Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА: РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА: РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
612
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / КЛИМАТ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ 1992 Г / ПАРИЖСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО КЛИМАТУ 2015 Г / КОНФЕРЕНЦИЯ СТОРОН / КЛИМАТИЧЕСКИЙ ПАКТ 2021 Г

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соколова Н. А.

Статья посвящена развитию международно-правового регулирования в сфере борьбы с изменением климата. На протяжении многих лет государства в условиях научной неопределенности стараются найти способы удержать глобальное потепление на уровне 1,5 °С посредством установления международных обязательств различной конфигурации.При осуществлении сотрудничества в борьбе с изменением климата возникают дополнительные предметные дискуссии, связанные, например, с реализацией международных торговых мер или обеспечением прав человека. Однако магистральным остается направление, охватываемое контекстом устойчивого развития, ESG-принципами для бизнеса, государства и общества, стратегии энергетических политик государств, сотрудничества по адаптации и помощи развивающимся странам.Подходы к международно-правовому регулированию сотрудничества в сфере борьбы с изменением климата стали формироваться, когда международное сообщество стало уделять много внимания международно-правовой охране атмосферного воздуха и защите озонового слоя. Еще в преамбуле Монреальского протокола 1987 г. сделан акцент на потенциальном воздействии выбросов озоноразрушающих веществ на климат. Международно-правовой режим, установленный Рамочной конвенцией ООН об изменении климата 1992 г., по сути, обозначил ориентиры для поиска оптимальных форм сотрудничества с учетом изменений не только состояния окружающей среды, но и экономической повестки. Ключевой институционной площадкой сотрудничества определена Конференция сторон. В настоящее время в связке Рамочной конвенции 1992 г. с Парижским соглашением по климату 2015 г. Конференция сторон обеспечивает условия для их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLIMATE CHANGE: INTERNATIONAL LEGAL REGULATION DEVELOPMENT

The paper is devoted to the development of international legal regulation in the field of combating climate change. Over the years, states, in the face of scientific uncertainty, have been trying to find ways to keep global warming at 1.5 °C by establishing international commitments of various configurations.When cooperating in the fight against climate change, additional substantive discussions arise, related, for example, to the implementation of international trade measures or the provision of human rights. However, the main direction remains the one covered by the context of sustainable development, ESG principles for business, government and society, strategies for energy policies of states, cooperation in adaptation and assistance to developing countries.Approaches to the international legal regulation of cooperation in the field of combating climate change began to form when the international community started to pay much attention to the international legal protection of atmospheric air and the protection of the ozone layer. As early as the preamble to the 1987 Montreal Protocol, the emphasis was placed on the potential climate impact of ozone-depleting substance emissions.The international legal regime established by the 1992 UN Framework Convention on Climate Change, in fact, outlined guidelines for finding optimal forms of cooperation, taking into account changes not only in the state of the environment, but also in the economic agenda. The Conference of the Parties has been identified as the key institutional platform for cooperation. Currently in conjunction with the 1992 Framework Convention and the 2015 Paris Climate Agreement the Conference of the Parties provides the conditions for their implementation.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА: РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

001: 10.17803/1994-1471.2021.133.12.177-184

Н. А. Соколова*

Изменение климата: развитие международно-правового регулирования

Аннотация. Статья посвящена развитию международно-правового регулирования в сфере борьбы с изменением климата. На протяжении многих лет государства в условиях научной неопределенности стараются найти способы удержать глобальное потепление на уровне 1,5 °С посредством установления международных обязательств различной конфигурации.

При осуществлении сотрудничества в борьбе с изменением климата возникают дополнительные предметные дискуссии, связанные, например, с реализацией международных торговых мер или обеспечением прав человека. Однако магистральным остается направление, охватываемое контекстом устойчивого развития, ESG-принципами для бизнеса, государства и общества, стратегии энергетических политик государств, сотрудничества по адаптации и помощи развивающимся странам.

