Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ "НОВОГО РАБОЧЕГО" ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР В 1928-1937 ГГ. В ЗЕРКАЛЕ ОТРАСЛЕВОЙ И МНОГОТИРАЖНОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО КОНТЕНТ-АНАЛИЗА'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ "НОВОГО РАБОЧЕГО" ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР В 1928-1937 ГГ. В ЗЕРКАЛЕ ОТРАСЛЕВОЙ И МНОГОТИРАЖНОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО КОНТЕНТ-АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК / ФАБРИЧНЫЕ ГАЗЕТЫ / ОТРАСЛЕВАЯ ПЕЧАТЬ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ДОВОЕННЫЕ ПЯТИЛЕТКИ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ СССР / ИСТОРИЯ СССР / MAXQDA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Солощенко Наталья Владимировна

В статье рассматривается проблема выработки корректных методических подходов для проведения сравнительного анализа содержания отраслевой и многотиражных газет пищевой промышленности СССР по вопросу формирования «нового рабочего» этой отрасли в 1928-1937 гг. С помощью сравнительного контент-анализа материалов отраслевой газеты «Пищевик» («За пищевую индустрию», «Пищевая индустрия») и многотиражных газет «Бабаевец» (кондитерская фабрика имени П. А. Бабаева), «Наша правда» (кондитерская фабрика «Красный Октябрь») и «За боевые темпы» (кондитерская фабрика «Рот Фронт») в программе MAXQDA автор приходит к выводу об одинаковой направленности этих периодических изданий на формирование «нового рабочего», который обязан был выполнить задачи развития пищевой промышленности и индустриализации СССР. «Новый рабочий» в отражении многотиражных газет- это молодая женщина, стремящаяся стать грамотным и полноценным участником производственных процессов, общественной и партийной жизни. Отраслевая газета пищевой промышленности изображала в качестве «нового рабочего» молодёжь, передовиков производства, ударников, стахановцев и комсомольцев. Различия в основных чертах образа «нового рабочего» в отраслевой и многотиражной печати отражают специфику целевой аудитории этих периодических изданий: в коллективе кондитерских фабрик преобладали женщины, а в рамках всей пищевой промышленности большинство рабочих составляли мужчины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Солощенко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE “NEW” USSR FOOD INDUSTRY WORKER IN 1928-1937. COMPARATIVE CONTENT ANALYSIS OF BRANCH AND GENERAL CIRCULATION PERIODICALS

The article discusses the developing of correct methodological approaches to compare the content of the USSR food industry branch and general circulation newspapers related to the formation of the “new worker” in 1925-1937. Analyzing branch newspaper “Pishchevik” (“Za pishchevuyu industriyu”, “Pishchevaya industriya”) and general circulation newspapers “Babaevets” (Babaev confectionery factory), “Nasha Pravda” (Krasnyi Oktyabr' confectionery factory) and “Za Boievye Tempy” (Rot Front confectionery factory) by means of MAXQDA program, the author concludes about the equal focus of these newspapers on the formation of the “new worker” who was expected to fulfill the tasks to develop food industry and industrialize the USSR. The "new worker" of general circulation papers is a young lady striving to become a competent and full-fledged participant in production processes, social and party life. The branch newspaper of food industry portrayed the youth, production leaders, shock workers, Stakhanovites and Komsomol members as the "new worker". Differences in the main features of the "new worker’s" image between the branch and general circulation periodicals tell us about the specific feature of the target audience of these periodicals. The confectionary factories were dominated by females whereas males were prevalent in food industry as a whole.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ "НОВОГО РАБОЧЕГО" ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР В 1928-1937 ГГ. В ЗЕРКАЛЕ ОТРАСЛЕВОЙ И МНОГОТИРАЖНОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО КОНТЕНТ-АНАЛИЗА»

Историческая информатика

Правильная ссылка на статью:

Солошенко Н.В. — Проблема формирования «нового рабочего» пищевой промышленности СССР в 1928-1937 гг. в зеркале отраслевой и многотиражной периодической печати: опыт сравнительного контент-анализа // Историческая информатика. - 2021. - № 1. DOI: 10.7256/2585-7797.2021.1.35525 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=35525

Проблема формирования «нового рабочего» пищевой промышленности СССР в 1928-1937 гг. в зеркале отраслевой и многотиражной периодической печати: опыт сравнительного контент-анализа

Солощенко Наталья Владимировна

аспирант, Московский государственный университет им. МВ. Ломоносова (МГУ) 119192, Россия, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4

И [email protected]

Статья из рубрики "Компьютеризованный анализ исторических текстов"

DOI:

10.7256/2585-7797.2021.1.35525

Дата направления статьи в редакцию:

16-04-2021

Дата публикации:

23-04-2021

Аннотация.

В статье рассматривается проблема выработки корректных методических подходов для проведения сравнительного анализа содержания отраслевой и многотиражных газет пищевой промышленности СССР по вопросу формирования «нового рабочего» этой отрасли в 1928-1937 гг. С помощью сравнительного контент-анализа материалов отраслевой газеты «Пищевик» («За пищевую индустрию», «Пищевая индустрия») и многотиражных газет «Бабаевец» (кондитерская фабрика имени П. А. Бабаева), «Наша правда» (кондитерская фабрика «Красный Октябрь») и «За боевые темпы» (кондитерская фабрика «Рот Фронт») в программе MAXQDA автор приходит к выводу об одинаковой направленности этих периодических изданий на формирование «нового рабочего», который обязан был выполнить задачи развития пищевой промышленности и индустриализации СССР. «Новый рабочий» в отражении многотиражных газет— это молодая женщина, стремящаяся стать грамотным и полноценным участником производственных процессов, общественной и партийной жизни. Отраслевая газета пищевой промышленности изображала в качестве «нового рабочего» молодёжь,

передовиков производства, ударников, стахановцев и комсомольцев. Различия в основных чертах образа «нового рабочего» в отраслевой и многотиражной печати отражают специфику целевой аудитории этих периодических изданий: в коллективе кондитерских фабрик преобладали женщины, а в рамках всей пищевой промышленности большинство рабочих составляли мужчины.

