Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
366
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная идентичность / казахская (казахстанская) идентичность / когнитивный компонент / эмоционально-ценностный компонент / поведенческий компонент / рефлексивный компонент / national identity / Kazakh (Kazakh) identity / cognitive component / emotional and value component / behavioral component / reflective component

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пфейфер Нелли Эмилевна, Дауенов Ернур Нурланович

В статье рассматривается актуальная проблема сохранения национальной культуры, национальной идентичности в контексте Республики Казахстан. Раскрывается суть и содержание понятия «национальная идентичность». Представлен анализ работ отечественных исследователей по проблеме национальной идентичности, таких как Т.Т. Оспанкулова, Р.К. Кадыржанова, Н.В. Нидерер, Д.К. Ахмедьяновой, Л.А. Кокумбаевой, М.С. Шайкелемева, Ж.К. Нургалиевой, М. Ляруэль, Г.А. Гизатуллиной, А.С. Жанбосиновой. Важно подчеркнуть, что теоретические предпосылки отечественных исследователей по основам специфики казахской (казахстанской) идентичности создают условия в настоящей работе для понимания ключевых и основополагающих факторов формирования национальной идентичности обучающихся в современных условиях межэтнической консолидации Республики Казахстан. Также проведен анализ работ зарубежных ученых по изучаемой проблеме: И.Л. Плужник, Т.Л. Осколова, Херрингтон и др. Представлена структура национальной идентичности, состоящая из следующих компонентов: когнитивный компонент, эмоционально-ценностный компонент, поведенческий компонент, рефлексивный компонент. Выделенные структурные компоненты национальной идентичности обучающихся отражают единство национального сознания, национальных чувств, национальных ценностей, национального поведения, с целью интериоризации образа «Мы – казахстанцы», национальной гордости за принадлежность к Нации единого будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE NATIONAL IDENTITY FORMING: THEORETICAL ASPECT

The article deals with the actual problem of preserving national culture, national identity in the context of the Republic of Kazakhstan. The essence and content of the "national identity" concept is revealed. An analysis of the domestic researchers’ works on the problem of national identity, such as T.T. Ospankulova, R.K. Kadyrzhanova, N.V. Niederer, D.K. Akhmedyanova, L.A. Kokumbaeva, M.S. Shaikelemeva, Zh.K. Nurgalieva, M.Laruel, G.A.Gizatullina, A.S.Zhanbosinova is given. It is important to emphasize that the theoretical prerequisites of domestic researchers on the basics of the Kazakh (Kazakh) identity specifics create conditions in this work for understanding the key and fundamental factors in the formation of the students’ national identity in the current conditions of interethnic consolidation of the Republic of Kazakhstan. Also, the analysis of the foreign scientists’ works on the problem under the study was carried out by I.L. Pluzhnik, T.L. Oskolova, Herrington and others. The structure of national identity is presented, consisting of the following components: cognitive component, emotional and value component, behavioral component, reflective component. The identified structural components of the students’ national identity reflect the unity of national consciousness, national feelings, national values, national behavior, in order to internalize the image "We are Kazakhstanis", national pride in belonging to the Nation of a common future.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 316

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Пфейфер Нелли Эмилевна.

Республика Казахстан, г. Павлодар, НАО «Торайгыров университет», факультет гуманитарных и социальных наук, доктор пед. наук, профессор п.е. pfeifer@mail .ги.

Дауенов Ернур Нурланович.

Республика Казахстан, г. Павлодар, НАО «Торайгыров университет», факультет гуманитарных и социальных наук, докторант, n.e.pfeifer@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема сохранения национальной культуры, национальной идентичности в контексте Республики Казахстан. Раскрывается суть и содержание понятия «национальная идентичность». Представлен анализ работ отечественных исследователей по проблеме национальной идентичности, таких как Т.Т. Оспанкулова, Р.К. Кадыржанова, Н.В. Нидерер, Д.К. Ахмедьяновой, Л.А. Кокумбаевой, М.С. Шайкелемева, Ж.К. Нургалиевой, М. Ляруэль, Г.А. Гизатуллиной, А.С. Жанбосиновой. Важно подчеркнуть, что теоретические предпосылки отечественных исследователей по основам специфики казахской (казахстанской) идентичности создают условия в настоящей работе для понимания ключевых и основополагающих факторов формирования национальной идентичности обучающихся в современных условиях межэтнической консолидации Республики Казахстан.