Подходы к международно-правовому регулированию сотрудничества в сфере борьбы с изменением климата стали формироваться, когда международное сообщество стало уделять много внимания международно-правовой охране атмосферного воздуха и защите озонового слоя. Еще в преамбуле Монреальского протокола 1987 г. сделан акцент на потенциальном воздействии выбросов озоноразрушающих веществ на климат. Международно-правовой режим, установленный Рамочной конвенцией ООН об изменении климата 1992 г., по сути, обозначил ориентиры для поиска оптимальных форм сотрудничества с учетом изменений не только состояния окружающей среды, но и экономической повестки. Ключевой институционной площадкой сотрудничества определена Конференция сторон. В настоящее время в связке Рамочной конвенции 1992 г. с Парижским соглашением по климату 2015 г. Конференция сторон обеспечивает условия для их реализации. Ключевые слова: изменение климата; климат и права человека; устойчивое развитие; Рамочная конвенция 1992 г.; Парижское соглашение по климату 2015 г.; Конференция сторон; Климатический пакт 2021 г. Для цитирования: Соколова Н. А. Изменение климата: развитие международно-правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. — 2021. — Т. 16. — № 12. — С. 177-184. — DOI: 10.17803/19941471.2021.133.12.177-184.

© Соколова Н. А., 2021

* Соколова Наталья Александровна, доктор юридических наук, заведующий кафедрой международного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 intlawmgua@yandex.ru

Climate Change: International Legal Regulation Development

Natalya A. Sokolova, Dr. Sci. (Law), Head of the Department of International Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 intlawmgua@yandex.ru

Abstract. The paper is devoted to the development of international legal regulation in the field of combating climate change. Over the years, states, in the face of scientific uncertainty, have been trying to find ways to keep global warming at 1.5 °C by establishing international commitments of various configurations. When cooperating in the fight against climate change, additional substantive discussions arise, related, for example, to the implementation of international trade measures or the provision of human rights. However, the main direction remains the one covered by the context of sustainable development, ESG principles for business, government and society, strategies for energy policies of states, cooperation in adaptation and assistance to developing countries.

Approaches to the international legal regulation of cooperation in the field of combating climate change began to form when the international community started to pay much attention to the international legal protection of atmospheric air and the protection of the ozone layer. As early as the preamble to the 1987 Montreal Protocol, the emphasis was placed on the potential climate impact of ozone-depleting substance emissions. The international legal regime established by the 1992 UN Framework Convention on Climate Change, in fact, outlined guidelines for finding optimal forms of cooperation, taking into account changes not only in the state of the environment, but also in the economic agenda. The Conference of the Parties has been identified as the key institutional platform for cooperation. Currently in conjunction with the 1992 Framework Convention and the 2015 Paris Climate Agreement the Conference of the Parties provides the conditions for their implementation. Keywords: climate change; climate and human rights; sustainable development; 1992 Framework Convention; 2015 Paris Climate Agreement; Conference of the Parties; Climate Pact 2021.

Cite as: Sokolova NA. Izmenenie klimata: razvitie mezhdunarodno-pravovogo regulirovaniya [Climate Change: International Legal Regulation Development]. Aktual'nyeproblemy rossijskogoprava. 2021;16(12):177-184. DOI: 10.17803/1994-1471.2021.133.12.177-184. (In Russ., abstract in Eng.).

Видение будущего планеты отражено государствами в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»1. Среди целей в области устойчивого развития — принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями (Цель 13).

Изменение климата представляет собой один из наиболее серьезных вызовов, который требует активизировать долгосрочные совместные действия по борьбе с ним на основе справедливости для обеспечения устойчивого развития, касающегося интеграции вопросов,

связанных с изменением климата, в социальную, экономическую и экологическую политику.

