Рашид ЭМИРОВ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНОПОЛИТИКИ И ГЕОПОЛИТИКИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Статья посвящена анализу одного из ключевых, на взгляд автора, факторов, определяющих геополитическую ситуацию на Северном Кавказе с точки зрения обеспечения региональной и национальной безопасности Российской Федерации. Главное внимание концентрируется на наиболее значимых, внутрирегиональных, аспектах данной проблемы. Показано, что значимость Северного Кавказа как самого южного пограничного геополитического пространства РФ в значительной степени определяется тем, что это самый сложный по своему этнонациональному составу, показателям социально-экономического развития, высокому уровню конфликтогенности и т.д. регион РФ. По мнению автора, множество проблем, в т.ч. высокая конфликтогенность региона, теснейшим образом связаны именно с этим фактором. Поэтому нейтрализацию центробежных тенденций в национальных субъектах федерации необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи геополитики, этнополитики и безопасности.
This article analyzes one of the key, in the author's opinion, factors determining the geopolitical situation in the North Caucasus from the point of view of ensuring regional and national security of the Russian Federation. The main attention is focused on the most important aspects of the problem of the region. It is shown that the importance of the North Caucasus as the southernmost boundary of the geopolitical space of Russia is largely determined by the fact that it is the most problem region of the Russian Federation by its ethnic and national composition, indicators of social and economic development, high level of conflict, etc. According to the author, many problems, including high conflict potential in the region, are closely connected with this factor. Therefore, neutralization of centrifugal tendencies in the national federation subjects should be considered in close interconnection of geopolitics, ethnic policy and security.
Ключевые слова:
Россия, Северный Кавказ, геополитика, регион, народ, конфликт, национальная безопасность; Russia, North Caucasus, geopolitics, region, nation, conflict, national security.
Особенностью Северного Кавказа как внутреннего погра -ничного геополитического региона Российской Федерации, накладывающей существенный отпечаток на важнейшие сферы жизни, является многонациональный, или полиэтниче -ский, состав населения. Здесь проживает множество этносов, или народностей, принадлежащих к различным этнокультурным и язы -ковым семьям, или группам, таким как кавказско иберийская или иафетическая (грузины, народности черкесско - адыгской группы, горские народы Дагестана — аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы и др.; нахская группа, состоящая из чеченцев и ингушей и др.), иранская ветвь индоевропейской семьи (осетины на Северном Кавказе и в Южной Осетии, греки, таты, тюрки — азербайджанцы, кумыки, карачаевцы, балкары, ногайцы и др.) и др. Самая большая этническая группа на Северном Кавказе — это русские, значительную часть которых составляют казаки.
В этногеополитическом измерении границы Северного Кавказа как внутреннего геополитического пространства не заканчива -ются на южной государственной границе РФ или северной границе закавказских государств, а простираются на территорию Южного Кавказа и дальше — на Ближний и Средний Восток. Здесь речь идет о наличии диаспор северокавказских народов, обосновавшихся со второй половины XIX в. в Турции, Иордании, Сирии и других соседних государствах.
Этим объясняется тот факт, что с точки зрения обеспечения национальной безопасности и государственного единства РФ на южных рубежах и самого Северного Кавказа ключевое значение имеет этнонациональный фактор. Множество других факторов по сути дела вытекают из него или же теснейшим образом связаны с ним. В большинстве, если не во всех республиках региона важней шие сферы жизни, в т.ч. политическая, пронизаны этнонациональ -ным, племенным, клановым, клиентелистским и иными началами.
ЭМИРОВ
Рашид
Маратович — соискатель факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Политические симпатии и антипатии людей в значительной степени определи -ются их принадлежностью к определен -ной этнонациональной группе, тухуму, языку, клану, местности. Здесь нет просто абстрактных, статистических избирателей, а есть избиратели -лезгины, избиратели -кумыки, избиратели -аварцы и т.д. Любые проблемы социального, экономического, образовательного или иного характера так или иначе связаны с национальным вопро -сом. От степени решенности и/или нере -шенности национального вопроса зависят основные векторы развития региона.
