Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ'

ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
183
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изменение климата / глобальное потепление / парниковые газы / Рамочная конвенция ООН об изменении климата / Киотский протокол / Парижское соглашение. / climate change / global warming / greenhouse gases / UN Framework Convention on Climate Change / Kyoto Protocol / Paris Agreement.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Чэн Жуй Линь

Цель: в данной статье поднимается важная для всего человечества проблема изменения климата. Глобальное потепление – это вызов, имеющий политические и финансовые последствия, а, значит, требующий, пока не поздно, принятия мер. Методы: в данной статье определен статус климатической дипломатии и проведен последовательный анализ документов основных международных соглашений в сфере изменения климата. В работе рассмотрены также документы, принятые Советом Европы по вопросам предотвращения изменения климата. Результаты: автор статьи считает, что на международном уровне достаточно сложно разработать пути решения проблемы изменения климата, учитывая ее специфику и масштабность. Кроме того, как утверждается в статье, многие государства, руководствуясь собственными интересами, не до конца еще осознали ответственность человечества за экологическое состояние планеты. Выводы: в статье обращается особое внимание на решения международного переговорного процесса на Конференциях Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, на сложности формирования общей согласованной политики по изменению климата на глобальном уровне. Автор выражает надежду, что после последней, двадцать восьмой, Конференции, где изложен план дальнейших действий по предотвращению угрозы глобального потепления, уменьшится антропогенная нагрузка на климатическую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF GLOBAL CLIMATE CHANGE AND WAYS OF ITS INTERNATIONAL DECISION

Purpose: this article raises an important problem for all mankind – climate change. Global warming is a challenge with political and financial implications, and therefore requires action before it is too late. Methods: this article defines the status of climate diplomacy and provides a consistent analysis of the documents of the main international agreements in the field of climate change. The paper also considers the documents adopted by the Council of Europe on the prevention of climate change. Results: the author of the article believes that at the international level it is quite difficult to develop ways to solve the problem of climate change, taking into account its specifics and scale. In addition, as stated in the article, many States, guided by their own interests, have not yet fully realized the responsibility of mankind for the ecological state of the planet. Conclusions: the article focuses on the decisions of the international negotiation process at the Conferences of the Parties to the United Nations Framework Convention on Climate Change, on the complexity of forming a common coordinated policy on climate change at the global level. The author expresses the hope that after the last, twenty-eighth, Conference, which outlines a plan for further actions to prevent the threat of global warming, the anthropogenic burden on the climate system will decrease.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ»

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/HSCP.2024.53.63.017 УДК 32

© ®

Attribution

сс by

ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

Чэн Жуй Линь

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация. Цель: в данной статье поднимается важная для всего человечества проблема изменения климата. Глобальное потепление - это вызов, имеющий политические и финансовые последствия, а, значит, требующий, пока не поздно, принятия мер. Методы: в данной статье определен статус климатической дипломатии и проведен последовательный анализ документов основных международных соглашений в сфере изменения климата. В работе рассмотрены также документы, принятые Советом Европы по вопросам предотвращения изменения климата.

Результаты: автор статьи считает, что на международном уровне достаточно сложно разработать пути решения проблемы изменения климата, учитывая ее специфику и масштабность. Кроме того, как утверждается в статье, многие государства, руководствуясь собственными интересами, не до конца еще осознали ответственность человечества за экологическое состояние планеты .

Выводы: в статье обращается особое внимание на решения международного переговорного процесса на Конференциях Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, на сложности формирования общей согласованной политики по изменению климата на глобальном уровне. Автор выражает надежду, что после последней, двадцать восьмой, Конференции, где изложен план дальнейших действий по предотвращению угрозы глобального потепления, уменьшится антропогенная нагрузка на климатическую систему.

Ключевые слова: изменение климата, глобальное потепление, парниковые газы, Рамочная конвенция ООН об изменении климата; Киотский протокол; Парижское соглашение.

Abstract. Purpose: this article raises an important problem for all mankind - climate change. Global warming is a challenge with political and financial implications, and therefore requires action before it is too late. Methods: this article defines the status of climate diplomacy and provides a consistent analysis of the documents of the main international agreements in the field of climate change. The paper also considers the documents adopted by the Council of Europe on the prevention of climate change.