Также проведен анализ работ зарубежных ученых по изучаемой проблеме: И.Л. Плужник, Т.Л. Осколова, Херрингтон и др. Представлена структура национальной идентичности, состоящая из следующих компонентов: когнитивный компонент, эмоционально-ценностный компонент, поведенческий компонент, рефлексивный компонент. Выделенные структурные компоненты национальной идентичности обучающихся отражают единство национального сознания, национальных чувств, национальных ценностей, национального поведения, с целью интериоризации образа «Мы - казахстанцы», национальной гордости за принадлежность к Нации единого будущего.

Ключевые слова: национальная идентичность, казахская (казахстанская) идентичность, когнитивный компонент, эмоционально-ценностный компонент, поведенческий компонент, рефлексивный компонент.

THE ISSUE NATIONAL IDENTITY FORMING: THEORETICAL ASPECT

Pfeifer Nelli.

Republic of Kazakhstan, Pavlodar, «Toraighyrov University» NCJSC, Faculty of Humanities and Social Sciences, Doctor of pedagogic sciences, professor n.e. pfeifer@mail .ru.

Dauenov Ernur.

Republic of Kazakhstan, Pavlodar «Toraighyrov University»NCJSC, Faculty of Humanities and Social Sciences, Doctoral Student n.e.pfeifer@mail.ru.

Abstract. The article deals with the actual problem of preserving national culture, national identity in the context of the Republic of Kazakhstan. The essence and content of the "national identity" concept is revealed. An analysis of the domestic researchers' works on the problem of national identity, such as T.T. Ospankulova, R.K. Kadyrzhanova, N.V. Niederer, D.K. Akhmedyanova, L.A. Kokumbaeva, M.S. Shaikelemeva, Zh.K. Nurgalieva, M.Laruel, G.A.Gizatullina, A.S.Zhanbosinova is given. It is important to emphasize that the theoretical prerequisites of domestic researchers on the basics of the Kazakh (Kazakh) identity specifics create conditions in this work for understanding the key and fundamental factors in the formation of the students' national identity in the current conditions of interethnic consolidation of the Republic of Kazakhstan.

Also, the analysis of the foreign scientists' works on the problem under the study was carried out by I.L. Pluzhnik, T.L. Oskolova, Herrington and others. The structure of national identity is presented, consisting of the following components: cognitive component, emotional and value component, behavioral component, reflective component. The identified structural components of the students' national identity reflect the unity of national consciousness, national feelings, national values, national behavior, in order to internalize the image "We are Kazakhstanis", national pride in belonging to the Nation of a common future.

Key words: national identity, Kazakh (Kazakh) identity, cognitive component, emotional and value component, behavioral component, reflective component.

Введение.

Современный мир долгое время развивался под влиянием тотальной глобализации, включая все сферы экономики, производства, образования и т.д. Уже в этот период остро встала проблема сохранения национальной культуры, национальной идентичности. Ещё более эта проблема обозначилась сейчас, когда процесс глобализации усугубился геополитическим кризисом. В этом контексте особо злободневно звучит обращение Президента Касым-Жомарта Токаева к казахстанцам: «Мы должны сберечь наше главное достояние -независимость, упрочить основы национальной идентичности, сосредоточиться на трансформации страны» [1]. Обществом востребованы соцально-психологические эталоны поведения, которые будут соответствовать культурному контексту, национальной идентичности.

Теоретическая и практическая значимость продвижения общенациональной патриотической идеи и обеспечение закрепления ценностей данной идеи отмечается и в указе Президента Республики Казахстан. Это налагает особый отпечаток на процесс формирования государственной идеологии.

Однако, отсутствие общественного консенсуса по определению понятия «национальная идентичность» вызывает много вопросов среди исследователей. Дискуссии демонстрируют также то, что социальная дифференциация, социальное расслоение довольно сильно влияют на понимание и интерпретацию происходящих процессов. Возникающие противоречия в категориях анализа не позволяют найти то эффективное решение, которое учитывало бы интересы всех граждан страны и всех авторов, в том числе и интересы государства [2].

В «Инструктивно-методическом письме» Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина сделан акцент на «воспитание человека нового формата с новой культурой и миссией, модернизация общественного сознания» [3].

Однако, следует отметить, что «...в последние десятилетия можно наблюдать у некоторой части молодежи невысокий уровень национального самосознания, проявления патриотизма и гражданской позиции. В основе воспитания должно стать знание своей культуры, истории народа, его места в развитии мировой цивилизации. Незнание связей между прошлым и будущим не способствует развитию нации, личности.

