Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Солощрнко Н.В. — Отраслевая газета пищевой промышленности СССР в 1928-1937 годы как исторический источник: к вопросу о методике анализа содержания // Исторический журнал: научные исследования. - 2020. -№ 2. DOI: 10.7256/2454-0609.2020.2.32033 URL: https://nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=32033
Отраслевая газета пищевой промышленности СССР в 1928-1937 годы как исторический источник: к вопросу о методике анализа содержания
Солощенко Наталья Владимировна
аспирант, Московский государственный университет им. МВ. Ломоносова (МГУ) 119192, Россия, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4
Статья из рубрики "Количественные методы в истории, историческая информатика"
DOI:
10.7256/2454-0609.2020.2.32033
Дата направления статьи в редакцию:
15-02-2020
Аннотация.
В статье рассматривается проблема формулирования корректных методических подходов для изучения советских печатных СМИ. Предметом статьи являются источниковедческие особенности отраслевой газеты пищевой промышленности СССР периода первой и второй пятилеток, которые оказывают влияние на выбор методики анализа данного источника. Автор предлагает подход к изучению этого периодического издания, основанный на комбинировании классических приёмов источниковедения и компьютеризованном анализе текстов редакционных статей в программе MAXQDA 2020, приводит краткую характеристику возможностей, которые предоставляет новая версия этой программы историкам, изучающим тексты средств массовой информации. В статье делается вывод, что изучение такого многогранного исторического источника, каким является отраслевая газета «Пищевик» («За пищевую индустрию», «Пищевая индустрия»), должно проводиться с помощью применения контент-анализа, который позволит систематизировать динамику изменения повестки дня одной из крупнейших отраслей промышленности СССР в 1928-1937 гг.
Ключевые слова: периодическая печать, советские газеты, первые пятилетки, индустриализация СССР, пищевая промышленность, исторический источник,
нарративные источники, контент-анализ, историческая информатика, MAXQDA
Пресса является ценным источником, отразившим многие особенности развития нашей страны в разные исторические периоды. В отдельные эпохи менялись ведущие функции печатных СМИ в обществе. Так, периодическая печать СССР была одним из самых распространённых каналов, через которые осуществлялось информирование граждан и идеологическое воздействие на общество в период первых пятилеток. Исследователи, изучающие советские газеты 1920-1930-х гг., отмечают, что эти издания были «единственным всеохватным средством информации, а следовательно, и эффективным
инструментом формирования общественного мнения» С 37].
Проблема формулирования корректных методических подходов для изучения печатных СМИ в качестве исторических источников много раз была в центре внимания историков. Например, в исследованиях И. Д. Архангельской121, С. А. Красильникова131, С. М.
Поповой А. Г. Голикова О. Н. Блиновой161, К. К. Любимовой171 в качестве основного подхода к изучению материалов периодической печати использовался метод контент-анализа. В работах Л. И. Бородкина и И. Д. Ковальченко приводится наиболее полный обзор исторических исследований с применением этого метода, вышедших в
1970-1980-х гг. ХйЫШ/ЦШ Подробный обзор современной историографии даётся в статье
И. М. Гарсковой 1111.
В настоящее время проблема выработки и апробации корректных методических подходов в изучении периодической печати в целом и советской прессы в частности не теряет своей актуальности. Журналы, газеты и листовки, издававшиеся в СССР в 1920-1930-е гг., активно привлекаются современными исследователями в качестве источников для рассмотрения различных аспектов политического, социального, культурного и экономического развития страны в указанный период 1121,1131,1141,1151,1161,1171,1181.
Значительный интерес для историков, в сферу научных интересов которых входит исследование советской индустриализации, представляет отраслевая периодическая печать, под которой понимаются газеты и журналы, предназначенные для работников отдельных отраслей промышленности СССР. В последние годы растёт внимание учёных к подобным изданиям. В качестве наиболее удачного примера можно привести ряд статей и монографию Н. В. Раздиной, которая применила методы контент-анализа для изучения официального печатного органа Наркомата тяжёлой промышленности СССР — газеты «За индустриализацию» 1191,1201,1211.