Ключевые слова: новый человек, фабричные газеты, отраслевая печать, контент-анализ, социальное конструирование, пищевая промышленность, довоенные пятилетки, индустриализация СССР, история СССР, MAXQDA

Периодическая печать являлась наиболее популярным средством массовой информации в годы довоенных пятилеток. Востребованными у читателей были как крупные, центральные газеты и журналы, так и местная печать, освещающая события на локальном уровне. Одной из основных функций периодических изданий того времени было воздействие на общественное мнение. Газеты и журналы прилагали усилия для формирования «нового советского человека» и «нового советского общества». Отраслевая печать выполняла функцию координатора социалистического строительства на уровне определённой ветви промышленности. Многотиражные газеты, выходившие практически на каждом крупном предприятии СССР, стремились сформировать определённые настроения и модели поведения на уровне отдельных фабрик и заводов.

Отраслевая и многотиражная печать 1930-х гг. многократно использовалась историками

для изучения различных аспектов развития Советского Союза в этот период Тем не менее, вопрос о сходстве и различии в содержании отраслевой и многотиражной печати пищевой промышленности СССР в годы первой и второй пятилетки до сих пор не рассматривался в работах исследователей.

В центре внимания статьи находится проблема выработки корректных методических подходов для проведения сравнительного анализа содержания отраслевой и многотиражных газет пищевой промышленности СССР по вопросу формирования «нового рабочего» этой отрасли в 1928-1937 гг. Цель статьи — с помощью сравнительного контент-анализа материалов отраслевой газеты «Пищевик» («За пищевую индустрию», «Пищевая индустрия») и многотиражных газет «Бабаевец» (кондитерская фабрика имени П. А. Бабаева), «Наша правда» (кондитерская фабрика «Красный Октябрь») и «За боевые темпы» (кондитерская фабрика «Рот Фронт») прийти к выводу о степени сходства образов «нового рабочего», предлагаемых данными периодическими изданиями в годы пе рв ой и в то ро й пя тиле то к.

Необходимо пояснить читателям, что автор имеет в виду, когда употребляет термин «новый рабочий». Это понятие связано с более широкой проблемой формирования «нового советского человека». Она неоднократно становилась предметом изучения в работах отечественных ИЬШ/Ш/Ш и зарубежных авторов ШлШЬИШ. Важной вехой в отечественной историографии стал выход коллективного труда, в котором рассматривается в том числе обширный ряд вопросов, связанных с модернизацией

советского общества в период довоенных пятилеток В данной книге «новый

рабочий» определяется как «новый советский человек» на производстве Г11, с- 2341. Автор статьи согласен с таким определением и придерживается его.

Источниковедческие аспекты исследования

В данном исследовании изучаются материалы газет пищевой промышленности СССР в

1928-1937 гг. Главным изданием этой отрасли народного хозяйства в рассматриваемый период являлась газета «Пищевик» («За пищевую индустрию», «Пищевая индустрия»).

С 1921 г. «Пищевик» выпускался в качестве газеты ЦК Всероссийского союза рабочих и служащих пищевой промышленности. Издание оставалось в подчинении у различных профсоюзов пищевиков до 1 июля 1931 г. С этой даты газета стала называться «За пищевую индустрию». Это издание было подчинено Народному комиссариату снабжения СССР, Народному комиссариату снабжения РСФСР и ЦК Профсоюзов мясо-рыбоконсервной, маслобойной промышленности, мукомольно-хлебопекарной и кондитерской промышленности, сельпромовской промышленности. В конце 1937 г. произошла ещё одна смена названия — газета была переименована в «Пищевую индустрию». Этот заголовок периодическое издание сохранило до начала Великой О те ч е с тв е нной в ойны.

Отраслевая газета издавалась в Москве. Максимальный тираж составлял от 42 тысяч экземпляров в 1929 г. до 90 236 экземпляров в 1936 г. Годовое количество номеров изменялось с течением времени ввиду изменения периодичности выхода этого издания. В течение первой и второй пятилеток оно составляло от 104 номеров до 301 номера в год. На годовой комплект «Пищевика» в 1929 г. можно было подписаться за 3 руб. Подписка на газету «Пищевая индустрия» на такое же количество номеров стоила существенно дороже — 30 рублей. Размер газеты в годы первой и второй пятилеток соответствовал формату А2. Обычно каждый номер состоял из четырёх чёрно-белых полос. По особо торжественным случаям в отраслевую газету добавлялись отдельные цветные элементы.

Газета освещала на своих страницах основные достижения и проблемы в развитии пищевой индустрии, описывала организационные трудности, позитивный и негативный опыт работы предприятий. В отраслевом периодическом издании печатались портреты передовиков производства, прославлялись трудовые подвиги ударников и стахановцев. Таким образом, газета формировала повестку дня для целой отрасли промышленности и знакомила читателей с примерами «новых рабочих», достойных подражания.

Материалы отраслевой газеты в исследовании сравниваются с аналогичными статьями многотиражных газет «Бабаевец», «Наша правда» и «За боевые темпы». Эти газеты были выбраны ввиду того, что они выходили на крупных предприятиях, являвшихся флагманами пищевой промышленности довоенных пятилеток и образцом для остальных фабрик и заводов. Также немаловажную роль при выборе фабричных газет для анализа сыграла хорошая сохранность их комплектов в Отделе газет РГБ.

Газета «Бабаевец» издавалась в качестве органа парткома фабрики имени П. А. Бабаева с 1927 г. Её тираж в 1929 г. составлял 2000 экземпляров. В годы первой и второй пятилеток газета несколько раз меняла формат номеров, их годовое количество и периодичность выхода. Номер состоял, как правило, из 2-4 страниц с чёрно-белой графикой. Цена подписки в 1933 г. составляла 25 коп. в месяц.

