УДК 371
Bagomedova Z.M. THE PROBLEM OF FORMATION OF SPECIALIZED EDUCATION IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN. This paper describes the features of specialized education of the students of the municipal educational institution, identifies the conditions of the efficiency of specialized education, forms the content of specialized education combined with the appropriate means, forms.
Key words: specialized education, profession-oriented practice, the principle of individuation, the principle of differentiation.
З.М. Багомедова, канд. пед. наук, ст. преп. Дагестанского гос. педагогического университета,
г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
В работе описаны особенности профильного обучения учащихся МОУ, выявлены условия продуктивности профильного обучения, сформировано содержание профильного образования в сочетании с соответствующими средствами, формами, методами обучения.
Ключевые слова: профильное обучение, профессионально-ориентированная практика, принцип индивидуализации, принцип дифференциации.
Современные исследователи справедливо критикуют содержание школьного образования за чрезмерную теоретизацию единого содержания, за избыточный объем фактических знаний, за отсутствие возможности получить прикладные знания и практические умения (отсутствие связи изучаемого материала с жизнью), за преобладание репродуктивных знаний, не связанных с возможностями развития личности. До сегодняшнего дня формирование структуры и содержания школьного образования основывается на концепции академического подхода. Согласно этой концепции, структура и содержание школьного образования есть ни что иное, как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе. Такой подход порождает перегрузку учащихся сложными терминами, теоретическими подходами, непосильными для понимания учащимися и не нужными для жизни. Сегодня, к сожалению, весь смысл школьного образования -подготовить выпускников к успешной сдаче экзаменов в вуз. Все остальное, что происходит в школе, что действительно формирует личность и способствует ее интеграции «во взрослое общество», - это, по существу, результат общественной работы педагогов, которая по-настоящему не планируется и не оценивается. Образование, которое мы имеем сейчас, не отвечает реальным потребностям развития нашего государства, общества, граждан.
Одним из эффективных путей решения этих и ряда других проблем школьного образования является профильное обучение. Профильное обучение пришло на смену углубленному обучению отдельному предмету или группе смежных предметов, которое в значительной степени базируется на знаниевой парадигме. Профильное обучение по существенным признакам не совпадает с углубленным изучением предметов. Знаниевая парадигма практически исчерпала свои возможности, так как, во-первых, объем знаний, накопленных человеком, стал огромным, во-вторых, стало ясно, что функция образования далеко не сводится к знаниевому насыщению человека. Нужно научиться распознать и развить конкретные способности, склонности ребенка, спрогнозировать его профессиональный успех. Это первостепенные задачи при организации профильного обучения. Попытка реализовать принципы и подходы к обучению в классах с углубленным изучением отдельных предметов в профильном обучении приводит к негативным последствиям, прежде всего к перегрузке учащихся.
Строительство новой профильной школы должно основываться на серьезных, в первую очередь качественных изменениях как при формировании содержания образования, так и формах организации учебного процесса и в подготовке кадров.
Профильное обучение - это, во-первых, форма дифференцированного обучения по интересам. Профильное обучение должно позволить человеку достаточно быстро войти в мир избранной профессии, подготовиться к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, продолжить получать профессиональное образование. Отсюда следует, что одной из важнейших задач про-
фильного обучения является формирование профессионального самоопределения. Во-вторых, профильное обучение строится на двух ведущих принципах педагогики: индивидуализации и дифференциации.
Исходя из того, что профильное обучение по содержанию, структуре и организации учебного процесса должно максимально учитывать интересы, способности и дальнейшие жизненные планы учащихся (в первую очередь будущие профессиональные намерения) школа, моделируя структуру и содержание профильного образования, должна исходить из целей учащихся. Эта задача может быть решена через организацию предпрофиль-ной подготовки, которая должна базироваться на комплексной диагностике учащихся.
На уровне учебного плана содержание профильного обучения формируется, используя школьный компонент, за счет увеличения часов определенной образовательной области, которую назовем профильной - это позволит различать следующие основные виды профилей: гуманитарный, физико-математический, естественнонаучный. Профильные предметы определяют направление, в рамках которого осуществляется профилизация. Так, например, если приращение содержания произведено к учебным предметам химии и биологии, то следует говорить о проектировании естественнонаучного профиля химико-биологического направления. Или, если профильными предметами определены «языки», то речь идет о гуманитарном профиле филологического направления.
На уровне учебных программ приращение содержания к профильным предметам должно осуществляться с целью решения следующих задач. Увеличения научности: обогащение и уточнение понятийного аппарата; увеличение количества рассматриваемых базовых законов; усиления практической направленности образования, его насыщение практико-ориентирован-ными жизненными ситуациями; включения в содержание учебного материала заданий, требующих исследовательских работ учащихся; постановки эксперимента, проекта, конструкторских работ и прочее.
Изучение профильных предметов должно осуществляться не обязательно на углубленном уровне, достаточно на повышенном, по сравнению с базовым. При профильном обучении обязательна профессионально-ориентированная практика, которая является составляющей элективных курсов второго вида и должна способствовать приобретению школьниками первоначальных профессиональных умений. В учебном плане по любому профилю необходимо предусматривать предметные факультативы (2-3 часа). Это связано, во-первых, с возможной сменой профиля обучения, во-вторых, с изменением набора предметов, по которым проводятся вступительные испытания в вуз, наконец, они могут быть направлены на формирование тех или иных познавательных способностей.