В то время, как нравственно-духовный уровень молодежи определяет здоровье нации, интеллектуальный потенциал, конкурентоспособность и национальную безопасность государства.

Новое качество жизни - прерогатива конкурентноспособного специалиста, речь идет о человеческом капитале, реализация которого возможна при условии нравственного и духовного возрождения нации.

Процессы глобализации и интеграция в европейское пространство высшего образования актуализировало проблему воспитания казахстанской молодежи. Когда, с одной стороны, востребованы новые специалисты: социально активные, с высоким интеллектуальным потенциалом, с другой стороны, ответственные за сохранение традиционных национальных ценностей, одновременно, с присущей культурой межнационального общения в личностной и деловой сферах [4, 5].

Материалы и методы.

Анализ работ отечественных исследователей показал, что понятие национальной идентичности в казахстанском научном дискурсе относительно новое и достаточно редкое, комплексных исследований не проводилось, хотя разработка исследуемой проблемы приобретает все более значимое место в РК.

Хотя следует отметить, что вопрос национальной идентичности в современной науке Казахстана активно стал исследоваться и обсуждаться только в последнее время, причем в разных аспектах, как в теоретической, так и с точки

зрения практики. Причем проблема национальной идентичности титульной нации весьма неоднозначна.

Обозначим некоторые научные подходы к рассматриваемой проблеме в настоящее время среди отечественных исследователей:

- социально-философский анализ национальной идентичности казахов (Т.Т. Оспанкулов);

- национальную идентичность Казахстана и этнокультурный символизм (Р.К. Кадыржанов);

- развитие этнического самосознания русскоязычных старшеклассников в общеобразовательной школе РК (Н.В. Нидерер);

- национальная идентичность как условие сохранения и позиционирования казахстанского общества в глобализирующемся мире (Д.К. Ахмедьянова);

- формирование национальной идентичности на постсоветском пространстве (Л.А. Кокумбаева);

- казахская идентичность (М.С. Шайкелемев);

- конструирование этнической и гражданской идентичности в национализирующем государстве на примере Республики Казахстан (Ж.К. Нургалиева);

- три дискурсивные парадигмы государственной идентичности в Казахстане (М. Ляруэль);

- цивилизованные императивы казахстанской государственной идентичности (Г.А. Гизатуллина);

- гражданская или этническая идентичность (А.С. Жанбосинова). Результаты и обсуждение.

По мнению Т.Т. Оспанова данные исследования «...имеют большое значение для экономического и политического развития казахстанского общества, для укрепления его духовной и институциональной основы» [6].

Однако, исследования указывают, что казахская (казахстанская) идентичность так и не стала доминирующей в нашем государстве и в данном ключе весьма значимы идеи Р. Кадыржанова, который считает, что данное противоречие проявляется в следующем:

- Казахстан развивается по постсоветской модели государства титульной нации;

- в полиэтническом государстве этнические группы всегда против, чтобы государство олицетворяло один этнос, даже при условии, что это демографически и политически доминирующий этнос;

- отсутствует консенсус, каким быть национальному государству Казахстана - казахским или казахстанским в обществе [7].

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что теоретические предпосылки отечественных исследователей по основам специфики казахской (казахстанской) идентичности создают условия в настоящей работе для понимания ключевых и основополагающих факторов формирования национальной идентичности обучающихся в современных условиях межэтнической консолидации Республики Казахстан.

Резюмируя вышеизложенное, на основе детального анализа и синтеза научной литературы и вышеуказанных подходов, мы пришли к авторскому определению понятия: национальная идентичность обучающихся как интегративное качество личности отражает не только осознание личностью своей принадлежности к общности граждан Казахстана; но проявляется и в политической культуре, национальной открытости; принятие национальных интересов, общенациональных ценностей, консолидирующей национальной идеи, гармонизирующей с идеей казахстанского патриотизма в соответствии с требованиями государственной целостности и монолитного единства страны(рисунок 1).

государственная

целостность и

монолитное

единство страны

« консолидирующая

национальная идея

^^^ общенациональные

ценности

политическая культура ,

национальная открытость

• -

осознание своей

принадлежности к общности

граждан Казахстана

Рисунок 1. Схема конструирования национальной идентичности обучающихся

Проведя анализ существующих структур, мы пришли к выводу, что наиболее значимым и ценным для нашей работы является структура национальной идентичности, представленная И.Л. Плужник, Т.Л. Осколовой, Херрингтон (таблица 1) [8 с.134].