Газета «Наша правда» выходила на фабрике «Красный Октябрь» начиная с 1926 г., была официальным органом парткома этого предприятия. В 1933 г. тираж «Нашей правды» составлял 2000 экземпляров, а подписка на шесть месяцев стоила 1 руб. 20 коп. За рассматриваемый период формат газеты оставался в основном неизменным — А3. Каждый номер «Нашей правды» содержал обычно четыре страницы. Максимальное число страниц в номере достигало восьми, минимальное —двух.

Газета «За боевые темпы» являлась официальным изданием парткома, выходила на

фабрике «Рот Фронт» с 1931 г., поэтому в рамках данной статьи будут рассмотрены материалы этой газеты только за вторую пятилетку, которая охвачена эти изданием полностью. Тираж газеты составлял 1000-1200 экземпляров, цена годовой подписки составляла 3 рубля. Каждый номер включал от 2 до 4 страниц. Значительным было количество номеров, содержащих всего 2 страницы. Иногда редакция выпускала сдвоенные номера с большим количеством полос. Газета выходила раз в шестидневку в формате А3.

Как и случае с отраслевой газетой, набор тем, освещавшихся многотиражками, был очень широк — от вопросов производства до внешней политики. В многотиражных газетах значительную часть содержания занимали проблемы конкретного предприятия. В отраслевой газете пищевой промышленности также есть примеры материалов об успехах и проблемах отдельных предприятий. Однако в фабричных газетах их доля значительно больше. Заметный процент площади многотиражных газет занимали статьи о лучших рабочих и работницах фабрик «Красный Октябрь», «Рот Фронт» и фабрики имени П. А. Бабаева. В газетах размещались портреты передовиков, достигших наиболее высоких показателей, печатались статьи и заметки, в которых ударники и стахановцы описывали свой жизненный путь и делились производственным опытом.

Для того, чтобы провести адекватное сравнение статей отраслевой и многотиражных газет, посвящённых «новым рабочим», описательных методов недостаточно. Поэтому автор использовал контент-анализ для сравнительного изучения периодической печати пищевой промышленности.

Методические аспекты исследования

В статье применяется компьютеризованный вариант контент-анализа в программе MAXQDA. Контент-анализ — это хорошо зарекомендовавший себя метод анализа нарративных источников. Подробный обзор историографии применения этого метода

приводится в работах Л. И. Бородкина 1121 и И. М. Гарсковой Г13]. Основной тенденцией последнего десятилетия стал рост числа исследований íl4-1/.Г15L.Ll61/Il7I, в которых для контент-анализа использовалась программа MAXQDA. Вопросы использования этого программного продукта для проведения качественных и количественных исследований

подробно освещены в ряде работ зарубежных авторов .Ж1,1!91, к которым мы адресуем читателей.

Работа с газетами проводилась в несколько этапов. На первом этапе была сформирована выборка. Она включала статьи о «новых рабочих» с первых полос первых номеров отраслевой и многотиражных газет за каждый календарный месяц в период первой и второй пятилетки. Для отдельных газет в выборку не вошли некоторые годы, так как за этот период в них не встретились материалы, в которых проблема формирования «нового рабочего» была непосредственно выражена. Так, например, в выборку не вошли материалы отраслевой газеты за 1931—1933, потому что в этот период в данном периодическом издании на первой полосе печатались статьи и заметки, освещающие производственные проблемы развития пищевой промышленности и политический контекст, в котором оно происходило. Проблема формирования «нового рабочего» в них не затрагивалась.

Второй этап включал в себя оцифровку статей, вошедших в выборку, и загрузку их в программу. Объём выборки составил для газеты «Пищевик» («За пищевую индустрию», «Пищевая индустрия») 45 694 знака, для газеты «Бабаевец» — 56 916 знаков, для газеты «Наша правда» — 41 612 знаков, для газеты «За боевые темпы» — 48 771 знак. В

выборку за период первой и второй пятилеток вошли 50 статей для газеты «Бабаевец», 41 статья для газеты «Наша правда», 33 статьи для газеты «За боевые темпы» и 22 статьи для отраслевой газеты «Пищевик» («За пищевую индустрию», «Пищевая индустрия»).

На третьем этапе работы была сформирована система категорий и индикаторов и проведена индексация текста в программе. На четвёртом этапе были проделаны основные процедуры подсчёта абсолютных и относительных показателей частот встречаемости категорий по отдельности и частот их совместной встречаемости. На пятом этапе полученные результаты были интерпретированы. На их основе были сформулированы основные выводы исследования.

Анализ частот встречаемости категорий в текстах многотиражной и отраслевой

печати

Система категорий и индикаторов включала в себя 14 категорий, описывающих основные качества «нового рабочего», которые неоднократно повторялись в публикациях рассматриваемых периодических изданий: 1) молодость, 2) перевыполнение производственных показателей, 3) личные качества — преданность, коллективизм, патриотизм, верность, смелость, храбрость, отвага, энергичность, задор, энтузиазм, инициатива, 4) участие в социалистическом соревновании, 5) участие в работе комсомольской организации, 6) участие в работе добровольных обществ, спорте, 7) служба в армии, 8) грамотность, 9) профессиональные знания, 10) стаж работы, 11) общественная работа, 12) участие в партийной жизни, 13) профсоюзная работа, 14) награды. Некоторые из этих категорий могли не встретиться в какой-либо из газет в определённый временной промежуток, но присутствовали в других. Поэтому для анализа используется единый список категорий для всех периодических изданий.

Также система категорий включала в себя две гендерные категории — мужчина и женщина. Они были включены в систему категорий, чтобы выяснить, кто чаще с та нов илс я г е ро е м, в опло щ ё нным в с о б ира те льно м обра з е «но в о г о ра бо ч е го» пище в ой промышленности в публикациях отраслевой и многотиражных газет. Все указанные выше категории были выделены автором на основании работы с частотным словарём текстов периодических изданий и многократного прочтения совокупности статей, вошедших в выборку.

