Научная статья на тему 'Проблема формирования современной модели урегулирования этнополитических конфликтов на Северном Кавказе'

Проблема формирования современной модели урегулирования этнополитических конфликтов на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
624
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНФЛИКТА / МОДЕЛИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ETHNIC AND POLITICAL CONFLICTS / CONFLICT TRANSFORMATION / RECONCILIATION MODELS / NORTHERN CAUCASUS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ульянов Глеб Михайлович

В статье представлен обзор возможных вариантов решения острых этнополитических проблем на Северном Кавказе, предлагаемых представителями различных внутренних и внешних политических сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The review of possible versions of solving critical ethnical and political problems on North Caucasus suggested by various internal and external political actors is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования современной модели урегулирования этнополитических конфликтов на Северном Кавказе»

#

________________________Политика в фокусе__________________________________

Глеб УЛЬЯНОВ

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

В статье представлен обзор возможных вариантов решения острых этнополитических проблем на Северном Кавказе, предлагаемых представителями различных внутренних и внешних политических сил.

The review of possible versions of solving critical ethnical and political problems on North Caucasus suggested by various internal and external political actors is presented in the article.

Ключевые слова:

этнополитические конфликты, трансформация конфликта, модели урегулирования, Северный Кавказ; ethnic and political conflicts, conflict transformation, reconciliation models, North Caucasus.

Значительная часть рассматриваемых в данной статье кон -фликтов приходится на последние 15—20 лет; это конфликты нашего времени — периода после окончания «холодной войны». Этнополитические конфликты на Северном Кавказе носят комплексный, сложносоставной характер. Эти конфликты, по сути, представляют собой целый комплекс конфликтных отношений, в котором можно выделить несколько стабильных измерений.

1. Горизонтальные (симметричные) конфликты, т.е. конфликты между различными этническими группами или политикоадминистративными образованиями, разделенными общей адми -нистративной границей в рамках единого государства.

2. Вертикальные (асимметричные) конфликты, т.е. конфликты между центром (имперским, союзным, федеральным) и кавказ скими субъектами политики. Присутствует международное измере -ние многих из них (чеченский кризис, «черкесский вопрос», ислам -ский фактор).

3. Международные конфликты с геополитическим измере -нием, т.е. конфликты между Россией и внерегиональными силами (Турция, Иран, Англия, Германия, США, НАТО).

В отличие от «классических» межгосударственных конфликтов, современные внутригосударственные являются асимметричными конфликтами не только по вовлеченным в них участникам (не два государства, а государство и мятежная часть политизированных идентичностных групп населения), но и по другим качественным характеристикам (децентрализованный характер принятия реше -ний центрами фрагментированной власти, осуществление вооруженного насилия не регулярными, а полувоенными вооруженными формированиями боевиков, широкое распространение методов террора и партизанской войны)1.

Как считает В. Тишков, основной формой внутригосударствен -ного противостояния в современном мире оказался не межгруппо -вой конфликт, а конфликт по типу «группа против государства» — выступление против статус - кво или нового порядка со стороны или от имени этнических меньшинств, которые пожелали выйти из

1 Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. — М. : Дело, 2005, с. 31.

УЛЬЯНОВ

Глеб

Михайлович — аспирант кафедры политологии и социологии МПГУ A3rAkel @gmail. com

%

общего пространства и получить собствен -ную государственность или соединиться с другим государством1.

Анализируя характер и причины этни -ческих конфликтов на Северном Кавказе, исследователи акцентируют понятие «этнополитический конфликт» и его политическую составляющую, поскольку, по их мнению, конфликт вызывает не этническая идентичность как таковая, а ее политизация, за которой могут стоять раз личные силы и мотивации. Конфликты на Северном Кавказе изначально носили не этнический, а политический характер. Конфликтующие стороны (этносы, государство) выступают здесь, прежде всего, в качестве субъектов политических отноше -ний. В их основе лежат геополитические интересы, борьба за власть, за новую госу дарственность, передел собственности.

