https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-10-2.36
Артёмова Юлия Владимировна, Шмараева Анастасия Александровна КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ САМООРГАНИЗАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Данная статья посвящена вопросу обучения студентов самоорганизации в процессе их учебной деятельности. Основное внимание авторы акцентируют на том, что преподаватель в рамках своей педагогической деятельности с помощью различных форм учебной работы может способствовать развитию навыков самоорганизации у студентов, которые необходимы для успешного освоения содержания образовательных программ. В работе были выделены и описаны критерии для определения студентов с высокой, средней и низкой степенью самоорганизации, а также предложены способы повышения самоорганизации обучающихся на аудиторных занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272018/10-2736.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 10(88). Ч. 2. C. 390-394. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/10-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
ПЕДАГОГИКА
УДК 372.881.111.1 Дата поступления рукописи: 16.05.2018
https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-10-2.36
Данная статья посвящена вопросу обучения студентов самоорганизации в процессе их учебной деятельности. Основное внимание авторы акцентируют на том, что преподаватель в рамках своей педагогической деятельности с помощью различных форм учебной работы может способствовать развитию навыков самоорганизации у студентов, которые необходимы для успешного освоения содержания образовательных программ. В работе были выделены и описаны критерии для определения студентов с высокой, средней и низкой степенью самоорганизации, а также предложены способы повышения самоорганизации обучающихся на аудиторных занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе.
Ключевые слова и фразы: самоорганизация; обучение студентов самоорганизации; изучение иностранного языка; целеполагание; планирование; самооценка; способы повышения самоорганизации.
Артёмова Юлия Владимировна
Высшая школа сценических искусств (Театральная школа Константина Райкина), г. Москва malich19@mail. ru
Шмараева Анастасия Александровна
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова shmaraeva@gmail. com
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ САМООРГАНИЗАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
"Organizing is not a talent, it is a skill, that anyone can learn " [10]. / «Самоорганизация - это не талант, а навык, который каждый может приобрести» (перевод авторов статьи. -Ю. А., А. Ш.).
Джулия Моргенстерн
Учебная деятельность, направленная на освоение академического предмета в рамках учебного плана высшей школы, подразумевает непосредственное взаимодействие преподавателя и обучающихся. Преподаватель ставит определенные цели и задачи перед обучающимися и использует различные методы и средства обучения для их достижения согласно содержанию программы обучения. Цель обучения предполагает планируемый результат обучения в виде овладения определенной компетенцией (совокупностью знаний, навыков и умений), в то время как задачи обучения определяют уровень компетенций, получаемый в процессе обучения [6, с. 118-119].
Изучение любого иностранного языка - это образовательный процесс, в котором преподаватель должен учитывать психологическую составляющую учебной деятельности для того, чтобы в случае потери интереса обучающегося к предмету изучения, отсутствия положительной динамики в результатах обучения, неправильного анализа допущенных ошибок, а также нежелания совершенствовать навыки и умения в изучаемом предмете выступить в роли фасилитатора (т.е. того, кто помогает другим советом в выполнении задания) и мотивировать обучающегося на дальнейшее изучение предмета, поскольку, как известно, мотивация напрямую связана с эффективностью обучения. В связи с этим, возникает понятие самоорганизации личности как умения определять приоритеты в различных учебных ситуациях, а также при выполнении полученных заданий; проявлять прилежность и активность во время аудиторных занятий; находить и исправлять свои ошибки и в последующем избегать их повторения.
Мы рассматриваем самоорганизацию как приобретенную черту характера, которая крайне необходима при изучении иностранного языка, а в случае отсутствия таковой у обучающихся, в определенной степени может быть развита грамотным педагогом. В этом и состоит, на наш взгляд, актуальность рассматриваемой темы в контексте современной образовательной среды и учебной деятельности каждого отдельного обучающегося, когда деятельность студентов направлена на освоение содержания образовательных программ высшего образования, которое предполагает формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Несомненно, что успешное овладение знаниями во многом зависит от степени самоорганизации обучающихся, поэтому чем выше самоорганизация личности, тем больших результатов может добиться преподаватель при выполнении плана аудиторных занятий.
Словарь по педагогической психологии трактует понятие «самоорганизация» как «деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности,
активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга» [9].