С помощью программы MAXQDA были получены таблицы с абсолютными значениями частот встречаемости этих категорий в текстах отраслевой и многотиражных газет. Ввиду того, что объём выборок для разных периодических изданий несколько различался, было принято решение пересчитать полученные абсолютные значения частот в относительные показатели. Для этого абсолютное значение частоты встречаемости каждой категории в определённый год первой и второй пятилетки было поделено на сумму всех частот за этот же год. Таким образом, относительная частота встречаемости категории, вычисленная подобным образом, означает долю каждой категории в суммарном значении всех частот встречаемости категорий в выборке за определённый год.

В таблицах 1-4 представлено распределение относительных частот встречаемости категорий в материалах многотиражных и отраслевой газет за период первой и второй пятилеток (см. таб. 1-4). Таблицы содержат категории, частоты встречаемости которых не были нулевыми.

Таблица 1. Относительные частоты встречаемости категорий в материалах отраслевой газеты «Пищевик» («За пищевую индустрию», «Пищевая индустрия») за период первой и

в то рой пя тиле ток

Категория Год

1929 1930 1934 1935 1936 1937

награды 0,00 0,08 0,00 0,06 0,08 0,00

участие в партийной жизни 0,00 0,29 0,20 0,09 0,01 0,02

общественная работа 0,00 0,00 0,00 0,01 0,01 0,00

стаж работы 0,00 0,00 0,00 0,01 0,00 0,00

профессиональные знания 0,13 0,00 0,30 0,03 0,04 0,00

грамотность 0,00 0,00 0,20 0,00 0,01 0,00

служба в армии 0,06 0,00 0,10 0,05 0,00 0,04

участие в работе добровольных обществ, спорте 0,00 0,00 0,00 0,10 0,00 0,00

участие в работе комсомольской организации 0,25 0,00 0,00 0,14 0,16 0,00

участие в социалистическом соревновании 0,00 0,50 0,00 0,10 0,30 0,60

личные качества 0,06 0,13 0,10 0,08 0,07 0,18

перевыполнение производственных пока з а те ле й 0,00 0,00 0,00 0,01 0,05 0,13

молодость 0,50 0,00 0,10 0,32 0,26 0,02

Таблица 2. Относительные частоты встречаемости категорий в материалах многотиражной газеты «Бабаевец» за период первой и второй пятилеток

Категория Год

1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937

награды 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,02 0,00 0,00 0,00

профсоюзная работа 0,09 0,02 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,14 0,00

участие в партийной жизни 0,30 0,07 0,25 0,00 0,00 0,09 0,11 0,03 0,35

общественная работа 0,20 0,28 0,19 0,33 0,00 0,11 0,00 0,00 0,00

стаж работы 0,20 0,00 0,06 0,00 0,00 0,07 0,11 0,00 0,00

профессиональные знания 0,00 0,02 0,06 0,00 0,83 0,07 0,11 0,03 0,10

грамотность 0,02 0,09 0,06 0,00 0,17 0,04 0,00 0,28 0,00

служба в армии 0,07 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,08 0,00

участие в работе добровольных обществ, спорте 0,02 0,04 0,13 0,00 0,00 0,02 0,00 0,03 0,00

участие в работе комсомольской организации 0,02 0,11 0,06 0,00 0,00 0,13 0,00 0,08 0,05

участие в

социалистическом соревновании 0,02 0,05 0,13 0,67 0,00 0,07 0,33 0,17 0,30

личные качества 0,04 0,07 0,06 0,00 0,00 0,07 0,00 0,03 0,10

перевыполнение производственных по ка з а те ле й 0,00 0,07 0,00 0,00 0,00 0,00 0,11 0,03 0,05

молодость 0,02 0,19 0,00 0,00 0,00 0,30 0,22 0,11 0,05

Таблица 3. Относительные частоты встречаемости категорий в материалах многотиражной газеты «Наша правда» за период первой и второй пятилеток

Кате гория Год

1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937

награды 0,00 0,00 0,07 0,10 0,08 0,00 0,00 0,00

профсоюзная работа 0,11 0,00 0,50 0,00 0,17 0,00 0,00 0,00

участие в партийной жизни 0,11 0,20 0,14 0,55 0,25 0,12 0,10 0,00

общественная работа 0,00 0,00 0,00 0,03 0,00 0,08 0,00 0,00

стаж работы 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,08 0,00 0,00

профессиональные знания 0,11 0,20 0,00 0,00 0,08 0,00 0,14 0,00

грамотность 0,44 0,00 0,00 0,08 0,08 0,04 0,03 0,00

служба в армии 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,07 0,00

участие в работе комсомольской организации 0,00 0,00 0,00 0,00 0,08 0,00 0,00 0,20

участие в социалистическом соревновании 0,00 0,60 0,21 0,10 0,25 0,24 0,48 0,70

личные качества 0,11 0,00 0,07 0,08 0,00 0,00 0,10 0,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

перевыполнение производственных по ка з а те ле й 0,00 0,00 0,00 0,03 0,00 0,12 0,07 0,10

молодость 0,11 0,00 0,00 0,05 0,00 0,32 0,00 0,00

Таблица 4. Относительные частоты встречаемости категорий в материалах многотиражной газеты «За боевые темпы» за период второй пятилетки

Категория Год

1933 1934 1935 1936 1937

награды 0,02 0,08 0,05 0,06 0,00

профсоюзная работа 0,07 0,00 0,07 0,00 0,09

участие в партийной жизни 0,52 0,25 0,03 0,00 0,00

общественная работа 0,00 0,11 0,03 0,00 0,00

стаж работы 0,00 0,00 0,05 0,00 0,05

профессиональные знания 0,02 0,06 0,00 0,06 0,00

грамотность 0,07 0,03 0,00 0,00 0,16

служба в армии 0,02 0,00 0,00 0,00 0,00

участие в работе добровольных обществ, спорте 0,00 0,03 0,02 0,00 0,02

участие в работе комсомольской организации 0,02 0,00 0,05 0,06 0,16

участие в социалистическом соревновании 0,07 0,17 0,33 0,50 0,14

личные качества 0,09 0,08 0,31 0,11 0,07

перевыполнение производственных показателей 0,02 0,14 0,03 0,17 0,00

молодость 0,07 0,06 0,02 0,06 0,32

С помощью полученных относительных показателей была прослежена динамика изменения смысловой нагрузки на отдельные категории в текстах отраслевой и многотиражных газет. Из таблицы 1 следует, что в начале первой пятилетки основными качествами «нового рабочего» газета «Пищевик» называла молодость и участие в комсомольской работе. Таблица 2 показывает, что газета «Бабаевец»в том же году указывала участие в партийной жизни, общественную работу и стаж работы в качестве необходимых качеств«нового рабочего».