Некоторые специалисты пытаются при -мерить на кавказскую действительность гипотезу «столкновения цивилизаций», предложенную американским политоло -гом С. Хантингтоном2. Он рассматривает Кавказ как один из очагов напряженности на формирующихся границах западной и исламской цивилизаций, причем базовым элементом цивилизационной идентич-ности хантингтон считает исповедание единой религии. Однако применительно к кавказским реалиям отчетливо просма тривается наиболее слабая сторона тео рии американского политолога, а именно преувеличенное представление о сплочен ности цивилизаций. Северокавказский ислам чрезвычайно разнороден и фраг ментирован. Именно между адептами ислама — кабардинцами и балкарцами, карачаевцами и черкесами, аварцами и чеченцами аккинцами, лакцами и кумы ками, чеченцами и лакцами — чаще всего происходят конфликты, сопровождаемые насилием. Непримиримые противоречия существуют между двумя основными вет вями северокавказского ислама — суфий -ской и салафитской.

Одно из важных направлений конфлик тологических исследований — определение стратегии разрешения этнополитических

1 Тишков В.А. Конфликт в сложных обще -ствах. Введение к русскому изданию // Этнополитический конфликт: пути трансформации. Настольная книга Бергховского центра / пер. с англ. - М., 2007.

2 Huntington S. The Clash of Civilizations // Foreign Affairs, Summer 1993.

конфликтов. Специалисты Бергховского исследовательского центра указывают на наблюдаемую в научной литературе поня тийную сумятицу в толковании терминов «урегулирование», «разрешение», «транс формация» конфликтов, которые чаще всего понимаются как эквивалентные, как одни и те же стратегии. Предлагая современную конфликтологическую парадигму, эксперты Бергховского центра отдают предпочтение теории трансформа ции конфликта, в основе которой лежит регулирование и управление конфликт ными отношениями с переводом их в мирный процесс, способствующий укре плению доверия и сотрудничества между конфликтующими сторонами. Такой подход представляется адекватным северо кавказским реалиям. Свести к минимуму деструктивные возможности конфликтов, рационализировать конфликтное поведе ние его участников, предупредить насиль ственные формы проявления конфликтов — в этом видится главное содержание управления конфликтным процессом на Северном Кавказе.

Модели (проекты) урегулирования этнополитических конфликтов на Северном Кавказе

Как отмечают исследователи северокав казских конфликтов, серьезной пробле -мой является отсутствие у федерального центра достаточной концептуальной базы для регулирования этнополитических процессов на региональном уровне. Этот вакуум заполняют многочисленные про екты и модели, предлагаемые внутрен ними и внерегиональными силами.

Проект «Большой Кавказ» М. Са -акашвили. Выступая на 65 - й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 сентября 2010 г., президент Грузии заявил о намере -нии продвигать концепцию «свободного, стабильного и единого Кавказа». Как утверждал Саакашвили, не существует Северного и Южного Кавказа; он един и принадлежит Европе и мировой цивили -зации. Объединение Кавказа произойдет в результате общих шагов в сфере просве щения, культуры и гражданских свобод через «общий рынок, общие интересы, политико экономическую взаимозави симость» для последующей интеграции с ЕС. Главная задача — «модернизация всего большого Кавказа». Саакашвили призвал Россию «принять участие в трансформа -

ции общего региона», а если она не согла -сится, то «трансформация состоится без нее».

11 октября 2010 г., видимо в порядке наполнения этой идеи, грузинское руко водство объявило о введении безвизового режима для жителей Северного Кавказа, а в начале марта 2012 г. безвизовый режим был распространен на всех граждан России.

План «Великая Черкесия». Как следует из решений черкесских общественных дви жений и заявлений их представителей, первоначальная идея восстановления чер кесской автономии в статусе республики в составе РФ в конечном счете трансфор -мировалась в проект создания Великой Черкесии «от моря до моря» (от Черного до Каспийского). В ее состав должны войти адыгейцы, шапсуги, черкесы и кабар динцы, а также родственные им абхазы и абазины.

Адыгские националисты поднимают вопросы признания геноцида адыгов в Кавказской войне, права на репатриа цию диаспоры и возвращения терри торий под репатриацию. На эту работу мобилизованы зарубежные черкесские организации, многочисленные научно исследовательские центры и агентства европейских стран и США. Активность адыгских националистических сил возрастает в связи с приближением Олимпийских игр в Сочи.

Концепция создания Кавказского эмирата (полное название — Исламское государство Имарат Кавказ, провозгла шено 7 октября 2007 г.). Кавказский эми -рат сегодня — фактически сложившаяся параллельная власть, представляющая собой разветвленную сетевую структуру со всеми институциями, включая судебную.

Эксперты считают Имарат Кавказ уни кальной этнофундаменталистской моде лью, жизнеспособность которой они объясняют сращиванием салафитской идеологии авторов проекта с северокав казскими формациями и общественными институтами. Она адаптировалась к со временным общественно политическим условиям Северного Кавказа.

