Научная статья на тему 'Проблема формирования профессиональных репрезентаций студентов'

Проблема формирования профессиональных репрезентаций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / REPRESENTATION / PROFESSIONAL REPRESENTATIONS / THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL REPRESENTATIONS / EDUCATIONAL SPACE / TEACHING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Елена Александровна

Рассматриваются подходы к изучению репрезентаций, даются определения понятий «репрезентация», «профессиональные репрезентации». Раскрываются особенности профессиональных репрезентаций студентов. Обозначены пути формирования адекватных репрезентаций о профессии будущих специалистов в условиях образовательного пространства вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of building up the professional representations of students

Approaches to examine representations are under study. The researcher defines the terms «representation» and «professional representations». The article reveals the peculiarities of professional representations given by students and the ways to form adequate representations about future specialists’ professions within the educational space at the institute.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования профессиональных репрезентаций студентов»

УДК 159.922

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Е. А. Семенова

Рассматриваются подходы к изучению репрезентаций, даются определения понятий «репрезентация», «профессиональные репрезентации». Раскрываются особенности профессиональных репрезентаций студентов. Обозначены пути формирования адекватных репрезентаций о профессии будущих специалистов в условиях образовательного пространства вуза.

Ключевые слова: репрезентация, профессиональные репрезентации, структура профессиональных репрезентаций, образовательное пространство, технологии обучения.

Проблема репрезентаций и представлений неоднократно рассматривалась разными авторами. Популярным современным направлением исследований является изучение обыденньк представлений людей, а также ментальный репрезентаций и имплицитныи концепций личности. В основном ученые опираются на работы Дж. Брунера, Р. Тагиури, Р. Стернберга (имплицитные концепции интеллекта и креативности), Дж. Келли (теория личностные конструктов), С. Mосковичи (теория социальный репрезентаций). Российскими учеными были выполнены некоторые исследования представлений: изучение обыденный представлений об умном человеке (Н. Л. Смирнова), представлений о порядочном человеке (M. И. Воловикова, Л. Л. Гренкова), представлений студентов о профессионально важный качестваx преподавателя (В. А. Толочек, С. Ю. Жданова), социальные представлений о женщине-научном работнике (Т. П. Емельянова, M. А. Щавелева), особенности обыденного сознания (Е. В. Улыбина), а также кросскультурные исследования представлений (Н. Л. Смирнова (Александрова), M. И. Воловикова, Л. M. Соснина, Н. Д. Елисеева). На наш взгляд, эта область знаний требует дальнейшего анализа и разработки.

Обзор литературы по теме исследования (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К. Левин, С. Mоскови-чи, С. Л. Рубинштейн и др.) показал, что проблема репрезентаций является междисциплинарной и традиционно рассматривается в философии, физиологии, когнитивной и социальной псиxологии. К ней было приковано пристальное внимание многт ученык: Ф. Г альтона, В. Вундта, M. Вертгеймера, Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля,

А. Mейнонга, Ж. Пиаже, Ч. С. Шеррингтона, К. Г. Юнга. Большой вклад в разработку этой проблемы внесли труды отечественныx физиологов и псиxологов: Б. Г. Ананьева, Н. А. Бернштейна, Б. Ф. Ломова, Д. А. Ошанина, И. M. Сеченова, C. Д. Смирнова и др. Понятие «репрезентация», по словам Е. А. Сергиенко, означает «представленность себе», т. е. «речь идет о внутренне стрyкIyраx, формиру-ющжся в процессе жизни человека, в который представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя. Когнитивные структуры — это не копии образцов, а обобщенно-абстрактные репрезентации-сxемы, включающие возможность не только получения знаний, но и способ иx получения» 1.

Концепция ментальный репрезентаций позволяет обнаружить содержание и организацию вербальный и образный представлений человека (А. В. Брушлинский, Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Т. А. Ребеко, M. А. Холодная и др.). Mентальная репрезентация (mental representation) — ключевое понятие когнитивной науки, относящееся как к процессу репрезентации мира в голове человека, так и к единице подобного представления, стоящей вместо чего-то в реальном или вымышленном мире и потому замещающей это «что-то» в мыслительныx про-цессаx. Данное определение указывает на знаковый или символический xарактер репрезентации и связывает ее исследование с семиотикой 2.

