Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. №1
ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
проблема формирования у обучающихся готовности к самоорганизации и саморазвитию и возможные пути ее решения
Фан Цзюань, Э. В. Лихачева, П. А. Козинцева, А. С. Огнев (Хайнаньский педагогический университет; АНО ВО «Российский новый университет»; e-mail: [email protected])
В статье предложен один из путей формирования способности современных учащихся к самоорганизации и саморазвитию, приведен пример его реализации в современных вузах, выделены приоритетные направления дальнейшего совершенствования практики такого рода. Особенность предлагаемого подхода заключается в том, что формирование способности современных учащихся к самоорганизации и саморазвитию происходит в процессе их работы над своими реальными проблемами. Разработанный для этого образовательный модуль «Жизненная навигация» содержит такие учебные блоки, как: отработка учащимися навыков формулирования жизненно важных целей, отвечающих критериям и показателям SMART - теста; построение программы персонального саморазвития; оценка и профилактика возможных препятствий на пути к намеченным целям; создание плана достижения жизненно важных целей; определение обучающимися порядка согласования своих действий с другими людьми, от которых будет зависеть реализация его замыслов; корректировка обучающимися своего ежедневного распорядка с учетом намеченных им целей и разработанных планов их достижения. Задача преподавателя в этом случае состоит в ознакомлении учащихся с эффективными алгоритмами решения подобных проблем и в помощи по их эффективному применению. Хорошие результаты в этой работе дают использование преподавателем приемов из практики коучинга и тьютор-ской помощи. Важная особенность разработанного авторами образовательного модуля «Жизненная навигация» - регулярная постановка обучающимися конкретных целей на период между аудиторными занятиями с последующим анализом в составе учебной группы того, что и почему было успешно реализовано, что и из-за чего у них из задуманного не получилось, что и как следует делать для повышения эффективности своей жизнедеятельности. Важная часть описываемого подхода - интенсивная групповая работа учащихся. Такие учебные группы являются сильным источником мотивации учащихся к реализации своих замыслов и к постоянному практическому применению приобретенной способности к самоорганизации и саморазвитию.
Ключевые слова: самоорганизация, саморазвитие, компетенции, современное образование, образовательный модуль, жизненная навигация.
Очередная волна изменений образовательных стандартов вновь оживила дискуссию о продуктивности все еще используемых компетентностью моделей как основы для организации учебного процесса в современных вузах . Одно из серьезных оснований для таких дискуссий - отсутствие самого понятия «компетенция» в стандартах профессиональной деятельности, на приоритет которых для системы образования указывают сами государственные органы исполнительной власти, организующие разработку и внедрение образовательных стандартов . Другое основание для продолжения подобных дискуссий - осмысление ряда противоречий в самой трактовке компетенции как научного понятия [2]. Но, на наш взгляд, более серьезным основанием для споров о продуктивности компетентностного подхода к моделированию и организации учебного процесса является отсутствие доказательств как раз этой самой продуктивности или хотя бы убедительной демонстрации его преимуществ по сравнению с иными подходами
Казалось бы, шаткое перемирие между сторонниками и противниками компетентностного подхода было обретено педагогическим сообществом путем обозначения с помощью понятия «компетенция» способности успешно решать определенные типы задач . И шатким это перемирие делает не только понятное стремление ученых к надежному содержательному описанию этого феномена К прагматическому поиску сути такой способности практиков побуждают настойчивые попытки органов государственного надзора строить оценку состоятельности реализуемых учебным заведением образовательных программ на основе описания средств оценки компетенций Иначе говоря, от учебного заведения буквально требуется описание операций, объективная регистрация которых и есть доказательство сформированности компетенции . А это вновь в еще более острой форме ставит вопрос об оценке готовности учащегося к решению не только типовых, но и нестандартных задач, если речь заходит об оценке готовности учащихся к творчеству, созданию чего-то по-настоящему нового .