Доказательством реальности борьбы с изменением климата служит формирующаяся судебная практика. Сводные доклады «Канада — определенные меры, затрагивающие сектор возобновляемых источников энергии» (Canada — Certain Measures Affecting the Renewable Energy Generation Sector) и «Канада — меры, касающиеся программы льготных тарифов» (Canada — Renewable Energy/Feed-in Tariff) свидетельствуют о том, что в 2013 г. апелляционный орган впервые обратился к проблеме изменения климата в контексте соблюдения

1 Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 г. [без передачи в главные комитеты (A/70/L.1)] 70/1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. // URL: https://undocs.Org/ru/A/RES/70/1.

Соколова Н. А.

Изменение климата: развитие международно-правового регулирования

правил, установленных Соглашением ВТО по субсидиям и компенсационным мерам2.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.3 (РКИК, Рамочная конвенция) признается главной международной правовой основой для согласования мер глобального реагирования на изменение климата. Принятие Рамочной конвенции означало международное признание проблемы изменения климата и обязывало государства действовать в интересах безопасности человека даже в условиях, когда степень научной неопределенности оставалась весьма высокой. Конечная цель Рамочной конвенции заключается в том, чтобы добиться стабилизации концентраций парниковых газов (ПГ) в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему (ст. 2). При этом определение уровня опасности, который создает такую угрозу, остается одной из ключевых задач, требующих решения.

Главные характеристики рамочного режима по борьбе с изменением климата, заданные РКИК, остаются в значительной степени неизменными, но чрезвычайно трудными для осуществления. Элементы данного режима следующие:

— лидирующая роль в борьбе с изменением климата и ответственность развитых государств при реализации принципа общей, но дифференцированной ответственности;

— финансовая поддержка развивающихся стран посредством деятельности Глобального экологического фонда;

— согласие промышленно развитых стран делиться технологиями с менее развитыми странами;

— отчетность развитых и развивающихся стран о выполнении обязательств: стороны, включенные в приложение I, представляют регулярные отчеты о политике и мерах в области изменения климата; у сторон, не включенных в приложение I, прежде всего

развивающихся стран, гораздо более мягкие условия представления информации по осуществлению, в том числе поставленные в зависимость от получения финансирования для ее подготовки;

— обеспечение приоритета экономического развития, особенно для бедных стран, при необходимости достижения цели РКИК, что обусловливает поиск баланса между ограничением выбросов (во многих случаях с международной помощью) и экономическим развитием развивающихся стран;

— признание уязвимости всех стран к последствиям изменения климата и необходимость особых усилий по их облегчению в развивающихся странах: первоначально больше внимания уделялось смягчению последствий, в дальнейшем активизируется процесс адаптации к последствиям изменения климата;

— создана институциональная структура по реализации Рамочной конвенции, в первую очередь Конференция сторон.

Все стороны, учитывая общую, но дифференцированную ответственность и свои конкретные национальные и региональные приоритеты, цели и условия развития: а) разрабатывают, периодически обновляют, публикуют и предоставляют Конференции сторон национальные кадастры антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов; Ь) формулируют, осуществляют, публикуют и регулярно обновляют национальные и, в соответствующих случаях, региональные программы, содержащие меры по смягчению последствий изменения климата; d) оказывают содействие рациональному использованию поглотителей и накопителей парниковых газов; А по мере возможности учитывают связанные с изменением климата соображения при проведении своей соответствующей социальной, экономической и экологической политики (ст. 4 РКИК).

Общие обязательства по РКИК с установлением количественных показателей для развитых

2 Shadikhodjaev Sh. First WTO Judicial Review of Climate Change Subsidy Issues // American Journal of International Law (AJIL). Vol. 107. No 4. 2013. P. 878.

3 Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_ conv.shtml.