Следует отметить, что печать такой крупной отрасли промышленности, как пищевая, до настоящего времени не исследовалась столь же подробно, хотя вопрос раскрытия информационного потенциала этого источника по истории пищевой индустрии в период первых пятилеток имеет научную значимость. Целью данного исследования является рассмотреть отраслевую газету пищевой промышленности СССР в 1928-1937 годы как исторический источник и предложить методику анализа её содержания.
Источниковедческие аспекты исследования
Газета пищевой промышленности СССР в период 1928-1937 гг. пережила три смены названия. Первым печатным органом, предназначенным для сотрудников данной отрасли, была газета «Пищевик», издававшаяся Центральным Комитетом Всероссийского союза рабочих и служащих пищевой промышленности с 1921 г. С 1 ноября 1921 г. по 24 июня 1924 г. в подзаголовке указывалось, что издание было органом ЦК Всероссийского
союза рабочих пищевой и вкусовой промышленности 122, С 46-471. с конца июня 1924 г. по начало апреля 1931 г. за выход газеты отвечал Центральный комитет Союза рабочих
пищевой и вкусовой промышленности СССР [22, С 47]. С 10 апреля по 29 июня 1931 г. газета находилась в подчинении у трёх центральных комитетов профильных профсоюзов: ЦК Профсоюза рабочих мясо-рыбной, консервной и маслобойной промышленности, ЦК Профсоюза рабочих хлебопекарно-мукомольной и кондитерской промышленности, ЦК
Профсоюза рабочих сельпромовской и табачно-бродильной промышленности [22, С. 47].
С 1 июля 1931 г. газета получает название «За пищевую индустрию», передаётся в ведение Народного комиссариата снабжения СССР, Народного комиссариата снабжения РСФСР и ЦК Профсоюзов мясо-рыбоконсервной, маслобойной промышленности, мукомольно-хлебопекарной и кондитерской промышленности, сельпромовской
промышленности [22, С 47]. С сентября 1931 г. подзаголовок несколько раз менялся. С 1934 г. газета стала печатным органом Народного комиссариата пищевой
промышленности СССР и ЦК профсоюзов рабочих пищевой промышленности122, С 47]. С 21 ноября 1937 г. издание получает заголовок «Пищевая индустрия». Под этим названием оно выходило до июня 1941 г.
Местом издания отраслевой газеты была Москва. Редакторами этого издания в период 1928-1937 гг. являлись И. Сибуль, В. Гальперин, Е. Кадыкова, А. М. Кактынь, С. Б. Ингулов (к сожалению, выяснить отчества некоторых редакторов не удалось). Тираж «Пищевика» составлял 42 тысячи экземпляров [23, С 11] Тираж газеты «За пищевую индустрию» насчитывал 90236 экземпляров [24, С—3021 Газета «Пищевая индустрия» издавалась тиражом 85 тысяч экземпляров —С—7]. Годовое количество номеров изменялось с течением времени ввиду изменения периодичности выхода этого издания. За 1928 г. вышло 104 номера, за 1929 г. — 102 номера, за 1930 — 141 номер, за 1931 г. были изданы номера 1-70 газеты «Пищевик» и номера 1-170 газеты «За пищевую индустрию», за 1932 г. вышел 301 номер отраслевой газеты. В 1933-1934 гг. выходило 300 номеров ежегодно, в 1935 г. был издан 181 номер, в 1936 г. — 301 номер, в 1937 г. — 299 номеров. Цена годовой подписки на газету «Пищевик» составляла 3 руб. [23, С
Подписка на газету «За пищевую индустрию» стоила 30 рублей за год [24, С 3021. На газету «Пищевая индустрия» можно было оформить подписку на 12 месяцев за 30
рублей [25, С 7].
Отраслевая газета пищевой промышленности в 1928-1937 гг. выходила в формате 42x60 см, что приближённо соответствует формату A2 (по международному стандарту ISO 216). В каждом номере обычно было четыре страницы. Номера газеты были преимущественно чёрно-белыми. Цветные элементы иногда использовались для оформления праздничных номеров издания. Большинство выпусков газеты в подшивках в отделе газет Российской государственной библиотеки находится в хорошей сохранности, у отдельных номеров бумага стала ломкой, имеются фоксинги и повреждения полей в виде разрывов.
