Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА'

ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДИСЦИПЛИНА / САМООЦЕНКА / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ПСИХОДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савельева Ольга Викторовна, Данилова Алла Михайловна, Воронин Александр Дмитриевич

В статье затронута тема влияния физических нагрузок на психофизиологическое состояние студентов. Целью работы является исследование проблемы гармонизации физического и психического здоровья человека. Современный студенческий контингент характеризует высокая умственная нагрузка в условиях нехватки двигательной активности. Существует необходимость повышения стрессоустойчивости организма студентов. Авторами рассмотрено влияние спортивных игр на формирование личностных особенностей студентов. Современная практика показывает, что образ жизни большинства студентов является малоподвижным, в виду отсутствия систематических направленных и регулярных занятий физической культурой. Проблема здорового образа жизни молодёжи, её физическая активность и стрессоустойчивость стоит достаточно остро, поэтому вопрос о гармонизации физического и психического здоровья человека является актуальным. Выявлено, что наиболее эффективным средством повышения функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам в учебном процессе являются спортивные игры, которые не только повышают развитие физических качеств, но и положительно влияют на интеллектуальное и эмоциональное состояние студентов. Таким образом, проблема стресса является научной проблемой, на решении которой в последние годы сосредоточены усилия учёных разных специальностей и направлений. Общий вывод, сделанный авторами, говорит о том, что очень важно развитие интегративных качеств, которые обуславливают высокий уровень функционирования психологической подготовки спортсменов к спортивной и соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савельева Ольга Викторовна, Данилова Алла Михайловна, Воронин Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF HARMONIZATION OF PHYSICAL AND MENTAL HEALTH OF A PERSON

The article touches upon the topic of the influence of physical activity on the psychophysiological state of students. The purpose of the work is to study the problem of harmonization of physical and mental health of a person. The modern student contingent is characterized by a high mental load in conditions of lack of motor activity. There is a need to increase the stress resistance of the students' body. The authors consider the influence of sports games on the formation of personal characteristics of students. Modern practice shows that the lifestyle of most students is sedentary, due to the lack of systematic directed and regular physical education classes. The problem of a healthy lifestyle of young people, their physical activity and stress resistance is quite acute, therefore the question of harmonizing physical and mental health of a person is relevant. It is revealed that the most effective means of increasing functional resistance to physical and psycho-emotional stress in the educational process are sports games, which not only increase the development of physical qualities, but also positively affect the intellectual and emotional state of students. Thus, the problem of stress is a scientific problem, the solution of which in recent years has focused the efforts of scientists of different specialties and directions. The general conclusion made by the authors suggests that it is very important to develop integrative qualities that cause a high level of functioning of psychological preparation of athletes for sports and competitive activities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА»

3. Иржанова А.А. Проблемы социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период в условиях нестационарного социального учреждения / А.А. Иржанова, Н.Г. Супрун // Психология, социология и педагогика. - 2016. -№ 6. -URL: https://psychology.snauka.ru/2016/06/6882 (дата обращения: 20.09.2022).

4. Маратканова, Е.В., Особенности психологического благополучия в период поздней зрелости / Е.В. Маратканова // Психологическое благополучие современного человека : материалы Международной заочной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2019. - С. 26-32.

5. Kahana E. Proactive Aging: A Longitudinal Study of Stress, Resources, Agency and Well-being in Late Life / E. Kahana, J. Kelley-Moore, B. Kahana // Aging Men Health. - 2012. - № 16 (4). - P. 438-440.

REFERENCES

1. Galiakhmetova, L.I. (2015), "Well-being, subjective well-being, life satisfaction: the problem of interrelation", Bulletin of Bashkir University, No. 3, pp. 1114-1118.

2. Grishina, N.V. (2016), "Psychological well-being in existential understanding: empirical features", Psychological research, Vol. 9, № 48, available at: http://psystudy.ru /index.php/num/2016v9n48/1312-grishina48.html (date accessed: 09/20/2022).

3. Irzhanova, A.A. and Suprun, N.G. (2016),"Problems of social adaptation of elderly people in the post-labor period in the conditions of a non-stationary social institution", Psychology, sociology and pedagogy, No. 6, available at: https://psychology.snauka.ru /2016/06/6882 (accessed: 09/20/2022).

4. Maratkanova, E.V. (2019), "Features of psychological well-being in the period of late maturity", Psychological well-being of a modern person, materials of the International Correspondence scientific and Practical Conference, Yekaterinburg, pp. 26-32.

5. Kahana E. Kelley-Moore, J. and Kahana, B. (2012), "Proactive Aging: A Longitudinal Study of Stress, Resources, Agency and Well-being in Late Life", Aging Men Health, No. 16 (4), pp.438-440.