государств и использованием рыночных механизмов получили развитие в Киотском протоколе 1997 г. Признавая, что развитые страны несут главную ответственность за нынешний высокий уровень выбросов ПГ в атмосферу, Киотский протокол накладывал достаточно серьезное бремя на развитые страны в соответствии с принципом справедливости. Согласно положениям Протокола, страны должны были выполнять свои целевые показатели выбросов в первую очередь путем принятия национальных мер. Протокол предлагал им также дополнительные средства для достижения целей путем использования трех рыночных механизмов, которые способствуют соблюдению обязательств экономически эффективными способами: 1) международная торговля выбросами; 2) механизм чистого развития; 3) проекты совместного осуществления. Конференция сторон, действующая в качестве совещания сторон Киотского протокола, приняла поправку в соответствии со ст. 20 и 21 Киотского протокола, подтвердив, что второй период действия обязательств начнется 1 января 2013 г. и закончится 31 декабря 2020 г., тем самым обеспечивая непрерывность действия обязательств по Протоколу и применимых рыночных механизмов для учета сокращений выбросов.

Конференция по изменению климата, которая прошла в Копенгагене с 7 по 19 декабря 2009 г., намечалась как последняя черта для разрешения вопросов относительно формирования климатического режима после 2012 г. Несмотря на ожидания, результатом Копенгагенской конференции стало политическое соглашение, а именно — Копенгагенская договорен-

ность (Copenhagen Accord)4. Как известно, она не был принята всеми правительствами5, но подняла ряд ключевых вопросов.

Для достижения конечной цели РКИК было признано научное мнение о том, что повышение глобальной температуры должно быть менее 2 °C, которое на основе справедливости и в контексте устойчивого развития требует активизировать долгосрочные совместные действия по борьбе с изменением климата.

В 2010 г. состоялась Канкунская конференция по изменению климата, на которой был принят комплекс решений, известных как Канкунские соглашения. Эти решения предусматривают конкретные шаги по принятию глобальных ответных мер и содействию осуществлению мероприятий по борьбе с изменением климата в известных областях.

По итогам конференции 2011 г. была учреждена Специальная рабочая группа по Дурбан-ской платформе для более активных действий для усиления многостороннего режима согласно Рамочной конвенции. Значимым итогом конференции в Дурбане стало начало функционирования Зеленого климатического фонда, который наделяется правосубъектностью и правоспособностью и пользуется соответствующими привилегиями и иммунитетами, носящими функциональный характер6.

В 2013 г. был создан Варшавский международный механизм по потерям и ущербу в результате воздействий изменения климата7.

Тем временем негативные последствия изменения климата открыли дискуссию о возможности предоставления по данному основанию статуса беженца. Пока, как подтверждается

4 Copenhagen Accord (Dec. 18, 2009), in UNFCCC, Report of the Conference of the Parties on Its Fifteenth Session, Addendum, at 5, UN Doc. FCCC/CP/2009/11/Add.1 (Mar. 30, 2010). The Accord is attached to Decision 2/CP.15 of the Conference of the Parties // URL: http://unfccc.int/resource/docs/2009/cop15/eng/l07.pdf.

5 Секретариат РКИК 30 марта 2010 г. получил заявления более чем от 100 стран относительно их планов по уменьшению выбросов парниковых газов и/или выразивших желание быть ассоциированными с Копенгагенской договоренностью. Во многих случаях страны, предоставляющие информацию об их действиях по смягчению последствий изменений климата, ясно ассоциировали себя с Копенгагенской договоренностью. Несколько стран, среди них Россия, не выразили такого согласия.

6 См.: Материалы Конференции сторон в Дурбане. П. 11 // URL: http://unfccc.int/meetings/durban_nov_2011/ session/6294/php/view/decisions.php.

7 URL: https://unfccc.int/resource/docs/2013/cop19/rus/l15r.pdf.

соколова н. А.

Изменение климата: развитие международно-правового регулирования

примерами Австралии и Новой Зеландии8, национальные суды отказываются признавать и предоставлять статус беженца по названным основаниям. В 2000 г. Апелляционный суд Новой Зеландии отметил, что «скорее всего заявители являются жертвами сил природы в форме эрозии прибрежных зон, как и все остальные граждане Тувалу»9. Апелляционный орган отказал в предоставлении международной защиты в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 г.