Объединительные проекты на Северном Кавказе. В последнее десятилетие озвучено несколько проектов, в основе которых лежат идеи укрупнения или объединения северокавказских субъектов федерации. В числе наиболее обсуждаемых планов

следует назвать создание единого обра зования по образцу Горской республики, воссоединение Чечни и Ингушетии, объединение Адыгеи с Краснодарским краем, создание Северокавказского края в составе Дагестана, Ингушетии, Кабардино Балкарии, Северной Осетии, Чечни и Ставропольского края, образова ние в рамках реформы административно территориального деления России Северокавказской и Причерноморской укрупненных губерний.

Субъекты Северного Кавказа в своем большинстве не приняли проекты укруп нения. В сегодняшней северокавказской среде, где сохраняется глубокая этни ческая дифференциация, традициона лизм, приверженность авторитарным партийно советским методам управления, такие идеи практически неосуществимы. Правящая северокавказская элита, судя по всему, опасается, что это будет новый передел, что создание новой администра тивной карты нарушит сложившееся в регионе равновесие. Поэтому она пред почитает сохранить статус кво, считая, что главное — улучшение управления, а не административные переделки.

Образование Северо-Кавказского федерального округа как политико-управленческое решение. Образование СКФО фикси рует важность северокавказского фактора в управленческой системе Юга России. Полагают, что главная цель образования СКФО — стабилизация обстановки и обе -спечение устойчивого развития в одном из наиболее конфликтогенных регионов России, весьма сложном для управ ленческого воздействия. Высказывается предположение, что это решение — лишь промежуточный вариант и оно ориенти -ровано на перспективу, предполагающую переформатирование структуры севе рокавказских субъектов федерации, их укрепление в новой конфигурации с уче том накопленного опыта.

Предлагаемые модели (проекты) уре -гулирования этнополитических противо речий на Северном Кавказе или остаются в вербальной форме, или исходят от вну тренних и внерегиональных сил с их ради кальными установками в духе этноцен тризма и исламского фундаментализма.

Проблема модели регулирования кон фликтов на Северном Кавказе остается противоречивой и дискуссионной. С одной стороны, в условиях хронической этнопо

литической нестабильности, сохранения высокого террористического потенциала, не спадающей активности вооружен -ного подполья в регионе представляется оправданной практикуемая федеральной властью мобилизационная модель, кото -рая предполагает силовое воздействие на чрезвычайно сложную конфликтогенную среду Северного Кавказа. Власть обязана обеспечить безопасность своих граждан, единство и территориальную целостность государства.

В то же время очевидно, что противо -поставить усиливающимся этнополи -тическим и этноконфессиональным рискам можно только программную государственную политику, в основе которой должна лежать социально политическая модернизация региона. Здесь требуют ответа три ключевых вопроса. Во первых, каков модерниза ционный потенциал самой федераль -ной власти? Во - вторых, существует ли серьезный запрос на модернизацию в северокавказских обществах? В третьих, имеются ли на Северном Кавказе элит ные группы и социальные слои, способ ные стать проводниками политики реги ональной модернизации?

Северный Кавказ не следует рассма тривать как некий политический анклав, как абсолютно уникальный регион, тре -бующий особых подходов. Модернизация форм регулирования и управления этно политическими процессами на Северном Кавказе может быть осуществлена только в рамках единого политического про -

странства России путем реформирования всей политической организации россий ского общества, через переход к новому качеству общественных отношений.

В практическом плане встает задача адекватной оценки ситуации в регионе, и только на такой основе возможна выра ботка реальной политики по трансформа ции этнополитической жизни Северного Кавказа. Здесь нужна проективнопрофилактическая работа, в которую спе циалисты включают разработку методик обращения с конфликтами1. Важнейший акт обращения с конфликтами — при -знание их государством и обществом, что влечет за собой включение конфликтов в систему трансформации на правовом, политическом, экономическом и других уровнях.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. обстановка на Северном Кавказе определена как «самая серьезная внутриполитическая проблема нашей страны». Особо под -черкнуто, что судьба новой модерни-зации, а следовательно судьба России как государственно цивилизационного проекта будет во многом решаться на Северном Кавказе.

1 Аствацатурова М.А., Тишков В.А., Хопер -ская Л.Л. Конфликтологические модели и мони -торинг конфликтов в Северо - Кавказском регионе. - М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2010, с. 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.