Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА БЕГЛОГО И ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА БЕГЛОГО И ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / БЕГЛОСТЬ ЧТЕНИЯ / ОСОЗНАННОСТЬ ЧТЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляхно С.А., Агаева И. Б.

В статье описаны проблемы формирования навыка беглого и осознанного чтения у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Представлены особенности навыка чтения у детей с умственной отсталостью. Описаны существующие проблемы беглого и осознанного чтения у детей с умственной отсталостью. Дана характеристика методик, направленных на преодоление особенностей беглого и осознанного чтения обучающихся младших классов с легкой степенью умственной отсталости.The article describes the problems of the formation of the skill of fluent and deliberate reading in younger schoolchildren with a mild degree of mental retardation. The features of children with mental retardation are presented. The existing problems of fluent and conscious reading in children with mental retardation are described. The characteristics of the techniques aimed at overcoming the features of fluent and conscious reading of primary school students with a mild degree of mental retardation are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА БЕГЛОГО И ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ»

УДК 373.31

Психолого-педагогические науки

Ляхно С.А., студент, Институт социально-гуманитарных технологий Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Россия, г. Красноярск Агаева И. Б., научный руководитель, канд. пед. наук, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Россия, г. Красноярск

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА БЕГЛОГО И

ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Аннотация: В статье описаны проблемы формирования навыка беглого и осознанного чтения у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Представлены особенности навыка чтения у детей с умственной отсталостью. Описаны существующие проблемы беглого и осознанного чтения у детей с умственной отсталостью. Дана характеристика методик, направленных на преодоление особенностей беглого и осознанного чтения обучающихся младших классов с легкой степенью умственной отсталости.

Ключевые слова: формирование, беглость чтения, осознанность чтения, младший школьник, умственная отсталость.

Abstract: The article describes the problems of the formation of the skill of fluent and deliberate reading in younger schoolchildren with a mild degree of mental retardation. The features of children with mental retardation are presented. The existing problems of fluent and conscious reading in children with mental retardation are described. The characteristics of the techniques aimed at overcoming the features of fluent and conscious reading of primary school students with a mild degree of mental retardation are given.

Key words: formation, reading fluency, reading awareness, primary school student, mental retardation.

Тенденция современного мира показывает, что детей с отклонениями от нормы развития становится с каждым годом все больше и больше. Наибольшая группа этих отклонений отводится интеллектуальным нарушениям (умственная отсталость). Детям с умственной отсталостью свойственно: заторможенность речи, нарушение качества устной и письменной речи, все это влияет на успешное обучение школе и полноценную адаптацию, и социализацию их в коллективе.

Нарушения речи ведут к трудностям в чтении, обучение чтению становится тяжелым заданием, а такие особенности приводят к трудностям в формировании беглости и осознанности прочитанного.

Согласно Закону об образовании от 29 декабря 2012 г, а так же Приказу Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование; недопустимость дискриминации в сфере образования, гуманистический характер образования; приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры и т.д. [4].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых

обучающихся образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию [4].

Стандарт начального общего образования умственно отсталых обучающихся содержит в себе основу для обязательного обеспечения развития такого ребенка как личности, в обязательном порядке учитывая его особенности.

Адаптированные образовательные программы включают в себя содержательные компоненты, такие как «академический» компонент, так и компонент «жизненной компетенции».

Так к требованиям языковых знаний и умений младших школьников с умственной отсталостью относятся:

- Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения.

- Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Обучение детей навыкам правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения формирует познавательный интерес к изучению литературы.

Это служит средством нравственного и эстетического воспитания учащихся. Эффективность обучения школьника по всем предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения.

Достаточно сформированный навык чтения отличается такими качествами как правильность, беглость, выразительность и осознанность.

Но у детей с умственной отсталостью такие качества имеют своеобразие и появляется оно уже на начало обучения грамоте, у них начинаются сложности в запоминании букв и звуков, путают схожие буквы, плохо приводят соответствие буквы и звука, а также период чтения по буквам длится достаточно затянуто, сочетание букв в слоги дается очень тяжело и в этот момент происходит частое искажение звуков, достаточно часто не могут понять о чем прочитали и соотнести прочитанное с предметом, признаком или действием [1].

Характерные для детей с умственной отсталостью косность, привязанность к какому-либо одному способу действия мешает им при переходе от аналитических приемов чтения к синтетическим (от слогов к целым словам). В результате школьники, начав читать по слогам, с трудом переключаются на чтение целыми словами. И наоборот, сразу прочитав первое слово, пытаются также быстро прочитать и следующее, но, как правило, ошибаются. Развитие беглости чтения тормозится тем, что поле зрения у детей с нарушением интеллекта ограниченное. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учеников массовой школы, оказываются многочисленными, типичными для учеников специальной (коррекционной) школы и представляют собой явление довольно стойкое, которое сохраняется даже в старших классах и тормозит развитие навыка беглого чтения [2].

При исследовании школьных знаний по чтению и письму обнаруживаются большие трудности в понимании заданий, построенных на словесно-логических операциях. Умственно отсталым детям даже при овладении техникой чтения очень трудно понять смысл прочитанного, особенно если это тексты со скрытым смыслом или тексты иносказательного, метафорического характера. Помощь в этих случаях дети использовать не могут. Дети не умеют пользоваться выученными грамматическими правилами, у них не сформирован навык самоконтроля [5].

Низкий темп и правильность чтения, в свою очередь, влияют на осмысление прочитанного. Темп чтения примерно в два раза медленнее, чем у нормальных детей. Обучение чтению у умственно отсталых детей растягивается во времени, а промежутки между ступенями значительно продолжительнее [3].

Таким образом, овладение полноценным навыком осознанного чтения для обучающихся с умственной отсталостью является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение - один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид

деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Своевременное распознание и понимание нарушений навыка чтения позволяет учителю определить основные методы обучения и их коррекционное направление при целенаправленной работе по формированию навыка осознанного чтения младших школьников с умственной отсталостью.

Библиографический список:

1. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов. - М.: Междунар. пед. акад.,1995. - 416 с.

2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 319 с.

3. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей / Д.Н. Исаев. - Л.: Союз, 1982. - 206 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - [Электронные ресурс] - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/4803/ (дата обращения: 12.09.2020).

5. Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе/ Н.Н. Щепетова. - М.: Просвещение, 2015. - 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.