Обозначенная проблема имеет самое прямое отношение прежде всего к появившимся в новых образовательных стандартах высшего профессионального образования универсальным компетенциям. Так, согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (введен приказом министра Минобрнауки России № 121 от 22 февраля 2018 г .) - к категории универсальных компетенций среди прочих отнесены неподдающиеся единым шаблонам лидерство, командная работа, самоорганизация и саморазвитие . Что, например, следует считать измерительным средством для универсальной компетенции УК-6, обозначающей «способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию
саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни»? И что за предмет или образовательный модуль следует включить в образовательный процесс для формирования такой компетенции?
Если исходить из вполне разумной идеи о том, что стандарты высшего профессионального образования и среднего общего образования должны быть единой логически взаимосвязанной системой, то вузам просто следует развивать уже якобы сформированную у выпускников средней школы готовность «к саморазвитию и личностному самоопределению, способность ставить цели и осуществлять жизненные планы, способность к построению индивидуальной образовательной траектории» . Все это предусмотрено Федеральным образовательным стандартом среднего общего образования в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017 г. № 613 . И все это также соответствует разделу «Личностные результаты основной образовательной программы» в части, касающейся готовности и способности учащихся к саморазвитию, самообразованию, к постановке целей, построению и реализации жизненных планов (согласно примерной основной образовательной программе среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию - протокол № 2/16-з от 28 июня 2016 г ) Но что именно осознанно и целенаправленно делает школа для формирования подобных «готовностей» и «способностей»? Как этими процессами управляет, чем измеряет результаты такой работы?
Те же вопросы можно было бы с тем же успехом адресовать и в отношении аналогичной группы общекультурных компетенций . Только вряд ли содержательные ответы следует искать в плоскости дискуссий о том, что чем называть и что такое «компетенция» (а также что из себя представляет «образовательный модуль», почему новая триада «знать - уметь - владеть» для описания результатов обучения лучше своей предшественницы «знания - умения - навыки» и т д ) Нам все же придется всерьез заняться содержательным преобразованием самого учебного процесса, преодолевая ряд давно уже накопившихся проблем в понимании самой роли образования в современном мире
Если образование как определенный социальный институт действительно своей главной целью считает подготовку человека к успешной жизнедеятельности, то его организаторам следует провести основательную ревизию того, а что именно для такого успеха требуется? Нужно ли по-прежнему считать учебными дисциплинами изложение основ определенных отраслей науки, сам традиционный перечень которых уже давно не отвечает современному научному знанию? Далее важно определить, всегда ли образовательный процесс должен следовать логике создания и развития определенного вида научного знания? Если образование действительно ориентировано на будущие успехи обучающихся,
то не пора ли строить его в ориентации на саму изменяющуюся жизнедеятельность человека? Ведь именно на определение жизненно важных целей и построение планов их достижения и ориентированы поименованные теперь универсальными такие компетенции, как самоорганизация и саморазвитие . Не претендуя на абсолютную универсальность предлагаемого ниже подхода к решению обозначенной проблемы, покажем, как, по нашему мнению, эту идею можно реализовать в современном вузе .