Слова с частью слова «само» предполагают самостоятельную деятельность или самостоятельность, а современный толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой подтверждает это, дав определение «само» как «обращенность к самому себе, в самого себя или направленность на самого себя» [8]. Наряду с самоорганизацией, можно выделить ряд сложных слов, имеющих «само» в своей основе: саморазвитие, самопознание, самостоятельность, самовнушение, самообладание, самоидентификация, самоактуализация личности. Все они подразумевают непосредственное участие субъекта деятельности и его личную заинтересованность в процессе, в нашем случае, обучения. Действительно, мы, вслед за Т. Н. Носковой и С. С. Куликовой, считаем, что «вопрос самоорганизации тесным образом связан с процессами профессионального саморазвития, самореализации, самовыражения, самопознания, самосовершенствования и самообразования» [7, с. 79].
По мнению ряда исследователей (Т. Н. Носкова, С. С. Куликова), самоорганизация представляет собой «процесс упорядоченной сознательной деятельности личности (субъекта деятельности), направленный на организацию и управление самой собой для достижения поставленных целей» [Там же]. Мы полагаем, что в основе самоорганизации лежат внутреннее осознание и понимание субъектом деятельности краткосрочных и долгосрочных целей, определение действий и этапов по достижению этих целей, понимание временных, психологических и физических затрат, а также критериев оценивания конечного результата.
В данной статье мы будем рассматривать самоорганизацию как одно из неотъемлемых качеств обучающихся, необходимых для успешного выполнения поставленных задач и целей (в области изучения иностранного языка) и, как результат, успешного овладения образовательной программой в целом. Способность к самоорганизации, на наш взгляд, определяется врожденными качествами и внешними (приобретенными) факторами. К первым можно отнести индивидуально-психологические особенности обучающегося - темперамент, черты характера, память, а ко вторым - социальную среду, круг общения, воспитание, эмоциональную атмосферу, привычки. И то и другое определяет и формирует целеполагание, мотивацию, заинтересованность и, как следствие, степень участия, способность принимать решения и нести ответственность за свои действия во время выполнения различных видов заданий.
В научной литературе выделяют следующие сущностные признаки самоорганизации: управляемость и инициативность самой личности, самодеятельное участие, совпадение личных целей с целями основной деятельности, «погруженность» в управленческую деятельность, учет внутренних качеств личности и внешних условий основной деятельности [Там же].
Безусловно, самоорганизация напрямую связана с волевыми качествами личности, а именно целеустремленностью, инициативностью, самостоятельностью, дисциплинированностью, организованностью и настойчивостью [4, с. 166]. С исследовательской точки зрения этот вопрос представляет большой интерес, поскольку с помощью интеграции работы по развитию самоорганизации у обучающихся неязыковых вузов в плане аудиторных занятий по иностранному языку можно упростить процесс изучения предмета, улучшить восприятие обучающимися поставленных задач и результатов обучения.
H. Ф. Ефремова, рассматривая проблемы формирования и оценивания компетенций студентов в высших учебных заведениях, характеризует понятие компетенции как готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для решения проблемы и достижения поставленной цели [3, с. 23]. Применительно к компетенции самоорганизации можно говорить о «системном свойстве личности, представляющем собой объединение знаний, умений, навыков и опыта работы, обеспечивающих самоуправление личности с целью упорядочивания и результативности выполняемой деятельности, адаптации к условиям профессиональной среды» [7, с. 81]. Таким образом, самоорганизация способствует достижению успеха в учебной деятельности обучающихся через реализацию способностей, навыков и умений последних.
Перечислим основные компоненты функциональной структуры учебной самоорганизации, выделяемые Я. О. Устиновой [Цит. по: 5, с. 92]:
I. Выяснение цели учебного задания (формирование ясного и четкого представления о сути задания для получения прогнозируемого результата).
2. Планирование хода учебной деятельности (поэтапное определение задач в краткосрочной перспективе и последовательности действий для достижения желаемого результата).
3. Выбор оптимальных методов, рациональных способов достижения цели учебной деятельности (умение сравнивать критерии и выявлять наиболее эффективный для использования в предлагаемой учебной ситуации).
4. Самооценка проделанной работы (предполагает критическую оценку своей учебной деятельности).
5. Совершенствование процесса организации учебной деятельности.
Рассматриваемые элементы самоорганизации требуют от обучающихся проявления способностей к це-леполаганию, планированию деятельности, реализации намеченного плана и анализу достигнутых результатов при выполнении предлагаемых преподавателем заданий.
Нужно отметить, что самоорганизация обучающихся весьма важна в сфере изучения иностранных языков, поскольку неродной язык предполагает иные, отличные мышление и культуру, находящие свое отражение в языке, что создает дополнительные трудности и препятствия в его изучении.