Results: the author of the article believes that at the international level it is quite difficult to develop ways to solve the problem of climate change, taking into account its specifics and scale. In addition, as stated in the article, many States, guided by their own interests, have not yet fully realized the responsibility of mankind for the ecological state of the planet.

Conclusions: the article focuses on the decisions of the international negotiation process at the Conferences of the Parties to the United Nations Framework Convention on Climate Change, on the complexity of forming a common coordinated policy on climate change at the global level. The author expresses the hope that after the last, twenty-eighth, Conference, which outlines a plan for further actions to prevent the threat of global warming, the anthropogenic burden on the climate system will decrease.

Keywords: climate change, global warming, greenhouse gases, UN Framework Convention on Climate Change; Kyoto Protocol; Paris Agreement.

Введение. прошлого столетия к основным глобальным

THE PROBLEM OF GLOBAL CLIMATE CHANGE AND WAYS OF ITS INTERNATIONAL DECISION

Cheng Ruilin

Lomonosov Moscow State University

Обеспечение безопасности всегда было актуальным вопросом для человечества. С конца

угрозам и вызовам нового тысячелетия, наряду с угрозой ядерной войны, киберпреступностью, миграционным кризисом и т.п., относят измене-

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

ние климата, связанного с глобальным потеплением на планете.

Уверенность ученых в антропогенном факторе климатических изменений растет с каждым днем. В пятом отчете Межправительственной группы экспертов ООН по вопросам изменения климата, указано, что вероятность причастности человека к глобальному изменению климата повысилась и составляет 95 % [6]. Согласно четвертому отчету Межправительственной группы экспертов ООН по вопросам изменения климата 2007 года, такая вероятность составляла 90 % [7]. На сегодняшний день показатели не изменились. Поэтому борьба с негативными последствиями глобального изменения климата и в 2024 году является неотложным вопросом повестки дня повестки дня на международных встречах высокого уровня.

Результаты.

Ученые считают, что к 2040 году в результате изменения климата, очень сильно замедлится экономическое развитие государств, снизится продовольственная безопасность, обострится социальное и экономическое неравенство, а экономические потери будут только расти. Если не принять меры, то человечество за свое бездействие может заплатить очень высокую цену.

Но, несмотря на то, что проблема глобального потепления является ключевой в международной политике, осознание этой проблемы, прогресс на пути к ее решения происходит в очень сложных условиях международных переговоров, консультаций, дискуссий, поскольку многие государства, принимая широкое участие в решении данной проблемы, руководствуются собственными экономическими интересами.

Проблема изменения климата положила начало новому международному направлению научных исследований - климатической дипломатии, предметом которой выступают «глобальные угрозы, связанные с изменением окружающей среды под воздействием техно- и антропогенных факторов и требующие противодействия в рамках скоординированных усилий всего международного сообщества и людей доброй воли» [5, с. 79-80].

Обсуждение.

Впервые проблема экологической безопасности планеты была рассмотрена на международной конференции, проходившей в 1967 году в г. Шапперхольми (Швеция), где были разработаны основы программы исследования глобальных атмосферных процессов. В 1974 году была разработана еще одна подобная программа.

Две эти программы заложили основы для широкого международного сотрудничества и стимулирования необходимых исследований в сфере изменения климата.

В 1977 г. в Найроби (Кения) состоялась конференция ООН по вопросам опустынивания, на которой принята единогласная резолюция о необходимости детального изучения изменения климата.

В 1979 г. в Женеве принята декларация о недопущении потенциального антропогенного изменения климата, которое может быть опасным для жизни человека [1].

В 1988 году Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию под названием «Сохранение глобального климата для настоящей и будущей деятельности человека», а в 1992 году на конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (Бразилия) 155 государств подписали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИКООН). Цель этой конвенции заключается в том, чтобы достичь стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему.

Следующим важным документом, принятым для выполнения РКИКООН, стал Киотский протокол, подписанный в 1997 г. В Киотском протоколе определены количественные обязательства государств по сокращению выбросов парниковых газов. Надо отметить, что количественные обязательства государств по сокращению выбросов, согласно Киотскому протоколу, имели только развитые страны и страны с переходной экономикой, которые несут ответственность лишь за 15 % общемировых выбросов [9].