Во-первых, если в самом пояснении к тому, чем являются самоорганизация и саморазвитие, указаны способность к постановке целей и построению планов по их реализации, то представляется наиболее простым путем формирование этой способности в ходе многократной постановки таких целей, построения подобных планов. Во-вторых, ясно, что разумным продолжением этой практики будут побуждение учащихся к реализации таких планов и в вузе, и за его пределами В-третьих, ориентация на гарантируемую способность к чему-либо предполагает не только и не столько информирование учащихся о чем-либо, не только ознакомительные практические занятия, но и отработку эффективного использования приобретенных знаний в повседневной жизни . И, наконец, с учетом образовательной направленности такой работы важно создать условия для анализа учащимися полученного опыта и для повышения эффективности их дальнейшего целеполага-ния и целереализации
Следуя указанной выше модели формирования способности к самоорганизации и саморазвитию, нами был разработан и внедрен в ряде отечественных и зарубежных вузов (Московский педагогический государственный университет; Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики; Московский физико-технический институт; Российский Новый университет, Севастопольский государственный университет, Приднестровский государственный университет им . Т . Г . Шевченко; Хайнаньский педагогический университет) образовательный модуль, получивший название «Жизненная навигация» [3, 4]. В качестве содержательных блоков в этот модуль вошли:
- отработка учащимися навыков формулирования жизненно важных целей, отвечающих критериям и показателям получившего широкое распространение SMART - теста;
- построение программы персонального саморазвития, которая включает культивирование учащимся у себя именно тех качеств, которые относятся к разряду обязательных для достижения намеченных им жизненно важных целей;
- оценка и профилактика возможных препятствий на пути к намеченным целям;
- создание плана достижения жизненно важных целей;
- определение обучающимися порядка согласования своих действий с другими людьми, от которых будет зависеть реализация его замыслов;
- оптимальная корректировка обучающимися своего ежедневного распорядка с учетом намеченных им целей и разработанных планов их достижения
Важная особенность этого образовательного модуля - регулярная постановка обучающимися конкретных целей на период между аудиторными занятиями с последующим анализом в составе учебной группы того, что и почему было успешно реализовано, что и из-за чего у них из задуманного не получилось, что и как следует делать для повышения эффективности своей жизнедеятельности . Это способствует развитию их продуктивной рефлексии, укрепляет навыки конструктивного командного взаимодействия, обеспечивает обмен полезным опытом, усиливает установку на реализацию своих замыслов Тестирование до и после освоения модуля показывает, что «Жизненная навигация» способствует развитию таких качеств, как инициатива и ответственность, умение добиваться задуманного и согласовывать свои действия с другими людьми, более рационально использовать свое время . Все это подтверждает, что освоение образовательного модуля «жизненная навигация» включает в себя не только элементы обучения, но и воспитания, органично сочетающиеся в едином образовательном процессе
Несмотря на подтвержденную практикой эффективность образовательного модуля «жизненная навигация», его реализация выявила ряд характерных проблем для действующей сегодня системы образования, без решения которых подобные внедрения становятся крайне затруднительными или вообще невозможными
Первая из таких проблем - переориентация самих педагогов на иной характер работы Найденный нами путь ее решения - прохождение преподавателями курсов повышения квалификации, на которых сами они выполняют те же задания, что и их будущие студенты . Кроме того, в ходе такого повышения квалификации преподаватели путем групповых дискуссий и индивидуального анализа полученных результатов определяют, как именно с учетом их личностных особенностей им нужно организовывать работу со своими учащимися
Опыт показал, что хорошие результаты в этой работе дают включение преподавателем в свой профессиональный арсенал приемов из практики коучинга и тьюторской помощи Продуктивным оказалось преимущественное ориентирование студентов младших курсов на максимальное использование для реализации своих программ саморазвития различных форм внеаудиторной работы вуза. Студентов средних курсов более продуктивно ориентировать на выбор мест прохождения различных видов практик с учетом определенных ими жизненно важных целей и планов по их реализации Для старшекурсников ключевыми ориентирами
должны становиться отвечающие жизненно важным целям трудоустройство и намеченные для этого периода жизни достижения личного плана .
Второй проблемой внедрения образовательных модулей, подобных «Жизненной навигации», оказалось несоответствие используемых форм привычным формам работы со студентами . Привычное деление на лекции и практические занятия в этом случае может оказаться нецелесообразным Выбираемые преподавателем формы и методы работы должны обеспечивать решение главной задачи - формирование и развитие обозначенной в соответствующем образовательном стандарте способности (в нашем случае способности к самоорганизации и саморазвитию). Тогда вновь встает вопрос о том, что следует использовать в качестве признака получения желаемого результата, т. е . обозначенной в образовательном стандарте способности
Свое решение этой проблемы мы искали путем определения тех жизненно важных задач, для решения которых обозначенные способности и формируются . И коль скоро в стандарте в качестве такой задачи указано построение траектории саморазвития, то именно демонстрацию модели такой траектории - письменной программы саморазвития - мы и выбрали в качестве одного из признаков наличия у обучающегося соответствующей способности . Ту же роль в модуле «Жизненная навигация» мы отвели описанной учащимся системе жизненно важных для него целей, определению путей преодоления возможных препятствий на пути к намеченным целям, созданным планам достижения своих целей, моделированию необходимых переговоров о согласовании своих действий с другими людьми, изложенному им оптимальному ежедневному распорядку.