Таблица 1.

Структура национальной идентичности (по И.Л. Плужник, Т.Л. Осколовой, Херрингтон)

Компонент Характеристика

Когнитивный знание истории, культуры, традиций и обычаев своего народа, понимание своего места и роли в становлении цивилизации, понимание цели развития, стереотипы и автостереотипы, сложившиеся в народе о себе как нации, гетеростереотипы, сложившиеся в народе о других нациях, представляющие рациональный уровень национального сознания и самосознания

Эмоционально-ценностный коллективное чувство солидарности при устойчивой психологической связи, общие ценности, нормы, традиции

Поведенческий гражданская позиция, межкультурный диалог, взаимодействие коллективного и индивидуального

Рефлексивный положительная динамика в развитии идентичности при условии принятия ценностей, норм и идеалов, принятых в жизни общества

Когнитивный компонент проявляется на рациональном уровне как отражение сформированности национального сознания и самосознания, т.е. знание истории, культуры, традиций и обычаев, включая понимание цели и роли развития национальной идентичности; осознание национальных стереотипов, автостереотипов, гетеростереотипов.

Национальная идентичность определяется не только «самостью», тождеством с конкретной общностью (З. Фрейд), а также признанием общих ценностей, норм, традиций (В. Блум). Немаловажное значение имеет коллективное чувство сопричастности, выражающееся в устойчивой психологической связи (К.С. Гаджиев), представляющей эмоционально-ценностный компонент.

Эмоционально-ценностный компонент отражает национальные чувства и определяет национальный характер как реакцию на понимание мира. Характеризуется выраженными проявлениями сензитивности и эмпатии, открытости, конфликтности/неконфликтности индивида, способности к межкультурному взаимодействию.

Наличие поведенческого компонента свидетельствует о наличии гражданской позиции, характеризуется активным участием в общественной жизни, межкультурном диалоге [8, с.135].

Рефлексивный компонент обеспечивает положительное развитие идентичности, когда ценности, нормы, традиции, идеалы отдельной личности соотносятся с гражданской позицией, принятой в обществе, становятся значимыми и реализуются в жизни в качестве нормы.

Рис. 2. Схема структуры национальной идентичности обучающихся

Выделенные компоненты дают представление о механизме развития идентичности: на основе определенных знаний о нормах и ценностях происходит оценка той или иной группы, затем, принятие выбора о принадлежности или отчуждении от группы, что должно найти отражение в поведении индивида [9].

Таким образом, на основе анализа научной литературы и изучения вариации структурирования национальной идентичности, мы пришли к авторской структуре национальной идентичности обучающихся, вслед за Т.Л. Осколовой [10] и А.Н. Махининым [11, с.75]. В графическом виде структура национальной идентичности с указанием компонентов представлена на рисунке 2.

Мы в своей работе рассматриваем структуру национальной идентичности обучающихся как сложный личностный конструкт, включающий когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий и рефлексивный компоненты. В этой связи развитие национальной идентичности проходит через циклы компонент-этапов по нарастающему к следующему этапу, следовательно, наблюдается постоянный прогресс эффективного развития национальной идентичности обучающихся [11, с. 9-10].

При определении развернутых показателей структуры национальной идентичности обучающихся, прежде всего, учитывались рассмотренные выше нормативно-правовые документы, документы в сфере образования и воспитания подрастающего поколения РК, где уже определены базовые национальные ценности:

Когнитивный компонент, соответствующий национальному самосознанию включает в себя: а) освоение информации о правовой основе организации казахстанского общества, об общественно-политических событиях; б) информацию о принадлежности к гражданской общности по направлению

204

«Менщ отаным - Казахстан», о традициях, обычаях и культуре этносов РК; в) принципы, отношения между гражданами, между гражданами и государством; г) «Рухани казына»; д) интерпретация положений (категоризация, стилизация, тематизация, ретематизация) [4, 12].

Эмоционально-ценностный компонент, включает национальные чувства в контексте толерантности: а) формирование и демонстрацию гражданской позиции, позитивный настрой принадлежности к казахстанской общности; б) формирование и демонстрацию патриотизма; в) формирование и демонстрацию межэтнического, межконфессионального и межкультурного диалога.

Поведенческий компонент, определяет национально-обусловленное поведение и базируется на: а) наличие национальной позиции в поведении и деятельности; б) формировании готовности к участию в общественно-политической жизни Казахстана; в) самостоятельность в выборе решений, г) участие в социальных проектах, акциях; д) формировании способности и потребности следовать основополагающим общечеловеческим ценностям, сохраняющих мир, покой и ненасилие на казахстанской земле [12].