Иначе говоря, здесь, как ни в одном другом регионе России, проявляется вза -имосвязь между геополитикой и этнопо -литикой, которые переплетаются в еди -ный узел, непосредственно влияющий на жизнеспособность, суверенитет и един -ство государства. Более того, сочетание геополитического и этнополитического измерений при исследовании данного гео политического пространства приобретает значимость и актуальность в тех ситуациях, когда этнонациональная проблема стано -вится источником разного рода противоре -чий и конфликтов, представляющих угрозу государственному единству и социально -политической стабильности в стране. Поэтому исследование этой темы в кон -тексте национальной безопасности России приобретает большое значение не только для понимания и решения внутриполити ческих задач страны, но и для разработки внешнеполитического курса в отношениях со многими соседними государствами.
Касаясь причин возникновения конфликтов на Северном Кавказе, К.С. Гаджиев писал, что они зародились «еще в рамках осуществления так назы -ваемой ленинской внешней политики... В теории провозгласив политику самоопре деления народов, на деле государственно административные образования, как правило, отнюдь не строились строго по этнонациональному признаку.. Сам прин -цип территориально - административного размежевания по сугубо национальному признаку противоречил реалиям Кавказа. Произвольно установленные в советский период границы между республиками в наши дни стали потенциальным источни ком разнообразных конфликтов»1.
1 Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. — М., 2003, с. 77.
В результате многократных и произвольных административнотерриториальных перекроек без учета этнонационального фактора многие этносы оказались разделенными между двумя или даже тремя четырьмя респу бликами. Пагубность такой политики со всей очевидностью обнаружилась в усло виях перестройки и развернувшихся за нею процессов распада СССР, когда на поверхность выплеснулись дремавшие до сих пор противоречия в сфере межна -циональных отношений.
В комплексе факторов, способствовавших росту по всей стране настроений и установок на суверенизацию, а в ряде случаев — активности радикальных групп, требовавших отделения от России и со -здания независимых этнонациональных государственных образований, значи -тельную роль сыграли тенденции к поли тизации этнонациональных отношений и этнизма, возрождению тейповых, джама атских, тухумных и др. ценностей и уста новок, формированию националистиче ских идеологий, основанных на политиза -ции этнической истории.
В результате начался пресловутый «парад суверенитетов», создавший серьезную угрозу территориальной целостности как самой России, так и многонациональных и двунациональных республик. В этом контексте интерес представляет пример полиэтнического Дагестана, где сформировались и громко заявили о себе движения представите лей каждого сколько-нибудь крупного по местным масштабам этноса с требо ваниями создания собственных государ ственных образований вплоть до отделе ния от России. Ряд национальных респу блик приняли собственные конституции, которые декларировали свой суверенитет и в целом ряде ключевых статей противо -речили Конституции РФ.
Правда, в ходе административных реформ, осуществленных в течение последнего десятилетия и направленных на восстановление властной вертикали, многие перегибы в нормативно правовой сфере северокавказских республик были преодолены. В дополнениях, принятых в конце 1990 - х—2000 - х гг., эти и схожие с ними статьи были либо полностью отме нены, либо существенно смягчены.
В советский период взаимоотноше ния титульных и нетитутльных этно
сов, их представительств в органах го сударственной власти регулировались центральными партийными структурами и органами государственной власти. Действовала так называемая квотная система заполнения властной вертикали национальных образований в соответ ствии с пропорциональной численно стью каждого этноса. Как показывает опыт ряда северокавказских республик, эта система уже в советский период не срабатывала в должной мере. Тем не менее с некоторыми изменениями она была перенята властями РФ. Однако в ряде республик эта система, унаследо вав негативные характеристики совет ского периода, еще дальше отдалилась от принципов, норм и правил политической демократии и правового государства.
Взаимосвязь этнонационального и властного начал особенно отчет ливо проявляется в полиэтнической Республике Дагестан, где борьба и рас пределение власти приобрели явно выра женный этнический характер. В респу -блике, численность населения которой составляет около 3 млн чел., проживают представители более 100 националь -ностей, в т.ч. более 30 так называемых коренных народов, говорящих на самостоятельных языках, а титульными считаются 14 этнонациональных групп. Однако здесь уже в советский период примерно с конца 1930-х гг. сложилось положение, при котором первые роли в высших эшелонах власти перешли в руки одних и тех же двух - трех этнона -циональных групп — аварцев, даргинцев и отчасти кумыков. После распада СССР имело место дальнейшее усиление этно -кратических тенденций, приведших к фактической монополизации высших постов в системе государственной вла сти представителями названных этно сов. Об этом свидетельствует тот факт, что на протяжении всего постсоветского периода именно их представители зани мают все три высших поста в республике — президента, председателя Народного собрания и председателя правительства Республики Дагестан. Более или менее доходные места на уровнях властной вертикали также распределяются среди представителей именно этих этнических групп или же тех представителей других этносов, которые для первых уже стали своими. С теми или иными нюансами
такое положение характерно и для дру гих северокавказских республик1.