В мае 2014 г. Апелляционный суд Новой Зеландии в деле «Тейтиота против Министерства инноваций и занятости» отклонил иск гражданина Кирибати, проживающего в Новой Зеландии по истечении рабочей визы о признании его экологическим беженцем10. Суд вынес решение, что «изменение климата является одной из основных тем, озабоченность международного сообщества по которой только растет. Основанием для данного решения [об отказе в предоставлении статуса беженца] является тот факт, что изменение климата и его влияние на такие страны, как Кирибати, неуместно рассматривать в рамках Конвенции о статусе беженцев»11. Судьи отмечали, что «скорее не заявители являются несчастными жертвами преследований на индивидуальной основе, а все население их государства сталкивается с проблемами окружающей среды»12.

Последствия изменения климата для осуществления прав человека все чаще привлекают внимание на универсальном уровне, в рамках специальных процедур Совета по правам человека, договорных органов по правам человека. Дело И. Тейтиота против Новой Зеландии было рассмотрено Комитетом по правам человека. Мнение Комитета было принято 24 октября 2019 г. Жалоба основывалась на нарушении права на жизнь в соответствии с п. 1 ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.13 Истец отмечал, что повышение уровня моря в Кирибати привело к нехватке пространства для жилья и ожесточенным земельным спорам, угрожающим жизни истца, а также к ухудшению состояния окружающей среды. Комитет, не увидев связи между изменением климата и правом на жизнь, отказал истцу по всем основаниям. При этом Комитет отметил общее обязательство всего международного сообщества — «обязательство сотрудничества» всех государств в деле противодействия изменению климата.

По итогам 21-й конференции РКИК 12 декабря 2015 г. было принято Парижское соглашение по климату14, которое пришло на смену Киотскому протоколу и вступило в силу 4 ноября 2020 г.15 Парижское соглашение закрепляет поворот к новой низкоуглеродной модели экономического развития (п. 19 ст. 4) на основе

8 McAdam J. Side Event to the High Commissioner's Dialogue on Protection Challenges: Climate change displacement and international law // UNHCR, Palais des Nations, Geneva, 8 December 2011. P. 3 ; Horne B. What is the status of 'environmental refugees' under international and Australian law? // URL: https://www. cla.asn.au/Articles/060203BrookeHome.pdf (дата обращения: 01.10.2021).

9 Бекяшев Д. К., Иванов Д. В. Экологическая миграция населения : Международно-правовые аспекты. М. : Аспект-пресс, 2013. С. 62.

10 См.: Васильева А. А. Международно-правовые последствия исчезновения территорий государств : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. С. 112.

11 loane Teitiota v Chief Executive of Ministry of Business and Innovation and Employment, [2014] NZCA 173 ; [2014] NZAR 688, § 41.

12 Новая Зеландия: Refugee Appeal No 72313/2000, RSAA (19 October 2000) (Concerning Tuvalu); Refugee Appeal No 72719/2001, RSAA (17 September 2001) (Concerning Tuvalu) ; Австралия: Refugee Review Tribunal of Australia 1004726 [2010] RRTA 845 (30 September 2010) (Tonga).

13 URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.

14 URL: https://unfccc.int/sites/default/files/russian_paris_agreement.pdf.

15 Постановление Правительства РФ от 21.09.2019 № 1228 «О принятии Парижского соглашения» // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201909240028.

постепенного отказа от традиционных технологий добычи, переработки и использования ископаемых ресурсов (прежде всего углеводородов) в пользу зеленых технологий. Усиление климатической повестки связано с максимально амбициозной целью для мировой экономики — сократить выбросы углерода почти до нуля к 2050 г. или сразу после16.