Вслед за M. А. Холодной под ментальными репрезентациями понимается актуальный умственный образ того или иного феномена, т. е. субъективная форма «видения» происxодящего. Mентальные репрезентации явля-

ются оперативной формой ментального опыта, они изменяются по мере изменения ситуации и интеллектуальных усилий субъекта, будучи специализированной и детализированной умственной картиной события3.

В отечественной психологии ментальная репрезентация изучается прежде всего как результат отображения, система сложившихся представлений, субъективное описание имеющегося опыта. Взгляд на ментальные репрезентации в таком ракурсе близок позициям психосемантического подхода, в рамках которого личность рассматривается как носитель сложной картины мира, которая включает представления о внешних объектах и психических явлениях (Е. Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев).

Как отмечает философ О.Е. Баксанский, в русском языке под представлением обычно понимается визуальный образ какого-либо объекта окружающего мира. Иначе обстоит дело в английском языке, где существует различение между визуальным образом (image) и репрезентацией (representation) объекта как мысленном (когнитивном) представлении последнего. Как можно судить из приведенного определения, представление есть репрезентация, но не просто зрительный образ, последний может быть составной частью репрезентации. Это необходимо иметь в виду для корректного понимания, когда термины «представление» и «репрезентация» употребляются как синонимы “

Анализ различных философских и психологических подходов к определению, содержанию, структуре репрезентаций позволяет рассматривать профессиональную репрезентацию как интегральное личностное образование, включающее совокупность образов, обладающих мотивирующей, регулирующей и прогностической функциями деятельности. Такой подход строится на выделении в профессиональной репрезентации трех взаимообусловленных структурных компонентов: репрезентации о профессии и личности профессионала (обобщенный образ специальности, доминирующий в обыденном сознании и своеобразно отображенный субъектом, дополненный его собственными впечатлениями о данной профессии, а также образ идеального профессионала); репрезентации о себе как будущем профессионале («образ Я», «идентифицированный» с данной специальностью и личностью профессионала); репрезентации о возможном профессиональном будущем (образ вероятного будущего, связанный с прогнозируемым материальным, социальным положением, карьерным ростом, возможностью профессионального и личностного роста)5.

Профессиональные репрезентации носят двойственный характер: они, с одной стороны, социальны, поскольку исторически обусловлены, а с другой — индивидуальны, так как отражают опыт конкретного субъекта. Значение профессиональных репрезентаций состоит в том, что они связывают воедино общественное, групповое и индивидуальное в сознании личности.

Поскольку репрезентации о профессии детерминируют развитие субъекта профессиональной деятельности и являются необходимым компонентом ее успешности, особое значение приобретают изучение психологических особенностей репрезентации у студентов и определение возможностей их формирования в процессе обучения

в вузе. Профессия специалиста по рекламе, «рекламиста», считается одной из самых «молодых» на рынке труда. И. М. Кыштымова обращает внимание на то, что «важно понять, какова категориальная система, на основе которой осуществляется оценка профессионала — рекламиста... а также организация процесса подготовки специалистов в области рекламы» 6.

Анализ профессиограммы специалиста по рекламе показывает, что рекламист выполняет ряд функций, а именно: занимается планированием и осуществлением рекламных кампаний; разрабатывает концепцию рекламы, придумывает основную идею, выбирает средства для ее реализации; решает все организационные задачи, связанные с проведением рекламной кампании; на каждом этапе проводит оценку соответствия замысла и реакции аудитории; исследует эффективность рекламы; заботится о соблюдении закона о рекламе и т. д. Поэтому специалист должен обладать рядом профессионально важных качеств. Можно выделить основные качества, служащие базовыми для развития всех остальных, на наш взгляд, это коммуникативные и организаторские способности; настойчивость, работоспособность, ответственность; самообладание, жизнерадостность и чувство юмора; уверенность в себе; инициативность; гибкость ума, критические способности; креативность, творческое мышление и т. д.7