Методические аспекты исследования
Изучение содержания отраслевой газеты пищевой промышленности на протяжении довольно длительного периода, на взгляд автора, целесообразно проводить с помощью метода контент-анализа, который хорошо зарекомендовал себя в исторических исследованиях. И. М. Гарскова отмечает, что самое большое число работ историков с
применением этого метода посвящено анализу прессы Ш^. Этот метод содержит в себе дополнительные возможности для приращения научного знания, так как предполагает, в том числе, изучение внутренних взаимосвязей между элементами содержания текстов исторических источников.
В качестве подготовительного этапа для проведения подобного исследования требуется выработать корректные критерии ограничения того материала, который будет подвергаться анализу. Это означает, что необходимо решить, как минимум, два взаимосвязанных вопроса: 1) выбрать рубрики, разделы или тип статей, которые будут изучаться, и 2) сформировать репрезентативную выборку из сохранившихся номеров газеты.
Выбор раздела газеты для изучения
Газета «Пищевик» в 1928-1931 гг. выходила с рубриками: «Будни социалистического строительства», «Жизнь партии», «Дела жилищные», «На рыбных промыслах», «Рабкоровское», «Наука и техника». Изменение заголовка газеты в 1931 г. повлекло за собой не только изменение внешнего вида издания, но и смену подзаголовков и разделов. В газете «За пищевую индустрию» появляются, например, такие рубрики, как «По Советскому Союзу», «За границей», «Библиография», «Хроника», «Профсоюзная хроника», «С важнейших участков пищевой индустрии» и другие. После переименования газеты в 1937 г. произошла ещё одна смена рубрик этого издания. Появились такие новые разделы, как, например, «Техническая учёба», а также рубрики, посвящённые развитию стахановского движения в пищевой промышленности.
Следует отметить и такие элементы содержания отраслевой газеты, как сменные региональные страницы, освещавшие проблемы отдельных экономических районов СССР, например, Крыма, Каспия, Северного Кавказа, Среднего и Нижнего Поволжья и т. п. Выпуски газеты с ними выходили параллельно с основным изданием и сохраняли его нумерацию. Эти страницы печатались непостоянно, следовательно, их нельзя использовать в качестве основного раздела для анализа содержания газеты на протяжении всего периода первой и второй пятилеток. Тем не менее, подобные страницы представляют ценность для изучения региональной повестки дня, которая формировалась данным СМИ в течение 1930-х гг.
Самым стабильным разделом, который присутствовал в отраслевой газете на протяжении всего периода с 1928 по 1937 гг., являлись редакционные статьи. Их исследование даёт возможность показать смену приоритетов в развитии пищевой промышленности первых пятилеток, а также смену приоритетов в мобилизационной политике государства по отношению к работникам этой отрасли. Таким образом, изучение передовиц газеты «Пищевик» («За пищевую индустрию», «Пищевая индустрия») с помощью контент-анализа позволит систематизировать динамику изменения повестки дня, предлагавшейся этим изданием для всей пищевой промышленности СССР в 1928-1937 гг.
Формирование выборки
Следующим этапом для создания методики анализа содержания газеты в рамках данного исследования ста ло решение вопроса о выборке. К сожалению, из-за уже упоминавшейся частой смены периодичности выхода газеты число номеров за одни и те же календарные месяцы в разные годы было неодинаковым. Из-за этого было принято решение отказаться от идеи применения выборки редакционных статей за март и октябрь, которую Н. В. Раздина ранее успешно использовала для анализа отраслевой газеты «За индустриализацию» [21, С 40].
Возможным решением этой проблемы может стать формирование выборки, в которой равномерно были бы представлены материалы для всех годов первой и второй пятилеток. Вариантом такой выборки может стать изучение передовых статей отраслевой
газеты из каждого первого номера каждого календарного месяца. Такая выборка предоставит возможности для сравнительного изучения содержания газеты пищевой промышленности с другими периодическими изданиями.