Соглашение направлено на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития, в том числе посредством:

a) удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 °С сверх доин-дустриальных уровней и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 °С, признавая, что это значительно сократит риски и воздействия изменения климата;

b) повышения способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействия сопротивляемости к изменению климата и развитию при низком уровне выбросов парниковых газов таким образом, который не ставит под угрозу производство продовольствия;

c) приведения финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата (ст. 2).

Ключевыми остаются меры, принимаемые на национальном уровне. Вместо квотирования выбросов для стран, новый подход предусматривает добровольный выбор целей по снижению эмиссии и увеличению поглощения парниковых газов. Каждая сторона подготавливает, сообщает и сохраняет последовательные определяемые на национальном уровне вкла-

ды (ОНУВ), которых она намеревается достичь, и сообщает определяемый на национальном уровне вклад раз в пять лет (ст. 4)17.

По-прежнему признается ведущая роль в предотвращении изменения климата развитых стран. Эта роль осуществляется «путем установления целевых показателей абсолютного сокращения выбросов в масштабах всей экономики». Предоставляется поддержка развивающимся странам.

Еще одна важная составляющая нового соглашения — механизмы международного сотрудничества по снижению выбросов, одной из задач которых является принятие правил и процедур реализации этих механизмов (механизм по технологиям, финансовый механизм и др.). В соответствии с Соглашением учрежден механизм для содействия сокращению выбросов парниковых газов и поддержки устойчивого развития под руководством и управлением Конференции сторон, действующей в качестве совещания сторон Парижского соглашения, для использования сторонами на добровольной основе (ст. 6). Стороны участвуют на добровольной основе в совместных подходах.

Стороны Соглашения учреждают глобальную цель по адаптации, заключающуюся в укреплении адаптационных возможностей, повышении сопротивляемости и снижении уязвимости к изменениям климата (ст. 7). Стороны укрепляют действия по сотрудничеству в области разработки и передачи технологий (ст. 10).

Соглашение устанавливает расширенные рамки для обеспечения транспарентности действий и поддержки (ст. 13). Каждая сторона регулярно представляет информацию в отношении национального кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции

16 Генеральный секретарь ООН заявил о необходимости сформировать подлинно глобальную коалицию за углеродную нейтральность к 2050 г. Европейский Союз выразил приверженность достижению этой цели. Соединенное Королевство, Япония, Республика Корея и более 110 стран сделали то же самое. Такую же приверженность выразила и новая администрация Соединенных Штатов. Китай обязался сделать это до 2060 г. (см.: Антониу Гутерриш. Достижение углеродной нейтральности к 2050 г.: самая неотложная глобальная задача // URL: https://www.un.org/sg/ru/content/sg/articles/2020-12-11/carbon-neutraNty-2050-the-world%E2%80%99s-most-urgent-mission).

17 По итогам конференции в Глазго в 2021 г. стороны договорились о предоставлении ОНУВ или об обновлении уже представленных ОНУВ каждые пять лет на 10-летний период.

Соколова Н. А.

Изменение климата: развитие международно-правового регулирования

поглотителями парниковых газов, составляемого с использованием методологий на основе надлежащей практики, принятых Межправительственной группой экспертов по изменению климата18 и согласованных Конференцией сторон, действующей в качестве совещания сторон настоящего Соглашения, а также информацию, необходимую для отслеживания прогресса в осуществлении и достижении ее определяемых на национальном уровне вкладов (п. 7 ст. 13).

Конференция сторон периодически подводит итоги осуществления Соглашения для оценки коллективного прогресса по выполнению задач и достижению долгосрочных целей. Этот процесс именуется «глобальным подведением итогов»19 (ст. 14). Его результаты «служат информационной основой для сторон при обновлении и активизации их определяемых на национальном уровне действий и поддержки согласно соответствующим положениям настоящего Соглашения, а также при активизации международного сотрудничества для действий по борьбе с изменением климата» (п. 3 ст. 14).