Третья связанная с внедрением подобных модулей проблема - выбор подходящих для них итоговых форм отчетности . Для этого никак не подходят ни традиционные экзамены с ответами по заранее подготовленным билетам, ни ставшие модными в последнее время письменные тесты . В случае образовательного модуля «Жизненная навигация» нами было выбрано собеседование преподавателя и обучающегося по материалам перечисленных выше письменных работ, которое в вузовской практике обозначается как коллоквиум . Помимо наличия таких работ в ходе собеседования от обучающегося требуется демонстрация разумности и осознанности своей позиции, использование в качестве аргументации случаев из собственной практики, описание возможных вариантов эффективного поведения в будущем
Описание обнаруженных проблем, которые стоят на пути к целенаправленному развитию у обучающихся готовности к самоорганизации и саморазвитию, было бы неполным, если бы мы умолчали о психологической неготовности к этому и руководящего, и педагогического состава вузов . Эту неготовность нельзя сводить только к необдуманному консерватизму Жесткость реакции надзорных органов на все
непонятное и новое в работе вузов побуждает их руководство действовать в логике выживания, а не поиска продуктивных инноваций В итоге декларируемые очередными образовательными стандартами академические свободы быстро нивелируются путем скрупулезных и часто очень тенденциозных проверок учебных заведений органами надзора за деятельностью в сфере образования
В приведенном в данной статье примере с внедрением модуля «жизненная навигация» мы отчасти решили данную проблему путем разработки соответствующих положений, нормативных и распорядительных документов, которые делают все производимые действия легитимными Кроме того, для лиц, принимающих необходимые управленческие решения, были продемонстрированы существенные с их точки зрения выгоды от внедрения такого модуля - повышение с его помощью вероятности трудоустройства выпускников, рост значимости обучения в вузе для самих студентов и удовлетворенности сделанным выбором в пользу вуза со стороны их родителей .
Практика показала, что для преподавателей хорошими стимулами в отношении освоения «Жизненной навигации» оказались значимость приобретаемых навыков для их собственной жизнедеятельности, новые возможности для педагогической и научной деятельности . Расширению возможностей для научного творчества в случае внедрения образовательного модуля «Жизненная навигация» способствует регулярное обновление информации о приоритетах современной молодежи, о волнующих ее проблемах и о найденных ею способах их преодоления . Исследовательская деятельность становится органичной частью образовательного процесса Поэтому для многих преподавателей отпадает необходимость разделять для себя их научные изыскания и учебную работу
Дальнейшие перспективы по совершенствованию формирования у учащихся готовности к самоорганизации и саморазвитию мы связываем с активным внедрением в образовательный модуль «Жизненная навигация» виртуальных средств коммуникаций между всеми его участниками . По нашему мнению, создание и поддержка работы постоянно действующих открытых сообществ в этом случае может интенсифицировать обмен полезным жизненным опытом и во время обучения в вузе, и после его окончания . Постоянные контакты между членами таких виртуальных сообществ должны выполнять роль «внешних орудий воли», побуждающих человека к воплощению своих замыслов . Они могут стать своего рода инструментом оценки социальной значимости задуманного и достигнутого, экспертными площадками для определения реалистичности намечаемых целей, а также средством поиска единомышленников для работы над совместными проектами
Соглашаясь с авторами статьи о ключевой роли педагога в реформировании всей системы образования [1], также считаем чрезвычайно
важным более широкомасштабное внедрение модуля «Жизненная навигация» в систему подготовки школьных учителей и в образовательные программы средней образовательной школы . Целесообразность и эффективность такого внедрения подтверждает практика его использования при подготовке учителей в ряде указанных выше отечественных и зарубежных вузов . Об этом также свидетельствуют многочисленные примеры успешного использования модуля «Жизненная навигация» в образовательных программах детских лагерей летнего отдыха и программах различных молодежных образовательных форумов
Список литературы
1. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Розов Н. Х. Подготовка педагогических кадров: международный опыт и отечественные реалии // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2018, № 3 . - С. 3-16 .