Наш преподавательский опыт подтверждает, что самоорганизация ярко проявляется при изучении языков в группе, члены которой имеют общие интересы и единую мотивацию. В группе, объединенной одной целью, представляются полезными обмен опытом, который связан со случаями использования языка, совместная
подготовка домашнего задания, а также работа над творческими проектами. Самоорганизация в данном случае сводится к определению целей и реализации поставленных задач с тем, чтобы совершенствовать свои знания иностранного языка. Британский исследователь Пол Долан полагает, что в случае низкой мотивации в изучении предмета имеет смысл объединиться в группу с теми, кто также испытывает трудности в выполнении заданий. В такой ситуации самостоятельная подготовка для последующего объяснения другим участникам группы изученного материала будет представлять собой цель. Таким образом, определение цели, плана подготовки является проявлением самоорганизации. В своей книге «Счастье по расчету. Как управлять своей жизнью, чтобы быть счастливым каждый день» автор использует понятие «баланс смысла обучения и удовольствия, которое приносит процесс обучения» ("a pleasure-purpose balance") [1]. Он полагает, что даже в случае отсутствия мотивации в изучении предмета, надо организовать свою деятельность таким образом, чтобы процесс изучения приносил ощущение смысла.
В подтверждение этой идеи приведем пример одного из групповых заданий, которое, как нам кажется, наилучшим образом характеризует значимость коллективной работы студентов в вузе для развития их самоорганизации. Студентам театрального вуза было предложено разделиться на группы по три или более человека для выполнения творческого задания, которое заключалось в том, что нужно было выучить и сыграть небольшой отрывок из любой пьесы одного из известных американских драматургов на английском языке. Студенты были объединены общей целью - выбором пьесы, отрывка и роли для каждого, чтобы выучить, отрепетировать и сыграть выбранные роли перед аудиторией. Студентами был определен план действий и зафиксированы сроки выполнения каждого пункта. Даже студенты с низкой мотивацией, которые не проявляли заинтересованности в начале этого задания, позднее включались в работу и старались выучить свою часть отрывка без ошибок, а затем и сыграть лучше всех. В каждой группе самопроизвольно выявились лидеры (студенты, проявившие высокую степень самоорганизации (Таблица 1)), которые ставили цели перед другими студентами, выделяли работу поэтапно и активно использовали свои способности для выполнения данного задания, а также исправляли других, если были допущены ошибки. Нужно сказать, что все группы справились с заданием, с удовольствием слушали своих однокурсников, давали комментарии и совместную оценку. Некоторые студенты, которым было трудно учить наизусть большие части текста (из-за низкого уровня знания языка), сначала старались выбрать героя с короткими репликами, но затем охотно соглашались взять отрывок или диалог большего объема. Это показывает, что самоорганизация обучающегося не только помогает ему в выполнении задания, но и является составляющей его успеха в учебной деятельности.
Изучение иностранного языка студентами неязыковых вузов определяется содержанием рабочих программ по дисциплине «Иностранный язык», которые предусматривают учебную деятельность, направленную на владение иностранным языком в устной и письменной форме как средством коммуникации в учебной, научной и профессиональной сферах деятельности. В рамках изучения иностранного языка предполагаются следующие виды индивидуальной работы: выполнение упражнений по образцу на основе изученного материала, составление собственных предложений, написание эссе, работа с лексикой, подготовка пересказа, работа над индивидуальными проектами (докладами). Помимо индивидуальной работы, аудиторные занятия не обходятся без групповых и парных видов работ, которые являются эффективным средством отработки определенного вида речевого умения. При этом самоорганизация, на наш взгляд, ярче всего проявляется у студентов при индивидуальных видах работ, поскольку обучающемуся самостоятельно приходится определять цели, способы их достижения и анализировать свою работу при выполнении поставленной преподавателем задачи.
Для достижения наибольшей эффективности изучения предлагаемого преподавателем материала на аудиторных занятиях по иностранному языку, по нашему мнению, необходимо:
1. Определить обучающихся с высокой, средней и низкой степенью развития самоорганизации (т.е. с полной, частичной и недостаточной способностью к определению целей, планированию своих действий для достижения поставленных целей, анализу проделанной работы и коррекции ошибок для того, чтобы не совершать их в своей учебной деятельности). Высокая самоорганизация личности предполагает совокупность таких качеств личности, как целеустремлённость, решимость, ответственность, самодисциплина, самоконтроль, умение работать над собой, способность чётко выполнять самоприказы, умение расставлять приоритеты и обязательность.
В Таблице 1 приведены критерии для определения степени самоорганизации при подготовке индивидуальных заданий студентами (критерии разработаны авторами статьи).