Контактная информация: v.v.kalashnikova@samsmu.ru

Статья поступила в редакцию 21.10.2022

УДК 159.922

ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Ольга Викторовна Савельева, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет, Самара; Алла Михайловна Данилова, кандидат педагогических наук, доцент; Александр Дмитриевич Воронин, преподаватель, Самарский государственный технический университет, Самара

Аннотация

В статье затронута тема влияния физических нагрузок на психофизиологическое состояние студентов. Целью работы является исследование проблемы гармонизации физического и психического здоровья человека. Современный студенческий контингент характеризует высокая умственная нагрузка в условиях нехватки двигательной активности. Существует необходимость повышения стрессоустойчивости организма студентов. Авторами рассмотрено влияние спортивных игр на формирование личностных особенностей студентов. Современная практика показывает, что образ жизни большинства студентов является малоподвижным, в виду отсутствия систематических направленных и регулярных занятий физической культурой. Проблема здорового образа жизни молодёжи, её физическая активность и стрессоустойчивость стоит достаточно остро, поэтому вопрос о гармонизации физического и психического здоровья человека является актуальным. Выявлено, что наиболее эффективным средством повышения функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам в учебном процессе являются спортивные игры, которые не только повышают развитие физических качеств, но и положительно влияют на интеллектуальное и эмоциональное состояние студентов. Таким образом, проблема стресса является научной проблемой, на решении которой в последние годы сосредоточены усилия учёных разных специальностей и направлений. Общий вывод, сделанный авторами, говорит о том, что очень важно развитие инте-

гративных качеств, которые обуславливают высокий уровень функционирования психологической подготовки спортсменов к спортивной и соревновательной деятельности.

Ключевые слова: психологическое здоровье, дисциплина, самооценка, физическая активность, спортивные игры, психодиагностика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p555-559

PROBLEM OF HARMONIZATION OF PHYSICAL AND MENTAL HEALTH OF A

PERSON

Olga Viktorovna Savelyeva, the senior teacher, Samara State University of Economics; Alla Mikhailovna Danilova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Alexander Dmitrievich Voronin, the teacher, Samara State Technical University

Abstract

The article touches upon the topic of the influence of physical activity on the psychophysiological state of students. The purpose of the work is to study the problem of harmonization of physical and mental health of a person. The modern student contingent is characterized by a high mental load in conditions of lack of motor activity. There is a need to increase the stress resistance of the students' body. The authors consider the influence of sports games on the formation of personal characteristics of students. Modern practice shows that the lifestyle of most students is sedentary, due to the lack of systematic directed and regular physical education classes. The problem of a healthy lifestyle of young people, their physical activity and stress resistance is quite acute, therefore the question of harmonizing physical and mental health of a person is relevant. It is revealed that the most effective means of increasing functional resistance to physical and psycho-emotional stress in the educational process are sports games, which not only increase the development of physical qualities, but also positively affect the intellectual and emotional state of students. Thus, the problem of stress is a scientific problem, the solution of which in recent years has focused the efforts of scientists of different specialties and directions. The general conclusion made by the authors suggests that it is very important to develop integrative qualities that cause a high level of functioning of psychological preparation of athletes for sports and competitive activities.

Keywords: psychological health, discipline, self- assessment, physical activity, sports games, psychodiagnostics.

ВВЕДЕНИЕ

В наше время существует множество проблем, которые затрагивают все стороны жизнедеятельности человека. Меняются социальная, политическая и экономическая сферы, но все же неизменными остаются общечеловеческие ценности, которые нельзя критиковать: одна из них - спорт, физическая активность. Физическая культура является основным источником здоровья, а также неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. С 1994 г. физическая культура была объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла, согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Исследованием физической культуры и спорта в рамках высшего образования занимались отечественные ученые, а именно Ямпольская, Матяжов, Масляков и другие исследователи [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

В современном мире подрастающее поколение сталкивается с огромной нагрузкой на весь организм. Различные переживания и стрессы отрицательно влияют на нервную систему. Участились случаи эмоционального срыва и агрессивного поведения среди молодёжи. Из-за сидячего и малоподвижного образа жизни появляется недостаток физической активности, а то и вовсе ее отсутствие. Все это ухудшает работу сосудов, сердца, легких, а также негативно воздействует на работу опорно-двигательного аппарата.

По данным Всероссийского центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на сегодняшний день регулярно занимаются спортом чаще дети 3-5 лет (51%) и 6-12 лет (67%). Однако к более старшим возрастам эта доля постепенно снижается — в возрасте

13-29 лет систематически занимается 41%, 30-59 лет — 36%, а старше 60 лет — 27%. Более половины россиян, а это 63%, утверждают, что занимаются спортом или иной физической активностью. Но только 38% делают это на регулярной основе.