Рефлексивный компонент реализуется, когда нормы, ценности и идеалыстановятсязначимыми в повседневнойжизни, онрефлексирует и регулируетсвоеповедение, поступки в соответствии с декларированными и принятыминормативнымиустановками. Это есть условиеразвитияпозитивной национальной личности.

Подводя итоги вышесказанному, и основываясь на данном видении структуры национальной идентичности обучающихся, мы считаем, что выделенные структурные компоненты национальной идентичности обучающихся отражают единство национального сознания, национальных чувств, национальных ценностей, национального поведения, с целью интериоризации образа «Мы - казахстанцы», национальной гордости за принадлежность к Нации единого будущего (рисунок 3).

Стратегия национальной идеи Мэцгшк Ел - формирование интеллектуальной, конкурентоспособной нации, что реализуемо при динамическом продвижении от этнического «Я» до гражданской идентификации «Мы».

Вектор развития национального самосознания, национального чувства, национальных ценностей, национального поведения личности - продвижение от этнического (Я) и гражданской идентификации (МЫ) к общенациональной [5, с. 71].

Рис. 3. Схема содержания национальной идентичности обучающихся

Выводы.

Таким образом, исходя из анализа научно-теоретических основ формирования национальной идентичности обучающихся средней общеобразовательной школы, мы разделяем мнение С.Д. Батомункуева [13] о том, что национальная идентичность - не простая данность, а результат целенаправленной деятельности по ее формированию и развитию. Такой деятельностью в системе школьного образования, на наш взгляд, выступает проектная деятельность. Соответственно, эффективным механизмом формирования национальной идентичности обучающихся является потенциал проектной деятельности. В этой связи, дальнейшее исследование проблемы формирования национальной идентичности обучающихся рассматривается в контексте учета возможностей проектной деятельности как механизма формирования национальной идентичности обучающихся.

Библиографический список.

1. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана. // Новый Казахстан: путь обновления и модернизации от 16 марта 2022 года. [Электронный ресурс]. - URL.: https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1623953

2. Об утверждении Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства. Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 147. [Электронный ресурс]. - URL.: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1500000147

3. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2018-2019 учебном году: Инструктивно-методическое письмо. - Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2018. - 388 с.

4. О принятии Концептуальных основ воспитания в условиях реализации

программы «Рухани жацгыру». Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 апреля 2019 года № 145, с. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Касымбеков М.Б., Пралиев С.Ж., Жампеисова К.К. и др. - Мэнгшк Ел. Учебник. Алматы: ¥лагат, 2015 - 336 с.

6. Оспанов Т.Т. Национальная идентичность казахов: социально -философский анализ: диссертация на соискание степени доктора философии (PhD) по специальности «6D020100 - Философия». Алматы. - 2016. - 124 с.

7. Кадыржанов Р.К. Этнокультурный символизм и национальная идентичность Казахстана / Под общ. ред. З.К. Шаукеновой. - Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2014. - С.14-15

8. Плужник И.Л., Осколовой Т.Л., Херрингтон Т. Образование и наука. Том 19, № 8. 2017 / The Educationand Science Journal. - Vol. 19. - № 8. - 2017

9. Егорова Е.В. Индивидуализация в российских школах как способ поддержания гражданской идентичности ребёнка // Journal (International Dialogueson Education: Pastand Present \ IDE-Online February. - 2. - 2017. [Электронный ресурс]. - URL.: https://www.ide-journal.org/article/2017-volume-4-number-1

10. Осколова Т.Л. Формирование национальной идентичности студентов в поликультурном обществе: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01. - 2017. - С. 4

11. Махинин А.Н. Интенсификация усилий семьи и школы в контексте формирования гражданской идентичности обучающихся // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2017. - №247. [Электронный ресурс]. - URL.: https: //cyberleninka. ru/article/n

12. Родителям малышей пора задуматься: Казахстан занял 70-е место из 73 в рейтинге лучших стран для образования, и последнее — для воспитания детей. [Электронный ресурс]. - URL.: http://ranking.kz/ru/a/infopovody/roditelyam-malyshej

13. Батомункуев С.Д. Национальная идентичность и феномен гражданской религии. OrientalStudies. - 2018. - Vol. 39. - Is. 5. - pp.79-88. [Электронный ресурс]. - URL.: https://kigiran.elpub.ru/jour /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.