В одном из номеров «Бабаевца» за 1929 г. была помещена подробная статья о новом помощнике директора фабрики. Образ «нового рабочего», изображённый в этой статье, является очень ярким, поэтому приведём обширную цитату из данного материала:

«Прекрасный товарищ, активный участник в общественной жизни фабрики, друг и советник в личных делах работниц — Мария Гузовская завоевывает на фабрике заслуженный авторитет. Любое важное мероприятие не проходит без участия Марии. Хоть в нескольких словах нам хочется рассказать о том, кто же такая тов. Гузовская. Мария родилась в семье рабочего-кожевника. В одиннадцать лет она уже работница Киевской кондитерской фабрики. Двадцать два года производственного стажа. Двадцатилетней девушкой Мария втягивается в 1917 г. в революционную работу. С 1919 года она член РКП(б).

До приезда в Москву тов. Гузовская — председатель фабкома Киевской кондитерской фабрики, в Москве — секретарем ячейки ф-ки Мосполиграф, а затем уже на Бабаевке бессменным членом фабричного бюро ячейки ВКП(б), цехсекретарь, член РК ВКП(б), а в последние годы — председателем контрольной комиссии ячейки ВКП, член Сок. РКК ВКП. Не забывает т. Гузовская и о повышении своего культурного и политического уровня (чем, к сожалению, не могут похвалиться многие другие наши коммунисты-рабочие). Ликвидировав лишь в 1919 г. свою неграмотность, т. Гузовская уже спустя десять лет (в нынешнем году) оканчивает Вечерний Свердловский университет» (здесь и далее в цитатах орфография и пунктуация оригинала сохранены. — Н. С. ) .^Ш.

Необходимо отметить, что в 1930 г. многотиражка фабрики имени П. А. Бабаева пересмотрела приоритеты в освещении темы «новых рабочих». Таблица 2 указывает, что в качестве основных черт таких рабочих газета стала выделять общественную работу и молодость. Показатели относительных частот встречаемости категорий, отражённые в таблице 1, говорят, что газета «Пищевик» в своих статьях в 1930 г. отмечала важность участия в социалистическом соревновании и партийной жизни. Из таблицы 3 можно сделать вывод, что в газете «Наша правда» в 1930 г. первое место заняла грамотность «новых рабочих».

В 1931 г. для газеты «Бабаевец» наиболее важными качествами «нового рабочего» являлись участие в партийной жизни и общественная работа. Довольно высокими были также показатели относительных частот встречаемости категорий участие в работе добровольных обществ, спорте и участие в социалистическом соревновании. В том же году газета «Наша правда» больше всего внимания уделяла участию «новых рабочих» в социалистическом соревновании. Эта категория встретилась в многотиражке в 60% случаев при упоминании качеств «нового рабочего».

В конце первой пятилетки газета фабрики имени П. А. Бабаева посвящала статьи «новым рабочим», которые активно участвовали в социалистическом соревновании и общественной работе. Фабричная газета «Красного Октября» писала о необходимости наличия у новых рабочих таких положительных качеств, как участие в профсоюзной работе и социалистическом соревновании.

Для второй пятилетки характерно изменение основных акцентов в материалах отраслевой и многотиражных газет. Из таблицы 2 следует, что в 1933-1934 гг. газета «Бабаевец» подчеркивала значение профессиональных знаний и грамотности, молодости и участия в комсомольской работе. Таблица 3 показывает, что в тот же период газета «Наша правда» предпочитала освещать в статьях такие качества, как участие в партийной жизни, социалистическом соревновании и профсоюзной работе. В таблице 4 отражено, что в 1933-1934 гг. газета «За боевые темпы» писала о важности участия в партийной жизни, о необходимости наличия у «новых рабочих» в ыда ющи хся личных качеств, особо отмечала участие в социалистическом соревновании и перевыполнение производственных показателей. Таблица 1 позволяет прийти к заключению, что в 1934 г. для отраслевой газеты наиболее важное значение среди основных черт «новых рабочих» имели профессиональные знания, грамотность, участие в партийной жизни.

В 1935-1936 гг. происходит изменение риторики отраслевой и многотиражных газет. На первый план в газете «Бабаевец» выходят такие категории, как участие в социалистическом соревновании, молодость и грамотность. Газета «За боевые темпы» в тот же период стремилась воспитать в читателях личные качества, стремление к участию в социалистическом соревновании и перевыполнению плана. Многотиражная газета «Наша правда» указывала, что «новых рабочий» должен быть молодым, участвовать в социалистическом соревновании, обладать прочными профессиональными знаниями. В отраслевой газете «За пищевую индустрию» наиболее частотными в 1935-1936 гг. стали категории молодость, участие в работе комсомольской организации и участие в социалистическом соревновании.

В одном из номеров газеты «За пищевую индустрию» в 1936 г. была напечатана заметка стахановки карамельного цеха харьковской фабрики «Октябрь» Н. Бураковской. Этот материал показывает типичные черты «нового рабочего» в отражении отраслевой газеты:

«Я работаю на машине № 3 в карамельном цехе харьковской фабрики "Октябрь" . Эту машину обслуживают только комсомольцы. Новую норму я и работающие в других сменах тт. Доброскоков и Ненкова выполняем не меньше, чем на 130 проц.