Таблица1
Основные компоненты функциональной структуры учебной самоорганизации Студент с высокой степенью самоорганизации Студент со средней (частичной) степенью самоорганизации Студент с низкой степенью самоорганизации
1. Выяснение цели учебного задания На основе данного преподавателем задания легко формулирует свои цели для достижения положительного результата. На основе данного преподавателем задания легко формулирует свои цели для достижения положительного результата, в случае затруднений обращается за разъяснениями к преподавателю. Испытывает трудности с определением цели.
Основные компоненты функциональной структуры учебной самоорганизации Студент с высокой степенью самоорганизации Студент со средней (частичной) степенью самоорганизации Студент с низкой степенью самоорганизации
2. Планирование хода учебной деятельности Эффективно определяет этапы работы над заданием, своевременно выполняет намеченную работу. Способен определять этапы при выполнении задания, но не соблюдает поставленные сроки. Испытывает затруднения при определении этапов планирования, при выполнении задания не соблюдает поставленные сроки.
3. Выбор оптимальных методов, рациональных способов достижения цели учебной деятельности Использует уже имеющиеся знания, набор навыков и умений для выполнения текущего задания. Испытывает затруднения при работе над заданием из-за использования неверных умений или знаний. Не может выбрать эффективный способ выполнения задания.
4. Самооценка проделанной работы Проверяет проделанную работу для выявления ошибок/отклонений от содержания задания и, в случае наличия ошибок, вносит поправки, не противоречащие сути задания. Может оценить степень соответствия полученного результата поставленной цели и, в случае ошибок, вносит частичные исправления в работу. Сталкивается с трудностями при оценке проделанной работы или игнорирует этот этап работы над заданием.
5. Совершенствование процесса организации учебной деятельности В случае наличия ошибок способен не допускать их в дальнейшем при выполнении аналогичных заданий. Требуется больше времени для того, чтобы исключить появление ошибок при выполнении аналогичных заданий. В силу неэффективной работы над заданием продолжает совершать ошибки в аналогичных заданиях.
2. Мотивировать учащихся с разной степенью самоорганизации с точки зрения итоговых результатов (с помощью оценок, баллов, поощрений).
3. Поставить конкретные задачи перед каждым обучающимся и пояснить, какие последствия будет иметь выполнение/невыполнение этих задач в краткосрочной (следующее занятие, следующая неделя) / долгосрочной перспективе (конец семестра). Это, в свою очередь, будет способствовать успешной работе по планированию и развитию ответственности за полученные индивидуальные/групповые задания.
4. Организовать учебную деятельность таким образом, чтобы даже наименее мотивированные обучающиеся, выполняя групповые задания, в процессе обучения учились элементам самоорганизации. Для этого наиболее активные обучающиеся объединяются с менее активными. Успешное взаимодействие и совместное решение поставленных задач могут стать отправной точкой для дальнейшей работы над самоорганизацией. Кроме этого, групповые задания развивают чувство ответственности, взаимопомощи и оценки приемлемости своих решений.
5. Информировать студентов о критериях оценивания их работы на занятиях и выполнения заданий. В этом плане интересен опыт профессора психологии Стэндфордского университета Кэрол Дуэк, которая ввела особый термин для неудовлетворительного ответа - «пока нет» ("not yet") [2]. Таким образом она призывает студентов учиться на своих ошибках, предпринимать еще одну попытку в случае неуспеха, не зацикливаться на плохом результате и оценке окружающих (преподавателей или однокурсников), а непременно идти вперёд к лучшим результатам.
6. Ставить достижимые цели и задачи. Нужно отметить, что задания должны быть ясными и понятными для студента, а сроки их выполнения - четко определены. Предоставляя инициативу, поощряя активное участие на аудиторных занятиях, мотивируя и определяя степень ответственности каждого, преподаватель способен добиться того, что обучающиеся не только будут хорошо изучать предмет, но и увеличат степень самоорганизации, которая потребуется им не только в дальнейшей учебной, но и профессиональной деятельности. Однако следует учитывать то, что вся система рекомендаций должна быть гибкой и учитывать индивидуально-психологические особенности каждого студента.
В процессе планирования занятия по иностранному языку у преподавателя есть возможность комбинировать индивидуальные виды работ с групповыми, опираясь на свои представления о степени самоорганизации студентов в группе для достижения поставленных целей.