Как справедливо отмечают А. Ф. Караваев и Т. А. Караваева, «многие ситуации профессиональной деятельности порождают необходимость контролировать внешние проявления переживаний, преодолевать негативные состояния, проявляя упорство в достижении цели. В качестве регуляторов конкретных актов поведения сотрудника служат эмоции и чувства»8, а также умение их регулировать и адекватно выражать. Безусловно, встретить человека, который обладал бы всеми этими качествами в совокупности и у которого все они достигали высокого уровня развития, очень сложно, это идеал. Необходимо, чтобы эти положительные и важные качества как минимум не переходили в свою противоположность. В деятельности специалиста по рекламе нет жестко закрепленных рамок в решении задач, каждая новая ситуация подразумевает интересное и применимое лишь к ней творческое решение 9.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью у специалиста по рекламе должны быть сформированы следующие компетенции: быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе; вести переговоры, устанавливать контакты, урегулировать конфликты; проявлять инициативу, находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность; стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; уметь критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности; быть способным использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; быть готовым к социальному взаимодействию

в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности10 и ряд других компетенций.

Развитие профессионально значимых качеств, компетенций, формирование профессиональных репрезентаций студентов происходят в целостном образовательном пространстве профессионального учебного заведения. Т. Ф. Борисова, В. И. Слободчиков, А. С. Косогова понимают образовательное пространство как существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляется деятельность специальных систем (государственных, общественных) по развитию индивида и его социализации. Естественно, что образовательное пространство — это не столько парты, столы, классные помещения и кабинеты, сколько факторы и условия, определяющие характер образовательного процесса в учебном заведении11. Главное требование к современной образовательной среде: она должна стать гуманистически ориентированной, рассматривать человека как основную ценность, быть направленной на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования — обеспечить максимально

благоприятные условия для саморазвития личности, его

12

успешной социализации1.

В. Г. Асеев подчеркивает, что руководство учебным заведением как социальной микросистемой требует постоянного психологического обеспечения. «Под психологическим обеспечением мы понимаем... использование руководителем комплекса научных психологических знаний с целью создания для каждого обучающегося и всего коллектива условий, которые позволяли бы наилучшим образом развивать индивидуально-психологические и личностные особенности каждого индивида, предупреждать нежелательные отклонения в психическом развитии и поведении» 13. Образовательное пространство вуза можно представить в виде структуры, в которой созданы организационные условия для личностно-профессионального развития студентов.

Исследование по изучению профессиональных репрезентаций будущих специалистов по рекламе проводилось на базе факультета права, социологии и СМИ Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета. Для оценки показателей репрезентаций был использован набор методик: сочинение на тему: «Я и моя профессия», «Тест двадцати утверждений на самоотношение» М. Куна, «Ассоциативный ореол профессий» Е. А. Климова, «Диагностика профессиональных представлений» В. Н. Обносова, «Мои жизненные планы» А. А. Кроника-Е. И. Головахи, методика «Незаконченных предложений» и др. Тексты студенческих сочинений обрабатывались методом контент-анализа, в ходе которого выявлялись смысловые единицы, характеризующие профессиональные репрезентации.

Как показали результаты исследования, профессиональные репрезентации у обследованных студентов отличаются определенными особенностями в зависимости от этапа обучения в вузе. Наибольший разброс «ассоциативного ореола» профессии наблюдается у первокурсников, в числе сходных названо восемь профессий. Наиболее

близкими большинство студентов считают профессии журналиста, юриста и психолога. Некоторые респонденты выделили сходство с профессиями дизайнера и менеджера, один из студентов заметил сходство с работой экономиста. Более адекватными профессиональные представления студентов становятся к выпускному курсу. Достаточно большое количество студентов (66%) считают похожими на свою профессии менеджера и маркетолога; часть студентов (34%) проводит параллель с профессиями журналиста, специалиста по РЯ. Такая трактовка профессии может быть объяснена тем, что студенты на 5 курсе включены в практику и анализируют профессиональную деятельность более обоснованно, аргументированно. Знаменательным является факт, что старшекурсники будущую специальность называют в числе самых интересных, что может свидетельствовать о достаточно сформированном профессиональном самоопределении большинства выпускников. У первокурсников среди названных ими интересных профессий (менеджер, журналист, маркетолог, специалист по РЯ) их будущая специальность не указывается. Это свидетельствует о недостаточной профессиональной осведомленности, узости представлений и незавершенности процесса профессионального самоопределения у первокурсников.