Репрезентативность выборки такого типа была проверена с помощью сопоставления основных тем, поднимавшихся в редакционных статьях за 1931 г. и редакционных статьях, вошедших в выборку за этот год. Семь из девяти тем, наиболее часто поднимавшихся в редакционных статьях в течение года, встречались в материалах выборки так же часто: партийная жизнь, выполнение плана, исполнение директив партии и правительства, социалистическое соревнование, сырьё, управление производством, идеологическое воспитание. Такой результат можно считать вполне достаточным для продолжения работы с этой выборкой.
Таким образом, данные подготовительные этапы позволили сформировать выборку редакционных статей отраслевой газеты за весь период 1928-1937 гг. Последующая оцифровка этой совокупности текстов даёт возможность провести компьютеризованный анализ в программе MAXQDA 2020.
Возможности анализа содержания газеты с помощью программы MAXQDA 2020
Программа MAXQDA была создана немецкой компанией VERBI Gmb1261. Она позволяет проводить различные виды анализа текстов, в том числе, контент-анализ, поддерживает качественные и количественные методы исследований. Версия программы MAXQDA 2020 вышла в ноябре 2019 г. Она предоставляет исследователям разнообразные полезные функции для обработки, анализа и визуализации данных нарративных исторических источников.
К ним относятся, во-первых, стандартные функции частотного анализа всех словоформ, встречающихся в тексте источника, создания системы категорий и индикаторов, подсчёта частот встречаемости категорий по отдельности и подсчёта частот их совместной встречаемости в рамках определённого отрезка текста. Они позволяют проследить не только динамику изменения нагрузки на отдельные смысловые единицы в текстах редакционных статей, но и исследовать взаимосвязи этих единиц между собой. Важно подчеркнуть, что полученные таблицы с частотами встречаемости могут быть экспортированы в другие программы. На их основании могут быть построены графы связей между категориями контент-анализа и может проводиться сетевой анализ.
В MAXQDA 2020 появилась новая дополнительная функция- Document Map Она позволяет пользователям визуализировать взаимосвязи между документами на основании частот встречаемости кодов (категорий контент-анализа) и значений переменных, которые встречаются в этих документах. Благодаря этой функции можно проследить смысловую близость редакционных статей между собой.
Заключение
Таким образом, отраслевая газета пищевой промышленности является многогранным историческим источником, отразившим бурные перемены, происходившие в экономическом и социальном развитии СССР в период индустриализации. Изучение такого источника может проводиться с помощью описательных методов, однако применение контент-анализа позволит сделать результаты исследования верифицируемыми. Подобный анализ целесообразно проводить с помощью оцифрованной выборки редакционных статей в специальных программах. Следует подчеркнуть, что компьютеризованный анализ текста отраслевой газеты обязательно
должен основываться на проведённых перед этим традиционных этапах источниковедческого изучения этого периодического издания.
Я благодарю моего научного руководителя, чл.-корр. РАН Л. И. Бородкина, д.и.н. И. М. Гарскову и коллектив кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова за поддержку.
Библиография
1. Каменская Е. В. Советские газеты как исторический источник: специфика и возможности использования // Человек, общество, власть. К 100-летию Российской революции 1917 года. - Екатеринбург, 2017. С. 37-44.
2. Архангельская И. Д. К вопросу изучения периодической печати методами контент-анализа // Методы количественного анализа текстов нарративных источников. - М., 1983. С.110-126.
3. Красильников С. А. Периодическая печать Сибири в период Октября в системе политической пропаганды. К постановке проблемы и методов исследования // Книжное дело Сибири и Дальнего Востока в годы строительства социализма. -Новосибирск, 1984. С. 154-184.
4. Попова С. М. Контент-анализ в исследовании облика положительного героя на страницах газет 301х годов // Количественные методы в исследованиях по истории рабочего класса и крестьянства. - Свердловск, 1991. С. 33-49.
5. Голиков А. Г. Российские монополии в зеркале прессы (газеты как источник по истории монополизации промышленности). - М.: Издательство МГУ, 1991. - 205 с.
6. Блинова О. Н. Экономическая концепция КПРФ в 1990-е годы в отражении партийной периодической печати: Источники и методы исследования: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.09. - М., 2004. - 218 с.