Наша бригада с честью оправдывает звание комсомольской. Мы идем вперед не только по производственным показателям, но и повышаем свой культурный уровень: читаем произведения лучших писателей, смотрим все новые кинофильмы и пьесы. Хорошо и радостно жить в советской стране!» 1211.

К концу второй пятилетки наибольшими относительными показателями частот встречаемости в текстах газеты «Бабаевец» обладали категории участие в партийной жизни и участие в социалистическом соревновании, в текстах газеты «Наша правда» — участие в социалистическом соревновании и участие в работе комсомольской организации, в текстах газеты «За боевые темпы» — молодость, грамотность и участие в работе комсомольской организации, в текстах отраслевой газеты — категории участие в социалистическом соревновании и личные качества.

Особо следует сказать о распределении отраслевой и многотиражных газет в представлено на рисунке 1.

категорий мужчина и женщина в текстах период первой и второй пятилетки. Оно

Рисунок 1. Распределение гендерных категорий в текстах отраслевой и многотиражных газет пищевой промышленности за период первой и второй пятилеток (Б — газета «Бабаевец», ЗБТ — газета «За боевые темпы», НП — газета «Наша правда» и П -газета «Пищевик», «За пищевую индустрию», «Пищевая индустрия»)

На рисунке 1 отражены материалы за те годы первой и второй пятилетки, в которые категории мужчина и женщина встретились в текстах выборки. В подписи к нормированной гистограмме используются краткие буквенные обозначения газет и числа, указывающие соответствующие годы. Из рисунка 1 следует, что многотиражные газеты «Наша правда», «Бабаевец» и «За боевые темпы» представляли женщину в образе «нового рабочего» чаще, чем отраслевая газета пищевой промышленности. В среднем за период первой и второй пятилеток газета «Пищевик» («За пищевую индустрию», «Пищевая индустрия») практически в равной степени представляла героями своих публикаций о «новых рабочих» и мужчин, и женщин. Такое распределение

гендерных категорий объясняется тем, что коллектив кондитерских фабрик был преимущественно женским (так, например, в 1933 г. на фабрике «Рот Фронт» в составе

трудового коллектива было 90% женщин I22!, в 1935 г. в целом по кондитерской отрасли женщины составляли 63,3% от непосредственно работающих на производстве [23, с 52]), а в рамках всей пищевой промышленности преобладали рабочие мужского пола (женщины составляли 45,1% от всех рабочих) [23, с 52].

Таким образом, изучение частот встречаемости категорий в текстах многотиражных и отраслевой газет пищевой промышленности за период первой и второй пятилеток показало, что их общей чертой было стремление сформировать у трудящихся установку на активное участие в социалистическом соревновании, работе партии и комсомола, на повышение культурного уровня. Отличительной чертой многотиражной печати стала её ориентация на преимущественно женскую аудиторию.

Анализ частот совместной встречаемости категорий в текстах многотиражной и

отраслевой печати

С помощью программы MAXQDA были вычислены значения частот совместной встречаемости категорий. Программа считала число раз, которое каждая пара категорий встретилась в рамках относительно завершённого и обособленного по смыслу отрезка текста — одного абзаца. Совместная встречаемость категорий обозначала связь, которой наделяли их авторы статей отраслевой и многотиражной газет.

Полученные матрицы частот совместной встречаемости категорий были визуализированы с помощью программ ис^ЕТ и NETDRAW. На рисунках 2-5 представлены графы наиболее сильных связей категорий в текстах многотиражных газет «Бабаевец», «Наша правда», «За боевые темпы» и отраслевой газеты пищевой промышленности, вошедших в выборку. Поскольку объем текстов, вошедших в выборку, заметно отличается, задать единый порог отбора частот совместной встречаемости было бы неправильно. Для корректного сравнения графов нужен другой принцип работы с пороговым значением. Поэтому для каждой из газет порог отбора был подобран индивидуально. Его величина была сформулирована таким образом, чтобы на финальном графе для каждого периодического издания присутствовало 8-12 наиболее сильных связей категорий.

Рисунок 2. Результаты визуализации частот совместной встречаемости категорий в

выборке материалов многотиражной газеты «Бабаевец» за период первой и второй пятилеток, порог отбора >15

Анализ частот совместной встречаемости категорий, отражённых на рисунке 2 показал, что для газеты «Бабаевец» наиболее тесно связанными были пары категорий женщина — грамотность, женщина — мужчина, женщина — участие в партийной жизни, молодость — участие в работе комсомольской организации, женщина — профсоюзная работа. Таким образом, в структуре статей о «новых рабочих», напечатанных в газете, основным связующим звеном был образ женщины на производстве. В газете подчёркивались такие качества, присущие героиням статей, которые показывали высокий уровень эмансипации этих работниц, их освобождение от «кухонного рабства» и полноценное вовлечение в общественную жизнь.

Щпё ре выполнение производственных показателей

Рисунок 3. Результаты визуализации частот совместной встречаемости категорий в выборке материалов многотиражной газеты «За боевые темпы» за период второй пятилетки, порог отбора >10

Рисунок 3 показывает, что в газете «За боевые темпы» наиболее тесно были связаны пары категорий личные качества — участие в социалистическом соревновании, женщина — участие в социалистическом соревновании, участие в социалистическом соревновании — перевыполнение производственных показателей, участие в социалистическом соревновании — профсоюзная работа, женщина — грамотность.