После 1997 года между государствами-участниками РКИКООН продолжались напряженные международные переговоры, направленные на подготовку нового международного соглашения, которое должно регулировать вопросы сокращения выбросов парниковых газов после окончания срока действия Киотского протокола. В частности, в 2007 г. на 13-й Конференции Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Бали (Индонезия) был согласован план действий, но дальше этого плана дело не пошло, план так и остался на бумаге ) [9].

В 2 0 1 0 году в Канкуне (Мексика) на 16-й Конференции РКИКООН в очередной раз обсуждался вопрос количественных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов государствами и стало известно, что заявленные обязательства государств недостаточны для удержания роста глобальной температуры на уровне 2 °С.

В декабре 2011 года в городе Дурбан (ЮАР) на 17-й Конференции РКИКООН было принято решение о продлении срока действия Киотского протокола. Достигнутые договоренности на международных переговорах в Дурбане были шагом вперед, но объявленные обязательства государств по снижению выбросов парниковых газов были недостаточными для предотвращения роста температуры на планете [9].

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

На 21-й конференции РКИКООН, состоявшейся в Париже в 2015 году, был согласован текст Парижского соглашения, которое должно было заменить Киотский протокол после 2020 года. В соответствии с этим, международно-правовым документом государства согласовали вопросы о необходимости удержания роста средней глобальной температуры на уровне ниже 2°С, увеличения способности адаптации к негативному влиянию изменения климата, гармонизации финансовых потоков для решения глобальных проблем по изменению климата и др. Кроме этого, страны обязались постараться достичь «мирового пика выбросов парниковых газов как можно скорее» [4].

Со дня принятия Парижского соглашения инициативы ЕС в сфере разработки политики по вопросам предотвращения изменения климата стали более продвинутыми. Напомним, что «в статье 2 Парижского соглашения была поставлена цель удержания прироста глобальной средней температуры «намного ниже» 2 °С сверх доиндустриальных уровней и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5° С, что значительно должно сократить риски и воздействия на изменения климата» [2, с. 125].

20 июля 2015 года на Совете Европы были сделан вывод о том, что изменение климата, как подтверждают последние научные данные, является главной глобальной проблемой, которую нужно безотлагательно решать, в противном случае она угрожает не только окружающей среде, но и мировому экономическому благосостоянию, препятствует уменьшению бедности, устойчивому развитию и, в широком смысле, миру, стабильности и безопасности. Глобальный переход к безопасному, устойчивому и не угрожающему климату пути низкоуглеродного развития является предпосылкой для безопасного и стабильного будущего. Было также отмечено, что с целью преодоления угрозы изменения климата, что повлияет на надлежащий доступ к продуктам питания, воде и энергии, необходимо продолжить консультации, выдвигать эффективные внешнеполитические инициативы и предпринимать соответствующие действия на глобальном уровне и на уровне ЕС. При этом Парижское соглашение должно способствовать решению проблем смягчения последствий глобального потепления, поддерживать и отражать глобальные геополитические и экономические реалии и проблемы, возникающие в мире.

В качестве приоритетных задач построения климатической дипломатии ЕС постановил: продолжить работу по предотвращению угрозы изменения климата как стратегического приоритета в дипломатических диалогах и внешнеполитических инструментах; содействовать внедрению Парижского соглашения в контексте клима-тоустойчивого развития; направить все усилия на решение проблем природных ресурсов, благосостояния населения, стабильности и процве-

тания общества, миграции, тесным образом связанных с изменением климата.

Практические механизмы реализации этих задач предусматривают конкретные действия по каждому из них.

Среди них:

- использовать двусторонние встречи и всевозможные форумы для решения проблем глобального потепления и обеспечения прогресса в климатической политике;

- проводить совместную информационную кампанию на высоком уровне через представительства ЕС и посольства государств-членов РКИКООН, направленную на ключевых лиц, принимающих решения, включая членов правительств, парламентариев, неправительственных организаций, промышленных организаций и активистов гражданского общества;

- работать вместе для изобретения инновационных механизмов для мобилизации дополнительного климатического финансирования от част ных инвесторов;

- участвовать в дебатах по вопросам климата и политики в области безопасности на международных форумах, в частности, на Совете Безопасности ООН, на Конференции по планетарной безопасности и других соответствующих конференциях/инициативах, организованных странами-членами; продолжать работу по совместным проектам по климату и безопасности, касающихся дестабилизирующих последствий изменения климата и др.

