УДК 378.17
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
Наталья Сергеевна Панчук, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Александровна Шмырева, кандидат педагогических наук, доцент, Кемеровский государственный университет (КемГУ)
Аннотация
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Наблюдения последних лет доказывают безответственное отношение молодежи к укреплению и сохранению своего здоровья, отсутствие первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанного здоровьесбережения, здоровьесберегающей ответственности, которая в данном случае приобретает первостепенное значение.
Ключевые слова: здоровье, ответственность, здоровьесберегающая ответственность, формирование здоровьесберегающей ответственности студентов вуза.
PROBLEM OF THE FORMATION OF HEALTH SAVING RESPONSIBILITY AMONG THE STUDENTS IN MODERN UNIVERSITY
Natalya Sergeevna Panchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Aleksandrovna Shmyryova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Kemerovo State University
Annotation
Health condition of the growing generation is the main indicator of society and state welfare reflecting not only the present situation but also predicting the future. Recent years observations show the young generation’s irresponsible attitude to strengthening and maintaining their health, lack of health primary value along with the human values which are the basis for the health preservation, health saving responsibility which in this case becomes especially important.
Keywords: health, responsibility, health saving responsibility, formation of students' health saving responsibility in higher school.
Известно, что Федеральным законом Российской Федерации от 1 декабря 2007 года №309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта третьего поколения. Настоящий документ (ФГОС) должен включать три вида требований: 1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Несмотря на изменение содержания ряда регламентирующих документов различного уровня и соответственно с требованиями основной образовательной программы высшего профессионального образования функции дисциплины «Физическая культура» в вузе имеет по-прежнему здоровьесберегающую основу.
Наблюдение последних лет доказывает безответственное отношение молодежи к укреплению, сохранению и формированию своего здоровья, отсутствие первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанного подхода к здоровьесбережению, недостаточной сформированно-стью ответственности, которое в данном случае приобретает первостепенное значение.
Вопросы, связанные со здоровьем человека, его укреплением и сохранением раскрываются в работах многих ученых [1-7].
Под здоровьесберегающей ответственностью нами рассматривается качество личности, отражающее осознание важности своевременного укрепления и сбережения своего здоровья, потребность в соблюдении правил ведения здорового образа жизни, понимание целесообразности здоровьесберегающих действий, отношение к своему здоровью как ценности жизни, в целях сохранения себя в качестве полноправного и жизнедеятельного гражданина; основными проявлениями здоровьесберегающей ответственности являются требовательность и регулярный контроль за выполнение данных себе обязательств, дисциплинированность и исполнительность в соблюдении правил ведения здорового образа жизни, стремление и настойчивость в овладении умениями и навыками здоровьесбережения. Смыслообразующим компонентом формирования здоровьесберегающей ответственности студентов вуза является мотив, подталкивающий молодого человека к здоровьесберегающим действиям.
В аспекте нашего исследования мы рассматриваем понятие «формирование» как процесс, в ходе которого человек сам себя строит, создает, изменяет, придает определенную форму, организует свои действия, в результате чего у него происходят изменения в знаниях и умениях, приобретается навык действий, образуются и развиваются необходимые качества, мотивационные установки, а также способность адекватно оценивать свои возможности.
Формирование здоровьесберегающей ответственности студентов вуза нами рассматривается как целенаправленный процесс усвоения студентом совокупности знаний о здоровье как о важнейшей ценности жизни, приобретение умений анализировать, оценивать, контролировать свою активность по здоровьесбережению и опыта оздоровительных действий, развитие личностных качеств (целеустремленность, воля, настойчивость, дисциплинированность, исполнительность и др.).
Нами выделены компоненты формирования здоровьесберегающей ответственности: аффективный; информационно-познавательный; операционный; рефлексивный. Каждому компоненту мы даем характеристику, исходя из идеи усиления мотивации каждого студента в проявлении активности выполнения здоровьесберегающих действий, формирования ценностного отношения к здоровью, осознания и понимания важности его укрепления и сохранения. На основании этого, определены критерии и адекватные им показатели и уровни сформированности здоровьесберегающей ответственности студентов вуза.
Результаты теоретико-экспериментального анализа, позволили выделить ряд негативных предпосылок формирования здоровьесберегающей ответственности: отсутствие у студентов бережного отношения к своему здоровью; отсутствие необходимости, потребности, долга перед самим собой следить за своим здоровьем; отсутствие привычки вести здоровый образ жизни; недостаточная база знаний о психическом и физическом здоровье, о здоровом образе жизни, о формах и методах укрепления и сохранения здоровья, о правилах ведения здорового образа жизни; несформированность умений использовать знания о здоровье на практике, решать оздоровительные задачи, вести здоровый образ жизни, отсутствие опыта здоровьесберегающей деятельности.
На констатирующем этапе исследования мы определили: понимание проблемы здоровьесберегающей ответственности студентами вуза; интерес студентов к проблеме здоровья; ценность здоровья; отношение к здоровью как к важнейшей ценности; уровень знаний студентов о здоровье, правилах ведения здорового образа жизни; степень включенности студентов в здоровьесберегающую деятельность; причины, препятствующие студентам вуза участвовать в здоровьесберегающей деятельности; мотивы и потребность здоровьесберегающей активности студентов; самооценку состояния здоровья студентов.