Газета в одной из статей за 1935 г. давала довольно показательную характеристику работнице завёртки т. Зотовой, которая сочетала в себе главные качества «нового рабочего»:

«Этот образец подлинного ударника характеризуется систематическим выполнением нормы, повседневной заботой о чистоте не только своего рабочего места, но и всех завертчиц цеха, наконец, активным участием в общественной работе и аккуратным исполнением всех и всяких поручений. Несколько дней назад т. Зотова вступила в группу сочувствующих и нет сомнений, что она своим хорошим примером, пребывая в группе, поможет парторганизации в деле воспитания в будущем из сочувствующих хороших кандидатов в члены ВКП(б)»

X

грамотность

Рисунок 4. Результаты визуализации частот совместной встречаемости категорий в выборке материалов многотиражной газеты «Наша правда» за период первой и второй пятилеток, порог отбора >6

Из рисунка 4 следует, что в многотиражной газете «Наша правда» наиболее тесным образом были связаны категории женщина — участие в социалистическом соревновании, женщина — участие в партийной жизни, женщина — грамотность.

В 1930 г. газета обращалась к читателям с призывом:

«На тринадцатом году революции не должно быть ни одного трудящегося неграмотного; чем грамотнее рабочие, тем легче им разбираться в основных моментах, в ряде затруднений. Необходимо учиться главным образом работнице, так как она всегда имела меньшую возможность повышать свой культурный уровень. Вот и в нашей ячейке мужчин больше, чем женщин, а работает на фабрике большинство женщин. Работница, ликвидируй свою неграмотность и иди в ряды ВКП(б)! Не отставай от мужчины!»

Рисунок 5. Результаты визуализации частот совместной встречаемости категорий в выборке материалов отраслевой газеты «Пищевик» («За пищевую индустрию», «Пищевая индустрия») за период первой и второй пятилеток, порог отбора >20

Анализ рисунка 5 позволяет прийти к выводу, что в отраслевой газете пищевой промышленности максимальными частотами совместной встречаемости обладали пары категорий молодость — участие в работе комсомольской организации, участие в социалистическом соревновании — личные качества, молодость — участие в социалистическом соревновании.

Таким образом, анализ частот совместной встречаемости категорий позволил выделить сходства и различия в содержании отраслевой и многотиражных газет пищевой промышленности по проблеме формирования «нового рабочего». Для газеты «Бабаевец» первостепенной задачей при освещении проблемы «нового рабочего» являлось вовлечение женщин в полноценную производственную, политическую и общественную работу. Для газеты «За боевые темпы» наиболее важным смысловым элементом статей о «новом рабочем» была категория участие в социалистическом соревновании. Газета «Наша правда», помещая на своих страницах статьи о «новых рабочих» стремилась вовлечь работниц в участие в социалистическом соревновании и партийной жизни, повысить их культурный уровень. Отраслевая газета предлагала в качестве наиболее важных черт «новых рабочих» молодость и участие в социалистическом соревновании и работе комсомола.

Заключение

Таким образом, с помощью контент-анализа удалось выявить и наглядно показать сходства и различия в содержании отраслевой и многотиражной периодической печати пищевой промышленности СССР 1928-1937 гг. по проблеме формирования «нового рабочего». Контент-анализ показал, что с точки зрения многотиражных газет пищевой промышленности «новый рабочий» — это молодая женщина, стремящаяся повысить свой культурный уровень и полноценно участвовать в производстве, общественной и партийной жизни. С точки зрения отраслевой газеты образцом «нового рабочего» могли служить юноши и девушки, активные участники социалистического соревнования и комсомольской работы.

Различия в основных чертах образа «нового рабочего» в отраслевой и многотиражной печати отражают специфику этих периодических изданий. Многотиражные газеты кондитерских фабрик были рассчитаны на чтение коллективами этих предприятий, где женщины преобладали. Отраслевая газета обращалась в равной степени и к мужчинам, и к женщинам, работающим в пищевой индустрии. Тем не менее, общая установка многотиражной и отраслевой печати пищевой промышленности на вовлечение молодых работников и работниц в активное участие в производственных процессах говорит о единой направленности этих периодических изданий на формирование «нового рабочего», способного справиться с задачами индустриализации страны.

Библиография

1. Леденев М. А. Партийно-советская печать Казахстана в борьбе за коллективизацию сельского хозяйства республики (1927-1934 гг.): автореферат дис. ... доктора ист. наук: 07.00.07 / Каз. гос. пед. ин-т им. Абая. Алма-Ата, 2005. — 30 с.

2. Поздеев П. В. Фабрично-заводская печать как источник по истории промышленности в 20-30-е годы XX века // Герценка: Вятские записки. Вып. 3. Киров, 2002. С. 67-71.

3. Раздина Н. В. Первые пятилетки: промышленная политика СССР в отражении газеты «За индустриализацию». М.: МАКС Пресс, 2016. — 222 с.

4. Геллер М. Машина и винтики. История формирования советского человека. М.:

МИК, 1994. - 336 с.

5. Панков Н. П. Советский человек. Воспитание новой молодежи. 1920-1930-е годы. М.: URSS, 2019. - 193 с

6. Поршнева О. С. Новый человек как компонент революционного советского проекта: ключевые проблемы изучения в современной историографии / Эпоха социалистической реконструкции: идеи, мифы и программы социальных преобразований. Сборник научных трудов. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2017. С. 6-18.

7. Человек советский за и против = Homo soveticus: pro et contra / под общей редакцией Ю. В. Матвеевой, Ю. А. Русиной. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2021. - 410 с.

8. Attwood L. Creating the New Soviet Woman. Women's Magazines as Engineers of Female Identity, 1922-53. New York: Palgrave Macmillan, 1999. — 221 p.

9. Cheng Y. Creating the "New Man": From Enlightenment Ideals to Socialist Realities. University of Hawai'i Press, 2009. — 268 p.

10. Hoffmann D. L. Cultivating the Masses: Modern State Practices and Soviet Socialism, 1914-1939. Cornell University Press, 2011. — 344 p.

11. Раннесоветское общество как социальный проект, 1917-1930-е гг.: монография: в

2 ч. Ч. 2. Советское общество: культура, сознание, поведение / Коллектив авт.; под общ. ред. Л. Н. Мазур. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 462 с.