Наблюдается положительная динамика объема репрезентаций студентов о будущей профессии от первого этапа личностно-профессионального становления к пятому: общее количество смысловых единиц увеличивается (разность статистически значима). Коэффициент сфор-мированности профессиональных репрезентаций, который отражает степень их полноты, обобщенности и целостности, имеет положительную динамику. Качественный анализ также подтверждает эти данные, если на первом этапе репрезентации студентов характеризуются фрагментарностью, отрывочностью, неполнотой, то к пятому они становятся более полными и объемными, однако в целом они еще не являются адекватными требованиям профессии.

Установлено, что девушки и юноши обладают различными репрезентациями о профессии и профессионале. Девушки среди профессионально значимых признаков называют: общительность, эмоциональность, творческий подход к делу, креативность, компетентность, умение учиться и повышать свою квалификацию, любовь к своей профессии. Юноши в качестве наиважнейших признаков профессионала чаще называют познавательные (профессиональное мышление, хорошую память, наблюдательность, эрудированность, творческий подход, целеустремленность) и коммуникативные (умение объяснить суть работы, общительность) особенности. Корреляционный анализ данных позволил выявить два значимых коэффициента корреляции (с вероятностью допустимой ошибки 0,05). Зафиксирована прямая корреляционная зависимость между значениями гендера и социальными семейными ролями, т. е. студенты с высокими показателями по шкалам маскулинности и фемининнос-ти в своих описаниях чаще указывают на семейные и социальные роли. Установлена обратная корреляционная связь между значениями гендера и профессиональными ролями, т. е. респонденты с высокими показателями по

шкалам маскулинности и фемининности реже акцентируют внимание на своих профессиональных качествах, чем андрогинные студенты.

Результаты изучения репрезентаций студентов о возможном профессиональном будущем с помощью методики «Мои жизненные планы» А. А. Кроника-Е. И. Голо-вахи показали, что на этапе первичной адаптации репрезентации студентов о будущем ограничены ближайшей временной перспективой. Большинство испытуемых все ожидаемые нормативные события (достижение высокого уровня благосостояния, профессионального мастерства) планируют на ближайшие пять лет. Представления идеализированы, «утопичны», характеризуются упрощенным видением будущего и содержат небольшое количество ожидаемых событий. На этапе готовности к самостоятельной профессиональной деятельности в репрезентациях студентов о своем будущем начинают проявляться положительные изменения: они ориентируются на достижение профессионального мастерства; карьера рассматривается ими как повышение профессиональной компетентности и продвижение по служебной лестнице, при этом наблюдается неадекватность жизненных целей (в ближайшем будущем студенты видят себя состоявшимися профессионалами, но не указывают, каким путем они этого достигнут).

Таким образом, на протяжении обучения в вузе у студентов происходят изменения в профессиональных репрезентациях: возрастает их объем, уровень сформированное™, идет процесс переориентации самопредставле-ний студентов с социальных категорий на индивидуальные, самооценка профессиональных качеств постепенно повышается. Наблюдается профессионализация Я-образа, в его состав все в большей степени начинают входить компоненты, связанные с выбранной специальностью. Вместе с тем полученные данные свидетельствуют, что в рассматриваемой возрастной группе личностный рост прямо не связан с учебно-профессиональной деятельностью. В целом можно сделать вывод, что профессиональные репрезентации студентов находятся на среднем уровне сформированности и недостаточно связаны с будущей профессиональной деятельностью. Это говорит о том, что без специальных психолого-педагогических воздействий процесс становления репрезентаций идет замедленно, стихийно, что делает необходимой и актуальной задачу разработки специальной системы педагогических воздействий, направленных на формирование профессиональных репрезентаций у будущих специалистов по рекламе.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода для формирования и развития профессиональных навыков обучающихся должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги), внедрение современных образовательных технологий.