Кланово этническая система органи зации бизнеса и власти в сочетании с криминальной приватизацией привели к нарастанию в республиках неравенства по национальному признаку. Численность и титульность того или иного этноса гаран -тируют ему большинство политического представительства в законодательных и исполнительных органах власти респу блик. Ключевые позиции заняли коррумпированные властные, банковско-коммерческие структуры, которые обра зуют этнически окрашенные кланы. Они фактически монополизировали поли тические и экономические ресурсы и установили собственные неформальные механизмы принятия управленческих решений.
При таком положении вещей противо речия и конфликты между кланами в гла зах простых людей выступают как межэт нические. В этом плане серьезную угрозу экономической безопасности представ ляют группировки, формирующиеся по признакам этнической принадлежности и землячества2. Этнизация властной верти -кали проявляется, в частности, в том, что правящие кланы используют для сохране ния своих позиций правоохранительные органы, кадры которых подбираются с предельной тщательностью.
Как справедливо указывал В. Тишков, «причина неудачи разделения власти и этнической ротации в сложных по составу населения образованиях кроется не столько в самой системе консоциаль -ной демократии, сколько в недостаточном гражданско правовом сознании населе ния и политиков и в определяющем вли -янии криминально коррумпированных сил и связей, которые используют в своих интересах политическую мобилизацию по этническому и джамаатскому (местни -ческому) принципу»3. Это, естественно, является фактором, нарушающим прин цип пропорционального представительства основных этнонациональных
1 Там же.
2 Бекряшев А. К. Теневая экономика и экономическая преступность // http://znanie.podelise. m/docs/93319/mdex-1380.htmГ?page=13
3 Тишков В.А. Конфликты и федерализм. Федерализм и этнический фактор на Северном Кавказе. Общая оценка ситуации и природы конфликтов // Казанский федералист, 2002, № 2.
сообществ во всех трех ветвях власти как на республиканском, так и на муници пальном уровнях. Подобное положение вещей, естественно, служит источником противоречий и конфликтов, которые приобретают опасный для общества экс тремистский характер.
Этими реалиями объясняется тот факт, что каждый раз те или иные решения, принимаемые властями, в глазах опреде -ленной части населения выглядят ущем -ляющими их интересы и оказываются резонансными. Так, идея воссоединения разделенных народов остается одним из стимулов, который время от времени может нарушать социальную и полити ческую стабильность в отдельных респу бликах.
Естественно, особой напряженностью и остротой характеризуются межэтни -ческие отношения в так называемых биполярных республиках — Кабардино -Балкарии, Карачаево Черкесии, а также в многонациональном Дагестане. В двух первых республиках, наряду с Чечней и Ингушетией, ситуация осложняется тем, что балкарцы, карачаевцы, чеченцы и ингуши — репрессированные народы. В Кабардино- Балкарии, где проживают представители множества этно сов, основные проблемы, угрожающие единству республики и обостряющие социальную и политическую ситуацию, возникают в отношениях между кабар динцами и балкарцами, представи тели которых борются за политическое лидерство.
В этом контексте обращают на себя вни -мание разного рода проекты перекройки этнополитической карты Северного Кавказа путем объединения конкретных этносов, входящих, в состав разных наци ональных республик, в единые автоном ные образования в составе РФ.