Механизм для содействия осуществлению и поощрения соблюдения положений Соглашения (ст. 15) состоит из Комитета, который основывается на знаниях экспертов, имеет стимулирующий характер и функционирует транс-парентным, невраждебным и ненаказательным образом.

Мониторинг противодействия изменению климата в контексте повестки устойчивого раз-

вития продолжается. Очередной раунд глобальных переговоров по климату (COP26) состоялся в Глазго с 31 октября до 13 ноября 2021 г. 26-я Конференция сторон РКИК приняла ряд решений относительно ближайших планов по борьбе с изменением климата. Вновь констатирована необходимость стремления к удержанию глобального потепления на уровне 1,5 °C, что потребует сокращения выбросов CO2 на 45 % к 2030 г. от уровня 2010 г. и до нуля — к 2050 г. Климатический пакт20 также призывает к поэтапному отказу от угля, добываемого без использования технологий улавливания углерода (unabated coal), и неэффективных субсидий на ископаемые виды топлива. Государства рассмотрят дальнейшие действия по сокращению к 2030 г. выбросов парниковых газов помимо углекислого газа, включая метан, а также направят усилия на защиту, сохранение и восстановление лесов и других экосистем, которые являются поглотителями и резервуарами ПГ. Пакт призывает развитые страны увеличить поддержку развивающихся стран (V). Согласованы правила и условия реализации по рыночным и нерыночным механизмам ст. 6 Парижского соглашения. Это меры, которые направлены на имплементацию положений РКИК и Парижского соглашения с учетом установленных ими общих правил и предложенных механизмов сотрудничества, а также необходимости корректировки, принимая во внимание ограничения, установленные общими целями, и национальные подходы.

18 Intergovernmental Panel on Climate Change создана в 1988 г. Всемирной метеорологической организацией и Программой ООН по окружающей среде для проведения всеобъемлющей оценки изменения климата, подготовки докладов по специальным темам и методологиям, а также соответствующих рекомендаций. Эта деятельность осуществляется на базе текущих, а не оригинальных исследований группы.

19 Первое глобальное подведение итогов пройдет в 2021-2023 гг.

20 Glasgow Climate Pact // URL: https://www.washingtonpost.com/climate-environment/interactive/2021/ glasgow-climate-pact-full-text-cop26/.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бекяшев Д. К., Иванов Д. В. Экологическая миграция населения : Международно-правовые аспекты. — М. : Аспект-пресс, 2013. — 176 с.

2. Васильева А. А. Международно-правовые последствия исчезновения территорий государств : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.10. — М., 2018. — 275 с.

3. McAdam J. Side Event to the High Commissioner's Dialogue on Protection Challenges: Climate change displacement and international law // UNHCR, Palais des Nations, Geneva, 8 December 2011.

4. Shadikhodjaev Sh. First WTO Judicial Review of Climate Change Subsidy Issues // American Journal of International Law (AJIL). 2013. — Vol. 107. — No 4. — P. 864-878.

Материал поступил в редакцию 15 ноября 2021 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Bekyashev D. K., Ivanov D. V. Ekologicheskaya migraciya naseleniya : Mezhdunarodno-pravovye aspekty. — M. : Aspekt-press, 2013. — 176 s.

2. Vasil'eva A. A. Mezhdunarodno-pravovye posledstviya ischeznoveniya territorij gosudarstv : dis. ... kand. yurid. nauk : 12.00.10. — M., 2018. — 275 s.

3. McAdam J. Side Event to the High Commissioner's Dialogue on Protection Challenges: Climate change displacement and international law // UNHCR, Palais des Nations, Geneva, 8 December 2011.

4. Shadikhodjaev Sh. First WTO Judicial Review of Climate Change Subsidy Issues // American Journal of International Law (AJIL). 2013. — Vol. 107. — No 4. — P. 864-878.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.