Л. В. Скорова систематизировала технологии обучения в высшей школе и к наиболее продуктивным относит следующие технологии: проблемного обучения; имитационного игрового моделирования; обучения с использованием метода кейсов, метода коучинга, проектного

метода; «Мозговой штурм», технологии продуктивного образования (портфолио), тренинги и ряд других14 В психолого-педагогической литературе описывается положительный опыт тренинговой работы, направленной на формирование профессионально значимых качеств специалистов (А. В. Захарова, А. И. Кагальняк, И. В. Орлова, Е. Ю. Пряжникова, А. В. Серый), тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников (Н. Р. Битянова, И. В. Шевцова) и т. д. Исследование Л. М. Митиной показало, что переход на более высокий уровень профессионального самосознания определяется позитивными изменениями в когнитивной (расширение представлений о себе), аффективной (улучшение самоот-ношения) и поведенческой (закрепление выработанной «Я-концепции» в реальной жизнедеятельности) подструктурах самосознания.

Психологический тренинг по развитию профессиональных репрезентаций студентов направлен на формирование у будущих специалистов полного и целостного представления о предстоящей деятельности, развитие потребности в познании других людей, а также на развитие адекватного понимания самого себя как будущего профессионала. В основу тренинга положена идея целостности, единства профессионального и личностного развития человека. Программа тренинга состоит из трех блоков. Первый блок направлен на развитие репрезентаций студентов о специфике профессии и профессионально важных качествах личности специалиста, второй блок предполагает развитие у студентов репрезентации о себе как будущем профессионале и третий блок тренинга помогает скорректировать репрезентации о профессиональном будущем. Получаемые новые эмоционально насыщенные сведения о себе побуждают студентов к переосмыслению сложившихся компонентов «Я-концеп-ции» и способствуют формированию адекватного представления о себе и будущей профессии15. Поэтому тренинг можно рассматривать как эффективную технологию развития компетенций и профессиональных репрезентаций будущих специалистов.

1 Сергиенко Е.А. Современное состояние исследований когнитивных процессов // Психологический журнал. 2002. № 2. Т. 23. С. 19-24.

2 Краткий словарь когнитивных терминов / сост. Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. М., 1997. С. 89.

3 Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997. С. 98.

4 Баксанский О. Е., Кучер Е. Н. Образ мира: когнитивный подход. М., 2000. С. 17.

5 Семенова Е. А. Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов педагогического колледжа // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 94.

6 Кыштымова И. М. Имидж специалиста по рекламе: оценочные детерминанты // Психология в экономике и управлении. 2009. № 2. С. 64-69.

7 Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России. СПб., 2000. С. 38.

8 Караваев А. Ф., Караваева Т. А. Эмоциональные состояния сотрудников и методы их коррекции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1. С. 54-57.

9 Лебедев А. Н. Две методологические традиции в психологии рекламы // Психологический журнал. 2000. № 4. С. 24-29.

10 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 221. М., 2010. С. 7.

11 См. также: Семенова Е. А. Возможности развития профессионального самосознания студентов в образовательном пространстве технического университета // Высшее образование сегодня. 2008. № 7. С. 32-35.

12 Карнышев А. Д., Иванова Е.А. Социально-психологические механизмы и особенности этнической и экономической социализации // Сибирский психологический журнал. 2011. № 39. С. 43.

13 Асеев В. Г Психологическое обеспечение управленческой деятельности (на примере учебного заведения инновационного типа) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 3. С. 40.

14 Скорова Л. В. Нравственное становление личности в процессе профессионального обучения // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 82.

15 Семенова Е.А. Становление профессионального самосознания студентов в образовательном пространстве вуза : монография. Иркутск, 2011. С. 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.