12. Бородкин Л. И. Контент-анализ и проблемы изучения исторических источников // Математика в изучении средневековых повествовательных источников. М., 1986. С. 8-30.

13. Гарскова И. М. Новые тенденции в компьютеризованном анализе текстов: концепции, методы, технологии // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2015. T.6. Выпуск 8 (41) [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840001255-9-1 (дата обращения: 16.04.2021).

14. Гарскова И. М., Симонженкова Е. М. О формализованной методике анализа комплексов мемуарных источников // Историческая информатика. 2019. № 1. С. 169-188.

15. Гребенченко И. В. Они были Главными: контент-анализ воспоминаний создателей советской космонавтики // Историческая информатика. 2017. № 4. С. 101-111.

16. Зингис К. А. Мемуары узников Соловецкого лагеря особого назначе-ния: результаты контент-анализа // Клио. 2020. № 10(166). С. 13-26.

17. Зингис К. А. Публикации заключенных: контент-анализ газеты «Новые Соловки» (1925-1930 гг.) // Историческая информатика. 2015. № 3-4. С. 45-55.

18. Kuckartz U. Qualitative Text Analysis. A Guide to Methods, Practice and Using Software. Sage Publications, 2014. — 192 p.

19. Kuckartz U., Radiker S. Analyzing qualitative data with MAXQDA. Springer International Publishing, 2019. — 303 p.

20. Новый помдиректора // Бабаевец. М., 1929. 6 августа (№10). С. 1.

21. Хорошо, радостно жить в советской стране // За пищевую индустрию. М., 1936. 1 сентября (№201). С. 1.

22. Учитесь у «Красного Октября» // Ударник на хлебном фронте. М., 1933. № 12. С. 6.

23. Женщина в СССР: статистический сборник. М.: ЦУНХУ Госплана СССР; в/о Союзторгучет, 1936. — 171 с.

24. Знатные люди цеха // За боевые темпы. М., 1935. 4 января (№56). С. 1.

25. Работница, будь в первых рядах // Наша правда. М., 1930. 6 марта (№7). С. 1

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Эпоха Перестройки привела не только к глубоким социально-политическим и экономическим переменам: большие изменения происходили в духовной жизни. Официальная коммунистическая идеологии потеряла свою значимость как в глазах партийной элиты, так и простых граждан. Это привело к тем дискуссиям вокруг советского прошлого, которые идут и сегодня. Напомним, что именно в сталинский период были созданы те основные элементы советского общества, которые несмотря на разоблачения культа личности во многом считались определяющими и в эпоху так называемого застоя. Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является проблема выработки корректных методических подходов для проведения сравнительного анализа содержания отраслевой и многотиражных газет пищевой промышленности СССР по вопросу формирования «нового рабочего» этой отрасли в 1928-1937 гг. Автор ставит своими задачами показать источниковую базу исследования, определить методологические подходы, проанализировать частоту совместной встречаемости категорий в текстах многотиражной и отраслевой печати. Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает компьютеризованный вариант контент-анализа в программе MAXQDA. Автор отмечает пять этапов исследования от выборки до интерпретации полученных результатов. Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор с помощью сравнительного контент-анализа материалов отраслевой газеты «Пищевик» («За пищевую индустрию», «Пищевая индустрия») и многотиражных газет «Бабаевец» (кондитерская фабрика имени П. А. Бабаева), «Наша правда» (кондитерская фабрика «Красный Октябрь») и «За боевые темпы» (кондитерская фабрика «Рот Фронт») стремится охарактеризовать «степени сходства образов «нового рабочего», предлагаемых данными периодическими изданиями в годы первой и второй пятилеток». Данная тема практически не затрагивалась прежде. Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя 25 различных источников и исследований, что само по себе говорит о той важной подготовительной работе, проделанной автором рецензируемой статьи. Отметим и привлечение автором зарубежной англоязычной литературы. Из привлекаемых автором источников отметим материалы периодической печати. Из используемых исследований укажем на работы Н.П. Панковой и О.С. Поршневой, в центре внимания которых формирование «нового человека» в 1930-е гг., а также работы Л.И. Бородкина и И.М. Гарсковой, рассматривающих проблемы применения контент-анализа. Добавим от себя, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач. Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем кто интересуется как

историей советского периода, в целом, так и формированием «нового человека». Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи. Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «вопрос о сходстве и различии в содержании отраслевой и многотиражной печати пищевой промышленности СССР в годы первой и второй пятилетки до сих пор не рассматривался в работах исследователей». В работе показано, что «система категорий и индикаторов включала в себя 14 категорий, описывающих основные качества «нового рабочего», которые неоднократно повторялись в публикациях рассматриваемых периодических изданий: 1) молодость, 2) перевыполнение производственных показателей, 3) личные качества — преданность, коллективизм, патриотизм, верность, смелость, храбрость, отвага, энергичность, задор, энтузиазм, инициатива, 4) участие в социалистическом соревновании, 5) участие в работе комсомольской организации, 6) участие в работе добровольных обществ, спорте, 7) служба в армии, 8) грамотность, 9) профессиональные знания, 10) стаж работы, 11) общественная работа, 12) участие в партийной жизни, 13) профсоюзная работа, 14) награды». Примечательно, что как указывается в рецензируемой статье, «с точки зрения многотиражных газет пищевой промышленности «новый рабочий» — это молодая женщина, стремящаяся повысить свой культурный уровень и полноценно участвовать в производстве, общественной и партийной жизни», в свою очередь, «с точки зрения отраслевой газеты образцом «нового рабочего» могли служить юноши и девушки, активные участники социалистического соревнования и комсомольской работы». Главным выводом статьи является то, что «с помощью контент-анализа удалось выявить и наглядно показать сходства и различия в содержании отраслевой и многотиражной периодической печати пищевой промышленности СССР 1928-1937 гг. по проблеме формирования «нового рабочего». Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, снабжена 4 таблицами и 5 рисунками, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсах лекций по истории России, так и в различных спецкурсах. В целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Историческая информатика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.