7. Любимова К. К. История завода, региона и страны на страницах заводской многотиражки // Урал индустриальный. Бакунинские чтения. Материалы VIII Всероссийской научной конференции. 27-28 апреля 2007 г.: в 2 т. - Екатеринбург, 2007. Т. 2. С. 162-166.
8. Бородкин Л. И. Контент-анализ и проблемы изучения исторических источников // Математика в изучении средневековых повествовательных источников. - М., 1986. С. 8-30.
9. Бородкин Л. И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. - М.: Издательство МГУ, 1986. - 188 с.
10. Ковальченко И. Д., Бородкин Л. И. Современные методы изучения исторических источников с использованием ЭВМ. - М.: Издательство МГУ,1987. - 85 с.
11. Гарскова И. М. Новые тенденции в компьютеризованном анализе текстов: концепции, методы, технологии // Электронный научно-образовательный журнал «История», 2015. T.6. Выпуск 8 (41) [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840001255-9-1 (дата обращения: 22.01.2020). DOI: 10.18254/S0001255-9-1
12. Жирков Г. В. Журналистика сталинской эпохи, 1928-1950-е годы - 3-е изд., стер. -М.: Флинта: Наука, 2017. - 497 с.
13. Ложкина А. С. Роль периодической печати СССР в формировании образа Японии (исторический опыт 1930-х гг.) // Уральский исторический вестник. - 2009. -№1(22). - С. 22-30.
14. Метель А. В. Становление антирелигиозной периодической печати в СССР (1919-
1941 гг.) // Вестник Омского университета. - 2013. - №1(67). - С. 43-47.
15. Минаева О. Д. Журналы «Работница» и «Крестьянка» в решении «женского вопроса» в СССР в 1920-1930-е гг. М.: МедиаМир, 2015. - 232 с.
16. Минаева О. Д. Реформа быта и деконструкция патриархальной семьи в 1920 гг. (по материалам журналов «Работница» и «Крестьянка»)// Медиа альманах. - 2015. - № 2. - С. 58-66.
17. Минаева О. Д. «Может ли баба справить мужичью работу?» Особенности производственной пропаганды в советских журналах для женщин 1920-х гг // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2014. - № 5. - С. 112-129.
18. Никишина Е. А. Жанровое своеобразие писем читателей в газеты: на материале эмигрантских и советских газет 20-х гг. XX века. М.: ЯСК, 2017. - 695 с.
19. Раздина Н. В. Газета «За индустриализацию» как источник для изучения промышленной политики государства в годы первых пятилеток (опыт контент-анализа редакционных статей) // Историческая информатика. - 2013. - № 1 (3). - С. 41-60.
20. Раздина Н. В. Газета «Черная металлургия (Индустрия)» как источник для изучения промышленной политики государства в годы третьей пятилетки (контент-анализ редакционных статей) // Клио. - 2014. - № 10 (94). - С. 18-25.
21. Раздина Н. В. Первые пятилетки: промышленная политика СССР в отражении газеты «За индустриализацию». М.: МАКС Пресс, 2016. - 224 с.
22. Газеты СССР, 1917-1960: Библиографический справочник. Т. 1. Газеты Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик. - М.: Книга, 1970. - 278 с.
23. Хомский А. П. Газеты и журналы СССР: справочник на 1929 год о всех периодических изданиях, выходящих в СССР. М., 1929. - 168 с.
24. Летопись периодических изданий СССР в 1936 г. (на 1 июля) М.: Изд-во Всесоюз. книж. палаты, 1937. - 801 с.
25. Ежегодник периодических изданий СССР за 1938 год. Ч. 2. Газеты. М.: Всесоюз. книж. палата, 1939. - 311 с.
26. MAXQDA: The Art of Data Analysis [Official website]. URL: https://www.maxqda.com/about (дата обращения: 23.01.2020)
27. Jump Start Your Research Journey with MAXQDA 2020 // MAXQDA: The Art of Data Analysis [Official website]. URL: https://www.maxqda.com/new-maxqda-2020 (дата обращения: 23.01.2020)
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования, данные о рецензенте не указываются.