Заключение.

На протяжении последних двадцати лет мы становимся очевидцами прогрессирующей экологизации социальных, экономических и политических структур человечества. За это время проблема изменения климата, поднятая во второй половине ХХ века, вышла на глобальный уровень и стала частью международной политики. Если в 60-70-х годах прошлого столетия понимание того факта, что неуправляемая человеческая деятельность грозит уничтожением всей нашей планеты, было свойственно развитым странам, то в настоящее время развивающиеся государства начинают проявлять определенный интерес к проблеме климатических изменений. А в таких странах, как Китай, Индия и в некоторых других звучат призывы занять более ответственную позицию и перейти к конкретным мерам по сокращению национальных объемов атмосферных выбросов. И именно эти страны в нынешней весьма изменчивой ситуации могут сыграть конструктивную роль в решении климатической проблемы как крупные потребители энергии и будущие крупные поставщики парниковых газов, а также как государства, чьи экономические и экологические системы могут пострадать в результате изменения климата [3].

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Борисенков Е.П. Изменение климата и человек. М. : Знание, 1990. 54с.

2. Ковалев Ю.Ю. Международная климатическая дипломатия в поисках решения глобальной проблемы / Ю.Ю. Ковалев, А.В. Степанов, А.С. Бурнасов // Известия Уральского Федерального университета. Общественные науки. 2017. Т. 12. № 1 (161). С. 117-131.

3. Норонха Л. Копенгагенская договоренность и сотрудничество в формате Россия - Индия - Китай / Л. Норонха // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 1. С. 28-41.

4. Парижское соглашение. - Организация Объединенных Наций, 2015. URL : https://unfccc.int/sites/default/ files/russian_paris_agreement.pdf

5. Райнхардт Р. Климатическая дипломатия: гибрид политики, гражданского активизма и науки // Обозреватель. 2020. № 12(371). С. 75-86.

6. Climate change. The Physical Science Basis (07 June 2013). URL : https://www.ipcc.ch/report/ar5/wg1

7. Climate Change: Synthesis Report. Switzerland, Geneva : Intergovernmental Panel on Climate Change, 2007. 104 p.

8. Climate Change: Synthesis Report. Switzerland, Geneva : Intergovernmental Panel on Climate Change, 2023. 35 p.

9. Climate Change and Foreign Policy. An exploration of options for greater integration. Denmark : International Instituted of Sustainable Development, 2016. 52 p.

10. Plumer B. In a first, nations at Climate Summit Agree to move away from fossil fuels / B. Plumer // The New York Times. 13.12.2023.

References:

1. Borisenkov E.P. Climate change and a man. M. : Knowledge, 1990. 54 p.

2. Kovalev Yu.Yu. International climate diplomacy in search of a solution to the global problem / Yu.Yu. Kovalev, Stepanov A.V., Burnasov A.S. // Bulletin of Ural Federal University. Social Sciences. 2017. Vol. 12. № 1(161). P. 117-131.

3. Noronha L. Copenhagen agreement and cooperation in the format Russia. - India - China / L. Noronha // Problems of the Far East. 2011. № 1. P. 28-41.

4. Paris Agreement. - United Nations, 2015. URL : https://unfccc.int/sites/default/files/russian_paris_agre ement.pdf.

5. Reinhardt R. Climate diplomacy: a hybrid of politics, civic activism and science // Observer. 2020. № 12(371). P. 75-86.

6. Climate change. The Physical Science Basis (07 June 2013). URL : https://www.ipcc.ch/report/ar5/wg1

7. Climate Change: Synthesis Report. Switzerland, Geneva : Intergovernmental Panel on Climate Change, 2007. 104 p.

8. Climate Change: Synthesis Report. Switzerland, Geneva : Intergovernmental Panel on Climate Change, 2023. 35 p.

9. Climate Change and Foreign Policy. An exploration of options for greater integration. Denmark : International Instituted of Sustainable Development, 2016. 52 p.

10. Plumer B. In a first, nations at Climate Summit Agree to move away from fossil fuels / B. Plumer // The New York Times. 13.12.2023.

Информация об авторе

Чэн Жуй Линь

магистр,

факультет мировой политики и международных отношений, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова [email protected]

Cheng Ruilin

Master,

Faculty of World Politics and International Relations, Lomonosov Moscow State University [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.