Основными причинами, по которым взрослые россияне не занимаются спортом или физкультурой, называются: отсутствие свободного времени, большая нагрузка на работе или дома, состояние здоровья.

Таблица 1 - Основные причины, по которым взрослое население не занимается физической культурой._

№ Основные причины от 13 до 29 лет от 30 до 59 лет 60+

1 Отсутствие свободного времени 53% 43% 15%

2 Большая нагрузка на работе или дома 30% 32% 10%

3 Состояние здоровья 15% 19% 43%

При этом 47% россиян отмечают, что за последние 2-3 года по их месту жительства стало больше спортивных сооружений, а 66% говорят, что существующие по их месту жительства спортивные сооружения удовлетворяют их потребности.

Таблица 2 - Учебным планом предусматриваются следующие виды учебной работы по дисциплине физическая культура и спорт. Очная форма обучения_

Виды учебной работы Всего час/ з.е.

Сем 2 Сем 3 Сем 4

Контактная работа, в том числе: 36.15/0 36.15/0 36.15/0

Занятия семинарского типа 36/0 36/0 36/0

Индивидуальная контактная работа (ИКР) 0.15/0 0.15/0 0.15/0

Самостоятельная работа: 54.85/0 54.85/0 55.85/0

Промежуточная аттестация 18/0 18/0 18/0

Вид промежуточной аттестации Зач Зач Зач

Общая трудоемкость (объем части образовательной программы) Часы 109 109 110

Зачетные единицы 0 0 0

Учебным планом на самостоятельные занятия отводиться большее количество часов (54.85), но лишь 38% россиян занимаются спортом или иной физической активностью на регулярной основе.

Дисциплина физическая культура и спорт должна быть основой, обязательной для студентов каждого вуза не менее двух раз в неделю в сетке учебных часов, а также спортивные секции и самостоятельные занятия во внеурочное время. Физическая культура представляет собой способ, помогающий создать личность, развитую во всех сферах жизнедеятельности, а также улучшить психофизиологическое и физическое состояние студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении [2].

Игровые виды спорта, которые включают в себя сложные и синхронизированные движения являются самыми доступными и действующими методами, как на физическое, так и на психоэмоциональное состояние студента. Физические упражнения являются отличным способом по борьбе с депрессией и её предотвращением. Было установлено, что те, кто ведёт активный образ жизни, на 30% реже подвержены депрессии, чем те, кто не тренируется вообще. Физические упражнения могут действовать как тип терапии депрессии так же эффективно, как антидепрессанты, но без побочных эффектов. Также было доказано, что всего 15 минут бега или час ходьбы в день снижают риск развития депрессивного расстройства на 26%. Происходит это по той причине, что занятие спортом стимулирует различные типы многочисленных изменений в мозге. Создаётся рост новых неврологических сетей, происходит высвобождение нейротрансмиттеров, которые оказывают влияние на наше настроение [3].

Современные спортивные игровые виды предъявляют к спортсменам большие требования: они должны уметь соотносить свои интересы с интересами членов команды, сопротивляться эмоциональному влиянию зрителей в сложных ситуациях, ориентироваться в поведении противников и уметь этим воспользоваться, контролировать свои дей-

ствия, сохранять боевую готовность на фоне возрастающей усталости, а также знать и понимать игровую подготовку соперника и его потенциальные возможности.

Ожидаемо, что в таких условиях возросли требования к качеству выполнения тактико-технических приемов и к умению распознавать ситуацию командой, слаженно и результативно выходить из нее. Поэтому главными задачами при работе со студентами являются: формирование командной игры путем совершенствования и выбора более качественной тактической схемы защиты и атаки, формирование психологической готовности к действиям, возникшим в соревновательных условиях [4].

Психодиагностика - важнейший компонент в структурной деятельности подготовки, позволяет выявить индивидуальные особенности занимающихся, определить специфику межличностных отношений в коллективе, тем самым предоставляя психологическую информацию педагогу [5]. Психодиагностика должна осуществляться в процессе отбора в секцию, в тренировочном процессе, на соревнованиях. В качестве диагностического минимума можно использовать следующие методики:

- для диагностики индивидуально-психологических особенностей студентов: тест типа темперамента Г. Айзенка, шкала тревоги Спилберга-Ханина, опросник Р. Кет-тел, тест ММР1 С Хэтуэя и Дж. Маккинли, тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, методика изучения успешности профессиональной деятельности Г.В. Лозовой, изучение мотивов занятий спортом В.И. Тропникова и др.;