Рецензия на статью
Рецензия на статью «Отраслевая газета пищевой промышленности СССР в 1928-1937 годы как исторический источник: к вопросу о методике анализа содержания» Представленная статья посвящена методическим аспектам анализа отраслевой газеты в эпоху советской индустриализации как исторического источника, отражавшего в информационном и идеологическом аспектах экономическое и социальное развитии страны в этот период. В первой части статьи на основе анализа историографии изучения отраслевой печати автор делает вывод, что материалы СМИ периода 1920-1930-х гг.
активно привлекаются исследователями для рассмотрения различных аспектов политического, социального, культурного и экономического развития страны в указанный период. При этом справедливо отмечается, что печать пищевой промышленности пока не изучена достаточно подробно, как, например, отраслевая печать тяжелой промышленности. Восполняя этот пробел, автор выбрал в качестве объекта анализа отраслевую газету пищевой промышленности СССР. Проведенный источниковедческий анализ выявил, что отраслевая газета в указанный период несколько раз меняла название и подзаголовок, указывающий, каким органом она издавалась: сначала это была газета «Пищевик», затем - «За пищевую индустрию», затем - «Пищевая индустрия». Газета сначала выпускалась под эгидой ЦК различных профсоюзов рабочих пищевой промышленности, затем превратилась в орган ЦК отраслевых профсоюзов и Наркомата пищевой промышленности СССР. Источник хранится в отделе газет Российской государственной библиотеки; сохранность большинства выпусков газеты хорошая. Во второй части статьи рассматриваются методические аспекты анализа содержания отраслевой газеты на основе контент-анализа, который апробирован в многочисленных работах историков при изучении исторической прессы. Следуя опыту предшественников, автор уделяет главное внимание отбору наиболее содержательно значимых рубрик или типов статей, а также формированию репрезентативной выборки из сохранившихся номеров газеты. Был проанализирован меняющийся в течение изучаемого периода набор рубрик и степень их стабильность. Это позволило автору обосновать выбор редакционных статей, изучение которых дает возможность выявить динамику изменения редакционной политики издания в освещении деятельности пищевой промышленности СССР в 1928-1937 гг. Более сложной задачей стало формирование выборки номеров, что связано с изменением периодичности выхода газеты - в разные годы число номеров за одни и те же календарные месяцы было разным. В статье было предложено формировать выборку из редакционных статей каждого первого номера каждого календарного месяца. Автором проведено обоснование репрезентативности такой выборки (для 1931 года) на основе сопоставления основных тем всех за этот год и тем из редакционных статей, попавших в выборку. Оказалось, что из девяти наиболее часто встречающихся тем в данном году семь были и наиболее часто встречающимися в выборке. Третья часть статьи обозначает возможности компьютеризованного контент-анализа текстов статей с помощью новой версии программы анализа текстов MAXQDA 2020, предыдущие версии которой были апробированы в целом ряде контент-аналитических исторических исследований. К сожалению, результаты такого анализа автором не приводятся. По-видимому, конкретные результаты анализа будут изложены в следующих публикациях автора. В заключение можно констатировать, что статья посвящена весьма актуальной тематике анализа газет в источниковедческом и методическом аспектах. В центре внимания автора находится важная проблема корректных методических подходов в изучении материалов СМИ для решения задачи выявления информационного потенциала источника. Для решения задачи формирования выборки номеров газеты предлагается обоснованное методическое решение. Замечание по статье относится к историографическому разделу - в тексте отсутствует упоминание о том, что и контент-анализ, и методические аспекты анализа прессы изучались не только Н.В. Раздиной, но и в работах И.Д. Архангельской, С.А. Красильникова, и других историков, начиная с 1970-х - 1980-х гг. еще без применения компьютеризованных программ, а с 2000-х гг. -для анализа газет уже апробировались компьютерные методы (О.Н. Блинова и др.). В обобщающих публикациях И.Д. Ковальченко и Л.И. Бородкина, Б.Н. Миронова в 1980-е гг. рассмотрены многие методические проблемы контент-анализа и результаты его применения в работах историков. С другой стороны, для сбалансированности
историографии можно сократить количество ссылок на работы Н.В. Раздиной - учитывая наличие в библиографическом списке ее монографии, убрать, например, пункты 9 и 12. Тем не менее, статья представляет методический интерес для читателей и может быть рекомендована к печати при условии расширения с учетом высказанных замечаний.