2 . Боровских А. В. Истина против закона, или еще раз о компетентности // Вестник Московского университета Серия 20: Педагогическое образование . - 2018, № 2. - С. 12-33.
3 . Казин Ф. А., Причисленко А. Г., Самосадная А. А. Почему предпринимательское образование в вузе целесообразно начинать с курса «Жизненная навигация»? // Инновации . - 2016, № 2 (208). - С. 73-77.
4 . Огнев А. С., Довбыш С. Е., Колосова Е. Б. Навигация: жизненная, образовательная, профессиональная . - М. : МПГУ, 2018. - 128 с.
Сведения об авторах
Фан Цзюань - кандидат психологических наук, профессор Хайнаньского педагогического университета (КНР). E-mail: [email protected] Лихачева Эльвира Валерьевна - кандидат психологических наук, доцент АНО ВО «Российский новый университет». E-mail: [email protected] Козинцева Полина Александровна - кандидат психологических наук, доцент АНО ВО «Российский новый университет». E-mail: [email protected] Огнев Александр Сергеевич - доктор психологических наук, научный руководитель института психологии и педагогики АНО ВО «Российский новый университет». E-mail: [email protected]
The problem of students' self-organization and self-development READINEss AND ITs PossiBLE solutions
FaNGJuan,
PhD in Psychological sciences, Professor of Hainan Normal University, China. E-mail: [email protected]
Likhacheva E. V.,
PhD in Psychological sciences, Associate Professor of Russian New University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Kozintseva P. A.,
PhD in Psychological sciences, Associate Professor of Russian New University, Moscow, Russian Federation. E-mail:[email protected]
Ognev A. S.,
Grand PhD in Psychological sciences, Professor of Russian New University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The article offers contemporary students the way to form the ability of self-organization and self-development. An example of its implementation in modern universities is given. The priority areas for further improvement of the method are highlighted. The key feature of the proposed approach is that students learn to develop self-organization and self-development skills in-situ; within the process of work on their real issues. The educational module «Life Navigation» contains the following educational units: developing students' skills in formulating vital goals that meet the criteria and indicators of the SMART test, building a personal program of self-development, identification and prevention of potential obstacles, creating a plan to achieve vital goals, coordinate actions with other people, who may influence their plans, to adjust their daily routine according to their goals and plans. The teacher's aim in this case should familiarize students with algorithms for solving such problems and help to apply them effectively. High results in this work are achieved by means of coaching and tutoring techniques used by teachers. An important feature of the educational module «Life navigation», developed by the authors, is the process of regular setting of specific goals by students for the period between classroom sessions. As part of a study group work this should include subsequent analysis of what has been successfully implemented, why they may not have succeeded with their plans, and what should be done in order to improve their efficiency. An important part of the described approach is the students' intensive group work. These training groups are a strong resource for students' motivation for implementing their ideas and for constant practical application of the acquired ability to self-organization and self-development.
Key words: self-organization, self-development, competence, contemporary education, educational module, life navigation.
References
1 . Borisenkov V. P., Gukalenko O. V., Rozov N. Kh. Preparation of pedagogical personnel: international experience and domestic realities // The Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education - 2018, № 3 . P. 3-16.
2. Borovskikh A. V. Truth against the law, or once again about competence // The Moscow University Bulletin . Series 20 . Pedagogical Education - 2018, № 2 . P. 12-33.
3 . Kazin Ph.A, Prichislenko A. G., Samosadnaya A. A. Why entrepreneurial education in the University has to start from the discipline «Life Navigation»? // Innovations - 2016, № 2 (208). P . 73-77.
4 . Ognev A. S., Dovbish S. E., Kolosova E. B. Navigation: Life, Education, Profession - Moscow, 2018. 128 p .