Обобщение результатов констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточной сформированности здоровьесберегающей ответственности студентов вуза: 55,9% студентов имеют низкий уровень сформированности здоровьесберегающей ответственности, 25,6% студентов - средний уровень, только 18,5% студентов -
высокий уровень. Дальнейшую работу по формированию здоровьесберегающей ответственности студентов вуза мы строили, учитывая различия в уровнях сформированно-сти исследуемой ответственности.
На формирующем этапе педагогического эксперимента осуществлялась проверка педагогических условий формирования здоровьесберегающей ответственности студентов вуза: использование технологии активного обучения, способствующей формированию здоровьесберегающей ответственности студентов вуза; организация конструктивного взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование здоровьесберегающей ответственности студентов вуза; проведение педагогической диагностики сформированности здоровьесберегающей ответственности студентов вуза.
Первым педагогическим условием формирования здоровьесберегающей ответственности являлось использование технологии активного обучения, которая рассматривается нами как система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение педагогических здоровьесберегающих задач, предусматривает активизацию мышления студентов (в аспекте темы - осмысление и понимание проблемы здоровья), повышение мотивации в здоровьесбережении, самостоятельную выработку здоровьесберегающих действий. Технология активного обучения, применяемая на занятиях физической культурой, включала совокупность форм (традиционных, активных) и педагогических методов.
Использование технологии активного обучения в процессе занятий физической культурой показало, что в результате выполнения теоретических и практических заданий у студентов появлялся интерес к проблемам здоровья, знания о здоровом образе жизни; желание получать новые знания и реализовывать их на практике, путем выполнения правил ведения здорового образа жизни и физических упражнений; умения осуществлять самоанализ, получаемой информации, критически мыслить, изменилось отношение к своему здоровью как к ценности.
Составной частью формирования здоровьесберегающей ответственности студентов являлась внеаудиторная деятельность обучающихся: факультативы по видам спорта (волейбол, баскетбол), спортивные секции (туризм, аэробика, шейпинг и др., тренировки в тренажерных залах) занятия которых ведут преподаватели факультета физической культуры и спорта, внеаудиторная деятельность способствовала развитию личностных качеств студентов, таких как целеустремленность, воля, настойчивость, дисциплинированность, исполнительность.
Вторым условием формирования здоровьесберегающей ответственности студентов вуза являлась организация конструктивного взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Поскольку конструктивное взаимодействие - это процесс двухсторонней активности субъектов, направленное на достижение цели. Отношения субъектов в этом процессе выстраивались с учетом доброжелательности, доверительности и предполагали субъектность, которая выступала в виде способности студентов быть стратегом своей активности, предполагала умение ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать индивидуальную траекторию здоровьесбереже-ния, что мы доказываем на данном этапе педагогического эксперимента.
Третьим условием формирования здоровьесберегающей ответственности являлось проведение диагностики уровней сформированности здоровьесберегающей ответственности студентов вуза (рис.1).
Диагностическое обследование показало, что созданные педагогические условия позволили повысить уровень сформированности здоровьесберегающей ответственности студентов вуза: у студентов с высоким уровнем на 13,8%; со среднем уровнем на 28,6%; уменьшилось количество студентов с низким уровнем сформированно-сти здоровьесберегающей ответственности на 42,4%.
60
40-
%
20-
0-
высокии среднии низкий
уровень уровень уровень
■ исходный этап 18,7 25,4 55,9
□ итоговый этап 32,5 54 13,5
Рис. 1 Динамика уровней сформированности здоровьесберегающей ответственности
студентов вуза (в %)
Позитивные сдвиги в уровне сформированности здоровьесберегающей ответственности респондентов мы связываем с проведенной экспериментальной работой, в ходе которой были реализованы педагогические условия формирования здоровьесберегающей ответственности студентов вуза, основанной на включении личности в процесс формирования здоровьесберегающей ответственности, индивидуализации и дифференциации этого процесса, проведение диагностики сформированности здоровьесберегающей ответственности студентов вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амосов, Р.М. Раздумья о здоровье / А.М. Амосов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 64 с. : ил. - (Физкультура и здоровье).
2. Апанасенко, Г. Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования / Г. Л. Апанасенко // Валеология. - 1997. - № 4. - С. 44-46.
3. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 167 с.
4. Бучнев, С.С. Психолого-акмеологические детерминанты совершенствования физического воспитания студентов вуза / С.С. Бучнев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 16-19.
5. Казин, Э.М. Принципы построения валеологических программ / Э.М. Казин, С.И. Петухов // Педагогика. - 1999. - № 6. - С. 34.
6. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека : учеб. пособие / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - Новосибирск : [б.и.], 1988. - 144 с.
7. Сидоренко, А. А. Формирование и сохранение здоровья воспитанников образовательных учреждений интернатного типа : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сидоренко А. А. - Кемерово, 2006. - 20 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.147
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, профессор, Кубанский государственный технологический университет,
г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - определение роли математического моделирования в информатизации физического воспитания. Обосновано, что информатизация открывает перед физическим