- для диагностики межличностных взаимоотношений в коллективе: «Социометрия», изучение социализированности М.И. Рожкова, психологическая атмосфера в коллективе Л.Г. Жедуновой, «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» Р.С. Немова и др.;

- для диагностики отношения и проявления в условиях соревновательной деятельности: изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию (Ю.Л. Ха-нин), опросник «Самочувствие. Активность. Настроение», методы самодиагностики состояния и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день проблема стресса является научной проблемой, на решении которой в последние годы сосредоточены усилия учёных разных специальностей и направлений. Регулярные занятия спортивными играми помогают снять эмоциональную усталость, стабилизируют состояние всей

нервной системы, достижение даже небольших спортивных целей приносит удовлетворение и уверенность в себе.

Дисциплина физическая культура и спорт должна быть основой, обязательной для студентов каждого вуза не менее двух раз в неделю в сетке учебных часов, а также спортивные секции и самостоятельные занятия во внеурочное время.

Обучение студентов ситуативному управлению своим состоянием включает в себя формирование навыков основ психорегуляции в спортивной деятельности [6]. На всех этапах учебной и спортивной деятельности возникают неблагоприятные психические состояния, которые могут помешать достижению цели. К основным неблагоприятным психическим состояниям можно отнести: тревожность, страх, агрессию, монотонию, стресс, фрустрацию, состояние психического пресыщения и др. Педагогу необходимо научить занимающихся способам распознавания этих состояний и приемам самопомощи. К основным приемам саморегуляции относятся: идеомоторная тренировка, аутотренинг (аутогенная тренировка И. Шульца), регуляция дыхания, управление вниманием, визуализация, самовнушение, арттерапия, телесная терапия, физические упражнения, нервно -мышечная релаксация и др.

Таким образом, необходимым условием для эффективного управления тренировочным процессом в игровых видах спорта является направленность на совершенствова-

ние деятельности всей команды. И, очень важно, развитие интегративных качеств, которые обуславливают высокий уровень функционирования психологической подготовки спортсменов к спортивной и соревновательной деятельности, необходимость которых была проанализирована.

ЛИТЕРАТУРА

1. Махмудов Т.Г. Проблемы и перспективы развития физической культуры в России и мире / Т.Г. Махмудов, О.В. Савельева // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2017. - № 2 (5). - С. 36-38.

2. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента : учебное пособие / В.А. Ба-роненко, Л.А. Рапопорт. - Москва : Альфа-М, 2003. - 352 с.

3. Алексина А.О. Положительное влияние спорта на психологическое здоровье человека / Алексина А.О., Плиев Д.А // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2022. - № 2 (15). - С. 26-29.

4. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Е.И. Мартьянов. - Москва : Академия, 2000. - 288 с

5. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай // Вопросы психологии. - 1973. - № 6. - С. 141146.

REFERENCES

1. Makhmudov, T.G. and Savelyeva, O.V. (2017), "Problems and prospects of development of physical culture in Russia and the world", OlymPlus. Humanitarian version, Vol. 5, No. 2, pp. 36-38.

2. Baronenko, V.A. and Rapoport, L.A. (2003), Health and physical culture of the student, Al-pha-M, Moscow.

3. Aleksina, A.O. and Pliev, D.A. (2022), "The positive impact of sports on mental health", OlymPlus. Humanitarian version, Vol. 15, No. 2, pp. 26-29.

4. Gogunov, E.N. and Martyanov E.I. (2000), Psychology of physical training and sports, Academia, Moscow.

5. Doskin V.A., Lavrentyeva, L.S., Miroshnikov, M.P. and Sharay, V.B. (1973), "Psychology questions. Test of a differential self-assessment of a functional condition", Psychology Questions, No. 6, pp. 141-146.

Контактная информация: saveleva_lelya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.10.2022

УДК 159.99

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юлия Викторовна Селиванова, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой, Алексей Александрович Шаров, кандидат психологических наук, доцент Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов

Аннотация

Актуальность исследования продиктована необходимостью рассмотрения феномена личностного самоопределения и его характеристик у студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях жизнедеятельности, обусловленных новыми вызовами: санкцион-ной политикой в отношении нашей страны и нестабильной пандемической ситуацией, связанной с заболеваемостью COVID-19. Представлены результаты эмпирического исследования в контексте выявления модели личностного самоопределения, включающей в себя несколько структурных компонентов. Выборка составила 100 респондентов в возрасте от 18 до 24 лет. Женщин 60%. Диагностический материал - методика изучения факторов и механизмов личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности. Статистические процедуры: применение критерия Краскела - Уоллиса, факторного анализа с выделением главных компонент. Программный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.