К примеру, Х.И. Тугуз выдвинул идею объединения всех адыгов в Адыгскую республику, в состав которой вошли бы автономные округа: Кабардинский с центром в г. Нальчике, Адыгейский — с центром г. Майкопе, Черкесский с цен -тром г. Черкесске; карачаевцев и балкар -цев — в Карачаево- Балкарскую республику в составе автономных округов: Карачаевский с центром в г. Карачаевске и Балкарский. В дальнейшем, по мнению х.И. Тугуза, по этой модели можно было бы провести объединение других этно
сов, таких как вайнахи, осетины, лезгины, ногайцы и др.1
0 популярности среди определенной части интеллигенции и политических кругов национальных республик подоб ных идей свидетельствует, например, проведение представителями черкесов 23 ноября 2008 г. в г. Черкесске чрезвычай -ного съезда черкесского народа, в работе которого приняли участие представители Международной черкесской ассоциации, черкесских общественных объединений из Кабардино - Балкарии,РеспубликиАдыгея, Краснодарского и Ставропольского краев. Часть радикально настроенных участни -ков съезда обвинили руководство КЧР в проведении этнократической кадровой политики в ущерб интересам черкесского народа. Они выдвинули требование о со -здании самостоятельного субъекта феде -рации в составе абазинов, адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов2.
5 июня 2010 г. около 700 представи -телей черкесов, абазинов, русских и др. некарачаевских этносов Карачаево -Черкесии собрались на съезд, который принял резолюцию с требованием раз дела республики и восстановления чер кесской автономии в составе РФ, суще ствовавшей со второй половины 1920 - х до 1957 г. Такое требование обосновыва лось доводами о том, что в Карачаево Черкесской Республике сформировалась карачаевская этнократия, сосредоточив -шая в своих руках всю полноту власти. По мнению участников съезда, даже в тех случаях, когда самая важная долж -ность сохранена за черкесом или рус -ским, реальная власть находится в руках его заместителей карачаевцев3.
Пока что нерешенным остается спор между Республикой Северная Осетия — Алания и Ингушетией о Пригородном районе. В Моздокском районе сохра -няется межэтническая напряженность между чеченцами, ингушами, кумыками, турками месхетинцами, с одной сто роны, и русскими и осетинами — с другой. Прослеживается также тенденция к нарас -
1 Тугуз Х.И. Региональная федерация: Юг России и проблемы развития // Федерализм на Юге России. - Ростов н/Д, 2003, с. 128-134.
2 Вайханов Х.Х. Национальная безопасность России на региональном уровне: геополитико конфликтологический подход // Южнороссийское обозрение, вып. 61. — Ростов н/Д., 2010.
3 Сухов И. Кавказская контурная карта // Время новостей, 7 июня 2010.
танию противоречий между коренными осетинами — иронцами и дигорцами и осетинами — переселенцами из Южной Осетии и внутренних районов Грузии — кударцами1.
Нерешенной остается также проблема ногайского народа. В результате целого ряда перекроек административных гра -ниц он оказался разделенным между Ставропольским краем, Чеченской Республикой и Республикой Дагестан. Этим во многом объясняется тот факт, что ногайцы начиная с конца 80 -х гг. тре -буют восстановления их единства в рам ках некоего этнотерриториального авто -номного образования. Осенью 2012 г. в райцентре Терекли - Мектеб в Ногайском районе на севере Республики Дагестан прошел так называемый альтернативный съезд ногайцев, на котором снова было озвучено требование о создании автоно мии Ногайстан (Ногай - Эл) в составе РФ.
С точки зрения региональной и наци ональной безопасности РФ нерешен ной остается также проблема некоторых народов Северного Кавказа, например осетин, лезгин, аварцев, рутульцев и др., оказавшихся после распада СССР разделенными государственными гра -
1 Там же.
ницами между РФ, Азербайджаном и Грузией. В результате любое обостре -ние ситуации на Южном Кавказе самым непосредственным образом отражается на положении дел в России. Более того, она автоматически вовлекается в любые конфликты, например между Грузией и Абхазией или между Южной Осетией и Грузией. Наиболее ощутимым и трагич -ным стало вовлечение России в грузино югоосетинский конфликт, приведший к войне в августе 2008 г. Наглядное пред ставление о взрывоопасности в этой сфере можно получить также на примере многотысячного бунта 1 марта 2012 г. в городе Северного Азербайджана Кубе, населенном лезгинами, которые были недовольны произволом властей Баку, осуществляющих политику насильствен ной азербайджанизации инонациональ ных граждан страны2. Об этом же сви детельствует тот факт, что традиционно спокойный Южный Дагестан, населен ный лезгинами и лезгиноязычными этно сами, превратился в один из взрывоопас ных регионов и так бурлящего Дагестана.
2 Об этом см.: «Туран»: Причина бунта в Губе — бедность и безысходность, царящие в Азербайджане // http://panorama.am/ru/ politics/20l2/03/05/azerbaijan- guba- turan/