной мере реализовывать глубоко укоренившуюся идею консолидации. Не все люди готовы и способны принять новую систему ценностей как в силу своих индивидуальных особенностей, так и по причине царящего в обществе хаоса, неразберихи, раздробленности.

В современном обществе слишком много случайного, возрастает роль финансовой олигархии, бюрократический аппарат преимущественно занят реализацией своих целей. Границы человеческого бытия становятся неустойчивыми.

Чтобы «снять» возникшее отчужденное состояние между отдельными индивидами и обществом, необходимо пересмотреть все ценности и символы. Человек должен научиться отличать поверхностные символы от значимых, опирающихся на фундаментальные ценности. При этом не следует забывать, что многие ценности, вновь возникающие, становятся общезначимыми и выражают планетаризацию человеческого

сознания, способствуют упрочению границ его бытия. Россияне, отказавшись от уз тоталитаризма, сознательно выбирают интеграцию в «сверхличное целое».

Исследование границ человеческого бытия способствует успешному протеканию интеграции, позволяет понять свободу человека как многоступенчатый процесс, обусловленный множеством выборов и действий.

Понятие границы является «кристаллом» диалектики, раскрывающим взаимоотношения внешнего и внутреннего, своего и иного, конечного и бесконечного и др. Оно тесно сопряжено с другими категориями: «мера», «предел», «середина» и др.

Проблемы границы и пограничных отношений человеческого бытия требует решения следующих задач:

- исследовать феномен границы в историко-философском плане, определить категориальный аппарат, позволяющий вычленить различные аспекты пограничного;

- показать определенность границ человеческого бытия;

- изучить, каким образом граница соединяет и разъединяет существующие противоположности;

- выявить развивающийся и развивающий характер границ;

- рассмотреть пограничные проблемы человеческой свободы.

Ларина Е.Н.

ФГОУ ДПОС «ОРИППКРКСАПК» Научный руководитель -доктор психологических наук, профессор Маликова В.А.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Анализ состояния проблемы становления подростка как субъекта саморазвития показал, что проблема формирования способнос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.