В связи с вышеизложенным мы видим, что степень развития самоорганизации определяет, насколько успешно обучающиеся овладевают знаниями и, следовательно, насколько эффективна их учебная деятельность. Опираясь на работы других исследователей, авторы подтверждают свою идею о том, что способность к самоорганизации является одним из важнейших качеств студентов, которое напрямую связано с самоуправлением и саморазвитием. При разработке критериев для определения степени самоорганизации студентов авторы учитывали, легко ли обучающиеся формулируют цели, насколько эффективно определяют этапы работы над заданием, используют ли уже имеющиеся знания, навыки и умения для выполнения конкретной задачи, оценивают ли полученный результат и в какой степени результат влияет на их дальнейшую учебную деятельность. Также авторами были предложены способы повышения самоорганизации обучающихся, учитывая которые можно эффективнее реализовывать планы аудиторных занятий по иностранному языку.
Список источников
1. Долан П. Счастье по расчету. Как управлять своей жизнью, чтобы быть счастливым каждый день. М.: Альпина Паблишер, 2015. 292 с.
2. Дуэк К. Гибкое сознание [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/video/search?filmId=9399008981706527698 &text=кэрол дуэк тед&noreask=1&pa1:h=wizard (дата обращения: 25.05.2018).
3. Ефремова Н Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012. 415 с.
4. Ильин Е. П. Психология воли. Изд-е 2-е. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
5. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. Изд-е 2-е. М.: Флинта, 2013. 224 с.
6. Методические рекомендации по преподаванию иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города Москвы / сост. Г. М. Фролова, И. А. Краева. М.: ФГБОУ ВПО «МГЛУ», 2013. 319 с.
7. Носкова Т. Н., Куликова С. С. Формирование компетенции самоорганизации студентов как основы обучения в современной образовательной среде университета [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlminka.ru/article/nformirovanie-kompetentsii-samoorganizatsii-studentov-kak-osnovy-obucheniya-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-srede-universiteta (дата обращения: 25.05.2018).
8. Ожегов С. И., Шведова Н Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: ozhegov.info/slovar/ ?ex=Y&q (дата обращения: 25.05.2018).
9. Словарь по педагогической психологии - самоорганизация [Электронный ресурс]. URL: www.вокабула.рф/словари/ словарь-по-педагогической-психологии/самоорганизация (дата обращения: 25.05.2018).
10. Morgenstern J. Is organizing a talent or a skill? [Электронный ресурс]. URL: https://www.juliemorgenstern.com/tips-tools-blog/2016/8/3/3-key-lessons-about-organizing (дата обращения: 25.05.2018).
CONSTRUCTION OF THE PROCESS OF TEACHING SELF-ORGANIZATION TO STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES AT NOT-LINGUISTIC UNIVERSITIES
Artemova Yuliya Vladimirovna
The High School of Performing Arts (Konstantin Raikin's Theatrical School), Moscow
malichl 9@mail. ru
Shmaraeva Anastasiya Aleksandrovna
Lomonosov Moscow State University shmaraeva@gmail. com
The article is devoted to the issue of teaching self-organization to students in the process of their learning activity. The authors focus on the fact that the teacher in the framework of his/her teaching activity through various forms of educational work can contribute to the development of students' self-organization skills, which are necessary for the successful acquisition of the content of educational programs. The paper identifies and describes the criteria for determining students with high, medium and low degree of self-organization, and proposes ways to improve students' self-organization in foreign language classes at non-linguistic universities.
Key words and phrases: self-organization; teaching self-organization to students; learning foreign language; goal setting; planning; self-assessment; ways to improve self-organization.
УДК 372.881.161.1 Дата поступления рукописи: 08.07.2018
https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-10-2.37
В статье говорится об использовании краеведческого потенциала на занятиях по лингвострановедению. Введение данного аспекта в учебную программу позволяет студенту-иностранцу успешно адаптироваться в новой среде, изучить историю и культуру России, повысить мотивацию к изучению русского языка. Однако в связи с формированием нового типа мышления (клипового), при создании краеведческих учебных материалов необходимо менять формат их подачи. В данной работе предлагаются языковые и коммуникативные задания, в основу которых положены такие параметры клипового мышления, как фрагментарность подачи информации, принцип ассоциирования и анимации, визуализация и др.
Ключевые слова и фразы: лингвокраеведение; русский язык как иностранный; клип; клиповое мышление; понятийное мышление; индивидуальные стили мышления.
Беляева Елена Владимировна, к. филол. н., доцент Мартьянова Наталья Анатольевна, к. филол. н.
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск [email protected]; [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ В КОНСТРУИРОВАНИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЮ
В настоящее время положение о том, что иностранный язык необходимо изучать в совокупности с культурой данной страны, её историей и традициями, не вызывает сомнений. Такой аспект в методике преподавания