Выпускник основной школы должен сделать ответственный выбор профиля обучения на старшей ступени. Правильность,
осознанность этого выбора, эффективность профильного обучения в значительной степени зависит от качества предпрофиль-ной подготовки в школе. Основной целью предпрофильной подготовки является выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкого спектра небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составить представление о характере профессионального труда людей в различных сферах деятельности.
Сформированное таким образом содержание профильного образования в сочетании с соответствующими средствами, формами, методами обучения, должно обеспечить общекультурную подготовку, развитие интеллектуальных способностей, преемственность общего и профессионального образования и мотивированный выбор направления профессионального образования.
Проектирование профильного обучения старшеклассников предполагает проведение педагогическим коллективом определенных логически взаимообусловленных действий:
• проведение предварительной разъяснительной работы с учащимися, родителями о целях, задачах, преимуществах профильного обучения;
• организация и проведение диагностического обследования выпускников основной школы и их родителей с целью конкретизации выбора дальнейшего профиля обучения в школе. Систематизация образовательных запросов учащихся и их родителей;
• определение условий и собственных ресурсов обеспечения образовательных запросов учащихся;
• разработка сферы внешнего взаимодействия школы с органами управления образованием, с другими образовательными учреждениями (в том числе с профессиональными) для расширения и развития спектра образовательных услуг;
• выбор оптимальной модели организации профильного обучения;
• моделирование учебного плана, отбора и структурирование содержания образования, разработка воспитательной системы школы;
• определение доминирующих форм преемственности методов и средств обучения,
• распределение функций и полномочий между всеми участниками образовательного процесса;
Библиографический список
• определение критериев и показателей эффективности профильного обучения, технологии мониторинга результативности [1].
Исходя из целей и задач профильного обучения, можно определить некоторые общие направления в организации учебного процесса, которыми должен руководствоваться учитель: разработка (выбор) содержания профильного обучения на уровне программ, учебников; усиление практической, деятельностной направленности обучения; организация межпредметных связей, наполнение профильных предметов профориентационным материалом; совершенствование организации учебного процесса за счет выбора форм, методов и средств обучения, не только обеспечивающих высокий уровень усвоения знаний, умения и навыков, но и дающих наиболее полную возможность развития познавательных способностей учащихся (дискуссии, исследовательская, проектная работа, защита рефератов и т.д.), их самостоятельности в учебной деятельности; создание условий, при которых учащиеся овладевают такими компетентностными способностями, как работа в команде, умение видеть проблему, планировать путь решения, реализация плана; приближение к вузовской системе обучения, предусматривающей большую самостоятельность учащихся в процессе приобретения знаний: проведение лекций, семинарных и зачетных занятий, лабораторных и полевых практикумов; активное использование современных средств обучения, в том числе средств телекоммуникаций; совершенствование методов контроля за учебными достижениями учащихся не столько с целью выяснения, в какой мере учащиеся усвоили формальные знания, сколько для выявления их способности использовать освоенное содержание образования для решения практических задач; обучение методам самоконтроля и самооценки; организация внеурочной и внеклассной работы по предмету (конференции, олимпиады, творческие конкурсы); привлечение к работе в классе преподавателей вузов [2].
Таким образом, профильное обучение в настоящее время позволяет школе расширить возможности поиска уменьшения учебной нагрузки учащихся без ущерба для уровня образования; обеспечить определенный уровень образовательной подготовки, профессиональную ориентацию учащихся, предоставить каждому ученику право выбора профиля обучения, усилить самостоятельность работы учащихся; формировать интерес к какой-либо профессии; учитывать региональные особенности.
1. Кальней, В.А. Подготовка молодежи к труду в системе непрерывного образования / В.А. Кальней, В.М. Кузнецов, Ю.М. Роговский. -
М., 1994.
2. Магомедова, Г.И. Национально-региональный компонент в системе образования Республики Дагестан / Г.И. Магомедова, М.И. Щурпа-ева. - Махачкала, 2003.
Bibliography
1. Kaljneyj, V.A. Podgotovka molodezhi k trudu v sisteme neprerihvnogo obrazovaniya / V.A. Kaljneyj, V.M. Kuznecov, Yu.M. Rogov-skiyj. -M., 1994.
2. Magomedova, G.I. Nacionaljno-regionaljnihyj komponent v sisteme obrazovaniya Respubliki Dagestan / G.I. Magomedova, M.I. Thurpaeva. -Makhachkala, 2003.
Статья поступила в редакцию 20.03.13
УДК 378 Gadzhikurbanova G.M. CLASSIFICATION OF CASES. In article the scientific and reasonable classification which has incorporated all empirically known cases is given.
Key words: classification, case, case technology.
Г.М. Гаджикурбанова, аспирант ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К КЛАССИФИКАЦИИ КЕЙСОВ
В статье дана научно-обоснованная классификация, вобравшая в себя все эмпирически известные кейсы. Ключевые слова: классификация, кейс, кейс-технологии.
Современный педагог - это исследователь, способный к принятию нестандартных решений, умеющий творчески мыслить, анализировать, критически оценивать и гибко изменять способы деятельности, ставить и успешно решать исследовательс-
кие задачи. Компетентностный подход определяет направление изменения образовательного процесса и его приоритеты. Общим для всех форм обучения, направленных на развитие или формирование компетенций, можно считать переход с одно-